Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 23 Ноября 2024, 17:09:09


Автор Тема: Матерiалы для Этнографiи  (Прочитано 1663 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #15 : 10 Апреля 2019, 14:46:59 »
Но всѣ эти спрыскиванья и нашептыванья не приносятъ никакой пользы (самый большій процентъ смертности дѣтей, какъ это видно изъ церковныхъ метрикъ, происходитъ отъ родимца). Какъ крайнее средство отъ родимца употребляютъ большой церковный покровецъ, именуемый «воздухомъ» (дается онъ, разумѣется, съ разрѣшения священника), которымъ покрываютъ лицо младенца на часъ — на два. «Лучше этого средствія нѣтъ отъ этой болѣсти», говорила мнѣ старушка.

«Крылья ломать».

Сильная боль въ плечахъ, происходящая, какъ говорятъ, отъ застоя крови, называется «крылья»,которыя лечатъ — «ломаютъ». Больной ложится на лавку на брюхо, и опытная старуха сначала ощупываетъ спину между плечами и если находитъ желваки, (густо застоявшаявся кровь), то начинаетъ ихъ ломать, т. е. сильно нажимаетъ это мѣсто руками, такъ что отъ каждаго нажима непремѣнно «рочконетъ» (хрупнетъ) въ спинѣ, и прижимаетъ до тѣхъ поръ, пока не прекратится подъ руками это «рочканье». Боль — «крылья» появляется періодически и въ каждый разъ прибѣгаютъ къ этому, единственному въ крестьянствѣ, средству ‒ (массажъ).

«Пупъ палъ.»

Боль въ животѣ и срединѣ спины, — «пупъ палъ», ‒ происходитъ, какъ и утюнъ, отъ поднятія непосильной тяжести. Узнать, что дѣйствительно «пупъ палъ» (т. е. пуповина сошла съ обыкновеннаго мѣста), можетъ только опытная женщина-правильщица и если только она найдетъ эту болѣзнь, то приступаетъ къ ея леченію. Страдающій этою болью ложится на лавку, животомъ внизъ, протягиваетъ руки вдоль тѣла, подъ пуповину же его подкладываютъ небольшой горшокъ. Правильщица натираетъ брюхо мыломъ и трётъ его руками до тѣхъ поръ, пока не ощупаетъ, гдѣ находится пуповина. Найдя его (пупъ), она захватываетъ, на сколько можетъ, обѣими руками кожу противъ пуповины и сильно стягиваетъ (въ это время больной чувствуетъ особенно сильную боль), и если въ это время хрупнетъ, то значитъ «пупъ поднятъ», т. е. поставленъ на своемъ мѣстѣ. Больной сряду же послѣ этого чувствуетъ облегченіе.

Чирей – (вередъ) лечатъ по большей части посредствомъ прикладыванія медовой лепешки. А то обращаются иногда и къ знахарю, чтобы онъ уничтожилъ вередъ сразу, — засушилъ бы его. Знахарь беретъ столовый ножъ, находитъ въ стѣнѣ, въ сосновомъ деревѣ, сукъ, обводитъ его рукой кругомъ три раза, а потомъ прижимаетъ крестообразно остріемъ ножа; послѣ каждаго раза тоже продѣлывается и съ вередомъ, при чемъ знахарь приговариваетъ въ это время слова, что-то въ родѣ такихъ: «чтобы чирей засохъ, какъ сукъ этого дерева».

Чесотку лечатъ — у дѣтей — пашутъ (метутъ) баню и соромъ (порошьемъ) обтираютъ тѣло больного ребенка; затѣмъ этотъ соръ сжигаютъ въ банѣ же; «съ этимъ порошьемъ, говорятъ, и чесотка сгоритъ». Взрослые чесоточные купаются въ рѣкѣ или озерѣ въ великій четвергъ; думаютъ, что въ водѣ чесотка смоется.

Чтобы остановить кровь отъ порѣза или ушиба, нужно у того, кто порѣзалъ какой-либо членъ, наскоблить съ пяты ножной грязи или поту и все это прикладывать къ ранѣ. Кровь, говорятъ, скоро остановится и рана скорѣе заживетъ.

Кровь пускаютъ у себя по большей части люди пожилые и много работавшіе, когда они почувствуютъ, по ихъ словамъ, большую «тяжесть» въ тѣлѣ. Кровопусканіемъ занимаются опытныя женщины, которыхъ иногда достаютъ верстъ за 20 — 30. Производится оно всегда въ жарко натопленной банѣ; орудіемъ кровопусканія служатъ простые рожки (отъ телушки) и ножички. Производится оно періодически ‒ чрезъ годъ и т. д. О вредѣ кровопусканія, особенно у людей пожилыхъ, и говорить нечего.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #16 : 10 Апреля 2019, 14:48:48 »
Отъ болѣзней тѣлесныхъ различаютъ болѣзни такъ называемыя сердечныя или душевныя. Болѣзни эти происходятъ или отъ воздѣйствія, главнымъ образомъ, злыхъ людей, напр. отъ нехорошаго завистливаго взгляда — «призору очесъ», или отъ себя самого, — отъ своей «думы» о худомъ.

ІІризоръ очесъ дѣйствуетъ большею частію на дѣтей. Заболѣлъ ребенокъ чѣмъ-либо, плачетъ, безпокоится, — говорятъ: «его опризорили", не справляясь о другихъ причинахъ его болѣзни. Немедленно обращаются за помощью къ бабкѣ-ворожеѣ. Эта, посмотрѣвъ на ребенка, начинаетъ вправду увѣрять, что боль пришла отъ глазу: «я, молъ, вѣрно ужъ знаю,— мнѣ не въ первой вылечивать съ глазу". Пойдутъ тутъ у родныхъ догадки: кто при этомъ былъ въ домѣ у заболѣвшаго и давно ли, не смотрѣлъ ли на ребенка, не хвалилъ ли его и т. под.

А тѣмъ временемъ бабка-ворожея дѣлаетъ свое дѣло, наливаетъ воду въ чашку, благословясь, смотритъ на нее и начинаетъ нашептывать:

«Стану я благословясь, пойду, перекрестясь, изъ дверей въ двери, изъ воротъ въ ворота, выйду въ чистое поле. Вь чистомъ полѣ стоятъ горы турецкія; по тымъ горамъ турецкіимъ ходитъ прекрасная дѣвица — Сама Пресвятая Богородица. Носитъ Она въ рукахъ золотую чашу, святую воду, ломаетъ съ бѣлой берёзыньки шелковой вѣничекъ, обмакиваетъ въ златую чашу, святую воду, спахиваеть, смахиваетъ съ раба Божія NN притчи-призоры, лихіе оговоры, аминь». Затѣмъ, бабка этой нашептанной водой спрыскиваетъ ребенка или и прямо «окатитъ» (обольетъ); послѣ того кладетъ его въ зыбку (колыбель) и начинаетъ сильно качать. Отъ воды-ли, неожиданно для ребенка вылитой на него, отъ сильнаго-ли качанья, — только ребенокъ, случается, становится спокойнѣе. Бабка, конечно, очень довольна, — помогла, значитъ! Спрыскиваютъ также ребенка изъ рта въ дверяхъ изъ той чашки, изъ которой пили гости. Дѣлаютъ еще и такъ: перетягиваютъ у ребенка правую ногу съ лѣвой рукой и, наоборотъ, лѣвую ногу съ правой рукой такъ, чтобы пальцы рукъ и ногъ соприкасались, и читаютъ въ это время: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Отъ «думы» случается что-нибудь непремѣнно со взрослымъ человѣкомъ, (ребенокъ не можетъ еще сознательно думать). Сходилъ человѣкъ въ чужую баню, услышалъ разговоръ или разсказъ про худую «болѣсть», увидѣлъ, наконецъ, и самъ наружную боль у кого либо, — и случилось вдругъ самому заболѣть, говорятъ: «подумалъ», или — , «боль пришла отъ думы». Многознайка же какая нибудь, посмотрѣвъ на больного,подтверждаетъ предположенія касательно причины болѣзни, и пойдутъ опять разнаго рода нашептыванья и поплевыванья...
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #17 : 10 Апреля 2019, 14:51:25 »
Заговоръ присушитъ къ себѣ человѣка.

«Стану я благословясь, пойду перекрестясь изъ дверей въ двери, изъ воротъ въ ворота, заячьей тропою, мышьей норою, за тридевять земель, въ тридесятое царство. Въ за-тридевяти земляхъ, въ тридесятомъ царствѣ тридесять колотовщиковъ, тридесять молотовщиковъ и тридесять дульщиковъ (дуло — стволъ ружья) жгутъ, колютъ тиръ (?) булатное желѣзо на жаровнѣ — огнѣ, на горячемъ угольѣ. «Ай же, вы, тридесять колотовщиковъ, тридесять молотовщиковъ и тридесять дульщиковъ! Не жгите, не калите тиръ-булатное желѣзо на жаровнѣ-огнѣ, на горячемъ угольѣ, а разожгите, раскалите у раба Божія (или рабы Божіей) NN хоти да плоти, чтобы онъ рабъ Божій (такой-то), или раба Божія (такая-то) — не могъ (не могла) безъ рабы Божіей (раба Божьяго) NN ни жити, ни быти, ни яствамъ (и) ни отъѣсться, ни питьямъ (и) отпиться, ни въ парной баенки отпариться, ни колдуномъ, ни колдуньей отколдоваться на вѣкъ свой безъ отрыжки».

Заговоръ этотъ нужно прочитать трижды и послѣ каждаго раза плюнуть на наговариваемый предметъ (что-нибудь съѣстное) черезъ лѣвое плечо, потомъ скормить той особѣ, которую хочетъ къ себѣ присушить, т. е. заставить поневолѣ полюбить.

Заговоръ — спустить «сухоту» по вѣтру.

«Стану я благословясь, пойду перекрестясь, изъ дверей въ двери, изъ воротъ въ ворота, выйду въ чистое поле. Въ чистомъ полѣ віютъ двѣнадцать вѣтровъ, тринадцатый вехорь (вихрь). Спрошу я у двѣнадцати вѣтровъ, у тринадцатаго вехоря: «куды віете, куды путь держите?» Отвѣчаютъ двѣнадцать вѣтровъ, тринадцатый вехорь: «идемъ мы въ малуруссійскую землю — рѣкъ и болотъ подсушать, тёмные лѣсы (а) погублять". Скажу я двѣнадцати вѣтрамъ, тринадцатому вехорю: «не ходите въ малуруссійскую землю рѣкъ и болотъ подсушать, тёмныхъ лѣсовъ погублять, а подьте, снесите рабу Божію (рабѣ Божіей) NN въ сердце — тоску, въ плоть — сухоту, въ суставы — юностъ: чтобъ онъ (она) сушился (ась) и крутился (ась), не могъ бы (ла) ни водой отмыться, ни мольбой отмолиться, ни крестомъ откреститься. Аминь».
Подобно предыдущему, заговоръ этотъ, какъ видно изъ содержанія, имѣетъ цѣлію тоже заставить любить противъ желанія. «Спустить сухоту», значитъ, сдѣлать такъ, чтобы избранный предметъ «сохъ» по тебѣ, сильно любилъ. По «вѣтру же спустить» — подмѣтить такой вѣтеръ, который дуетъ въ ту сторону, гдѣ живетъ интересующая тебя особа, и чтобы она была на открытомъ воздухѣ, и, ставъ лицомъ въ ту сторону (по вѣтру), говорить вышеприведенныя слова. Слова эти, снесенныя вѣтромъ, коль скоро попадутъ на того, кого приговариваютъ, то онъ волей — не волей непремѣнно долженъ залюбить.

Заговоръ отъ теченія крови при порѣзѣ.

«Стань рабъ Божій (такой-то) благословясь и т. д… въ чистое поле. Въ чистомъ полѣ бѣжитъ кровяная рѣка; въ той рѣкѣ купается Сама Пресвятая Богородица по поясъ. Она держитъ въ рукахъ ниточку шелковую, иголочку золоченую, шьётъ, зашиваетъ всѣ жилки и суставы у раба Божія NN».

Послѣ того, какъ сказанъ заговоръ, нужно погрызть остріе топора, косы, ножа, смотря потому, чѣмъ порѣзано, и плюнуть на кровь въ ранѣ. Такъ дѣлается трижды. Заговоръ этотъ не дѣйствуетъ на того, кто старше знатока заговора.
Вообще, заговоровъ на разные случаи какъ устныхъ, такъ и письменныхъ, существуетъ множество.
Обратившись къ одной старушкѣ, для провѣрки приведенныхъ заговоровъ, я поинтересовался узнать, на сколько сильна вѣра у нихъ въ дѣйствiя заговоровъ:

«Эти заговоры, роженый (ласкат. слово), не настоящи» (второстепенны), говоритъ она, «и хоть и вирятъ (вѣрятъ) имъ, да ужъ не такъ, какъ настоящимъ (главнымъ – имѣющимъ несомнѣнную силу); «этыхъ-то мало кому разболтаютъ» (разскажутъ). Не разсказываютъ же ихъ потому, будто бы, что тогда они (заговоры) не будутъ дѣйствовать – имѣть силы на заговариваемаго. Къ сожалѣнiю, этихъ – настоящихъ-то заговоровъ мнѣ не удалось узнать, – никто не «разболталъ» ихъ, не смотря на мое старанiе записать: кто отговаривался разсказывать ихъ грѣхомъ, кто незнанiемъ, а иные и прямо говорили, что это ‒ одно «бабье вранье – пустыя басни, дакъ пошто и говорить людямъ на смѣхъ!»
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #18 : 10 Апреля 2019, 14:53:41 »
Вѣрованія.

Вѣрованіе въ нечистую силу — духовъ, домовыхъ, лѣшихъ и водяныхъ въ упоминаемой мѣстности держится еще во всей силѣ. Домовые извѣстны подъ разными названіями: дворовыхъ, баенниковъ и овинниковъ.
Живуть они въ жилыхъ домахъ — это домовые, въ скотныхъ дворахъ — дворовые, въ баняхъ — баенники, въ овинахъ (ригахъ) — овинники.
Домовые бываютъ двухъ родовъ: добрые и злые. Если домовой, напр. не полюбитъ того мѣста, гдѣ построенъ новый домъ, то мужикъ, какъ ни старайся работать, никогда не будетъ богатъ, а — всегда бѣденъ: «не по нраву попало, видно, мѣсто хозяину дома — домовому». Мало того, онъ непосредственно вредитъ и людямъ: душитъ по ночамъ (приливъ крови), наваливается на верхъ, гонитъ долой съ постели и проч. Или, напр., если скотъ не любимъ дворовымъ, то какъ его ни корми, никакъ не откормишь: всё онъ бываетъ тощій и худой. Напротивъ, лошадь, любимая дворовымъ, всегда бываетъ выхолена (хотя бы и при худомъ кормѣ) съ заплетенной на гривѣ косой и, какъ ни работай на ней, никогда съ тѣла не спадетъ; нелюбимая же всегда худа тѣломъ, съ перепутанной кое-какъ гривой, данный ей кормъ спрятанъ подъ ясли и т. д. Также дворовые относятся и къ прочему скоту: то любятъ, напримѣръ, черныхъ коровъ, а не бѣлыхъ, овецъ такой шерсти, а не другой, – «не по двору, говорятъ, шерсть у коровы, лошади или овцы».

О баенникахъ говорятъ, что они, какъ и люди, тоже парятся и особенно любятъ такъ называемый «седьмой жаръ» (седьмая очередь идти въ баню), такъ что людямъ никогда не слѣдуетъ ходить въ баню въ эту очередь или этотъ жаръ. Вотъ что разсказалъ мнѣ одинъ крестьянинъ деревни С. про баенника, который парился въ банѣ въ седьмой жаръ. «Промѣшкалъ на работѣ какъ-то я разъ и не попалъ «въ байну» съ другими вмѣстѣ, а сходить набъ (нужно) передъ праздникомъ. Бабы мнѣ и говорятъ: ужъ теперь — въ сёмый (седьмой) жаръ, — куда ты пойдешь? Не послушалъ — пошелъ. Подошедши къ банѣ, слышу кто-то парится тамъ, — спрашиваю: кто, крещеный, въ байны? Отвѣту нѣтъ, а слышно, — впередъ парится. Я зашелъ въ байну, — никого нѣтъ людей, а вижу, — сидитъ черная кошка на полку. Я-было гнать ее сталъ, но никакъ не могъ выгнать: ушла подъ полокъ и тамъ осталась. Такъ и вышелъ, не попарившись». Баенникъ-то и парился, по словамъ мужичка, а ему показался кошкой.

Лѣшій ‒ лѣсовикъ живетъ постоянно въ лѣсу. По увѣренію многихъ, будто бы, видѣвшихъ его, онъ роста огромнаго, лохматый и имѣетъ видъ человѣка. Часто онъ по ночамъ кричитъ, поетъ, хохочетъ, хлопаетъ въ ладоши, словомъ — пугаетъ людей. Если человѣкъ въ лѣсу заблудился, не можетъ попасть на дорогу, то увѣряютъ, что онъ ступилъ на тёплый, свѣжій слѣдъ лѣшаго. Чтобы выйти на дорогу, непремѣнно нужно раздѣть съ себя все платье и, раздѣваясь, кидать его въ сторону на испашку и перетряхивать въ тоже время. А затѣмъ, можно сразу же и одѣвать, только уже брать благословясь всякое платно (отдѣльно каждая вещь — понитокъ, сарафанъ и т. д.) и правой рукой. Тутъ, какъ будто, сразу у тебя, говорятъ, глаза откроются: и мѣста покажутся знакомыя и дорога тутъ подъ бокомъ — въ сторонѣ, тогда какъ раньше совсѣмъ другое казалось! Существуетъ также повѣрье, что если родители проклянутъ дѣтей, хотя и не съ намѣреніемъ, особенно маленькихъ, то лѣшій
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #19 : 10 Апреля 2019, 14:54:07 »
непремѣнно, долго-ли, коротко-ли, а возьметъ ихъ къ себѣ. Къ несчастію, случится, напр., ребенку и даже взрослому заблудиться въ лѣсу — вотъ и говорятъ «лѣшій взялъ». Въ нашей мѣстности такіе случаи бываютъ и очень часто. Лѣсъ и довольно большой очень близко оть «жила» — деревень. Въ лѣтнее время, напр., дѣти, оставшись одни дома няньками меньшихъ своихъ братишекъ и сестрёнокъ, часто уходятъ въ ближайшій лѣсъ за ягодами, рѣпой, горохомъ и проч., или на озеро купаться. Случается, что одинъ отдѣлился отъ артели, ушелъ подальше и беретъ себѣ ягодки, не думая о своихъ спутникахъ (а въ деревняхъ еще естъ обыкновеніе, что если одинъ попалъ на ягоды, то старается скрыть ихъ отъ другихъ – беретъ одинъ и на зовъ товарищей не откликается). Спутники же, между тѣмъ, понемногу потянулись домой и не замѣтили, что съ ними нѣтъ ихъ товарища, а если и замѣтили, то «поукались» (аукались) и, не слыша отвѣта, рѣшили — придетъ, молъ, и одинъ... А тотъ, между тѣмъ, одинъ не знаетъ, какъ выйти, кричитъ, — голоса не слышно, время уже подошло къ вечеру, вотъ и остался въ лѣсу. Смотришь — у родителей поиски, а «сусѣдки» и рады случаю посудить да порядить: «проклёнутъ», говорятъ, «лѣшій взялъ, много и «лѣшихалась» (посылала къ черту-лѣшему). Бываетъ часто и такъ, что родители сами пошлютъ дѣвочку или мальчика лѣтъ 7 — 12 въ лѣсъ за коровами, телятами или овцами, если они вовремя (къ вечеру) не пришли домой; ребенокъ ищетъ долго, найти не можетъ; между тѣмъ стемнѣло, смотришь и заблудился. И всему виной опять лѣшій.
Водяной живетъ въ рѣкахъ, озерахъ и т. подобныхъ водныхъ пространствахъ; несчастные случаи на водѣ приписываютъ дѣйствію водяного. Если человѣкъ потонетъ по своей-ли неосторожности, отъ бури-ли, говорятъ: «это дѣло водяного» и, будто-бы, утопшiй дѣлается добычею его. Любимымъ мѣстопребыванiемъ водяного служатъ мельницы и запруды у нихъ. Есть повѣрье, что если хозяинъ, построившiй мельницу, не «ублаготворитъ» чѣмъ-нибудь водяного, то ни за что не поставитъ плотины при мельницѣ: какъ ни крѣпи ее, вода все куда то будетъ уходитъ мимо русла, или сорветъ плотину. У рыбаковъ есть обычай, при ловлѣ рыбы, бросать въ озеро табаку, чтобы лучше ловилась рыба, «водяной, говорятъ, крѣпко любитъ табачекъ!»
Въ нѣкоторыхъ озерахъ существуютъ спецiально однѣ водянихи-дѣвки. Такъ, жители означенной мѣстности утверждаютъ, что въ озерѣ Ежезерѣ (при погостѣ) обитаетъ водяной, а въ Речезерѣ (въ 1⅟₂ верстахъ отъ Ежезера) — водяниха (чертовка). Вѣрованіе въ существованіе водянихи-дѣвки въ послѣднемъ основано на слѣдующей, не лишенной интереса, легендѣ — о захватѣ у чертовки коровъ. Легенда эта сообщена мнѣ однимъ крестьяниномъ деревни Пашковой, лежащей при этомъ озерѣ, П. А. П., который слышалъ ее отъ своего отца. Передаю ее, приблизительно, словами разказчика, не придерживаясь строго мѣстнаго акцента.
«Давнымъ давно, назадъ тому лѣтъ полтораста, а можетъ и больше», началъ свой разсказъ мужичекъ, «на самомъ берегу озера Речезера (Пашковскаго, по
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #20 : 10 Апреля 2019, 14:55:02 »
мѣстному названію) жилъ старичекъ, по имени Сава Паздеря. Крестьянствомъ ли онъ занимался, охотой ли, или другимъ какимъ промысломъ, Богь его вѣдаетъ, но только у него была собака и притомъ очень смекательна. Житье его было привольное, никто ему не мѣшалъ, такъ какъ, должно быть, жителей тогда было очень мало (да и теперь-то кой-гдѣ разбросаны маленькія деревушки). Разъ старику что-то не заспалось. Онъ всталъ, сѣлъ къ окну, взглянулъ на озеро и видитъ, что не далеко отъ берега, на камню сидитъ дѣвка и расчесываетъ длинныя косы. Старикъ Сава сразу смекнулъ, что это водяниха- чертовка, а на лужайкѣ, на бережку пасутся три сытыя чертовкины коровы: она тутъ пасла ихъ. Вздумалось старику увести коровъ отъ чертовки (дѣло было ночью, до пѣнiя пѣтуховъ). Когда коровы подошли поближе къ избушкѣ, а чортовка повернулась спиной къ берегу, старикъ, схвативъ съ божницы образъ Егорья Чудотворца, подбѣжалъ къ коровамъ со стороны озера на «перелучъ» (т.е. чтобы пересѣчь дорогу коровамъ, когда онѣ побѣжали бы въ озеро) и успѣлъ-таки оббѣжать ихъ*. Чертовка скоренько нырнула въ воду, и коровы побѣжали было вслѣдъ, но имъ уйти не удалось, такъ какъ они оказались въ благословлённомъ кругу. Коровъ старикъ загналъ въ дворишко, заперъ ворота благословясь, икону положилъ на прежнее мѣсто (божницу) и самъ легъ на печь, позабывъ въ суетахъ перекрестить и запереть благословясь дверь въ избу. Ночью слышитъ, кто-то добивается во дворъ; догадался, что чертовка пришла за коровами; но зайти туда не могла, такъ какъ ворота на дворъ были заперты благословясь и перекрещены. Тогда чертовка пошла въ избу и начала шарить по избѣ, искать старика (въ избу-то она зашла потому, что дверь была заперта не благословясь). Наконецъ, она нашла его на печи и потащила вонъ оттуда; старикъ упирается, нейдетъ, а она тащитъ. Они стали барахтаться въ избѣ. Старикъ схватилъ чертовку за косы, обвилъ ихъ кругъ рукъ и, что есть мочи (силы), уперся въ дверные косяки, чтобы чертовка не могла вытащить его изь избы; та,

* Т. е. сдѣлать кругъ.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Матерiалы для Этнографiи.
« Ответ #21 : 10 Апреля 2019, 14:55:35 »
между тѣмъ, тянула его вонъ, чтобы за уводъ коровъ стащить самого въ озеро. Долго они такъ барахтались. Старикъ ослабъ и началъ ужъ сдаваться (гдѣ же старику справляться съ чертовкой?). Тогда онъ сталъ кликать на помощь свою любимую собаку, которая, на грѣхъ, куда-то на этотъ разъ убѣжала. Собака услышала голосъ хозяина, прибѣжала и давай рвать чертовку за поджилки. Тѣмъ временемъ и пѣтухъ запѣлъ первый разъ. Чертовка вырвалась кой-какъ отъ старика и побѣжала въ озеро, а собака все вслѣдъ бѣжитъ да рветъ ее. Косы же чертовкины остались въ рукахъ у старика, который повѣсилъ ихъ на большую елку, на память грядущимъ родамъ. Старику же за это (т. е., что вырвалъ косы у чертовки и тѣмъ сдѣлалъ ее безвредною для людей), будто бы, начальство назначило «пензіонъ» (пенсію) до смерти».
Вотъ въ краткихъ словахъ легенда, достовѣрность которой подтверждена многими крестьянами. Коровы эти, говорятъ, остались у старика и отъ нихъ пошла хорошая порода красивыхъ молочныхъ коровъ. Говорятъ также, что послѣ этого происшествія не было случая, чтобы кто-нибудь потонулъ въ этомъ озерѣ; приписываютъ это безсилію чертовки безъ косъ. «Вотъ, какъ отроститъ косы, дакъ и начне упять шалить», т. е. топить людей, говорилъ разсказчикъ. Мѣсто, гдѣ жилъ Сава Паздеря, извѣстно и по сіе время, подъ именемъ «Паздерина-наволока», т. е. пожни, луга. Странное названіе этой пожни и послужило автору причиной узнать описанную легенду. Слѣды бывшаго когда- то здѣсь жилья видны и теперь. Этотъ же крестьянинъ показывалъ мнѣ недалеко отъ бывшей избушки остатки упавшей и сгнившей елки, на которой, будто бы, были повѣшены чертовкины косы.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".