Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 21 Ноября 2024, 12:13:33


Автор Тема: Коми народная медицина (Ильина И.В)  (Прочитано 1455 раз)

Кот Учёный

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
  • Репутация: 272
  • Кот Учёный
  • Хранитель Книг
НАРОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ.

В данной главе рассматриваются традиционные представления коми об этиологии заболеваний и религиозно-магические способы лечения.

§ I. Народные представления об этиологии заболеваний.

Уже во 2-й половине XIX в. исследователи отмечали, что "жители Усть-Сысольского уезда имеют немногосложные понятия о происхождении болезней". В то же время анализ этнографических, фольклорных, лингвистических материалов позволяет выявить существование в прошлом у коми довольно разнообразных представлений об этиологии заболеваний, как рациональных, так и иррациональных.

Целый ряд патологических состояний народная медицина объясняла с позиций стихийного материализма. Об этом хорошо свидетельствуют пословицы и поговорки, обычаи и рекомендации, предписывающие для сохранения здоровья соблюдать правила гигиены и санитарии, рационального питания, температурного режима. Опыт показывал, что несоблюдение этих правил приводило к болезням. Исключительно рациональным было объяснение нарушений здоровья, вызванных физическим перенапряжением, различными травмами.

Однако не всегда было возможным установление верных причинно-следственных связей. И возникновение многих, в первую очередь инфекционных, психических, внезапно и остро начавшихся, а также хронических и детских заболеваний связывалось в традиционном мировоззрении с действием сверхъестественных сил, влиянием "иного" мира.

Такие представления, сформировавшиеся в различные исторические эпохи, давно утратили свою целостность и часто-представляют собой лишь фрагменты архаических верований, понятные лишь при привлечении материалов из этнографии соседних и родственных народов.

Для традиционного мировоззрения коми были характерны представления о тесной связи мира живых и мира предков. Благополучие и здоровье живущих зависело от благорасположения ушедших в иной мир. Гнев умерших родственников, вызванный неуважительным отношением к их памяти, нарушением традиционных норм и правил поведения, мог стать в результате "находа умерших на дом" причиной неожиданных болезней.

Взгляды на болезнь как результат вторжения "иного" мира прослеживаются в рассказах, быличках, где болезни вызываются появляющимися среди людей духами, иногда не имеющими плоти, иногда принимающими материальную, чаще зооморфную форму. Еще в начале XX в. особым было отношение к таким инфекционным заболеваниям, как тиф, оспа. В доме, где имелся больной, запрещалось шуметь, пьянствовать, громко разговаривать, стучать, петь песни, стирать белье, необходимо было соблюдать абсолютную чистоту. Не разрешалось ругать болезнь и даже лечить заболевшего. Считалось, что в таком случае болезнь "не обидится, погостит и уйдет". Если же больной и его родные будут выражать свое недовольство болезнью, бороться с ее признаками, то болезнь "может разозлиться и забрать заболевшего с собой".

По материалам В.П.Налимова, коми верили в возможность непосредственного общения с этим духом: "... иногда перед уходом злой дух благодарит хозяев, если они ему угодят, и говорит, куда переселяется. Бывает, что злой дух говорит, чем его можно умилостивить, но это очень редко". В лечебной практике принимались меры, призванные как умилостивить, так и отпугнуть, уничтожить духа-болезнь. В заговорах, произносимых при лечебно-магических обрядах, прямо говорилось: "Висьӧм керала, омӧль керала. — Болезнь рублю, злого нечистого духа рублю"; "Висьӧм сутшйӧдла, омӧль сутшйӧдла. — Болезнь закалываю, злого духа закалываю".

То есть, налицо отношение к болезни как к реально существующему духу, представление о котором весьма абстрактно: он не имеет определенного вида, характерных черт. В других случаях духи болезней имеют более конкретный образ.

Так по сообщению В.П.Налимова, оспу зыряне представляли в виде женщины, которая является во сне и предупреждает: "готовьтесь, я приду". Если ей не сумеют угодить, то рассердившись, она может попортить лицо". В образе женщины видели коми и желтуху.5 Об антропоморфном облике духов, насылающих на людей те или иные болезни, писал Г.Старцев. При этом они наделялись чертами, свойственными представителям иного мира: хромота, безносость, безухость.6 Констатируя эти факты, следует все же отметить, что подобные сообщения немногочисленны и в отличие, например, от соседнего населения, для коми была нехарактерна антропоморфизация образов болезней. Вполне возможно, что и представления об оспе, желтухе являются заимствованными.


Гораздо более характерны представления о шеве — духе в виде мышонка, бабочки, червяка, личинки, волоса, проникающем в человеческий организм и вызывающем различные патологические состояния. Этим представлениям посвящена огромная литература как этнографического, так и медицинского плана, поэтому в данной работе в соответствии с ее целями мы дадим лишь общую характеристику верований, связанных с шевой как причиной болезни. Считалось, что шева содержится колдуном в подполье дома в специальном туесочке (шева-чуман), вскармливается им собственным телом и затем обязательно насылается на людей.

Проникнув с пищей, водой или по воздуху, она поселяется в человеческом организме и вызывает различные болезни. Современные информаторы склонны объяснять вселением шевы многие хронические, трудно поддающиеся лечению заболевания вплоть до алкоголизма. Но традиционно главным проявлением присутствия шевы считались изнуряющие истерические припадки, а также несвойственные ранее человеку поступки и разговоры, нередко — раздвоение сознания. Согласно народным представлениям, шева оставалась в пострадавшем человеке до конца его жизни и лишь после его смерти переселялась в другого. Средства традиционной медицины признавались малоэффективными и использовались только для облегчения состояния больного во время приступов. Считалось, что только очень сильные знахари способны изгнать шеву с помощью лечебно-магических обрядов и уничтожить ее в огне.

В связи с выяснением народных взглядов на причины заболеваний интерес вызывают сведения об особом отношении коми к ящерице. Уже в названии пеж гаг "поганое насекомое" заключена негативная оценка ящерицы как существа нечистого, а в фольклоре она противопоставляется солнцу, является сторожихой кладов, способна понимать язык птиц и зверей. Обратив внимание на эти характеристики, К.Ф.Жаков сделал предположение, что некогда ящерица "принадлежала к сонму темных божеств". Материалы по народной медицине подкрепляют это предположение. Еще в начале XX в. ящерица считалась существом, способным вызвать глазные и кожные заболевания: "Зырянин боится ящерицы и ни за что не возьмет ее в руки, есть даже поверие: если ящерица пройдет по ноге, то нога будет гнить, покроется язвами".




В верховьях Вычегды существовала примета, по которой, если весной увидеть ящерицу, то заболят глаза. Эти представления становятся объяснимы, если сопоставить их с верованиями эстонцев, согласно которым некоторые глазные и кожные заболевания вызываются духами, живущими под землей и носящими название "подземные". Такие поверья зафиксированы и у других прибалтийско-финских народов и, по мнению исследователей, имеют очень древнее происхождение. Вероятно, аналогичные представления существовали в прошлом и у коми, и традиционное отношение к ящерице связано с тем, что она как представительница хтонического мира являлась зооморфным воплощением духов, вызывающих определенные заболевания.

Среди представлений о сверхъестественных существах, вредивших в первую очередь матери и ребенку, большое распространение имели поверья о домовых (олыся), банных (пывсян айка, пывсянса, гуранька), водяных (васа), леших (вӧрса). Согласно народным верованиям, они могли подменить ребенка как во время его внутриутробного развития, так и после рождения, подложив вместо здорового человеческого младенца своего или деревянную чурку, которой придавали человеческий облик. Как правило, подменой объясняли рождение неполноценных, с явными физическими недостатками детей, а также отставание некоторых детей в физическом и умственном развитии. Описания наружности, поведения "подмененных", процесса подмены имеются в многочисленных быличках, записанных в разных районах края. Далее приводится быличка, рассказанная в селе Усть-Кулом Г.В.Габовой:

"Подмененных детей я сама видела: человек как человек, но голова большая, тело маленькое, лицо некрасивое. Ел много, а ни ходить, ни говорить не умел. А еще рассказывали когда-то: на конце деревни жила женщина. Пошла она в баню дочку новорожденную мыть, да забыла пеленку дома. Оставила девочку на лавке в бане, а сама в дом пошла. В это время пывсян айка и подменила ребенка. Женщина подмены не заметила, попарила дочку, унесла в дом и положила в колыбель. Так 18 лет и пролежал ребенок в колыбели — ел, пил, но ни ходить, ни говорить не научился.

А тут как-то поспорили деревенские парни, кто из них самый смелый — сможет ночью зайти в баню и вытащить из очага камень. Вызвался один, пошел в полночь в баню, протянул руку к очагу, и тут схватил его кто-то мохнатой когтистой рукой — пывсян айка, оказывается. И говорит пывсян айка: "Отпущу, если пообещаешь завтра прийти и мою дочь замуж взять". Что оставалось парню делать — пообещал. Пришел домой, рассказал матери, что с ним было, а она ему пояс — вуджӧр — завязала и говорит: "Коли дал слово — держать надо, иди, но в бане вокруг себя углем круг очерти и за круг не выходи, и вуджӧр не снимай". Пошел парень на другую ночь в баню, сделал, как мать велела, а в полночь пывсян айка со всем своим семейством появился. И с ними девушка красивая, лицом белая. Парень не растерялся, втащил ее в круг и простояли они так до тех пор, пока петухи не запели. Тут пывсян айка со своими исчез, а девушка говорит: "На краю деревни дом стоит, в том доме женщина 18 лет колыбель качает. Войди в дом, ребенка из колыбели возьми, на порог положи и, как бы мать ни умоляла, топором по нему ударь". Парень удивился, а девушка говорит: "Сделай, как я велю". Пришли они к тому дому, парень зашел, глядит: и впрямь — женщина у колыбели сидит. Вытащил он ребенка, положил на порог, замахнулся топором, и как женщина ни плакала, ни просила, ударил. И вдруг видят: лежит на пороге вместо ребенка деревянная чурка, и только щепки от нее полетели. Заходит тут в дом девушка и говорит: "Вот я твоя настоящая дочь, а в колыбели ты чурку качала, которую пывсян айка вместо меня положил". Радости было много.

Вот и наказывала нам мать: никогда детей, особенно у кого еще зубов нет, в бане без присмотра не оставлять. А еще лучше: хоть коленкой, но прикасаться к ним, а то и не заметишь, как подменят".

Наряду с представлениями о сверхъестественных существах, которые, вселяясь в человека или вмешиваясь в его жизнь, вызывали различные болезненные состояния, существовал и другой взгляд на причину заболеваний. В традиционных верованиях многих народов физическое и психическое здоровье человека связывалось с состоянием его души или других воплощений его жизненных сил — личного имени, тени, сердца, дыхания. Похищение, нанесение им вреда злыми духами или умершим сородичем вызывали болезнь, приводили к смерти.





Охотничий пояс с медвежьими клыками-оберегами.

Охраной и поисками похищенной "души" занимались особые сакральные лица — знахари, шаманы. Можно предположить, что подобные представления существовали в прошлом и у коми. Не случайно один из терминов, обозначавших доброго, занимавшегося исключительно лечением знахаря — ним видзысь, — буквально переводится как "имя охраняющий".

В соответствии с подобными взглядами находит объяснение и термин вуджӧр ("тень"), которым обозначали целую группу оберегов, предохраняющих от порчи (сюда входили шерстяные нитки, вязаные пояса, пояса из сети, бусы из ягод пиона, головные повязки и платки, то есть предметы, опоясывающие, покрывающие тело человека). Тень человека (морт вуджӧр) считалась у коми "частью самого человека", тесно связанной с его здоровьем и смертью. Утрата тени, нанесение ей вреда, по народным представлениям, влекли за собой тяжелую болезнь и смерть. Поэтому основные обереги, предохраняющие от вредоносного влияния, объединяются термином вуджӧр.

Наиболее поздними по происхождению являются представления о болезни как божьей каре, насылаемой на людей за грехи. Появление и распространение их было связано с принятием христианства.

Таким образом, согласно традиционным верованиям, причины заболеваний коми видели во вселении в человеческий организм различных духов, во влиянии умерших родственников, в потере человеком одной из духовных субстанций, воплощавшей его жизненные силы.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/magiya-naroda-komi/370/komi-narodnaya-meditsina-ilbina-i-v/5045/
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста напишите нам на эл. почту support@mooncatmagic.com, и мы в срочном порядке примем меры.

Кот Учёный

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
  • Репутация: 272
  • Кот Учёный
  • Хранитель Книг
Re: Коми народная медицина (Ильина И.В)
« Ответ #1 : 15 Мая 2021, 09:26:02 »
§ 2. Лечебная магия.

Мистическим взглядам на причины заболеваний соответствовали магические приемы их лечения. В рассматриваемый период они не представляли единой системы, и смысловое содержание обрядов не всегда осознавалось не только населением, но и знахарями. Тем не менее существовали устойчивые формы ритуалов, направленных на излечение и предупреждение заболеваний, строго соблюдались требования, предъявляемые к исполнителям, времени и месту проведения обрядов.

Чаще всего исполнителями обрядов являлись знахари — главные авторитеты в области лечебной магии. В некоторых случаях для лечения привлекались младший и старший члены неродственной больному семьи или же тезка больного, а знахарь выступал в этом случае как руководитель обряда.

Целительные силы приписывались также странникам. В случае болезни просили кого-либо из знакомых, прошедших большое расстояние, или же незнакомого странника войти к больному и, не говоря ни слова, подуть на него, обрызгать струей воды изо рта. Дуновение странника и обрызгивание им водой больного должно было принести пользу последнему. В народе объяснялось это тем, что человек, прошедший мимо многих деревьев, перешедший много ручьев, очищался, а очистившийся приобретал свойство лечить больных. Показательно, что и из знахарей в тяжелых случаях выбирался тот, который живет за рекой или ручьем; исключительной колдовской силой наделялись странствующие коновалы. По воспоминаниям В.П.Налимова, в детстве в качестве лекаря для него вызывали "старую женщину, которая много лет не поддерживала половые отношения с мужчинами и жила по ту сторону ручья. Она мыла больного желтухой в бане и говорила при этом: "Лёк пеж ныв, верман-ӧ сулавны мем паныд, сӧстӧм морткӧд воча? — Злая нечистая женщина, можешь ли ты противиться мне, чистому человеку?".14 Представления о ритуальной чистоте отразились и в требовании к врачевателю надевать при лечении чистую, иногда обязательно белую одежду, и в запрете врачевателям-женщинам лечить во время месячных.

Важным условием успешного лечения считалось "сходство крови" больного и лекаря. Нередко неудачу сильного знахаря объясняли тем, что у него с больным "не сходится кровь", а благоприятный результат действий обычного человека тем, что он с больным взаиморасположен по крови.

Как правило, обряды проводились ночью или ранним утром до восхода солнца. Некоторые знахари выбирали для проведения обрядов определенные дни, чаще всего среду и пятницу. Считалось, что наиболее успешным является лечение, проводимое в период убывания месяца. Согласно другим сведениям, заболевшего начинали лечить в ту же фазу луны, в период которой его "испортили".


Регламентировалось традицией и место проведения обрядов. Многие знахари избегали лечить в жилом помещении, особенно в том, котором находились иконы, объясняя, что "заговоры в доме с образами не действуют". Дочь известного знахаря из д. Кодач (Печора) вспоминает: "Отец никогда не лечил в доме. А когда уходил лечить, то втыкал в порог большой охотничий нож и не разрешал никому выходить из дома. Входить было можно, а выходить — нельзя". Существовал запрет проводить обряды в постройках, на крыше которых имеется земляная прослойка: "нельзя лечить между двумя землями". Если лечение все-таки проводилось в доме, то все действия происходили под матицей или же на пороге жилого помещения, которые в пространственной организации жилища играли роль границы между "своим" и "иным" миром, местом пребывания домашнего божества.

Наилучшим, а нередко и единственно возможным местом проведения магических обрядов считалась баня. Следует подчеркнуть, что баня играла исключительную роль в системе народного мировоззрения. Анализ всего комплекса поверий и обрядов, связанных с баней, раскрывает ее семантику как места сакрального, связанного с хтоническим миром, как места возможного перехода из мира живых в мир мертвых и наоборот.

Процесс подготовки бани и необходимых магических средств носил ярко выраженный ритуальный характер. Все обряды, а также подготовка бани происходили до восхода солнца. Знахарь в тайне от окружающих приносил в деревянных ведрах воду из три-девяти колодцев или лесных ручьев (на практике чаще из трех источников, зачерпнув из каждого по девять раз и вылив в ведро наотмашь). Баню топил по особым правилам: дрова в печь закладывались трижды, каждый раз по девять поленьев. Веник собирался из березовых или можжевеловых веток: с трех деревьев срезалось по девять веточек. Счет при этом велся назад — от девяти к единице. Для лечения детей использовали веник из веточек карликовой березы. На Печоре веник из веточек карликовой березы, собранный на Иванов день, считался средством лечения от порчи и для взрослых.

Представления о болезни как о личном существе вызывали применение различных способов прямого физического воздействия на нее. Считалось, что болезнь можно удалить, заставить покинуть тело больного — "смыть", "выпарить", "выгрызть", уничтожить — "запечь", "зарубить". Для этого в лечебной магии коми использовали воду, дым, огонь, пар, жар и т.д.

Большой очистительной силой наделялась вода. При первом подозрении на "сглаз" больного умывали или обрызгивали водой, набранной из трех колодцев, и вытирали ему лицо изнаночной стороной рубашки. Иногда этой же водой знахарь или взрослый член семьи обмывал ручки дверей, углы стола и место, где до того сидел посторонний — предполагаемый виновник болезни. Использованную воду собирали в ковшик и выплескивали наотмашь в какое-нибудь укромное место вне дома, чтобы болезнь не вернулась и не перешла на другого человека. Считалось, что вылив воду наотмашь, ее вместе с болезнью отправляют к Омӧлю в иной мир. Этот общеизвестный способ очищения от "порчи" являлся одним из элементов сложного обряда диагностирования и лечения серьезных заболеваний с помощью колдовской воды — изъя ва "каменная вода", притча ва "наговорная вода". Ранним утром, до восхода солнца, знахарь приносил воду, набранную из трех или двадцати семи источников, невидимых на расстоянии друг от друга, и три камня: один с дороги, другой с поля и третий — поднятый вблизи бани. По дороге он старался избежать любых встреч и тем более разговоров. Над принесенной водой знахарь произносил заговор, текст которого сохранялся им в тайне, и затем опускал в сосуд с водой камни, каждый из которых символизировал или предполагаемого виновника болезни или место, где человек был "испорчен". По поверью, если болезнь действительно была от порчи, то при погружении камня, соответствующего виновнику или месту колдовства, вода закипала или бурлила. В этом случае продолжали лечение: больного сажали под решето, укрепленное на брусьях (сёр) и обливали через решето приготовленной водой. Знахарю трижды задавали вопрос:

Мый кисьтан?  Что обливаешь?

Кодысь кисьтан?  От кого обливаешь?

Он трижды повторял ответ:

Висянъяссӧ киськалам,  Болезни обливаем,

Вомидз киськалам,  Сглаз-порку обливаем,

Бура да шаня киськалам.  Хорошо да тщательно обливаем.

Иногда для усиления очистительных свойств воды в решето клали нож или серп, соль, точильный камень, которым в традиционных верованиях коми приписывалась способность отпугивать злых духов.

Широко был распространен обряд очищения больного от "порчи" с помощью окуривания. Для этого использовали дым от костра, зажженного дзурк би ("живым огнем"), полученным путем трения двух кусков дерева, дверного косяка кожаным ремнем или при помощи специального буравчика. Чаще использовали дым от подожженных можжевеловых веток, древесного мха-бородача, собранного в лесу с 12 елей, паутины из углов подполья.

Стремились достать стружки с порога или ступеней лестницы, ведущей в подполье дома колдуна, волосы или кусочек одежды человека, подозреваемого в колдовстве. Собранное поджигали ранним утром от первого огня в печи, окуривали больного, приговаривая "Урӧс да вомидз вӧтламӧ" — "Порчу и сглаз прогоним", и остатки магических средств выбрасывали в печь. Объяснялось, что дым и неприятный запах заставят болезнь покинуть тело больного, и поэтому его не только со всех сторон окуривали, но заставляли дышать дымом.

Не переступая порога бани, собирали с пола мусор, поджигали его на улице и перешагивали через дымящуюся кучку мусора со словами: "Коді сетіс, мед сійӧ бӧр и босьтас" — "Кто дал, тот пусть обратно и забирает".

При затяжных, трудных родах, объясняемых "сглазом" и "порчей", женщину окуривали дымом от стружек с трех порогов дома, приговаривая:

Кыдзи тшыныс сотчӧ,  Как дым горит.

Мед сідз жӧ ставыс  Пусть так же все

Сотчас-мунас,  Сгорит-уйдет,

Урӧсыс и вомидзыс.  Плохое и порча.

Иногда, желая предотвратить возможность сглаза или порчи, заранее запасали мышиное гнездо. Во время родов его поджигали и окуривали роженицу со словами:

Кыдзи шырыс рӧдитӧ —  Как мышь рожает — никто не видит,

некод оз аддзы,  Пусть так же (роды)

Мед сідз жӧ — некод оз аддзы.  никто не увидит.

Острое воспаление легких, начавшееся внезапно и сопровождавшееся колющими болями в груди, пытались лечить уколами веретена. Знахарка брала 9 веретен и каждым по три раза покалывала в области грудной клетки. При этом ребенок, исполнявший обязанности помощника, трижды спрашивал: — Мый сутшйӧдлан? (Что закалываешь?).

Знахарка отвечала:

Висьӧм сутшйӧдла.  Болезнь закалываю,

омӧль сутшйӧдла.  Злого, нечистого

Бура да шаня сутшйӧдла.  духа закалываю

Важсьыс бурджыка, шаньджыка. Лучше, аккуратнее, чем прежде.

Считалось, что таким образом устраняется дух, проникновение которого вызывало колики.

Для избавления от шевы знахарка покалывала железным шилом ступни ног страдающей женщины. В описываемом случае изгнание шевы закончилось успешно: шева с криком покинула тело больной, та уснула и проснулась здоровой.

При лечении грыжи знахарка обводила опухоль угольком или же закопченным камнем из бани, закрывала платком и как бы закусывала ее. Шепотом произносила заговор:

Кыдзи кыаыс кусӧ,  Как заря угасает,

Кыдзи шондьыс кусӧ,  Как солнце угасает (исчезает),

Тэ сідз жӧ кус.  Ты так же угасни (исчезни).

Выделяется группа обрядов, имеющих несмотря на различное народное толкование единую семантику и восходящих к древним мифологическим представлениям о возможности перехода человека из одного мира в другой и возвращении уже в новом качестве. Ряд обрядов символизировал акт повторного рождения и связанного с этим обновления организма. Тяжело больного человека, долгое время находившегося на грани жизни и смерти, "рубили" под корытом. Больного укладывали под деревянное корыто, на котором знахарь или старший член соседской семьи рубил веник или 9 соломинок, прутиков, травинок. Помощник знахаря или младший член соседской семьи спрашивал: — Мый кералан? (Что рубишь?)

Знахарь или старший исполнитель обряда отвечал:

Висьӧм керала,  Болезнь рублю,

Омӧль керала,  Злого духа рублю.

Бура да шаня керала.  Очень хорошо рублю,

Важсьыс бурджыка, шаньджыка.  Лучше, аккуратней прежнего.

По народным представлениям, этот обряд символизировал уничтожение злого духа болезни, и после троекратного его повторения больной должен был в случае удачи знахаря выздороветь, в случае неудачи — умереть. Рубили под корытом и детей, предположительно "подмененных". Обряд проводили втайне от родителей. Знахарь при этом приговаривал: Ме ог кага керав, а пывсян айкасӧ. — Я не ребенка рублю, а банного.

Если же исполнителями обряда являлись соседи, то младший обходил трижды вокруг дома и спрашивал: — Мый кералан? (Что рубишь?). Старший рубил веник и отвечал — дважды: Потӧм ворсӧ керала (Треснутое корыто рублю).

На третий раз: Вежӧмысь (От подмены рубим).

Смерть ребенка подтверждала предположение о "подмене". В случае выздоровления считалось, что знахарь сумел устранить болезнь.

В Прилузье применялся обряд "запекания" болезни. Заболевшего ребенка заворачивали в пеленку и на лопате сажали в теплую печь. Делали это тайком от родителей члены соседской семьи. Младший трижды обходил вокруг дома и через порог спрашивал: — Кыдзи жаритӧ пачыс? (Как жарит печь?) Старший отвечал: Ми тайӧ висьӧмсӧ пӧжаламӧ (Мы эту болезнь испечем).

"Запекали" детей, отстающих в развитии и предположительно "подмененных". Привязав к лопате, ребенка три раза сажали в теплую печь и на вопрос "Кодӧс пӧжан?" (Кого запекаешь?) отвечали: Пывсян айкалӧн кага (Ребенка банного). Иногда вместо ребенка в печь на лопате сажали его одежду или полено, завернутое в одежду ребенка.

или:

Висьӧм керала,

Пежӧс, омӧльӧс керала,

Зэв бура керала.

Бура да шаня важджыксьыс.

Болезнь рублю, Злого, нечистого духа рублю, Очень хорошо рублю. Лучше, аккуратней прежнего.

Существовал обычай протягивать больного сквозь калач из сырого теста, который затем запекали и выбрасывали. В народе считалось, что при протаскивании больного сквозь калач болезнь оставалась на липком тесте и запекалась с ним. Человек или животное, съевшие выброшенный калач, подвергались опасности получить эту болезнь. Практиковалось пропускание больных через хомут: во время эпилептического припадка старший ребенок из соседской семьи проталкивал больного сквозь хомут, а младший принимал его со словами:

Тайӧ висьӧм  Пусть эта болезнь

мед сийӧс пырыс пройдитас,  сквозь хомут пройдет,

Мед миян вылын эз вӧв.  Пусть у нас ее не будет.

Пропускали сквозь хомут хронических больных, а также новорожденных, за жизнь которых были основания опасаться. В последнем случае повитуха сразу после рождения передавала ребенка сквозь хомут бабушке или многодетной матери, в семье которой растут здоровые дети. Та обхватывала его руками со словами:

Ме сійӧс аслым босьта,  Я его себе беру,

Кыдзи менам быдмӧны.  Как мои растут,

Мед сідз и тайӧ быдмӧ.  Так пусть и этот растет.

и обвязывала пояском.

Практиковалось пропускание больного сквозь вырытую в земле сквозную нору. Полагалось, что при этом болезнь остается в земле.

A.С.Сидоров наблюдал, как в с.Палевицы некоторые, считающие себя испорченными "сглазом", пролезают через выдолбленную сердцевину толстого деревянного обрубка".16 Ряд действий объяснялся возможностью обмануть, ввести в заблуждение духов болезней.

B.И.Белицер записан следующий обряд излечения ребенка: родители заболевшего ребенка выносили его на улицу и "продавали" первому встречному, получая в виде платы мелкую монету. "Купивший" ребенка вносил затем его в избу и передавал родителям как нового, чужого.

Как уже отмечалось, наиболее эффективным считался обряд, проводившийся в бане. Основу его могли составлять уже описанные магические действия, направленные на очищение от "порчи": умывание, обливание через решето, окуривание, "рубка" под корытом, протаскивание сквозь хомут, но наибольшее значение придавалось выпариванию болезни.

После подготовки ритуальной бани знахарь приступал к лечению. Предварительно, для того чтобы "болезнь не пошла внутрь", поил больного водой, стоявшей во время топки бани на волоковом оконце. Парить начинал с кончиков пальцев рук, постепенно переходя веником на тело и заканчивал пальцами ног.

Во время парения между ним и его помощником, стоящим за дверью, происходил диалог. На вопрос: — Мый пывсьӧдан? (Что паришь?) знахарь отвечал; Висьӧмсӧ пывсьӧда, Вомидз пывсьӧда (Болезнь выпариваю, Сглаз выпариваю) и внимательно наблюдал за больным.

Чрезвычайно показательна примета, согласно которой если больной открывал глаза, то считалось, что он "вернется на этот свет" — будет жить; если же глаза будут закрыты, то больной считался "не жильцом на этом свете". То есть здесь происходило не просто физическое очищение больного, а его символическое уничтожение, перерождение, возвращение в мир уже в новом качестве.

Иногда знахарь дополнял парение следующими действиями: уложив больного на полог, поочередно соединял ему за спиной пальцы правой руки и левой ноги, затем — левой руки и правой ноги. При этом произносил заговор:

Пар в баню, чад — вон.  Пар в баню, угар — вон,

Биысь кӧ биӧ, ваысь кӧ ваӧ.  Если от огня (болезнь) — в огонь,

Поле вылӧ мун  Если от воды — в воду,

да летайт.  Уходи в поле и летай.

При лечении ребенка использовали веник, приготовленный из веток карликовых березок, и произносили заговор:

Пышйӧ жӧ, пышйӧ.  Уйдите же, уйдите,

Чӧдъя-пувъя ягӧ,  В чернично-брусничный бор,

Озъя веретяд.  На земляничные поляны,

Мырпома нюрӧ.  Морошковое болото.

Использовался и устрашающий заговор:

Урӧс и вомидз накӧсӧ  Порчу и сглаз

бергӧдла-чегйӧдла,  крест-накрест выверну да сломаю.

Коді вомдзаліс —  А кто сглазил —

сир пинь горшас,  тому щучий зуб в горло,

Комва ёкыш...  Окунь из реки Комва в...

Кузь пурт морӧсас  Длинный нож в грудь

Корт палич кымӧсас.  Железной палицей в лоб.

Для избавления от болезней, вызванных "находом на дом" умерших, необходимо было совершить поминки: "кто-либо из родственников приходил на могилы с каким-нибудь кушаньем, например, рыбным пирогом, яйцами, говядиной. При этом заботились, чтобы все это было принесено, по возможности, в горячем виде, потому что верили, что паром от пищи питаются умершие". Очевидно, что пища, приносимая на могилы, являлась жертвой, умилоствляющей предков.

Таковы были основные методы лечения заболеваний, вызванных, по народным представлениям, сверхъестественными силами. Одновременно с производимыми действиями произносились заговорные формулы — ним кыв. По словам информаторов "в ним кыв никогда нет обращения к богу, а есть пожелание того, чего человеку надо." Чаще всего они являлись дополнением магического обряда, подкрепляли и объясняли его. Заговоры, используемые в качестве самостоятельной магической силы, имели молитвенную форму и, как отметил еще А.С.Сидоров, часто представляли заимствование. Из-за плохого знания русского языка они искажались и в лексическом, и в грамматическом отношениях до неузнаваемости. Такие заговоры обычно наговаривали в воду: ковш или какой-либо другой сосуд наполняли чистой водой, затем по дну сосуда трижды концом ножа чертили крест и произносили слова.

Наговорную воду давали попить и плескали в лицо больного или на больное место, в других случаях — умыв больного, выплескивали наотмашь на улицу (предполагая, что вместе с болезнью). Иногда заговор наговаривали на хлеб, соль, молоко, которые затем давали съесть больному.

При характеристике религиозно-магической обрядности следует отметить, что народные объяснения смысла тех или иных магических действий не выявляют истоков их происхождения, так как в живой культуре они выступают лишь как пережитки более древней мировоззренческой системы. Именно общностью происхождения объясняется тот факт, что практически все элементы религиозно-магической обрядности коми и связанные с ней представления находят широкие аналогии в мировоззрении и обрядовой практике народов Евразии.
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста напишите нам на эл. почту support@mooncatmagic.com, и мы в срочном порядке примем меры.

Кот Учёный

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
  • Репутация: 272
  • Кот Учёный
  • Хранитель Книг
Re: Коми народная медицина (Ильина И.В)
« Ответ #2 : 15 Мая 2021, 09:27:28 »
Особенности традиционной медицинской культуры коми складывались во взаимодействии со всей системой природно-экологических и социально-экономических факторов. Климатические и географические условия обитания, хозяйственно-бытовой уклад жизни, этнокультурные контакты оказали немалое влияние на возникновение и характер заболеваний и предопределили специфику ассортимента лечебных средств и приемов оказания медицинской помощи.

В народной медицине коми широко представлены средства для лечения простудных, травматических, желудочно-кишечных заболеваний, а также общеукрепляющие и профилактические средства. Подавляющее большинство их приготавливалось из дикорастущих растений, тканей и органов диких животных, природных минералов. С развитием производящих форм хозяйства в медицинскую практику вошли культурные растения и продукты животноводства.

Одним из главных принципов традиционной медицины коми являлся принцип индивидуального подхода к больному человеку. Он проявлялся и в требованиях, предъявляемых к личности и практике врачевателя, и в правилах приготовления лекарственных средств, и в рекомендациях по уходу за больным. Характерно для традиционной медицинской практики коми сочетание рациональных и иррациональных средств лечения.

Как правило, неизлечимыми рациональными средствами считались психические, хронические, многие детские заболевания. Широкое бытование религиозно-магических способов врачевания было связано с существованием мистических взглядов на причины заболеваний, что в свою очередь было обусловлено общим уровнем культурно-исторического развития.

Охраняемые растения:  1. кедр; 2. ятрышник; 3. жирянка; 4. мак югорский; 5. шиверекия подольская; 6. астра альпийская; 7. волчье лыко; 8. гирчовник северный; 9. адонис сибирский; 10. минуартия Гельма; 11. лядвенец печорский; 12. страусник; 13. чабрец Талиева; 14. родиола розовая. Источник: Коми Республика Энциклопедия (см.), т.2, стр.432.

Сведения о лечебных средствах и приемах, закрепленные в народных названиях растений, пословицах, обычаях передавались из поколения в поколение устно-зрительным путем. Основными хранителями медицинской информации являлись народные врачеватели — признанные, с точки зрения народа, опиравшиеся в своей практике на знания и навыки, полученные в процессе обучения и приобретенные на личном опыте. Наряду с общим для народной медицине коми чертами выделяется ряд региональных особенностей. Яркая культурно-бытовая специфика, проявившаяся и в народной медицине, свойственна ижемцам — северной этнографической группе коми, сложившейся в XVII — XVIII вв. в бассейне Нижней Печоры в зоне лесотундры и тундры и занимавшейся оленеводством. Попав в новые экологические условия, ижемцы практически утратили богатые традиции использования в лечебных целях растений.

Однако ассортимент лекарственных средств пополнился в результате разнообразного применения продуктов оленеводства. В практику народного врачевания вошли также рецепты, заимствованные из народной медицины ненцев. Переход к оленеводческому хозяйству повлиял и на структуру медицинских знаний, содействовав преимущественному развитию такой отрасли народной медицины, как травматология.

Обращает на себя внимание большой рационализм народной медицины ижемцев. Широко распространенные среди других групп коми магические способы врачевания известны здесь преимущественно на уровне быличек и редко применяются на практике. Знахари, практиковавшие в некоторых ижемских селах, как правило, были людьми приезжими из других районов края. Характерно, что термин пӧлясьысь, этимология которого связана с приемами магического врачевания, используется на Ижме для обозначения костоправов. Показательным является и отношение ижемцев к ненецким шаманам. Переняв у ненцев рациональные средства и методы лечения, ижемцы пренебрежительно оценивали шаманские камлания по случаю болезни.

Одна из причин подобного рационализма вполне очевидна. В условиях освоения северных территорий, перехода к новому типу хозяйства, большой процент травматических повреждений, простуд требовал особого внимания именно к такого рода заболеваниям. Легко объясняемые рациональными причинами, они столь же рационально и лечились. Но, несомненно, дело здесь и в особенностях передачи определенных традиций в условиях формирования новой этнографической группы.

Этнографическое своеобразие свойственно народной медицине южных коми — прилузцев. Сравнительно развитое земледелие позволило широко включать в лечебную практику сельскохозяйственные культуры. Прилузье — единственный район, где издавна использовали в медицинских целях все виды культурных растений, известные коми своими лекарственными средствами. Падение роли охотничьих промыслов в связи с развитием производящих форм хозяйства, постепенным оскудением фауны уже к началу века привело к изменению ассортимента лечебных средств животного происхождения. Вместо тканей и органов диких животных аналогичным образом стали использоваться продукты животноводства.

Традиционная медицинская практика прилузских коми характеризовалась разнообразием магических обрядов, направленных на излечение и предупреждение заболеваний.

Наряду с вышеописанными существует ряд менее значительных, локальных вариантов, связанных с особенностями местной фауны, традиционными занятиями населения, особенностями быта. Все это позволяет рассматривать народную медицину как один из социокультурных механизмов адаптации этноса к окружающей, среде.

В настоящее время характер медицинской культуры коми коренным образом изменился. В самых отдаленных районах республики стала доступной квалифицированная медицинская помощь. Постоянно возрастает воздействие научной медицины на повседневную непрофессиональную лечебную практику широких слоев народа. Поэтому характер массовых медицинских знаний и особенно повседневной медицинской практики определяется не столько традиционной, сколько научной медициной.

В то же время материалы современных этнографических исследований показали, что во многих населенных пунктах Республики Коми практикуют народные врачеватели. Многие жители деревень неплохо осведомлены о традиционных лечебных средствах и приемах, а также сами применяют средства эмпирической медицины.

Более того, в последнее время в силу различных причин социально-экономического, медицинского, этического планов резко повысился интерес к традиционным способам лечения со стороны жителей городов, рассматривающих народную медицину как альтернативу медицине научной, а также со стороны профессиональных медиков, пытающихся включить многовековой народный опыт в свою практику.

Для плодотворного изучения этого опыта настоятельно необходим комплексный подход, тесное сотрудничество этнографов со специалистами как гуманитарного профиля (историками, филологами), так и медико-биологического цикла наук (врачами, антропологами, ботаниками, фармацевтами).

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста напишите нам на эл. почту support@mooncatmagic.com, и мы в срочном порядке примем меры.