Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 30 Июля 2021, 20:32:14


Автор Тема: Гагаузы  (Прочитано 126 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 986
  • Репутация: 595
  • Antares Antares
Гагаузы
« : 16 Августа 2020, 17:42:17 »
Из собрания Мошкова, 1901год

Uuramaa–  «встретиться на пути», «набрести».  Xеловек, идя по улице, мог наступить на что-то (заговоренную вещь или воду), и вмиг заболеть: у него резко расслаблялись мышцы тела, и он падал без сил (не мог идти); у него перекашивалось лицо; его парализовало; он терял рассудок. Болезнь, приобретенную таким образом, рассматривали как результат черной магии – порчи, совершенной при помощи выброшенного на улицу предмета или вылитой воды. «той болезнью мог заболеть человек, который шел посреди улицы, именно там обычно устраивает застолье нечистая сила. Человек, наступивший на их трапезу, обязательно заболевал или даже мог умереть. При наведении  порчи  чаще всего использовали яйцо, «мертвую воду», в которой купали умершего, или какой-либо предмет (цветок и т. п.), взятый из гроба умершего. Воду заговаривали на определенного человека и выливали у порога его дома. Считалось, что такую порчу сложно нейтрализовать, так как вылитую воду ничем не собрать. 

От порчи.
«
Одна  кривая  бабка  пошла  в  один кривой лес. Надоила кривого  молока/ криво подоила овец,  приготовила  кривую брынзу. Вынесла на продажу. Видевшие такое – купили, не видевшие – удивлялись.
Заговор завершался проклятием, насылаемым на того, кто сглазил человека:
«Если это от мужчины - пусть его волосы осыплются/ пусть выпадут его волосы, если от женщины - пусть лопнет ее грудь/ пусть лопнут ее груди , если от леса - пусть у него осыплются листья/ пусть у леса опадут листья, если от камня - пусть камень лопнет.»

*****
Вариант.
«Если сглазила женщина - пусть лопнут ее груди, если сглазил мужчина - пусть у него там (указывая на пах) лопнет. Кривую дорогу выбрала, в кривой лес пошла, кривую козу подоила, кривое молоко сварила, криво пила, криво стояла и под конец выздоровела.»
*****
Проклятье - способов восстановления справедливости за причиненный ущерб. Если многие болезни воспринимались в народе как наказание от Бога, то сглаз - преднамеренное негативное воздействие кого-либо на человека.

****
Как лечат от сглазу:

Поджигают ветки тёрна, ножницами снимают угольки и бросают в воду с заговором:
«Беги глаз, из промежутка между глаз, а не то догонит тебя Сагук-ана (мать). Монах-болгарин! возьми шулята на плечо и иди в деревню. Собаки лают. Шулята лопаются, из глаз слезы текут. Если сглазила женщина, то пусть лопнут ея груди и потечет молоко. Если сглазил мужчина, пусть лопнут его шулята и вытекут внутренности»
«Кач гёз гёз-арасындан, зерем етишеджек сени Сагук-анасы. Калугар- болгар ал ташакларны омузуна, да гезь кюю-ичиньдя. Кёпекляр салар, ташаклар патлар, да гёзлериндян яшлар акар. Херь кары гёзуньдяй-са, патласын мемелери, да аксын суду. Херь еркекь гёзуньдяй-са, патласын ташаклары да аксын барсаклары»
Существует тесная связь слов в заговоре («шулята лопаются, из глаз слезы текут») с магическими действиями, совершавшимися мужчинами с целью предохраниться от сглаза: «берут себя за ятра и, обтирая этими руками глаза, говорят: «когда сглазят мои ятра, пусть тогда сглазят и меня».
Воду эту дают пить больному с четырёх сторон сосуда, крест накрест. Той же водой помыть руки и голову, остатки вылить на собаку.

Заговор от ушной болезни – «от нежита»

«Выйди из ушей (или название др. органа) Василия, иди в каменную гору/скалу. Для тебя здесь нет места. Оставь этого (имя) в покое. Иди в леса, в поля (в пустынное место ) – где петухи не поют, где люди не живут, где собаки не лают. Выйди и иди. Оставь этого (имя) и иди. Аминь, Аминь. Аминь»
Формулы отсылки болезни содержат представления о местах обитания  этих  сущностей ( лесом, камнем, каменной горой (скалой), пустынным местом, мир «другой» / «иной», непригодный для существования человека, там даже цветы не растут. Там нет петуха, который в народных представлениях тесно связан со «своим» миром и обладает властью изгонять из него нечистую силу.

Соглашение человека,  желающего разбогатеть, с дьяволом:

«В пасхальную заутреню, когда священник выходит крестным ходом из церкви, черти кружатся обыкновенно около людей, остающихся  в храме, чтобы их соблазнить. Желающий войти в сношение с чертом, когда священник провозгласит в первый раз: «Христос воскресе», должен отвечать: «ха решкасы беним олсун» (а решка на монете пусть будет моей). Тогда черт бывает очень доволен и, несколько дней спустя, является к человеку и берет от него договор о пропаже души на известный срок (20, 30, 40 лет), подписанный кровью. В течение этого времени дьявол посещает своего клиента и носит денег, сколько потребуется. Но по окончании срока все именье такого человека исчезает неизвестно куда  и его родным не достается».
Произнесение в соглашении ключевой фразы «а решка на монете пусть будет моей» следует рассматривать как своего рода обряд, имеющий смысл отказа от христианской веры и вступление в отношения договора с чертом, в результате которого происходил переход под покровительство злого начала. Обряд превращения человека в колдуна совершается в самый большой христианский праздник – на Пасху– православная Пасха отмечается после первого весеннего полнолуния. Этот временной отрезок наделялся определенными сверхъестественными характеристиками и воспринимался как период, когда освобождаются силы потустороннего мира и устанавливается хаос.

Наслать порчу на человека, которой был богат.

Рассыпая черный перец у него во дворе, они произносили соотвествующий заговор, суть которого сводилась к следующему: «Когда этот перец соберется, тогда и твое имущество пусть соберется»

В заговоре от страха / испуга.

«Повстречалась  со  страхом. Очень  испугалась.  С  большими глазами, большими зубами, очень злой, с большими ушами – очень  испугалась. Божья Матерь,  спаси  меня!»
(Потом знахарка веником слегка ударяла по спине, (изгоняя болезнь из тела),  считая в обратную сторону от девяти до одного) « 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – ничего» (то есть ноль)!»
После болезнь отсылалась в каменную  гору (скалу)/ ‘пустынное место. «Пусть твоя болезнь уйдет в скалу!»
Затем в течение 3 дней нижнюю рубаху, в которой ребенок находился во время «лечения», мать должна была надевать на веник и оставлять на всю ночь в дымоходе. Утром рубаху снимали и надевали на больного.

*****
«Месяц молодой, твой рост (рог) золотой. Ты в море купался и нам показался. Своею святою водою обмываешь по рекам, по лугам, по лесам, обмываешь рабу (имя). Каренья, каменья, Перепух выливаю, Перепух бери с собой, Перепух вызываю. Месяц молодой, Перепух бери с собой, неси ее по морям, по лугам, по лесам, больше не верни и рабу (имя) не пугай.»

*****
Некоторые знахарки при чтении заговора-молитвы от испуга совершают магические действия над одеждой больного – «читают рубашку». При этом они используют нож или ножницы, которыми делают символический крест, слегка «покалывая» рубашку больного. Поскольку болезнь воспринималась как живое существо, чтобы его изгнать или уничтожить, произносили заговор и одновременно  совершали  символические  колюще-режущие  и  другие действия вокруг человеческого тела (резание, сжигание, душение и т. д.).


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/251/gagauzy/3313/

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 986
  • Репутация: 595
  • Antares Antares
Re: Гагаузы
« Ответ #1 : 16 Августа 2020, 17:44:01 »
Оберег (muská) -  обшитый тканью предмет треугольной формы, вложенными внутрь различными магическими предметами. Носят с целью излечения от болезни, а также оберега от злых сил.

В зависимости от рода болезни могли меняться и компоненты, входящие в оберег. Муска заворачивается в ткань синего , красного или черного цвета. Синий цвет - вселяет энергию, черпает силы из стихии воды и выводит из состояния страха и тревоги. Черный цвет выражает негативные эмоции и силы зла, цвет мщения. Красный несет энергию, силу; питает людей энергией, стимулирует кровообращение. Внутрь муски помещают семена растений, их сочетают с другими магическими предметами и материалами. Напр, небольшой кусочек подкладочной ткани от старой священнической рясы из церкви; базилик,  освященный; 9 семян тмина, «рыбную муску» (кость треугольной формы от речной рыбы), клочок бумаги, на котором была записана молитва «за здоровье» больного и  его имя. Внутрь клали также 9 семян – бессмертника, используя при этом обратный счет от 9 до 1, завершавшийся словами,  означающими число 0  (букв. «нет ничего»).

«Знахарь писал на бумаге молитву, складывал ее треугольником и отдавал больному, который должен был, придя домой, зашить ее в ткань синего цвета, повесить на шнурок и носить на шее. На листочке с молитвой было изображено много крестов: «В скольких местах там были кресты! Где необходимо было остановиться и вдохнуть воздуха при чтении, там делали крест». Письменная традиция изготовления оберегов связана с верой в то, что написанный текст обладает сверхъестественной силой.

Муску подвешивали к веревочке и носили на шее или прикрепляли к внутренней стороне рубахи на груди; детям – пришивали к шапочке изнутри. Если меняли рубашку или шапочку, то перекладывали и оберег. Строго следили за тем, чтобы не намочить оберег, соприкоснувшись с водой, он потеряет свою магическую силу.
Носили муску (не снимая) в течение длительного времени,  до самой смерти). Если больной переставал ее носить, то ему не было покоя, Если потерять муску, то человек вновь заболеет. Кроме того, необходимо было ежемесячно или несколько раз в году «обновлять» магическую силу оберега с целью сохранения его охранительных функций. Вначале знахарка «читала» человека, а затем муску. Необходимость «обновления» оберега заключалась в том, что за определенный промежуток времени в результате скопления в нем отрицательной энергии ослабевала его охранительная сила, и знахарка путем чтения молитвы-заговора и собственной энергии положительно «заряжала» муску.  Когда ткань муски ветшала, для нее делали новый «футляр».

По другим источникам, зафиксированы сведения о том, что муску необходимо носить 40 дней, а затем снять и хранить в укромном месте. При признаках слабости, «когда чувствуешь, что болезнь опять начинает одолевать, снова начинаешь ее носить».  В настоящее время продолжительность ношения оберега составляет 9 дней, в то время как раньше носили 40 дней. В зависимости от характера болезни оберег рекомендовалось носить более короткое или длительное время.

В муску клали предметы, отражающие конфессиональную принадлежность самого изготовителя и той среды, в которой он жил (молитву, клочок священнической ризы), а у мусульман – клочок бумаги с сунной из Корана и др.

Традиция ношения оберегов треугольной формы с написанными в них заклинаниями имеет древнее происхождение. Они широко применялись врачами римских легионов. Для борьбы с лихорадкой в треугольник  вписывали  слово  «абракадабра»  –  древнееврейский  символ могущества. Слово писали на листе пергамента и привязывали лист к шее больного на девять дней. Потом пергамент снимали и бросали его в реку или ручей, текущие на восток, чтобы вода уносила жар больного, отдавала этот жар солнцу и больной выздоравливал.

Средство от сглаза для лошадей: брали 9 штук семян травы чор оту и считали их три раза обратно, то есть 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, затем смешивали эти зерна с воском и прилепляли к лошади под гриву в невидном месте.
Девять – максимальная степень заболевания,  которая, под воздействием знахарки, уменьшается вплоть до полного исчезновения.

В гагаузской лечебной магии наряду с числом 3 широко используется 9. Например, заговор от испуга начинается с перечисления 9 наименований животных, наиболее распространенных в той местности: «Испугался петуха, испугался собаки, испугался кошки, домашних животных...». В заговоре от ушной болезни перечисляются 9 цветов «жжения» и 9 цветов глаз, которые  рассматриваются как причина заболевания:  «Коричневое жжение, черное жжение, зеленое жжение, синее жжение... Это («ужасное дело») пришло от голубоглазого, черноглазого...».«Эту душу сглазил синеглазый, зеленоглазый, черноглазый, сероглазый, розовоглазый, желтоглазый, оранжевоглазый...»
Число  9  фигурирует в заклинании при отсылке болезни. Заговаривающий, выступая в роли защитника, уносит ее «за 9 лугов и 9 гор»: «9 лугов и 9 гор прошла. Пусть (болезнь) уйдет вместе с нечистой силой!». При лечении «ячменя» в цветочный горшок закапывали 9 зерен ячменя (или 9 семечек подсолнечника) либо завязывали на ниточке 9 узелков.
Число 3, как правило, фигурирует в связи с троекратным повторением заговора или совершением магического действия.

Часто в текстах болезнь представляется как действие злого существа. Иногда упоминаются временные промежутки, во время которых могло быть оказано негативное воздействие:  «Эта враждебная (злая) сила пришла в полночь, в полдень, во время – без времени, и эту душу(имя) злая сила подчинила и ее “пометила” (сделала так, чтобы заболела)». Иногда с помощью эпитетов описывается образ болезни.

В народных представлениях сильный ветер связывался с нечистой силой и воспринимался как причина возникновения болезни (урама). Данное нервное заболевание связывалось с негативным  воздействием  определенного  пространства  на  человека: прошел через «плохое место» или там, где вылили мыльную воду.
Для обозначения нервной болезни неизвестного происхождения, рассматривавшейся как порча, использовался термин «урама».

От сглаза

«На тебя посмотрел проклятый (злоумышленник),С черными глазами, угольным лицом. Чтоб его взгляд «высох» (ослеп)! Пусть его глаз вытечет (ослепнет),  иссякнут его слова (онемеет?), Сглаз пусть испарится(потеряет силу)! /Дует/ (Назывет имя больного – имярек).От Тодура в лес, камень (в гору, скалу). Пусть уйдет /Дует/. Подобно мусору пусть выйдет,/Дует/. Пусть зацепится за метлу, пусть  пристанет  к  нитям  (соломинкам) на метле, пусть уйдет в леса (горы), камни (скалы) /дует/. Заговоры изгоняют, метла метет /дует/.  А Бог бережет.»

Заговор от болезни суставов.


«Ивана заболела. Пусть болезнь твоя уйдет в леса (горы?), В леса (горы?), в камни. Пусть выйдет из тела /дует/.  Из печени, из руки, из ноги, из глаза, из века, из ушей,  из глаза, из века, Сзади, из (?).  Из языка, из зуба,  Сзади, из ноги,  Сзади, из души. Из головы, из волос, изнутри, из ногтя,  из ногтя, снизу,  из лица, из глаза,  пусть идет в леса (горы), камни, на самое дно ада, в пустынное место, пусть уйдет, уйдет, «кысма» прекратится. Пусть провалится под каменную  землю»/дует/.