Демонологія, по воззрѣнію нашего простого народа, представляется въ слѣдующемъ видѣ. Когда одинъ изъ ангеловъ добрыхъ возсталъ противъ Бога, не захотѣлъ быть въ повиновенiи у Сына Божія, а съ нимъ вмѣстѣ и многіе ангелы хотѣли устроить на небѣ свое царство, то Богъ Саваоѳъ прогналъ ихъ съ неба. Была война, добрые ангелы побѣдили и особенно страшное пораженіе нанесъ противникамъ злымъ ангеламъ Михаилъ Архангелъ.
Когда онъ сталъ кидать въ нихъ молніеносныя стрѣлы, то злые ангелы не могли найти на небѣ мѣста, куда бы скрыться отъ нихъ, и, стѣсненные на край неба, полетѣли внизъ. Одни изъ нихъ со своимъ начальникомъ Сатаною, страшно изувѣченные, упали въ адъ. (Адъ — бездна, подземное царство, преисподняя, тартаръ).
Иные пали съ неба на землю и поселились, кто гдѣ, иные въ домахъ, другіе въ лѣсу, иные прямо упали въ воду. Въ адъ павшіе называются бѣсами, чертями, дьяволами, а на землю павшіе, по мѣсту жительства, называются лѣсовиками, водяниками, банниками и проч., но это почему то ужъ не черти и бѣсы, а нечистая сила.
Собственно чертей въ аду очень много, ихъ несчетная сила, они тамъ постоянно въ огнѣ, но огонь ихъ не жжетъ.Въ преисподней, гдѣ то подъ землею, они занимаются только тѣмъ, что мучать грѣшныхъ людей. Начальникъ ихъ Сатана представляется великаномъ, бьетъ своихъ подчиненныхъ, колотитъ, хвосты обрываетъ, на сковородахъ жаритъ, бросаетъ о стѣны ада, а потому много чертей есть съ разными увѣчьями, хромые, слѣпые, безъ ушей, съ укороченными хвостами, карнаухіе и проч. Сатана посылаетъ чертей на землю, назначая каждому опредѣленное время для исполненія извѣстнаго дѣла; возвратившись въ срочное время, подчиненный докладываетъ и, смотря по успѣшному исполненію или плохому и награждается, за хорошо исполненное награждается, за худое примѣрно наказывается и снова отсылается на землю исполнить еще болѣе трудное дѣло.
Бѣсы имѣютъ тѣло, болѣе тяжелое, чѣмъ добрые ангелы, хотя тоже невидимое людямъ. Всѣ бѣсы не женаты, все холостяки, они тоже ѣдятъ и пьютъ что ѣстъ и пьетъ человѣкъ; они уносятъ все съѣстное у человѣка, если онъ кладетъ не благословя. Бѣсъ съ рогами, руками, ногами, имѣетъ крылья, на рукахъ и ногахъ большіе когти и съ хвостомъ; какой бы видъ не принималъ онъ, но при внимательномъ осмотрѣ, у него всегда можно замѣтить хвостъ. Черти постоянно вертятся вокругъ человѣка, они каждую минуту готовы явиться по зову человѣка, а иногда можно ихъ „накликать цѣлую кучу, только заклянись человѣкъ“.
Самъ Сатана въ первый разъ только былъ на землѣ сразу послѣ изгнанія съ неба для искушенія Адама и Евы, да второй разъ былъ искушать Іисуса Христа и послѣ того не бывалъ, ему много дѣла въ своемъ царствѣ, каждую секунду занятъ.
Бѣсъ на землѣ принимаетъ видъ мужчинъ и женщинъ; можетъ быть въ видѣ свѣтлаго ангела, но позоромъ и стыдомъ считаетъ для себя принимать видъ животныхъ, только по приказанію человѣка, чтобы избавиться отъ бѣды, принимаетъ видъ четвероногаго животнаго или птицы, въ этомъ видѣ сослужитъ человѣку службу за свой промахъ и опять уходитъ на волю. Въ настоящемъ своемъ видѣ онъ никогда не предстаетъ предъ человѣка, онъ такъ безобразенъ, что на него смотрѣть невозможно, человѣкъ, увидѣвши его, отъ страха умиралъ бы, а если бы кто и остался живъ, то никогда не сталъ бы его призывать, да пожалуй и грѣшить бы бросилъ, а потому бѣсъ и старается дѣйствовать невидимо, чтобы человѣкъ не чувствовалъ даже его присутствія.
Богъ не запретилъ чертямъ летать изъ ада на землю, но еще далъ имъ полную свободу на землѣ на 14 дней въ году дѣлать все, что только захотятъ, время это, будто бы, бывало лѣтомъ, въ то время, когда въ старину бывали святки.
Бѣсъ по величинѣ даже немного меньше человѣка, они не старѣютъ, есть изъ нихъ и новички, которымъ поручаются мелкія дѣла, по всей вѣроятности ихъ такъ много, что иные еще не были пущены изъ ада на землю; есть изъ нихъ и такіе, которые умомъ не превосходятъ и стариннаго человѣка, послѣдній съумѣетъ обмануть его.
Напр. одинъ солдатъ вотъ что устроилъ. Шелъ изъ службы домой и пришлось ему ночевать въ лѣсной избѣ. Только повалился, а чортъ и приходитъ его гнать съ ночлега, и предложилъ солдату въ карты съиграть, а кто останется дуракомъ, тому щелчекъ. Досталъ соддатъ карты, крестъ пожалованный положилъ въ карманъ; предъ игрой, когда карты были уже сданы, солдатъ снялъ тавлинку и понюхалъ табаку. Чорта это заинтересовало и онъ тоже понюхалъ, но съ непривычки хватилъ много, сталъ чихать и бѣгать по избѣ, а солдатъ въ это время набралъ себѣ изъ колоды козырей да трефовой масти, и когда стали играть, то чортъ трефовой масти крыть не можетъ, а солдатъ кроетъ козырями, да сходитъ съ трефей.
Въ концѣ концовъ солдатъ оставилъ въ дуракахъ чорта. Чортъ подставилъ лобъ, а онъ захватилъ крестъ въ карманѣ, а и щелкнулъ имъ со всего размаху чорта въ лобъ. Некогда было чорту еще играть, кубаремъ укатился изъ избы, полно солдата тревожить.
Черти и вообще вся нечистая сила почему то боится пѣнія пѣтуха, чтобы черть ни дѣлалъ, иногда великое бы дѣло совершилъ, былъ уже близокъ къ цѣли, но пропѣлъ пѣтухъ и все рушилось, его какъ будто и небывало. Боится чортъ и ладона. Да какъ видно боится онъ и клина, вбитаго въ землю. Потерялась, напр., у дѣтей игрушка и онѣ грозятъ ему клиномъ.
„Забьемъ-ка, давай, ребята, клинъ, такъ небойсь отдастъ”. Боится онъ и камня „версливаго“ (камень этотъ отъ огня разсыпается въ песокъ, названія не знаю).
Сатана учителемъ своихъ подчиненныхъ не бываетъ, у него положено, чтобы подчиненный самъ до всего доходилъ. Совѣта у Сатаны ни одинъ чортъ попросить не смѣетъ, а если не съумѣетъ сдѣлать на землѣ возложеннаго на него дѣла, то онъ совѣтуется съ подобными себѣ, и то тайно, слетаясь куда либо въ лѣсу въ опредѣленное заранѣе мѣсто.
Чортъ можетъ войти въ непокрытый сосудъ съ водою, а потому чтобы не проглотить его, воду принесенную изъ рѣки для употребленія, предварительно и крестятъ рукою и часть ея берутъ изъ сосуда и выливаютъ куда либо въ другой сосудъ, а потомъ уже пьютъ.
Чортъ можетъ войти и въ ротъ человѣка, когда онъ будетъ пить по скотски, т. е. прямо наклоняясь ртомъ къ водѣ въ рѣкѣ, въ озерѣ и другихъ мѣстахъ. Можетъ войти въ ротъ, когда человѣкъ зѣваетъ, а что бы онъ не вошелъ, нужно при зѣваніи ротъ перекрестить рукою.
Дьяволъ входитъ вообще во всякое мѣсто человѣческаго тѣла. Есть, напримѣръ, такой разсказъ, что когда одного бѣсноватаго привели къ благочестивому священнику и онъ сталъ читать молитву, то бѣсъ спросилъ у него, куда ему выйти, священникъ сказалъ: „откуда зашелъ, туда и выходи“. Когда священникъ продолжалъ молитву, въ это время больной опухъ, священникъ нѣсколько разъ читалъ молитву, опухоль упадала прежде съ лица, потомъ съ туловища и, наконецъ, лѣвая нога была ненормальна, наконецъ одинъ большой палецъ, послѣ благословенія и съ этого пальца упала опухоль; значитъ здѣсь бѣсъ вышелъ въ большой палецъ лѣвой ноги.
А относительно того, почему и въ какихъ случаяхъ дьяволъ входитъ въ человѣка то здѣсь виноватъ самъ человѣкъ. Въ взрослаго человѣка можетъ войти бѣсъ, когда человѣкъ привыкаетъ его призывать — „клянуться“ — кликать черта, самъ того не замѣчая, онъ отвыкаетъ отъ молитвы, а чортъ имъ больше овладѣваетъ, наконецъ дьяволъ „взялъ волю надъ человѣкомъ” и входитъ въ него. Самоубійцъ и замершихъ въ пьяномъ видѣ народъ называетъ „чорту баранъ”, т. е. онъ самъ довелъ себя до этого, допустилъ бѣса въ себя, а потомъ и неволенъ сталь владѣть собою и сталъ „чорту баранъ”.
А потому слово „чортъ” употребляется рѣдко, а кто выходитъ изъ себя и начинаетъ въ горячкѣ призывать его, то другіе крестятся и предупреждаютъ накликающаго чертей, что молъ, много ихъ накличешь, то какъ съ ними справишься.
Душа человѣка для чорта дороже всего, человѣкъ, отдавшій душу чорту и подписавшій условіе, въ отдачѣ души послѣ смерти своею кровью, можетъ даже повелѣвать ими, они находятся у такого человѣка въ повиновеніи и даже готовы сдѣлать доброе дѣло напр. чрезъ колдуна. При своей жизни колдунъ, отдавшій чертямъ свою душу долженъ каждую ночь давать имъ работу, которой они постоянно требуютъ.
А такъ какъ колдунъ не можетъ придумать столько работы, то задаетъ имъ, хотя и чертямъ, сдѣлать невозможное напр. плетенiе веревки изъ песка, хотя они и не могутъ сплесть, а всетаки стараются. Если колдунъ не задаетъ имъ работы на ночь, то мучится въ ту ночь безсонницей, это они не дадутъ ему спать, прося работы.
Отъ чертей человѣкъ можетъ спасаться крестнымъ знаменіемъ и молитвами, особенно молитва: „Да воскреснетъ Богъ”... такъ страшна для чертей, что она написанная на клочкѣ бумажки и привязанная на шнуркѣ съ крестомъ на шеѣ спасаетъ человѣка отъ бѣса и отъ всякаго навожденія нечистой силы. Человѣка, впавшаго въ безуміе, считаетъ простой народъ тоже одержимымъ чертомъ.
„Не съ ума заговорилъ, а колесницу — чертовщину, мальчики кажутся, а чтобы убѣдиться дѣйствительно ли въ него вошелъ бѣсъ, заставляютъ читать воскресную молитву, если онъ раньше ее зналъ, а тутъ не читаетъ, то значитъ въ немъ бѣсъ, въ тотъ же часъ списываютъ молитву и полагаютъ подъ голову больного или привязываютъ къ кресту, чтобы изгнать бѣса.
Когда родители проклинаютъ своихъ дѣтей, то чортъ будто бы можетъ войти въ проклятаго. Есть такой разсказъ. Одна вдова родила незаконно сына и постоянно его проклинала и вотъ когда уже онъ былъ годовой, однажды она среди ночи начала его проклинать. Вдругь младенецъ выскочилъ изъ люльки и сталъ по стѣнѣ лазить, лазитъ и не падаетъ и даже на потолкѣ руками и ногами держится, испугалась вдова и начинаетъ ловить младенца, изловила вдова младенца, а онъ ее укусилъ за палецъ. Въ ту же ночь младенецъ умеръ.
Принесла вдова младенца въ церковь, но священника не было въ этотъ день дома, а потому гробикъ съ младенцемъ положили въ церковныя сѣни. Дьячекъ полюбопытствовалъ, не убитъ ли младенецъ, такъ какъ всѣ знали въ приходѣ, что вдова желаетъ освободиться отъ сына. Что же оказалось? Въ гробу младенца не было, а просто была чурка — обрубокъ дерева. Священникъ похоронилъ младенца не посмотрѣвъ . Тѣмъ дѣло и кончилось, но послѣ, по просьбѣ дьячка, будто бы откапывали младенца и оказался въ гробу обрубокъ дерева. Что тутъ произошло неизвѣстно, такъ какъ и вдова отъ укуса пальца сдѣлалась больна и чрезъ годъ умерла.
Дьяволъ, говорятъ, изобрелъ вино и табакъ, разсказы про это извѣстны, это то, что написано про вино въ книжкѣ: „Первый винокуръ“, а про табакъ, что толкуютъ старовѣры. Будто бы проклятое зелье насадилъ чертъ.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/narodnaya-demonologya/1096/