Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 23 Ноября 2024, 14:37:13


Автор Тема: Матерiалы для Этнографiи  (Прочитано 1662 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Матерiалы для Этнографiи
« : 07 Апреля 2019, 16:35:21 »
Пр–ский И. С. Народные суеверия // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 75.

Заговоръ от порѣза.


Благодаря только большому уваженiю ко мнѣ старушки-заговорщицы и настоятельнѣйшей просьбѣ удалось мнѣ выпытать слѣдующiй заговоръ, произносимый надъ порѣзаннымъ мѣстомъ шепотомъ трижды, при чемъ послѣ каждаго раза заговорщица дуетъ и дѣлаетъ плевокъ.

«Владычица Пресвятая Богородица Христа родила – себя не вредила, не слышала ни скорби, ни великихъ ранъ; такъ и у раба Божiя (имярекъ) боль утиши, кровь останови; въ ночь при мѣсяцѣ, въ день при солнышкѣ, при частыхъ звѣздахъ, при буйныхъ вѣтрахъ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»

Трудность вывѣданiя зависитъ отъ того, что знающiе заговоры стараются хранить тайну – не передавать другимъ, чтобы въ противномъ случаѣ не лишиться силы, заключающейся, по воображенiю ихъ, въ строгомъ храненiи секрета. – Часто заговаривающiе достигаютъ своей цѣли: кровь останавливается и порѣзъ заживаетъ; но чѣмъ слѣдуетъ объяснять подобное явленiе, т. е. слѣдуетъ-ли относить исцѣленiе къ силѣ заговора, или оно зависитъ отъ другихъ причинъ? Въ жизни своей мнѣ пришлось убѣдиться, что одного заговора отъ порѣза недостаточно, но что при этомъ и со стороны получившаго порѣзъ должно быть соблюдаемо условiе, указываемое заговорщикомъ, при неисполненiи коего заговоръ неудается.

Убѣжденiе это основано на двухъ случаяхъ. Въ первый разъ заговорщица, прошептавши надъ порѣзаннымъ пальцемъ заговоръ, велѣла держать руку въ спокойномъ состоянiи, не поднимать къ верху, не трясти и – кровь остановилась! Это явленiе меня поразило. По возвращенiи съ каникулъ, я объяснилъ объ этомъ доктору и просилъ разъясненiя: отъ чего имѣетъ такую силу заговоръ? Докторъ, выслушавъ въ подробности обстоятельства, сопровождавшiя заговариванiе, далъ заключенiе, что теченiе крови остановилось единственно вслѣдствiе спокойнаго положенiя руки.

Послѣ того правильность заключенiя доктора мнѣ пришлось повѣрить на дѣлѣ. Также какъ и въ первый разъ я занявшись жатвою, по малоопытности, вновь порѣзалъ палецъ. Приглашена была знахарка, но заговоръ пропалъ даромъ: я не сталъ держать спокойно руки, теченiе крови не остановилось и палецъ разболѣлся до такой степени, что боль отъ него (воспаленiе) распространилась на всю лѣвую руку. Только отъ медицинскаго пособiя я получилъ облегченiе.

Не трудно догадаться, какая мысль руководитъ мною въ обнародованiи заговора и въ разоблаченiи его достоинства; мысль эта: разъяснить простому народу – оставить вѣру въ знахарей, живущихъ на счетъ ихъ невѣжества, и въ болѣзненныхъ случаяхъ обращаться скорѣе къ медицинской помощи.

И. С. Пр–скiй.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/materialy-dlya-etnografii/1099/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Народныя суевѣрiя.
« Ответ #1 : 07 Апреля 2019, 16:38:20 »
Пр–ский И. С. Народные суеверия // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 76.

Двѣ молитвы:

1) заключающая заклинанiе объ отогнанiи 12 сестеръ, дочерей Иродовыхъ;
2) содержащая заклинанiе отъ всѣхъ несчастiй и разрѣшающая отъ грѣховъ.

Совершенно случайно пришлось мнѣ натолкнуться на рукописи этихъ молитвъ. По своему содержанiю, онѣ такъ цѣнны, что я счелъ за необходимое и полезное обнародовать ихъ во всеобщее свѣдѣнiе. Въ порядкѣ вещей, что доколѣ извѣстный предметъ, какъ бы онъ маловаженъ ни былъ, окруженъ таинственностiю, дотолѣ имѣетъ силу обаянiя; когда же дѣйствующiя пружины разоблачатся, то вѣра въ него прекращается. Это именно побужденiе руководитъ мною въ обнародованiи молитвъ. Никто не станетъ отвергать, что нисшiй классъ населенiя Россiи теменъ и потому суевѣренъ; на эту-то слабую струну народа бьютъ составители приведенныхъ молитвъ, чтобы чрезъ распространенiе ихъ держать въ потьмахъ простой народъ и чрезъ-то имѣть легкiй кусокъ хлѣба.

Дѣйствительно, цѣль ихъ вполнѣ достигается; малограмотный народъ не скупится на платежъ за такiя молитвы, жадно расхватываетъ ихъ и хранитъ какъ-бы какую святыню въ божницахъ (мѣсто, устраиваемое для помѣщенiя иконъ въ домахъ, въ такъ-называемомъ большомъ углу), или другихъ скрытыхъ мѣстахъ. И какъ не увлечься прiобрѣтенiемъ ихъ за какую-бы-то ни было цѣну, когда одно нахожденiе ихъ въ домѣ, или прочетъ надъ головою, спасаетъ отъ всѣхъ болѣзней, бѣдъ и напастей, разрѣшаетъ даже отъ такихъ грѣховъ, которые связаны не только на землѣ, но и на небѣ (см. текстъ мол. Кипр.)?

Неизвѣстны составители этихъ молитвъ, но содержанiе молитвъ, достоинство и цѣль ясны на взглядъ каждаго здравомыслящаго человѣка и даютъ понятiе объ умственномъ и нравственномъ уровнѣ ихъ мыслей. Составители – это люди, обладающiе фантазiею (вымыслъ о 12 дочеряхъ Ирода, будто-бы выпросившихъ главу Iоанна Крестителя, когда по евангелiю сдѣлала это Иродiада, дочь Филиппа, брата Иродова. Мѳ. гл. 19 ст. 3–11), полуобразованные начетчики, набравшiеся верхушекъ изъ библiи, старающiеся перечнемъ именъ святыхъ и событiй заставить имѣть въ себя вѣру, таинственными выраженiями (см. въ текстѣ: наталуса, презмаруса, лукмилуре, мираханакъ, седунъ, арунъ, нафаелъ и проч.) запугать воображенiе, словомъ – эксплуататоры, расчитывающiе на невѣжество. Губительно дѣйствуютъ эти молитвы какъ на физическое здоровье темнаго народа, такъ и на его религiозную сторону. За чѣмъ соблюдать предписываемыя медициною гигiеническiя условiя, зачѣмъ стремиться къ усовершенствованiю себя въ дѣлѣ спасенiя, когда хранящаяся въ домѣ молитва оберегаетъ отъ болѣзней, разрѣшаетъ отъ грѣховъ?

Проснись, бѣдный-темный народъ; пойми, что тебя обманываютъ люди, бьющiе на твой карманъ! Не полагайся самоувѣренно на ихъ шарлатанское произведенiе: оно тебѣ не поможетъ, если ты не будешь беречь здоровья, въ болѣзняхъ станешь избѣгать медицинской помощи и для спасенiя себя не постараешься слѣдовать по пути, указанному Спасителемъ. Уничтожь, разорви эти держащiя тебѣ въ темнотѣ молитвы и прiобрѣти взамѣнъ ихъ одобренныя Церковiю.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Народныя суевѣрiя.
« Ответ #2 : 07 Апреля 2019, 16:49:59 »
«Господи Iсусе Христе сыне Божей, благослови молитву говорить: иже во святыхъ отца нашего Сесинiя. Сѣдяща убо ему на горѣ Сянiястей; видѣхомъ ему отъ земли до небестъ столпъ огненной, высота его отъ земли до небесъ. И схождаху съ небеси аньели Господнiя, несуще огненны пламенное въ рукахъ, имуще пламенное огненное оружiе; шедше аньели Господнiи сташа близь Чернаго моря; тогда Черное море возмутихомся. Исхождаху изъ Чернаго моря 12 женъ простовласыи, окоянны и видѣнiемъ зело страшныи.

И воспрошахъ ихъ: кто есь вы окоянны и прокляты, кому вы идете? И тогда отвѣща единая страшная 1-я рече: мнѣ имя тресея; 2 рече: мнѣ имя огненная, аки печь распаляетъ, расжигаю родъ человѣческiй, тотъ человѣкъ въ огнѣ горитъ; 3 рече: мнѣ имя ледея, или стужу зноблю, тотъ человѣкъ въ пещи согретце не можетъ; 4 рече: мнѣ имя гнетея, иже вложуся у человѣка внутри и вряжи убивъ утробу, аще захощетъ ясти и пити срыгаетъ, не держитъ; 5-я рече: мнѣ имя хрыпуща и та ложится у человѣка въ грудь и въ плеча, исходитъ харкотiя; 6 рече: мнѣ имя глухея, кости ломлю, тотъ человѣкъ глухъ бываетъ; 7-я рече: мнѣ имя ломея, кости ломлю въ головѣ, шумлю аки сильная буря вѣтренная; 8 рече: мнѣ имя пухлiя, подымать, шатать, тотъ человѣкъ въ опуху бываетъ; 9 рече: мнѣ имя жолтея, напущаетъ на родъ человѣческiй желтось, у тѣхъ людей очи какъ цвѣтъ дубравный; 10 рече: мнѣ имя коркота, и та ручны и ножны жилы вмѣсто сорываетъ; 11-я рече: мнѣ имя голодея, кого возьму, тотъ человѣкъ съ ума выступаетъ, ошалѣетъ; 12-я рече: мнѣ имя невея, болѣе всѣхъ страшная, окоянная и проклятая, сильная и крѣпкая.

Азъ посланъ есть отъ Бога на окоянныи и проклятыи и не можете вы слышать моего аньелова гласа и ангела Сихаилова и святаго отца Сесенiя, и не можете приближатися къ роду христiянскому. И тутъ аньели Господни съ лютымъ мученiемъ крѣпкимъ и вопрошахъ ихъ: кто есте вы окоянныи и проклятыи и воистину како имена ваши и кому вы идете? И тогда отвѣща окоянныи и прокляты ко аньели Господни: мы есть Ирода царя дочери проданы; егда повелѣ просити главы Iоанна Предтечи (Мѳ. гл. 14, 3 – 11); тогда отсѣкоша главу Iоаннову и даде мнѣ закляти, и угодихъ и посулихъ до полуцарствiя; тогда раступашася земля и, закленувши проклятому отцу нашему сатаны, и мы оттуда жихомъ и посылаетъ насъ сатана мучити и томити роду христiанскаго. И заклинаемъ васъ всѣхъ 12 сестеръ именемъ Божiимъ святаго аньела Сихаила и молитвами святаго отца Сесенiя, да не прикоснитеся къ нашему дому къ сему рабу Божiю (имярекъ), рабы Божiей (имярекъ).

И подаша имъ аньели Божiи по 300 ранъ всякой окаянной и глаголаху имъ окаяннымъ аньели господни: и не приходите къ роду христiянскому мучити и томити ; и тутъ даша ангели господни по 1,000 по 300 ранъ всякой окоянной и глаголаху аньели господни: лишитися окоянныи и проклятыи отъ сего раба Божiя (имярекъ) и рабы Божiей (имярекъ) и не приходите къ роду христiянскому, а наипаче къ сему рабу Божiю (имярекъ) и рабѣ Божiей (имярекъ). Помилуй, Господи Iсусе Христе сыне Божiй, раба своего (имярекъ) и рабу свою (имярекъ) и удалитеся отъ насъ за 3,000 верстъ. И паки даша имъ аньели господни по три тысящи и по три десяти ранъ всякой окаянной и глаголаху аньели господни имъ окояннымъ тако: аще кто напишетъ молитву сiю и кто станетъ читать во всякое время, и тому человѣку не приближаться проклятыи трясовицы 12 сестеръ.

И тогда онѣ отвѣщаша: гдѣ мы услышимъ имя твое святаго аньела Сихаила и святаго отца Сесенiя и отъ того человѣка бѣжимъ за три тысячи верстъ. И послѣ того за три дня прiиде аньелъ Сихаилъ ко святому отцу Сесенiю, елико видѣлъ и слышалъ, сотвори молитву роду христiянскому, изыде на небо, а сiи раба Божiя (имярекъ) и рабу Божiю (имярекъ) Божiимъ благословенiемъ святаго аньела Сихаила, молитвами милостиваго святаго отца Сесенiя заклинаю васъ всѣхъ 12 сестеръ окоянны и прокляты: трясею, огненную, ледею, гнетею, хрыпущу, глухею, ломею, пухлею, жолтею, коркоту, голодею и невею, та болѣе всѣхъ страшная, окоянная и проклятая, сильная и крѣпкая, да не прикоснется рабу Божiю (имярекъ) и рабѣ Божiей (имярекъ) и удалитеся отъ насъ и нашего дому за 3,000 вертсъ; во имя отца и сына и святаго духа, нынѣ и присно во вѣки вѣковъ Аминъ, Аминъ. Заклинаемъ во вѣки вѣковъ Аминъ.»
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Народныя суевѣрiя.
« Ответ #3 : 07 Апреля 2019, 16:53:33 »
II.

Молитва.

Святый священномученникъ Кипрiанъ, моляшеся Господу Богу всею душею глаголя:
Господи Боже сильнiи и держай вся, святъ сый и прославленъ Царь царствующимъ и Господь господствующимъ, слава Ти сѣдящему во свѣтѣ безчисленнѣмъ и не прикосновеннемъ, его же ужасаются всяческая, его же никто же нигдѣ же вѣде, ни видѣти можетъ; ему же тысящми тысечъ и тмою темъ ангелъ и архангелъ предстоятъ предъ тобою. Ты вѣси тайная раба своею и яко не пожавшему тебѣ претворяхъ тебѣ, сiя держахъ облаки не одождити, древа садовная еже не творити плода, непраздныя еже не раждати, иныееже не зачати, на огражденiе винограда токмо взирахъ и творяхъ, розги еже не цвѣтити такожде и злакъ вертоградный не прозябати и рыбы морскiе еже не плавати, и просто вся чародѣйства дѣяхъ и вси лукавiи бѣси мнѣ работаху. Сiя вся дѣяхъ ради грѣховъ моихъ многихъ; нынѣ убо, Господи Боже сильный, благоизволивый отъ недостойна мя быти и причтатимися святому и священному твоему стаду, и трiестественнымъ величествомъ милосердовахъ о мнѣ и не восхотѣвъ погубитимися со беззаконми моими, знаема мя сотворихъ быти, связавъ мя любовiю своею во твоей правой и непорочной вѣрѣ, не омрази мене грѣшнаго и недостойнаго раба твоего; припадаю бо и прошу пречистое имя твое о всякомъ мѣстѣ и о всякомъ дому и о всѣхъ православныхъ христiянехъ, иже имѣютъ чародѣйства отъ лукавыхъ человѣкъ и льстивыхъ или отъ бѣса. И прочтется сiя молитва на котораго главѣ или въ дому его, яко да разрѣшится отъ связанiя и отъ удержанiя и злаго устретенiя и дѣйственнаго отравленiя и язычнаго яденiя и клятвы. И кто убо стяжалъ будетъ молитву сiю во своемъ дому, да будетъ соблюденъ отъ всякаго ухищренiя, потвора и отравы лукавыхъ человѣкъ ближнихъ сосѣдъ, и да бѣжатъ бѣсове и да отступятъ злыи. Господи Боже, ему же область земля ради имени твоего великаго и ради несказанныя ти благости и ради единороднаго ти сына Господа нашего Iсуса Христа, услыши мя въ часъ сiй, недостойнаго: идежи аще прочтется молитва моя, да разрѣшится яко воскъ тающъ отъ огня, тако лукавое ухищренiе отъ всякаго вида или отъ человѣкъ или животнаго, или вертограднаго и отъ всякаго имѣнiя ихъ, малыхъ же и великихъ, яко во имя святыя и живоначальныя Троицы просвѣщенiи суть и развѣ тебѣ иного бога не знаютъ; яко рече Моисеомъ сыновомъ Израилевымъ источилъ еси воду, тако Господи Боже силамъ положи руку свою державную и святую полну сущу благословенiя на дому имущаго молитву сiю; яко же насадилъ еси Боже рай во Эдемѣ и отъ того исходятъ повелѣнiемъ ти четыре рѣки Фисонъ, Геонъ, Тигръ и Ефратъ и обходятъ всего мiра въ тихости, адамскiй человѣкъ не можетъ ихъ удержати, тако да не могутъ чародѣйственная дѣла или мечтанiя бѣсовская являтися предъ разрѣшенiемъ, еже азъ разрѣшихъ и разрѣшаю, согнахъ и прогоняю все злое оно злыхъ человѣкъ и лукавыхъ бѣсовъ отъ раба Божiя (имрекъ) и отъ всякаго имѣнiя его, аминь. Яко же умножилъ еси лѣта Iезекею царю, да умножатся лѣта имущему молитву сiю, службою ангелъ пѣнiемъ серафимскимъ; благовѣщенiемъ Пресвятыя Богородицы отъ архангела Гаврiила, плотьнаго ради зачатiя Господа нашего Iсуса Христа, славнаго рождества въ Вифлеемѣ, заколенiя младенецъ отъ Ирода, святаго крещенiя, еже воспрiимъ во Iорданѣ рѣцѣ, постомъ и искушенiемъ еже подъятъ отъ дiавола, ужасныя его побѣды ужаснаго суда, ужаснѣйшихъ его чюдесъ, иже въ мiрѣ бывшихъ, исцѣленiя даруя, прокаженныя очищая, мертвыя оживляя, бѣсы изгоняя, иже во Iерусалимѣ входъ его и въ церкви младенцемъ вопiющимъ осанна сыну Давыдову, святыя страсти и распятiя и погребенiя и еже изъ мертвыхъ воскресенiя и еже на небеса вознесенiя, пѣнiе тмочисленныхъ архангелъ славѣ восхожденiя его пѣснословiя, еже одесную сѣденiя отъ отча, втораго и страшнаго пришествiя, власть яже далъ еси святымъ своимъ ученикомъ и апостоламъ рекъ имже держите грѣхи держатся, елика аще разрѣшите на земли разрѣшены на небеси. Ради бо сихъ, имени ради, силу твою заклинаю и связываю и проклинаю вся духи лукавыя и очи злыхъ человѣкъ и сусѣдъ ближнихъ и дальнихъ и вся чародѣйства лукавыхъ человѣкъ отъ раба Божiя (имя рекъ) и отъ дому его и отъ всего стяжанiя его, и яко умножилъ еси богатство второе Iовля, тако Господи Боже силамъ умножи домячнее житiе и приходъ рабу своему (имрекъ) имущему молитву сiю; созданiемъ Аврамовымъ, жертвою Авелевою и Сифовою, благовѣщенiемъ Эноховымъ, искушенiя Iовля, прiими пѣнiе Энохово, правду Ноеву, обрѣтенiе Мелхиседеково, вѣрою Авраамлею, послушанiе Исаково, святость Iаковлю, пророчество пророкъ, святыней патрiархъ, и святителей и священномученникъ, крови апостольской, представленiя постническая, заколенiя мученическая и вѣнчанная ихъ мученiя и заколенiя святыхъ Петра и Павла, дѣйства Iоанна Богослова, благовѣщенiе Сифово и жезла Моисеова, священничества Аронова, дѣйства Iсуса Навина, святость Самуилову, жертву Афетову, таинство 12 тѣхъ племенъ израилевыхъ, карлу ревнителеву, моленiе Елисѣево, пророчество Iоны, поста и дѣянiя Данiилова, жертву  Исакову, послѣднее представленiе Iовля, проданiе Iосифово, кротость Давыдову, истинную премудрость Соломонову, неопалимую купину въ горѣ Синайстей, силою 160 ангелъ иже во Египтѣ сошедшихъ подати исцѣленiя человѣкомъ, моленiемъ честнаго и славнаго пророка и предтечи крестителя Iоанна, страшнаго и несказаннаго имени твоего всеславнаго и всесильна и все видяща Бога, ему же предстоятъ тысящами тысящъ и тьмами темъ ангелъ архангелъ, иже въ горахъ и пропастехъ земныхъ, и всѣхъ святыхъ, иже отъ вѣка тебѣ благоугодившихъ Богу нашему. И ради бо сихъ именъ и ради святыхъ молитвъ, иже прогоняемъ и отдаляемъ всяку злобу и лукавство и зависть и ревность и связанiе и держанiе и злострѣтенiе и лукавое око и злоглаголанiе и язычное яденiе и примолвы, все что бѣдное и совѣтованiе злихъ человѣкъ совѣщевающе зло, что да отдалится отъ раба Божiя (имрекъ).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Народныя суевѣрiя.
« Ответ #4 : 07 Апреля 2019, 16:56:21 »
И еще молюся и милося дѣю единому и непобѣдимому Богу, иже въ три лица воспѣваему, яко да подастъ всѣмъ человѣкомъ православнымъ спасенiе и рабу своему (имреку) и въ домъ той, въ немъ же лежитъ святая сiя молитва, яко да разрѣшено будетъ, аще убо на небеси и на земли есть связана да разрѣшится; или въ мори или вся яже суть на немъ или въ немъ да разрѣшится; или на пути или на распутiи, или въ рѣцѣ или во источницѣ, или въ кладезѣ да разрѣшится: или въ кровли или въ дверехъ, или во оконцы или въ верхнемъ порозѣ, или на удѣ или въ тинѣ, или во основѣ или въ мѣстѣ да разрѣшится; или во придворѣ или во дворцѣ или входѣ и во исходѣ или въ дерну-стѣнѣ или на пути, или на поли, или въ горахъ и въ пещерехъ и пропастехъ земныхъ да разрѣшится; или въ обрезѣ, или въ стремнинѣ, или въ ровѣ, или въ древѣ, или въ листѣ, или въ корени или вѣтви да разрѣшено будетъ, или на полѣ въ нивахъ, или во рвѣхъ и въ ямахъ, или въ травѣ или въ пищѣ, или въ байнѣ или въ ровѣ или въ капищѣ идольскомъ, или въ кожи змiиной, или въ бровѣхъ или волосехъ браднихъ, или во главѣ, или во главномъ обрусѣ или возглавiи, или въ постели, или во обрѣзанiи когтѣхъ ручныхъ и ножныхъ, или въ кожныхъ обувенiяхъ, или въ златѣ и серебрѣ или въ мѣдѣ и свинцѣ, или во оловѣ и желѣзѣ, или въ воску и въ кости, или волбѣ человѣчестѣмъ или въ крови звѣриной, или въ кожи рыбной, или въ животныхъ четвероногихъ земныхъ, или въ лѣтающихъ по воздуху, движимыхъ же и недвижимыхъ, или въ хартiи въ чернилѣ и не въ которой вещи, или отъ студа сотворенная да разрѣшится; аще ли есть написана въ седмидесятѣхъ языкъ и двою да разрѣшено будетъ, понеже азъ разрѣшихъ и разрѣшаю прогнахъ и прогоняю наталуса, пуезмаруса, лукмилуре, мирахананъ, прогнахъ и еще прогоняю, имена та: хiя, сисахiя, елизду, идаилъ отъ раба Божiя (имрека) и отъ дому его имущему молитву сiю и отъ всего и малаго и великаго силою честнаго и животворящаго креста и со всѣми небесными силами, предстоящими предъ высокимъ и страшнымъ престоломъ Божiимъ, херувими и серафими, властемъ предъ столомъ господственнымъ силъ владѣльнихъ архангелъ, ангелъ, святыхъ праведныхъ патрiархъ Авраама, Исаака и Iакова, силою разрѣшившаго дождь на землю; сниде въ часъ въ оньже разбойникъ въ раи вниде, и молитвою ею же помолися Iисусъ Навинъ и ста солнце и луна; и молитвою ею же помолися Илiя и удержа небо; и молитвою, ею же помолися Данилъ пророкъ и загради уста львомъ; и молитвою ею же помолися трiе отроцы Ананiя, Азарiя, Мисаилъ погасиша пламень пещный и бысть въ росу прохладну; силою держащаго волны морскiе и укротевающаго, иже силою насытившаго множество людей о малыхъ хлѣбъ. Такожде и прошу святаго собора пророческаго Захарiя, Iоанна предтечу и пророка Iосiю, Iоиля, Наума, Аввакума, Софонiю, Агея, Михея, Iезекiиля, Амоса, Исаiю, Малахiя, Авдѣя, Iеремiю, Самоила, Данiила, Илью, Елисея и св. трiехъ отрокъ Ананiю, Азарiю, и Мисаила, молю и сословiе святыхъ и праведныхъ богоотецъ Iоакима и Анну, Iосифа обручника и Давыда пророка и царя, Iакова брата Божiя, Симона богопрiимца и Симеона сродника Христова, Симеона иже на дивней горѣ, Симеона иже Христа ради Юродиваго, Iова, Iоны, Игнатiя богоносца, священномученника Ананiю, Романа пѣвца и всѣхъ святыхъ молитву иже отъ вѣка тебѣ благоугодившихъ и послужившихъ Господу Богу нашему. Молюся и прошу лика славныхъ и всехвальныхъ апостоловъ двоюнадесяти и седмидесяти, иже во святыхъ отецъ нашихъ вселенскихъ учителей Василiя Великаго, Григорiя Богослова, Iоанна Златоуста, Iерофея Афинскаго, Дiонисiя ареопагита, Iоанна милостиваго, Анфилогiя епископа иконiйскаго, Аверкiя ерапольскаго, Афанасiя Великаго, Петра Александрiйскаго и Кирилла, и иже во святыхъ отца нашего Николы мiрскаго, иже во святыхъ отца нашего Петра архiепископа рускаго новаго чюдотворца, и Амвросiя Медiоланскаго, Потапiя и Патiя, Спиридона чюдотворца, Елиферiя, Стефана архiепископа Сурожскаго, Леонтiя Ростовскаго, Андрея Критскаго, Епифанiя, Софромiя Iерусалимскаго, Селиверста Папы Римскаго, Григорiя чюдотворца, Лазаря иже въ Геласiи, Григорiя Акраганскаго, Григорiя Десятоградца, Григорiя Великiя арменiи, Григорiя Нискаго, преподобныхъ и богоносныхъ отецъ нашихъ Симеона Столпника, Iонна Столпника, Iонна Лѣствичника, Евменiя чудотворца, Варлама, Iосафа, препод. отца нашего Луки, Iонна Рылскаго и Данила Столпника, Алимпiя Кiонита, Самсона Страннопрiемца, преподобныхъ отецъ иже въ Синаи и въ Раифѣ избiенныхъ, препод. отецъ нашихъ Кассiяна Римскаго чудотворца, Козьмы, Iоанна Дамаскина, Стефана, Саваита, Георгiя Никомидiйскаго, Феодора написаннаго, Феодора сикеота, Феодора Трехины, Феодора Освященнаго, мученика Феодора иже въ Пергiи, Антонiя Великаго, Арсенiя, Ефимiя, Савы, Ефрема Сирина, Исакiя, Харитона, Сысiя, Ерасима, Андроника, Павла Фивейскаго, Iоанна кушника, Iоанна Едемскаго, Iоанна Кидарскаго, Iоанна Плешиды, Iоакова Ресевея, Исавiя, Павла иже въ Литрѣ, Дiонисiя общаго жителя, Викулы епископа Змирскаго, Иларiона чюдотворца и Марка епископа Арефумскаго, препод. Венедикта, Дашiя епископа Медiоланскаго, Савина и Калиста, Касiю Нардiйскаго, епископа Кирилла, дiакона Лаврентiя, дiакона Никандра, Прохора, Тимона, Пармена, священномученника Власiя, Поликарпа, Мефодiя Патрскаго и всѣхъ св. священномученикъ молитвами и моленiемъ соблюди раба своего (имрека).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Народныя суевѣрiя.
« Ответ #5 : 07 Апреля 2019, 16:58:20 »
Молю св. мученикъ воинства и лики святыхъ славныхъ доброповѣдныхъ мученикъ двухъ Стефана первомученика архидiакона, Георгiя побѣдоносца и чудотворца Дмитрiя, мироточиваго, Исидора Пилусiйскаго, Ѳеодора тирона, Ѳеодора стратилата, Савы стратилата, Iоанна воина иже съ ними двою тысящъ двести девять десять и трехъ святыхъ мученикъ двѣ тмы, иже въ Никомидiи сожженныхъ; св. мученикъ Сестратiя, Евстафiя, Авсентiя, Евгенiя, Мардарiя, Iореста, Акиндина, Пигасiя, Афонiя, Елпидифора, Анемподиста, Маркяна, Мартирiя, Сергiя и Вакха, св. великомученика Евстафiя и подружiя его и чадъ его, Кирика и Улиты, св. мученикъ Мины и Виктора и Валентiя, св. исповѣдникъ Гурiя, Самона и Авива, св. мученикъ Мины, Ермогена и Еграфа, Фрола и Лавра, Мануила, Савелiя и Измаила, св. великомученика Нестера, св. мученикъ 40 иже въ Севастiйскомъ езерѣ мученыхъ, св. мученицъ иже отъ Ирода избiенныхъ тысещъ 14, св. мученикъ 42 иже во Амморiи, св. 10 мученикъ иже въ Критѣ, св. 9 мученикъ иже въ Кизицѣ, св. 7 отрокъ иже во Ефесѣ уснувшихъ, св. мученикъ Карпа и Папила, Ермила и Стратоника, Iакова персянина, Алексѣя человѣка Божiя, Назарiя, Протасiя, Гервасiя, и Кельсiя, св. врачевъ безсребренникъ Козмы, Дамiяна, Iоанна, Пантелеймона, Ермолая, Самсона, Деомида, Моисея и Фалилея, Фотiя и Аникиты, Зиновiя и Зиновiи, св. праведнаго Лазаря, Марiи Магдалины и Марѳы; св. женъ мироносицъ и преподобныя Ефросинiи, Ксенiи, Евдокiи, Анастасiи, св. великомученицы Ѳеклы, св. великомученицы Марины, Екатерины, Февронiи, Фелуфеи, св. мученицы Софiи и чадъ ея Вѣры, Любви, Надежды, Ирины, Агапiи, Хiонiи, Евпраксiи, Евфимiи, Пелагiи, Варвары, Парасковiи, Кирьянiи, Фамаиды, Ирины, Фотинiи, Меланiи, Феофаны, св. и правовѣрнаго царя и равноапостольнаго Константина, матери его Елены, св. Калiи, св. Ѳеодосiи и всѣхъ святыхъ, иже пролiявшихъ крови своя за тебѣ Христа Бога нашего и всѣхъ твоихъ святыхъ молитвами, и за молитвъ Пречистыя ти Матери, помилуй и спаси раба своего (имрека), и да не коснется къ нему и къ дому его ни какое зло, ни зависть, ни ревность, ни чародѣйство, ни бѣда, ни болѣзнь, ни какое лукавство, ни въ утро ни въ день, ни въ полдень ни въ вечеру, ни въ нощь ни въ полнощь. Яко написана бысть сiя молитва священномученника Кипрiяна, утверждена и назнаменана же бысть отъ св. и единосущныя Троицы на погубленiе всякому злу и злыхъ сѣтей ловящихъ седунъ и арунь, нафаель нарицаемому елефаень, и дщерехъ самосавыхъ и всего рода ихъ и сѣмена, и всего лика его ни уне и все обладательное ихъ словесемъ Господнимъ, о немъ же утвердися небо и земля, молитвами, господи, Пречистыя Матери и вся небесныя силы и чиноначальникъ твоихъ Михаила и Гаврiила и Рафаила и хранителя ангела, и всѣхъ твоихъ святыхъ, имже имена написана и не написана, яже ты вѣси, Вседержителю Господи, и огражденiе силою честнаго и животворящаго креста, да соблюденъ будетъ рабъ твой (имя рекъ) и весь домъ и все стяжанiе его.

И. С. Пр–скiй.

Пр–ский И. С. Народные суеверия // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 75. С. 857; № 76. С. 870 – 871; № 78. С. 891 – 892.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #6 : 08 Апреля 2019, 10:44:09 »
Иванов А. Материалы для этнографии // Олонецкие губернские ведомости. 1874. № 74. С. 885 ‒ 888.

Молитва преподобному Сисинiю. Заклинательная молитва священно-мученика Кипрiана. Заговоры. Корелы. Сѣверныя сказанiя о лембояхъ и удѣльницахъ.

(Извѣстiя Императорскаго Общества Любителей естествознанiя, антропологiи и этнографiи. Т. XІІІ, выпускъ1-й).

Въ «Трудахъ Этнографическаго Отдѣла Общества,» помѣщенныхъ въ настоящемъ выпускѣ, находятся, между прочимъ, статьи, касающiяся Олонецкаго края, читанныя въ засѣданiи секретаремъ Отдѣла Е. В. Барсовымъ.

І. Обзоръ этнографическихъ данныхъ, помѣщенныхъ въ разныхъ Губернскихъ Вѣдомостяхъ за 1873 годъ. Авторъ, цитируя напечатанныя въ Олон. Губ. Вѣд.: «Молитву преподобному Сисинiю о 12 дочеряхъ Иродовыхъ», «Заклинательную молитву священномученика Кипрiана», «Заговоръ отъ порѣза» и «Заговоръ для властей,» ‒ говоритъ: «Матерiалы не новые, но тѣмъ не менѣе не лишенные нѣкотораго значенiя въ научномъ отношенiи.

Въ молитвѣ Сисинiю дочери Ирода называютъ себя иными именами, чѣмъ въ другихъ подобныхъ спискахъ. Такъ Унея здѣсь величается Пухлiей. Заклинательная молитва Кипрiана есть произведенiе какого-нибудь вѣдуна, который, обратившись въ христiанство, рѣшился дѣйствовать, именемъ его, ко благу людей противъ всевозможной порчи и языческаго волшебства.

Заговоръ отъ порѣза ‒ небольшой и носитъ  на себѣ печать эпическаго склада, хотя и обращенъ къ Владычицѣ ‒ Богородицѣ. Заговоръ для властей любопытенъ въ томъ отношенiи, что крестьянинъ подступаетъ ко власти въ сопровожденiи Георгiя на конѣ и Михаила архангела съ пращею.»
Указывая на статью Губ. Вѣд. «Корелъ, его бытъ и занятiя», авторъ приводитъ поговорку: Корелу на свѣтъ природа не терпитъ и объясняетъ, что этой поговоркой выражается то, что русская колонизацiя, идущая по берегамъ озеръ и рѣкъ, оттиснула кореловъ или на безплодный горный кряжъ, или въ дикiе повѣнецкiе мхи и болота.

«Въ характерѣ кореловъ есть упрямство, устойчивость въ нравахъ, нелегко поддающаяся чужому влiянiю, что также подмѣчено въ поговоркѣ, которою дразнятъ кореловъ: корела, корела, три года горѣла, а не выгорѣла. Въ корельскихъ деревняхъ Повѣнецкаго уѣзда донынѣ въ величайшемъ употребленiи обрядъ «прощенiя». Всякой малѣйшей, какъ и всякой величайшей неудачѣ или немочи тотчасъ же прiискивается причина въ кругу согрѣшенiй предъ столомъ, печкой, веретеномъ, рукомойникомъ, хлѣбомъ и т. п., и потерпѣвшая неудачу тотчасъ спѣшитъ къ тому или другому изъ этихъ предметовъ и говоритъ: «прости меня, печенька, рукомойничекъ» и т. п. Неудивительно, что вполнѣ правдива о нихъ пословица: «въ лѣсѣхъ живутъ, такъ пню и поклоняются».

ІІ. Сѣверныя сказанiя о лембояхъ и удѣльницахъ. Находясь въ непрерывной и неустанной борьбѣ со стихiями суровой природы, не вѣдая силъ и законовъ ея явленiй, страдный сѣверный крестьянинъ живетъ подъ воздѣйствiемъ страхованiй другодольныхъ. Едва ли гдѣ до нынѣ эпическое мiросозерцанiе имѣетъ такое широкое, всевластное жизненное значенiе, какъ въ предѣлахъ этого края. Въ силахъ и явленiяхъ природы жители его до нынѣ видятъ и ощущаютъ дѣйствiя живыхъ существъ другаго мiра. Туманъ демонологiи облегаетъ жизнь народа и отравляетъ его покойныя минуты. Надъ страдой крестьянства высится еще болѣе тяжкая страда нравственная.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #7 : 08 Апреля 2019, 10:45:21 »
Всюду преслѣдуетъ его нечистая сила: въ горахъ, лѣсахъ, мхахъ и болотахъ; она гонится за нимъ въ полѣ, озерѣ и морѣ; онъ встрѣчаетъ ее въ подовинѣ, на дворѣ и у себя дома; она сидитъ наконецъ за его столомъ и ждетъ, когда онъ сядетъ и немытыми руками возьметъ кусокъ или ложку и будетъ ѣсть безъ благословенiя. Поднимется ли и завоетъ вихорь ‒ то воетъ и бушуетъ она, нечистая сила; высыхаетъ ли рѣчка, взволнуется ли озеро, треснутъ ли ущелья каменисты ‒ это она пируетъ или борется, ‒ нечистая сила. Вотъ одержатъ человѣка разныя боли и недуги, ‒ это приманилось или сдiялось, это она нечистая сила или хватаетъ, или студитъ, или разжигаетъ тѣло человѣка.

Такое жизненное и всевластное значенiе этой другодольной силы показываетъ, что изученiе народныхъ демоносказанiй представляетъ не одинъ только научный интересъ, но имѣетъ и практическую важность для народнаго образованiя.
Сѣверныя народныя сказанiя о происхожденiи демонической силы проникли къ намъ съ богомильской повѣсти ‒ о зачатiи неба и земли и тѣмъ легче усвоены народомъ, чѣмъ больше отвѣчали его дуалистическому мiровоззрѣнiю. Если въ рукописяхъ передаются они съ риторическими распространенiями и узорами, то въ живыхъ народныхъ пересказахъ они обнаруживаютъ эпическiй характеръ.

Было время, когда не было ни земли, ни неба, а была одна вода. И спустился Саваофъ на землю и спросилъ: кто здѣ е? И откликнулся сатана и рекъ: я здѣ е. И спросилъ Саваофъ сатану: ‒ Есть ли гдѣ земли, не видалъ ли?
‒ Есть на днѣ моря, отвѣчалъ сатана.
‒ Сходи же на дно моря и достань земли.
Обернулся сатана гоголемъ, нырнулъ на дно морское и въ ротъ земли напихалъ. Но поколь оттоль воздымался, водой размыло землю и онъ вынырнулъ ни съ чѣмъ.
Саваофъ послалъ его другожды. Но и на другой разъ тоже случилось. Стыдно стало сатанѣ, а Саваофъ его укоряетъ и говоритъ: «немощенъ, братъ, ты.» ‒ Иди въ третiй разъ, да вотъ на днѣ морскомъ увидишь икону ‒ дѣву съ младенцемъ, на камени стоящу: благословись у младенца и тогда возьми земли.
Нырнулъ сатана въ третiй разъ, сдѣлалъ такъ, какъ велѣлъ ему Саваофъ и принесъ земли. Взялъ Саваофъ эту землю и разсѣялъ въ восточную сторону и стала чудная, прекрасная земля.

И спросилъ Саваофъ сатану: вся ли тутъ земля? Вся, сказалъ сатана, ‒ а самъ держитъ частицу за щекой. А земля за щекой стала рости ‒ прибывать, а щеку стало раздувать. Видитъ сатана, что не обмануть ему Саваофа; взялъ да разсѣялъ ту землю въ сѣверную сторону и стала тутъ земля холодная, каменистая и нехлѣбородная.

И задумалъ Саваофъ создать себѣ полки воиновъ, далъ сатанѣ молотъ въ руки и велѣлъ бить въ каменную гору правой рукой, а самъ пошелъ на востокъ рай насаждать. Боговъ товарищъ началъ молотомъ въ камень бить, изъ камени воины свѣтлы начали выскакивать, да на востокъ Богу кланяться; билъ до того, что рука устала; попробовалъ бить лѣвой рукой.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #8 : 08 Апреля 2019, 10:46:26 »
Лишь только ударилъ, выскочилъ черный чертъ, да и поклонился молотобойцу. Смѣкнулъ сатана въ чемъ дѣло, да и давай лѣвой рукой колотить; до того билъ, што чуть чуть со свѣтлыми полками не сравнился. Той порой Саваофъ дѣло свое сдѣлалъ и пришелъ къ сатанѣ. Пришелъ и видитъ дѣло плохо. Что дѣлать? Взялъ скорѣй зааминилъ. Перестали выскакивать силы нечистыя, а сталъ выскакивать только огонь, какъ и теперь бываетъ при ударѣ желѣзомъ въ камень.

Возгорчился Саваофъ и задумалъ раздѣлиться съ товарищемъ; но тотъ не то и говоритъ; сталъ хвастаться силы богачествомъ. Пошло на раздоръ; Саваофъ построилъ небо, а сатана ‒ другое, выше того. Саваофъ построилъ еще небо, а сатана выше того. Сдѣлали они по семи небесъ, а сатана все выше забирается. Зааминилъ скорѣй Саваофъ и велѣлъ Михаилу архангелу столкнуть сатану на землю со всѣми его небесами и со всей его силой невидимой. Пошелъ архангелъ Михаилъ, а тотъ и на версту не допустилъ его къ себѣ. Саваофъ послалъ его другожды, но сатана отогналъ еще дальше. Сталъ его Саваофъ посылать третiй разъ, но онъ отвѣчалъ: боюсь Господи, опалитъ.

Тогда Саваофъ сказалъ Михаилу архангелу: «спустись ты на землю къ черному морю, увидишъ на берегу икону ‒ дѣву съ младенцемъ; благословись у младенца и ступай на сатану.» Сдѣлалъ архангелъ по слову Господню, столкнулъ сатану съ неба, спровергъ небеса и всю силу его и валилось сатанинской силы, аки мелкаго дождя, шесть недѣль. Много пало ее на землю, а больше того осталось на воздусѣхъ.

Кромѣ силъ сверженныхъ съ небесъ, которые дерзновенiе имутъ ко престолу Господню, есть еще, такъ называемыя, лембои, силы посредствующiя между духами воздушными и человѣкомъ. Воздушные пищи не принимаютъ, а эти пьютъ и ѣдятъ. Тыи знаютъ погоду, забранки, а лембои къ этому дѣлу не касаются.
Лембои, это то же люди, только потаенные, ‒ изъ заклятыхъ дѣтей.

Когда отецъ или мать, возгорчившись на ребенка, говорятъ недобрыя слова: ой! Лембой тя дери, изымитко-тся; нутя къ лѣшему, ‒ лембои тутъ и есть: они похищаютъ заклятыхъ, уносятъ ихъ въ свои жилища, поятъ, кормятъ, ростятъ и затѣмъ посылаютъ ихъ крещенымъ на доброе или злое дѣланiе. Они берутъ подъ свое попеченiе и тѣхъ дѣтей, которыхъ родители оставляютъ въ лѣсу или полѣ безъ благословенiя.

‒ «Разъ я жала на заполькѣ, разсказывала намъ одна женщина, а мужъ сѣялъ рожь. Подъ вечеръ этакъ я и говорю мужу: ‒ «Петрей! мнѣ пора убирать скотину, такъ я пойду домой: а ты, когда Мишенька-то проснется, привези его домой, да смотри не забудь.» ‒ «Ладно говоритъ.» ‒ Ну я и пошла. Вечеръ приходитъ, гляжу и Петрей прiѣхалъ. ‒ «А гдѣ же ребенокъ» ‒ Спросила я. ‒ Тутъ онъ хватился, что ребенка то онъ и забылъ взять. «Ой, говоритъ, я ребенка-то и забылъ.» ‒ «Охти мнѣ, што ты сдѣлалъ,» сказала я, и бросилась на заполекъ. Прибѣжала туды, гляжу у ребенка кто-то стоитъ и байкаетъ. Я остановилась и слухаю; а онъ и не глядитъ въ ту сторону, знаетъ самъ приговариваетъ: «Мати оставила, отецъ позабылъ; мати оставила, отецъ позабылъ.» Меня всю такъ обдало холодомъ. Я ужъ смѣкнула, что лембой тутъ стоитъ и покинуть ребенка нельзя.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #9 : 08 Апреля 2019, 10:47:35 »
Сотворила про себя молитву и думаю: пусть будетъ что будетъ, а пойду. Пришла и говорю: «кумушко, ты качаешь?» Онъ какъ поглядѣлъ на меня, да какъ захохочетъ, одно лѣсъ-то такъ и задрожалъ: Кумушко, кумушко! Загорланилъ, засвисталъ, въ лодоши захлопалъ и былъ таковъ. А я схватила ребенка и тягу дала, што нога взяла. Не смѣла оглянуться. До того бѣжала, чуть не пала и едва духъ переводила.»
Впрочемъ лембои не всегда такъ ласково обращаются съ похищенными дѣтьми.

По разсказу Леонтiя Богданова, въ деревнѣ Середкѣ мать выбранила мальчика и мальчикъ пропалъ. Мѣсяца черезъ два послѣ этого Леонтiй Богдановъ шелъ въ лѣсу и, подходя къ дому, видитъ, на воротахъ младенецъ, только бы его взять да крестъ надѣть, съ рукъ бы его не взяла нечистая сила. Но пока Леонтiй Богдановъ проклаждался, разсуждаючи такимъ образомъ, мальчикъ сгинулъ изъ виду.
Другодольные удѣльницы собой черныя, волосатыя, голова растрепана, волосье распущено; онѣ преждевременно вынимаютъ младенцевъ изъ утробы матерей, уродуютъ ихъ и мучаютъ родильницъ.

Если поносная женщина спитъ навзничь, на роспашку, пояса нѣту, а случится на столѣ ножикъ, удѣльницы вынимаютъ имъ младенца. Оттого рождаютъ уродовъ, или женщина понесетъ, а животъ окажется пустой. Въ Толвуѣ одинъ мужикъ ночевалъ подъ лодкой. Прилетѣла сорока, защекотала, и другая защекотала.

Одна другой и говоритъ: «Ты гдѣ была.»
‒ Я была въ Лонскомъ, объ Онего ‒ къ Данилову.
‒ А што ты дѣлала?
‒ Я сдѣлала ‒ ребенка выняла и клала на мѣсто голикъ.
‒ А ты што сдѣлала?
Мужикъ кашлянулъ. Онѣ пристали. Мужикъ далъ клятву не сказывать. Ихъ послѣ видали.
Удѣльницы же производятъ жильне-трясущiй ударъ или родимецъ: бьютъ и ломаютъ человѣка какъ попало.

Для спасенiя одержимаго этимъ недугомъ ‒ садятъ его на три соломенныхъ креста ‒ и спитъ онъ на нихъ шесть недѣль, ‒ и призываютъ Илью пророка, чтобы шелъ онъ на помощь, на «черной облакѣ и на огненной колесницѣ, и натянулъ бы лукъ свой, и спустилъ бы калену стрѣлу, и убилъ бы врага, и очистилъ бы раба отъ жильне-трясущихъ ударовъ.»
Двѣ минуты бываютъ худыя во днѣ, когда лембои и удѣльницы доступаютъ къ человѣку; одна въ самой полдень, другая по закатѣ солнца.

Въ Толвуѣ и Кижахъ, Заонежскихъ селенiяхъ, есть ущелья, называемыя Ижгоры и Мяньгоры. На этихъ горахъ нѣкогда видали двѣ сестры; то и дѣло дѣлали, что блины пекли и съ горы на гору перекидывали. И находилось тамъ многое множество нечистой силы, и живутъ тамъ лембои, имъ же нѣсть числа. По дорогѣ между деревней Пактягой и якорь-лядиной, (Толвуйской волости) есть ручей по нынѣ называемый Чортовъ-ручей: въ прежнее время выходило тамъ большое чудовище ‒ по закатѣ солнца сидѣло оно на продольныхъ мостовинахъ, что сложены для переходу изъ деревни въ деревню.
По дорогѣ изъ Космозера черезъ гору въ Фоймогубу есть ручей, до нынѣ называемый Букинъ-порогъ; отъ
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #10 : 08 Апреля 2019, 10:48:34 »
древности выходили отсюда удѣльницы и показывались на ростаняхъ; волосы у нихъ длинные, распущенные, все равно какъ у нынѣшнихъ барышень, а сами черныя. Какъ поставили на ростаняхъ кресты, онѣ исчезли. У самаго Букина порога стоитъ крестъ, поставленъ лѣтъ пять сотъ тому назадъ, толстый, здоровый съ вырѣзью, и до втораго пришествiя хватитъ его.

Жители деревни Павловицъ Петрозаводскаго уѣзда, Кондопожской волости боятся похулить  свое озеро: попей, говорятъ, да похули, врядъ ди живъ будешъ. Они не терпятъ и того, если кто другой будетъ хаять воду въ ихъ озерѣ. Скажи только «у васъ водишко худое, воденко мутное, грязное, да въ бубыркахъ,» ‒ они тысячу разъ будутъ повторять: «у насъ водушка хорошая, у насъ водушко хорошее.»
Въ Паэзерскихъ озерахъ близь Ладожскаго скита рыбу ловятъ молча; уходя изъ дому, не сказываютъ куда пошли; если сказать, что пошли рыбу ловить, не скоро съ озеръ и выйдешь, а то и со всѣмъ туда ускочишь.

Живутъ также лембои съ полверсты отъ Космозера ‒ въ щельѣ на заболотьѣ.
Въ Острѣчинскомъ погостѣ, въ 85 верстахъ отъ Петрозаводска, указываютъ четыре мѣста, гдѣ живутъ лембои: на дорогѣ Князевской, въ пустоши, у мельницы и въ деревнѣ Скуровской.
Лембой, живущiй въ лѣсу, называется шишко или подкустовникъ, некрещенный, неблагословленный. Которая ягода ростетъ, ту не можешь взять, а тогда берешъ, когда подъ ноги подернешься, да заклянешь: будь проклятъ я, што подъ ногами не видѣлъ. Шишко также стережетъ, когда кусокъ кладутъ за обѣдомъ безъ благословенiя; хватаетъ его и тѣмъ питается.

Если придется ночевать въ лѣсу, надо попроситься у лѣсоваго хозяина; а то ночь не пройдетъ тебѣ даромъ, шишко выгонитъ съ ночлега. А угодишь ему, будешъ благополученъ.
Жировикъ ‒ настоятель жиры, хозяинъ всего дома. Онъ особенно заботится о скотѣ, сообщаетъ иногда радостныя вѣсти, но чаще всего подсказываетъ невзгоды. Буйный нравъ его сказывается только тогда, когда онъ жируетъ въ нежилыхъ хоромахъ.

Если жировикъ не любитъ скотины, лучше и не держи; не будетъ она ни сыта, ни гладка, ни здорова; которая ему по-люби, ту онъ холитъ и кормитъ. Взялъ ты, напр., лошадь или корову черную и гляди; если нравится эта масть жировику, скотъ твой сытѣетъ и веселъ; если нѣтъ, то хохлатъ, скученъ, запачканъ и всегда мокрый.

На Тихвинской дорогѣ у одного крестьянина была бѣда, что не могъ накупить лошадей. Купить лошадь, утромъ придетъ, а она подъ яслами лежитъ, и овесъ и сѣно не тронуты. Раззорился бѣдный мужикъ. Какъ водится изстари, сталъ онъ позакатъ солнца по угламъ кланяться и прощаться: «хозяинъ батюшка и хозяйка матушка! простите не троньте милой скотинушки.» Вдругъ послышался голосъ: «хоть бы худенька, да пегенька» (пестрая). Завелъ мужикъ пегенькую лошадку, и сталъ мужикъ разживаться.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #11 : 08 Апреля 2019, 10:49:26 »
Самый не дружелюбный къ человѣку лембой ‒ это баянникъ, съ огненными сверкающими глазами, съ взъерошенными волосами и всегда босой. Онъ часто сдираетъ кожу съ живыхъ людей и давитъ ихъ. Тотъ, кто послѣ всѣхъ моется въ банѣ, не долженъ крестить ни чего, а всѣ сосуды оставить на опашку и сказать: «мойся, хозяинъ.» Онъ всегда бываетъ доволенъ, когда оставляютъ ему воды и пару.
Лембой, живущiй въ водѣ, называется царемъ водянымъ; онъ небольшой ростомъ, съ сѣдыми распущенными волосами, съ длинными руками и короткими ногами. Онъ живетъ обыкновенно въ водѣ, но по нуждѣ выходитъ и на сушу. Водяной царь бываетъ злѣе тогда, когда зрѣетъ рожь; въ это время маленькихъ ребятъ не пускаютъ купаться; водяники въ это время перестятся, т. е. свадебничаютъ.
Водянаго лембоя ловцы въ водѣ доставаютъ. Если клещицей неткнуто, если въ праздникъ неводъ не вязанъ и не починиванъ, съ того неводу онъ не выйдетъ.

Разъ, говорятъ, въ такъ называемомъ, Бѣсовомъ-ручью, гдѣ Лачиновскiй заводъ, вытащили водянаго лембоя; небольшой недоросточекъ, волоса пестрые, весь истыканъ. И спросили его: «на гору тебя?»
‒ Нѣ-нѣ.
«Въ воду?»
‒ Да-да. И сталъ онъ просить и молить: ‒ на гору не пошто, пустите въ воду. ‒
«Если спустимъ, такъ будешъ ли рыбы давать.»
‒ Буду-буду ‒

Ловцы сжалились и пустили его въ Бѣсовъ ручей. Послѣ онъ ахти много рыбы давалъ.
Лембои передвигаются съ мѣста на мѣсто и нерѣдко ведутъ борьбу изъ за своихъ владѣнiй. Любопытна одна хитрость, которую придумалъ одинъ лембой со своими врагами.
Приходитъ этотъ лембой къ попу и проситъ одной вещи; а какой, выговорить не можетъ; обѣщаетъ только шапку золота. Попъ былъ не простой: догадался, чего у него просятъ. Взялъ съ божницы крестъ и отправился съ лембоемъ къ озеру. Пришли на самую середину и стали спускаться въ водяное царство.

Тутъ лембой указалъ попу на крестъ и велѣлъ его выпустить изъ рукъ. Лишь только тотъ выпустилъ, вдругъ поднялся рыкъ, шумъ и визгъ; загорѣлось все водяное царство и сгорѣло до тла. Разбѣжались всѣ тамошнiе жители. Лембой велѣлъ опять взять крестъ попу, вывелъ на берегъ, далъ ему шапку золота и сказалъ: «ну спасибо попъ; тутошнiи совсѣмъ было выжили меня изъ своего жилища, ‒ они высѣлились изъ сосѣдняго озера; нунь ‒ сжегъ ты все ихъ водяное царство, а я вновь его построю и буду въ немъ царствовать. Спасибо тебѣ! если тебѣ что понадобится, приходи сюда, вызови меня ‒ я буду тебѣ вѣчнымъ слугой. Прощай.» Затѣмъ лембой скрылся.

Въ 20-ти верстахъ отъ Петрозаводска на югозападъ находится два озера ‒ Машезеро и Лососинское. Изъ нихъ вытекаютъ двѣ рѣчки, кои на половинѣ своего теченiя соединяются въ одну общую рѣчку, называемую Лососинкою. Водою этой рѣчки дѣйствуетъ Александровскiй пушечный заводъ.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #12 : 08 Апреля 2019, 10:51:07 »
Въ 1800 году было наводненiе отъ сильныхъ проливныхъ дождей, продолжавшихся отъ половины iюля до половины августа. Вода прорвала плотину, разрушила рудяные сараи и даже унесла въ Онего нѣсколько домовъ, стоявшихъ на сѣверномъ берегу, у самаго ея устья. Съ изумленiемъ и страхомъ толпы народа смотрѣли на это явленiе. Въ ихъ глазахъ это событiе было ни чѣмъ другимъ, какъ свадьбой въ водяномъ царствѣ другодольныхъ.

«Машезерскiй водяникъ сосваталъ, скажутъ, за своего сына дочку у водяника Лососинскаго, а въ Машезерѣ жить нельзя, тѣсно, да при томъ надо переѣзжать водой, а переѣзжать-то нельзя. Лососинскiе, положимъ, до соединенiя рѣчекъ доѣдутъ легко, а тамъ вѣдь въ Машезеро надо идти противъ воды, а другодольные противъ воды плыть не могутъ. Вотъ и уговорились выѣхать съ обѣихъ озеръ; у соединенiя рѣчекъ соединить и молодыхъ, а оттуда и плыть вмѣстѣ въ Онего. По этому уговору-то они и ѣдутъ теперь большимъ свадебнымъ поѣздомъ въ Онего, гдѣ имъ жить будетъ просторно, и съ собой везутъ приданое, а сверхъ того заводскiе сараи, руду и проч., а сами ѣдутъ, скрытно смѣшали все свое добро съ пескомъ и глиною, такъ что мы ничего не можемъ видѣть, кромѣ сѣрой массы, стрѣмящейся съ шумомъ. Шумъ этотъ ихъ музыка: онѣ веселятся, а мы-то грѣшимъ, горюемъ. Вотъ, не говоря о казенномъ имуществѣ, общественныхъ мѣстахъ и заводахъ, сколько разорили частныхъ домишекъ со всѣмъ имѣнiемъ, оставили бѣдныхъ въ однѣхъ платьяхъ, а тамъ все увлекли въ Онего, да еще веселятся. О, Господи, прости насъ грѣшныхъ!»

Есть наконецъ лембои, владѣтели кладовъ. Въ деревнѣ Скуровской, Острѣчинскаго погоста, на правомъ берегу рѣки, подъ двумя елями есть, говорятъ, богатый кладъ; имъ владѣетъ лембой, великой старичище. Достать его, говорятъ, нетрудно. Надо только три Ивана, которые бы были въ одинъ день рождены, крещены и имянинники. Они должны предъ Ивановымъ днемъ придти на то мѣсто, гдѣ кладъ, угостить лембоя свинцовыми орѣхами и три раза сказать: отдай наше царское имѣнiе.Любопытно еще знать, что русскiй крестьянинъ и лембоевъ заводитъ въ своихъ разсказахъ туда, куда самъ любитъ заходить ‒ это именно во царевъ кабакъ; разница между ними здѣсь та, что тогда крестьянинъ выпиваетъ рюмку, лембой успѣваетъ выпивать цѣлое ведро.

Таковы особенно Каргопольскiе разсказы про лембоевъ Семенковскаго, обитавшаго въ Семенковскомъ лѣсу, и Звонковскаго ‒ на Лѣшовой горушкѣ. Оба они часто любили заходить въ кабакъ ‒ Разгуляй и пить тамъ до зѣла зелена вина. «Узнавать ихъ здѣсь, говорятъ, есть вѣрныя примѣты: тогда какъ у крещенныхъ всегда правая пола на лѣвой, у лембоевъ на оборотъ, всегда лѣвая на правой.» Можно себѣ вообразить, какъ часто цѣловальники, по этой примѣтѣ видятъ у себя лембоевъ.

А. Ивановъ.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #13 : 10 Апреля 2019, 14:43:35 »
Ф…ов К. Присловья, приметы, обычаи, заговоры и верования простого народа в Вытегорском уезде. (Воспоминания из поездки на родину) // Олонецкие губернские ведомости. 1892. № 38. С. 399 – 400.

ЭТНОГРАФИЧЕСКІЕ МАТЕРІАЛЫ

Суевѣрія и заговоры.

Извѣстно, что нашъ простой, деревенскій людъ особенно преданъ суевѣрнымъ обычаямъ, унаслѣдованнымъ отъ предковъ и имѣющимъ начало въ глубокой древности. Да и не мудрено: людъ этотъ еще съ самыхъ дѣтскихъ лѣтъ, какъ говорится, еще съ пеленокъ, постоянно слышитъ объ этихъ обычаяхъ: то отъ бабушки, то отъ дѣдушки, отъ отца, матери, — онъ, такъ сказать, вскормленъ этими разсказами. Потому-то онъ такъ и любитъ ихъ, что ни за что не хочетъ разстаться съ своими обычаями и даже грѣхомъ считаетъ разсказать что либо любопытствующему.

Просвѣтительное дѣйствіе народной школы, разумѣется, оказало не мало вліянія, если не на уничтоженіе этихъ вѣрованій въ молодомъ поколѣніи, то, по крайней мѣрѣ, поселило сомнѣніе въ нихъ; конечно, такое дѣйствіе замѣтно тамъ, гдѣ школа существуетъ издавна. Въ упоминаемой же мѣстности до послѣдняго времени (Пол. о церк.- прих. шк. 1884 г.) школа почти не существовала, (впрочемъ и самый приходъ-то открытъ въ недавнее время — годовъ 20 — 25), слѣдовательно, и вліянія на искорененіе этихъ обычаевъ она не успѣла оказать. Понятно поэтому, что у здѣшняго жителя вѣра въ суевѣрные обычаи сохранилась въ полной силѣ.

Съ другой стороны, кажется, деревенскаго жителя заставляетъ нужда прибѣгать къ тому или другому суевѣрному обычаю. Возьмемъ, для примѣра, болѣзни простаго народа. Заболѣлъ человѣкъ, нужно помочь ему немедленно; къ кому обратиться? Къ доктору или фельдшеру, при всемъ, можетъ быть, желаніи заболѣвшаго, обратиться нѣтъ возможности, такъ какъ по близости нѣтъ ни доктора, ни фелъдшера, ни лекарства. Мѣстныя условія нашего Олонецкаго края таковы, что до мѣстопребыванія фельдшера, напр. нужно прогуляться верстъ 20 — 30, а то и всѣ 50; затѣмъ застанешь ли его дома, а то придется ждать его дня 2 — 3; наконецъ, имѣетъ ли онъ возможность, при 2 — 3 тысячномъ населеніи его участка и дальнихъ рязъѣздахъ, идти или ѣхать къ тебѣ на домъ сряду, когда у него, быть можетъ, есть больные, болѣе нуждающіеся въ его помощи и ждущіе его давно. Поневолѣ приходится тогда мужичку обратиться или къ

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #14 : 10 Апреля 2019, 14:45:11 »
своему какому либо средству, или, скорѣе всего, — къ знахарю. Слѣдуетъ ли осуждать и винить мужичка за это? Думаю, — нѣть. Правъ онъ въ такомъ случаѣ, во-первыхъ, потому, что дѣлаетъ это по простотѣ своей и легковѣрію; во вторыхъ, его заставляетъ нужда обращаться къ знахарю и пробовать все, что онъ предлагаетъ и въ третьихъ – вѣра въ искусство знахаря, — вѣра, которая часто находитъ себѣ основаніе: помогаетъ больному.

Да не правъ ли въ такомъ случаѣ и такой доморощенный докторъ-знахарь, если онъ безъ обмана помогаетъ страждущему и притомъ средствомъ, давно имъ испытаннымъ. Конечно, такихъ, можно сказать, добросовѣстныхъ знахарей найдется не много, — большая же часть только носятъ названіе знахарей-лекарей, заботясь больше не о помощи, а о томъ, чтобы за свои услуги скорѣе получить напр. кадушечку масла, или холста на рубашку, или цѣлковикъ.
Перехожу теперь къ перечисленію извѣстныхъ мнѣ болѣзней простаго народа и способу леченія ихъ мѣстными докторами-знахарями.

Болѣзнь « Утюнъ».

Болѣзнь «утюнъ» — сильная боль въ спинѣ, происходящая по большей части отъ подъёма тяжести не по силамъ. Человѣкъ, при такой боли, не можетъ ни стоять прямо, ни ходить и находится въ сгорбленномъ состояніи. Леченье этой болѣзни, извѣстное подъ названіемъ «рубить утюнъ», производится слѣдующимъ образомъ. «Рубятъ» обыкновенно два брата — старшій и младшій, (въ крайнемъ случаѣ могутъ ихъ замѣнить и посторонніе, преимущественно родственники). Для этого больной ложится на порогъ избы, головою въ сѣни, на спину его кладутъ гуликъ (истрепанный — безъ листьевъ ‒ вѣникъ). Младшій братъ легонько ударяетъ тупымъ топоромъ по гулику, а старшій спрашиваетъ: «что рубишь?» — «Утюнъ рублю», отвѣчаетъ младшій. «Руби его отнынѣ и до вѣку, аминь», говоритъ старшій братъ. Такъ дѣлаютъ до трехъ разъ. Послѣ третьяго раза гуликъ бросаютъ на улицу на «испашку» (назадъ себя слѣва — на отмашъ).

Подобнаго же рода болѣзнь — колотье въ бокахъ ‒ извѣстна подъ названіемъ: «Усовы колетъ» (ревматическая, кажется, болѣзнь), лечатъ ее другимъ способомъ, чѣмъ вышеприведенный, мнѣ, впрочемъ, неизвѣстнымъ.

Родимецъ.

Подъ этой болѣзнью въ деревняхъ извѣстна дѣтская болѣзнь — параличъ или падучая болѣзнь, иначе называемая — «свой» (свой прошелъ) въ зрѣломъ возрастѣ*. Въ этомъ случаѣ всегда прибѣгаютъ за помощью къ опытной бабкѣ, которая спрыскиваетъ, или обливаетъ больного водой, предварительно пошептавъ что-то надъ ней. Кромѣ того, поятъ и спрыскиваютъ такой водой, которой мыли иконы; зачерпываютъ также «створами» (складни — мѣдные образа, состоящiе изъ двухъ половинъ) воду въ рѣкѣ противъ теченія и поятъ и моютъ больного.

* У лошадей называется «чересъ». Когда лошадь начнетъ «катать» (мѣстн. выраженiе), говорятъ, у ней «чересъ». Для этого призывается опытный человѣкъ-знахарь, который (лично мнѣ удалось видѣть) третъ по брюху лошадь вязовой (черемховой) дугой, приговаривая: «тру я дугой вязовой отъ ногтя (?) и отъ череса. Аминь.»
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".