Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 07 Октября 2022, 05:27:19


Автор Тема: Хель – богиня смерти у скандинавов  (Прочитано 216 раз)

Федор Колоб

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: 8
  • Федор Колоб
Скандинавская мифология знакомит нас с загадочными божествами, многие из которых являются глубокими и сложными личностями. Именно к таким и стоит причислить богиню Хель, у которой нет аналогов в римских или греческих мифах. В германо-скандинавских преданиях Хель показана одной из самых могущественных и грозных богинь.

Она – властительница последнего из девяти миров, а именно – царства смерти. Впечатления об этом мире у древних скандинавских народов значительно отличались от современного мировоззрения. Какой же была богиня смерти? И неужели богиня была способна отобрать жизнь человека?

ХЕЛЬ — ВЛАСТИТЕЛЬНИЦА СМЕРТИ

Согласно преданиям скандинавов, в союзе бога коварства Локи и его жены-великанши родилось несколько детей. Старшую дочь назвали Хель, а её предназначение дало знать о себе с детства. Однажды девочка превратилась в разлагающийся труп, после чего вернула себе нормальный облик. Это был знак о том, чем в будущем будет повелевать Хель.

Повзрослевшая богиня научилась менять свой внешний облик по собственному желанию. Порой её описывают как красивую юную девушку, а иногда Хель появляется в обличье дряхлой старухи или мертвеца. Чаще всего тело Хель словно разделено на две части. Одна принадлежит миру живых, она молода и привлекательна, вторая напоминает разлагающееся тело, скелет с останками плоти.

Иногда Хель выглядит вполне обычно, однако одна её часть белого цвета, другая – чёрного. На мой взгляд, такое сочетание напоминает о том, что богиня постоянно находится между двумя мирами, что неразрывно связаны друг с другом – жизнью и смертью.
Хель – гуманная богиня смерти у скандинавов, изображение №1

ХЕЛЬХЕЙМ – МИР ХЕЛЬ

Верными помощниками Хель являются её жуткие братья. Как гласит легенда, у великанши Ангрбоды родились также волк Фенрир и змей Ёрмунганд. Вместе с сестрой они следят за порядком в мире мёртвых. Но Хель далеко не сразу стала владычицей потустороннего царства.

Скандинавы верили, что девятый из миров существует столько, сколько проживёт его правитель. До появления Хель мир мёртвых назывался Йормунгундом, а вот после её прихода стал зваться Хельхейм. Вместе с правлением Хель несколько поменялись прежние законы.
Хель – гуманная богиня смерти у скандинавов, изображение №2

Она украсила травой курганы и могилы мёртвых. В своём царстве Хель поддерживает темноту и холод, ведь свет и тепло не нужны мертвецам. Несмотря на столь жуткие обязанности, богиня обещает каждому пришедшему в её царство покой и тишину, избавление от тревог и мучений.

Если в христианской традиции представления о потустороннем мире разделяются на рай и ад, то скандинавская мифология по-своему показывает нам подземное царство. Во владениях Хель нет огня, кипящих котлов и криков грешников.

Исследователи считают, что представления о жарком, огненном аду появились в странах Ближнего Востока, где люди нередко гибли от зноя и засухи. В Скандинавии всё обстояло совершенно иначе. Здесь гибелью для человека могли стать морозы, холода. Именно поэтому во владениях богини царят лишь холод и мрак.

ХАРАКТЕР БОГИНИ

У Хель есть своя философия. Богиня призывает смотреть реалистично на мир и осознавать, что смерть является неизбежным этапом жизни. Нет, она не убивает людей, не появляется перед их домами в облике убийцы. Напротив, Хель весьма спокойна и даже по-своему гуманна, однако не позволяет забывать о неизбежности смерти.

Этой богине не нравятся страдания, однако она не терпит тех, кто строит иллюзии. В некоторых преданиях скандинавов Хель помогает героям, становясь их верной спутницей. Главное, что необходимо богине – полное повиновение и доверие. Человек должен осознавать, что смерть раньше или позже настигнет его, а потому не стоит пытаться скрыться от Хель.
Хель – гуманная богиня смерти у скандинавов, изображение №3

Нередко богиня открывает людям, что обрести истину можно лишь заплатив определённую цену за неё. Нередко это связано с потерями, после которых человек осознаёт истинное положение вещей.

В случае с верованиями о Хель смерть не является чем-то ужасным и жутким. Напротив, Хель позволяет человеку освободиться от всего лишнего. Как кожа постепенно исчезает с костей скелета, так и ненужные волнения и тревоги со временем отступают, а после жизни оставляют душу. У богини есть особый дар – благодаря ей человек видит себя таким, каким является на самом деле – без лжи и прикрас.
Хель – гуманная богиня смерти у скандинавов, изображение №4

ХЕЛЬ — “МАТЬ” ЗАГРОБНОГО МИРА

В своём царстве Хель является главной правительницей. Даже верховный бог Один не имеет права вмешиваться в ход событий, что происходят в мире мёртвых. Вход в Хельхейм охраняется братьями богини, и никто не сможет сделать и шагу в её царстве без позволения самой Хель. Однако о душах умерших богиня непременно позаботится. Она дарит им свободу и покой, что так необходимы после суетной жизни.

Меня удивило открытие учёных, что выяснили, от какой богини мог произойти образ Хель. Оказывается, прототипом для богини смерти была покровительница домашнего очага и материнства Хольда. Она, как и Хель, могла приносить на землю холод. А попасть в царство Хольды можно было лишь через колодец, что вёл в подземный мир.
Хель – гуманная богиня смерти у скандинавов, изображение №5

Согласитесь, общих черт немало. Кроме того, такое происхождение Хель указывает на некие материнские черты, что сохранились в ней – заботливый нрав, спокойствие, мирное отношение ко всему живому.

Упоминания о Хель встречаются в старинных скандинавских источниках. В текстах «Старшей» и «Младшей Эдды» рассказывается, что именно эта богиня является властительницей подземного мира. Хозяйка царства мёртвых воспевается в нескольких гимнах, где она предстаёт персонажем вечного цикла жизни и смерти, без чего существование на земле было бы невозможным.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugoe/203/khelb-boginya-smerti-u-skandinavov/5899/

Федор Колоб

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: 8
  • Федор Колоб
Re: Хель – богиня смерти у скандинавов
« Ответ #1 : 17 Сентября 2022, 08:19:14 »
И ещё одна статья для ознакомления.

Эта богиня была известна всем германские народам, включая готов: готское слово для "ведьмы" было haljoruna – руна Хеллы ( название упомянуто в “О происхождении и деяниях гетов” Иордана, в русском переводе Е.Ч.Скржинской, колдуньи названы галиуруннами, в оригинале haliurunnae).

Она, была богиней Подземного мира с самых древнейших времён, так как ее имя дано этому царству во всех германских языках. Само имя происходит от корня, означающего "скрывать”: она – та, что прячет. Симек (Simek) сравнивает описание пути в Хель как "вниз и на север" с погребальными курганами европейской мегалитической культуры, которые "всегда имеют вход с югу и погребальную камеру на севере...также ориентация север-юг является преобладающей в размещении судов Бронзового века, Вендельской эпохи и корабельных погребений эпохи викингов".

Он усиливает идентификацию Хель с этим семейством каирнов (прим.каирн, англ.cairn – груда камней, отмечающая место погребения либо служащая межевым или памятным знаком), отмечая, что существует древнее ирландское слово, родственное её имени - cuile, "подвал, погреб", которое является обоснованным производным от скрытой под курганной насыпью скальной камеры.

Хелла - довольно неоднозначная фигура в Северном пантеоне: как правительница Подземного мира, она имеет статус Богини и королевы; как дочь Локи, сестра Волка Фенрира и Змея Мидгарда она появляется в качестве фигуры демонической. Представление о Хелле как правительнице подземного мира, вероятная, очень архаично; представление, согласно которому она – часть монструозного семейства Локи - восходит по меньшей мере к 9 веку, появляясь в скальдической поэме “Перечень Инглингов” (Ynglingatal), где сказано: ”Не сообщаю тайны, Гна Глитнира (Богиня лошади, Глитнир (Glitnir, Блистающий) указан как хейти лошади, имя же одной богини часто замещает имя другой в кеннингах) владеет телом Дюггви к своей радости, идис коня Волка и Нарви выбрала короля, и дочь Локи владеет правителем людей Ингви как своей игрушкой.” (прим. “Перечень Инглингов” поэма норвежского скальда второй половины 9 в. Тьодольва из Хвитнира, посвященная предкам конунга Ренгвальда Достославного.

В тексте приведён перевод с английского подстрочника, в оригинале вместо “идис коня” стоит jódís, диса коня. Надо добавить так же, что Глитнир (Glitnir) в первую очередь чертог Форсети в Асгарде, в качестве имени коня среди основных источников он не зафиксирован). Хотя высказываются предположения, что Хелла как личность принадлежит поздним и, возможно даже, постязыческим временам. (Симек, “Словарь”, стр.138), её появление в этой поэме ясно указывает, что она была уверенно признаваема как самостоятельная личность в эпоху викингов. Можно особо отметить, что в “Перечне Инглингов” намекается, что умерший мужчина получит персональное расположение Хеллы, тема, которая также появляется в версии истории Бальдра согласно Саксону Грамматику, где Бальдр узнает во сне об объятиях “Персефоны” (Хеллы). Гримм (Grimm) приводя много топонимов континентальной Германии, базирующихся на имени Хеллы, а так же говоря о её появлении как “Матери Холле (Hölle)” в немецком фольклоре, придерживается мнения, что она вполне может предшествовать многим другим божествам, и, возможно даже, что название и идея её царства перешли от самой богини. Фактически, более древние версии германской Богини Смерти являются менее “адскими” (прим. игра слов, “ад/преисподняя” по английски hell) и более богоподобными.

Богиню Хель иногда представляют олицетворением Смерти, вместе с Волком и Змеёй как олицетворениями Боли и Греха соответственно. Эти последние - милая средневековая (или даже викторианская) сентиментальность. Несомненно, Смерть, являясь неотъемлемой частью цикла жизни, не эквивалентна греху (в христианском значении этого слова, в оригинальном значении, как отметил Герт Мак-Квин (Gert McQueen) “sin” (англ. “грех”) означает всего лишь "being" ( англ. “существование/бытие”). Это - часть потребности некоторых воспринимать всем троих детей Локи ужасающими чудовищами какого-либо вида. Но Хель постоянно выделяется на фоне двух других в перечне. Вместо того, чтобы быть связанной или заключенной в темницу, Хель получает в управление собственное царство. В истории Бальдра она предстаёт равной асам, отказывая им в требованиях иначе, чем на своих собственных условиях. Она, весьма вероятно, воплощает более древнее представление о Богине Смерти, которое было вставлено в позднейший мифологический цикл в подходящем месте, как происходило со многими другими божествами. Смерть слишком древнее и изначальное понятие, что бы быть настолько поздней пришелицей в пантеоне.

Как богиня смерти, Хель не только получает умерших, иногда она сама приходит, чтобы потребовать их. Это упомянуто в цитате из “Перечня Инглингов” (см. выше). Во время эпидемии Черной Смерти, которая опустошила Норвегию и другие области Скандинавии даже в большей степени, чем остальную Западную Европу, Хель, как говорят, странствовала по сельской местности с метлой и граблями. Рассказывают, что в деревнях, где некоторые выживали, она пользовалась граблями; если же целая община гибла, значит она использовала свою метлу.

"(прим. первая зафиксированная эпидемии Черной Смерти в Скандинавии началась вслед за общеевропейским мором 1347-1351гг., когда летом 1349 г. чума была завезена из Англии в Берген. Однако Адам Бременский упоминал о жертвах Тору при эпидении или голоде в Уппсальскм храме ("Деяния архиепископов Гаммбургской церкви", ок.1075)
Тем не менее, обычно она - просто хранительница душ умерших, приглашающая их в свой дом, который виделся как своего рода жильё для мертвых, и держащая их неумолимой хваткой, никогда возвращающая никого из тех, кого получила. Это представление о Богине Смерти как о безжалостной и непоколебимой, никогда не отдающей того, что она взяла, явно видна в отказе Хель позволить Бальдру уйти. О великанше Тёкк (Þökk, Благодарность) в истории Бальдра, которая отказывается оплакать его, часто высказывают предположение, что это был Локи, следящий, чтобы Бальдр наверняка остался мертвым по своим собственным злодейским причинам.

Но можно было бы сделана предположение, что она - сама Смерть, единственная, кто не должен чувствовать нужды плакать ради Бальдра. “Пусть хранит его Хель" – замечает Тёкк. Хермод не понимает скрытый смысл слов Хель, когда она говорит, что всё в мире должно заплакать ради Бальдра, чтобы доказать, что о нём скорбят повсеместно. Что она, возможно, подразумевает - то, что весь мир может желать вернуть Бальдра, но сама смерть останется непреклонной.

Древняя Богиня Смерти часто изображалась имеющей разверстую пасть и волчью природу пожирателя (что напоминает о брате Хель Фенрире, чьи раскрытые челюсти распахнуты от Земли до Неба). Северная Хель виделась женщиной весьма сурового вида и двуцветной – иногда одна половина черная или синяя (прим. исландское слово blár означает и чёрный, и синий, и иссиня-чёрный), вторая белая, иногда половина трупной плоти, половина живой, по чему, как замечает Снорри в своей Эдде, “её легко признать” (ещё бы!). Иногда предполагают, что её верхняя половина белая/живая и нижняя половина – чёрная/гниющая, но есть все основания подозревать, что это относится скорее к неврозам современного общества, чем к убеждениям наших предков. Нил Картер (Karter Neal), которая много работала с этой богиней, говорит, что всегда видит две половины Хеллы как правую и левую.

Интересно вспомнить здесь отрывок Ибн-Фадлана с описанием погребального обряда русов, где труп хоронится временно в замёрзшей земле, в то время как осуществляется подготовка к похоронам. Когда же тело выкопали, плоть от холода стала черной. (прим. речь идёт об отрывке из сочинения Ахмеда Ибн-Фадлана, чьи путевые заметки в составе посольства багдатского халифа в Волжскую Булгарию в 922г. обычно именуются “Записки о путешествии на Волгу”. Полный текст книги утерян и сохранился в качестве выдержек в других рукописях. Народ русов, чью торговую колонию в Булгарии видел Ибн-Фадлан считают как скандинавами, так и славянами, в зависимости от пристрастий авторов.) Северяне, несомненно, были осведомлены о феномене livor mortis, когда через несколько часов кожа тех частей тела, что обращены книзу, приобретает пурпурно-синеватый цвет. Мертвые описывались как helblár (Хельски синие/чёрные) или nábleikr, náfölr (оба слова означают трупно-бледный/мертвенно-бледный).


Этот двухцветный аспект может символизировать две стороны смерти - отталкивающую и мирную. Возможно, стоит отметить, что становятся helblár, как правило, те мертвецы, которые бродят как драуги (draugar, немёртвые тела/призраки) после своей смерти – зловещие мертвецы, другими словами.
“Оставив научных спекуляции ради более мистических, я (Алиса Карлсдоттир, (Alice Karlsdóttir)) совершала серию медитаций, посвященных Хель, в течении нескольких лет, пытаясь выяснить, какого рода божеством она является, и редко видела её двуцветной. Она является либо полностью ужасной (что, кажется, весьма развлекает её, как грандиозная шутка надо всеми), или полностью прекрасной, с очень бледной кожей, волосами, глазами, и одеянием, и всегда в короне.

Смерть кажется страшной и уродливой живым, ибо мы видим в ней конец всему, что мы знаем и любим, часто сопровождаемый болью и страхом. Но если смерть - часть жизни и естественного цикла вещей, и если душа продолжает существовать затем в другой жизни, разве не явится Смерть прекрасной тому, кто умирает, приветствует освобождение от боли и дверь в новую жизнь? Когда смерть действительно принята и понята, она теряет своё ужасающее лицо. Возможно, именно это означает двуликость Хель. Есть столь же много упоминаний о красоте её царства, как и его уродстве. Всё сводится к тому, будем ли мы готовы принять смерть или нет. Но, в независимости от нашего желания, нам придётся встретиться с ней лицом к лицу рано или поздно.”

Основное животное Хель - лошадь; скандинавы верили в helhest (Хельсую/Адскую Лошадь, в русском переводе обычно – Кладбищенская Кобыла), о чём сказано в разделе "Душа, Смерть и Возрождение". Её также видели в форме трехногого белого козла; другое народное представление гласило, что Хель владеет огромным быком, который бродит с места на место во время эпидемий и чье дыхание становится причиной гибели людей.
Цвета Хеллы - черный или глубокий иссиня-черный и белый. Руны, ассоциируемые с ней в наши дни - Hagalaz, Berkano, и Isa.


Добавлено: 17 Сентября 2022, 08:21:36
Вместилище бездонной Тьмы – её обитель.
Она – великая хозяйка царства мёртвых.
Всех грешных душ Хельхейма грозный покровитель:
Тщеславных, жадных, лживых, мстительных и гордых.
Её владения туман густой скрывает.
Там вечный хлад и воздух полнится зловоньем.
Нагие древа кверху ветви простирают,
А вместо пенья птиц лишь карканье воронье.
Туда попавшим раз, уж нет пути обратно.
Ведь воды Гьёлль-реки никто не одолеет,
И Гарма – пса, который в мир тот страж-привратник,
Сразить в бою неравном точно не сумеет.
Богиня Хель ждёт с упоеньем того часа,
Когда завоет Гарм и орды мерзких тварей
Пойдут войной кровопролитною на Асов,
И жуткой смертью всех их Рагнарёк одарит.
Тогда она сполна отмстит за все обиды,
Уняв свой лютый гнев к создателям Вселенной,
Что содрогнутся пред её ужасным видом –
Богини смерти, возродившейся из тлена

Маркус Блэйк

В германо-скандинавской мифологии повелительница мира мёртвых (Хельхейма). Разрушительная сторона женского начала, тайная четвёртая ипостась луны; мать в роли пожирательницы; полуживая-полумёртвая дочь Локи, наполовину чёрная, наполовину белая.

Имя «Хель» (Hel) происходит от древнегерманского слова halja, которое означает просто «покров» и не имеет ничего общего с ассоциациями, что вызывает у нас христианский образ ада (англ. hell), восходящий к древнееврейскому понятию «геенна». Из-за этого Хель иногда ошибочно представляют как «пекло», то есть огненный ад. Царством Хель правит богиня Хель (Хелла). В эддах оно описывается как мрачное, угрюмое место, но никаким мучениям его обитатели не подвергаются. Туда попадают все, кого смерть настигла не в сражении и не на море. Даже Бальдр, погибший по случайности от руки Хёда, отправился именно в Хель, куда за ним последовала и его жена Нанна.

Богиня Хель — это поздний скандинавский вариант благосклонной к людям германской богини Хольды, в фольклоре известной также под именем Госпожи Метелицы (Dame Holle). В её честь получила своё название Голландия. Значительная часть территории этой страны находится ниже уровня моря, и в наши дни Голландию называют Нидерландами, то есть «нижними землями», — что опять-таки возвращает нас к образу «подземного мира». Кроме того, Голландия — страна туманов, так что образы Хель и Нифльхель связаны с ней очень тесно. Имя «Холле» лингвистически связано с древнейшим из известных нам названий царства Хель — «Халья» (Halja). Эта богиня укрывает землю снежным покровом. В Голландии, когда идёт снег, говорят: «Госпожа Метелица перины выбивает».

В «Прорицании Вёльвы» о ней говорится как о хозяйке загробного мира. Однако о самой богине практически ничего не рассказывается, если не считать фигуральных выражений наподобие «уйти к Хель» в значении «умереть».

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хель от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Наиболее известное упоминание о Хель связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

Кроме того, Хель упоминается как одна из противниц асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.


Добавлено: 17 Сентября 2022, 08:24:51
Два обращения к Хель.


1 текст - для принесения жертвы, просьбы или просто благосклонности:

"Обрати свой взор на мой ритуал, о подземная великанша Хель, дочь Локи и Ангрбоды! Ты, что владеешь миром мёртвых Хельхеймом, ты, что несешь Смерть, неотвратимая, ты, повелевающая всеми пребывающими в Хельхейме как единовластная хозяйка его! Хель, ты, чей облик половиной своею гнил, а второю прекрасен , брось свой милостивый взор на (предмет) приносимый в жертву тебе (и прими его во славу твою / либо и выполни мою просьбу такую-то/ либо и даруй мне благословление в таком-то деле, практике / либо и даруй мне свое покровительство и защиту)"

2-й текст - защитный, на долгожительство. Можно читать для себя и для других.

"О, Хель, Хозяйка Хельхейма, ты, приходящая к тем, чей конец неизбежен, смертного часа срок назначаешь и в момент роковой умирающего неумолимо посещаешь, душу и тело ты, Хель, навек увлекаешь из мира живого, к себе забирая мертвых, кроме героев, павших в битве. Не способны смягчить тебя ни молитвы, ни просьбы. Но, непреклонная хозяйка Хельхейма, к тебе я взываю: помедли с приходом; моей (или имя, за кого молимся) жизни продли благое течение и к поре старости дай мне (или кому - имя) в полном здоровье и в ясном рассудке прийти".

Подбор дара для Великой Богини Хель крайне индивидуален. Он зависит от сложности просьбы.

- в 1 очередь, можно приносить серебряные украшения. Если решили пожертвовать украшения, надо смотреть чтобы, при наличии камней, камни подходили Хель, (главным камнем, связанным с миром мертвых, является черный хрусталь/дымчатый кварц/морион) а лучше без них. Золото Хель не подходит.

- кровь. Следует обратить внимание на то, что Хель Никогда! не приносится в жертву именно жизнь зверя (оно и полезно нам, потому что законы У.К. нарушать нельзя). Почему не приносится? Потому что Хель сама отвечает за Смерть - странно платить ей тем что она есть. А вот просто проливать, теоретически - можно. магазинную не надо.
- я приносила искусственные цветы похоронные, черные ленты
- еда - у меня принимается мясо, мучное.

Анализ информации о Хель из текста "Видение гюльви"
*
"Видение гюльви" - это первая часть Младшей Эдды, написанной Снорри Стурлусоном. Можем ли мы считать данный источник правдивым? Несмотря на то, что произведение написано в 1222-1225 и является по сути учебником скальдической поэзии, оно уже внесло очень большой вклад в развитие скандинавской мифологии, и во многих книгах о ней упоминается именно информация из Младшей Эдды (например, у Хелен Гербер). То есть данные Стурлусоном знания давно в ходу, практически используются и нарабатываются множеством людей. Поэтому смысла задаваться вопросом, является ли описание Хель у него соответствующим Ее изначальным функциям, не вижу, все это уже наработано и продолжает нарабатываться.
*
Теперь перейдем к рассмотрению "Видения гюльви".
Приведу отрезок из текста, в котором упоминается Хель:
"Были у Локи и еще дети. Ангрбодой звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын — Фенрир Волк, другой — Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь — Хель. Когда проведали боги, что вырастают эти трое детей в Стране Великанов, — а дознались боги у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед, и чаяли все великого зла от детей такой мерзкой матери и тем паче детей такого отца, — вот и послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И когда они пришли к нему, бросил он того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост. А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости. Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая Морось зовутся ее палаты, Голод — ее блюдо, Истощение — ее нож, Лежебока — слуга, Соня — служанка, Напасть — падающая на порог решетка, Одр Болезни — постель, Злая Кручина — полог ее. Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый."
*
Изначально Хель представляется нам Темной Богиней. Несмотря на то, что Смерть не относится ни к тьме, ни к свету, в качестве дочери Ангрбоды Хель ближе к разрушению и деструкции, чем к созиданию. Что касается низвержения Хель Одином в Нифльхейм, я довольно часто встречаю момент связи Хель не только с Хельхеймом, а еще с Нифльхеймом, исследую этот факт на данный момент. Конечно же, "низвержение" следует рассматривать всего лишь как разделение сфер влияния.
*
Из текста мы видим описание, какие именно люди попадают в Хельхейм, Хель отвечает за смерть - а в царство ее попадают не все, я склонна трактовать этот момент так - к Хель попадают те, на кого не смогли предъявить права их боги. Например, считается , что умершие в бою попадают к Одину, я трактую этот момент так, что они попадают к Одину не оттого, что умерли в бою, а оттого, что плотно работали с ним при жизни отправляются сотрудничать и после смерти, ведь все древние скандинавы были язычниками.
*
По тексту мы видим также информацию о Нижнем мире Хельхейме (Хель - часто он называется и так), а также о свойствах энергетики Нижнего мира : писать подробно не буду, кто сможет сам проанализирует и будет использовать в практике.
*
Что касается мифа о Бальдре, не столь важно само его содержание, сколь конец: Смерть неизбежна, ее никому не предотвратить. Также в "видении Гюльви" мы можем увидеть информацию о роли Хель в конце света - у скандинавов это Рагнарек, согласно тексту, именно из Хельхейма выплывет корабль Нагльфар, построенный из ногтей мертвецов, участвующий в разрушении мира, упоминание об участии в битве спутников Хель.