III. Слова и заговоры отъ болѣзней вообще.
1) Слова отъ грыжи.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море-окіанъ; на томъ морѣ-окіанѣ есть островъ золотой; и на томъ золотомъ островѣ мужъ золотой; ѣздитъ мужъ золотой на своемъ золотомъ конѣ отъ востока и до запада, отъ сѣвера и до лѣта; и поднимается на небо на воздухѣ; и страститъ подъ собою землю и воду и людей худыхъ, вѣдуна и вѣдуницу, колдуна и колдуниху. Се азъ рабъ Божій (имя) избиваю и исцѣляю грыжу и щепоту и всякій недугъ и всякую болѣзнь изъ сего раба Божія (имя) въ кряжины и сучье и въ берега глубокіе. И какъ на семъ свѣтѣ утихли буйные вѣтры на синемъ морѣ, такъ бы утихла грыжа и щепота и всякой недугъ и болѣзнь у раба Божія (имя); и будь на рабѣ Божіемъ (имя) милость Божія, во вѣки вѣковъ, аминь".
2) О томъ же.
Сіи слова отъ самаго Iисуса Христа и отъ небесныя силы, отъ востоку и до западу, отъ лѣта и до сѣвера, отъ Адама и отъ Еввы.
"Есть на семъ свѣтѣ златое море, а въ томъ златомъ морѣ златъ теремъ, а въ томъ златомъ терему златая лѣствица, по той златой лѣствицѣ златой мужъ ходитъ; въ томъ теремѣ златая кровать, на той златой кровати златая перина, на той златой перинѣ златое изголовье. И ставаетъ златой мужъ со златой кровати, со златой перины и со златаго изголовья, емлетъ 39 ключей, и отмыкаетъ 39 палатъ, и емлетъ 39 мечей и сѣчетъ грыжу напущенную и родимную и пристрѣчную. Есть въ морской глубинѣ кить-рыба и пріѣдаетъ грыжу и болѣзнь у раба Божія (м). Сіи слова наговариваю ни на часъ, ни на недѣлю, ни на мѣсяцъ, ни на годъ, а на вѣкъ человѣческой сему рабу Божіему (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ рабу Божію (м) на память, во вѣки вѣковъ, аминь".
3) "Господи, благослови, отче! Небо синее, море синее! Есть въ томъ морѣ трость; выму трость, — уговорю кость, уйму болѣзнь и щипоту всякую у раба Божія (м) изъ болящаго сердца, къ востоку и западу и къ сѣверу и къ лѣту, на всѣ на четыре стороны, на небесную ширину, отъ раба Божiя (м), нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь".
4) "Сдуй, сдуй, буйный вѣтеръ, — свѣй, свѣй медвяную росу съ лиственнаго дерева, и такъ сдуй съ раба Божія (м) изъ его костей и изъ его жилъ и изъ его суставовъ всю щепоту и всю болѣзнь".
5) "Есть въ морѣ камень, въ томъ камени утица, въ той утицѣ яйцо, пригожается то яйцо ко всякому недугу человѣческому и къ уразу и щипотѣ, и пойдетъ отъ того яйца по всѣмъ суставамъ и по всѣмъ жиламъ человѣческимъ ceму рабу Божію (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ на память".
6) "Есть море золотое, въ томъ золотомъ морѣ золотой камень, въ томъ золотомъ камнѣ сидитъ златъ человѣжъ, у того златаго человѣка златъ лукъ въ рукахъ, у того златаго лука златая стрѣла, и той златой стрѣлой пострѣлилъ златаго тура, и въ томъ златомъ турѣ доброе сало, пригожается то сало ко всякой притчи и къ мертвой и живой и къ водяному и къ лѣшему, и пойдетъ то доброе сало по всѣмъ суставамъ и по всѣмъ жиламъ человѣческимъ, — сему рабу Божію (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ на память".
7) "Господи, благослови, отче! Есть море окіанъ, въ томъ морѣ окіанѣ святая баба Соломонида сидитъ на золотомъ стулѣ и прядетъ шелковую кудель на золотое веретенцо, уговариваетъ человѣку рабу Божію (м) уразъ и щепоту и всякую болѣзнь и портежъ и всякой недугъ, и возьметъ тотъ недугъ, и всякую портежную болѣзнь и щепоту у раба Божія (м). И есть у той святой бабы Соломониды золотая кровать, и кладеть тотъ недугъ и всякую болѣзнь и портежъ на той на золотой кровати подъ одѣяло — до вѣка. Аминь".
8) "Господи Боже, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лежатъ кости мертвыя, лошадиныя и звѣриныя <и> человѣческія, не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, никакой болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ; такъ бы у меня у раба Божія (м) не было бы ни щепоты, ни болѣзни ни въ костяхъ и ни въ мозгахъ. Какъ лежатъ мѣдь и желѣзо и не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни ни въ суставахъ, ни въ мозгахъ, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ въ себѣ ни болѣзни, ни щепоты ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни въ суставахъ. Какъ звѣри въ морѣ не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ бы въ себѣ ни болѣзни ни въ костяхъ, ни въмозгахъ, ни въ суставахъ. Какъ не имѣетъ въ себѣ камень ни щепоты, ни болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни во всѣхъ суставахъ, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ бы въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни во всѣхъ суставахъ".
9) Отъ трясовицъ (лихорадки) — совѣтъ. Человѣкъ пей вино и клади въ вино пороху пищальнаго.
10) Если у кого зубы болятъ. — И ты поди въ лѣсъ и найди рябину на муровьищи, возьми у нее сердце и спрашивай у ней: болитъ ли у тебя, рябина, коренье и сердце; такъ бы у раба Божія (м) зубы не болѣли во вѣки.
11) Заговоръ, у кого зубы болятъ.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи Боже, благослови, отче. Стану я рабъ Божій (м) благословясь, пойду перекрестясь и Богу помолясь, изъ избы дверьми, изъ воротъ воротами; пойду азъ рабъ Божiй (м) путемъ дорогою, и встрѣчу азъ рабъ Божій (м) мертвеца и спрошу у мертвеца, скажи ты мнѣ, мертвецъ, рабу Божію (м): „болятъ у тебя зубы и щеки?“ — и речетъ мертвецъ: „не болятъ у меня у мертвеца зубы, и у всѣхъ у мертвецовъ не болятъ ни зубы, ни щеки“. И такъ бы не болѣли ни зубы, ни щеки у меня у раба Божія отъ твоего гробу, а до моего вѣку. — Помози мнѣ, Пречистая Богородица, отъ сей болѣзни зубныя и щепотныя. Святые Архангелы Аристовы, Михаилъ и Гавріилъ, и всѣ силы небесныя, и святый священномученикъ Христовъ Антипа, и святый ангелъ хранитель мой, преданный мнѣ отъ Бога на сохраненіе отъ рожденія моего, сохраните меня отъ сей болѣзни зубныя и щипотныя и червя зубнаго, во вѣки вѣковъ. Аминь".
12) Слова отъ чирьевъ.
Когда чирей народится на тѣлѣ, и ты нащупай его перстомъ безъимяннымъ, да возьми ножъ, да очерти кругомъ девять разъ, да трижды на крестъ остріемъ ножичнымъ окрести, да плюнь, и говори:
"Злонравный чирей, отъиди отъ раба Божія (м), иди въ пустой лѣсъ. И другой разъ чирей станетъ, и ты учини такожъ, а самъ говори: Злонравный вередъ, изчезни отъ раба Божія (м), иди и на злаго моего супостата; а въ третій разъ тоже, а больше того не увидишъ и не скажешъ ничего".
13) Отъ чирьевъ (совѣтъ). Обдайся водою, и воду возьми на недвигомомъ камнѣ.
14) Заговоръ отъ уразу.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть святой окіанъ-море; за окіаномъ-моремъ есть синайская гора, на синайской же горѣ лютъ змѣй поѣдаетъ мерзлое дерево; какъ въ мерзломъ деревѣ нѣтъ ни руди, ни щепоты, ни болѣзни, такъ бы не было у раба Божія (м) ни руди, ни щепоты, ни болѣзни. И коли я рабъ Божій (м) говорю сей стихъ, толь бы скоро у сего раба Божія (м) сія болѣзнь прошла".
15) О томъ же.
"Есть Волга рѣка; есть на Волгѣ на рѣкѣ мужъ вѣдунъ, и тотъ мужъ вѣдунъ заговариваетъ у раба Божія уразы древяные, уразы костяные, уразы желѣзные, уразы земляные. Да еще у мужа у вѣдуна есть баня парная; въ той въ банѣ въ парной шелковозеленымъ вѣникомъ захвастываетъ вѣдунъ мужъ уразы желѣзные, уразы древянные, уразы костяные и всякіе уразы и отравы и рану кровавую у раба Божія (м)".
16) О томъ же.
"Стоитъ ступа желѣзная; на той ступѣ желѣзной стоитъ стулъ желѣзный; на томъ стулѣ желѣзномъ сидитъ баба желѣзная; и прялица у ней желѣзная и веретено у ней желѣзное; и прядетъ она кудель желѣзную; и зубы и глаза у ней желѣзные; и вся она въ желѣзѣ. И подлѣ той ступы желѣзной стоитъ ступа золотая; и на той ступѣ золотой стоитъ стулъ золотой; на стулѣ золотомъ сидитъ дѣвица золотая, и глаза и зубы золотые, и вся въ золотѣ; и прялица золотая и веретена у ней золотые, прядетъ кудель золотую. Ой, еси, ты, дѣвица, дай ты мнѣ иголку золотую зашить и запечатать всякія раны кровавыя, всякія болѣзни и всякую язву отъ всякаго человѣка и отъ мужеска пола и отъ женска, отъ отрока и отъ отроковицы, отъ чернеца и отъ черницы".
17) Слова уразны.
"Есть въ морѣ-окіанѣ стоитъ бѣлъ камень, и выходитъ на тотъ бѣлъ камень старъ человѣкъ на исцѣленье и на избавленье болѣзни, прикладываетъ кость къ кости, снимаетъ щипоту и болѣзни и всякіе уразы у сего раба Божія (м) во вѣки вѣковъ, аминь".
18) О томъ же.
"Господи Боже, благослови. Сидитъ баба на золотой ступѣ, золото прядетъ, пришиваетъ золотой иглою и золотою нитью кровь у раба Божія (м) нутреннюю и сердечную и жильную и порѣзную и всякую недужную".
19) Слова щипотные и уразные.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море-окіанъ. Ѣдетъ изъ окіана моря человѣкъ мѣдянъ, и конь подъ нимъ мѣдянъ, и лукъ его мѣдянъ, и стрѣлы мѣдные, и тянеть крѣпокъ лукъ и стрѣляетъ мѣтко. На мху стоитъ сосна золотая, на соснѣ золотой бѣлка золотая; и подстрѣливаетъ мѣдный человѣкъ бѣлку золотую и вынимаетъ у ней сердце золотое, расколетъ на трое и наговариваетъ и заговариваетъ трои слова щипотные, во вѣки вѣковъ, аминь".
20) "Господи Боже, благослови. Есть море золотое. И въ томъ морѣ золотомъ есть кровать золотая, и на той на кровати на золотой сидитъ золотая швейка и держитъ въ золотыхъ рукахъ золотую иголку и шелковую нитку и сшиваетъ у сего у раба Божія (м) тѣло съ тѣломъ, кровь съ кровью, уразъ и щипоту".
21) Кровь заговаривать.
"Какъ Іуда удавился у горька древа осины, такъ бы унялась кровь у раба Божія (м) нутренняя и сердечная".
22) О томъ же.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море-окіанъ, есть среди моря-окіана бѣлъ островъ; на бѣломъ островѣ бѣлъ мужъ; у бѣлаго мужа золотая иголка и нитка шелковая; приходитъ къ рабу Божію (м), зашиваетъ рану съ краю на край, съ конца на конецъ, самъ говорить такъ: стой руда въ paнѣ, во вѣки вѣковъ".
23) Слова жильные и кровавые.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть Святое море-окіанъ, есть средь моря-окіана бѣлъ камень алатырь, и сидитъ на бѣломъ камени красная дѣвица, именемъ Анастасія; есть у ней три иглы златые красные и три нитки шолковыя красныя и приходить къ рабу Божію (м), зашиваеть рану сію кровавую безъ отрыжки, чтобы не было ни щепоты, ни болѣло, ни запухло во вѣки вѣковъ. Изъ за сорочинскихь горъ вылетаетъ воронъ двоеглавой, одноглазый, однокрылой, и одноногой и прилетѣлъ къ дѣвицѣ красной къ Анастасіи, ухватилъ три иглы златыя красныя и три нитки шелковыя красныя и понесъ за синее море, уронилъ средь моря на дно. И какъ со дна моря не бывать ни игламъ, ни ниткамъ, такъ бы не бывать руды изъ раны кровавой у раба Божія (м)".
21) Кровь заговаривать.
"Господи Боже, благослови, Отче! „Молви трижды“. При царѣ было Ахавѣ; небо было мѣдяно; земля была желѣзна, небо не дало росы, земля не дала плодовъ; такъ бы кровяные раны руда стала посейчасъ у раба Божія (м), чтобы не было въ ранѣ нн щепоты, ни болѣзни и ни крови, сего нова мѣсяца и ветха, на всякой день и на всякой часъ, отъ нынѣ и до вѣка; за молитвъ пречистыя твоея матери, Господи Іисусе Христе Сынѣ Божій, помилуй мя грѣшнаго. Аминь".
25) Отъ порѣзу (совѣтъ). Возми въ лѣтѣ траву, на которой травы живетъ пѣна бѣлая, что слюна, и ту траву возьми да изсуши, да клади на порѣзъ.
26) Слова отъ зябели (озноба).
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Истинный Господъ нашъ Іисусъ Христосъ, создалъ ты небо и землю и по всей твари уставилъ на земли четыре вѣтра: востокъ, западъ, югъ и сѣверъ, и море и рѣки и мразы лютые; и по твоему повелѣнію мержетъ море. И сей твой рабъ (м) озяблъ отъ мороза; и уставилъ Ты Господи, праведное солнце на небеси таятъ и согрѣвать море и рѣки и озера и всю землю; такъ и у сего раба Божія (м) согрѣй зябель праведнымъ солнцемъ и ту исцѣли у него и возьми щипоту и болѣзнь".