Бунт небесных богов
Когда мы читаем мифы и священную литературу, написанные в период с 2500 по 1500 год до Рождества Христова, мы замечаем смещение в восприятии мира древними. Сильные Богини, которые на протяжении нескольких сотен тысяч лет доминировали в мыслях и чувствах людей, постепенно вытесняются могущественными Небесными Богами мужского пола. Сын (Охотник) Любимый, который, будучи сыном и мужем Великой Матери, всегда находился в подчиненном положении, сейчас становится главным божеством. Появляются новые имена: Мардук (не путать с одним из наших студентов), Индра, Аполлон, Зевс, Тор, Юпитер, Иегова - Небесные Боги, правящие с помощью энергии солнца и бросающие вызов древним Богиням земли и луны: Церере, Кибеле, Афине, Диане, Артемиде, Тиамат, Анат, Изиде, Иштар, Астарте, Минерве, Дане.
Солнечные Боги становятся героями, а Богини земли и луны - злодейками, и многий старые мифы переписываться заново, чтобы отразить это смещение сознания. Во многих из них Богиня - или женская сила - отождествляется со змеем или драконом, которые символизируют первичные силы земли, а также водные пространства, подверженные влиянию луны. В новых патриархальных религиях змей и дракон всегда символизируют зло. Мардук убивает Тиамат, Индра убивает Дану и ее сына Вирта. Аполлон убивает удава Гайи, Персей отрубает змееволосую голову Медузы. Эти истории дошли даже до христианских времен: в Англии святой Георг убил змея, а Святой Патрик изгнал из Ирландии Змей.
Священная мифология начинает отражать дуализм, который, либо был вообще неизвестен во времена Неолита, либо занимал очень незначительное место. Солнце и Небо противопоставлены Луне и Земле, Свет противопоставлен Тьме, Жизнь противопоставлена Смерти, Мужское начало противопоставлено Женскому. Раньше, все явления, включая разрушительные силы, загадку смерти и тьму ночи, были частями Великой Матери. К противоположностям не подходили с мерками нравственности. Вопрос о противостоянии добра и зла не возникал. Каждое явление имело положительную и отрицательную сторону и было неотъемлемой частью Великого Колеса Сотворенной Жизни. Смерть, как и все неизведанное, хотя и внушала страх, считалась необходимой частью процесса творения.
Такие понятия, как "наказание за грехи" и "проклятие за непослушание" не существовали. Коренные жители Америки до наших дней сохранили это здоровое представление о смерти, как о части Великого Круга Жизни, в поговорке: "Сегодня подходящий день для того, чтобы умереть".
Расправившись с силой зверя, как с ключевым аспектом поклонения Богине, проповедники новых идей заявили также, что изначальное творение было делом единственного Бога-Отца, а не божественной Матери. Если ранние истории о творении говорили о непорочных зачатиях и двуполых родителях, то новые мифы повествовали об исключительно мужском источнике творения. Некоторые из них даже рассказывали о Богинях, появившихся на свет из голов Богов-мужчин!
Как и многие другие мифы, претерпела изменения и древняя ассирийская история, повествовавшая о том, как Адам был создан из ребра Евы. Новый миф утверждал прямо противоположное. Древняя месопотамская легенда гласила, что женщина Ева создала мужчину Адама, что было еще одним вариантом мифа о Богине и ее сыне. В версии, приведенной в Книге Бытия, Бог "вылепил" Адама из глины, а потом сделал Еву из ребра Адама.
По мере того, как мифология все дальше и дальше уходила от изначального представления о Великой Богине, дуализм, который и сегодня доминирует в мировоззрении народов западных стран, приобретал все большее значение. Жизнь стала представляться как борьба сил добра и зла, а менее важной, чем жизнь грядущая. Возникло предположение, перерастающее в уверенность, что все связанное с земной жизнью - сама земля, тело, женщина - есть зло. Пословица "от чистоты до божественности - один шаг" иллюстрирует эту точку зрения: земное не может быть принято в качестве религиозной концепции; земное - нечисто, как в физическом, так и в духовном смысле. Женщина не может восприниматься в качестве духовного лидера, являющегося образом божественного Женского Начала.
Любопытные метаморфозы произошли с богами мужского пола, по мере того, как они, объединившись, заполнили воображение человечества. Хотя некоторые из них и сохранили многоликость, большинство постепенно утратило свое тождество с миром животных. Очень немногие боги продолжали изображаться с головами животных или птиц, подобно египетскому богу Анубису или бог с головой орла, изображение которого было высечено на стене одного из дворцов в Месопотамии, датируемого девятым веком до Рождества Христова. Боги иудеев, христиан и мусульман никоим образом не связаны с миром природы. Бог приобрел абсолютно человеческий облик и определенно мужской пол. Принцип существования вселенной и заключается в том, что она способна преобразовывать энергию в материю и наоборот. На духовном уровне это значит, что Бог, потому что он - Бог, может становиться другим существом, даже обычным созданием, поскольку Бог и процесс творения -едины. Но авторы новых версий старых мифов приложили все старания к тому, чтобы отделить творца от творения и поставить его выше этого процесса. И они добились своего.
Одинокий Бог стал стандартом для иудеев, христиан и мусульман. В свое время, историки религии, которые толковали прошлое в свете их собственных патриархальных ценностей, утверждали, что переход от политеизма к монотеизму является признаком прогресса цивилизации. Они говорили, что когда человек отказался от множества богов и богинь в пользу единого бога, он сделал шаг вперед в своем развитии. Но они ошибались и вот почему. Во-первых, еще в начале прошлого столетия антрополог Поль Радин доказал, что вера во многих богов не исключает веры в Высшее Существо. Действительно, большинство цивилизаций, поклонявшихся многим богам, сохраняло непоколебимую веру в Великого Духа, или Всеобщего Отца, или Всеобщую Мать, или в какую-то божественную сущность или силу, которая возвышается надо всем, в том числе, и над низшими богами. Иными словами, история религиозной мысли не прогрессировала от "наивного" многобожия к "истинной" вере во всемогущего, единого бога мужского пола.
Во-вторых, очень сомнительно, чтобы торжество монотеистического мышления, в его женской, абсолютно негибкой форме, свидетельствовало о прогрессе цивилизации. С пришествием Бога-Отца началось уничижение земли, женщины, тела и всего того естественного, в чем первые люди находили радость и счастье, и что называлось одним словом "работа": добыча и обработка пищи, строительство жилищ, изготовление инструментов и других полезных предметов и т.д. Более того, цивилизации, которые развивались в поклонении всевластному Богу-Отцу, неизбежно приходили к угнетению тех, кто не соответствовал образу всемогущего, взрослого, человекоподобного бога мужского пола: детей, женщин, сторонников однополой любви, а также животных, растений и минералов -для которых, как и для нас, планета тоже является общим домом. Им не было места на шкале ценностей жесткого патриархального образа мышления, поскольку они считались лишь слугами. Их ценность заключалась лишь в том , что они могли быть использованы на благо патриархальных отношений.
Каковы же были изначальные задачи патриархата? И какие события дали толчок к его рождению?
Цивилизации Богини процветали в зонах с теплым умеренным климатом, богатым животным и растительным миром. Все имели относительно равный доступ к жизненно важным вещам, и потому не было нужды создавать властные структуры и подчиняться им. История ранней Европы повествует, что цивилизации Богини подверглись нападению светлокожих и светловолосых людей, пришедших из холодных северных краев. Агрессоры-арии поклонялись Небесным Богам или Богам Грома, которые жили на вершинах гор, таковой она представлялась захватчикам. Историки отмечают несколько волн арийского вторжения в Индию, на Ближний Восток, в Египет, Грецию и на Крит. Большинство из них прокатилось в период с 2500 до 1500 г. до Рождества Христова, то есть в то время, когда были пересмотрены священные мифы.
Почему они пришли? Менее мягкий климат был более сильным стимулом к накоплению и сохранению пищи, а также других жизненно важных вещей. От этого зависело выживание. Группа, испытавшая лишения, нападала на более удачливых соседей и силой отбирала то, что ей было нужно. Со временем это привело к появлению профессиональных бойцов, а войско стало необходимым для выживания и развития институтом, чего не было в цивилизации теплого юга.
Интересно, что рейды патриархальных племен с севера совпали с развитием металлургии. Хотя точная дата неизвестна, но историки полагают, что около 2500 г. до Рождества Христова.
Вторжения патриархальных племен происходили на протяжении многих веков. Не каждое было успешным, а иногда за отбитым нападением следовало ответное, но в некоторых местах цивилизации уживались друг с другом, что приводило к слиянию религий. Матриархальные цивилизации не исчезли в один день, но и их постепенно разъедали новые методы ведения войны. Военному искусству были нужны жертвы. И такими жертвами стали женщины и дети. Со временем статус женщин сравнялся со статусом детей и рабов, что нашло свое отражение в общественном укладе. Мужчины стали главенствовать в общественной, экономической и политической сферах, и, в конце концов, патриархальные учреждения, законы, ценности и обычаи породили миф о мужском превосходстве.
Нацеленные на войну патриархальные общества были основаны на милитаристах ценностях, и мужская этика армейских отношений была узаконена, как образ жизни, провозглашением единого, беспощадного и грозного Бога-Отца. Авторитарность, дисциплина, дух соперничества, а также суровые наказания за непослушание стали основой мужской этики. Со времен Бронзового века именно эти качества характеризуют политику, религию, экономику, образование и семейную жизнь в развитых государствах.
Ирония судьбы заключается в том, что с патриархальной революцией Бронзового Века совпадает и возникновение первых письменных исторических свидетельств, а потому создается впечатление, что подобный порядок вещей существовал всегда. Но патриархат возник и развился только в течение последних четырех тысяч лет. Если принять во внимание, что человеческие существа прожили в матриархальных общинах сотни тысяч лет, то его можно считать относительно недавним экспериментом. Или всего лишь каплей в океане, по сравнению с 3,5 миллиардами лет, на протяжении которых существуют на земле другие формы жизни.