Такъ или иначе, а увидѣть и даже ощупать его все-таки удается; такъ, каждый хозяинъ знаетъ своего домового.
Теперь обратимся къ занятіямъ домового и его отношенію къ дому и семьѣ. Выше уже было упомянуто, что домовой по современнымъ представленіямъ имѣетъ больше отношения къ скотинѣ, чем къ людямъ.
Изъ скотины особой любовью его пользуются лошади. Но у него есть также и нелюбимая скотина, именно,
несходная съ нимъ самимъ по масти.
Любимый скотъ онъ чистить, кормить, поитъ, отбирая для него кормъ у нелюбимаго; любимой лошади онъ заплетаетъ гриву, которой обыкновенно и не расплетаютъ хозяева, чтобъ не прогнѣвить домового. Если онъ не полюбить какого-либо животнаго, то можетъ извести его. Онъ гоняетъ нелюбимыхъ лошадей,
такъ что тѣ оказываются на утро всѣ въ мылѣ, отнимаетъ у нихъ овесъ, наконецъ, заваливаетъ ихъ даже въ корыто или чанъ, изъ котораго ихъ съ трудомъ приходится освобождать. Такую, пришедшуюся не ко двору скотину спѣшатъ продать и справляются у домового, какой масти ему нужно; при этомъ нужно смотрѣть черезъ хомутъ, и домовой, говорять, иногда даетъ отвѣтъ съ указаніемъ желаемой масти. Кромѣ своихъ, такъ сказать, спеціальныхъ заботъ о скотѣ, домовой не чуждь заботъ о благосостояніи всего дома вообще: охраняетъ домъ, бережетъ от бѣды семью и даже посылаетъ ей счастье.
Являясь сторожемъ хозяйскаго добра, онъ въ случаѣ кражи ходить въ домъ вора и воетъ тамъ
въ переднемъ углу до тѣхъ поръ, пока воръ не возвратить похищеннаго. Наконецъ, въ случаѣ пропажи скота, онъ иногда отправляется на поиски въ лѣсъ, поля и пригоняетъ его домой .
Домовой, между прочимъ, является и предвѣстникомъ будущего (обыкновенно будущаго несчастія), что дѣлаетъ или по своей собственной иниціативѣ, или же бываетъ вызванъ на это. Такъ, когда онъ ночью «наваливается» на спящихъ, или дышитъ теаіымъ воздухомъ на спнщаго, то его можно спросить: «къ добру, или къ худу?" и получить тотъ или другой отвѣтъ. Отвѣчаетъ онъ или прямо, человѣческимъ голосомъ, или условно: если ему надо отвѣтить "къ добру» — онъ молчитъ, въ противномъ случаѣ — издаетъ звукъ "Х".
Передъ бѣдою, напр., передъ покойникомъ, пожаромъ, онъ окликаетъ хозяевъ, плачетъ и стонеть подъ поломъ. Самое появленіѳ домового въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ считается предвѣстіемъ бѣды, большею частію смерти; въ этомъ сдучаѣ онъ является въ видѣ хозяина, или умершаго дѣда, или хозяйскаго сына. Знаніемъ домовымъ будущаго можно воспользоваться и слѣдующимъ образомъ. Иногда въ различныхъ
частяхъ жилья вдругъ слышится — и слышится всегда только одному лицу— плачъ ребенка: это плачетъ дитя домового; въ этомъ случаѣ можно покрыть платкомъ то мѣсто, откуда слышится плачъ (скамью, столъ, кустъ, если дѣло происходить внѣ избы), и "домовичка» , мать, не находя скрытаго ребенка, отвѣчаетъ на задаваемые ей вопросы, лишь бы только открыли ребенка; спрашивать въ этомъ случаѣ можно все, что угодно.
До сихъ поръ домовой являлся у насъ болѣе или менѣе добрымъ существомъ, расположеннымъ къ людямъ; но онъ не всегда добръ. Въ перемѣнѣ же отношеній его къ людямъ виноваты бываютъ обыкновенно послѣдніе. Обидѣть его можно, между прочимъ, божбой, бранными словами, произносимыми за ѣдой и т. п.
Обиженный домовой или вымѣщаетъ свою злобу на скотинѣ или чаще, по своему миролюбивому характеру, просто уходитъ изъ дому и уходить на бѣду семьѣ и дому: обитатели дома по его уходѣ болѣютъ, умираютъ, на здоровыхъ людей находитъ уныніе, скотина худѣетъ и мретъ. Кажется, единственная непріятность, которую онъ причиняетъ людямъ безъ видимой причины, это то, что онъ наваливается на нихъ во время сна и душитъ, при чемъ принимаетъ видъ кошки или лохматаго ста-
рика.
Для домового, наваливающагося на спящхъ, мнѣ извѣстно, между прочимъ, названіе „постѣнъ".
Такъ какъ обида, причиненная домовому, не влечетъ за собой ничего хорошаго, то его стараются всячески ублажать и въ случаѣ ссоры— возстановить съ нимъ добрыя отношенія тѣмъ или инымъ способомъ. Въ Медынскомъ у. Кал. губ. въ чистый четвергъ втыкаютъ на дворѣ можжевельникъ, подъ верею льютъ
святую воду, курятъ ладономъ, — все это домовой очень любитъ; передъ масляницей въ заговѣньѳ
ему выносятъ остатки скоромной пищи и оставляютъ ихъ подъ комягой; послѣ ужина въ "хорошихъ семьяхъ" на столѣ „всегда оставляется" на ночь "харчъ" для домового.
Разсерженнаго домового умилостивляютъ обыкновенно тѣмъ, что отправляются во дворъ съ хлѣбомъ-солью. Это называется "относить относы", при чѳмъ тамъ названный обрядъ совершается слѣдующимъ образомъ: берутъ кусокъ хлеба, посыпанный солью и завернутый въ чистую бѣлую тряпку, прошитую красной ниткой, выходятъ въ сѣни или на улицу (на перекрестокъ) и, положивъ на что-нибудь хлѣбъ-соль въ тряпкѣ, кладутъ четыре земныхъ поклона на всѣ стороны, читаютъ "Отче наш", а также заклина-
нія, призывающія «хозяина" возвратиться въ домъ и переложить гнѣвъ на милость; бѣлая тряпка съ красной ниткой, какъ объясняется, изображает рубаху, жертвуемую домовому; для исполненія этого обряда приглашаются обыкновенно люди, которые «знаютъ" или "шупятъ» ; кромѣ "Отче наш" ими читаются еще молитвы къ Б . Матери, Миколѣ. Прасковеѣ-Пятницѣ, а также къ семи сестрицамъ, къ бѣлъ-горючъ-камню; текстовъ этихъ молитвъ и заклинаній собирательницѣ не удалось записать.
Кромѣ такихъ просительныхъ средствъ, въ сіучаѣ, если разсерженный домовой начинаетъ тревожить домочадцевъ или мучить скотину, прибѣгаютъ также и къ принудительнымъ средствамъ, обращаются къ какимъ-то другимъ силамъ, который заставляють его смириться. Интересныхъ фактовъ такого рода можно привести только три: чтобъ усмирить домового, хозяинъ машетъ по всему двору лутошкой (липовой палкой безъ коры), или втыкаетъ ножъ надъ дверью, или, наконецъ, его усмиряетъ бабка съ помощью наговоренной воды. Въ тѣхъ же случаяхъ прибѣгаютъ также къ изображенію мѣломъ крестовъ на потолкѣ, притолкахъ и проч., или къ служенію въ домѣ молебна, окуриванію ладономъ скотины, кропленію ея святой водою.
Итакъ, для благополучіи семьи весьма важно имѣть домового въ домѣ и сохранять съ нимъ дружественные отношенія. Поэтому при перемѣнѣ жилища хозяева всегда зовутъ его съ собою съ хлѣбомъ-солью. Приглашеніе производится въ такихъ выраженіяхъ: "иди, хозяинъ, съ нами жить", или: "дворный, дворный, иди со мной»,. При этомъ въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ обходятъ три раза вокругъ дома, взявъ въ руки часть навоза. Въ Курской губ. при приглашении домового ставятъ въ трубу водку и закуску для до-
мового, или берутъ первую ковригу хлѣба, испеченную въ новой избѣ и, вынесши ее на дворъ передъ полуночью и обратившись къ востоку, зовутъ: «хозяинъ, пожалуйте ко мнѣ на новоселье!»
Хлѣбъ этотъ вмѣстѣ съ солью ставятъ на ночь на припечкѣ или на столѣ въ избѣ; если все это будетъ тронуто, то, значить, домовой являлся. Безъ приглашенія домовой не покидаетъ вполнѣ стараго дома,
и потому ему приходится вступать въ споръ съ вновь пришедшимъ домовымъ. Неприглашенный домовой жалобно плачетъ и норѣдко мстить какъ прежнему, уже выѣхавшему, такь и новому хозяину дома. Месть его выразится въ томъ, что онъ переведетъ всю скотину на новомъ мѣстѣ; новыхъ же хозяевъ онъ щиплетъ по ночамъ до синяковъ или швыряетъ въ нихъ, чѣмъ попало, наваливается на нихъ, душить у нихъ скотъ,
разбрасываетъ ночью по избѣ дрова, растворяетъ на морозѣ двери, прячетъ разныя вещи,— словомъ, старается выжить новыхъ хозяевъ, чѣмъ бы то ни было.