Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 13 Мая 2024, 00:04:01


Автор Тема: Народные представления о заболеваниях  (Прочитано 652 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Народные представления о заболеваниях и традиционные способы их лечения.

(с.Вишневое, Староюрьевский  р-н, Шаталова  Вера  Ивановна,1940 г.р.)

Текст заговора:
"Заря-зарница, красная девица, заря исходит, все болезни изводит: изо всех костей, изо всех мощей, изо всего тела. Полно гореть, постно рдеть, постно болеть, полно драть, опухать, краснеть, щипать, рдиься.
Аминь, аминь, аминь.
Крещу-крещу, дальше не пущу. Аминь, аминь, аминь."

Вопрос:
Надо ли крестить человека при произнесении слов «крещу-крещу»?
Ответ:
Да-да-да, эта болячка, вот что у тебя? Рука заболить, там нога заболить, ты будешь читать и будешь крестить, и вот так будешь говорить, а сама будешь пальчиком водить, безымянным пальчиком.
Вопрос:
В какое время суток читают?
Ответ:
Ну... и с утра можно, и вечаром, два раза в день заговаривають.
Вопрос:
Принято ли было считать, что в праздничный день нельзя заговаривать?
Ответ:
По праздникам няльзя, потому что господний праздник, в нѐм няльзя заговаривать, тока в простой день. Вот. И с утра, утром до восхода солнушка. А вчаром, када заходит солнушко. Да, солнушко садится, и ты
будешь сабе заговаривать.
Вопрос:
Вы помните, как звали женщину, которая отдала Вам заговоры?
Ответ:
Я помню, яѐ баб Зиною звали.
Вопрос:
Не помните, какого она года рождения?
Ответ:
Она старыя... или со второго, или с третьего. Она уже умярла.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/lechenie-zabolevaniy/116/narodnye-predstavleniya-o-zabolevaniyakh/1201/

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Народные представления о заболеваниях
« Ответ #1 : 08 Июня 2019, 14:52:11 »
Текст заговора от зубной боли
Рыба в воде, мертвец в земле,
Когда эти три лица сойдутся,
Тогда зуб заболит.


Вопрос:
Т.е., когда рыба, мертвец и зуб сойдутся, то он перестанет болеть?
Ответ:
 Да-да, это вот заговаривать зуб.
Вопрос:
Производят ли какиенибудь манипуляции с зубом, например, водят по нему пальцем и т.п.?
Ответ:
Вот делаишь, всѐ равно этим безымянным пальчиком. Всягда безымянным, никаким другим, никакой загов
ор, ничаво ня делають. Только вот безымянным пальчиком, только одним.
Вопрос:
Безымянным пальцем какой руки...?
Ответ:
На правой, да. На левой, это редко, кто лявша. Делать, эт как жа ты будяшь. У мене у корови был на сис
ькях бородавки. И вот я ей заговаривала. Подою и вот заговорю. И дажа ня помню, как они кудай-то
делись, и всѐ, и все пропали.

От ангины:
Три раза «Отче наш», будешь ты заговаривать от ангины, вот водить себе от ангины вот так, три раза. Будешь читать «Отче наш»
Вопрос:
Водить безымянным пальцем по шее?
Ответ:
Да. А это вот будет... вот видишь:
Текст заговора
"Матушка зарница, красная девица, возьми сябе дыбоглот, отдай, отдай нам глот.
Вот рабе божай, вот кому там... Наташе. То...Положу, положу...Се... чѐ...семь бабниц от семи шесть, от... ну-ну-ну-ну.
Вот. И будешь читать вот от сями и туда дальше вот: от шасти –пять, от пяти –чатыри, от чатырѐх –
три, от трѐх –два, от двух –один и ни... от ни одной. Всѐ, семь бабниц, возьмитя нашу жабицу от рабы божьей, вот как... Наташи.
Левой рукой это читать, левой рукой безымянным пальцем.

А это вот от кил. Тоже «Отче наш» –три раза, читать вот «Отче наш». А... так:

Текст заговора
"Килы колючие, килы болючие. Матушка Заря вечерния, Матушка Заря утренния, утоли, угомони, Святитель отчий, Никола, Воскряси имя Господние".
Левой рукой, бязымянным пальцам. 

Да, это вот от бородавок. Три раза тожа «Отче наш». Всяда «Отчей», три раза. И «Богородицу». Ну, сама молитва. Ну, жалательна любую... молитву читать под исход месяца... Вот заговаривай всѐ под исход месяца.
Вопрос:
Почему?
Ответ:
Ну, потому что месяц исходя –все болезни изводя. А это ничаво, чтоб месяц нарожденья, нет, вот месяц исходя, все болезни заговаривають.

Вот раньше была грыжа у ребятишак, водят к бабке, носють, чтоб заговаривала. Всѐ только под исход месяца, ждут пока... старые люди как вот мне говорять, так вот я вам говорю: чтобы месяц был исход. Исход месяц, будет тогда, будешь заговаривать.
Вопрос:
Когда заговаривают грыжу, ее «загрызают»?
Ответ:
Да. Вот она нагнѐтся, ну, у мальчика там, у девочки животик тожа болить, и у обоях. И вот она нагнѐтся, и яво так вот зубкими, вот так потихоничкю: а-а-а [часто прикусывает], тфю-тфю-тфю [сплѐвывает], а-а-а, тфю-тфю-тфю. Вот так три раза.
Вопрос:
А сплевывают через какое плечо?
Ответ:
Да и через левую, и через правую. Три раза. Вот. Так иѐ заговаривают. Да, молитву тоже читаешь, «Отче наш», это... во всех этих читаешь «Отче наш». Вот. А потом это... будешь, вот она прочитает, бабка, всѐ сделыя, а потом ты, вот, до-пустим, держишь свояво рябѐнычкя, а я у тебе спрашиваю, ты у ней спрашиваешь:
«Бабушка, бабушка, что грызѐшь?». А я скажу: «Грыжу». А ты мне скажешь: «Грызи больнея». И вот так вот: а-а [прикусывает пупочек у ребенка], вот и потом я плюю, и опять ты мне так говоришь: «Бабушка, бабушка, что ты грызѐшь?». А я буду говорить тябе: «Грыжу». А ты скажешь:
«Бабушка, грызи больнея». Я опять так вота –раз-раз и буду пля-вать. Вот до трѐх раз, опять ты мне так вот говоришь: «Бабушка, бабушка, что ты грызѐшь?». А я скажу: «Грыжу». И ты скажешь: «Грызи больнея». Три раза, и всѐ: за одну, за вторую, за третью. Потом, в следующий раз приходишь, я по эту сторону буду первой плевать, потом по этую, по этую, и всѐ, и вот так.


Вопрос:
Чередуется правое и левое плечо?
Ответ:
Да.
Вопрос:
И начинать следовалото с левого плеча, то с...?
Ответ:
Да, а потом с правого начинают. И всѐ. Вот так ты держишь рябѐнычка и вот, и спрашиваишь.
Вопрос:
Принято ли при грыже делать маленькие колышки и забивать их в дверь?
Ответ:
Ну,это как-то делали, но так потом уже не заговаривали. Нет. У мене вот, и я вот тожа девочку носила заговаривать, вот заговаривали вот так. Вот она молитву прочитала, матушка, три раза, вот всѐ это, сама эту пуповинку там это... крестить крестиком вот так. А потом я вот так, скажем, науча, вот и скажа: «Ты вот так говори, вот:
“Бабушка, бабушка, что ты грызѐшь?”
А я скажу: “Грыжу”, а она мне отвячая: “Грызи больнея”»
Вот три, три зари, три зари я носила свою девочку. Понятно? Это сорок шесть годов назад. И вот так всѐ. Три зари: так, нынче вечером иду, заговорили, потом утром рано иду, место у ребѐнычка заговорили, и потом ещѐ вечаром нясу. Вот чтобы солнушко на закате, вот всѐ и такоя.


Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Народные представления о заболеваниях
« Ответ #2 : 08 Июня 2019, 16:52:05 »
Вопрос:
Что делают, когда ребенок сильно кричит?
Ответ:
Ой, этот крик тоже ведь заговаривають.Нет, я чѐй-то не помню. Вот ещѐ раньше, когда была ангина, то вот так, а вот это я, мене потом научила моя бабка. Вот раньше были печки. Ну,и щас можно, печки. И вот я подойду к этой, к задрыге, и вот задрыга, эт та, которую вот дерявяшечкей, лезешь на печкю. И вот я об эту дерявяшечку, подойду, и вот тоже молитву почитаю, тоже «Отче наш», и сама вот так об неѐ трусь и трусь, трусь и трусь подбородком. Всѐ, как к бабушке отходитя: ничѐ не будя.
Вопрос:
Тереться подбородком об печь надо тому, у кого болит?
Ответ:
Конечно. А зачем же ты, у ней болить, а ты будешь тереться? Нет-нет, сама всѐ... а это... я могу тебя поправить. Вот жалудок ты сорвѐшь: вот тижало ты подняла. Я могу тожа тибе поднять жалудок.
Вопрос:
Как поднимают желудок?
Ответ:
Ой, очень больно, эт такая болезненныя дела. Ну,как... вот ты ляжешь, вот так, а я тебе прямо вот отсуда раз... Ты прям ляжешь, а я вот руками и вот отсуда, помылю мылом и прям вот тябе вот суда, вот суда, как раз....
[Ай! Щекотно!].
Щекотно, эт ладно, то очень больно. Дочк, щас вот уже нет пе-чек, есть у кого там печка, ну, может быть, в деревне есть печкя. А щас вот пошли ко... пошли котлы и вот газовые. Всѐ равно можно. Вот ты, вот к этому котлу вот подойдѐшь и вот так, будешь прям вот так: раз, раз, раз об этой котѐл. Потрѐшь и
почитаешь молитву. И три раза плюнешь и всѐ, и всѐ у тебе отойдѐт. Вот. И не будя.
Вопрос:
Куда надо плюнуть?
Ответ:
Ну, за плячо. Вот.
Вопрос:
За левое или за правое?
Ответ:
За любое сначала, за любоя. Вот. И всѐ, и всѐ пройдѐть, даже не заметишь, как. Вот у мене у коровы, я же рассказывала, было полно бородавок. Откуда она налятели, что там с ими случилось... И вот я потом стала, сижу и... подою корову и начинаю бородавки, вот так читать молитву и... вот. Ну, а молитву вы
спишите. Вот. И всѐ.
Вопрос:
Если есть печь, о какую часть печи следовало тереть больное место?
Ответ:
Ну, там раньше была деревянныя такая задрыга, эт как раньше иѐ называли. Такая вот просто, када вот лезешь на печку, тут были такие вот деревянные приступочки. И вот по-том... А там навярху такая была тожа дерявяшичка, за неѐ хватаешься и лезешь туда, на эту, на печку. И вот так, так. И за эту, вот об эту вот тѐрлись. Вот. Ну, всѐ проходило.

Потом вот ячмень, вот ток что ячмень, вот появится, вот опять этим пальцем [безымянным] вот водишь яво прям вот так. Никада, прям чувствуешь, что у тебе на глазу ячмень. Ты прям яво опять вот пальцем, опять: «Ячмень, кукуш, чаво сабе купишь? Купи сабе топорок, сяки ячмень попярѐк, попярѐк, попярѐк». Три раза. Раз. Потом опять плюнешь, опять: «Ячмень, кукуш, чаво сабе купишь? Купи сабе топорок, сяки ячмень попярѐк, попярѐк, попярѐк» [плюѐт три раза]. Опять: «Ячмень, кукуш, чаво сабе купишь? Купи сябе топорок, сяки ячмень попярѐк, попярѐк, попярѐк» [плюет]. Вот всѐ. 

Вот, када у тябе на руке мозоль, никогда никому не показывай, что у тебе на руке появилси мозоль. Поняла?
Вопрос:
Почему нельзя никому показывать мозоль?
Ответ:
Почаму, потому что. А ты и заговори в этую, в туалет. Пойдѐшь, и вот смотришь, у тебе вот мозоль. Вот. Ты видишь, он у тебе уж прям такой–надулси, а ты пошла в туалет и прям об попу поводила, вот,
молитовку почитала, любую, но лучше всего «Отче наш», всѐ, почитала, и прям –раз [плюѐт]–плюнула. Опять так три раза ты поводила. Всѐ –никакой мозоля у тебе даже не будя. Да ты что –да нет ничто. Даже
... он у тебе прям получится такой вот... Ты утром встанешь, а он у тебе получилси такой вот... просто толстыя кожа, получилась кожа, а по... самого волдыря уже нету.

Вопрос:
Как лечить «волос» на пальце?
Ответ:
Это волосень. Яво тожа заговаривають. Ну, а вообще яво, этот самай волосень заговаривають и протыкають волос. Вот волос бяруть у тябе из этой, ну, там... ну, как табе сказать, из головы, волос. И в эту, в иголку, и тебе вот он... ты знаешь, вот эт волосень-то, он такой энто делается-то, палец-то такой, толстай, распухлай, всѐ, боль страшныя. Это тама образуется такая, как гняздо, и вот этот самай волос, яво протыкают через этую болячку. Вот. Ты, ну, потерпишь, он... ня так уж больно-то.
Вопрос:
Какой текст следовало произносить, совершая это действие?
Ответ:
Када протыкают? Ну, молитву, молитву, читають молитву.
Вопрос:
Протыкают один раз?
Ответ:
Да, один раз протыкают.
Вопрос:
И протягивают иголку...?
Ответ:
И иголку с этой с самой, с волосом. С волосом протыкають, и в этую самыю болячку, и всѐ. Это называется волосень.
Вопрос:
И палец после этого заживает?
Ответ:
Заживая всѐ там.
Вопрос:
После того как протыкают волос, что-то оттуда выходит?
Ответ:
Выходит. Тама выходють двянадцать штук этих самых волосенев. Но они такие мизерные, что у кого хорошия зрения, й их могут разглядеть. А так, если разглядеть, ток что там, примерно, в очках можешь разглядеть, а так не разглядишь. Он, потому что выходя, там он образуя гняздо, в пальце, и он йисть кость. Да, вот так.
Вопрос:
Почему появляется волосень?
Ответ:
Да Господь яво зная. Нихто ня зная. У мене вот у деда было, у меня у Тани [дочь информанта] было. Таня была девочкой, в школу ходила. Вот тебе и на.
Вопрос:
Покажите, пожалуйста, как поднимают желудок?
Ответ:
Поднять... Ну, вот я и подымаю яво. Вот я тябе положу вот на диванчик ...ты думаешь, и яда у тебе ня будеть, и яды ня будеть, лишишься вот такоя, всяво. Ну, врачи вот так вот табе ня будуть подымать. Там будуть давать табе от этой, ну, от жалудка чтой-то такой, но так, как бабка делает, подымать, они ня будуть. Давай, ложись, Наташа. Ложись, давай. Вот, видишь, вот так. Она, я намочу, как иѐ это... водичкой, а потом мылом ей намылю, и вот я буду жалудок вот отсюда –раз, и яво вот так сюда [снизу вверх от области пупка до области желудка]. И очень больныя процедура. Када это он щас не болить, она так спокойно, а так она будя завывать. Вот она будеть завывать. И я ей вот так –раз, опять ей отсюда вот так вот, вот как, вот так, всѐ.

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Народные представления о заболеваниях
« Ответ #3 : 08 Июня 2019, 17:47:09 »
Вопрос:
Какой текст следовало произносить, когда поднимаете желудок?
Ответ:
Нет, ничаво не читаю. Вот ничѐ не читаю. Ну, и вот и руку, если вот ты где-то... Раз, и рука у тебе там... и ушла. Или там пальчик –раз, вот чѐй-то там нажала, вот чѐй-то –раз –тукнуло, и пальчик выбило. Это я тоже могу поправить. Ну, а как, вот рука, вот покажитя. Никада вот руку не правють вот из руки. Вот всягда вот так в руку. Вот видишь –раз, ток ухватилась, они уже там –раз–и всѐ. А когда вот процедура
идѐть с этим, с мылом, вот всѐ только в руку. Всѐ вот так, всѐ вот так. Правлю, и всѐ. Потому что хирург, он так тебе не будя править.
Вопрос:
Вправлять не обходимо с мылом?
Ответ:
Да, с мылом. Всѐ, чтоб была такая рука. Вот у неѐ скользкия, потому что насухую так и ня чувствуешь
жилки, и всѐ такоя. А это вот, поняла?
Вопрос:
Почему вправлять надо «в руку»?
Ответ:
Так. А вот щас я табе расскажу, какой у мене был случай. Так. Мне признали, в больнице признали эту... щитовидку. Раньше я поехала в Москву, там тожа была одна бабушка, и заговаривала, и она меня научила как заговаривать эту, щитовидку. Вот тебе и «ух ты». Операция... мне какой потом, я когда поехала проверяться, у мене признали какая-то третья степень эта, щитовидка, и потом у меня иѐ не оказалось. Вот. Я когда поехала, там черяз год, черяз два провяряться в Тамбов,у мене этой щитовидки не оказ... ня стало. Но я йим не говорила, врачу, что я заговаривала. Это вот так. У мне была дерявянныя раньше, щас такие солоночки вон, а у мене была такая дерявянныя солонка. И насыпаю туда соль. И вот эта соль отба
вляется кажнай божай день, в соль. И вот я это самый... солонычкей, я читала молитву, вот «Отче наш», и вот солонкой вожу вот так. Поняла? Вот так. Вот по этой, как еѐ, по шее. Всѐ, и всѐ заговорилось, и даже сама не знаю, как у мене, что и прошло.
Вопрос:
Как Вы водили этой солонкой?
Ответ:
Ну, по кругу, вот, вот так. Раз, вот так, вот, считай, щитовидка вот так, а ты берѐшь солоночку и донышкай, донышком, раз –и вот так, и всѐ, и читаешь «Отче наш» и всѐ, и всѐ всѐ. И всѐ. Потом опять вот так это... каждый раз я так делала. Это же не тяжело. Вот. И всѐ.
Вопрос:
А водить надо против часовой стрелки?
Ответ:
Ну да, вот так. Вот. Вот так вот, и вот так.
Вопрос:
А солонка должна быть пустая?
Ответ:
Нет, она с солью. Ну, как же она у меня может высыпаться? Как же она у меня может высыпаться вот так? Ну, как она у меня будя? Вот... вот солонка, я бяру этую солонку, ну, вот я вожу, донушком, ну вот она, донушка, не такая вот, такая не была, такая дерявянныя эта, солонычкя. Щас я не знаю, где она у меня есть. И вот я прям, вот ей. Вот так она с солью, с солью. Соль обновляется вот. Стараисся тожа под и
сход месяца, соль обновляется, этой солью и картошку солишь, и суп солишь, и...и чтой-т там такоя ты солишь. А ты заговариваешь утор и вечар, два раза в день. И всѐ. И незаметно, как Господь дал, она у мене прошла. Нету ничаво. Больше я... а то я пила лякарству, была в Тамбове два раза, и вот мне давали лякарству, всѐ. А поехала в Москву, ну, тада-то ещѐ была помоложе, и этого ничаво ня делала, а вот у бабушки в Москве было много заговоров. Вот. И к ней все ходили. Вот она, упокойница, мине научила, как, это самыя, солонычкой... всѐ. И у меня Господь дал, всѐ прошло, ни... больше ко врачу, тьфу-тьфу
-тьфу, не ходила.

Вопрос:
Как заговаривают рожу?
Ответ:
Ну,а про рожу это, это нужно чистай шерстяной платок, нам... и мелом яво, и тоже читать молитвы от рожи. Вот. И всѐ. И прикладывать к этой, к ноге. Она даже и на лице бывая, и... везде бывая. Вот. Тоже такая вредныя. Ивсѐ. А потом всѐ пройдѐть. Надо мелу, чистый...мелу вот. И чист... ну, шерстяной,  тряпку  ли  там,  что  ли...  шерстяной,  красную-красную. Красную, только красную.
Вопрос:
Как понять, что это рожа?
Ответ:
А ты сама узнаешь, потому что она сделалась красныя и пухлыя. Вот.
Вопрос:
Каковы причины ее появления?
Ответ:
А Господь иѐ зная. Я сама не знаю, отчего она по-является, я не знаю.

Вопрос:
Не рассказывали, что есть какой-то «испуг»?
Ответ:
А, это от испуга есть такая трава. Вот эту траву нужно сорвать, она такая вот, круглым растѐть, а, такая колючия. И вот нужно сорвать в полдень, в двянадцать часов дня. Молчком ты должна придти и этую самую траву,где спит ря-бѐнычик,в подушечку у него зашить, чтоб никто тебе еѐ не видал. Поняла? И вот на этой подушечке спить рябѐнычик. Вот. Поняла?
Вопрос:
И эту траву оттуда не вытаскивают?
Ответ:
Ну не вытаскывай, а зачем она табе нужна. Пусть она тама.
Вопрос:
Какова причина испуга?
Ответ:
Ну, мало ли, вот рябѐнок, он... подрались ли, что это такоя. Ты знаешь, какой он бывая, испуг-то?!
Он бывая,испуг-то, он смяртельнай. Как это, да вот так! Вот мы когда были, раньше я с семечкими ездила. И вот мы были Московская область, город Химки. Тама. И тама, в общем, он сам военнай, а она работала бухгалтером. У них двоя дятей: девочка и маль-чик. И вот, ты понимаешь, девочкя как вот... пришла яво сястра, и взяла яво... ну... рябѐнычик сидел, вот она там с ним играла-играла, а потом вот так –раз–он чтой-т, рябѐнычик, задумылси. А она вот, примерно, за плячом у табе стояла, и прям на няво вот так: «А!», и она прям –раз, и всѐ. Ну,как вот, бываеть, вся нервная система. Вот какоя бувая. И она потом, девочка, то она ходила, и всѐ, а то потом и ходить ня стала. И ничаво. И это да-же потом стали бить припадки. Во, какой бывая испуг.
Вопрос:
Вылечили ли эту девочку?
Ответ:
Нет, нет. Где там только не были с ней: всѐ нарушено, вся нервная система. Вот как она испугалась, как всѐ ей дало, вот всѐ, наверноя, там кровь, или что такоя там, мозог, я ж не мо... я ж не учѐнай. И всѐ, потом эта девочка была ляжачия. Жила она до двянадцати лет, а потом умярла. И вот табе чаво.
Вопрос:
Опишите подробнее травку, которая помогает от испуга и которую надосрывать в полдень?
Ответ:
В полдень... Ну,как табе описать. Она голубенькия, такая колючия, прям вот ухватиться за неѐ, она такая вот, вот такая она вот, посмотри, такая. Ну, она такая прям вот вся колючия. Она растѐть вот, знаешь, не на низах, а вот на вярхах, где верх. Ну, допустим, зямля такая, вот навярху. Вот. Она там растѐть. А на низах она не растѐть. Черяда вот, мать-и-мачеха, она растѐть, любя такуя плотную землю, а на этих, на вярхах, не растѐть. А эта трава растѐть,вот где душица, зверобой, он тоже любя такоя... ну... ва... повыше, да, повышенную зямлю. Вот.
Вопрос:
Вы не знаете, как эта трава называется?
Ответ:
Вот она и называется, так вот «от испуга». Да.
Вопрос:
Растет ли в Вашем селе такая трава?
Ответ:
Есть, есть, есть. Скока раз я вот встрячала,сколько раз. Да,есть, смотришь, она сидить. Она прям такая, вот шарики у неѐ вот такия, шарики самыи голубенькие, вот она круглыя-круглыя, вот сама. И вот такия, такая.
Вопрос:
Есть  такие  люди,  которым  при  чтении  молитв в церкви становится плохо?
Ответ:
Ну, колотя, ну, эт тада они знають, что вот такой... приворожить, отворожить. Вот ети, как табе сказать, они, в об-щем, как они,колдуны, они знають. [...]
Вопрос:
Правда ли, что колдун не может не заниматься колдовством?
Ответ:
Они всѐ могуть сделать. У нас, у мене у брата девочкя. Они пошли гулять в Подгорную [с. Подгорное]
И самыя одна, та, которая женщина зная, она хотела сделать молодым, там не... невесте. А попала вот наша девочкя. Она ей насажала стока кил, она, де... это... моя пля-мянница, ей было пять годочков, даже, наверно, пять с половиной было. И она вот тама кричала, благушей кричала, и вот всѐ, у ней весь низ раздиралси, вот всѐ, она ручкой туды лезя, вот всѐ до крови рвѐть, всѐ вот. Потом иѐ стали води... водить к этой, к бабке. Вот. Понятно? И вот эта...
Вопрос:
Что такое «килы»?
Ответ:
Ну,  килы,  появляютсуть  тут  какие-то  шишки. Шишки, вот они прям все такие делаютсуть, коγда вот месяц этот идя, как это... к полнолунию, и вот они прям делают суть пухлые и красныи, чешутся тут страсть господния. Вот. Что-т вот такия. Вот. Обязательно нужно заговаривть.
Вопрос:
Как колдунья «пускает» эти килы?
Ответ:
Ну, Наташ...
Вопрос:
Как получилось, что она «пускала» одним, а попало на других?
Ответ:
А попало. Вот она пустила, а нужно пройтить, они должны пройтить, жаних с нявестой, а попала наша девочкя.
Вопрос:
Она по воздуху пустила или через какой-то предмет?
Ответ:
Ну, конечно, она там как-то что-т сделала, ну, такоя, можа, вот так, можа [информатор дует]. Почѐм я, откуда я могу знать. А девочкянаша враз и побяжала, в этот самыя, вот в воздух попала. Вот так.
Вопрос:
Поясните словосочетание «кричать благушей»?
Ответ:
Ну,вот кричала, очень сильно кричала, что у неѐ вот весь низ болит. И... а потом моя мать, упокойница, посмотрела, а у неѐ всѐ там красноя и там получились вот шишечки. Вот такие шишечки. И носила, моя мать носила иѐ к бабке заговаривать.
Вопрос:
А как заговаривали?
Ответ:
Ну, заговаривали, какой у мене заговор от кил. Читать «Отчу», вот всѐ там такоя и вот всѐ. И... а потом она иѐ заговаривала на пшано. Вот заговаривая, а пшано положила вот так. Пшѐночкой там в тряпочке, пшано, и это... водя, вот где у неѐ там это самыя, килы. И потом взяла там этоя пшано, три раза заговорили, а она этоя пшана отдала, бросила курам. Выбросила. Вот. И всѐ. Прошла девочка, всѐ.
Вопрос:
Болезнь перешла на пшено?
Ответ:
Да.
Вопрос:
А куры потом не заболели?
Ответ:
Нет, куры ничѐ. Вот так.
Вопрос:
Как называется болезнь, когда у ребенка начинаются судороги?
Ответ:
Ну, это я не знаю такую. Какая судорогами сводя. Бывая, вот сглаз –сглазють. Есть такой глаз нехороший, прям смертельнай: это посмотря на эту... там она... ну, на поросѐнка, на рябѐнка, на скотину на какуя, то она сглазя, это самоя, поросѐнок сдохня, рябѐнок умрѐть. Вот такой нехорошай глаз.У нас была такая женщина. Вот мы раньше жили это... бедно и купили поросѐнычка. Она прям пришла: «Ой, ваш порос
ѐнок-то больше». Она тока вышла от нас, до дороги дошла, а нашаго поросѐнка молоденская как начала яво тресть, он весь су-дорогой, и слюна у няво изо рта, и всѐ. Она до порога дошла –наш поросѐнок сдох. Вот какая бывая. Так же рябѐнычкя, вот.
Вопрос:
Что такое «младенская»?
Ответ:
Ну, младенская –вот трясѐтся как раньше называ-лась. Щас вот –трясѐтся. Изо рта у няво вот всѐ тякѐть, слюна. Ну, раньше вот так называли, а щас, можа, называють, можа, как по-научному. А раньше так называли.
Вопрос:
Как лечили ребенка?
Ответ:
А рябѐнка, если она сглазила яво насмерть, ничем это, ничѐ не можешь сделать
Вопрос:
А если не насмерть?
Ответ:
Ну, если она там как не насмерть, можа бабка отчи-тать. Вот отчитать можа. А если уж насмерть, то ничаво ня сде-лаешь...

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Re: Народные представления о заболеваниях
« Ответ #4 : 24 Июня 2019, 13:09:05 »
Материалы по этнографии Новороссийского края, собранные в Елисаветградском и Александрийском уездах Херсонской губернии В.Н. Ястребовым

Бородавки
Вечером, когда чистое небо, выходят во двор, и, дождавшись падающей звезды, смахивают здоровой рукой над бородавками столько раз, сколько бородавок числом.
Завязывают на ленте столько узлов, сколько бородавок, и бросают на дорогу. Кто возьмёт-к тому перейдут бородавки.
Берут соломинку с таким числом колненцев, сколько бородавок, и кладут в таком месте, где с крыши вода каплет, когда сгниёт- бородавки исчезнут.

Бельмо
На Юрьев день (23 апреля) до восхода солнца надо выйти к реке, и чистым белым платочком водить по влажной траве. Собранную росу перелить в белый стеклянный пузырёк, и держать на случай болезни глаз. Эта Егорьевская роса вылечивает даже застарелые бельма.

Лечить от бельма надо до новолуние, иначе не только не поможет, но болезнь станет неизлечимой.
Знахарка, от которой записано настоящее лечение, все вообще заговоры начинает молитвою "Отче наш", и ещё следующей:
"Вси святы Отци и Киевскы, и Печерськы, Иерусалимскы. И Монастырськы,  Антонию и Харлантию, Уласию и Феодосию, святый отче Тыхоне, и святый отче Борысию, и святый отче Высылию, и Гаврылию, и Илия, прекрасный пророка, и вси святыи отци, апостоли и преподобныи, ангелы и арханголы, станьте нарожденный, хрещеной раби (имя больной) в помичь."

Затем следует сам заговор:
Йихав святой Юрий из-за билой горы, и на билому кони, билая оружжя, била одежа, билыи хорты. Состричае ёго Свята Пречыста: " куда ты, Юрию йидешь?"
"Йиду я сикты, йиду я рубать хрещеной, нарожденои (имя) око не займать, а билмо зганять".
"Йидь же ты, Юрию, и сичи, и рубай, и ламай, билмо зганяй, а ока не займай. Я святым духом подунУ, и усе билмо изжену".
Бабка раскрывает глаз больнаго и трижды дует в него, затем велит больному сесть против кватыркы, а сама, зайдя со двора, брызгает через окно в глаз Егорьевской водой.
(от 68-летней бабки Побилкы).

Произнести одним духом: "В поле дуб, в море скрыня, на море луно, а в скрыне бельмо, изшыптую, изганяю, Божьим духом пошибаю, от жовтой кости, от червоной крови."

"Едит Григорий на белом коне, белым степом (вар, в билый одежи), бежит за ним три псы (вар, собакы), одын серый, другый белый, третий черный. Черный лизне (дунуть в глаз), слезу ронит (вар, бежит черна, с ока бельмо лижит), белый лизне (дунуть в глаз), бильмо сгонит (вар, бежит сира- бильмо с ока лижит),
серый лизне-бельмо сжене (вар, бижит била, с ока бильмо лыжит хрещеному, молитвенному (имя рек)."
Затем глаз раскрыть и плюнуть в него. Бельмо выйдет из глаза.
(Вознесенкск, зап. Никитин).

"Iiхав Рихайло и Михайло на бiлому коню, вiв три хорти, един бiлий, другий червоний, а третiй чорний, 
б.бiжить -слёзи лиже, ч.б. кров лиже, а червоний б- бiльмо лиже".


Бешиха.
От нее употребительны след средства:
Соскобленную с кочерги или лопаты гарь завертывают в тряпочку и подкуривают. Подкуривают веничками (нехворощъ), синей бумагой и воском. Прикладывают кору бузины. Подкуривают устилками, которые клали в обувь, идя в церковь на большой годовой праздник, подкуривают затычкою (тряпкою, которой закрывают трубу), навозом, принесенным до схид солнца на праздник Покрова.

Против бышихи наичаще сберегают те "дрибки" соли, которые кладут под Пасху, когда несут ее святить в церковь. При помощи этой соли заговаривают бешиху. Для этого надо взять "дрибок" соли, свяченой на Пасху, и обводя им воспаленное место, сказать:"Отче наш".
"Господы, поможы мени! Матерь Божа й вси святыи, Кыевскы й Печерскы, станьте мени в помочи бешиху вышептувать. Выйду я на двирь, та гляну на сыне море. На сыним мори сыня рыбалка сыню рыбу ловит. В сыний води полоскалы, в сыни горшки клалы, в сыний печи варылы. Десь узялысь сыни люди, сыню рыбу поймалы, як найилысь, и сами розсилысь. Так щоб россився бех и бишишныця витряна, водяна и пристритна, и подумана, и погадана. Я тебе выгоняю, высылаю и вышиптую з головы, з очей, з плечей, из рук, из ниг, иды соби на очерета, на болота и на непотребны лиса, де огни не горят и воды не стоят, и куры не спивают, и сонце праведне не сходе. Оттам тоби гулять, оттам тоби буять, а тут тоби не буваты, жовтой кости не ломаты, червонои крови не питы,и семьдесять жил не вьялыты хрещеного, порожденого раба Божого (имя рек)."

Этот заговор надо шептать три раза и после каждаго раза сдунуть с больного места.

Бешиха- болезнь женскаго рода, но есть болезнь мужского рода-бех, отличающаяся легкой краснотой и упорностью. Если же болезнь принимает острый воспалительный характер, больное место делается багроваго цвета, то это уже другая болезнь, хотя и однородная с бехом. Такое состояние рожистого воспаления называется гербарец. Лечится оно несколько иначе, а именно: берут красный платок, кладут на больное место, растрепливают немного прядева, зажигают его в нескольких местах спичкой, и чуть оно загорится-придавливают огонь тряпочкой, и начинают шептать, как и от бешихи, только слова "бишиха", "бех", "бишишныця" заменяют словом "гербарец".
(м. Дмитровка, зап от крестьянки Елены Завалько).

"Ты беш, ты бышыха, ты водяна, ты витряна, ты названа, ты наслана, подумана, погадана, тут тоби ны стояты,  червонои крови ны пыты, жовтои кости ны ломыты, билого лыця ны сушыты. Иды собы на очерыта, на болота, де люды ны ходять, де людскый глас ны заходе, де пивни не спивають, де дивкы косамы ны мають, там ие стара сука маты, вона тебе буде годуваты."
(д. Акацатовка)