Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 23 Ноября 2024, 12:37:27


Автор Тема: Суеверия и предрассудки простого народа. Ведомости. 1885  (Прочитано 1884 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Суевѣрiе и предразсудки въ простомъ народѣ. (Сообщено редакцiи изъ Петрозаводскаго уѣзда).
// Олонецкие губернские ведомости. 1885. № 73 - 78.

Многое изъ суевѣрiй и предразсудковъ прежнихъ лѣтъ оставлено народомъ, благодаря распространенiю грамотности, но много еще кое-чего осталось и по сiе время. Конечно, и въ настоящее время найдутся еще люди, вѣрящiе во всѣ „нашаптыванiя”, но большинство противъ нихъ. Вѣритъ иной, что ямщики на станцiяхъ даютъ разгоряченной лошади пить холодную воду и она бываетъ безвредна, потому что заговорена; но тотъ же самый человѣкъ уже не вѣритъ въ то, что всѣхъ свадебныхъ людей можно оборотить въ волковъ, или въ то, что колдунъ можетъ остановить свадебный поѣздъ, хотя бы онъ былъ за тридцать верстъ, пустивъ вошь въ соломенку и, нашептавши, бросить ее на дорогу.

Вѣра въ колдовство такъ сказать пошатнулась. Колдовство въ настоящее время не есть достоянiе какого либо одного старика, котораго всѣ боялись и уважали, который на свадьбѣ игралъ первую роль, теперь уже не колдовство, а „шуморенье” и сдѣлалось оно достоянiемъ бѣдныхъ женщинъ, особенно вдовъ; а если оно сдѣлалось достоянiемъ многихъ, то уже этимъ подрываетъ въ себя вѣру. Свадьбы бываютъ нынѣ почти безъ колдуновъ; въ молодомъ поколѣнiи замѣтно очень мало вѣры въ колдовство и держится оно въ народѣ, какъ унаслѣдованное отъ отцевъ и дѣдовъ, и какъ недорого стоющее цѣлительное средство, вмѣсто природы. Хотя народъ и посмѣивается надъ шептаньями, особенно мужчины, но въ бѣдѣ прибѣгаютъ къ шептухѣ, авось и поможетъ, а та что-либо „пошуморитъ”, а шуморитъ она продолжительное время. Затѣмъ природа исцѣляетъ человѣка, а слава приписывается шептухѣ.

Страннымъ кажется то, что иногда дѣлаютъ что-либо несообразное десятки людей, а для чего, и сами объяснить не могутъ. Вотъ для примѣра. Первое яйцо молодой курицы никогда не берется изъ гнѣзда голою рукою, а берутъ его предварительно накрывши тряпкой, или руку обертываютъ и дѣлаютъ на яйцѣ крестъ углемъ (?). Во многихъ домахъ крестьянъ надъ дверью воткнута челюсть щуки съ зубами; говорятъ что она будто бы для того кладется, чтобы свекровь поменьше ругалась на невѣстку; но щучьи зубы есть и въ такихъ домахъ, гдѣ нѣтъ свекрови и ругаться на невѣстку некому.

Сообщаю по возможности все, что могъ узнать изъ области суевѣрiй и предразсудковъ. Вѣритъ народъ, что есть водяникъ который въ извѣстномъ мѣстѣ хватаетъ лошадей за ноги, а иногда и люди не избѣгаютъ той же участи. Въ представленiи народа онъ непремѣнно съ длинными волосами. Вѣритъ, что есть лѣсовикъ, который въ лѣсу пугаетъ человѣка, подшучиваетъ надъ нимъ; собьетъ его съ дороги и человѣкъ заплутается въ лѣсу. Онъ – высокъ ростомъ: „выше лѣса стоячаго” . Вѣритъ, что есть домовой, который ночью давитъ человѣка; онъ ночью давитъ человѣка (кошемаръ) предъ богатствомъ, давленный человѣкъ получитъ богатство нечаянно; это называется „Гнѣткѣ”. Этотъ домовой всегда покрытъ шерстью.

Вѣритъ, что есть дворовый хозяинъ и, если онъ не любитъ извѣстнаго цвѣта шерсти, то какъ ни корми скотъ съ такою шерстью, онъ все будетъ тощiй и худой; а если любитъ хозяинъ, „скотина по двору пришла”, то она сыта и грива у лошади заплетена. Вѣритъ, что и въ банѣ есть хозяинъ, у котораго спрашиваютъ позволенiя попариться и благодаритъ его при выходѣ изъ бани. Этотъ, „что жукъ – черный”. Вѣрятъ, что скотъ можетъ попасть на слѣдъ лѣсовика и этотъ слѣдъ такъ далеко уведетъ скотъ, что его нескоро найдешь, а иной разъ скотъ и совсѣмъ можетъ потеряться. Вѣритъ, что лѣсовикъ беретъ къ себѣ иногда и дѣтей, кормитъ ихъ и возвращаетъ назадъ черезъ нѣкоторое время.

Вѣритъ, что наговоромъ можно испортить человѣка, „напустить на него боль”, съ которой иногда и въ могилу сойдетъ. Вѣритъ, что наговоромъ можно излѣчить разнаго рода боли. Вѣритъ, что безъ благословенiя положенное, нечистая сила уноситъ къ себѣ. Вообще нечистая сила считается помогающею во многомъ только чрезъ колдуна, который отдалъ свою душу черту. Что нечистая сила помогаетъ человѣку и уноситъ, положенное безъ благословенiя, сохранилось въ сказкахъ. Укажу на одну сказку, содержанiе которой передаю кратко.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/sueveriya-i-predrassudki-prostogo-naroda-vedomosti-1885/1104/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
„Жилъ молодецъ, ни кола, ни двора, ни мила живота; хлѣба-что въ брѣхѣ, а платья, что на себѣ; задумалъ молодецъ жениться, да невѣсты не могъ сыскать. Послѣ долгихъ поисковъ, онъ находитъ свата, который сосваталъ за молодца дѣвицу даже у барина и притомъ богача; послѣ сватовства баринъ проводилъ жениха со сватомъ на конѣ до ближняго лѣса и при прощанiи пожелалъ, чтобы женихъ на благословенiе прiѣхалъ на конѣ въ такой же сбруѣ какъ у него; а у него-то была сбруя золотая. Призадумался сватъ; но его чертъ выручилъ. Идетъ разъ сватъ по лѣсу, призадумался онъ, гдѣ бы достать золотую сбрую.

„Эхъ, говоритъ сватъ, хоть бы чертъ теперь пособилъ дѣвку достать и тому бы спасибо сказалъ”. А чертъ тутъ-какъ тутъ, вышелъ изъ лѣсу и говоритъ мужику: „Ну, если ты меня вспомнилъ, то дѣло будетъ въ шляпѣ” и чрезъ нѣсколько дней въ томъ же лѣсу сватъ нашелъ коня, заложеннаго въ золотую сбрую. Свадьба была сыграна. Послѣ вѣнца конь увезъ свата въ жилище чертей, гдѣ одинъ изъ нихъ разсказалъ свату, почему онъ пособилъ имъ обмануть барина.

„Шелъ я однажды, говоритъ чертъ, голодный, усталый и зашелъ къ этому самомъ барину, чтобы поѣсть чего-нибудь , но ничего достать не могъ, все у нихъ благословя положено; это все у нихъ старуха дѣлала. Идетъ эта самая старуха по сѣнямъ съ горшкомъ, въ которомъ былъ сыръ, я ей и подставилъ ногу, она упала, горшокъ разбился; я и тутъ не могъ ничѣмъ поживиться; она все успѣла благословить. Во время пребыванiя свата у чертей, они ѣли и пили взятое у людей и положенное ими не благословя”.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Отправляясь на охоту съ ружьемъ, или на рыбную ловлю, избѣгаютъ встрѣчи со священникомъ, не желаютъ встрѣчи и съ тѣмъ человѣкомъ, который прежде встрѣчался и, встрѣтившись съ нимъ, рыболовъ или охотникъ не имѣли успѣха. Если при встрѣчѣ съ кѣмъ нибудь, встрѣтившійся спрашиваетъ: куда ты пошелъ? отправившійся на охоту или на ловлю возвращается назадъ и послѣ снова идетъ; а потому стараются идти такъ, чтобы не было встрѣчи; а если встрѣча не избѣжна, то стараются пройти мимо непремѣнно въ правую руку.

Если клопы тревожатъ, то ихъ выживаютъ изъ дома слѣдующимъ способомъ: ночью идутъ къ рѣкѣ задомъ; нащупавъ щепочку, достаютъ ее черезъ голову зубами, такъ приносятъ въ комнату, не оглядываясь назадъ, зубами же щепочку втыкаютъ въ мохъ между бревнами въ стѣнѣ.
Чтобы клопы не завелись въ домѣ, для этого въ строющiйся домъ, предъ 24 iюня приносятъ изъ лѣсу фересину и полагаютъ подъ полъ въ томъ мѣстѣ, гдѣ будетъ печка.
Въ новый домъ жить переходятъ ночью.

Чтобы свести бородавки съ рукъ, для этого берется нитка и на ней завязывается „тридевять” узелковъ; петля для узла дѣлается на бородавкахъ и потомъ вяжется узелъ; нитка закапывается въ навозъ и когда она сгнiетъ – бородавокъ не будетъ. Или во время полнолунiя берется стаканъ съ водою; держащiй его предъ луною, смотритъ въ воду до тѣхъ поръ, пока въ стаканѣ образуется полная луна. Этой водой смачиваютъ бородавки и онѣ сходятъ.

Предъ Крещенiемъ дѣвицы, попарясь въ банѣ, развязываютъ вѣникъ и прутики отъ него бросаютъ на дорогу.
Въ этотъ же день „сѣкутъ дорогу” чтобы сватать прiѣхали. Топоромъ или косою, начиная съ передняго угла, дѣвица крестообразно какъ бы рубитъ полъ, пятясь проходить чрезъ комнаты и сѣни до проруби, омочивъ орудiе возвращается въ комнату, никому ничего не говоря.

Во время рубки говоритъ:
„Сѣку, просѣкаю, ворота отпираю, дорогу очищаю, всѣмъ сватовьямъ и богосуженому”. Боясь, что надъ ней подшучено, прибавляетъ: „Сѣку, просѣкаю три тына: желѣзный, костяной и деревянный, путь сдѣлался славный”.

А подшучивать надъ дѣвицами можно разно: броситъ дѣвица косоплетку на дорогу, чтобы славы про нее было больше, бросаютъ утромъ въ новый годъ, а кто нибудь замѣтитъ и возметъ, вотъ и сиди еще годъ дѣвицей. А то еще можно и такъ подшутить, что изъ цѣлой деревни ни одна дѣвица не выйдетъ замужъ, стоитъ только взять мяса дохлаго скота и обойти ночью около деревни три раза. Конечно, ужь все это надо дѣлать съ какими-то словами.

Предъ 24 iюня дѣвицы собираютъ росу и этою росою купаются на заворницѣ или на подворотнѣ сарая того дома гдѣ есть не женатый; если нѣтъ росы, то берутъ воду изъ рѣки.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Беременная женщина, чтобы поскорѣй родить и безъ лишней боли, кормитъ жеребенка хлѣбомъ или проходитъ чрезъ ноги мялицы (орудiе, на которомъ мнутъ ленъ). Родить женщина старается одна, чтобы никто не зналъ; если узнаютъ, то бѣда, за всѣхъ узнавшихъ переболитъ; во избѣжанiе этого, всѣ знающiе должны выполаскивать рты и этой водой вспрыскивать беременную женщину.

Чтобы скорѣй родить, ходятъ въ болѣе быстрое мѣсто рѣки, берутъ воды и этою водою вспрыскиваютъ лицо женщины. Или берутъ яйцо черной курицы, прокатываютъ его по животу по три раза, приговаривая: „Какъ катится скоро это яйцо, такъ бы выкатился ребенокъ”.

А вотъ и своеобразная просительная молитва къ бабушкѣ „Соломонидушкѣ”.

Бабушка Соломонидушка! Святая угодница, скорая помощница, пособляла носить, пособи и родить”. Бабушка „Соломонидушка” замѣняется Пресвятой Богородицей: „Встану я р. б. благословясь, пойду перекрестясь, изъ дверей въ двери, изъ воротъ въ ворота, въ далекое чистое поле: по чистому полю идетъ дорогою сама Пресвятая Богородица, несетъ въ рукахъ подносъ, на подносѣ золоты ключи. Пресвятая Богородица! Золотыми ключами отомкни у р. б. (имя) костяную тюрьму, костяные замки, костяные ворота, выпусти на бѣлый свѣтъ младенецка”.

Это прочитывается надъ водой трижды, а нашептанной водой моютъ лицо беременной женщины и даютъ пить.

Иногда Пресвятая Богородица замѣняется Анастасiей ключницей. Во время шептанiя на воду зажигаютъ обручальную свѣчу; ѣдятъ крошки, хранимыя отъ свадебнаго стола, или корочку отъ хлѣба, которымъ благословляли жениха и невѣсту. Родился младенецъ, у матери его отсѣкаютъ въ сорочкѣ весь подолъ кругомъ; отсѣченное годится для рощенiя ребенка.

Младенца завертываютъ въ рубаху отца, чтобы отецъ больше любилъ его. Заплакало дитя, опять молитва къ бабушкѣ Соломонидѣ съ прибавленiемъ, „пособи и ростить”; а въ банѣ, когда парятъ младенца еще прибавленiе: „Выпарить, омыть, очистить”. Появились у младенца колики въ животѣ, покрываютъ младенца подножками(Подножки – кусокъ холста, на которомъ стоятъ во время вѣнчанiя брачующiеся; подножки эти берутся изъ церкви всегда для этого случая, а въ церковь оставляются другiя.*). Случится родимчикъ, покрываютъ младенца подвѣнечною скатертью, полагаютъ въ воду обручальныя свѣчи и тою водою поятъ младенца. При крещенiи младенца выполаскиваютъ въ купели рожки и соски, желая избавить младенца отъ молочницы.

До шести недѣль волосъ и ногтей дитяти не стригутъ и къ зеркалу не подносятъ. Въ который день родился младенецъ, напр. въ среду, чрезъ недѣлю въ среду его и въ люльку полагаютъ. Послѣ каждой изъ первыхъ трехъ бань, младенца проносятъ черезъ ногу отца или матери, для того чтобы младенецъ, когда выростетъ, любилъ отца или мать и былъ покоренъ имъ. Если младенецъ вечеромъ долго не спитъ и плачетъ, то берутъ воды въ ротъ, изо рта воду пускаютъ на тягу (скоба въ двери), подъ скобою держатъ руку и каплями попавшими на руку моютъ лицо младенца, со словами по три раза и плюютъ два раза въ сторону, а третiй на младенца.

Появилась опрѣлость у младенца, это отъ того, что дурной глазъ посмотрѣлъ. Если младенецъ не спитъ по ночамъ, то это не просто, это его тревожитъ „Ночная плакса”, которой нѣтъ никакой работы, а потому ей и даютъ работу: изъ лучины дѣлаютъ подобiе прялки, привязываютъ кудельку, полагая ее въ уголъ съ веретеномъ, говорятъ:
„Куделька – ночная работка; пряди ее и нитки сучъ, а ребенка не мучъ”.

Пеленки младенца до 6 недѣль долженъ вымывать тотъ, кто смотритъ за нимъ. До 6-ти недѣль въ люлькѣ хранится мѣшечекъ, въ которомъ положены: всѣвозможныя сѣмена, „версливый камень”, шерсть, желѣзо, „Сонъ Пресвятой Богородицы” (рукопись) и молитва: Да воскреснетъ Богъ…. Бабка не должна принимать младенца другаго, пока принятаго не выпаритъ извѣстное число бань. Если дитя казалось по виду здоровымъ и веселымъ, а потомъ вдругъ начало по ночамъ плакать и что день, то „какъ воскъ таетъ”, это значитъ къ дитяти присталъ „оговоръ”; дитя „опризорилось”. Берутъ воды и нашептываютъ надъ ней:

„Встану р. б. и проч…. въ полѣ церковь, въ церкви двѣнадцать апостоловъ, Ѳома старше всѣхъ; очищаетъ и избавляетъ отъ всѣхъ увѣтовъ, призоровъ, людскихъ оговоровъ и отъ своей худой думы. Я ему покорюсь и помолюсь; избави р. б. на вѣки нерушимы”. Аминь.
Сильное истощенiе дѣтей, это „собачья старость”, а чтобы избавиться отъ ней, парятъ младенца въ банѣ поперемѣнно съ собакою, конечно съ приговоромъ, чтобы собачья старость собакѣ и досталась; или держатъ младенца надъ ступою, въ которой отдѣляютъ шелуху отъ сѣмянъ, ударяя пестомъ въ ступу, этимъ забиваютъ старость въ ступу, т. е. какъ бы совершенно уничтожаютъ ее, превращая въ пыль; или держатъ дитя надъ жерновомъ, а жерновъ вертятъ, тоже съ нашептыванiями.

Если случится съ кѣмъ тяжкая болѣзнь, то стараются узнать, отъ чего это „пришло”, не испортилъ ли кто и просятъ „Сонъ Богородицы” объяснить и показать все во снѣ; а чтобы увидать сонъ, для этого кладутъ скрытно, ложась спать, скатерть съ крошками, оставшимися послѣ ужина, со словами:
„Сонъ Пресв. Богор. покажи во снѣ р. б. отъ чего и гдѣ пришло?” Аминь. Сонъ Пресв. Богор. покажи человѣка, который испортилъ р. б. Аминь. Сонъ Пресв. Богор. покажи человѣка или угодника, который изцѣлитъ р. б. Аминь.
Или: „Лягу р. б. на Сiонъ гору, на горѣ три угодника: Первый угодникъ – Сонъ Пресв. Богородицы – усыпи р. б.; другой угодникъ – Вѣденiе Пресв. Богородицы – повѣдай; третiй угодникъ – Разсудная Пресв. Богородица – разсуди”. Аминь.

(*) Нужно замѣтить, что если хотятъ достигнуть заговоромъ чего либо добраго, то заговоръ начинается такъ: „Встану я р. б. благословясь, пойду перекрестясь, изъ дверей въ двери, изъ воротъ въ ворота”…. А если хотятъ напакостить; или напр. скотъ возвратить со слѣда лѣсовика, то начало заговора такое: „Встану не благословясь, пойду не перекрестясь, не въ ворота и двери, а прогнетусь подъ самое подворотное, подпольнее, нижнее бревно”…
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Но сонъ не показался, а больной все не оставляетъ постели, тогда дѣлаютъ слѣдующее: На утренней зарѣ, взявъ образъ „Воскресенiя Христова”, идутъ къ рѣкѣ, пятясь, считая отъ 10-ти – такъ: девять, во вѣки одинъ, болѣзни – аминь; восемь – во вѣки одинъ, болѣзни – аминь и т. д. до 1-го, послѣ „аминь” плюютъ; приходя на берегъ, говорятъ: „Царь земной и небесный, хозяинъ водяной, дай водицы не для хитрости, не для мудрости, а окунать р. б.”. Окунаютъ икону въ воду; вынимая изъ воды, держатъ надъ сосудомъ и такимъ способомъ собираютъ воду въ сосудъ; погружаютъ икону до девяти разъ, считая также, девять – во вѣки одинъ, болѣзни аминь…

Собравъ воду, въ домъ возвращаются также. Водою принесенною изъ рѣки, купаютъ больнаго, снимаютъ бѣлье и забиваютъ его въ землю подъполъ осиновымъ клиномъ; больнаго одѣваютъ въ чистое бѣлье; икону Воскресенiя Христова полагаютъ на груди; хлѣбомъ, прикасаясь къ спины больнаго до девяти разъ, опять считаютъ: девять – во вѣки одинъ и проч., покроютъ больнаго скатертью, покурятъ ладономъ и прощаются съ нимъ, какъ съ умершимъ. Это продѣлываютъ по три раза. Воду берутъ или въ трехъ мѣстахъ или въ девяти. Это считается уже послѣднимъ средствомъ, послѣ котораго одинъ конецъ больному: поправиттся или умереть.

А вотъ оспы не смѣютъ потревожить никакимъ заговоромъ. Заболѣло дитя оспою и всѣ желанiя дитяти исполняются, чтобы угодить сердитой гостьѣ; во время ея посѣщенiя, въ домѣ не моютъ и не стираютъ; изъ сосѣднихъ домовъ, гдѣ есть дѣти, приходятъ звать ее къ себѣ въ гости, надѣясь, что приглашенная гостья не такъ бываетъ сердита; а проходитъ оспа, ее чрезъ посредство дитяти угощаютъ всѣмъ лучшимъ; хотя дитя ничего и ни ѣстъ, но на столъ кладется все и дитя ласково приглашается покушать того и другаго.

А вотъ если зубъ заболитъ, то его надѣются изличить  заговоромъ(*) и самымъ пустѣйшимъ.

„Встану я р. б. благословясь и проч…. въ полѣ Антипа. Антипа! Зубной врачъ и цѣлитель! Исцѣли душу и тѣло; поди спроси у мертвыхъ во гробѣ, не болятъ ли у нихъ зубы, не щемитъ ли тѣло? не играетъ ли кровь по зубамъ? Проговорятъ мертвые во гробѣ: не болятъ у насъ зубы, не щемитъ у насъ тѣло, не играетъ и кровь по зубамъ. Такъ бы у р. б. не болѣли бы зубы, не щемило бы тѣло, не играла бы кровь по зубамъ. Аминь”.

Наговариваютъ  на соль или ладонь, а чтобы не было зубной боли, для этого, увидавши лѣтомъ грибъ первый, вырываютъ его изъ земли зубами; выдернутый грибъ сожигаютъ и пепломъ его вытираютъ зубы, или пальцемъ умершаго человѣка проводятъ по зубамъ. Заговоръ не можетъ уничтожить боли у того человѣка, который чиститъ зубы желѣзомъ.

А то можно и скотъ воротить, не ходя его искать. Если скотъ долго не является домой, то онъ попалъ на слѣдъ лѣсовика; чтобы воротить его, наговариваютъ слѣдующее:

„Встану не благословясь и пр. Въ чистомъ полѣ стоитъ зданье, въ зданьи двѣнадцать нечистыхъ духовъ, одинъ старше всѣхъ, я имъ по корюсь, нечистые духи пригоните милую скотинку” (къ такому то мѣсту)." Наговорить на кромушку хлѣба, хлѣбъ снести въ лѣсъ и положить на сукъ дерева, полагая говорить:
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
"Лѣсной хозяинъ! Вотъ тебѣ гостинцы, прими (отъ такого-то) и пригони милый животъ скотинушку”.
Поклониться три раза на три стороны, или 9 разъ по три на три стороны.

Чтобы присушить къ себѣ молодца по сердцу, дѣвица каждое утро ѣстъ кусочекъ хлѣба и вспоминаетъ имя того, кого присушаетъ. При умыванiи говоритъ: „Вода, водица, умой дѣвицу, не для хитрости, ни для мудрости, богосуженому для тоски”.
При утиранiи полотенцемъ, ставши лицомъ на востокъ:
Встала р. б. благословясь, умылась чистой водой, освѣжилась бѣлымъ свѣтомъ; освѣтилась краснымъ солнцемъ, нарумянилась алой зарей. Какъ безъ солнца не можетъ бѣлый свѣтъ стоять, безъ свѣта не могутъ добры люди жить, такъ бы не могъ на семъ свѣтѣ безъ меня жить богосуженый. Какъ безъ воды не можетъ жить никто, такъ бы и богосуженый не могъ жить безъ меня; помнилъ бы меня каждый день и каждый часъ, казалась бы я ему бѣлѣе свѣта бѣлаго, алѣе зари румянной, краше солнца краснаго”.

Выходя изъ бани, правой ногой стоитъ за порогомъ на землѣ, держа лѣвую на порогѣ и говоритъ:
Я дѣвица брава, стою на ногѣ правой, головой шатну, тоску пущу по всему свѣту, своему богосуженому въ сердце и душу; не могъ бы онъ безъ р. б. меня ни дня-дневать, ни часу-часовать”.

Три раза въ году: въ Пасху, Новый годъ и Рождество Христово, во время благовѣста къ обѣднѣ, дѣвица расчесываетъ волосы, говоря:

Какъ праздники эти слышны по всему свѣту, и всѣ люди радуются этимъ праздникамъ, такъ бы обрадовался мой богосуженый, когда увидитъ меня р. б. на гульбищѣ и игрищѣ. Какъ этотъ звонъ слышенъ всѣмъ прав. хр. такъ бы слышалъ и онъ про меня р. б. на всѣхъ путяхъ и дорогахъ. Для этого я разчесываю буйную голову, русую косу, пропускаю по всему миру славу хорошу”.

Серебряную монету временъ Екатерины полагаютъ въ воду и умываясь ею, говорятъ:

„Какъ Екатерина была въ чести и славѣ, такъ бы и я р. б. была въ чести и славѣ”.

Чтобы „отсушить” кого-либо, для этого ночью ходятъ къ рѣкѣ брать воду „затылками”. Идутъ къ рѣкѣ пятясь, берутъ воду, повернувъ руки ладонями внизъ (затылкомъ брать), зачерпываютъ тридевять разъ, говоря:

Беру воду темной ночью; какъ эта ночь темна, такъ бы и она N казалась ему темнѣе ночи; какъ эта вода холодна и не держится на рукахъ, такъ бы не держалась на сердцѣ сухота по N у N".
Воду даютъ въ напиткѣ или въ кушаньѣ.

Для того, чтобы поссорить жену съ мужемъ, для этого берутъ: „Версливый камень”, голову пѣтуха, шерсть отъ кошки и собаки и, затѣмъ въ тряпку прячутъ гдѣ-либо въ комнатѣ, или зашиваютъ въ одежду, въ постель и подушки, со словами: „Какъ кошка и собака живутъ дружно, такъ бы жили N N”.
Или берутъ землю на томъ мѣстѣ, гдѣ былъ бой пѣтуховъ; землю эту скармливаютъ понемногу въ кушаньѣ.


Ячмень (собачiй сосокъ) излѣчиваютъ такъ: пекутъ колобокъ изъ тѣста, колобкомъ прикасаются къ ячменю три раза и потомъ кормятъ имъ собаку.

Если ужалитъ змѣй, то становятся на ближайшiй камень и говорятъ:
„Чуръ меня! Моя вода, моя земля, мой и камень”. Если змѣй до произнесенiя этихъ словъ не успѣетъ „хватить воды”, то издохнетъ.

Если первый разъ отелившаяся корова, не дается доить, то вымываютъ столы и печки, потомъ воду даютъ пить коровѣ, со словами: „Какъ столъ и печка стоитъ, такъ стояла бы моя животинушка”.

Если у охотника испортилось ружье, то онъ полагая, что оно „опризорено”, и чтобы снять призоръ моетъ его наговоренною водою, прокуриваетъ перьями и шерстью животныхъ. На воду шепчутъ то же, что и при призорѣ дѣтей.

Время свадьбы считается самымъ опаснымъ не только для жениха и невѣсты, но и для всего свадебнаго народа; портежъ пристаетъ къ кому угодно изъ свадебныхъ и очень легко. Собираясь сватать, сваты берутъ иногда кокошникъ (головной уборъ женщинъ) или версливый камень и уголья, чтобы сватать со взятiемъ безъ отказа. Прiѣхали къ дѣвицѣ сваты, а подружки ея бѣгутъ къ лошадямъ сватовъ скоблить дуги, чтобы ихъ скорѣй сватать прiѣхали; умылась невѣста въ послѣдней „дѣвичьей бани” и подружки другъ передъ другомъ стараются, по выходѣ невѣсты съ лавки, сѣсть на то мѣсто, на которомъ умывалась просватанная; кто сядетъ первою послѣ невѣсты, тотъ и замужъ выйдетъ скоро. Въ которомъ платьѣ была дѣвица въ то время, когда ее сватали, въ томъ и вѣнчается, только на верхъ надѣваетъ другое, тоже самое соблюдается и относительно бѣлья.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Иногда дѣвица рубашку, сшитую для жениха, одѣваетъ подъ свою сорочку и старается въ ней вспотѣть; не стирая ее, высушиваютъ и гладятъ и въ первой банѣ дарятъ ее мужу, въ надеждѣ , что мужъ больше свою жену любить будетъ; для этого самаго невѣсту въ банѣ обдаваютъ молокомъ и это молоко въ кушаньѣ скармливаютъ жениху. Послѣ благословенiя женихъ и невѣста завязываютъ по голому тѣлу дратву (льняныя нитки просмоленныя). Предъ поѣздомъ къ вѣнцу ставятъ жениха и невѣсту на сковороду, или на что-либо желѣзное; кругомъ ихъ обходитъ „пускающiй свадебный поѣздъ”, чертя около стоящихъ тоже чѣмъ нибудь желѣзнымъ, со слѣдующимъ заговоромъ:

„Во имя Отца, и Сына, и св. Духа. Господи спаси! Пресв. Богородица, Iоаннъ Предтеча Христовъ, Михаилъ Архангелъ, небесный, первый воевода, Илiя Пророкъ съ громомъ и молнiею, Апостолы, Евангелисты, благословите меня р. б. пройти около сихъ р. б. князя молодаго и княжни молодой. Поставьте тынъ желѣзный отъ земли до неба, отъ В. до З., отъ Ю. до С. и со всѣхъ четырехъ сторонъ. Пустите рѣку огненную, около сихъ р. б. князя и княжни. Поставьте другой тынъ булатный, двери желѣзныя, заприте и замкните врата; а я ихъ запираю и замыкаю своими словами, чтобы не облетѣть черному ворону”. Аминь.

Всѣмъ присутствующимъ на свадьбѣ, даютъ по кусочку воску, нѣсколько зеренъ ячменя, головки льна, версливый камень, часть сѣтки отъ рыболовнаго снаряда „поѣзда”. Женихъ и невѣста все это носятъ при себѣ до 40 дней. Послѣ вѣнца въ церкви, гасятъ прежде свѣчу мужа или жены, чья будетъ прежде погашена, тотъ и умретъ прежде; свѣчу мужа всегда переламываютъ, чтобы онъ былъ покоренъ женѣ; съ тѣмъ же намѣренiемъ и, вѣнчаясь, невѣста, не примѣтно, выталкиваетъ жениха изъ подножекъ.
Есть заговоры: остановить кровь, для рыбной ловли, для грыжи, для вереда.

Заговоры для остановленiя крови.

"Встану я р. б. и проч. Погляжу (уже въ полѣ) въ подвосточную сторону; увижу синее море; у далекаго синяго моря сидитъ на берегу красна дѣвица Маримьяна, вышиваетъ въ золотыхъ пяльцахъ, золотой иголкой, шелковой ниткой; шьетъ частенько, крѣпенько. Дѣвица Маримьяна! Зашей, закрѣпи и останови кровь у р. б. "
По три раза прочитываютъ надъ водой.

Для рыбной ловли.

"Встану р. б. и проч. Идетъ путемъ дорой Гаврiилъ. Гаврiилъ, Божiй ключникъ! Отомкни золотымъ ключемъ, глубокiя моря, широкiя рѣки, озера, ручейки и рѣчки; гони рыбы въ мои благословенныя ловушки."

Отъ „призора” мережи окуриваютъ шерстью кошки.

Для грыжи.

"Встану и проч. Увижу въ морѣ камень, на камнѣ пѣтухъ, когти костяные, крылья золотыя, носъ булатный; ногтемъ выскребаетъ, крыломъ вымахиваетъ, носомъ выклюиваетъ у р. б. грыжу сердечную, пуповую, тѣлесную, мясную, жильную, костяную, суставчатую, призорную, оговорную и всѣ тридевять грыжей, съ отцомъ и матерью и со всею ихъ отраслью; хоронитъ во пни и коренья, гдѣ люди неходятъ и птицы не лѣтаютъ”. Аминь."

Этотъ заговоръ примѣняется и къ разнаго рода сыпямъ. Пѣтухъ съ булатнымъ носомъ замѣняется щукою съ булатными зубами, которая заѣдаетъ грыжу и съѣдаетъ всякую нечистоту и хоронитъ на дно „бездоннаго” моря.

Для вереда.

Чирей-мирей, лопни, тресни, у тебя нѣтъ ни отца, ни матери, ни роду, ни племени, и у р. б. нѣтъ тебѣ мѣста въ бѣломъ тѣлѣ; заколю тебя острымъ ножемъ во вѣки нерушимы”. Аминь.

Или:

Нашептываютъ обводя ножемъ около сучка въ стѣнѣ и около вереда по перемѣнно по три раза, также обводятъ и безъимяннымъ пальцемъ.

"Зааминиваю, заговариваю безъимяннымъ пальцемъ: какъ этому пальцу нѣтъ имени, такъ бы тебѣ не было мѣста въ бѣломъ тѣлѣ у р. б. Аминь. Какъ этотъ сучекъ подняться и вырости не можетъ, такъ бы и ты не могъ подняться въ бѣломъ тѣлѣ р. б. Аминь."

Заговоръ считается не дѣйствующимъ, когда наговариваетъ человѣкъ, у котораго нѣтъ зубовъ; а равно считается не дѣйствующимъ и того, который передалъ заговоръ другому.

Когда выпускаютъ весною первый разъ скотъ, то берутъ хлѣбъ, ставятъ на него свѣчу, которую держалъ въ рукѣ кто-либо изъ домашнихъ во время утрени въ Пасху; свѣчу зажигаютъ и держа въ рукахъ желѣзо, обходятъ кругомъ скота на дворѣ три раза, читая молитву Да воскреснетъ Богъ; а если молитвы не знаютъ на память, то носятъ съ собою. При выгонѣ скота въ лѣсъ со всего села, есть особая молитва, съ которою пастухъ обходитъ все стадо. При выгонѣ женщинѣ запрещается входить въ стадо босою и простоволосою (съ незаплетенными волосами). За такую молитву пастухъ платитъ до 6 рублей. Молитва въ первый день выгона прячется пастухомъ въ свою трубу подъ бересто и тогда трубы своей онъ никому не даетъ въ руки; а иногда молитва завертывается въ тряпку, тщательно обвязывается нитками и хранится у кого-либо изъ хозяевъ въ такомъ мѣстѣ, чтобы къ ней никто не могъ прикоснуться рукою.

"Встану я р. б. благословясь, пойду перекрестясь, изъ дверей въ двери, изъ воротъ въ ворота, далече чистое поле; отцомъ своимъ прощенъ, матерью благословенъ. Стану на мать-сыру землю, на востокъ лицомъ, на западъ хребтомъ, помолюся я р. б. Господу Богу, Iисусу Христу, Сыну Божію и матери Его Богородицѣ Маріи, Iоанну Предтечи Христову, Михаилу Архангелу, грозному воеводѣ небесныхъ силъ, св. апостолу Петру и Павлу, св. чудотворцу Николаю и всей небесной силѣ. Со умиленіемъ припадаю и молюся вамъ, пособите, помогите, благословите, на путь проводите меня р. б. съ моимъ милымъ животомъ, отъ сего дня и во все теплое лѣто и до бглаго снѣгу. Сокройте, заградите и запретите святыми своими божественными и нетлѣнными ризами, ходящее въ моей скотинѣ по лѣсу, по тропамъ, по угодьямъ, въ поскотинѣ, меня р. б. и мой милый скотъ, крестьянскій животъ: коровъ, быковъ, малыхъ подтелковъ, рогатыхъ и колматыхъ, кладаныхъ и некладаныхъ, доморощеныхъ и вновь приведенныхъ, бурыхъ, пестрыхъ, красныхъ и всякую разношерстную скотину, сохраните отъ чернаго звѣря широколапаго и прокидня насылочнаго, пакостника перехожаго, волка, волчицы, красной лисицы, черной соболицы, отъ рыси и росомахи, отъ всяко змѣи скорпіи, отъ всякаго человѣка порчельника и пыточника, отъ всякія силы, отъ падежа, отъ пострѣла, отъ повѣтрія, отъ встрѣчающаго и постигающаго всякаго разнаго чина людей. Запрещаю р. б. и заговариваю я свое вышеписанное коровье стадо, вышевсѣсильными мольбами, столь сильно и столь твердо, сколь основаніе земное двигнуться не можетъ и сколь крѣпокъ гробъ Господень во градѣ Iерусалимѣ и сколь крѣпокъ синь-камень во столь славномъ морѣ-океанѣ, ни крошится не колется. Столь крѣпокъ и жестокъ буди вышеписанный заговоръ кругомъ моего коровьяго стада, вѣкъ по вѣку. Аминь, аминь, аминь; аминемъ заключается.

О Пресв. Госпожа Богородица! Какъ ты закрывала и заграждала сына своей Господа нашего Iисуса Христа во св. градѣ Вифлеемѣ Iудейстемъ отъ Ирода, царя безбожнаго, такъ ты закрой и загради св. своею ризою нетлѣнною, ходящее въ моей поскотинѣ, по лѣсу, по тропамъ, по угодьямъ, меня р. б. и мой милый скотъ, крестьянскій животъ, отъ чернаго звѣря и проч…. сохраняючи. Аминь.

О Пресв. Царю Господи! Постави Господи около моего коровьяго стада тынъ желѣзный, другой булатный, третій мѣдный, четвертую стѣну каменную вышиною тридевять саженъ, и проведи Господи рѣку огненную глубиною до седьмыя бездны, и повѣли Господи вышеописанную стѣну и тынъ замкнуть и заложить св. ап. Петру золотыми ключами и оные ключи снесть на престолъ Господень подъ св. его одеждою нетлѣнною. Какъ сего ключа люди не видятъ, или какъ мертваго человѣка люди не видятъ въ землѣ, такожде бы и звѣрь не видѣлъ моего вышеписаннаго коровьяго стада; казалось бы оно ему при лѣсѣ – лѣсомъ, при горѣ – горой, при камнѣ – камнемъ, при травѣ – травой. Вѣкъ по вѣку. Аминь.
О Пресв. Царю Господи! Пошли Господи св. Пр. Илію на огненной колѣсницѣ съ громомъ и молніею, со стрѣлой кременной, чтобы испалило въ моей поскотинѣ всякаго звѣря. Пошли Господи злыхъ, лютыхъ, молодецкихъ кобелей, съ острыми когтями, съ желѣзными зубами, чтобы прогнали изъ моей поскотины дикихъ разнопоименованныхъ звѣрей: Подите вы звѣри за синее океанъ море, на дикомъ лѣсѣ вы ѣшьте зеленую траву и пѣйте болотную воду, ворочайте и ломайте пенья и коренья, вынимайте дикіе каменья, а у меня р. б. пастыря нѣтъ вамъ ни ѣды, ни питья. Вѣкъ по вѣку. Аминь.

Какъ собирается народъ православный къ звону колокольному и пѣнью церковному, или къ отцу духовному, и какъ собирается народъ на освященіе церкви Божіей, и какъ собираются муравьи дѣти къ отцу своему муравью со всѣхъ сторонъ, служатъ ему и слушаютъ его всегда, и какъ стекаются быстрыя рѣки и малые источники со всей святорусской земли во славное океанъ-море, такъ бы и мой милый скотъ, крестьянскій животъ, любимое коровье стадо шли бы плелися въ одно мѣсто сходящее, стекающее на трубу мою, на закатѣ солнца, въ концѣ, и началѣ, и на перекроѣ мѣсяца изъ лѣсу, изъ подскотины, изъ сѣнныхъ покосовъ къ домамъ своимъ, къ хозяевамъ и хозяюшкамъ, шли бы другъ за дружкой не отставаючи. Вѣкъ по вку. Аминь.

Аще кто на меня р. б. пастыря подумаетъ или порчею, или враждебною статьею, чтобы ему порчельнику и пыточнику въ темя языкъ выворотило бы, подножныя жилы рвало бы, выскочили бы очи со лба; чтобы ему порчельнику и пыточнику въ день и въ ночь спокая не было бы и даже до смертнаго часу. Буди во вѣки по вѣку. Аминь, аминь, аминь. Аминемъ заключается.

Наставленіе.
Сей отпускъ говорить три раза на воскъ ярый, а воскъ брать отъ намѣстной свѣчи, смѣсить съ шерстью, а шерсть брать съ крестцевъ заднихъ и переднихъ, со лба и промежъ ушей; половину воску положить въ рогъ или въ трубу подъ бересто, а другую въ воду подъ камень для того, чтобы скотъ лучше доилъ; топоръ положить остріемъ въ землю посреди воротъ; ключъ на сторону, а замокъ на другую; огонь разложить на выходѣ скота; съ образомъ обойти три раза по солнцу; послѣ обхода поставить образъ на мѣсто, дать зарокъ(*), тогда и скотъ пропущать подъ образъ, на срединѣ оставить три головни; скотъ пропущать чрезъ огонь и дымъ.

(*) Зарокъ дается разный, напр.: во все лѣто пастухъ обѣщается не ѣсть ягодъ, или не брать грибовъ, не трогать въ гнѣздахъ яицъ птицъ, не брать ничего изъ чужихъ рукъ; данный зарокъ соблюдается очень строго.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Из области суеверий малоруссов Черниговской губернии.

Насколько мне удалось заметить, различаются два вида болезней:
1. Болезни, происходящие от естественных причин (простуда).
2. Болезни, происходящие от действия каких-либо сверхестественных сил и от ветра (злого духа).
В заговорах обращаются к болезням как к существам живым.

Лекарства, употребляемые народом, приготовляются по большей части из трав. Срывая траву, знахарь произносит обыкновенно следующие слова:
"Господь садыв, Илья родыв, Мыты Божа полывала, усим нам гришным и праведным давала".

Привожу список некоторых лекарств, от разных болезней, сообщенных знахаркой в селе Пашковке.

Расторопша. Собирается осенью и варится в воде. Дают пить от коликов в животе.
На Ивана Купала собираются: чистик и Богородична трава.

Чистик. Растирается в деревянной посуде с истой водой (не варится). Употребляется при лечении от укуса змеи. Дают пить, прикладывают к больному месту.

Богородична трава. Варится в воде, пьют от боли в горле.

Кладник и золототысячник пьют от боли в животе. Кладник варится, а золототысячник настаивается на водке.

Листья лопуха прикладываются к болячкам. К ранам-каша из льна. К нарывам прикладывается наговоренная сметана или мёд, намазав его на фасолевый или  липовый завяленный листок.

Отвар мяты пьют от кашля. Корень конского щавеля сушится и заваривается как чай. Настоем полощут рот от зубной боли или при болезни десен. ПРи зубной боли помогают молитвы к свв. Николаю, Антипу, Гавриилу.

Для излечения горячки катают по телу горячий мякиш черного хлеба, а затем через плечо бросают его собаке.
Горячка переходит на собаку, и выходит из неё вместе с лаем .
Иоанн Креститель- целитель лихорадки. Страдающие этой болезнью молятся ему, постятся в пятницу и в день Усекновения.

В предупреждении заразы нужно окружить себя собственным дыханием:сначала надо подышать на каждую ладонь поочерёдно, и сунуть их за пазуху. Потом в обе ладони сразу, и обьереть ими лицо. "Твой дух при тоби- дак ничого до тебе не пристане."

Второй способ лечения состоит в употреблении заговоров. Но предварительно надо заметить, что перед всяким заговором произносится обыкновенно следующая молитва:
"Николай угоднык Божий, помошнык Божий! Ты й у поли, ты й у доми, у пути й у дорози, на небеси и на земли, заступы и сохраны од усякаго зла!".

Чтобы выгнать болезнь из тела, произносят заговор:
" Де люды не ходять, де пивень не пие, де сонце не сходыть, де хрыстьянский голос не заходыть, -на очерета, на болота, на быстрые воды. Там соби гуляй, лозою хиляй, песком посыпай. Там  тоби гулять, роскоши мать".

Этнографическое обозрение, 1891 №1



"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
„Суевѣріе".
На Подоліи, вообще, какъ и во всей Малороссіи, существуетъ множество разныхъ бабъ, которыя пользуютъ крестьянъ отъ разныхъ болѣзней, вывиховъ, ушибовъ, «пристритовъ» и т. п., но между этими бабками находятся еще и такія, которыя спасаютъ крестьянскихъ парней отъ рекрутчины.

Для этой цѣли прибѣгаютъ къ слѣдующему оригинальному способу «лѣченія». Ночью бабка, нагая, должна бѣжать на кладбище и достать земли изъ свѣжей могилы. Принесши эту землю, бабка кладетъ ее въ макитру (миску) н начинаетъ тереть макогономъ; потерши немного, она, какъ сумашедшая, съ распущенными волосами, выбѣгаетъ изъ хаты съ макитрой, въ которой находится земля, и обѣгаетъ три раза вокругъ дома, гдѣ живетъ ея паціентъ, и при каждомъ такомъ обходѣ спрашиваетъ:

„А що баба Палажка въ макитри тре?“ и сама-же отвѣчаетъ: „ничего!" —
„ну то и парубкови (имя рекъ) въ прыёми не буде ничего".

Послѣ троекратнаго повторенія этой процедуры баба дѣлаетъ изъ тертой земли вареники, которыми кормитъ своего паціента. Затѣмъ, послѣ всѣхъ нашептываній, какъ во время тренія землм и дѣланія изъ нея варениковъ, такъ и во время ѣды ихъ ея паціентомъ, бабка учитъ его, какъ слѣдуетъ садиться на повозку, когда онъ ѣдетъ въ присутствіе для отбытія воинской повинности. На повозку или на сани слѣдуетъ, по ея совѣту, садиться не такъ, какъ обыкновенно садятся, а вспрыгивать сзади и не оглядываться. Затѣмъ бабка рекомендуетъ еще одно шептаніе, которое парубокъ долженъ проговорить, когда входитъ въ пріемное присутствіе.

Онъ долженъ говорить: «Нехай тогди мене пріймутъ въ москали, колы встане той, що я зъ его могилы землю йівъ».

И крестьяне вполнѣ увѣрены, что послѣ этого "куровання парубка въ москаля николы не пріймутъ», такъ какъ онъ по виду дѣлается совершенно похожъ на мертвеца на то время, когда находится въ пріемѣ, когда же изъ него выйдетъ, то принимаетъ свѣжій и бодрый видъ, какимъ онъ пользовался до того времени. Нѣтъ сомнѣнія, что не мало находится охотняковъ-парубковъ, прибѣгающихъ къ помощи бабъ, которымъ, пока судъ да дѣло, щедро платятъ за ихъ «куровання".

Этнограф. обозрение, 1890 №3
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
"Лѣсной хозяинъ! Вотъ тебѣ гостинцы, прими (отъ такого-то) и пригони милый животъ скотинушку”.
Поклониться три раза на три стороны, или 9 разъ по три на три стороны.
Бумага къ лѣсовику.

Пишу: царю лѣсному, царицѣ лѣсной, съ малыми дѣтями; царю земляному и царицѣ земляной, съ малыми дѣтями; царю водяному и царицѣ водяной, съ малыми дѣтями. Увѣдомляю я васъ, что у раба Божьяго (такого-то) потерялась бурая (или какая) лошадь (или корова, или другая скотинина, обозначить съ примѣтами). Ежели найдется у Васъ, то пошлите, не мѣшкая ни часу, ни единой минуты, ни единой секунды. А какъ по моему не сдѣлаете, буду молиться на васъ святому великомученику Божью Егорью и царицѣ Александрѣ.

[Такого рода бумагу или „прошеніе“ пишутъ, если у кого либо пропадетъ какая-нибудь скотинина. Пишутъ на берестѣ справа налѣво (обыкновенно только начало, а остальное договариваютъ) въ трехъ экземплярахъ: одинъ привязываютъ къ дереву въ лѣсу, другой зарываютъ въ землю, а третій бросаютъ съ камнемъ въ воду. Послѣ этого пропавшая скотина должна притти сама на дворъ къ хозяину].