Дух-обогатитель общеславянский мифологический персонаж, который обитают в доме, находится в услужении у одного из членов семьи и приносит своему хозяину богатство, отобранное у других людей.
Духи-обогатители имеется только у людей, занимающихся колдовством; отношения между ним и человеком расцениваются как общение с чертом. Представления о духах-обогатителях наиболее развиты у зап. славян, на Карпатах и отчасти у словенцев, где такие существа считаются домашними духами (см. Духи домашние). У русских образ духа-обогатителя часто смешивается со змеем-любовником (см. Змей летающий), у зап. украинцев и лужичан — с инклюзом (см. Деньги), у поляков и карпатск. украинцев — с ходячим покойником.
Упоминания о духе-обогатителе встречаются у чехов в Космовой и Далимиловой хрониках, в произведениях Яна Гуса, а также у украинцев в сочинении Степана Теслевецьового "Казаня на Богоявленїе Господа Бога нашего Иисуса Христа" конца XVII — начала XVIII в. содержится известие о змеях, называемых хованці и имеющихся у злых людей, которые их держат для достатка (Франко).
Названия персонажей
Общего для всех славян названия духа-обогатителя не существует. Часто дух-обогатитель называется по своему внешнему виду: рус. змей, змееныш, бел. цмок, змей и др. Ряд наименований духа-обогатителя подчеркивают его связь с домом: з.укр. домовик, з.бел. цмок-домовик. Существуют названия по функциям или характерным проявлениям духа-обогатителя; рус. змей-носак, болг. мамниче (болг. мамя обманывать’), т. к. считается, что экскременты духа-обогатителя превращаются в золото). Выделяются наименования по функции приумножения богатства: бел. спарник, з.укр. щаслывец. Названия духа-обогатителя отражают его происхождение, ср.: з.укр. годованец (укр. годованеи, дословно воспитанник, выкормыш’), з.укр. вихованок (укр. вихованок дословно воспитанник’), а также необходимость прятать его от посторонних глаз: з.укр. хованец (укр. ховати прятать). Часть наименований духа-обогатителя указывает на его демоническую природу: з.укр. дітько (укр. дітько черт’), русин. черт, серб, враг. Названия духа-обогатителя часто заимствованы из др. языков.
Происхождение духа-обогатителя
Существует несколько способов приобретения духа-обогатителя. Дух-обогатитель специально выводится из куриного или петушиного яйца с какой-либо аномалией: похожего на раковину улитки (бел.); без зародыша, называемого зносок (укр., бел.), спорышек (рус.), яйца с двумя желтками (з.укр., болг.); яйца курицы, которая поет петухом (з.укр., серб.) или которая попала в вихрь (укр.), снесенного в Страстной Четверг до восхода солнца (болг.). У зап. славян это яйцо, снесенное черной курицей (чеш.). Считается, что дух-обогатитель выводится из яйца, которое снес черный(рус., бел., з.укр.) или старый петух (рус., бел., укр., серб,, хорв., пол.) или петух, вылупившийся в день св. Бенедикта (хорв.). Такое яйцо закапывают в навоз (чеш., пол.), заворачивают в шерсть (болг,), носят под мышкой (слева) или за пазухой (в.слав., болг., серб., словац.) семь, девять или сорок дней, после чего из него вылупится дух-обогатитель и будет служить человеку. Предварительно яйцо нужно намазать пеплом из кости мертвеца (карпат.). Человек, решивший вывести духа-обогатителя, должен отречься от Бога: он не может посещать церковь, молиться, креститься (о.слав.), он должен во время причастия выплюнуть облатку за алтарь (н.луж.). Такой человек в течение всего периода вынашивания яйца соблюдает ритуальное молчание (о.слав.), он не должен мыться, стричься, обстригать ногти, расчесываться (рус., з.укр., серб., чеш.), не должен никого видеть (хорв.). Место, где высиживают духа-обогатителя — пустой дом (рус., з.укр.), пустая баня (рус.), печь (з.укр.), запечье (чеш.), место, где не слышно церковных колоколов (з.укр.).
В других случаях считается, что дух-обогатитель происходит из выкидышей (з.укр.), мертворожденных или умерших некрещеными детей (з.укр., хорв., пол.). Для получения духа-обогатителя закапывают под порогом дома выкидыш или тело мертворожденного ребенка, а когда его душа придет просить креста, говорят: [Будешь клобуком] (пол.). Дух-обогатитель происходит из душ убийц, людей, умерших без исповеди или тех умерших, которых домашние обижали перед смертью (в.пол.). Иногда духа-обогатителя получали из корней мандрагоры, которая якобы вырастает на месте захоронения выкидыша (з.укр., чеш.). Рус. коловёртыша получали из собачьего последа, положенного под печку.
Другие способы получения духа-обогатителя соотносятся с мотивом заключения союза с чертом. Духа-обогатителя получают на перекрестке в полночь (пол.), при договоре с ним расписываются кровью из мизинца (в.укр., пол.). Духа-обогатителя можно купить в аптеке в городе, а иногда — на базаре у цыган, евреев, венгров, молдаван. Сам акт покупки сопровождался отречением от Бога и кощунственным осквернением христианских святынь (з.укр.).
В з.слав. традициях преобладает способ обретения духа-обогатителя, не известный вост. и юж. славянам: дух-обогатитель, сам хитростью навязывается человеку в услужение, появляяеь в виде мокрого куренка, которого хозяева из жалости пускают к себе в дом. Луж. klobuk попадается на глаза человеку в виде красивой бабочки или какой-л. занятной вещицы. Принеся эту бабочку в дом, человек, сам того не желая, получает духа-обогатителя.
Внешний вид
Дух-обогатитель имеет вид змея или ужа (рус., бел., в.укр., луж.), крылатого (бел., луж.}, толстого спереди и тонкого сзади (бел.). Дух-обогатитель переносит богатство по воздуху, тогда он бывает огненным (рус., в.укр., пол., луж.), светлым, если несет золото, темно-синим, если несет хлеб (бел.). Он выглядит как цыпленок или курица (з.слав., з.укр., болг., хорв.), часто мокрые и облезлые (з.слав.). Он похож на сову (мазур.), кота (бел., з.укр.), мышонка (з.укр., хорв.), муху (з.укр., чеш.), красивого жука или нарядную бабочку (з.слав.), ночную бабочку (болг.). Часто он нмеет облик маленького человечка (з.укр., серб., хорв.), лохматого и бородатого (пол.), в красных штанишках (з.укр., серб., хорв.) и в красной шапочке, в которой заключена его волшебная сила (з.укр., серб., хорв.), с козлиными ногами, рожками и хвостиком (з.укр., серб.), однорукого мальчика с сумкой за плечами (галицк.). Иногда он выглядит как маленький бородатый еврей (з.укр.). На укр. Карпатах дух-обогатитель, представляют в виде пана с трубкой в зубах, чертика с рожками.
У таких персонажей часто есть специальное вместилище, куда они складывают украденное добро: сумка (з.укр.) или большой зоб, из которого они дома изрыгают принесенное богатство (рус., бел., серб.), Иногда серб. цикавца представляют в виде большого мешка, который, наполнившись, возвращается к хозяину.
Характерная черта духа-обогатителя — шуршание, громыхание, которое он издает, сидя на своем месте (з.укр., пол.), а также постоянный писк (болг., серб., пол.).
Место обитания
В доме дух-обогатитель живет на чердаке (з.укр., бел., з.слав.), на печи или за печью, за печной трубой (з.укр., пол.), около порога (пол.), под столом (серб., чеш.), под кроватью (хорв.), под периной (пол.), под посудой на кухне (серб.), в большой бочке (луж.), в хлеву или в бане (пол.). Дух-обогатитель проникает в дом сквозь печную трубу (рус., бел., в.укр., пол.). Дух-обогатитель не должен видеть никто, кроме его хозяина (о,слав.), иначе он покинет этот дом (луж.). Дух-обогатитель не связан с одним домом и одним человеком все время — его можно продать или отдать другому хозяину (з.укр., з.слав.), вернуть на то место, где его нашли (з.слав.). Дух-обогатитель может переходить из рук в руки, пока не обретет седьмого хозяина, который не сможет уже от него избавиться (чеш.).
Согласно луж. поверьям бездомные духи-обогатители обитают в лесах, полях и горах, где живут в ямах. У них есть свой король, который раздает их тому, кто хочет иметь духа-обогатителя.
Время появления
Дух-обогатитель, подобно др. нечистой силе, проявляет себя по ночам или поздно вечером: он покидает дом и отправляется добывать хозяину богатство. Днем он обычно сидит в доме на своем месте (о.слав.). В Страстной четверг он собирает молоко у чужих коров (болг.).
Основные функции
Дух-обогатитель приносит в дом материальное благо: сметану, зерно, масло, мед, водку, деньги. Он не сам создает богатство, а ворует его из других домов, подобно ведьмам и колдунам (о.слав.). Согласно з.укр. поверьям, функции духи-обогатители могут быть ограничены каким-л. одним видом деятельности. Он ворует молоко (з.укр., болт., босн., чеш.). Кашуб. миотельник приносит хозяину мешки с навозом, которые, пролетая через печную трубу, превращаются в золото. Дух-обогатитель способствует разведению пчел или лошадей, обеспечивает удачу в торговле, в кузнечном деле, в сватовстве, занимается домашним хозяйством, нянчит детей, приносит деньги и пр. Дух-обогатитель разыскивает клады и приносит их хозяину (бел., з.укр.,) из моря (серб.). Закарпатские украинцы считают, что у человека может быть несколько духов-обогатителей; один сторожит дом, другой заботится о пасеке, третий ведет хозянство, Реже считается, что он, подобно домовому, обеспечивает дому благосостояние (з.укр., пол.), заботится о домашнем скоте (з.укр.), работает в поле (з.укр.), его держат в доме для того, чтобы все велось.
Если человек хорошо обращается с духом-обогатителем, он обеспечивает богатство и процветание своему хозяину. Если разозлить духа-обогатителя, не давать ему еды или накормить соленой пищей или показать его постороннему человеку, он разобьет посуду, замучает домашних животных, разрушит хозяйство и уйдет, забрав с собой счастье, после чего все богатство сразу исчезнет.
Хозяин, имеющий такого "слугу", должен загружать его работой, иначе Дух-Обогатитель убьет его. Западные украинцы считают, что душа человека, имеющего Духа-Обогатителя, после смерти поступает в распоряжение Духа-Обогатителя, который относит ее главному черту. Чтобы избавиться от Духа-Обогатителя, нужно освятить дом или окропить его святой водой. Белорусы и западные украинцы полагают, что Духа-Обогатителя можно убить, ударив его наотмашь, перебросив через крышу, отнеся на девятую межу. Духа-Обогатителя можно продать или отдать другому хозяину, вернуть на то место, где его нашли.
Левкиевская Е.Е.