Представленія Истеры, Дны, какъ демоническихъ существъ, причиняющихъ болѣзни, сближаются въ текстахъ заклинаній съ другими подобными демонами болѣзней и всякихъ бѣдъ — Нежитомъ-Ревмой, Вѣщицей-Гилой съ ея разнообразными кознями и именами. Магическую силу, прогоняющую этихъ демоновъ, имѣютъ имена Божества, Богоматери, ангеловъ и святыхъ: это видно какъ изъ надписей на амулетахъ и изображеній, такъ и изъ тѳкстовъ молитвъ и заклинаній въ рукописяхъ.
Въ заклинательныхъ молитвахъ противъ Γилы, Вѣщицы, Трясавицъ обыкновенно встрѣчаемъ имя Сисинія, какъ ловца и прогонителя многоименнаго бѣса. Кто такой Сисиній? Въ текстахъ на разныхъ языкахъ и разныхъ временъ встрѣчаемъ различныя написанія и опредѣленія этого имени, при томъ является или одинъ Сисиній, или вмѣстѣ съ другими лицами. Разность въ написаніяхъ объясняется искаженіями и смѣшеніемъ съ другими именами по созвучію.
Имя Сисинія встрѣчается въ такихъ формахъ: Сисинь (род. Сисина), Сисиній, Сисеній, Синей, Сасаній, Сисонъ (Сисо), Созонтъ, Сисой, Сусой, Сакостей, Саксеній, Аксентій, Авксентій, Павхнутій, Панхвилій. Въ позднѣйшихъ текстахъ - Сисиній, иногда, особенно въ древнихъ текстахъ, является вдвоемъ: Сисинь доурь, Сиодор и Тодор, Сисиній и Сисинодоръ, Сусой и Саксентій. Только въ греческихъ и древнѣйшихъ славянскихъ текстахъ находимъ троихъ: Сисинь Синьдорь Теодорь.
Сисиній въ разсматриваемыхъ памятникахъ называется обыкновенно святой, святой отецъ, однажды — св. мученикъ, иногда св. великій апостолъ; но есть тексты, въ которыхъ онъ, какъ и его спутники, называются ангелами, имѣющими власть прогонять того же бѣса
Въ заговорѣ отъ порчи (Ефименко, Матер., II, 151): „призываю ангеловъ храните-
лей чиноначальныхъ: Михаила, Гавріила, Уріила, Рафаила, и Ноила (вѣр. Іоиля),
и Помаила, и Нафанаила, и Самосаила, и Нефада, и Сасанія".
Во многихъ варіантахъ молитвъ отъ Гилу-Вѣщицы и однородныхъ съ ними отъ Нежита на мѣсто Сисинія является арх. Михаилъ или другіе ангелы. По еврейскимъ талмудическимъ
легендамъ ловцами Лилитъ, соотвѣтствующей Гилу-Вѣщицѣ, являются ангелы Сенной, Сансенной, Самангхелоф.
Еврейскій обычай прогонять отъ родильницъ демоническую Лилитъ именами ангеловъ вполнѣ соотвѣтствуетъ тому значенію, какое имѣютъ имена Сисинія и его братьевъ въ мо-
литвахъ отъ Гилу-Вѣщицы. Въ надписяхъ на еврейско - вавилонскихъ вазахъ, служившихъ амулетами для предохраненія домовъ отъ демоновъ, встрѣчается также и Лилитъ въ качествѣ представительницы всякаго зла, какъ злѣйшая изъ демоновъ; ее связываютъ имена ангеловъ Гавріила, Михаила, Асріила и Афміила.
Можно думать, что имя Сисинія въ заклинательныхъ молитвахъ противъ Γилу-Вѣщицы первоначально было именемъ ангела, какъ и другія сопровождающія его имена, ставшія потомъ именами братьевъ его, когда въ составъ заклинанія вошла легенда ο Мелитинѣ. Совпаденіе именъ впослѣдствіи могло дать поводъ св. Сисинія (съ этимъ именемъ извѣстно нѣсколько святыхъ) считать прогонителемъ діавола, что о т р а з и л о с ь не только въ эпитетах Сисинія въ заклинаніяхъ, но и в ъ самыхъ легендахъ ο святыхъ этого имени. Такой взглядъ на имя Сисинія будетъ вполнѣ соотвѣтствовать характеру той магической литературы, къ которой относятся заклинанія съ именемъ Сисинія.
Виновниками всякаго зла въ природѣ и жизни человѣка являются враждебныя силы, демоны, власть которыхъ ограничивается силою божества и ангеловъ; магія, волшебство (доброе) указываетъ средства человѣку направить свѣтлыя силы противъ темныхъ — въ чарахъ, заклинаніяхъ, амулетахъ и т . п.
Для объясненія амулетовъ весьма важнымъ пособіемъ можетъ служить извѣстный
Теstementum Sаlomonis. Какъ извѣстно, въ этомъ сочиненіи передъ лицомъ Соломона являются разныхъ видовъ демоны, разсказывающіе Соломону ο причиняемомъ ими людямъ злѣ (преимуществевно болѣзняхъ) и сообщающіе, именемъ или силою какого ангела, какимъ заклятіемъ или амулетомъ они побѣждаются.
Какъ въ памятникахъ халдейской магической литературы злымъ демонамъ соотвѣтствуютъ добрые геніи или божества (въ извѣстномъ отношеніи къ свѣтиламъ небеснымъ), такъ и здѣсь каждому демону противопоставляется одинъ или нѣсколько ангеловъ. Тоже приблизителъно находимъ и въ магическихъ папирусахъ эпохи синкретизма; на всякое зло, на всякаго злаго демона въ заклятіяхъ призываются добрыя божества, духи, ангелы, носящіе самыя разнообразныя имена, магичѳски дѣйствующія на прогоняемое или желаемое зло. Для объясненія тѣхъ общихъ демонологическихъ представленій и нѣкоторыхъ деталей, съ которыми встрѣчаемся мы въ разсмотрѣнныхъ выше заговорахъ и амулетахъ, не лишнимъ будетъ привести нѣсколько примѣровъ изъ Теstementum Sаlomonis.
Чтобы не удаляться отъ вопроса ο значеніи имени Сисинія въ молитвахъ и на амулетахъ, начнемъ съ того, что говорится въ этомъ памятникѣ ο 20-мъ изъ группы 36 демоновъ, являвшихся Соломону. "Меня зовут Mardero. Я насылаю на людей неизлечимую лихорадку. Если кто-нибудь напишет на странице из книги: "Сфенер, Рафаель, уходите, не тяните меня, не сдирайте с меня кожу", и будет это носить на шее, то я немедленно убираюсь".
Изъ позднѣйшаго времени находимъ любопытное свидѣтельство
у Никиты Хо ніата ο «Книгѣ Соломоновой»: «раскрытіе и чтеніе этой книги вызываетъ и
собираетъ легіоны демоновъ, которые безпрестанно спрашиваютъ, зачѣмъ они призваны,
быстро приводятъ къ концу данныя имъ порученія и усердно исполняютъ приказанія».
Возвратимся къ завѣщанію Соломона, которое онъ написалъ „къ сынамъ Израилевымъ и вручилъ имъ для того, чтобы они знали силу демоновъ и образы ихъ и имена тѣхъ ангеловъ, которыми уничтожается сила демоновъ". Въ длинномъ ряду выступающихъ передъ Соломономъ демоновъ фигуры многихъ изъ нихъ напоминаютъ тѣ демоническія существа, причиняющія различныя болѣзни, съ которыми мы встрѣчались въ греческихъ и славянскихъ молитвахъ и заклинаніяхъ.
Вотъ передъ Соломономъ является демонъ, имѣющій всѣ члены подобно человѣку, но безъ головы — это „Зависть". „Я съ удовольствіемъ пожираю головы, желая сама пріобрѣсть голову, но не насыщаюсь; я хочу имѣть такую же голову какъ твоя",-обращаѳтся она къ Соломону — характеристика демона моралистическая и несомнѣнно позднѣйшая, какъ и нѣкоторыя дальнѣйшія черты. На вопросы Соломона, какъ она видитъ, она отвѣчаетъ: „своими чувствами", — какъ говоритъ: „я вся вообще голосъ, потому что унаслѣдовала голоса многихъ людей; такъ называемымъ глухимъ людямъ — я заключила головы; когда рождаются дѣти и достигаютъ осьми дней, тогда я становлюсь духомъ плачущаго ночью ребенка и черезъ голосъ его проникаю невидимо и начинаю ухаживать; но встрѣча со мной гибельна: схвативши своими руками я, какъ мечемъ, отрубаю голову и приставляю себѣ, но
отъ находящагося во мнѣ огня она уничтожается черезъ шею.
Я посылаю великія и неизлѣчимыя боли въ ноги и произвожу вереда". На вопросъ Соломона, какимъ ангеломъ уничтожается сила его, демонъ отвѣчалъ— „огненною молніею".
Вотъ является передъ Соломономъ демонъ въ видѣ рыкающаго льва; онъ устрѳмляется на больныхъ, дѣлаетъ человѣка упрямымъ, чтобы невозможна была діэта; у него въ подчиненіи находятся легіоны другихъ демоновъ..
Далѣе выступаетъ треглавый драконъ страшнаго цвѣта; онъ ослѣпляетъ и оглушаетъ дѣтей во чревѣ матери, и причиняетъ падучую болѣзнь; побѣждаетъ его Голгофа , на которой будетъ распятъ Великаго Совѣта Ангелъ. Можно здѣсь припомнить, что въ нѣкоторыхъ молитвахъ отъ нежита заклятіѳ производится именемъ „главнаго мѣста, на которомъ распятъ Христосъ"; такой же смыслъ имѣетъ изображеніе на змѣевикахъ и образкахъраспятія или одной Голгоѳы.
Особенный интересъ представляетъ типъ женоподобнаго демона ", имя и образъ которой отразились, какъ мы видѣли выше, въ легендахъ-молитвахъ противъ Гилы — Вѣщицы. Тѣмъ интереснѣе познакомиться съ нею ближе. Это женоподобный духъ, у котораго голова идетъ отъ каждаго члена, съ распущенными волосами. Свою „кознь" она объясняетъ Соломону такъ: „ночью я не сплю, но хожу по всему міру къ раждающимъ женщинамъ и, улучивши время, я останавливаюсь, и если удастся, то удавляю; если же нѣтъ, то я удаляюсь въ другое мѣсто, такъ какъ ни одной ночи не могу быть безъ дѣла; я гибельный духъ; тысяча именъ у меня и много образовъ; въ одно и то же время я нахожусь то здѣсь, то тамъ; запечатлѣвши меня теперь перстнемъ Божіимъ, ты ничего не достигъ: передъ тобой я не
стояла; ты ни въ чемъ не можешь повелѣвать мнѣ.
У меня нѣтъ другаго дѣла, какъ похищеніе младенцевъ, глушеніе ушей, порча глазъ, замыканіе устъ, отнятіе разсудка, причиненіе страданій тѣлу". Услышавши это, Соломонъ изумился ея виду: все тѣло ея было какъ бы во мракѣ, все лицо ея было свѣтлозеленаго цвѣта и волосы жестки, какъ у дракона, и всѣ члены ея были невидимы; голосъ ея ясно доходилъ до Соломона.
На вопросъ, какойангелъ уничтожаетъ ея силу, она отвѣчала Рафаилъ. „Если кто знаетъ это имя и напишетъ на родильницѣ, то я не могу войти". Соломонъ приказалъ связать ей волосы и повѣсить передъ храмомъ .
Внѣшній видъ Овизуфы (Авизои сисиніевскихъ молитвъ) напоминаетъ изображеніе на змѣевикахъ: волосатая голова, при которой нѣтъ членовъ тѣла; вмѣсто нихъ змѣи, оканчивающіеся головами разныхъ животныхъ. Съ образомъ дны сближается этотъ демонъ тѣмъ, что онъ связанъ своими собственными волосами. Нельзя также не обратить вниманія и на то, что его прогоняетъ ангелъ, напоминающій Араафа или Арлафа печати Соломоновой.
Является передъ Соломономъ демонъ въ видѣ кружащагося дракона; у него голова и ноги человѣческія, а всѣ остальные члены состоятъ изъ ногъ дракона, на спинѣ крылья, почему и называется онъ крылатымъ дракономъ; онъ сходится съ красивыми только женщинами, отъ этой связи родится еротъ; мужчины не могутъ выносить его и дѣлаются безстыдными.
Его побѣждаетъ ангелъ, сѣдящій на второмъ небѣ.
Соломону являются затѣмъ 36 демоновъ, по три отъ каждаго созвѣздія зодіака. Вотъ нѣсколько типовъ этихъ демоновъ (выбираемъ преимущественно тѣхъ, которыѳ причиняютъ физическія болѣзни, большею частію упоминавшіяся въ разсмотрѣнныхъ здѣсь памятникахъ).
2-й демонъ изъ 36 — Варсафаилъ заставляетъ страдать отъ мигреня, удаляется, если услышитъ имя Гавріила.
4-й Аратосаилъ причиняетъ болѣзнь глазъ; удаляется отъ имени Уріила.
7-й Сфандоръ ослабляетъ силу плечъ и трясетъ ихъ, разслабляетъ нервы рукъ, кости (локтей или ногъ) сокрушаетъ и мозги обращаетъ въ сукровицу; убѣгаетъ отъ имени Аракл.
9-й Куртаилъ производитъ рѣзь въ желудкѣ и причиняетъ боли; онъ убѣгаетъ отъ имени Иаот.
16-й Атраксъ посылаетъ людямъ неисцѣлимыя и вредоносныя лихорадки (огне-
вицы); для изгнанія его нужно срубить коріандръ (кишнецъ, трава) и, приложа къ губамъ, произнести слѣдующій заговоръ: „дикая рябина, выросшая на грязи, заклинаю тебя Богомъ (и) высочайшимъ престоломъ, удались отъ грязи и удались отъ созданія Божія".
17-й Іеропаилъ — сидитъ въ желудкѣ человѣка и производитъ конвульсіи въ банѣ, на дорогѣ и гдѣ бы ни встрѣтилъ человѣка, заставляетъ его падать; для изгнанія этого демона нужно въ правое ухо больнаго произнести трижды слѣдующія имена: Иудариз, Сабун, Деное.
18-й Булдумех отлучаетъ женъ отъ мужей и вселяетъ ненависть; если кто
напишетъ на хартіи имена праотцевъ Соломона въ такомъ видѣ: „Повелѣваетъ тебѣ
Богъ Авраама, Богъ Исаака и Богъ Іакова, удалися отъ дома сего съ миромъ",
и положитъ во входѣ, то демонъ тотчасъ удаляется.
19-й Наот сидитъ въ колѣнахъ человѣка; для изгнанія нужно написать на бумагѣ „Фнунобоеол, изыди Наѳовъ".
21-й Алат причиняетъ дѣтямъ кашель и безсонницу; для прогнанія нужно на-
писать на бумагѣ: ,,Рорекс, прогони ты Алаѳа" и повѣсить на шею.
22-й Нефтада производитъ нервныя страданія и задерживаетъ мочу; удаляется,
если написать на оловянной дощечкѣ и привязать къ бедру имена:"Иатот, Уруел, Нефтада"
24-й Актон производитъ боль въ бокахъ и чреслахъ; для изгнанія нужно вырѣзать на мѣди, взятой отъ потерпѣвшаго крушеніе корабля, и повѣсить на бедро слова: „ Мармараот, Сабаот, прогони Актона".
25-й Анатрет посылаетъ жаръ во внутренности ;удаляется, слыша слова: "Арара, Харара".
26-й Эненут отнимаетъ умъ и перемѣняетъ сердца; удаляѳтся, если написатъ и привѣсить: „Аллазул, прогони Ененуфа".
27-й Φетъ производитъ сухотку и кровотеченіе; для прогнанія нужно заклясть его на чистомъ благовонномъ винѣ одиннадцатымъ эономъ, говоря: „Заклинаю тебя одиннадцатымъ эономъ, отстань Аксиофет, и дать пить больному.
28-й Харпаксъ производитъ безсонницу; нужно написать "Кокфнедисмос" и привязать къ вискамъ.
29-й Аностеръ производитъ похотливость и боль въ пузырѣ; для прогнанія нужно приготовить особую мазь (въ чистое масло положить три лавровыя зерна) и мазать, говоря: „Заклинаю тебя, Аностиръ, именемъ Мармарао, отстань".
31-й Хефесимиретъ причиняетъ хроническія болѣзни; удаляется, если въ масло
положить тертой соли и мазать больнаго, говоря: "Серафим, Херувим, помогите мнѣ"
32-й Ихтионъ (рыба) разслабляетъ и сокрушаетъ нервы, удаляется, если услышитъ: "Адонает - помоги".
33-й Агхонионъ гнѣздится въ пеленкахъ и пропастяхъ; „если кто напишетъ въ видѣ виноградной кисти (βοτρνδόν) на листѣ смоковницы "Ликургос", убирая последовательно по одной букве (Ликургос, икургус, кургос, ургос, гос, ос), переписывая, я немедленно удаляюсь.
34-й Аутотитъ производитъ ненависть и битвы; силу его можно уничтожить,
написавъ алфу и омегу.
35-й Фтенотъ „портитъ" человѣка, то-есть бываетъ виновникомъ „сглаза" или „призора", „урока" или „оговора" и т. д.); его обезсиливаетъ изображеніе глаза, испытывающаго страдания.
Въ рукописныхъ и устныхъ славянорусскихъ заклинаніяхъ „уроки", „призоры" являются особыми демоническими существами; но еще чаще уроки, призоры и т. д. приписываются дурному человѣку, который и считается опаснымъ, нерѣдко колдуномъ, вѣдъмой. Отъ неожиданной бѣды, возможной на всякомъ мѣстѣ, отъ встрѣчи со злымъ демономъ, въ требникахъ находятся особыя молитвы, въ которыхъ и перечисляются разные виды демоновъ; но, признавая возможность такой внезапной бѣды отъ демоновъ, церковь возставала противъ того взгляда, что такое зло происходитъ отъ людей, которые т. о. подвергаются напраснымъ, незаслуженнымъ обвиненіямъ.
По такъ называемымъ „ заклинаніямъ Василія Великаго", помѣщающимся въ требникахъ, демонъ можетъ какъ самостоятельно встрѣтиться, такъ и быть насланнымъ. Для сравненія
съ Завѣтомъ Соломона съ одной стороны и съ народными (устными и рукописными)
заговорами съ другой, приведемъ здѣсь перечисленіе демоновъ изъ 2-й молитвы вышеупо-
мянутаго заклинательнаго чина въ требникахъ по греческому и славянскому текстамъ.
Заклинатель обращается: убойся, бѣжи, бѣжи, разлучися, демоне нечистый, скверный,
преисподній, глубинный, льстивый, безобразны, видимый безстудія ради, невидимый лицемѣрія ради, идѣже аще еси, или отыдеши, или самъ еси Веельзевулъ (Вельзѣолъ), или сотрясаяй, зміевидный, звѣроличный (животьномь видѣіниемь явлея ся, или змиевомь или звѣриномь), яко пара (коурениемь или дъімомь етеромь видимъ), яко се мужескъ полъ или женескъ, или гадомь, яко птица,нощеглаголивый, глухій, нѣмый, отъ нашествія устрашаяі, растерзаяй, навѣтуяй, во снѣ тяжцѣ, въ недузѢ или въ язвѣ, въ смѣсѣ скоктаяй, слезы любосластныя творяй, блудный, злосмрадный, похотливый, сластотворный, отраволюбный,
любонеистовный, звѣздоволхвуяй, домоволшебникъ, безстудный, любопрительный, непостоянный, съ мѣсяцемъ премѣняяйся, временемъ нѣкимъ сообращаяйся, утренній, полуденный, полунощный, безгодія, блистанія,по случаю срѣтился еси, отъ кого посланъ еси, нашелъ еси внезапу въ мори, въ рѣцѣ, отъ земли, отъ кладезя, отъ стремнины, отъ рова, отъ езера, отъ трости, отъ вещества, отъ верха земли, отъ скверны, отъ луга, отъ лѣса,
отъ древа, отъ птицъ, отъ грома, отъ покрова баннаго, отъ купѣли водныя, отъ гроба идольскаго, отъ знаемыхъ, или отъ незнаемыхъ, отъ непосѣщаемаго мѣста отлучися и премѣнися, не сокройся въ раба Божія,— жезлъ жѳлѣзный тебе ожидаетъ, и печь огненна, и тартар, и зубы скрежетание, прещение ослушание ждетъ тебе, убойся, умолкни, бѣжи, не возвратися, ни единъ, ни с иными духами нечистыми (сокройся со инѣмъ лукавствомъ нечистыхъ духовъ), но отыди въ землю (непроходимую), безводную, пустую, недѣланную, на ней же человѣкъ не обитаетъ (живет), Богъ единъ призираетъ, связая всѣхъ уязвляющихъ и злосовѣтующихъ на образъ его, и веригами мрака тартару предавый въ долгую нощъ и день тебе всѣхъ злыхъ искусителя и изобрѣтателя діавола.
Перечни разнородныхъ демоновъ встрѣчаются и въ заклинаніяхъ, сохранившихся
въ египетскихъ папирусахъ. Вотъ одинъ примѣръ изъ папируса Брит. Муз. III вѣка по ρ. X. Нужно на чистой бумагѣ написать имена (т.-е. магическія) и протянуть у себя отъ виска до виска, обратиться къ сѣверу и говорить: „покори мнѣ всѣхъ демоновъ, чтобы мнѣ былъ послушенъ демонъ небесный и воздушный, и земной и подземный, сухопутный и водяной, и всякій „урокъ" и бичъ божій".
Чрезвычайно замѣчательно по своему сходству въ построеніи и отчасти въ содержаніи
съ молитвами требника заклинаніе въ большомъ Парижскомъ папирусѣ IV вѣка.
Заклинаніе произносится при навѣшиваніи на бѣсноватаго филактерія, сопровождаемомъ чарами. Содержаніе заклинанія состоитъ въ перечисленіи дѣлъ и чюдесъ Божіихъ во Израили. Но есть въ немъ упоминаніе и ο печати Соломона и намекъ на содержаніе его магической книги, его „завѣщанія", а именно:
„Заклинаю тебя, всякій духъ дѳмонскій, говори,какой бы ты ни былъ; ибо заклинаю тебя печатію, которую Соломонъ положилъ на языкъ Іереміи, и онъ сталъ говорить; и ты говори, какой бы ты ни былъ: небесный или воздушный, земной или подземный или преисподній или Іевусейскій или Гергесейскій или Ферзейскій". Отсюда можно заключить, что у евреевъ имена иноплеменниковъ считались за имена демоновъ.Ср. выше „77 вѣръ: арменци, евреицы, латиницы болгарскихъ заговоровъ.
Роль Соломона, какъ повелителя и укротителя демоновъ, въ заклинаніяхъ и легендахъ переходитъ на другихъ лицъ, но иногда совершенно неожиданно встрѣчается упоминаніе ο Соломонѣ. Любопытный образчикъ въ этомъ отношеніи представляетъ эпизодъ ο Веліарѣ въ апокрифическихъ „Вопросахъ ап. Варѳоломея къ Христу и Богородицѣ" по греческому тексту, изданному Васильевымъ.
Въ извѣстныхъ намъ славянскихъ текстахъ этого памятника находится только начало эгого эпизода, описаніе внѣшняго вида сатаны. Въ греческомъ текстѣ разсказывается, что, по
просъбѣ ап. Варѳоломея, Христосъ предлагаетъ Богоматери и апостоламъ посмотрѣть
„противника" рода человѣческаго и его „дѣла". Всѣ изъявляютъ желаніе видѣть его съ ангелами тартара. По звуку трубы арх. Михаила является изъ подземной Веліаръ, обузданный 663 огненными цѣпями, толщина его 600 тыс. локтей, а ширина 40 локтей (?); лицо какъ огненная молнія, глаза мрачны, изъ носу идетъ зловонный дымъ; ротъ — зіяніе пропасти, одно крыло его въ 80 локтей. Увидѣвши его, апостолы пали замертво. Христосъ
далъ имъ „духъ силы" и сказалъ Варѳоломею:
„Наступи ногами на шею его, и онъ скажетъ тебѣ дѣло свое, въ чемъ оно состоитъ, и какъ онъ обольщаетъ людей". Чтобы успокоить устрашившагося Варѳоломея, Христосъ говоритъ ему: „Не моимъ ли словомъ все совершается и не мыслію ли Отца моего покорено духу
Соломона?
Варѳоломей наступилъ на шею его, придавивши лице къ землѣ, и спросилъ: „Скажи мнѣ, кто ты и какое имя твое?" Веліаръ проситъ ο пощадѣ и обѣщается разсказать, кто онъ, какъ пришелъ сюда, въ чемъ состоитъ дѣло его и какова сила его. Варѳоломей велѣлъ разсказывать, что онъ прежде совершилъ и что теперь дѣлаетъ. Веліаръ отвѣчаетъ:
„Если ты хочешь знать имя мое, то я первоначально назывался Сатанаилъ, что значитъ падшій ангелъ Божій; за непризнаніе созданнаго по образу Божію, получилъ имя сатаны, что значитъ ангелъ тартара".
Варѳоломей требуетъ, чтобы онъ все не скрывая повѣдалъ ему. Веліаръ клянется „силою
славы Божіей", что онъ и при желаніи не можетъ скрыть, такъ какъ присутствуетъ обличающій его. Онъ — первый сотворенный ангелъ: когда Богъ творилъ небеса, онъ взялъ горсть огня и первымъ сотворилъ его, вторымъ — Михаила, архистратига вышнихъ силъ, третьяго Гавріила, четвертаго Уріила, пятаго Рафаила, шестаго Наѳанаила и прочихъ ангеловъ, имена которыхъ Веліаръ назвать не могъ: это палачи Божіи и по семи разъ днемъ и ночью бьютъ его, не давая ему ни въ чемъ воли. Это ангелы наказанія, предстоящіе престолу Божію. Это первосотворенные ангелы, а послѣ нихъ сотворены и всѣ осталыіые ангелы.
На первомъ небѣ 100 миріадъ, по стольку же на 2-мъ, 3-мъ, 4-мъ, 5-мъ, 6-мъ, на 7-мъ же небѣ —первый чинъ — власти, смиряющіе людей. Затѣмъ слѣдуетъ перечень поименно ангеловъ вѣтровъ, имена же ангеловъ прочихъ стихій Веліаръ отказывается назвать. Затѣмъ, на новый вопросъ Варѳоломея, Веліаръ разсказываетъ, какъ онъ черезъ подчиненныхъ ему демоновъ внушаетъ людямъ порочныя страсти, а затѣмъ опять возвращается къ поименному перечню ангеловъ стихій, которыхъ заклинатели (слуги Веліара) могутъ посылать съ ихъ губительною силою по своему желанію. Варѳоломей, помолившись Богу ο спасеніи рода человѣческаго, отсылаетъ Веліара въ преисподнюю, но Веліаръ разсказываетъ еще ο сотвореніи Адама и ο своемъ сверженіи съ неба за отказъ поклониться ему и ο прельщеніи Евы:
"Веліаръ отеръ потъ съ своей груди и волосъ въ чашу и смазалъ источникъ, изъ котораго вытекали четыре райскія рѣки; отъ питья воды у Евы явилась похоть". По внѣшнимъ очертаніямъ этотъ эпизодъ напоминаетъ другія легенды ο встрѣчѣ иныхъ лицъ съ демонами, объ отобраніи свѣдѣній объ ихъ именахъ и дѣйствіяхъ, объ отражающихъ ихъ ангелахъ и средствахъ къ заклятію. Связь этого эпизода съ памятниками въ родѣ " Завещания Соломона" очевидна, подробности же ο твореніи, паденіи сатаны и созданіи Адама, встрѣчаются въ разныхъ апокрифическихъ сочиненіяхъ.