Нечистая сила.
Крепко верит народ в нечисть, которая везде его преследует. Недаром крестьянин перед началом всякого дела ограждает себя крестным знамением и читает краткую Иисусову молитву. Неохотно крестьянин произносит имя нечистой силы- "Чорт", всячески стараясь заменить его иным словом: "Он, Враг, Неприятель, Нечистый". Самые сильные и храбрые деревенские парни без малейшего стеснения рассказывают об ощущении необычайного страха, какой они испытывают проходя, например, мимо рубужа поля, где бросают горшки после обмывания покойников, либо лесом, либо вблизи стоячих вод. Многие вообще не могут ночью проходить вблизи таких мест, и обходят их мимо, делая лишку целые версты.
Мне не случалось видеть человека, который видел бы чорта в настоящем его виде, как обыкновенно рисуют на картинах. Лик чорта, говорят, до того страшен, что всякий, кто его увидит, помирает со страху. Правда многие видели его отдельные части: ноги в шерсти и с копытами, руки с когтями, голову, как коровью, видимо, и также бывает пламя от него в виде огненного змия или огненного шара, но сам чорт невидим.
К трезвому человеку чорт не является, но если он выпивши, чорт живо пришатнётся и может сбить его с пути. Все удовольствия может чорт доставить человеку: деньги, славу, любовь, однако, пользуясь этими благами, не следует никому об этом рассказывать, иначе всё превратиться в прах.
Черти могут не только являться к людям, но и забирать их к себе: так, здесь попа черти увели, отца Платона. Шёл он из гостей, на дороге его схватили черти и всю ночь продержали у себя. Нашли его на рубеже, стали распрашивать, и он сказал, что был у чертей, что они все этакие ж люди, но народ не русский, не аккуратный. Днём ничего не делают, а ночью в дому. Поп отец Платон также говорил, что помещение у них хорошее, вроде как дом большой.
Едят черти хлеб и всё то, что положено было без молитвы. Что с молитвой положено-не берут. Поэтому не годится ставить посуду без молитвы. Особенно в темном месте, например, в погребе. Может и нечистый налакать, а затем нагадить в неё.
Известно, что чорт боится креста. Посему в день Крещения Господня (6 января) во время освящения воды черти бесятся и выбираются из реки, ища пристанища в жилищах крестьян. Поэтому крестьяне заблаговременно, накануне этого дня делают мелом или углём крестики при всех тех отверстиях, через которые дьяволы могут пробраться: на дверях и окнах, на косяках окон и дверей, на вьюшках в трубе, на воротах и калитках дворов, на дверях амбаров.
Если кто слишком долго болеет тяжелой болезнью, и при этом хорошо известно, что такой больной вёл дурную порочную жизнь, то его переносят в баню, крышу которой несколько приподнимают осиновым клином с тем, чтобы чорт пробрался в образовавшуюся щель и поскорее покончив с больным, забрал его душу в ад. Чорт любит баню и постоянно в ней моется.
Водятся черти в болотах, тростниках, в омутах (глубоких водах), на перекрестках дорог и на рубежах полей.
Встречник- это злой дух, который в виде воздушной полосы мчится стрелой по проезжим дорогам за душой умирающего грешника, особенно самоубийцы. Встречаясь на дороге с путником, чаще на перекрёстках, он "силой своей окаянной" почти мгновенно убивает первой попавшуюся ему на пути лошадь, но случается, что он и человека расшибает. От встречника излечиваются тем, что прощаются с землёй. "Прости, матушка сырая земля раба божия (имя).
Чтобы предохранить от встречника лошадь, то когдла её впрягают- повод уздечки продевают в кольцо при дуге "по ходу", т.е. вперед, а не назад.
Налёт-нечистая сила в виде огненной метлы. Она часто прилетает улещать тоскующих по покойникам.
Бука- черное страшное звероподобное или человекаподобное существо. покрытое шерстью.
Баба Яга- костяная нога, морда глиная, зубы точеные, позолоченые, с дочерью Маринушкой живёт в лесу, в болоте, в избушке на куриных ножках, или в хатке на куриных лапках, или в домике на веретенной пятке, а также живёт в омшаннике в подполье. Лежит на высокой кровати и нос в потолок. Ездит на палке верхом, или ездит в ступе. Пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает, или ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается (хлещет сама себя сзади, чтоб прытче бежать). Рожа вся мохнатая, иногда шелудивая, глаза по яйцу, космы постоянно распущенные, как пужало огородное. Одежа из белого полосатого рваного платья. Голова обвязана черным сукном, или на голове рогатый повойник. В пище плавают человечьи пальцы.