Очерки Пошехонья.Чортъ.
Нечистую силу, т. е: чорта, народъ рѣзко отдѣляетъ отъ домового, водяного и т. п. сущѳствъ. Въ то время, какъ существа второго разряда могутъ жить съ человѣкомъ и въ мирѣ, могутъ дѣлать и зачастую дѣлаютъ даже добро, чортъ приносить
человѣку одно только зло.
Названія, какія носить чъртъ въ народѣ, это: „чортъ, „черный", „дьяволъ", „сатана", „бѣсъ, „окаянный", „врагъ", „поганый", „сомуститель", „нечистый, „супостатъ", лукавый", „луванька", и т.п.; вообще, народъ избѣгаетъ, особенно къ ночи, называть чорта по имени: „чортомъ" „дьяволомъ и т. п., а называетъ его онъ „лукавый", или „супостатъ".
Черти обитаютъ въ аду, откуда и являются на землю, чтобы приносить зло людямъ. На землѣ излюбленнымъ мѣстопребываніѳмъ чертей являются болота. „Сидитъ, какъ чортъ на болотѣ", „было бы болото, а черти найдутся", говорятъ нородныя поговорки.
Всѣ черти подчиняются одному главному „сатанѣ а . Онъ посылаете ихъ на землю дѣдать зло людямъ, ему они отдаютъ отчѳтъ въ сдѣланныхъ ими поступкахъ; усердныхъ чертей онъ награждает!», а лѣнивыхъ, малоспособныхъ дѣлать зло— наказываетъ.
Являясь на землю, черти превращаются въ людей или въ различныхъ животныхъ, чаще всего въ черную кошку или собаку. Всего болѣе черти боятся ударовъ грома и молніи. Отъ нихъ они прячутся на мѳжаіъ, а также подъ шляпку, яруйки и (чортовъ грибъ — Воletus satanas ). Нѳрѣдко прячутся они за спину людей; тогда молнія, поражающая чорта, можетъ поразить и человѣка. Чтобы избѣгнуть этого, слѣдуетъ креститься при каждомъ ударѣ грома. Крестное знаменіе отгонитъ стоящаго за спиною чорта.
У каждаго человѣка, по народному вѣрованію, постоянно находится дьяволъ, который и наводить чѳловѣка на разныя дурныя мысли и пожѳланія. „Чортъ попуталъ а , „бѣсъ попуталъ"— обычныя народныя выраженія. Очень часто чортъ наталкиваетъ чѳловѣка на мысль о самоубійствѣ и всячески подсобляѳтъ ему въ исполненіи этого намѣренія. Недаромъ говорить про самоубійцу, что онъ
„чорту баранъ или же „чорту кочерга". По народному вѣрованію, на томъ свѣтѣ чортъ ѣздитъ на самоубійцахъ, какъ на лошадяхъ, или катается на нихъ, обративъихъ въ барановъ, или же мѣшаетъ ими, какъ кочергой, уголья въ гееннѣ огненной.
По народному повѣрью, чортъ выдумалъ и водку, чтобы, благодаря ей, вести на пагубу большее количество людей.
По общераспространенному вѣрованію, черти похищаютъ иногда дѣтей некрещенныхъ, подмѣнивая ихъ, или же дѣтей, проклятыхъ своими родителями. Изъ первыхъ выходятъ затѣмъ русалки, лѣшіе и т. п. „незнати", вторыхъ же возвращаютъ они иногда и обратно родителямъ.
Зачастую дьяволъ входить въ чѳловѣка, и тотъ становится „бѣсноватымъ" Къ слову замѣтимъ, нашъ народъ отличаѳтъ ихъ отъ безумныхъ или сумасшедшихъ. Въ то время, какъ безуміе послѣднихъ проявляется постоянно, во все время, безуміе
бѣсноватыхъ проявляется только тогда, когда къ бѣсноватому приближаются какіѳ- нибудь священные предметы: „крѳстъ, „иконы" и т. п. При приближеніи къ нимъ этихъ предметовъ они выходятъ изъ себя, произносятъ страшныя, богохульныя, кощунственныя слова и стараются плюнуть на священные предметы. При этомъ,
слабую въ обычное время женщину не могутъ удержать иногда пять-шесть здоровыхъ сильныхъ мужчинъ.
О бѣсноватыхъ ходить въ народѣ много раэсказовъ. Приведемъ одинъ изъ нухъ. „Однажды, въ отсутствіи мужа, сидѣла женщина у окна своей избы. Въ это время (дѣло было около полуночи) къ окну подошѳлъ какой-то чѳловѣкъ и легонько постукалъ въ окно. Сь самыхъ этихъ поръ съ женщиной сдѣлался какой-то страшный пѳреломъ. Она перестала ходить въ церковь, перестала ходить на
исповѣдь и къ св. причащенію и перестала, наконецъ, носить шейный крѳстъ. При одномъ видѣ креста съ нею дѣлаются ужасвыя конвульсіи, она начинаетъ биться и выкрикиваетъ скверные богохульные слова, причемъ у нея появляется такая необычная сила, что ее съ трудомъ могутъ сдерживать нѣсколько здоровыхъ
мужчинъ ...
Черти вступаютъ иногда въ плотскую связь съ женщинами. Обыкновенно это бываетъ тогда, когда молодая женщина, за отсутствіемъ или смертію мужа, начинаетъ сильно тосковать по мужѣ. Тогда нечистый является къ такой женщинѣ въ образѣ мужа и вступаетъ съ нею въ плотскую связь. По нѣкоторымъ разсказамъ, нечистый лѳтаетъ къ такимъ женщинамъ въ видѣ огненнаго змѣя; долетая до избы, онъ разсыпается и обращается въ мужа тоскующей женщины. Вслѣдствіе такой плотской связи между женщиной и нѳчистымъ происходить иногда ея беременность. Беременность эта длится иногда въ теченіѳ нѣсколькихъ лѣтъ и
затѣмъ проходить безслѣдно, такъ какъ нечистый тотчасъ же похищаетъ родившееся дитя. Женщины, находящіяся въ связи съ нечистымъ, обыкновенно быстро сохнуть, чахнуть и очень скоро умираютъ.
У каждаго человѣка имѣется ангелъ-хранятѳль, охраняющій его отъ всякаго зла; есть и дьяволъ, толкающій его на зло. Ангелъ-хранитель находится всегда по правую сторону чѳловѣка, дьяволъ по лѣвую. Поэтому никогда нѳ должно плевать направо, такъ какъ направо находится всегда ангѳлъ.
Этнографическое обозрение 1901 №4
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/ocherki-poshekhonbya-chert/5618/