Нѣкоторымъ вѣдьмамъ сами же подсудимыя приписывали необыкновенную силу. Мало того: было убѣжденіѳ, что у нѣкоторыхъ вѣдьмъ на тѣлѣ есть признаки ихъ принадлежности къ таковымъ. Такъ, неопровержимое доказательство виновности одной подсудимой, Люціи Войцюлихи судъ усмотрѣлъ въ томъ, что на тѣлѣ ея оказались „дьявольскія пятна, руки отъ плечъ и ноги отъ колѣнъ были синія, налитыя кровью, измученныя". Она признана была несомнѣнной вѣдьмой, совсѣмъ „опанованной" дьяволомъ, между тѣмъ какъ на самомъ дѣлѣ эти пятна остались на ней послѣ пытки.
О сношеніяхъ съ дьяволомъ встрѣчается указаніѳ только въ одномъ процессѣ Маріанны Косцюковой. На пыткѣ она дала противъ себя такія интересныя и характерныя показанія, что мы приведемъ ихъ почти цѣликомъ.
1) Она показала, что собравшись на рынкѣ въ Тыкшлевичахъ, полетѣла она вмѣстѣ съ Шимоновой, Савковой, Гончаровой и Сугавдзіовой, которая ихъ помазала чѣмъ-то подъ пахами, приведя
съ собой еще какую-то женщину изъ сосѣдней деревни. Всѣ онѣ прилетѣли на Шатрію, гдѣ увидѣли много народу. Старшей между всѣми была Сугавдзіова.
2) Созналась, что видѣла на Шатріи пана (дьявола) въ нѣмецкой одеждѣ, въ шляпѣ, прогуливающагося съ палочкой. Тамъ танцовали, причемъ на скрипкѣ игралъ рогатый; самъ панъ и его дѣти тоже рогаты. Панъ танцовалъ прежде съ Савковой, потомъ съ Гончаровой, Косюшковной и другими. Веселились не долго, потому что боялись, чтобы пѣніе пѣтуховъ не застало ихъ. Прилетѣвъ въ мѣстечко, онѣ разошлись. Летѣли выше лѣсовъ самыхъ высокихъ.
3) На Шатріи ни одного зданія нѣтъ.
4) Видѣла, что панъ пришелъ съ палкой въ шляпѣ и, кивнувши на нее головой, ушелъ назадъ.
5) Созналась, что отреклась отъ Бога.
6) Что ее самое мучилъ злой духъ, но Павлюнова начала окуривать ее „зельемъ" освященнымъ и водой, и онъ пересталъ безпокоить.
7) Что крестилась дьявольской рукой и ногой, которыя онъ ей подавалъ, когда нужно было.
Конечно, такія показанія могли очень естественно сорваться съ языка подъ пыткой у человѣка, отчаявшагося уже въ спасенія, или у человѣка съ разстроенными умственными способностями. Но для насъ, съ этнографической точки зрѣнія, эти демонологическія представленія, носящія въ себѣ
несоинѣнно продуктъ общественнаго мнѣнія, весьма интересны. Дѣло Косцюковой только одно изъ всѣхъ намъ извѣстныхъ богато такими подробностями. Въ другихъ процессахъ мы вовсе не встрѣчаемъ указаній на сношеніе съ дьяволомъ.
Мы нашли только два заговора, съ содержаніемъ которыхъ познакомимъ читателей впослѣдствіи, въ которыхъ упоминается имя дьявола.
Гораздо важнѣе для общества были результаты колдовства, его цѣли и средства. Эти послѣднія стороны были виднѣе для массы, ближе стояли къ ней, такъ какъ всѣ необъяснимый явленія она старалась
свалить на дѣйствія колдовства, на проявлеиія невѣдомой, но страшной, таинственной, злой силы.
По отвошенію къ людямъ чародѣйство могло имѣть прежде всего значеніе для ихъ здоровья. Такъ, могилевскій мѣщанинъ Харько обвинялъ служанку свою, что она „похвалку чинила" въ томъ, что повредить его здоровью и что его хозяйство будетъ „псоваться" (т.е. приходить въ упадокъ ). Одна об-
виняемая призналась, что по просьбѣ своей внучки она очаровала на болѣзнь одну женщину, но не на смерть ". Цѣлое дѣло было возбуждено по подозрѣнію въ томъ, что попадья Громыкина вмѣстѣ съ другими хотѣла чарами повредить здоровью маршала литовскаго Сапѣги. Одна обвиняемая въ чародѣйствѣ утверждала, что умѣетъ „малыя дѣти покурить, а тескницу (тоску) отходить, предлагая свои услуги вы-
лѣчить маршала отъ „тескницы". Далѣе, посредствомъ чародѣйства можно было „дѣткамъ малымъ умовлять уразы (заговаривать повреждѳнія) и иншые дефекты дѣтей малыхъ".
Вообще, заговаривать, „умовлять" можно было и другія болѣзни людей: матицы, уразы, руптуры (переломы), въ костяхъ болѣнья и иншихъ припадковъ подобныхъ". Такимъ образомъ мы видимъ, что чародѣйство не только приносило людямъ болѣзни, но и наоборотъ: посредствомъ чаръ можно
было продлить жизнь, что обѣщала маршалу Сапѣгѣ одна подсудимая, привлеченная по этому дѣлу, говоря, что она можетъ вылѣчить также отъ „тескницы", что она вылѣчила отъ нея Офанасовичеву, у которой болѣзнь эта выражалась тѣмъ, что та смотрѣла въ стѣну и ковыряла по стѣнамъ, говоря, что тамъ показалось что-то недоброе.
Чарами можно было прекратить безсонницу. Чары были весьма сильнымъ орудіемъ для причиненія болѣзней людямъ. Если вообще чарами можно было вредить здоровью людей, каковое указаніе мы встрѣчаемъ неоднократно, то въ частности встрѣчаются указанія на то, что отъ чаръ человѣкъ лишался
разсудка, терялъ зрѣніе и т. п.
Чародѣйство могло не только вредить здоровью, но и причиняло смерть. Такъ, нѣкая Двилова обвинялась въ томъ, что она отравила жену истца чарами и сына его погубила чародѣйствомъ. Другой случай разсказывается такъ: чародѣй Кузьма подалъ въ руки женѣ жалобщика кусокъ мяса, отчего она изсохла и умерла. Наконецъ, чародѣй могъ заговорить ребенка до рожденія, такъ что онъ рождался мертвымъ, и т. п.
Вліянію чаръ были подвластны и отношенія людей между собою. Такъ, можно было очаровать, чтобы господинъ былъ благосклоненъ къ своому подчиненному, чтобы передалъ ему управленіе всѣмъ имуществомъ. Извѣстно очарованіе въ томъ смыслѣ, чтобы очарованный по смерти своей жены
женился на сестръ обвиняемой. Практиковалось также привораживаніе парней къ дѣвушкамъ.
Кромѣ силы надъ людьми, чародѣйство имѣло вредное или полезное вліяніе на хозяйство, распространяя свою силу даже на внѣшнюю природу. Такъ объ одной чародѣйкѣ сказано, что она „умѣетъ чаровать людей, хлѣбъ, скотъ и что захочет. Другая учила заклинать, чтобы пропадалъ скотъ и люди и дождя не было. Тѣми же свойствами отличалась нѣкая Катерина Ринкевичовна, чаровавшая людей, лѣса, хлѣбъ и воду. Другая чародѣйка очаровала домъ жалобщика такъ, что скотъ его палъ, хлѣбъ погибъ и заболѣло дитя.
Послѣ доенья коровъ истца чародѣйкой, онѣ начали давать мало молока, болѣть и падать. Стоило только обладающему чарами пожелать, чтобы случился какой-либо уронъ въ хозийствѣ, и это могло сбыться.
Такъ, жена Убы сказала свидетелю Якову Янайтису: „твои коровы, которыя сынъ мой пасъ, всѣ погибнуть — послѣ чего двѣ коровы пали. Отъ пожеланія другой палъ весь скотъ въ домѣ. На Сугавдзіову свидетели
показали слѣдующее: свидѣтель не ссудилъ ей лошади въ дорогу; она сказала: „не долго ты будешь ѣздить на ней"; на третій день лошадь издохла. Отъ „похвалки" другой погибли свиньи свидѣтельницы.
Впрочемъ, чародѣйство могло приносить и пользу хозяйству. Такъ одна обвиняемая сознавалась, что знаетъ лѣкарства, которыя даются очарованному скоту. Другая чаровала коровъ „на молоко и телята", чтобы онѣ давали больше молока и ежегодно телились. Одна вѣдьма хвалилась: я доила одну только корову, а продала полтора ведра масла и еще себѣ оставила, сыръ продала и нищимъ давала, а у васъ нѣтъ молока.
Въ процессахъ сохранилось нѣскодько указаній на то, что дѣйствію чаръ подвержены были стихіи и
явленія природы. Чародѣй могъ повелѣвать тучами. Такъ Андрей Гломуйтисъ далъ показаніе, что дочь Убы, СофІя, замѣтивъ, что небо покрылось тучами и собирался дождь, сняла съ себя сермягу, вывернула ее — и тучи тотчасъ разошлись. Петрова, чтобы остановить дождь, вѣшала на дворѣ котелокъ на рукояткѣ топора, который вбивала въ стѣну; отъ этого тучи расходились. Затѣмъ, находимъ указаніе на то, что чародѣямъ повиновался огонь. Такъ, слуга Сапѣги, въ дѣлѣ попадьи Громыкиной, показалъ, что три раскаленные угля, вылетѣвшіе изъ трубы, упали: одинъ на избу, съ которой перелетѣлъ на другую избу и воткнулся въ балку, а другой вблизи воротъ. Вслѣдствіе чаръ жены Убы сгорѣло въ селѣ три дома ; она же увѣряла одного крестьянина, что во время пожара огонь не коснется его хаты, потому что онъ человѣкъ добрый.
Указанныхъ цѣлей чародѣйство достигало только съ помощью какихъ-либо средствъ, имѣвшихъ таинственное значеніе, дѣйствій или словъ. Такъ, чаровать можно было: посредствомъ заговора, взгляда, какихъ-либо особыхъ таинственныхъ дѣйствій, предметовъ, напитковъ и наконец, „зелья", т. е. различныхъ травъ, „зельемъ, питьемъ, шептаньемъ", какъ выражались въ актахъ.
Хотя заговору и взгляду приписывалось особое таинственное значеніе, однако заговоръ чаще соединялся съ какимъ либо магическимъ дѣйствіемъ. Указанія на послѣдній способъ чарованія особенно многочисленны. Это, быть можетъ, происходитъ и отъ того, что свидѣтелиистцы скорѣѳ могли подмѣтить со стороны заподозрѣннаго лица какое-либо дѣйствіе, которое могло бы имъ показаться страннымъ, необъяснимымъ и опаснымъ, чѣмъ услышать заговоръ, подмѣтить особенный взглядъ и т. п.
Чтобы повредить здоровью людей, жена Убы употребляла, напр., такія дѣйствія. Она цѣлую недѣлю засушивала въ дыму новорожденная незаконнаго ребенка, затѣмъ погребла; спустя нѣкотороѳ время она его выкопала, и разсыпала эти кости въ огородѣ сосѣда своего Рудзя, послѣ чего вся семья сосѣда „не имѣли здоровья" и даже скотъ ежегодно пропадалъ. Сухіе дубовые листья втыкались въ углы дома и строеній, чтобы и въ домѣ все сохло. Чародѣйка Гирніова вымыла въ ведрѣ ноги, всдѣдствіе чего издохли четыре лошади, пившія изъ того же ведра. Пряденіе шерсти съ произнесеніемъ заговора служило для
очарованія скота и всего дома. Для очарованія хлѣбовъ употреблялось слѣдующее средство: изъ гарнца въ гарнецъ переливалась вода съ зельемъ, названіе котораго неизвѣстно, и потомъ этой водой окроплялись поля. Наконецъ, съ цѣлью повредить хлѣбу на полѣ, часто практиковалось завиваніе „завитокъ".
Всѣ указанный таинственный дѣйствія клонились ко вреду человѣка. Для принесенія пользы людямъ посрёдствомъ колдовства также были соотвѣтственныя дѣйствія. Такъ, не разъ упомянутый уже чародѣй Карпъ предложилъ такое средство противъ тоски: въ первомъ мѣсяцѣ нужно набрать въ новый гарнецъ, немного больше половины его, рѣчной воды, черпая ее внизъ по теченію, и стараться ни одной капли не
пролить изъ этой воды; притомъ за водой нужно итти, ни съ кѣмъ не разговаривая по дорогѣ, такъ же нужно и возвращаться съ водой; въ этой водѣ нужно спарить зелье (dziewiedzdsiornik bialy/деветерник), залѣпивъ горшокъ тѣстомъ, и этимъ снадобьемъ нужно умываться въ концѣ мѣсяца (na zeisciy miesiaca) три раза въ недѣлю: въ среду утромъ, въ четвергъ вечеромъ и въ субботу предъ восходоvъ солнца. Въ слѣдующомъ мѣсяцѣ все это продѣлывается съ другою травою — центуріею (сеnturia); а затѣмъ
съ зельемъ, назывaемымъ „оdtesknik", которое растетъ во ржи и на межахъ, сѣроватаго цвѣта (farby flowey). Тотъ же Карпъ предложилъ для лѣченія различныхъ болѣзней еще нѣкоторые рецепты.