Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 28 Апреля 2024, 15:44:52


Автор Тема: Мавка  (Прочитано 646 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2037
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Мавка
« : 29 Февраля 2020, 10:51:38 »


Мавка, нявка — персонаж украинской демонологии, по ряду признаков сближаемый с в.-слав, русалкой; с карпато-украинскими «лесными паннами» или горными женскими духами; входит в ряд мифических существ, происходящих из душ умерших детей. Термин мавка (как и варианты названий: навка, нявка, майка, мертвушка) восходит к др.-слав, навь "умерший" (см. Навь). Народная этимология связывает слово мавка с характерным возгласом, приписываемым этим персонажам: «Мавки — се нехрещені душі померлих дітей, що перед Зеленими святами блукают по польих та над водами та голосьит: Мав-мав!» (Хобзей. Міфологічна лексика).

Происхождение
Считалось, что мавками становятся мертворожденные дети, умершие некрещеные младенцы, либо те, что умерли на Русальной неделе. Реже встречаются поверья, что в мавок превращаются дети, проклятые родителями или похищенные нечистой силой.

В западных р-нах Украины рассказывали, что мавки появлялись в виде ночных птиц или птенцов, издающих жалобный писк; в период Зеленых святок их можно было видеть на полях, перекрестках дорог или в лесу в образе малых детей в белом; они преследовали людей и просили, чтобы те их окрестили. Если случайный прохожий слышал жалобы мавок, которые пели: «Мене мати народила, нехрещену положила», то должен был сказать: «Иван да Марья! Хрещаю тебе во имя Отца и Сына и Святого Духа!» С этого момента блуждающая душа могла попасть на «тот свет»; если же в течение семи лет никто из людей ее так и не «окрестит», то умерший младенец становился опасным духом (ср. одно из названий мавки — мавки-семилетки). См. Дети некрещеные.

Внешний вид
Мавки могли выглядеть как маленькие дети или как девушки необычно высокого роста с длинными распущенными волосами. Часто их представляли в виде очень красивых девушек в прозрачной белой одежде, однако отличительной чертой их внешнего облика было отсутствие телесного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть внутренности: «Нявки виглидают з переду, йик дівка, а з заду отверто тіло, и витко з неї калюхи» (Хобзей. Міфологічна лексика); «Нявки — се чудово гарні хлопці і дівчата, які лише тим різняться від людей, що тулів їх від сторони плечей цілком отворений так, що видно і утробу, і серце, і келюхи» . В некоторых гуцульских поверьях внешний вид мавки совмещает в себе признаки ребенка, женщины и демонического существа без спины: «Мавки — се такі бісиці, що з переду йик чельидина, а з заду видко їх утробу; ноги у них йик у дитини, а голова жіноча».

Локусы обитания
Украинцы Закарпатья верили, что мавки живут высоко в горах, на полонинах. В своих горных чертогах и пещерах они занимаются тем, что прядут украденную у людей пряжу, ткут полотно и шьют себе одежду. Когда же сходят снега, они бегают по полонинам и сажают на них травы, а летом собирают цветы, вьют венки и купаются в горных реках и озерах.

Связь с календарной обрядностью
Мавки проявляют свою вредоносную активность на Троицу. Особенно опасались их в четверг на троицкой неделе, который назывался Мавский (или Мавчын) великдень. В этот день люди не работали в поле, дети не решались купаться в реке, ходить в лес, «щоб мавки не залоскотали». В некоторых местах, наоборот, в четверг на Русальной неделе девушки идут «на жита» (в злаковое поле), где на межах оставляют специально выпеченный хлеб «для мавок, щоб жито родило». По гуцульским поверьям, на зиму мавки исчезают с земли, а появляются среди людей весной и летом, бегают группами, водят хороводы, любят музыку и танцы; кое-где их считали безвредными для людей. Там, где они играли и плясали, трава растет гуще и зеленеет; по другим повсрьям, наоборот, «на тім місці, де раз перетанцюють мавки, трави не буде повік».

Отрицательные коннотации
Однако чаще люди считали их опасными и вредоносными духами: мавки могли сбить путника с дороги и завести его в глушь; заманивали в глубину леса и щекотали до смерти; могли оторвать человеку голову или наслать на него болезни. В некоторых гуцульских селах верили, что мавки проникают по ночам в дом и сосут грудь спящих людей (и мужчин, и женщин)» и тогда те начинают болеть, чахнуть и, в конце концов, умирают. Защитой от мавок (как и от русалок) служит, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь. Считалось, что у мавок есть свой праздник — Розыгры (понедельник после троицкой недели), когда они собираются все вместе и веселятся на поляне среди трав и цветов.

В тех местах, где мавки сближаются с русалками и представляются в облике молодых красивых девушек (укр. Прикарпатье, Волынь), популярны суеверные рассказы о том, что мавки заманивают парней и вступают с ними в любовную связь, либо зачарованный мавкой парень сам выслеживает ее в лесу возле озера, крадет ее одежду и вынуждает выйти за него замуж; однако такой брак не бывает счастливым: мавка исчезает, а околдованный ею супруг погибает от тоски. В одной из гуцульских быличек «нявка» навещает овчара, пасущего стадо на полонине, живет с ним как жена, а по ночам высасывает из него кровь, в результате чего он гибнет.

Наряду с этим изредка фиксировались и положительные свойства мавок. По некоторым свидетельствам, мавки или майки помогают овчарам ухаживать за скотом на полонине, охраняют стадо от диких зверей; говорили даже, что там, где мавки вмешивались в жизнь человека, «завжди була добра доля».

Л. Н. Виноградова


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/mavka/2248/


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?