Во́рон, воро́на — в народных представлениях нечистые (дьявольские, проклятые) и зловещие птицы, связанные с миром мертвых. Как и другие птицы семейства вороновых (галка, грач), они объединены сходными представлениями и названиями. Ср. рус. вороньё, гайворонье, гай, галь, гальё, чернь — собирательные обозначения всех этих птиц, а также диалектные названия: болг. гавран, гарван, чеш., рус. гайворон "ворон", "грач", укр. говря "ворона"; в.слав, грак "грач", болг. грака "ворона"; в.слав, галка, галица "галка", болг. галица "галка", "ворон, ворона", макед. галица "ворона", гал. галун "ворон", болг. галун.
Молодые вороны, согласно польскому поверью, способны превращаться в галок (краков.). Хищность и кровожадность, отличающая прежде всего ворона, сближает его в народных представлениях и обрядах с другими хищниками: коршуном, ястребом (ср. калуж. ворон "ястреб"), волком. Наряду с некоторыми птицами, а также с волком, вороны могут включаться в разряд гадов. Хтоническая природа этих птиц проявляется в их связи с подземным миром — с мертвыми, душами грешников и преисподней (ср. восточнославянское поверье о галках, улетающих на зиму в ад), а также с подземными кладами. Как и кукушка, ворон — вещая птица. Он живет 100 (тарнобжег.) или 300 лет (волын.) и владеет тайнами: вещает смерть, нападение врагов, обладает магическим камнем, в былинах дает советы героям, в сказках указывает, где зарыт клад (серб.), в песнях приносит матери весть о гибели на войне сына (укр.) и т. п.
Птицы этого семейства, имеющие черную (вороную) окраску, противопоставляются белым птицам как зловещие и нечистые добрым и святым, в особенности голубю (в представлениях о птице-душе, в христианизированных легендах, как, напр., о всемирном потопе). На оппозиции белого (или цветастого) и черного (безобразного) оперения строится также комизм ряда сказок о вороне и некоторых фразеологических выражений (напр., белая ворона).
В связи с брачной тематикой обнаруживается противопоставление вороны воробью: в польских девичьих гаданиях прилет воробья сулит девушке молодого жениха, а вороны — безбрачие или брак с вдовцом.
Дьявольская, нечистая птица
Зап. украинцы считают, что ворон черный оттого, что он создан дьяволом. Дьявол причастен и к созданию ворон и галок (малопол.). В вороне видят нечистую силу (пин.). В облике черного ворона или вороны появляется черт (Вармия). Ворона часто идентифицировали с Сатаной, что объясняется специфической раскраской и свойством выклевывать глаза мертвецам. В образе ворона черт летает ночью по дворам и поджигает кровли (укр. галиц.). Черти в облике ворон в полдень преследуют человека (малопол.), слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выйти его душе из тела (витеб.). Шумное скопление ворон, воронов, галок и грачей или множество их, летящих после захода солнца, — это черти, пытающиеся забрать душу грешника, осужденного на вечные муки (кроснен., люблин.). Эти птицы сопровождают дьявола, черт может появляться в их облике, а бес защищает ворона от нападения людей (люблин.). В польской загадке ворона загадывается как черт: "Прилетел черт из лесу и похитил желтый цветок. — Ворона похитила цыпленка".
В вороне живет душа колдуна (ю.слав.), развратного ксендза (пол.); в виде черных воронов и ворон представляют души злых людей (бел.), в виде галок — неприкаянные души грешников (пол.). Ведьму можно определить по черному ворону, сидящему на ее доме (укр.). В белорусской шуточной песне о птичьей свадьбе воробей "пасадзіу на покуце крука, як ліхага беса". На Украине и на Балканах известна легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом (Ноем): выпущенный из ковчега, чтобы узнать, кончился ли потоп, ворон не вернулся назад. В наказание ему дано черное оперение (з.укр., босн.), он обречен есть падаль (босн.) и не пить воду три засушливых летних месяца (далматин.).
С представлением о воронах как нечистых птицах связан запрет употреблять их в пищу (в.слав.), то же относится и к галкам. Однако в польском Поморье известен обычай разговляться на Пасху засоленным мясом ворон, которых ловят в течение всего Великого поста. Вечером в Страстную субботу парни обходят село с криком: "Выгоняйте пост и кладите ворон в кастрюлю!"
Хищность ворона
Хищность, кровопролитие, разбой — характерные мотивы в представлениях о вороне и вороне. Чтобы вороны не похищали цыплят, подкладывают в гнездо наседке вороньи перья (пол. Понаровье), опрокидывают горшок, чтобы вороны не могли увидеть цыплят (вят.), вывешивают на дворе убитую сороку (брест.), в день Рождества называют ворон (и ястребов) голубями (витеб.), в первый раз цыплят выгоняют из хаты со словами: "Святий Кузьма-Демьян, / Паси моїх курменят, / Щоб ворюна не хватила / І нічого не ззіло" (житомир.).
Хищность объединяет в поверьях ворон с волком: кто поет в лесу и увидит ворона, наткнется на волка (рус.); карканье ворона, пролетающего над стадом, означает скорое нападение волка (витеб.). Согласно польской легенде, вороны и галки произошли из щепок, когда дьявол вытесывал волка из дерева (жешов.). Как и челюсть волка, челюсть ворона используют в летках ульев: пчелы пролетают через них, что должно предохранять рой от болезней (болг. Родопы). В различных вариантах сказочного сюжета братья превращаются или в ворона (ворон), или в волков. Ср. также различные варианты названий одних и тех же растений типа волчий глаз и вороний глаз. Как и других хищных птиц, убитого ворона или ворону вешают в хлеву или конюшне для отпугивания черта, ведьмы, домового, ласки, чтобы они не мучили по ночам коней или коров, не заезживали их, не плели гриву (укр., полес., пол.). Убитых ворон вешают также на полях для отгона воробьев (укр.).
В польской легенде богач обращен в ворона Богом в наказание за убийство брата (серадз.). У болгар шумное скопление ворон в селе обещает гибель его обитателям вследствие мора или нападения турок. Стан воронов и ворон считались когда-то предвестниками набега татар (пол.). Ворон всегда летит вслед за войском, предвкушая добычу (болг.). О кровожадности ворона свидетельствует его крик, псредаваемый возгласом: "Кроу, кроу!" или "Крыви, крыви!" (смолен.). Кровью ворона охотники смазывают дуло ружья, чтобы оно стреляло без промаха (рус.).
Польская поговорка гласит: "Ворон отроду вор". Зап. украинцы считают, что человек станет вором, если съест сердце или мясо ворона. Мотив кражи представлен в легендах. Ворон (ровен.) или ворона (смолен.) уличает перед Богом св. Петра в краже коней криком "Украу!", в отличие от кукушки, кричавшей "Купиу!" С кражей коней связывается в Минской губ. сон о вороне. Вороной, согласно украинской легенде, стала девка, кричавшая Христу "Крав!" (закарпат.). Своим карканьем "Украли! Украли!" или "Кряу! Крау!" ворона обличает вора или предсказывает кражу (брян., смолен., полес.). В ответ на ее карканье, чтобы отвести от себя возможное обвинение, следовало сказать: "Я не крау, я за сваи грошы купляу!" (гомел.). Ср. белорусские проклятия: "Няхай на таго в орань! кракаюць, хто кажа, што я украу!", "Няхай над тым варонне кракаець, хто украу!" О человеке, подозреваемом в воровстве, иногда говорят: "Над ним ворона каркает" (полес.). В польском анекдоте ворона кричит галке: "Ты крала отродясь!"
Связь ворона со смертью и миром мертвыхХтоническая символика ворона представлена а раннем арабском свидетельстве ал-Масуди (ум. 956), который описывает славянского идола в виде старца с посохом — старец извлекает посохом из могил останки умерших, под левой ногой его помещены изображения ворона и других черных птиц, под правой — муравьев. В севернорусских похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. Он предчувствует и предсказывает скорую смерть. Его крик "Крокро!" "Кровь!", "Гроб! Гроб! Гроб!" (болг.) является предвестием смерти. Ср. также болгарские диалектные названия ворона: гроб, гробник, гробар. Если ворон каркает над головой путника (укр. галиц., малопол., чеш.), с карканьем пролетает над домом (малопол., бел.), над двором, лесом, кладбищем (рус.); если два ворона пролетают над селом (кюстендил.) или ворон пролетает над домом (бел.), садится на крышу (малопол.), на трубу (ярослав.), бьет крыльями в окно (пол.); каркает на крыше дома (рус., пол.), перед домом (пол., болг., далматин.), на церкви (рус.), в селе (макед.) — значит, путник или кто-то в доме или в селе скоро умрет. Аналогично крик ворон (пол., укр.) и галок (пол., чеш.), а также крик грача на крыше дома (малопол.) служит приметой смерти; карканье вороны возле дома или над головой — к смерти или несчастью (пол., гуцул.), на дереве в сторону кладбища — к покойнику, а на крыше дома — к пожару (рязан.). Во сне черный ворон (Житомир.), каркающая ворона (грюднен.) тоже сулят смерть.
Ворон и ворона — вестники несчастийКрик ворона — к несчастью (мазовец.), к худым вестям (с.рус.). Карканье вороны (также галки), особенно возле дома или над головой человека, — к несчастью или смерти (в.слав., пол.). Чтобы отвратить несчастье, поляки сплевывают трижды ей вслед, "в очи", плюют на камень, которым бросают в нее, или крестятся, иногда со словами: "Тьфу, тьфу, лучше Господь Бог, чем ты"; "Вот чему тебя твоя мать научила, вот ей так и кричи"; "Ого, какое-то несчастье, а зачем так верещить?"; "Чтоб тебя разорвало (чтоб ты надорвалась от крика) насмерть!"; "Закаркай над своей головой!"; "Прочь, черт!" и т. п.
Вороны и галки, вьющиеся возле дома, предвещают голодный год (воеводин.). Карканье вороны, её перелет через дорогу — плохая примета в пути (пол.). Если стая ворон пролетит над войском, оно потерпит поражение (з.укр.). Для охотника или рыболова, отправляющегося на промысел, крик ворона означает неудачу (пол., укр.). Русские охотники избегают упоминать ворона, используя табуированные наименования: сибир. верховой, холмогор. курица. Закапывая ворона под порогом чьего-либо дома, наводят порчу на его обитателей (луж.).
Ворона фигурирует в украинском петровском обряде "гонити шуляка" — изгнания и похорон черной птицы (ястреба, ворона, вороны, филина), символизирующей смерть, а также в сходном кашубском обряде "казни коршуна" в Иванов день — отрубании головы вороне (называемой коршуном) и последующих ее похоронах.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/voron/2163/