ГиппалектрионЧасть 1. Исторические сведения.Обращаясь к историческим источникам, ожидаешь увидеть хотя бы пяток статей / пару мифов / упоминаний в книгах, но не в этом случае. Гиппалектрион оказывается существом не только прекрасным, но и загадочным!
Точно известно, с гиппалектрионом в Древней Греции были знакомы (но не факт что он оттуда родом). Он считался фантастическим существом, а не чудовищем (то есть мы правильно сделали, что не стали рассматривать его в рамках предмета “Древнегреческие чудовища”). В монументальном искусстве античных греков, он изображался в виде существа, передняя часть которого представлялась конем, а задняя - петухом. Иногда в текстах существо описывается как обычная лошадь, доспехи (!) или морское чудовище, однако художники выбрали именно образ гигантского петуха или химеры, немного напоминающей грифона.
Считается, что конь связывался с солнечным символом, а петух - с утренней звездой (возможно Венерой) и воскрешением. Иногда всего гиппалектриона целиком преписывают к солнцу и его символизму. Это не удивительно, ведь петух - это птица, которая тесно связана с движением солнца. Утром она его приветствует своим криком, а вечером, стоит светилу скрыться, петух тоже прячется и спит.
Чернофигурный килик, примерно 550 год до н.э.
В целом, можно сказать, что данное существо почти исключительно принадлежит изобразительному искусству Древней Греции. Его колдографии можно найти на вазах периода II четверти VI в до н.э. - нач. V в. н.э (позже - исключительно редко). Исследователи предполагают, что делали эти вазы в Аттике, но нужны они были для продажи в Этрурии. Собственно именно в этих двух местах (и еще Таренте), было обнаружено наибольшее количество изделий с изображением коне-курочки.
Чаще всего гиппалектрион изображался не самостоятельно, а со всадником на спине (только на совсем древних вазах можно найти его изображение без всадника). В качестве всадника изображался некий молодой человек (иногда с гроздью винограда, поэтому его считали Дионисом), а иногда восседал сам бог Посейдон. Однажды исследователям встретилась ваза, на которой гиппалектрион со всадником на спине пересекал море. Т.е. мы видим связь греческого существа с водой, морем. На изделиях позднего периода, гиппоалектрион становится доминирующем изображением, которое многократно повторяется. Этот признак говорит о том, изображение уходит из обихода и "опускается" до обычного орнамента.
Кроме “колдографий” на керамических сосудах, изображение существа можно было встретить на греческих монетах, в виде миниатюрных фигурок (скульптур), и в качестве украшений на греческих галерах (на носу). Считалось, что он обладает магическими силами и защищает корабль от непогоды и нападений.
В литературе гиппалектрион встречается у античного писателя Эсхила (в одной из его трагедий), но мы об этом узнаем не из нее (она утеряна), а из комедии Аристофана "Лягушки", где упоминается Эсхил и Дионис (они спорят кто из них лучший трагик):
“Еврипид: А говорил он - все Скамандры
Иль только рвы да орло-грифы на щитах из меди,
Реченья с конную скалу, что и понять-то трудно.
Дионис: По крайней мере я, клянусь, всю долгу ночь однажды
Не спал, все думал: "рыжий конь-петух" какая птица?
Эсхил: Невежда! Это было писано как украшенье
На кораблях.
Дионис: Я ж думал, Эриксид, сын Филоксена.
Еврипид: А разве выставлять в трагедии необходимо
И петуха?
Эсхил: А ты, богопротивный, сам на сцене
Что представлял?
Еврипид: Не петухов-коней, не коз-оленей,
Как ты. Ведь это только на коврах персидских пишут,
А я лишь только принял от тебя искусство это,
Распухшее от слов напыщенных и претяжелых”.
Из этого отрывка можно сделать вывод, что образ существа уже был потерян, ведь его не узнали (даже сам Дионис не понял кто это). С другой стороны, мы снова видим, что гиппалектрион связывается с водой, кораблями и украшениями на них. Возможно, также, что он связан с персами и имеет восточное происхождение (а не греческое).
В другой комедии ("Птицы") Аристофан вновь возвращается к гиппалектриону, и описывает его как существо неуклюжее и с желтыми перьями. В еще одной своей комедии ("Мир") Аристофан упоминает образ гиппалектриона как олицетворение то ли трусости, то ли трусливого фанфаронства (бахвальства). Это мне чем-то напоминает образ павлина, который связывался в позитивном плане с храбростью и светом, но в негативном (из-за своего красивого вида) с позерством, за которым ничего не стоит.
Таким образом, гиппалектрион не попадает в греческую мифологию и не участвует в древних историях. В Аттике он одно время был популярен, но затем очень быстро интерес к нему сошел на нет, и он исчез даже из искусства, т.е. окончательно.
Хочется добавить вот еще что. Иногда мне попадалась информация, что гротескный образ существа был придуман специально. Сочетание коня и курочки не преследовало цели сделать гиппалектриона солнечным созданием. Его хотели сделать до умопомрачения гротескным и нелепым, чтобы он вызывал смех. Его функции не в защите, а в развлечении (повеселить), и темные силы его не трогает просто потому что валяются со смеху при его виде (и такое “убожество” трогать не собираются). Но лично у меня сложилось впечатление, что подобное отношение возникло не изначально (когда гиппалектриона рисовали на керамике), а благодря комедиям Аристофана, где образ существа “подогнали” под необходимость веселить народ (отсюда его и бахвальство, и неуклюжесть, и прочее).
Часть 2. Существо в современном мире.На просторах Великой Сети можно встретить иностранную ролевую игру "Warriors Of Myth". Пока она не сделана до конца, но там уже собрано больше тысячей статей на мифологическую тематику, в том числе, информация о разных существах из мифологии и фольклора.
Если обратиться к теме гиппалектриона, то в статье вначале можно увидеть классическую-историческую информацию о существе, а дальше идет уже новая информация, описывающая то, что очевидно древние греки не продумывали и что было придумано создателями игры.
Внешность.Внешность зависит от пола существа. Если это женская особь, то это будет соединение курочки и лошади, а если мужская - петушка и коня.
Как правило, у существа передние конечности коня (морда коня и копыта), а вот задняя петуха. Хотя можно встретить и варианты наоборот.
Перья и шерсть гиппалектриона может быть почти любого цвета (и с любыми узорами - пятнами, полосами и т.д.), потому что он может состоять из животных разных пород. Бывали случаи, когда он полностью был покрыт перьями курицы и все четыре ноги были куриными.
Хвост чаще всего представляет собой хвост петуха, но можно увидеть и хвост лошади. Голова могла выглядеть так - лошадиная морда с гребешком / клювом петуха.
Гиппалектрион умеет клокотать как цыпленок (ворона или петух) и / или ржать как лошадь.
Женские особи могут откладывать яйца.
Поведение.О поведении гиппалектриона известно мало, потому что его существование было скрыто в течении многих веков. Известно, оно сочетает в себе природу курицы / петуха и лошади / коня.
Гиппалектрионы по своей природе очень робкие и расеянные, но по большей части нежные и спокойные звери. Самцы как правило ведут себя более агрессивно, хотя, когда семье (стаду или их детям) угрожает опасность, яростными становятся не только самцы, но и самочки.
Существа вынуждены проявлять агрессию не только при открытом нападении или угрозах, но и в том случае, если кто-то посягает на их место обитания (они территориальные животные).
Распушив хвост
Для того, чтобы продемонстрировать свою боевую настроенность, самцы начинают поднимать перья (пушится), чтобы выглядеть крупнее. Также они начинают издавать предупреждающие звуки (кричать как птицы или ржать как кони, или выдавать некий "микс" из этих звуков). Могут выступить даже против хищников гораздо более крупных видов, обманывать своим "пушистым видом", заявляя что не боятся их, что могут противостоять. Самочки предпочитают не пушится в качестве защиты, а сразу нападать (клевать или кусать), закрывая цыплят или жеребят за своей спиной.
Взаимодействие с людьми.Гиппалектрионы в целом похожи по характеру на диких лошадей и можно одомашнить, чтобы использовать как ездовых животных. Из-за своего более мягкого и нежного нрава, эти необычные звери гораздо быстрей принимают человека, и одомашнить их (в виде личного ездового коне-курочки) может даже подросток.
Одомашненный гиппалектрион
При содержании нужно учитывать "переднюю часть" существа. Если у него спереди лошадь, тогда кормить яблоками, сеном. Если курочка - кукурузой, насекомыми. В целом, думаю подойдет и свежая трава, которую щиплют как куры, так и лошади. Возможно овощи и фрукты.
Способности.Несмотря на то, что гиппалектрион создает впечатление эдакого недалекого увальня или добродушного скромнягу, на самом деле это существо очень умное, сильное, проворное, мощное и крепкое. Как и прочие гибриды состоящие из птиц / лошадей (например, Пегасы и Гиппогрифы), умеют общаться как с птицами, так и с лошадьми.
По поводу того, умеют ли они летать, вопрос спорный и изменчивый. Долго летать они порой и не могут, зато скользить на большие расстояния - вполне.
Здоровье у гиппалектриона очень крепкое. Он обладает развитой способностью противостоять болезням (в том числе и магическим), и может отталкивать патогенные бактерии еще непосредственно в воздухе (когда они еще не приблизились к его организму и не внедрились). Предполагается, что вещества на крыльях и шерсти помогают им в этом. Еще интересно, что если таки вредные вещества осели на шерсть и перья, звери могут очень быстро скинуть их (как Дракучая Ива листья осенью).
Однако, главной волшебной способностью гиппалектриона считается его способность противостоять злым духам. Когда темные силы взирают на гиппалектриона, они начинают смеяться с такой силой, что не могут остановиться и причинить какой либо вред. Зная эту коварную особенность, демоны и прочие злые сущности не просто избегают гиппалектрионов, но ненавидят и боятся. Интересно изменили способность гиппалектриона с унизительной, на мощную и опасную.
Занимательно, что высший пик сил зверей проявляется на рассвете, с восходом солнца (но только для мужских особей).
Чем старее становится гиппалектрион, тем более сильным становятся его способности. Со временем он может противостоять не только "открытому" злу, но и "глубинному", которое выражается в психических заболевания и депрессивных эмоциональных состояниях. То есть гиппалектрион начинает представлять собой мощный источник счастья и радости. Возможно, его можно будет использовать даже для борьбы с боггартами и с дементорами. Существуют предположения, что старые гиппалектрионы даже ощущают тех людей, которые находится в негативном упадке и приходят к ним на помощь.
Современная литература.
Упоминание о гиппалектрионе также можно встретить в книге Рика Риордана о приключениях Перси Джексона:
“— Готовы к встрече с Гефестом? — озабоченно спросил Гроувер.
— Нет, — признался я, а в это время Тайсон с радостным «да-а!» уже поворачивал ручку-колесико.
Едва дверь начала приоткрываться, как паук уверенно шмыгнул внутрь, Тайсон без колебаний устремился за ним. Мы двинулись следом с некоторой опаской.
Перед нами оказалось огромных размеров помещение, сильно смахивающее на авторемонтную мастерскую. Здесь даже имелось несколько гидравлических подъемников, на платформах некоторых из них стояли автомобили, но на других я увидел очень странные механизмы. Например, там находился бронзовый гиппалектрион с отрубленной лошадиной головой, вместо петушиного хвоста торчал пучок непонятных проволок. Был там и металлический лев, кажется присоединенный к аккумулятору, и греческая боевая колесница, состоявшая из сплошных языков пламени." [9]
Заключение.
Итак, информация была собрана и немного систематизирована для удобства рассмотрения. Как мы видим, образ гиппалектриона в истории очень бледен не потому что он сам по себе не является занимательным существом, а к нему просто не испытывали интереса. Только в паре-тройке мест он был популярен, но и то, быстро “покрылся пылью забвения”.
В современном мире он тоже, увы, не получил огласки, хотя я считаю что очень зря! Его способности и строение могут служить отличным фундаментом для создания интересного персонажа. Особенно это было бы актуально для героических произведений, где гиппалектрион мог стать боевым соратником персонажу. В игровой индустрии, он также мог занимательно “раскрыться”, не хуже чем химеры и мантикоры.
Хотелось бы еще отметить тот факт, что в Древней Греции гиппалектриону приписывали свойства морского (водного существа), на котором пересекали моря и который защищал на воде, а в современном искусстве это исключительно “пешеходное” создание с упором на силу света и эмоций.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/magicheskie-sushchestva-drevney-gretsii/323/gippalektrion/6053/