Послѣдніе имѣютъ первенствующее значеніе въ народномъ знахарствѣ. Заговорами лѣчатся прежде всего болѣзни, приписываемыя „сглазу". Знахари у маленькихъ дѣтей „сглазъ" слизываютъ съ лица по три раза и затѣмъ сплевываютъ, подкуриваютъ ихъ волоса или заставляютъ надѣть на нихъ бѣлье наизнанку. У взрослыхъ „сглазъ" уничтожаютъ тѣмъ, что нашептываютъ на воду, которую и заставляютъ ихъ пить.
При „сглазѣ", какъ при легкихъ заболѣваніяхъ, существуютъ только нашептыванія обыкновенно какой-нибудь молитвы, искаженной подчасъ знахаремъ до неузнаваемости. Настоящіе же заговоры произносятся знахарями при болѣе тяжелыхъ болѣзняхъ и поврежденіяхъ организма и въ особенности при „порчахъ".
Мы приведемъ заговоры въ нѣкоторыхъ болѣзняхъ. Нужно замѣтить, что отъ одной и той же болѣзни существуетъ нѣсколько заговоровъ. Возьмемъ, напр., зубную боль. Подведя больнаго къ печи и сдѣлавъ безъимяннымъ пальцемъ кругъ около головы, но солнцу, приговариваютъ:
„ахъ, ты, мати, бѣлая нечь! не знаешь ты себѣ ни скорби, ни болѣзни, ни щипоты, ни ломоты, такъ бы рабъ Божій (имя) не зналъ бы ни хитки, ни притки, ни уроковъ, ни призоровъ, ни щипоты, ни ломоты. При утренней зарѣ Маріѣ, при вечерней Маремьяиѣ, при полуночной Аграфенѣ. Нынѣ и присно во вѣки вѣковъ. Аминь"
Въ донской области въ одной изъ станицъ проживаетъ казакъ Прохоръ, который не только въ своей станицѣ, но и далеко въ окружности пользуется славою знаменитаго знахаря. Болѣлъ-ли кто, страдалъ-ли кто отъ несчастной любви и т. п.,—всѣ обращались къ нему. Двери дома Прохора не закрываются ни днемъ, ни ночью.
Зубную боль онъ заговариваетъ такъ: „мѣсяцъ въ небѣ, сырь дубъ въ землѣ, а рыба китъ въ водѣ. Когда эти три брата сойдутся вмѣстѣ, тогда у раба Божія (имя) будутъ болѣть зубы“ (произносить эти слова три раза, не переводя духъ и пристально смотря па молодой мѣсяцъ, послѣ чего плюнуть въ сторону три раза)
Въ Петербургѣ полиціей арестована одна бездомная бродяжка, занимавшаяся колдовствомъ, ворожбою и лѣченіемъ съ помощью заговоровъ. У ней оказалась рукописная тетрадь, наполненная заговорами „отъ жабы", „отъ колотья" и другихъ болѣзней. Вотъ какъ она заговаривала зубную боль:
„ты Макарій, я Макарій, ты Антоній, я Антоній. Были-ли вы на томъ свѣтѣ? Были мы на томъ свѣтѣ. Болятъ-ли у мертвыхъ зубы? Нѣтъ, не болять у мертвыхъ зубы. Такъ чтобы и у раба Божьяго не болѣли и не ломили. Аминь ломотѣ". Заговоръ заканчивается заклинаніемъ: „будьте вы, мои слова, крѣпче камня булата, замыкаю я васъ тридевятью замками, запираю тридевятью ключами" и т. д.
Для остановки разнаго рода кровотеченій знахарь десять разъ произноситъ слѣдующій заговоръ, „съ горы горынекой бѣжитъ красная телица. На красной телицѣ сидитъ красная дѣвица. Бѣжала дѣвица, бѣжала, на камушекъ стала и кровь перестала. Аминь".
Чтобы прекратить теченіе „вереда", знахарь на дверномъ косякѣ или на облипкѣ окна находитъ сучковатое мѣсто, которое обводитъ три раза углемъ. Затѣмъ также три раза обводитъ углемъ и чирей, при этомъ приговариваетъ: „ссохші вередъ, почернѣй, какъ и ты сучекъ изсохши, почернѣвши. Аминь".
При лѣченіи постоянной безсонницы знахарь набираетъ три черепка, накаляетъ ихъ до красна и поливаетъ водою, которою больной долженъ умываться въ его присутствіи на ночь. При умываніи больнаго знахарь нашептываетъ: „ночныя ночницы, денныя денницы, полуденныя, полуночныя! Отчего вы доставались, отчего случилися? Отъ какого глазу? Чернаго, али сѣраго, али русаго? Утиши, Господи, болѣсти лихія и скорбости! Уйдите лихія болѣсти въ темные лѣса, во мхи и болота, въ гнилое колодье, тамъ птица не пролетаетъ, тамъ звѣрь не пробѣгаетъ. Водица, царица, Христова, милостива! Бѣжала водица изъ желтыхъ песковъ, изъ крутыхъ бережковъ, Измойтесь, покатитесь всякія болѣсти, всякія скорбости, всякія уреки, всякія пригляды, или радостные, или завистливые, или сзаду исходящіе, или спереди поглядащіе. Амииь“.
Отъ мышечной ревматической боли такъ заговариваютъ: „ты поколуха, поторкуха, ты меня торнешь дюже, а я тебя дюжѣе, ты меня разъ, а я тебя торну два; ты меня торнешь два, а я тебя торну три (и т. д. до девяти). Аминь".
При укусѣ гадюки заговоръ такой: „гадъ, гадъ, возьми свой ядъ! Не приметъ тебя кувыль трава; сыра мать земля не пуститъ тебя въ колодыя и сѣрыя болота; тамъ твое гульбище, тамъ твой станъ. Гадъ, гадъ, возьми свой ядъ! Гадъ черный, гадъ сѣрый, гадъ рябый, гадъ ползучій и моховой, болотовой и земляной, и гнѣздовый, тройникъ, пятерикъ, семерикъ, осьме-рикъ, девятерикъ. Аминь".
Горловая простая жаба, а то и дифтеритъ, происхожденіе которой темное, знахарство приписываетъ даже такому безвредному существу, какъ жабѣ, въ деревняхъ также заговаривается. Для этого предварительно знахарь отыскиваетъ жабу, разрѣзаетъ ее на части, которыя прикладываетъ затѣмъ къ шеѣ больнаго и приговариваетъ: „волосы рѣжу, голову рѣжу, лобъ рѣжу, брови рѣжу, глазы рѣжу, ротъ рѣжу, шею рѣжу, жабу рѣжу и зарѣжу. Аминь".
У знахарей есть свои молитвы (заговорныя). Такъ есть молитва отъ „крика". Если младенецъ кричитъ вслѣдствіе какой-либо болѣзни, его приносятъ къ знахаркѣ и непремѣнно на зарѣ. Та беретъ ребенка въ руки, дѣлаетъ три раза крестное знаменіе и, обратившись на зорю, говоритъ (три раза):
„заря Дарья, заря Марья, заря Маркіана, заря утренняя, возьми крикъ съ младенца (такого-то) денной, полуденной, часовой, полчасовой; унеси ты его за темные лѣса, за круты горы, гдѣ собаки не брешутъ и кочеты не поютъ". Если боль у ребенка не проходитъ, то такую операцію совершаютъ съ нимъ 12 зорь; если и послѣ 12 зорь младенцу не сдѣлается лучше и онъ помретъ, знахарка все таки не теряетъ своего авторитета. „Твоего ребенка Богъ полюбилъ", успокоиваетъ знахарка плачущую мать, или, пользуясь народного вѣрою въ „порчи",— говоритъ, что болѣзнь неизлѣчима, потому что произошла отъ „порчи".
А вотъ оригинальная молитва отъ „притки" (болѣзнь, причина которой неизвѣстна). Знахарка подведетъ паціента къ воротнему столбу, нагибаетъ ему голову предъ столбом ь и, трижды перекрестившись, читаетъ: „святыя небеса и мать сыра земля, лѣса и рѣчки и лузья, и болота и добрые люди, скотъ и птица и пятной столбъ прости (такого-то)...
Не менѣе оригинальна молитва, которою заговариваютъ знахари боль отъ обжога: „семь пятницевъ, семь субботовъ, Казанская Божія Матерь, уйми царя — огонь батюшку".
У знахарей есть молитвы и отъ болѣе серьезныхъ болѣзней. Такъ, напр., есть заговоръ—молитва отъ лихорадки. Послѣ обращенія къ Богу, апостолу Сисинію и четыремъ евангелистамъ и послѣ перечисленія всѣхъ лихорадокъ, говорится: „заклинаю васъ св. апостоломъ Сисиніемъ и ев. евангелистами, Лукою, Маркомъ, Матѳеемъ, Іоанномъ! Побѣгите отъ раба Божьяго (имя) за три дни, за три поприща; а если не побѣжите отъ раба Божьяго (имя), и я призову на васъ великаго апостола Сисинія, и святыхъ Сихайла и Аноса, и четырехъ евангелистовъ, Луку, Марка, Матѳея, Іоанна и учпутъ васъ мучить, да- ючи вамъ по четыре тысячи ранъ на день" .
По народному повѣрью, всѣхъ лихорадокъ или „трясавицъ“ существуетъ двѣнадцать и въ нихъ народъ видитъ олицетвореніо двѣнадцати дѣвъ, дочерей какого-то миѳическаго царя Ирлуса. Эти двѣнадцать дѣвъ за непослушаніе къ родителю были прокляты имъ и превращены въ злыя лихорадки, изъ которыхъ каждая у знахарей имѣетъ свое названіе; такъ, напр., существуютъ: сухотія, желтія, трясуха, гнетуха, забируха, колотуха, веснуха, и др. По народному повѣрью, эти 12 лихорадокъ приходятъ въ наказаніе къ человѣку и могутъ внѣдряться въ него какъ по одной, такъ и всѣ вмѣстѣ. В ъ послѣднемъ случаѣ получается самая жестокая лихорадка, которая, обыкновенно, начинается съ 12 часовъ дня или ночи, т. о. съ приходомъ къ больному человѣку послѣдней, двѣнадцатой сестры лихорадки.
Въ народѣ, какъ извѣстно, разные святые считаются покровителями въ разныхъ дѣлахъ и защитниками отъ разныхъ бѣдствій и болѣзней, напр.: св. Сисиній (одинъ изъ 40 Севастійскихъ мучениковъ— 9 Марта)—защитникъ отъ лихорадки; св. Власій (11 февр.) и св. Георгій (23 апр.)— покровители скота, св Зосима— покровитель пчеловодства и др. Основаніемъ для этого послужило то, что въ житіяхъ этихъ святыхъ указываются факты ихъ покровительства въ томъ или другомъ бѣдствіи и помощи въ извѣстной болѣзни. На этомъ основаніи и составились затворы съ призываніемъ имени ихъ, напр, противъ лихорадки съ призываніемъ имени св. Сисинія.
Вотъ почему существуетъ также заговоръ съ упоминаніемъ имени священномученика Антипы (14 апр.), который, по народному представленію, считается утѣшителемъ зубной боли:
„На морѣ на окіянѣ, на островѣ на Буянѣ стоитъ соборная апостольская церковь; въ той соборной апостольской церкви стоитъ мать пресвятая Богородица и преподобный Антипій, зубной изцѣлитель. Онъ проситъ и молитъ о рабѣ Божіемъ (такомъ-то): какъ у васъ, угодники Божіи, зубы не болѣли, такъ бы у раба Божьяго (такого-то) зубы не болѣли —во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь, аминь, аминь" .
У упомянутаго знахаря Прохора есть такая заговорная молитва отъ сибирской язвы:
„Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй отъ наглой болѣзни раба Божьяго (имя); за симъ послѣ трехъ земныхъ поклоновъ слѣдуетъ: рабъ Божій (имя), есть въ тѣлѣ твоемъ остропалительная болѣзнь — язва; нѣтъ въ тѣлѣ твоемъ ни грома, ни молній, ни дѣвы убіенной. Въ туѣ, во гнѣвѣ земля въ рукахъ тресовницы. Вотъ тебѣ моя молитва, ключъ и замокъ" (читать три раза и въ тоже время дуть на нее и плевать въ лѣвую сторону).
Такъ какъ человѣкъ иногда страдаетъ отъ несчастной любви, то у знахарей есть заговоры на предметъ уничтоженія такой любви. У казака Прохора есть такой заговоръ противъ несчастной любви: по прочтеніи „Отче нашъ" нужно говорить слѣдующее:
„изыде, діаволе, отъ сего дома, отъ сего храма, отъ сихъ вратъ и дверей, изъ раба или рабы Божьей (имя). Здѣсь тебѣ, діаволъ, нѣтъ мѣста и покоя; здѣсь опочиваютъ четыре евапгелиста: Лука, Маркъ, Матѳей и Іоаннъ Богословъ. Изыде, діаволе, изъ раба или рабы (имя). Боже, Боже, всемилостивѣйшій Владыко, безначальный Верхотворче, Господи Іисусе Христе Сыне Божій, укрѣпи, защити отъ напавшаго супостата; отгони его святой молитвой изъ рабы или раба (имя), пошли его во тьму кромѣшнюю, гдѣ уготовала ему адская мука отъ нынѣ и до вѣка вѣковъ. Аминь". (Читать три раза)
Нужно замѣтить, что заговорами думаютъ лѣчить не физическія только болѣзни, но и нравственныя. Вотъ почему у знахарей существуетъ, напр., заговоръ отъ пьянства: „ты небо слышишь, ты небо видишь, что я хочу дѣлать надъ тѣломъ раба такого-то. Тѣло Маерена, печень тезе. Звѣзды вы ясныя, сойдите въ чашу брачную; а въ моей чашѣ вода изъ горнаго студенца. Мѣсяцъ ты красный, сойди въ мою клѣть; а въ моей клѣти ни дна, ни покрышки. Солнышко ты привольное, взойди на мой дворъ; а на моемъ дворѣ ни людей, ни звѣрей. Звѣзды, уймите раба (такого то) отъ вина; мѣсяцъ, отврати раба (такого то) отъ вина; солнышко, усмири раба (такого- то) отъ вина. Слово мое крѣпко".
По пародному повѣрью, силу заговора знахарь можетъ передать только младшему лѣтами; знахарь не можетъ произносить заговора громко, а то можетъ самъ лишиться способности заговаривать. Кромѣ того, лишится способности заговаривать еще въ томъ случаѣ, если станетъ употреблять заговоры во зло. У знахаря, лѣчащаго заговорами, должны быть, по народному повѣрью, цѣлы всѣ зубы. Всякій здравомыслящій легко можетъ видѣть, что всѣ заговоры представляютъ собою вздорный наборъ словъ, хотя подобная чушь и создаетъ громкую извѣстность нѣкоторымъ личностямъ; всякій легко можетъ разсудить, что изъ того, что ложный лѣкарь— знахарь или глупая старуха—знахарка наболтаетъ вздорныхъ словъ, нашепчетъ разной чѳпухи, мѣшая иногда святыя слова изъ молитвы съ своей пустой болтовней и употребляя рядомъ съ краснымъ солнцемъ, свѣтлымъ мѣсяцемъ и матушкой сырой землей имена Спасителя, Богоматери и Святыхъ, никакой пользы не выйдетъ, кромѣ развѣ вреда для здоровья. А попробуйте разувѣрить и разубѣдить темный крестьянскій людъ въ безполезности и безтолковости подобнаго рода знахарскаго лѣченія, скажите больному, что все это болтовня, что тутъ, кромѣ обмана, ничего нѣтъ и что отъ этихъ заговоровъ ровно ничего онъ не получитъ, такъ онъ не повѣритъ вамъ. Напротивъ, онъ тотчасъ замѣтитъ: „нѣтъ, родимый, и не толкуй лучше мнѣ про этихъ знахарокъ, да нашихъ лѣкарей, отъ нихъ, вѣдь, много выходитъ пользительнаго.
Такіе защитники бездѣльныхъ и безпутныхъ лѣкарей и лѣкарокъ укажутъ даже: „вотъ такой-то удивительно какъ прочно и скоро заговариваетъ зубную боль, а такая старуха такъ ужъ чудесно нашептываньемъ, да приговариваньемъ, да оханьемъ своимъ лѣчить".
И замѣчательно, что чѣмъ проще и набожнѣе иной человѣкъ, тѣмъ скорѣе подъ него, такъ сказать, подкапывается суевѣріе. Предъ вами, напр., простая, благочестивая и набожная женщина, христіанка. Каждый годъ она посѣщаетъ святыя мѣста и дома исправно ходитъ въ храмъ Божій. Но вотъ появляется въ селѣ или окрестностяхъ ея села какой-нибудь знахарь или знахарка, имъ тотчасъ она повѣритъ, чтобы тамъ ни наговорили. Не даромъ потому говорится: Божье крѣпко, а вражье лѣпко. Какъ же смотрятъ сами знахари и знахарки на свое дѣло? Между заговорщиками и заговорщицами и вообще между знахарями и знахарками есть такіе, которые въ самообольщеніи думаютъ, что они на самомъ дѣлѣ лѣчатъ народъ, что они приносятъ пользу человѣчеству своими заговорами, хотя и сами въ нихъ ничего не понимаютъ, и не видятъ въ заговорахъ никакого грѣха, смотря на нихъ (заговоры), какъ на богоугодныя молитвы.