Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 23 Ноября 2024, 14:40:48


Автор Тема: Заметки о народной медицине  (Прочитано 2494 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #15 : 26 Марта 2019, 12:21:39 »
Педиатрия

Если ребенок родился лицом вниз, то скоро умрет.
Если ребенок родился с длинными волосами на голове - скоро умрет.
Если ребенок родился с длинными волосами на руках или ногах - будет счастлив.
Если ребенок родился в сорочке - будет счастлив.
Если ребенок родился с зубами, то он будет знахарь, плут или все глазить.
Родившийся под воскресенье будет сладострастен, похотлив.
Родившийся под понедельник будет ведун, но для этого ему следует поститься по понедельникам.
Родившийся под четверг будет богат.
Прежде чем кормить ребенка грудью, следует дать ему соку из плодов или красного вина, но не воды и не молока, иначе будет пьяница.

Родительница ни за что не покормит грудью своего ребенка до крещения его. Если же необходимость указывает покормить новорожденного, то приглашается для этого посторонняя женщина, которая, не опасаясь никаких для себя дурных последствий, может дать ему грудь; для матери же кормление грудью некрещеного ребенка весьма опасно. Если мать, отнявши ребенка от груди, снова начнет кормить его грудью, то из этого ребенка выйдет со временем большой вор.
При рождении ребенка ангел берет каплю крови матери и несет на небо; если во время полета он упустит ее, то, где эта капля крови упадет, там и приключится новорожденному смерть: уронит каплю в лес, новорожденный повесится, в реку, в воду - утонет, в поле на чистую землю - умрет в дороге.
Ребенка купают в теплой воде, в которую кладется троицкая трава, преимущественно бывшая в церкви под коленями священника. Купель потом выливается днем в угле двора, где сходятся плетни. По захождении солнца не следует выливать воды, в которой купали ребенка, чтобы не повредить здоровью его.
 
Из того дома, где есть новорожденный, ни за что ничего не дадут: ни денег, ни хлеба, ни вещи; некоторые из купцов даже не продают из лавок в тот день.
До 40 дней в комнате, где лежит новорожденный, должно закрывать окна, потому что ночью лукавый старается заглядывать туда, чтобы наслать на ребенка "крикливца".
До 40 дней не выносят из хаты пеленок, потому что лукавый крадет с пеленок кровь; в течение этого времени пеленки моют в хате, а не на реке; но и после 40 дней при мытье их на реке не бьют о доску, иначе ребенок будет болеть животом, ветрами.
Под кровать родительницы ставят на 40 дней новый, опрокинутый дном вверх горшок. Туда же ставят иногда и кувшин с водою, чтобы у родительницы не было молочной лихорадки.

Ребенка обыкновенно стараются крестить в день его рождения.

На третий день после крещения ребенка, рано утром, до восхода солнца, бабка приносит из колодца "непочатой" воды. Неся от колодца воду, не должна оглядываться, чтобы с ребенком не случилось чего-нибудь дурного. В принесенную воду добавляют немного освященной "иорданской" воды. Вливая освященную воду, бабка говорит: "свята вода ордана, от Бога созданна! наполняешь ты, Господи, родники и реки, наполни же и рабе (имя родительницы) груди!" При этом всыпает в воду конопляное семя и хмель. Затем родительница становится правой босой ногой на секиру, положенную на веник из нехворощи (в сл. Ново-Николаевке становится вместо топора на васильки), а бабка льет ей на руки воду. Сперва льет три раза на правую руку, а родительница подхватывает левую рукою воду, сбегающего с правого локтя, и пьет ее, попадающееся семя при этом жует; потом таким же образом бабка три раза льет воду родительнице на левую руку, а та подхватывает правою рукою сбегающую с левого локтя руку и снова пьет. Далее родительница сливает бабке на руки, последняя моет свои руки и делает мокрыми руками знак креста на лице, груди и спине родительницы, наконец бабка берет секиру и отрубливает концы веника и кладет их в кувшин с водою для купания ребенка; самый же веник сберегается и через него летом брызгают воду на капусту, чтобы на ней не было блошаку.

Ребенку до году не следует давать есть щуки, а то у него не будут расти зубы (говорят, что когда щука линяет, сходят и зубы).
Когда толкут на маковики мак, или когда толкут сало, то не следует давать детям облизывать толкача, иначе у них не будут расти на голове волоса, они будут "голомози".
Не следует на большие праздникиза столом во время обеда давать детям пить воды, чтобы они, выросши, никогда ни во время работы, ни в дороге не испытывали сильной жажды.
Когда у ребенка болит голова, то ему обвязывают ее тем рушником, которым была подпоясана мать его во время венчания.
 
От поноса лечат так: режут черную курицу, вынимают из нее так называемый пупок, и разрезают его, снимают внутреннюю кожицу, засушивают ее, потом растирают ее в порошок и дают больному этот порошок на воде; или же сажают больного поносом ребенка на горячую золу.
Больному горячкой ребенку кладут в голову секиру (топор).

"Этнографическое обозрение" 1897 г. № 1
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #16 : 26 Марта 2019, 12:23:42 »
Самарский уезд

По способам выхаживания детей и лечения их неудивительно, что в семье из рожденных 9-8 человек в живых остаются 2 - редко 4. За советами по лечению детей прибегают к старухам, бабушкам, как к более опытным; кроме того, существуют общераспространенные способы лечения.

Если у новорожденного ребенка делается худосочие, так называемая собачья старость, то его "перепекают в печи". Ребенка сажают на хлебную лопату и суют в горячую печь, как только из нее вынут хлебы. Одна женщина с улицы спрашивает в окно ту, которая держит лопату:

"Что перепекаешь?" - "Собачью старость".- "Перепекай лучше, чтобы ее не было!".
Разговор повторяется три раза, и три раза сажают ребенка в печь. Случается, что с лопаты ребенок сваливается и получает ожоги, или же задыхается от жара.
 
Купают от этой же болезни ребенка с кошкой, чтобы болезнь перешла на животное.
Лечат собачью старость еще следующим способом: три для подряд делают по девяти пельменей, начиняют их землей, затем варят в воде; пельмени отдают собакам, а в отваре купают ребенка.

Взрослых лечат также своеобразными способами."Кумоха окидала", т.е. обметала лихорадка: следует больное место помочить пОтом с оконного стекла или обтереть обломком копыта, найденного на дороге. Если найдут на улице свиную челюсть, то ее берут и прикладывают в случае заушницы или нарыва за ухом; эти болезни лечатся также прикладыванием заячьей шкурки.

Заболит горло - идут к старухе знахарке; она с таинственной молитвой очерчивает три раза сучок на стене и тем заговаривает болезнь.
 
Боль в пояснице зовут "утиною" и лечат ее так: больной ложится поперек переруба (места на полу, где соединяются концами доски) или поперек порога. Старуха кладет больному на спину веник и начинает слегка рубить топором. "Что рубишь?" - спрашивает больной. - "Утину" - "Руби гораздо, чтобы больше не было."
 
Серьезные болезни не поддаются подобным способам лечения, и появление их связано суеверными представлениями. Когда вихрь крутит и подымает столб пыли, - говорят, что нечистый играет. Если человек попадает в вихрь, то его разбивает параличом. Чтобы отдалить от себя беду,следует говорить: "на воду, на воду,на воду!" и нечистый пролетит мимо и разобьется в воде.

"Этнографическое обозрение", 1895 г.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #17 : 26 Марта 2019, 12:25:28 »
Тульская губерния.

При бессоннице и вообще при плохом здоровье ребенку дают в молоке или в молочной каше мак, кладут у него в головах чертополох и прибегают к заговору: "Заря-зарница, красная девица! Возьми бессонницу, а дай младенцу такому-то сон и доброе здравие".

Чтобы ребенок не болел грыжею, его после рождения кормят свеклою или конопляным семенем, или серным цветом. А некоторые родительницы или лица, родившиеся первыми или последними, "пригрызают" эту болезнь у родившегося сквозь ветошку; для этого у девочек берут в зубы пуповину, а у мальчиков детородный член. Во время пригрызания у лица, совершающего эту операцию, бабка спрашивает: "Что ты делаешь?" - "Грызь пригрызаю". - "Грызи, грызи больнее, чтобы грызь не заводилась". - "У нашей грыжки не бывает отрыжки". Весь этот разговор повторяется до трех раз.
 
От колотья в боках прикалывают громовыми стрелами (белемнит) с произнесением следующих слов:
"Господи Иисусе Христе!
Спаси и помилуй
От всяких недугов
Денных и ночных,
Полуденных и полуночных
Ангельскую душку
Младенца (имя рек)"

Кто мочится во время сна под себя, того секут на заслонке сапожным голенищем три утра.
Против огонника или летучего огня (мокнущего лишая лица) по мнению народа помогают различные средства. Можно лечить эту болезнь трижды выбивая огниво перед лицом больного так, чтобы искры летели на последнего; или при затопке печи, до трех раз, зажигая пучок из лучинок, брызгать на него из рта водой, чтобы при этом дым от тухнущего пучка летел в лицо сидящего на столе или на лавке ребенка; или же прикладывать к больному месту обыкновенное тряпичное или мочальное помело, которым заметают в печи после топки.

Огонник лечат также заговором: "Огонь, огонь! на тебе мокрый, дай мне сухой!". Слова эти произносят трижды, когда "припаливают огонь", махая на сидящего ребенка ночевками или лотком, в котором сеют муку, или когда "откликают огонь" по трем зарям через реку или пруд, если только в тот момент светится огонь в двух или более избах обеих сторон деревни.
 
Из средств против сухой стени (atrophia infantium) (я не нашла в современной энциклопедии такую болезнь) известны следующие:

а). берут земли с трех полей и девять кружек воды, подчерпнутой на месте слияния двух рек, и притом три кружки по течению одной реки, три против течения другой и три против себя, в том месте, где сходятся струи вод обеих рек. С этой землей, водой и больным ребенком ночью, чтобы никто из посторонних не видел, идут на рубеж двух смежных между собой земель разных владельцев и принесенными водой и землею, предварительно смешав их вместе, моют больного. Вымытого перекатывают с земли одного владельца на землю другого. Рубашку же, бывшую до этого на ребенке, оставляют на рубеже.

б). Ночью собирают три горсти земли из-под дверей трех сараев и черпают воду из трех колодцев. Воду нагревают на загнетке, но не в самой печи, и мешают с землей, а потом выливают сквозь решето на голову дитяти, посаженного в избе под матицей.

в). Раскалывают от корня четверти на три молодой растущий дубок и в образовавшееся ответстие протаскивают ребенка трижды в одну сторону и трижды в другую сторону и вытаскивают его оттуда голым, а надетую на нем рубашку оставляют в отверстии дуба.

г). Младенца кладут на постеленную шерстью вверх шубу и, отрезавшие из нее по клочку шерсти у больного в головах, ногах и под спиной, меряют суровой ниткой обе его руки, окружность головы, толщину и с обеих сторон длину туловища. Затем ребенка моют чистой водой с положенными в нее тремя угольками. Нитку кладут в печурку, а после их сравнивают между собой: если смерок с одной руки оказывается равным смерку другой и смерок правой стороны туловища смерку левой, то ребенок будет жив; если же смерки окажутся неравными, то он умрет. Рубашка, бывшая до времени лечения на младенце, снова может годиться к употреблению лишь тогда, когда ее выполаскают в реке трижды против течения и трижды по течению.

д). Ставят ребенка на лавку около стены, растягивают ему руки горизонтально и меряют его суровой ниткой. Затем, отметив ножом на стене величину его роста и длину рук, окуривают больного, сжигая для этого с ладаном нитяные смерки.
 
Все изложенные способы лечения сухой стении собачьей старости применяются лишь по средам и пятницам.

Когда ребенку в какой-нибудь болезни не помогает никакое лекарство, то его иногда "перераживают". Мать становится на место происходивших родов, берет ребенка и с помощью призванной бабки до трех раз протаскивает его через ворот своей сорочки сверху вниз.

"Этнографическое обозрение", 1895 г.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #18 : 26 Марта 2019, 12:25:58 »
Чтобы получить облегчение при боли в пояснице, надо потереться обнаженной спиной одеревянные подпорки, стоящие около заборов, или же о среднюю стенку овина.(д. Клопузово Мороцкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии)
  Маленьких детей при бессоннице стукают пятками о стенку в нежилой хоромине. (с. Мороцкое Мороцкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии)

"Этнографическое обозрение" 1895 г. № 4
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #19 : 26 Марта 2019, 12:28:46 »
Во время родов нечисть, по общим представлениям славян и не только их, так и увивается вокруг хаты, из желания тем или иным способом загубить душу новорожденного. Чтобы отогнать темное воинство, знахарка стучит метлой в потолок избы, зажегши церковную свечу.
По мнению людей, живших на территории Российской империи, роженица мучается не потому, что роды идут, а потому, что нечистая сила старается не дать выйти ребенку, подменить его душу, подменить его самого или всяческим образом испортить. Именно это и является причиной боли. Если у каких-нибудь киргизов или башкиров такая концепция существует в прямом и раскрытом виде, то у русских она забыта в мифологии, но очень жива в родовспомогательных средствах.
  Доктор Талько-Грынцевич сообщает, что малороссийские повитухи, перепробовав в затянувшихся родах множество сравнительно безвредных приемов, бьют роженицу по ягодицам, детородным частям и животу.
  В Казанской губернии при задержании последа родительнице дают проглотить вшей в хлебе. То же средство практикуется в Западно-Русском крае. По словам доктора Сицинского, к тому же средству прибегают в Минской губернии: при задержании последа дают 3-6 вшей, но там зачастую дают таким образом, чтобы родительница не знала об этом. Такую же подробность отмечает Даль. Правда, в Каширском уезде Тульской губернии родительнице говорят вслед за тем, что она съела. Но это обстоятельство не позволяет принять, что мы имеем дело с простым рвотным средством, ибо в той же самой губернии, в уездах Тульском и Веневском, то же средство применяется относительно коров. Даль, кстати, в качестве противопоследного средства указывает еще кормление золой.
  Для ускорения выхода последа, как сообщает доктор Сицинский, в Минской губернии тянут послед за пуповину, приговаривая "цып-цып", подобно курам.
  В Вологодской губернии для облегчения родов родительнице дают жевать или поят настоем из васильков, зажигают венчальные свечи, поят водой, окаченной с обручальных колец, муж идет к священнику, с просьбой раскрыть царские врата.
  В Виленской губернии во время родов знахарка зажигает освященную восковую свечу и держит ее перед лицом больной, "как бы вызывая на свет родственную огню душу ребенка", - объясняет обычай проф.Сумцов.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #20 : 26 Марта 2019, 13:22:35 »
Лечение сифилиса в домашних условиях Российской империи в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии.

Исследование было написано не этнографом, а земским врачом. И написано было им по следующей причине:

В нашей периодической печати очень часто высказывается желание ближе познакомиться с народными лекарями и с так называемыми народными средствами лечения, а иногда высказывается даже мнение, что эти лекарственные средства гораздо даже лучше и действительнее, чем те, которые предлагаются врачами. В публике же, как мне известно, подобное мнение о народных средствах лечения держится очень давно и кажется очень крепко.

Так, однажды ко мне приходит баба - сифилитичка. Ей назначается мною известное антисифилитическое ртутное лечение. После того баба эта приходит в другой раз
-Ну что, как дело? - спрашиваю я ее.
-Да не помогает! - говорит баба.
-А как же нос твой ведь хороший стал?
А у больной, надо заметить, до этого был преотвратительный, весь в сифилитических язвах, нос.
-Да это верно, - отвечает баба, - только это не от твоего лекарства, а от того, что там у нас бабка-лекарка научила меня его, нос-то, слюнями мазать.
-Ну так ты и мажь его слюнами, благо помогает, а моего-то лекарства не бери! - говорю я.
-Нет, уж ты дай и своего еще! - отвечает баба.

Знахари и, большей частию, прекрасная половина человеческого рода - знахарки, т.е. деревенские бабы и городские мещанки, лечат у нас в деревне в большинстве случаев несчастных сифилитиков, сифилидологи по преимуществу.

Сифилис в деревне ("дурная болезнь" по деревенскому названию) - это своего рода Божий бич! Кто им в деревне не страдал и не страдает! Им страдают и грудные дети, и семидесяти, восьмидесятилетние старики и старухи, им в деревне страдают иногда целыми семьями, иногда человек по 20 и более. Болезнь невыносимая, потому что сама не проходит, а с каждым днем напротив все делается хуже и хуже.
В деревне все быстро узнают, сторонятся, воды из колодезя не дают, а то еще призовут с двумя десятскими на сходку и прочее в этом роде. Врачей и теперь на весь уезд двое-трое, а в прежнее время, до введения земских учреждений, и совсем ни одного не было. Тут поневоле пойдешь лечиться к знахарям. Хотя впрочем ныне этого и нельзя сказать, что поневоле идут к знахарям сифилитики лечиться. Большею частью ныне ходят к знахарям по своей доброй воле, потому что в народе уже исстари укоренилось свое собственное мнение, что знахарь лучше доктора и скорее помогает. А "скорее" вылечиться от "дурной" - это общее желание всех сифилитиков, и поэтому их желанию сильно потворствуют и сами знахари, давая больным слишком больние дозы лекарства.
Известно, что для того, чтобы вылечить сифилис со всеми его первичными, вторичными и третичными проявлениями, нужно времени приблизительно год. Это в счастливых, конечно, случаях, а то и целые годы сифилис не вылечивается, а иногда так, как известно, и совсем остается в организме, в так называемой скрытой латентной форме. Вот этой продолжительности течения болезни и не любят сифилитики. Им, обыкновенно, хочется вылечиться от такой ужасной болезни сразу. Да хотение это и понятно в данном случае само по себе, но тут оно приводит по большей части к печальным, а вовсе не к хорошим результатам.

Для того, чтобы показать, как велика охота у сифилитиков к большим дозам лекарства из желанья, конечно, поскорее излечиться, я приведу здесь примеры из своей практики.
Так, в деревне Арцибасове мужик принес домой из нашей аптеки 30 пилюль из сулемы. Ему велено было по одной пилюле глотать утром и вечером, а он сразу их все развел водой и половину бутылки зараз и выпил. Баба прибегает за мной вся в слезах
-Что такое? - спрашиваю я ее.
-Да и Онисимом моим сделался геморой!
-Какой такой геморой?
-Да с ним этот геморой и раньше был, - отвечает баба.
Я понял скоро, в чем тут дело, потому что припомнил, что Онисим вчера был у меня, и ему дано лекарство от сифилиса. Бегу сей же час в деревню (спасибо в нашей деревне дело было) и моим глазам представилась ужасная картина острого отравления ртутью. Мужик этот еле сидит на заднике и его всего, что называется, корежит, т.е. постоянные судороги, сильная рвота. На окне я заметил бутылку с каким-то лекарством.
-Что это? - я спрашиваю.
-Это мы ваше лекарство развели!
-И он это половину выпил? - спрашиваю я.
-Да! - робко отвечает баба.
Кончилась эта история тем, что я Онисима насилу-насилу привел в себя рвотными и молоком, взбитым с яичным белком. Верно оказалось, что с Онисимом геморой раньше был, как говорила мне баба, потому что Онисим у нас раза четыре уже был на пункте, а отсюда каждый раз и геморой его.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #21 : 26 Марта 2019, 13:23:11 »
Другой подобный случай был в селе Дегтярке. Баба - сифилитичка, с той же целью, - поскорей вылечиться от "дурной", проглотила зараз тоже пилюль из сулемы, по 1/10 грана каждая, пять штук, как она сама говорила, а вероятно и больше.
-Что же было от этого? - спросил я ее.
-Да насилу молоком отпоили! - отвечает баба и при этом еще улыбается.

Охоту к сильнодействующим лекарствам и к большим дозам можно, говорю, наблюдать чуть ли не у каждого сифилитика.Так, я прежде давал для смазывания сифилитических опухолей в заднем проходе (condilomata lata) ляпис, разведенный водой (20 гран ляписа на унцию воды). Но потом вздумал для той же цели давать сулему, разведенную в спирте. Лекарство это удивительно как понравилось всем больным, как очень сильное средство и скоро помогающее, в особенности, если кто очень усердно мажется.
Помню одного больного кузнеца из села Р-а. Раз дали ему этого лекарства. Приходит кузнец в другой раз и просит опять того же.
-Уж очень хорошо, - говорит, - помогает это последнее ваше лекарство. Я им намажу себе болячки на ночь, да всю ночь по ржам и бегаю (дело было летом).
-Ты значит уж очень сильно мажешь, ты бы полегче, - говорю я.
-Нет, так лучше помогает, скорей вылечишься.
-Зачем ты, - спрашиваю я, - на ночь мажешь?
-А то днем-то увидят, как я бегаю по ржам. А очень хорошо! Пожалуйста дайте еще этого лекарства!
После мне всегда приходила в голову эта любопытная картина бегания ночью по ржам, и я стал предупреждать больных, чтобы мазали полегче, потому что мол это лекарство немного щипит.

"Рукомесло" свое знахари, по моему мнению, заимствуют от военных фельдшеров, которых у нас в деревне теперь очень много; чуть ли не в каждом селе двое, а то и трое. Это, по большей части, бывшие больничные или аптечные служители в военной службе, получающие после службы диплом младшего медицинского фельдшера. Вот этот-то медицинский элемент и разносит по деревням свои медицинские сведения, понятно очень при том скудные и посвящает в них знахарей и знахарок.
Да не подумает кто-либо, что знахарь или знахарка знает какое-либо особенно лекарство от сифилиса, чего не знает медицина! Нет! лечат знахари сифилис обыкновенно тем же, чем лечат и врачи. А именно: сулемой, киноварью (сернистая ртуть) и наконец, третье - декохт из так называемой дорогой травы т.е. из сарсапарилли (decoctum zittmanni), "якоб" пить, называю больные.
Но главное лечение сифилиса у знахарей - это сулемой, и практикуется оно в самых широких размерах. Вот тут-то известная охота сифилитиков к большим дозам лекарств и желание их всегдашнее выпить чего-либо как можно покрепче - и играют весьма важную роль. Поэтому сулема, как сильнодействующее средство, знахарями дается всюду, всем сифилитикам, а то даже и без разбору, сифилитик ли больной или просто страдающий от какой-либо другой болезни.
Просто вообразит баба, что на ней дурная, и просит у знахарки или знахаря сулемы. Да знахарь, ведь главное, и различить-то болезнь конечно не сумеет. Да ему это и не нужно, просто на просто, угостит хорошенько, ну дело и будет, что называется в шляпе: и гонорар будет хороший, а там и водка и всякие подачки вроде полотенцев, яиц, ветчины, муки и прочего деревенского скарба.

Сулема, говорю, первое лекарство у знахарей, ей начинается, ею и кончается всякое лечение. И в каких же дозах дается знахарями и с какой при том неразборчивостью! Как еще выносит все русская натура!
Но иногда эта выносливость уже не помогает, и тут прямо бывают острые случаи отравления сулемой. Так на моей памяти, например, было два случая отравлений, в одном случае больная умерла от сулемы, очень молодая еще женщина, в деревне Шашкиной, в другом случае - в деревне Рыловой умерла тоже от отравления совсем молодая женщина, которую научили купить на пятачок сулемы, на пятачок живой ртути и на пятачок крепкой водки, и все это выпить зараз. Больная выпила, ну и понятно отправилась на тот свет.
Или еще, например, помню в деревне Арцибасово привезли знахаря к одному чахоточному больному. Ездили за знахарем далеко, верст за 25 с лишком. Визит знахаря стоил 5 рублей. И что же знахарь сделал?
Он назначил своему пациенту такую дозу сулемы, что тот бедный чуть-чуть не умер от нее потому что, говорят, с больным сейчас же сделалась страшная рвота и понос, т.е. все признаки отравления.
У знахарей это считается хорошим признаком; "чтобы, как они выражаются, больного и верхом и низом пронесло, и чтобы все нутро там вычистило, гнездо разорвало, а то у тебя, братец, нутро болит!" И я еще удивляюсь, как это самое нутро в виде черезчур уже плохих, чахоточный, с кавернами легких, не вылетело оттуда, т.е. из больной груди, совсем и окончательно. Больной этот вскоре потом умер. Больное нутро, видно, взяло свое. Визит знахаря пропал даром. Это мне известные случаи отправления, но конечно не все такие случаи доходят до врача.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #22 : 26 Марта 2019, 13:23:32 »
Окуривание киноварью производит в нашем районе преимущественно полька в деревне Ольхах Данковского уезда. Полька эта вышла замуж за здешнего солдата и пришедши со своей родины в Ольхи на постоянное жительство, принесла с собой какой-то польский лечебник, по которому и лечит здесь.
Одно то, что книга эта на каком-то непонятном для народа языке, - одно это производит своего рода впечатление на больного. Живет полька в землянке, чуть не в подземелье, и известна во всем околодке под названием "Ольховской колдуньи". Надо заметить, что лекарка эта постоянно бывает пьяна, потому что без полштофа водки никто к ней не является. Главное свое лечение - окуривание киноварью Ольховская лекарка применяет всюду; окуривает всех без исключения больных, хотя больше все-таки сифилитиков. Так у меня были в разное время три женщины, больные женскими болезнями, которые подверглись окуриванью киноварью и от этого страшно страдали от меркуриализма.

Третье лекарство Якоб или, что то же, Декоб (циттманнов декокт) дается знахарями очень часто. Его дают тоже преимущественно сифилитикам, но кроме сифилитиков, "якоб" пьют и другие больные, как-то чахоточные и золотушные. Корень "дорогой травы" (radix sarsaparillae), из которого приготовляют якоб, продается здесь во всех москательных лавках. В москательных лавках, впрочем, продаются тоже тайком и мышьяк, и сулема, и всякие другие снадобья. Бабе или мужику, значит, достать якоб всегда бывает возможно. Да и пить его бывает очень удобно.
Обыкновенно, четверть водки настоит знахарь или знахарка якобом, прибавит туда изрядную долю сулемы и дает это больному-сифилитику, или бабе - сифилитичке за приличную притом плату. У всех знахарей есть своего рода античная такса, так что четверть якобу стоит например, 3 рубля, полштоф менее и прочее.
Больные пьют якоб всегда с охотою, вероятно от того больше, что это лекарство более безопасно. Замечательно, что все лекарства свои знахари, обыкновенно настаивают на водке, как сулему, так равно и якоб.

Из веществ, неупотребляемых врачами в сифилисе, знахари дают иногда синий купорос. Но дают его очень редко и притом для наружного больше употребления. Его не хвалят за то сами больные. Вероятно это от того, что синий купорос - рвотное средство, а значит и неприятное. "Купорос пила, якоб настаивала, все толку нет!" - обыкновенно слышишь от больных.

Нужно заметить, что лекарственные вещества у знахарей иногда очень нагло заменяются другими более дешевыми средствами. Так например дорогая трава (radix sarsaparillae), т.е. деревенский якоб, заменяется у торговок корнем песочной осоки (risoma graminis rubri). Трава эта растет по берегам рек и озер и продается копеек пятьдесят за фунт, тогда как дорогая трава обыкновенно стоимт 2 рубля 50 копеек.
Иодистый калий, тоже известное в медицине и полезное, притом, лекарство от сифилиса, заменяется часто у торговцев, а отсюда и у знахарей, обыкновенною морскою солью. Такая замена несомненно произошла от того, что, как известно, йодистый калий продается в наших аптеках тайно, по ручной поклаже, т.е. без рецепта врача, под названием "морской соли". Ну торговцы и стали продавать настоящую морскую соль.
Как на курьез, я не могу здесь не указать еще на одного знахаря из села Заболотного,он же кузнец и коновал. Коновал этот лечит тоже и от "дурной", и от разных других недугов, но чем же?
Пойдет он на речку, наберет на берегу разных камешков, как-то: беленьких, желтеньких, синеньких, черненьких, принесет их в кузню, разобьет их там на наковальне все в мелкий порошок, завернет в разные бумажки и после дает их пить больным, или для присыпки наружных болезней. И помогает, говорят!
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #23 : 26 Марта 2019, 13:23:57 »
Вот таких вот больных, т.е. сифилитиков, которые прежде лечились у знахаря или знахарки, трудно бывает вылечить врачу, потому что они, обыкновенно, до такой степени наглотаются ртути, что и не знаешь, с чего тут начинать лечить, - сифилис ли, или - меркуриализм, т.е. хроническое ртутное отравление. А с последним иметь дело гораздо труднее, чем с самим сифилисом. И действительно, ведь мужика нельзя послать на Кавказ, на серные воды!..
В острых же случаях отравления тоже бывает трудно помочь больному, потому что первые три-четыре дня, как и было в указанных выше случаях с отравленными женщинами, больные таятся не только от врача, но и от всех окружающих родственников, и только, обыкновенно, на духу, т.е. священнику, приглашенному для причащения Св.Тайн, рассказывают, а тот уже велит позвать доктора.
Но время бывает уже упущено, потому что яд настолько успеет уже всосаться в организм, что помощь бывает почти излишняя и безуспешна.

В настоящее время, впрочем, сифилитики стали привыкать и к докторам. Так, у меня на двух амбулаторных пунктах бывает ежегодно около тысячи посещений.

"Живая старина" 1896 год
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #24 : 26 Марта 2019, 13:28:37 »
Белорусские крестьяне, проживающие в Слуцком уезде Минской губернии, свято верят, что, чтобы не хворать весь год, надо когда в первый раз услышите гром, потрясти дубовое дерево.

"Живая старина", 1907 г., выпуск 1-4, год XVI, А. Сержутовский

---------------------

Блядует от мужа бемидофа аще жена, возьми у нее с чела волосов, сожги на железе и тем попелом помажи срам свой, и пребуди с ней в постеле, перестанет блясти.
Аще хощеши быти с женой часто, помажи срам свой: курье сердце смеси с оленьим салом и с девесиловым листьем, и несть сытости.

"Живая старина", 1907 г., выпуск 1-4, год XVI, П. Зенбицкий

---------------------

Однажды местная старая ворожея (Воронеж) изобрела новое универсальное средство от всех болезней, которыми пользовала всех приходящих. Оно называлось "золотой гриб" и состоит из сулемы, синего камня, "острой воды", мухомора и т.д.
Если кто начнет тебе завидовать, то для отвращения несчастья нужно три раза плюнуть в сторону и откусить частицу ногтя. Завидовать нельзя ни человеку, ни скотине.
Нельзя ничего рубить на пороге - будет лихорадка. Во время заговенья нельзя чесать голову, иначе куры будут грядки грести; нельзя также в этот день шить, иначе на пальцах будут нарывы.

"Живая старина", год четырнадцатый, выпуски 3 и 4, 1905 год.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #25 : 26 Марта 2019, 13:34:19 »
Обыденные способы лечения болезней в Вельском уезде Вологодской губернии.

Все простудные болезни как например лихорадку, воспаление легких по словам местного фельдшера обязательно лечат "жаром". Это лечение заключается в том, что больного водят в жарко-натопленную печь и там "хвощут" его веником чуть не до потери сознания, а затем приводят домой и укладывают на печку, покрывая шубами.
Если это не поможет, то значит больной недостаточно еще пропотел и его снова начнут лечить жаром, но на этот раз уже не в баню ведут, а запихивают в печку-пекарку и закрывают ее заслонкой, хотя бы сам больной и протестовал против закрытия печки. Как результат такого лечения случается - хотя и редко, - что больной задыхается там насмерть, если домашние лекаря не догадаются вовремя вытащить его оттуда. Но если больной перенес печку благополучно, то его вслед за тем поят настоем какой-нибудь лечебной травы или водкой, настоянной на стручковом перце.

Оспу или корь тоже обязательно печкой или баней лечат, дабы "зажечь" болезнь.

О простом поносе (по местному - "черево") говорят, что "сорван пуп", и лечат его горшком. Этот оригинальный способ лечения состоит в том, что берут большой глиняный горшок, кладут в него свернутую в пук кудель и зажигают, а затем моментально опрокидывают горшок на живот больного и держат так несколько минут. Больной испытывает при этом страшные боли в животе, так как в горшке после горения образуется безвоздушное пространство, и весь живот больного втянется в него.
Население крепко верит, что после такой операции больной должен обязательно поправиться. Эту же болезнь лечат также и заговорами, которые произносят над водой или луком и заговоренный предмет дают больному выпить или съесть.

Вывихи, растяжения связок и ушибы лечат прикладыванием к больным местам теплых припарков из сенной "трухи" (измельченного сена) или пёлевы (мякины) от овса. Но по невежеству знахарей и знахарок прикладывание припарков продолжается иногда слишком долго и вместо пользы приносит больному значительный вред, а именно прикладывают их до нагноения.

Все детские болезни лечат "наговором" (заговорами) на настой какой-нибудь местной травы, и настой этот дают ребенку пить.

Болезни глаз, например трахому, лечат сначала так: вылизывают языком внутри век, предполагая, что туда попала соринка, а иногда болезнь не проходит от лизания, тогда варят щелок (вода смешанная с печной золой) и пар от этого щелока пускают в глаза, для чего больной стоит над кадушкой по целому часу времени в наклонном положении. Нечего и говорить о том, что от такого лечения у больного сделается еще больший прилив крови к голове и к больному глазу, и еще больше усилится болезнь, тем более, что пары щелока очень едки.
Если же вылизывающая веки знахарка сифиличка, то в довершении бед и сифилис еще привьет несчастному, что и случалось.
Кроме того пускают иногда в больной глаз нюхательного табаку, чтобы "проело" и глаз был бы светлее, а то вместо табаку практикуется пускать туда водку-перцовку и тоже для той цели, чтобы "проело".

Раны, язвы, ссадины лечат кто и чем попало и как кого научил свой местный знахарь. Например, моют раны своею мочой, заливают лаком, засыпают землей, табаком и проч. Все эти средства вызывают лишь нагноение - и ничего больше, за исключением разве что лака, которым будто бы если покрыть свежую рану, то очень полезно; да этому пожалуй и поверить можно, так как лак не пропускает в рану ни воздуха, ни тем более пыли.

Живая старина 1895 г.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #26 : 26 Марта 2019, 13:35:16 »
Из записок земского врача в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии.

Прежде, чем перейти к частному описанию всех наших народных лекарей, я должен предварительно сделать их общую классификацию. Итак, все наши народные лекари разделяются в нашем районе на
1) собственно знахарей и знахарок
2) заговорщиков
3) кровопускателей или рудометов
4) юродивых и угадов
5) колдунов.

Знахари и, большей частию, прекрасная половина человеческого рода - знахарки, т.е. деревенские бабы и городские мещанки, лечат у нас в деревне в большинстве случаев несчастных сифилитиков, сифилидологи по преимуществу.

Кроме сифилиса народными средствами лечения пользуется в деревне очень часто еще перемежающаяся лихорадка, по здешнему "лихоманка", "тетка", "трясучка". У хохлов лихорадка называется "пропастныца", и это название мне больше всех нравится; уж именно - пропастныца! Лихорадка очень часто встречается в народе, так у меня на пунктах ежегодно бывает около тысячи лихорадочных больных.

<я опускаю рассказ о сверхприбылях аптекарей на хине и финансовой невозможности крестьянина покупать прописанные врачом порошки>

И вот, если врач не поможет больному, то больные такие и ходят, просят лекарства, либо к барыне, либо к сельской матушке-попадье, а то и к своим знахаркам-бабкам.
Многие барыни, действительно, дают лихорадочным больным хны, но понятно немного, потому что в деревне хины достать трудно, хорошо если есть запас в городе, да и самим эта вещь постоянно бывает нужна.
Барыни, впрочем, в деревне больше лечат своей гомеопатией. Это лечение для них и более безопасно и очень удобно, потому что одним пузырьком крупинок можно отпустить тысячу человек.
А у матушки-попадьи обыкновенно ни хинина, ни крупинок нет, а больному все-таки нужно чего-либо дать от его болезни, утешить. И вот, между прочим, некоторые из них лечат лихорадку следующим способом: велит бабе принести три кренделюшка, напишет на них три каких-то евангельских слова и дать их больному, чтобы он съел их в три зари по утрам. Иногда эти три евангельских слова пишутся просто на трех бумажках, которые больной тоже в три зари должен съесть.
Бабки-знахарки в лечении лихорадки исхитряются до невозможности. Так например, нужно срезать в саду 12-ть почек от 12-ти разных дерев, налить из 12-тью ложками кипяченой воды, дать им 12-ть дней постоять и пить 12-ть дней сряду по одной ложке.
Или вот средство, несколько аналогичное этому. Нужно испечь 12-ть пышек, пойти в лес и разыскать 12-ть пеньков, положить на каждый пенек по пышке и каждому пеньку отвесить 12 поклонов.
Цифра 12 здесь очевидно означает что-то вроде священной цифры, так как в народе лихоманка олицетворяется в виде 12-ти сестер лихоманок, которые и трясут человека наподобие русалок.
В лихорадке дают также и много других народных средств, например, особенной славой пользуется пережженая соль, также лишайник и пр.

В лечении переломов костей и вывихов деревенские бабки-знахарки выказывают тоже немало всей своей медвежьей ловкости и искусства. Как известно, сделать что-либо путное в данном случае бабка конечно ничего не может. Перелом ли это или вывих, ей узнать трудно, помочь же как-нибудь больному она и вовсе не в состоянии, потому что сростить переломленную кость без гипсовой повязки или вправить вывих без знания анатомии и своего рода ловкости и умения вещь очень нелегкая.
Вот в таких случаях бабка и ломает еще больше своему пациенту больную руку или ногу. Больной или больная в таких случаях кричит и орет во всю глотку, но у бабки это считается за хороший признак, значит, называется, "на жилку попала". "У тебя жилка стронута", говорится обыкновенно больному, "ты пойди и поклонись три раза в землю на том месте, где тебе это подеялось, мать сыра земля и отпустит тебя".
Кончается всегда дело тем, что бабки эти проведут таким образом время, и уже недели через две, через три, смотришь, больной приедет к врачу, когда помощь больному оказать бывает уже очень трудно. Вот такие-то запущенные вывихи постоянно приходится вправлять и, конечно, с большим трудом и болью для пациента.

Всем конечно известно, какую глупую роль играют при родах так называемые бабушки-повитушки. Во время родов, не говоря уже о трудных родах, бабка помочь роженице ничего не может, потому что даже поддержать промежность у роженицы и то для них вещь непонятная и незнакомая.
После же родов бабки проделывают со своими жертвами разные причудливые фокусы. Так, например, каждую родильницу бабка парит в жарко истопленной печке шесть дней сряду, утро и вечер. Парят обыкновенно почему-то одним и тем же веником, а после этого тем же самым веником, что называется, размывают руки роженице. Глупая эта операция заключается в том, что бабка льет на веник воду, причем веник лежит на руках роженицы, сложенных крестообразно. Вода с веника стекает в таз, в котором бабка кладет перед тем одно сырое яйцо. После того, водой, приготовленной таким способом, бабка в последний раз еще всю роженицу обмывает, а яйцо, бывшее в тазу, роженица должна испечь и съесть. Это самая обыкновенная история для случаев благополучных.
В случаях же, когда у роженицы что-либо заболит, или если лохии прекратятся, то бабки сейчас же посылают разыскивать так называемых подъемных капель. Подъемные капли это известный всем киндер-бальзам.
С серьезно же больными роженицами бабки проделывают обыкновенно такую операцию. Больную роженицу, у которой например, сделалось воспаление брюшины, бабка вешает за ноги к потолку или к палатям и в таком положении встряхивает ее, притом несколько раз сряду. Как ни страшна эта операция, но к несчастию, она проделывается очень нередко.
Нечего и говорить здесь о крайней нечистоплотности наших повитух, когда сплошь и рядом от них даже можно заразиться сифилисом.

В заключение я должен еще упомянуть про народное лечение нарывов - прикладыванием коровьего помета и болезней глаз примачиванием их человеческой мочой. Много распространяться об этом не стоит, хотя на моей памяти одну 16-ти летнюю девушку бабки подобным лечением мочой буквально ослепили. Самым обыкновенная из глазных операций у бабок это лазить в глаз языком или выворачивать глаз на кольцо, с целью поискать там соринку, которой там и не бывало.

В накожных болезнях и ревматизме модное средство в деревне натирание дегтем или керосином.

Живая старина, 1896 г.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #27 : 26 Марта 2019, 13:41:54 »
Лечение сибирской язвы в домашних условиях

записки земского врача в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии.

Итак, он разделил всех народных лекарей на категории:
1) собственно знахарей и знахарок
2) заговорщиков
3) кровопускателей или рудометов
4) юродивых и угадов
5) колдунов.

Описание работы знахарей можно прочесть постами раньше. Переходим к более экзотическим целителям.

Заговорщиков у нас, в деревнях, очень много. Один из них заговаривает жабу, другой лом (т.е. ломоту), третьи - волосень, то есть ногтееду, четвертые - кровь, иные сибирку, т.е. сибирскую язву, и наконец - собачье бешенство и проч. Словом, чуть ли не на каждую болезнь есть свой заговорщик. Заговорщиков жабы, лому, волосеня и т.п. я описывать подробно не стану, как менее важных, и начну прямо с заговорщиков крови.

Заговорщиков крови много в каждой буквально деревне. Этим маракует, обыкновенно, какая-либо бабка, редко и мужик. И действительно, заговорить кровь очень легко. Пока-то надумают послать за заговорщиком, пока его разыщут, а тем временем догадаются завязать рану какой-либо ветошкой, или приложат к ране паутины, а то и засыпят ее червоточеной и т.п. Придет наконец заговорщик, начнет читать свой заговор, по всей вероятности, еще очень длинный. В первый раз прочитает, во второй раз, в третий; а нужно всегда непременно прочитать заговор три раза. Смотришь, кровь и остановилась, потому что всякое кровотечение, в особенности из небольших стволов, всегда и так само собой останавливается очень скоро. Это происходит, как известно, или от сморщивания краев перерезанного кровеносного сосуда, артерии или вены после их поранения, или от образования так называемого тромба, т.е. пробки, которая образуется в сосуде от свернувшегося фибрина крови, потому что кровь от действия наружного воздуха сейчас же свертывается и распадается на фибрин, главную составную часть плазмы и сыворотку крови.

Но сказанное искусство заговорщиков в отношении остановки кровотечения применимо только к поранению мелких кровеносных сосудов, поранение которых больше и встречается на практике. Мелких стволов артерий и гораздо больше, конечно, чем крупных, и они в нашем теле лежат гораздо поверхностнее, чем крупные стволы.

Крупные же стволы, как известно, и лежат более глубоко, да еще обыкновенно защищены как бы нарочно от самой природы или костями, или просто мягкими частями, т.е. мышцами и сухожильными растяжениями. Поэтому-то поранение крупных артерий бывает сравнительно, конечно, очень редко. Но буде, если что-либо подобное случиться, т.е. если бывает поранена, например, артерия radialis или ulnaris, то тут заговорщик уже ничего не в состоянии сделать. Больной такой или должен умереть от истечения кровью, или же его привезут к врачу, спустя тоже известное время, всего обессиленного от громадной потери крови, после разных мытарство по заговорщикам.

Подобный случай был и в моей практике. Молодой парень, из села Малого Подовечья, всегда страшный, как говорят, буян, на свой сельский престольный праздник так напился пьян, что вздумал драться со своими стеклами. Просто на просто начал бить кулаками в свои окна и при этом поранил себе пульсовую артерию arteria radialis. Артерия эта, как известно, из всех стволов артериальных лежит более поверхностно.
Призвали заговорщика, но дело оказалось плохо. Свой заговорщик не помог. Поэтому несчастного больного, буквально истекающего кровью, целых две недели возили по разным другим заговорщикам и заговорщицам, а кровь все не унималась. И вот, наконец, совершенно уже обессиленного, почти безжизненного, привезли больного ко мне на пункт. Это через две недели!
Потеря крови была громадная, больной был бледен как полотно. В особенности глаза у него от потери крови были просто какие-то страшные. Я, думается, никогда не забуду этих белых безжизненных глаз! С больным постоянно притом делались сильные обмороки. Из ранки постоянно сочилась кровь, а временами так текла очень сильно, в особенности если больной кашлянет или чихнет, то кровь начинает бить просто фонтаном.

Что тут делать? Нужно наложить лигатуру, а вдруг с больным обморок и смерть? Уж этого помилуй Бог! Просто на просто, "каменем побиение будет". Потому что больных на пункте кроме того еще 70-80 человек и только скажи один, что мол доктор зарезал, ну и баста! А ведь для больного нужно что-либо сделать путное. Но если бы больного привезли после поранения, на тот же день, то другое дело было бы, а то заговорщики протянули ведь целых две недели.
Кончилось тем, что я все-таки решился наложить ему шелковую лигатуру "in masse". Отыскать холошо артерию было уже нельзя, потому что от разросшихся грануляций образовалась какая-то кровоточащая клоака. Кроме лигатуры in masse я перевязал руку больному повыше ранения, с мячиком из ваты, кровь и остановилась. Больной этот потом совершенно выздоровел, хотя все село молило о его смерти, уж очень он буян, говорят.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #28 : 26 Марта 2019, 13:42:27 »
Заговорщики сибирки (сибирская язва, pustula maligna) в деревне своего рода редкость. Всегда нужно ехать куда-нибудь верст за 10-15, а то и дальше. Сибирская язва болезнь очень редкая, а значит и нужды в таких заговорщиках особой не предвидится.
Из всех заговорщиков сибирки особенной славой пользуются братья Бакокины. Бакокиных четыре брата, все они живут врозь, и в разных местах Скопинского и Данковского уездов и все одинаково умеют заговаривать сибирку. Братья Бакокины по происхождению своему крестьяне из села Ново-Александрова Скопинского уезда, полуграмотные, но успели цивилизоваться по-своему. Каким-либо преимуществом в заговоре сибирки ни один из братьев не пользуется во мнении народа, и для больного нужно только слово "Бакокин", которое до некоторой степени стало нарицательным словом.
Больной, заболевший в одной местности, сейчас же едет к своему Бакокину, и не считают уже нужным ехать в другому Бакокину, который живет от первого верст за 10-15. Над всяким своим пациентом все Бакокины проделывают одно и то же. Сначала они шепчут свой заговор, а после этого они дают больному нашатырю (ammonium chloratum) и велят им засыпать сибирку. Вот и все их лечение!

На чем же, спрашивается, основана такая слава Бакокиных? А дело заключается в том, что в простом народе все носит название сибирки, будет ли то простой чирей, в особенности если он с черным пятном, нарыв ли небольшой (abscessus) с темным кровоподтеком, карбункул, рожа (erisipelas) с темным волдырем, - все это в народе носит название грозной сибирки. А главное, лишь бы появилось какое-либо черное пятно.
Сейчас призовут бабку. Но чего же бабка знает? И сейчас же начинается обычная ея речь: "у тебя сибирка, тебе нужно ехать к Баконину". Вот эти-то и им подобные так называемые сибирки братья Баконины и излечивают с таким блестящим, так сказать, успехом.Настоящей же сибирки они, по всей вероятности, и не видали; а если случайно и видели, то не узнали и уж, понятно, не помогли ни одному такому больному.
И действительно, что значит для сибирской язвы заговор Бакокиных или хоть их присыпка нашатырем, когда сибирку нужно выжечь или каленым железом, или дымящейся азотной кислотой.

Насколько редкая болезнь сибирская язва можно уже судить из того, что у меня на пунктах перебывает каждый год больных от 12-ти до 14-ти тысяч; за 8 лет значит перебывало около 90 тысяч и из них больных сибирской язвой было всего три человека.
Конечно, во всем участке больных сибирской язвой, может быть, было и больше за это время, потому что участок большой, 35 тысяч жителей, на одного врача - город больше Рязани, да кроме того он разбросан на большом 50-ти верстном пространстве, и потому вообще не всякого больного везут на пункт. Но таких-то больных, т.е. с сибиркой, так прямо везут не к врачу, а к заговорщику Баконину или другому какому. Это еще исстари заведено так, ко врачам еще мало доверия.

Я здесь опишу те три случая сибирской язвы, которые были у меня. Тем более они интересны, что все эти больные были предварительно у заговорщиков.
Так, в соседнем селе Шишкине в имении купца Л., заболевает сибирской язвой лошадь. Посылают за бакокиным, который живет от Шишкина недалеко. Лошадь эта, понятно, околевает, несмотря на пособие от Бакокина. На другой день заболевает другая лошадь. Чейчас же опять привозят Бакокина, но лошадь тоже околевает. После того вскоре заболевает конюх, ходивший за больными лошадьми. Его сейчас же везут к Бакокину. К вечера конюха не стало. Осталась у него жена и 6 человек детей. На другой день заболевает сибирской язвой на шее караульный в имении. Караульный этот тащил больную лошадь из конюшни и чуть ли еще не он драл шкуры с больных лошадей. Последнее очень часто практикуется; здесь ведь иногда не посмотрят на то, что лошадь околела от сибирки. Караульного этого тоже везут к Бакокину. Дорогой от Бакокина больной умер. Но на другой день еще заболевает в имении кучер, который вместе с караульным тащил больную лошадь из конюшни.

В имении образовалась паника! Приезжают ко мне с вопросом, есть ли у нас какое средство от сибирки и рассказывают всю историю, что вот двое умерли, а третий заболел от сибирки. Я велел сейчас же привезти больного на пункт. У привезенного кучера была уже несомненная сибирская язва на правой руке, пониже локтя. Это была опухоль, развившаяся в какие-нибудь три-четыре часа, белого, какого-то безжизненного вида, при этом очень большая, более например чайного блюдца, приложенного к руке.
Наощупь опухоль была твердая как доска и в середине опухоли было черное вдавление, род черного пятна, величиной с горошину. Это была уже несомненная сибирская язва, которую в деревне мне пришлось видеть еще в первый раз. В клиниках приходилось видеть сибирку тоже редко, там бывает не больше одного или двух случаев в год. Больного этого мне удалось спасти от верной смерти. Человек он одинокий, жена и трое детей. Я сделал ему крестообразный разрез скальпелем на центре опухоли и залил это место дымящейся азотной кислотой. Я хотел еще выжечь опухоль каленым железом, но каутера для прижиганий не оказалось, а в деревне и кузни совсем не было. Я дал еще больному на дом азотной кислоты и посоветовал влить в ранку несколько ее капель, а предварительно в кузне выжечь это место еще каленым железом.

Так и случилось, что больной, отправившись в свою деревню, пошел прямо в кузню. И когда кузнец не согласился на такую операцию, больной сам себе выжег жигалом средину опухоли, а потом залил еще азотной кислотой. "Раскаленное железо так не щипит, как ваши капли", рассказывал он после того. На другой день больной явился ко мне уже совсем бодрый, опухоль стала опадать и сделалась тестообразной. Вскоре он и совсем оправился.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Заметки о народной медицине
« Ответ #29 : 26 Марта 2019, 13:42:54 »
Другой случай сибирки был у меня после того, спустя приблизительно год. У шестнадцатилетнего мальчика на лице около нижней скулы в какие-нибудь три часа образовалась опухоль величиной с кулак. Опухоль была твердая как доска и в середине ее было черное углубление, точь в точь как у того кучера. Мальчик этот жил на хуторе и ходил за скотиной, где и заразился. Его немедленно привезли ко мне, но от меня сейчас же хотели везти к Бакокину, когда я сказал, что у него сибирка. Едва-едва удалось удержать от этого и оставить у себя в лечебнице. Эту сибирку у мальчика я сам выжигал каленым железом. Нашел какую-то толстую проволоку, раскалил ее тут же на угольях и выжег. Опухоль сейчас же начала несколько опадать и сделалась мягкою, тестообразною. Но потом опять сейчас же начала твердеть, и больному сделалось хуже. Тогда я взял большой, толстый гвоздь и стал выжигать им. Таких сеансов выжиганий пришлось сделать больному четыре или пять. Ночью был небольшой бред. Утром я еще в последний раз сделал выжигание, и больному совсем полегчало. Теперь он жив и здоров, и даже уже женился.

Третий случай сибирской язвы был в селе Курбатове. Больную привезли ко мне после того, как целых три дня возили по разным заговорщикам. У трех заговорщиков перебывала больная. Когда узнал управляющий имением, то велел ее везти на пункт. Ее привезли еле живую, и извозчик помог ей взобраться на печку в кухне приемного покоя. Мы насилу потом стащили ее с печи. Больная настолько была уже плоха, что я не решился сделать ей выжигания. Она умерла на тот же день. Время было упущено, виной всему заговорщики и невежество.

Кроме Бакокиных заговаривает сибирку еще один мужик в деревне Шишкиной. После заговора мужик этот завертывает больное место листовым табаком. Последнее проделывают, впрочем, очень многие заговорщики сибирки.
От листового табаку обыкновенно получается такое разъедение больного места, что больные после того очень долго страдают. И это, конечно, происходит больше от того, что заговорщики прикладывают табак не на сибирскую язву, а на чирей, например, или на нарыв, на рожу и т.п. В особенности листовой табак ужасно вредно действует на рожу.
В моей практике было, между прочим, два таких случая. Так, один крестьянин из соседнего села приехал ко мне с больной ногой, на которой была рожа. Я так больному и сказал, что у него рожа. Он, очевидно, мне не поверил, и спросил меня: "а что это не сибирка?"
Я постарался его разуверить в этом, но оказалось напрасно. Нужно заметить, что недели за две перед тем у меня лечился отец этого крестьянина, у которого была рожа на лице и прошла благополучно. Тогда мне поверили и не возили заговаривать, а в этом случае, оказывается, не поверили, потому что на ноге был темный волдырь. Больного прямо от меня повезли к шишкинскому заговорщику, и тот ему все больное место обернул своим излюбленным листовым табаком, от чего сделалась сильнейшая боль и такое разъедение, что мне пришлось его месяца четыре лечить потом. Он буквально должен был слечь в постель и уже насилу-насилу поправился.
Другой подобный же случай был в селе Костемереве. Привезли ко мне из Костемерева женщину, у которой была рожа на руке. Оказалось, что ее перед этим возили к заговорщику, и тот ей всю руку буквально растравил листовым табаком. Как известно, рожу нужно смазывать прованским маслом или посыпать мелким порошком из мелу или пудры для уменьшения боли и раздражения. А заговорщики прикладывают вместо того прямо листовым табаком. Больная эта на другой день потом умерла.

Кроме описанных мне известен еще один очень интересный заговорщик из смежного уезда, села Поплевина, который также заговаривает и лечит сибирку. Но заговорщик этот - хирург, он вырезывает сибирку. От него у меня на пункте была одна больная женщина, и что он с ней сотворил - трудно описать. Он эту несчастную женщину буквально всю изрезал и сжег так называемой царской водкой (смесь азотной дымящейся кислоты с соляной). Царскую водку возят в деревне все торгаши и продают очень свободно.
С первого раза при виде этой больной я даже было струсил не на шутку. Что это? Черная оспа? Антонов огонь? Картина для меня была невиданная и потому непонятная. Больнвя еле стояла на ногах. Она вся буквально была покрыта черными пятнами величиной от серебрянного двугривенного до медного пятачка. Черные эти пятна имели какой-то особый, провалившийся вид.
-Что это? Отчего это? - с изумлением спрашиваю я.
Оказалось, что заговорщик всю ее изрезал ножом и сжег какой-то ядовитой жидкостью, вроде азотной или серной кислоты. На обеих ногах, на обеих грудях, на теле, на шее, словом по всему туловищу и конечностям были разбросаны эти страшные черные пятна. Кроме того, как кислота текла, так все тело вниз от места прижигания представлялось красным, обожженными линиями. Вероятно заговорщик жег свою жертву совсем пьяный.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".