Разбираемся в демонах из нового сезона сериала «Территория». Чем опасны икотка, ворса и темные силы бани.
Главный герой Егор Чудинов ищет своих родителей, пропавших на Урале. На пути ему встретится множество необычных существ и демонов коми-пермяцкой мифологии — легенды и мифы об этих чудищах были впервые использованы при создании сериала.
Икотка
Икотки — маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. Они вселяются в людей, контролируют их речь и некоторые поступки. Икотницы их кормят толченой яичной скорлупой. Икотка может погибнуть, но это не вызывает смерти икотницы.
Отношение коми-пермяков к икотке никогда не было враждебным. Наоборот, многие люди их уважают и ходят к икотницам за советом, так как многие из них обладают даром прорицательства.
Икотка попадает человеку только через рот. Например, с нецензурной руганью прохожего. Некоторые колдуны могут специально «подсадить» икотку — они ставят ее на столбик, где обычно ходит нужный человек. Проходя мимо, человек почувствует, что в рот залетела мошка. Также икотка может попасть в организм человека с пеной в пенном напитке. До сих пор многие коми-пермяки сдувают пену с пива.
Ворса
Хозяин леса, леший. Часто Ворса превращается в медведя, но при этом передвигается над лесом по воздуху. Ему принадлежит власть над всеми зверями лесными и даже над домашними животными. До сих пор существует традиция написания «кабалы» хозяину леса на пропажу домашнего скота. Ворса иногда принимает человечье обличье. В ряде сказаний упоминается, что у Ворсы есть собака, с которой он обходит свои угодья. У лая собаки Ворсы нет эха.
Все духи коми-пермяцкой мифологии являются охранителями природы, и Ворса — не исключение. Они следят за балансом в природе, охраняют ее богатства, а также наказывают чересчур жадных охотников и рыболовов.
В зависимости от региона в коми-пермяцкой мифологии есть четыре духа, которые подходят под описание Ворсы: дух-покровитель сосновых боров и опушек Ягморт, хозяин леса и покровитель охотников Вэрись, хранитель лесных животных и птиц Вэрморт и бог всей тайги Вэркуль.
Суседко
Суседко — домовой, хранителя домашнего очага. Он очень маленький, и его почти не видно. Суседко — это доброжелательный дух, который оберегает хозяйства и жителей. Он старается предупредить хозяев дома о надвигающейся беде. Для этого он может превратиться в кошку или собаку. Люди всегда с почтением относились к суседке и оставляли для него под печкой кусок хлеба с солью.
Баняись
Баняись — дух бани. У коми-пермяков очень много банных духов, которые предстают в разных обличиях. Банный домовик, баня-бабушка, баня чуд, банница. Баняись — один из таких духов.
Банные духи относятся к опасным, а сама баня в славянской мифологии — это сакральное место, близкое к миру мертвых. Поэтому со всеми банными духами рекомендуется обращаться с осторожностью: они непредсказуемы и вместо помощи могут навредить. Банные духи пугают людей, которые пришли мыться слишком поздно или которые нарушают банный этикет. Баняись может и вовсе схватить человека. Чтобы остаться в живых и избавиться от духа, надо выйти из бани спиной вперед.
Ваись
Ваись — один из многочисленных водяных в коми-пермяцкой мифологии. По верованию пермяков, в каждой речке есть свой водяной. У них много имен: ваись, ваа-морт, шулькун, ваись-куль и много других. Явление водяного — дурной знак. Обычно водяной утягивает человека в воду для собственных нужд, чтобы под водой утопленник ему прислуживал. Если тонул ребенок, значит, водяному понадобилась прислуга, если пастух, значит, он нужен, чтобы пасти подводное стадо.
В коми-пермяцкой мифологии водяные обычно являются в образе женщины: либо красавицы, расчесывающей длинные волосы, либо косматой нечесаной женщины с огромными руками. Не стоит путать их с русалками: в славянской мифологии русалки — это преждевременно почившие люди, юноши и девушки, которые превращаются в нежить, обитающую на деревьях (именно поэтому в знаменитой поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» русалка сидит на ветвях). Также водяной может быть и мужчиной, обычно он является в виде щуки.
Ходячий покойник
У коми-пермяков смерть означает переселение в иную область бытия. Человека прибирает к себе Ен — бог пермяков. Как и во многих культурных традициях, у коми-пермяков также существует поверье о неупокоенных душах. Души тех, кто умер неестественной смертью, могут остаться там, где погибли. Они могут являться во снах, а могут и наяву.
После смерти люди на том свете продолжают вести такой же образ жизни, как на земле: ходят, работают, едят, пьют, общаются с другими. В близкой к коми-пермяцкой, славянской мифологии, существовала специальная инструкция, как хоронить таких мертвецов, чтобы они не вставали из могилы и не тревожили живых.
Пам
Пам-сотник — волхв, древний старец. По преданию коми-пермяков — оппонент святого Стефана Пермского, который крестил коми-зырян. Христианство у коми-пермяков появилось уже благодаря последователям Стефана. Когда коми-пермяцкая земля была присоединена к Российскому государству, Пам встал на защиту языческой веры своего народа. Долгое время Пама представляли как злого колдуна-искусителя — именно так он описывается в писаниях и преданиях. Однако такое отношение со временем сошло на нет. Дело в том, что само противостояние святого Стефана и Пама не доходило до физического — это был продолжительный словесный диспут.
Тэдись
Тэдись — ведающий, знающий. Так коми-пермяки называют людей с магическими способностями. Это и знахари, и колдуны. Причем в древние времена колдунов называли лёк-тэдись — злой знахарь. Сейчас все маги обобщены одним словом.
Колдуны водятся с нечистой силой, и поэтому они всегда причиняют вред, так как их к этому подталкивают бесы. Колдуны обычно умирают тяжелой смертью, а их души попадают в ад. При этом услуги колдунов популярны среди злых людей, которые хотят навести на кого-нибудь порчу.
Знахари противоположны колдунам. Это добрые, знающие целители. Для них любое дерево, куст и трава — лекарственное сырье. Обладая даром лечения, знахари также имеют большое влияние на бытовые и общественные дела. К ним часто обращаются за советом в трудных обстоятельствах.
Подменные
Человек может понадобиться в услужение не только водяным, но и лешим. В этом случае они оставляют на берегу или в лесу не настоящего покойника, а подменного. Сам же человек остается на службе у духа. После похорон подменного его тело в гробу синеет, увеличивается в размерах и превращается в чурку.
Есть и живые подменные. Если в бане оставили без присмотра младенца, то банные духи могут его похитить. Украденный остается жить в бане, а родителям духи подбрасывают подмененного, который много ест, но не растет.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/magiya-naroda-komi/370/komi-permyatskaya-mifologiya/6652/