леченіе человѣческаго организма въ цѣломъ, а избираютъ какую либо спеціальность и занимаются только ею одной, напр., одни – леченіемъ полости рта и зѣва, другіе – ранъ и остановкой кровотеченій, третьи – водобоязни, нервныхъ и душевныхъ болѣзней, четвертые – леченіемъ глазъ и проч., направляя больныхъ одинъ къ другому по роду болѣзни и спеціальности знахаря.
Знахари въ большинствѣ случаевъ при леченіи употребляютъ въ качествѣ медикаментовъ – сахаръ, корку хлѣба, соль, уголь, медъ, воскъ, молоко, коровій пометъ, порохъ, мѣлъ, смолу, сметану и проч., маскируя, якобы цѣлебное значеніе ихъ, нашептываніемъ. Въ другихъ случаяхъ, они употребляютъ то или другое средство изъ народной медицины, сопровождая его заговоромъ. Наконецъ, при нѣкоторыхъ болѣзняхъ они пользуютъ больныхъ исключительно заговоромъ.
Иначе говоря, знахари подраздѣляются на три группы: шарлатановъ, которые въ сущности ничего не знаютъ, но устраиваютъ свое матеріальное благополучіе на невѣжественномъ довѣріи паціентовъ: во-вторыхъ, –лицъ, которыя лечатъ больныхъ какимъ-либо средствомъ изъ народной медицины, одновременно усиливая его дѣйствіе внушеніемъ; и въ-третьихъ, – лицъ, которыя воздѣйствуютъ на больныхъ исключительно внушеніемъ. При послѣднихъ двухъ способахъ леченія возможны случаи выздоровленія.
Формъ и текстовъ заговоровъ у знахарей – безчисленное множество, но всѣ они съ сильнымъ, грубо искаженнымъ религіознымъ оттѣнкомъ. Приведемъ наиболѣе характерные и часто употребляемые знахарями тексты и одновременно укажемъ на нѣкоторые способы леченія отдѣльныхъ болѣзней.
При нервныхъ, и въ частности зубныхъ болѣзняхъ, берутъ воскъ, сахаръ, соль, корку хлѣба и на нихъ читаютъ про себя, знакомымъ 3, а незнакомымъ 1-2 раза:
«Стану благословясь, пойду перекрестясь, изъ избы дверьми, изъ двора воротами подъ восточну сторону. Подъ восточной стороной стоитъ часовня. Въ эвтой часовнѣ стоитъ Антипа – зубной богъ. Помолюсь Антипѣ, зубному богу: Антипа, зубной богъ, сходи на буево и спроси, на буевѣ лежитъ мертвый мертвецъ, спроси у эвтаго мертваго мертвеца, не болятъ-ли у него нервны жилы, зубы, и не тоскнутъ-ли у него скулы! Отвѣтилъ мертвый мертвецъ Антипѣ, зубному богу: не болятъ мои нервны жилы, зубы, не тоскнутъ мои скулы. Такъ бы у больного раба (имя) не болѣли-бы нервны жилы, зубы, не тоскнули бы скулы. Аминь» (трижды).
Воскъ кладется на зубы, щепотка соли, растворенная въ водѣ, выпивается, корка хлѣба и сахаръ съѣдаются рано утромъ, натощакъ.
При костоѣдѣ, «волосѣ», язвахъ всякаго рода, въ началѣ болѣзни, къ больному члену прикладывается коровій пометъ, разведенный до консистенціи сметаны, часто смѣняемый въ теченіе трехъ дней; въ иныхъ мѣстахъ прикладывается свинцовая бумага, листья капусты, свеклы, но чаще всего больное мѣсто смазывается пекомъ. Практикуется еще и такой способъ: больную конечность, покрытую платкомъ, держатъ надъ паромъ горшка или кадки, куда предварительно кладутъ 2-3 горсти золы, 3 небольшихъ камня и серебряныя кольцо или серьги больного.
По прекращеніи пара, конечность опускаютъ въ воду, гдѣ и держатъ ее, пока она не охладится. Когда опускаютъ въ воду камни и кольцо, произносятъ тихо, чтобы никто не слышалъ, слѣдующія слова:
«Благослови Христосъ, отъ божьей рабы (имя) говорю и заговариваю, отъ дѣвки черной – простоволоски, отъ бабы черной, опускаю камень въ воду отъ народа на волосъ, а другой камень – отъ злого народа, а третій камень – отъ призора. Аминь.»
Эти слова повторяются трижды передъ каждымъ опусканіемъ камня.