РАЗГОВАРИВАЮЩИЕ ДЕРЕВЬЯОднажды в старину два охотника в верховьях Выми припозднились и заночевали под елью. А когда случается ночевать в незнакомой избушке или под деревом, обычно спрашиваешь:
— Избушка-матушка, пусти ночевать!
Охотники, конечно, так же спросили у ели. Без спросу не заночевали.
Ночью они и услышали, будто кто-то подошел и сказал:
— Мать твоя умирает, не сможешь ли навестить свою мать? А ель ответила:
— Я не пойду, ночующие пришли, пусть спят. Завтра утром приду.
Потом позже, ночью, в саженях двадцати от них слышно было, как с глухим стуком рухнуло дерево.
Наутро охотники смотрят — и верно, упала ель. Это ель-мать и умерла ночью.
ПОДЛИННЫЙ СЛУЧАЙ С ЭЛЕШ ЯКОМЭлеш Як, конечно, охотник, он из Отлы, из Заречья, есть у нас такая деревенька.
Ну вот, однажды он охотился на Тимане в верховьях Кедвы. Пошел в тайгу с ночевкой и, значит, возле Кокли припозднился. Кокля— это у нас маленькая речка. Припозднился и заночевал под елью. Приготовил дров, развел костер, и так далее. Но не попросил разрешения у ели, забыл или что, так прямо и развел огонь. А когда под деревом заночевать хочешь, как известно, надо спрашивать, дескать, пусти ты меня, ель-матушка, на ночлег.
Ну, он костер развел и стал белок разделывать. По-вашему снимать шкурку, а у нас говорят — белку разделывать. И вдруг ему послышался голос:
— А ну-ка, выходи из-под ели, выходи!
Посмотрел — нигде никого не видно, а голос все повторяет, выходи, мол, из-под ели да и только.
Ну что, пришлось ему убежать под другую ель и там снова костер разводить.
У этой ели он уже спросил разрешение и спокойно проспал до утра.
Надо всегда спрашивать позволения, если надо заночевать в незнакомой охотничьей избушке или под деревом.
"Я ЕЩЕ НЕ ГОТОВА!"Это мне рассказывал еще дед по матери. Однажды он пошел в лес. А верст за десять у нас есть луг, пожня, называется Вадвисдор. Вад — это по-нашему озеро. Вискаты — проточное озеро. И там на этом покосе росла очень высокая ель.
Дед пришел к этой ели и заночевал. А сказывают, что, когда собираешься ночевать или под елью, или в избушке, надо постучаться и сказать: "Избушка, избушка, пусти меня спать, храни меня от всего плохого, от беды, от плохих людей, от буйного ветра!" Потом нужно немножко подождать и через некоторое время войти. А если собираешься ночевать под елью, надо постучать пӧ ели и сказать: "Ель, ель, пусти меня под себя ночевать; храни меня от плохих людей, от огня и воды, от диких зверей, от буйного ветра!"
Дед мой не был пьян, он по праздникам немного выпивал, но не был пьяницей, да и в лес ведь не возьмешь вина, к тому же он уже прошел десять километров.
Вот он разделся, сварил ужин, поел и поспал. Наутро проснулся, снова приготовил пищу, поел-попил и начал собирать снаряжение, стал одеваться, чтобы выйти в путь. И вдруг он услышал чей-то голос, кто-то сказал: "Я еще не готова!"
После этого дед не спеша отправился. Отошел от ели, и в это время неожиданно налетел сильный порыв ветра и свалил ель. И вершина дерева упала как раз за спиной деда, но его не задела.
После дед и рассказывал: "Я,— говорит,— попросился на ночлег к ели и ее голос я и слышал, дескать, не готова еще, человек еще есть. А как я ушел, так и повалило ветром".
А это упавшее сухое дерево еще я видела. Совсем уже отрухлявевшим было, но его не убирали. Знаком сенокосной межи еще это дерево служило. А почему упало, в общем-то я не знаю.
ОБИТАЕМЫЙ КЕДРМой отец совместно с другими охотниками построили охотничью избушку под большим кедром. А когда приближаешься к этому кедру, слышно, как кедр шумит, хоть и нет ветра, штиль. Поэтому другие все испугались, не стали жить в этой избушке. А отец наш никого не боялся, и он остался там жить. Стал кипятить чай, и вдруг дверь открылась, и со стола все подмело-сбросило на пол, даже котелок опрокинуло.
Ну, он снова начал кипятить. И только приготовился поесть, опять дверь открылась и все сбросило. А на улице штиль, никакого ветра нет. Дверь веревкой скрутил-привязал накрепко, поел-попил и лег спать.
Только лег, кто-то в окно торкнул. "Ну,— думает,— гость еще какой-то идет". Посмотрел — никого нет. Только лег, кто-то опять стучит. Открыл двери, смотрит — никого нет, и под окном никаких следов не заметно.
"Это, видно, кто-то другой стучит, не хочет, чтобы я тут жил. Ничего,— думает,— я не из рода трусливых".
Снова привязал дверь и лег, а рядом ружье положил.
Кто-то в стену — трах! И один раз, и другой. Потом, слышно, дверь отворилась и к нему подошел кто-то, а самого не видно. А огонь сам собой потух. Потом он подошел к отцу, хлопнул пӧ плечу и говорит: "Встань!" Таким образом несколько раз произнес и хлопнул. А отец и хочет подняться, но не может даже сдвинуться с места.
Ну, наконец тот отпустил отца, и он оделся побыстрее и ушел, отправился домой. И у него отняло сон, не может уснуть и все. Четверо суток без сна шел домой, пришел, велел себя раздеть. А сам сидит за столом указывает рукой в разные стороны и говорит: "Кто это? Кто это?" А куда указывает рукой, там никого нет.
Потом стал пить чай и уронил голову на руки, и тут же уснул. Целые сутки так за столом и спал.
Потом уже позже сказал: "Я ведь не спал четверо суток, еще бы немного и умер бы, наверно, из-за бессонья".
После недолгого времени с того случая и умер отец.
* Здесь кедр является местом обитания "нечистого."