Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 21 Ноября 2024, 14:23:13


Автор Тема: Черти  (Прочитано 2944 раз)

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Черти
« : 26 Июня 2019, 10:30:44 »
Хотя произнесение имени чорта считается неприличным в Малороссии и произносится крестьянами всегда с предварительным извинением, тем не менее как в печатных этнографических материалах, так и в устах народа у чорта очень много названий. Во-первых, его называют сатана, бис, той, рябый. Во-вторых, он известен еще под именами сатанаила, сатанюка, идола, извира, фиона, ирода, змия, демона, дявола, дябела, чортяки, чорного, проклятого, лукавого, нечыстого, нечыстои сылы, несвидомого духа, куцого.

Первоначальное происхождение фантастического существа, известного под такими названиями, можно проследить в наше время, приняв в соображение следующие данные. У австралийских Дикарей души умерших, лишенных погребения, обращаются в ингов — духов, похожих на людей, но с длинными острыми ушами и хвостами. По новозеландским понятиям, души умерших идут в леса, становятся злыми духами и вредят даже своим близким. Китайцы, индокитайцы и индийцы боятся душ непогребенных, прокаженных, чумных, умерших насильственною смертью и от родов. Бывали случаи самоубийств и убийств с целью мстить врагам по смерти в качестве злогодуха. У классических народов также души лишенные погребения, делались злыми духами — ларами.

У малороссиян утопленники, тела которых не преданы земле, обрашаются в водяных. В чертей же обращаются и дети, убитые матерями (при рождении).
Впоследствии размножение нечистых происходит трояким путем: захватом детей, браком с женщинами и между собой. Черти захватывают проклятых матерью детей; могут они хватать и не проклятых в виде вихря, как видно из следующего народного рассказа, записанного в с. Литвяках от Н. Кедевой.

«На полі жалы чоловик та жинка, а выхорь схватыве, по долу котывея, як ухопить дитину — та вгору. Вижать ти люди, кричать: «Рятуйте, рятуйте! Вихор дитину вхопив». Давай вони пашнею махать на вихрь. Нечистий той як з пивверсты нис дитыну, потим ниже, ныже. Спустыв. У тыждень померло».

Черти подменивают также детей на своих подкидышей, которыми признаются дети, страдающие английской болезнью. Лютер, признав мальчика в Дессау таким подкидышем, советовал его бросить в реку. В предупреждение подобных подменов почти повсеместно возле роженицы ставят горящую свечу. Что касается сношений с женшинами, то черти являются к девицам в виде парней, между прочим и для того, чтобы жениться.

В рассказе, записанном мною в Лубенском уезде, девка, споткнувшись и упавши, заметила, что жених ее чорт, и отказала ему. Во многих народных рассказах Лубенского уезда чорт также является к неутешной вдове под видом покойного мужа.

Наши народные рассказы не дают никаких подробностей о связи дьяволов с женщинами, по согласным же показаниям ведьм всех стран Западной Европы, проявления нежности дьявола холодные, ледяные. Тем не менее от дьявола рождаются дети. Так, в 1743 г. в Киеве была убита бабами несчастная новорожденная девочка, как «бесище». Что в народе существует и представление о размножении чертей посредством браков в их среде, доказывается поверьями о том, что метель и вихорь — бесовские свадьбы, и о рождении чертенят, о принятии последних сельскою повитухою, получающею за то полотно, которое не убывает, покуда не будет развернут весь кусок; также многими вариантами сказки о чертовой матери,
изображаемой обыкновенной малорусской бабусей, чуждой, как вообще вся женская половина, нечистой силы, каких бы то ни было демонических свойств.

Вот как рисует, например, пятигорская, лубенского уезда, сказка чортову матир: когда женщина, посланная сыном к нечистой матери, вошла в хату, там у горныци сыдила баба, хозяйка и спытала: «Зачим ты прыйшла?» Та поздоровкалась, дае ий гостынець, паляныцю и каже: «Послав мене сын до чортовои матери, так я й прыйшла»; хозяйка ии прыгостыла добре, як слидуе, и выпровадыла ии и дала булку». В литвяковской, Лубенского уезда, сказке свидание с нечистою матерью изображается почти так же. Посланный к ней «пидийшов пид викно и каже: «Хозяйка! Пустить на нич». Выйшла баба, одчыныла двери и каже: «Куды тебе Бог несе?» «Послав мене брат к нечыстии матери». Увийшов в хату, перехрестывсь. Баба каже: «Хай Бог помогав».

Другого посланного чортова маты ласково называет «сынку» и дает ему хорошие советы. У немецкого чорта есть еще бабушка; о таковой малороссам ничего не известно. Черти не только рождаются и живут, но и умирают. Их едят волки, стреляют охотники, в том числе знаменитый Семен Палий застрелил однажды чорта. Их убивает молния и сжигает солнце. Не одной только слабостью своей природы схож украинский чорт с древних пастушеских и сельским богом Паном, а и наружностью: рогами, козлиными ногами в шерсти, хвостом. Пальцы у чорта кривые. Эта наружность часто изменяется.

Кроме того, чорт превращается еще в козленка и коня, а также в белую собаку, черного петуха, белого петуха, ворона.
Иногда чорт появляется священником, панычом, паном, сходно с западноевропейскими представлениями — кавалером с огненным пером.
Таковы внешние особенности малорусского дьявола; качества же его ума представляются народному воображению в следующих чертах. В большинстве рассказов чорт изображается глупом; его проводит наймит, бьет мирошник, бьет и обманывает баба. Чорт в состоянии отгадать, на чем едет крестьянин, въезжающий на поле верхом на жене. Чорт вообще подчиняется бабе. Она мучит, бьет, щипает чертей, стрижет, обварив голову кипятком, больно бреет. Сказки о недогадливости чорта известны в славянском, немецком фольклоре и у валлонов, где чорт получает при испольной работе на свою долю листья моркови, солому. На основании таких данных и малорусские писатели сделали невыгодное заключение об умственных способностях чертей: чорт вообще не очень страшен, является простаком и попадает в сети. Черти в малорусских сказках изображаются в виде куцых, чорт скорее комическое, чем грозное существо. 

Чертям приписывается изобретение водки и табака. Черти отвлекают шедшего в церковь крестьянина в лес и здесь дарят ему трубку и научают курить. Чорт поднес также табак пустыннику; захватил и унес дитя, понюхавшее табак. Чорт развел и сорные травы: осот, папоротник, кукиль и др.
Излюбленными жилищами чертей, кроме ада, признаются: болото, камыш, бузинный куст, сухая верба, вода, входя в которую, приговаривают: «Чорток, чорток, не ламай кисток, ты з воды, а я в воду». Здесь он, однако, не может находиться постоянно. «Як на голодный Святвечир  на Иордани святять воду, чорты выходять из воды. Маты казали, щоб ни валу, ни ганчирок, ничого не було тоди на двори. Кажуть, нибыто вин ховається у вал або в ганчирку» (от крестьянки с. Литвяков Е. Павликовой).

Лубенская веснянка также признает болото жилищем дьявола: «А сей буде у болоти меж чортамы старшый». Чорт пребывает еще в глубоких оврагах, корчмах, сараях, пустых полуразрушенных зданиях, мельницах. Кроме таких излюбленных жилищ, черти удерживают еще иногда право собственности над известными местами, как видно из следующих рассказов, записанных от казачек с. Литвяков Дарий и Лукерий Бугаевых.

«Половына нашои старой хаты була не на хорошому мисти. Було як не скинь колыскы додолу, то вона по всий хати гайдаса, а то на хати щось гуркоче, двери пидпира драбыною. Маты сталы казать, шоб нову строилы хату, бо не можна жыть: бояться. Батько выстроилы другу хату, и перешлы жыть, а ту стару наняв чоловик. От лиг вин на печи спать, колы на полу танцюють и грають. Дывыться — люды, тилько чорни и хвосты ззаду. Одни танцюють, а други грають. На другу нич чоловик той лиг на полу. Пишов вин на двир; иде знадвору, не найде дверей — усе вовна. Пидняв руки угору, не найшов стины, а лапнув за пыку, за страшну, бородату. Так воно кынуло того чоловика об землю, выбыло руку и ногу».

Для избежания подобных столкновений везде в Малороссии при выборе места под избу насыпают рожь в четырех углах предположенной постройки, и если рожь тронута, лучше не строиться: «будуть чорты товктись». Изредка, впрочем, удается крестьянину и уживаться с чортом в одной хате.
Черти, по народным повериям, владеют не только обозначенными частями земной поверхности, но и ее недрами, где оберегают заклятые клады.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/cherti/1234/

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Черти
« Ответ #1 : 26 Июня 2019, 10:39:21 »
В народную демонологию входят также домовые, лешие, водяные и огненные змеи. О первых в средине Малороссии не сохранилось никаких поверий, за исключением только того, что домовой показывается в Страстной четверг на чердаке. В Харьковской же губернии домовой бывает видимым еще под Рождество, Новый год, Светлый праздник, иногда и в другое время. Появляется он то человеком в шерсти или стариком, то бараном, собакой, козлом. Характер домового двойствен: в глуши он хранит еще черты предка — принимает участие в делах и работе хозяина, дает ему советы, хранит обычаи и благопристойность, не позволяет, напр., женщинам спать нагими, обрывает волосы женщинам, ходящим с непокрытой головой, но не входит в связь с ними.

В других случаях домовой ничем не отличается от дьявола. В сборнике Манжуры домовой любезничает на чердаке с бабой и лазит в окно к дивчине под видом парня. Затем и поверья о лешем в Малороссии не могли достичь того развития, что на севере, уже по недостатку леса. Здесь он сохраняет еще иногда наружные признаки сильвана и сатира, но большею частью ничем не отличается от обыкновенного дьявола, превращаясь в тех же животных и занимаясь тем же: кражей новорожденных и проклятых детей, покупкой душ, похищением женщин и связью с ними.

В Малороссии сбившийся с дороги путник верит, что над ним шутил леший. Водяной также признается в настоящее время обыкновенным демоном, живущим в воде. Чаще всего он превращается в рыбу и человека, хотя может появляться по временам и теми же животными, что и другие черти. В народных рассказах Иванова водяного вытягивают из воды на крючках. В рассказе Лубеніжого уезда водяной, пойманный сетью, ударил по лицу рыбака хвостом и убежат потом из хаты с большим шумом. Водяной, превратившись в человека, сначала мирно беседует с рыбаком, курит трубку, потом вдруг опрокидывает и выбрасывает на берег челнок, пытаясь утопить собеседника. Водяной также опрокидывает лодки, портит мельницы и рвет плотины.

Повсеместно в Малороссии сохранились еще воспоминания о жертвах водяным. В Харьковской губернии для умилостивления водяных им подносят соль, хлеб, вареную рыбу, павших лошадей и мертворожденных детей. Пчеловоды для успеха пасеки топили первый рой в жертву водяному или домовому. По снетинскому поверью, «як водяни чорты гребли рвуть, то воны сердютъся, шо нема им прыходу ниякого, так треба им коня вкынуты в воду в зброй, або хоч и из возом» (от К. Приходькиной).

О жертвах же говорят и следующие рассказы Лубенского уезда. «Буе соби чоловик и в его була дивка. Йиздыв рыбы ловыть, и хто не поййде — нема, а в его повен човен. Ну, до того дийшлося, шо явылыся нечысти ему на лыцо и кажуть: «Ты не сам ловыш, а мы тоби наганяєм. Шо ты нам за те дасы?» А вин каже: «Шо ж я вам дам, як у мене ничого нема?» И вин саме насеред ямы. Воны кажуть: «Як ты нам ничого не обищаеш, мы тебе утопым». Так вин сказав: «Есть у мене дочка Марына, верить ии». Ось прыйихав додому и хвалыться. Баба каже: «Хай тебе самого возьмуть, як Марыну оддавать!» Через время пойихав вин з Марыною по дрова. Ось йидуть з дровамы, вин сив на саны наверх дров. И де взялося тры квака 21 и кажуть: «Ты нам пообищав Марыну, а баба твоя не повелила». Ось покы прывезла додому та дивка, а его й духу нема» (от Г. Нагорянского, с. Хитцов).

«Найшла маты соби дытыну, и стало воно плакать, а маты каже: «шоб тебе чорты взялы!» Стала та дивчына росты. Росте, росте, як з воды иде. И стала еже дивка така, шо сталы люды сватать. Посваталы ии люды, и то вже таке до винця иты. Пишлы воны; йдуть од винця и сталы через греблю иты, и молода в жовтых чоботях. И вмазала молода чобит, каже: «Тепер же вы идить помаленьку, а я чобит обмыю». Вона
тилькы стала чобит обмывать, взяла в воду упала. Тут зровылы крык, шо втопылась молода. Сталы люды ии шукать, вытягать. Потим ии не нашлы. А той молодый оставсь вдовцем. Так ии почалы помычать, шо вона умерша. И так може й год, може й два не вуло звисткы ниякои. Потим у сусиды найшлася дытына у жинкы. Прыйшов вин просыть тии молодой маты: «Ходим, бабусю, до нас». Вона пишла, побула, свое дило зробыла, вернулась додому и лягла спаты. Колы шось пид викно стука и гука: «Бабусю, одчынить! Ходимте до нас». «Я у вас еже була». «Ходим, пожалуста ще». Вона вбралась, пишла. Вин ии вив, вив, узяв та вкынув у воду. Колы там у води такый дом хорошый а дочка ии ридна, та, що втопылась, там сыдыть, каже: «Спасыби вам, мамусю, шо прыйшлы до мене, одвидалы». Побувала стара У своий дочкы, потим пыта: «Колы ж вы мене, диты, одведете додому?» А вин каже: «Колы прывив, тоди й одведу». Диждалы вечора, вин ии взяв и понис додому. «Ну,— каже стара,— прыходьте, прошу покорно, и до мене в гости». «Спасыби, шо клычете, прыйдем». Диждалы велыкодних свят, посходылысн до матери уси тры дочкы и уси тры зяти. Гостювали воны вдень як с.шдуе бут. а то еже вечир, и допылыся воны до того, шо той нечистый пишое. поверх столу танцювать. А ти старши сестры зробылы з соломины хрестик та ему ззаду встромили за комир. Так вин там так и лопнув. Его молода плаче: «Нащо вы мене  осиротили? Тепер Же мени ни до вас, ни до их. Лучче б мене не клыкалы» * (от крестьянки с. Литвяков Е. Пулькиной).
Настоящая утопленница, став женой водяного, не приобретает никаких демонических свойств русалки и русалкою народом не признается и не называется.

Киев. Старина. 1899. № 8, 9.
 


Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Черти
« Ответ #2 : 11 Января 2020, 07:56:42 »
В Карелии считали, что, на знаменитом острове Онежского озера – Кижи находятся поселения злых духов – лембоев. Попасть туда обычному человеку можно было только по особому приглашению одного из них. А вот сами лембои могли спокойно посещать людские поселения, принимая обличье человека. Лембои весьма прожорливы и имеют тягу к спиртному, поэтому их часто можно было встретить в местных кабаках. Основная же деятельность лембоев заключалась в том, что они воровали людей, а особенно детей, насылали болезни и неприятности.

Кто же такие эти лембои?

В переводе с местного наречия слово « лембой» означает «чёрт, нечистая сила». Считается, что лембои – это нечистая сила низшего ранга. Хотя в веровании вепсов, коренного населения Карелии, Лембой – имя нарицательное. Так зовут чёрта, возглавляющего зло, который противостоит добру во главе с богом Юмой. Завидуя Юме, творящему землю и её обитателей, Лембой всячески старался мешать ему и творил разнообразную нечисть.

По мнению же большинства исследователей народного фольклора Заонежья, лембои – это своеобразные посредники между людьми и духами.

Лембои вездесущи. Они забирают к себе проклятых людей. Причём проклятых как целенаправленно, так и по неосторожности, например, сказанной в раздражении или гневе фразой «Лембой тебя забери!», старинным аналогом современному высказыванию «Чёрт бы тебя побрал!». И это одно из предостережений былички – как внимательно нужно относиться к своим словам. Напоминание о том, какую силу несёт в себе слово.

Лембои использовали проклятых людей в своих целях. Например, посылая их забирать проклятую людьми еду, т.к. сами они этого делать не могут. Получается, что чем больше среди людей процветают жадность, зависть и злость, тем лучше живётся лембоям, поскольку эти качества ведут к неконтролируемым негативным высказываниям и действиям по отношению людей к своим соплеменникам и, соответственно, к увеличению прислужников нечистой силы.

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Черти
« Ответ #3 : 03 Февраля 2020, 13:00:44 »
Черт — самый загадочный среди всех мифологических персонажей . В народных поверьях — это самостоятельный персонаж, не имеющий ничего общего с дьяволом или Сатаной — образами, пришедшими в славянскую культуру из библейских текстов вместе с христианством. Дьявол или ыа участвуют в немногочисленных апокрифических легендах о сотворении мира и природы. В других поверьях и быличках они не встречаются. Зато черт — персонаж собственно славянский и, как полагают исследователи, возникший еще до принятия христианства, но потом изменившийся под влиянием христианских представлений о бесе.

Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего — языческие боги, идолы. Обычно с ним связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом черта.

Черта в народной культуре представляют по-разному. Чаще всего это человек с хвостом и конскими копытами или куриными лапами, которые он старательно прячет. Иногда этот образ дополняется железными зубами или огнем, полыхающим изо рта. На голове у него всегда красуется шляпа, чтобы скрыть от посторонних глаз рожки. Одет он в черный кафтан с блестящими пуговицами или в солдатский мундир. Черт может превратиться в любого человека, животное либо предмет. Он может принять вид знакомого или родственника, любит оборачиваться кошкой или собакой, свиньей, бараном, вороном или филином, причем чаще всего — черным.

Но не всегда его образ имеет конкретную форму: одно из наиболее любимых воплощений черта — вихрь. В виде вихрей черти летают, танцуют, женятся. Чтобы увидеть в мчащемся вихре черта, нужно, нагнувшись, посмотреть на него между ног, через рукав рубашки или плюнуть три раза и сказать: «Черт, черт, покажи хвост!» Тогда в вихре можно различить чертей с куриными лапами вместо ног. Считалось также, что если бросить в вихрь освященный нож, то он, окровавленный, упадет на землю, ранив черта. Человек, попавший в вихрь, может тяжело заболеть и умереть, поэтому при встрече с вихрем ему показывали кукиш, читали молитвы и произносили отгонные присловья типа: «А чур тебя!»

Чем же отличается черт от других восточнославянских мифологических персонажей? Во-первых, он всегда делает только зло, он принципиально не способен помочь человеку. Например, леший может завести человека в чащу, но он же и поможет набрать ягод, найти дорогу домой. Водяной, несмотря на все его коварство, может нагнать рыбы в сети рыбаков или помочь мельнику следить за мельницей. Даже злобный банник, если вежливо его попросить, разрешит человеку переночевать в бане и защитит от других банников. У черта же одна задача — как можно быстрее погубить человека, довести его до смерти и завладеть его душой. Чтобы достичь этой главной цели, он способен на любую хитрость, на любой обман и притворство. Черт — олицетворение абсолютного зла.

Черта нужно опасаться всегда и везде. Он то сбивает человека с дороги, как леший, то обменивает детей, как банник, то топит людей в реке, как водяной. Про то, каким образом он это делает, рассказывают многочисленные былички.

C чертями чаще других общаются ведьмы и колдуны, к которым нечистая сила по договору поступает в услужение. Он может жить у них постоянно под видом работника или прилетает в облике огненного змея и приносит в дом зерно, молоко, сметану, масло и деньги, которые ворует в чужих домах, там, где добро хранят без молитвы. Ночью змей влетает к колдуну через печную трубу, рассыпается огненными искрами, складывает принесенное богатство в приготовленную посуду. Нечистый, приносящий своему хозяину богатство, называется: большачонок, змей-носак, змея-деньгоносица .
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Черти
« Ответ #4 : 03 Февраля 2020, 13:01:49 »
"Мама говорила, что гостила у подружки. Прихожу, говорит, спать в клетушку. В клетушке много горшков наставлено больших, глиняных и в каждый горшочек влито по две ложки молока и не прикрыто. А мама говорит, что на ночь нельзя открытую еду оставлять — черти едят, домовые обедают. После них нельзя есть — заболеешь. Ну вот, а мать подружки была колдунья. Мама моя этого не знала. Ну она удивилась, взяла соломки с крыши натаскала и покрыла все горшочки, сказала: «Господи, благослови» и легла спать. Часов в двенадцать как зашумело под окном, затемнело, опять просвистело, как змея, которая молоко у чужих коров доит и колдунам приносит. Она у них на службе. После этого мама встала, а пол весь молоком залит. Змея молоко им принесла, а горшки-то закрыты, вот она и пролила все. Мама моя как испугалась, схватила всю одежду и убежала за пять километров ночью".

Тот, кто промышляет колдовством, может сам вывести себе такого черта, который в виде змея будет приносить ему богатство. Выводят змея из особого яйца, его должен снести петух, когда достигнет семи лет. Найдя такое яйцо, человек должен спрятать его под левую мышку и носить семь, девять или сорок дней, после чего из яйца вылупится маленький чертик или змееныш, который и станет служить человеку. Задумавший вывести себе черта-слугу должен отречься от Бога, не ходить в церковь, ему нельзя молиться, креститься, мыться, стричься, обстригать ногти и расчесываться. Пока он носит яйцо под мышкой, надо сохранять молчание. Высиживают черта-слугу в каком-либо месте, символизирующем потустороннее пространство — в пустом доме, за печью, иногда там, где не слышно звона колоколов.

Выведенный черт живет в доме на положении слуги, но слушается только одного из членов семьи. Хозяин черта не знает покоя — черт все время требует работы, а после смерти завладевает душой хозяина.

"На другой улице жили Демины. У них был старик. И вот он ляжет на печку и кричит кому-то: «Ну, ребята, давайте, влезайте на полати». А невестке: «Авдотья, принеси соломы побольше». Эта Авдотья рассказывала. Вот он лежит, а я, говорит, слышу, как они просят работы. А он ревет: «Ну, какую вам, ребята, работу дать? Молотите солому-то!» И вот они начнут! Мужик спит, а у меня, говорит, с ребятишками волосы дыбом. А они и начинают молотить! И он в потемках к ним сядет и разговаривает. А потом спрашивает: «Ну, что, ребята, наработались? Бегите на покой и мне покою дайте». Утром встану — мякина одна. «Дедушка, ты что сегодня дурел-то?» — «Девка, ведь не дают покоя, работы просят».

Черт, не занятый работой, может убить своего хозяина или кого-либо из домашних.

"Раз одна баба вывела себе черта-слугу, а работы ему не дала. Нечем ему было заняться. В это время ее муж молотил зерно. Черт говорит бабе: «Давай работу!» А она ему: «У меня нечего делать, ступай к мужу». Пришел и повесил деда в сарае тот черт. Баба пришла, смотрит — а это ее муж повешенный висит. Увидев, что черт убил ее мужа, женщина испугалась и пошла к священнику. Тот сказал: «Приведи его к реке, дай решето и прикажи, чтобы он наметал копну из воды этим решетом». Черт начал — вода вытекает и вытекает. Такую работу дала, что не мог ее выполнить и убежал".

Избавиться от черта-слуги очень трудно, ведь он всеми силами стремится довести до смерти своего хозяина и заполучить его душу. Поэтому черта-слугу заставляли делать невыполнимую работу, например, считать песок или иголки на ели, собирать рассыпанную крупу и пр.

Если ведьмы и колдуны специально обзаводятся помощниками-чертями, то обычные люди могут, сами того не подозревая, оказаться в лапах у черта из-за неправильного поведения. Больше других такая опасность подстерегает женщин, которые после смерти мужа или во время его долгой отлучки сильно тоскуют. К таким женщинам начинает прилетать змей и является им по ночам в виде умершего или отсутствующего мужа. Этих демонов называют летунами, налетами, летучими, налетниками, литавцами, огненными змеями, огнянными, змеями-любаками, маньяками (от манить, заманивать), прелестниками (тот, кто прельщает). Змей появляется из облаков и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Связь с таким демоном приводит женщину к смерти. А все потому, что она нарушила запрет плакать, голосить по умершему, тосковать по отлучившемуся мужу. Змей получает доступ и к девушке, если та потеряла невинность до брака. А на востоке Украины верят, что змей станет домогаться той, кто без благословения подняла на дороге вещь: бусы, платок, перстень, — их специально разбрасывает змей, чтобы заманить жертву.

Летящий змей похож на светящийся клубок синего цвета, огненное коромысло или огненный веник. На земле он принимает облик мужа или возлюбленного женщины. Змея можно распознать по недостатку, характерному для всех демонов: у него нет спинного хребта. По некоторым поверьям, у него человеческое тело, но несколько голов. Как и все демоны, он не способен правильно произносить священные христианские имена: вместо «Богородица» он произносит «Чудородица», вместо «Иисус Христос» — «Сус Христос». Гостинцы, которые он приносит женщине, утром превращаются в лошадиный навоз. Черт, летающий в виде змея, мучит свою жертву, сосет у нее из грудей молоко или кровь, а под конец убивает.


Если от такой связи рождаются дети, они уродливы и вскоре умирают. Ребенок, рожденный от змея, черный, на ногах у него копыта, а глаза не имеют век, тело его студенистое и холодное. Рассказов о том, как нечистый дух в виде огненного змея летает к женщинам, немало в древнерусской литературе. В повести о Петре и Февронии, написанной в середине XVI века рассказывается, как Петр, вооружившись освященным в алтаре мечом, побеждает змея и спасает жену своего брата от домогательств нечистого. Об этом рассказывают полесские былички.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3954
  • Репутация: 1583
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Черти
« Ответ #5 : 03 Февраля 2020, 13:03:44 »
Злой дух летает над трубой как большая птица. Одна женщина у нас тут жила недалеко. Она очень парня любила. А тот хлопец ушел в армию. И черт к ней приходил, приносил конфеты, пряники, а оказалось, что это — конский навоз. И вот она заболела. Батюшка дал ей ладан, и она его носила. Черт к ней уже не ходил, а летал возле хаты и страшно ревел. Отец ей говорит: «Это ветер». А то злой дух прилетел к ней. А в хате читали Псалтырь, так он не может проникнуть в хату. Покрутился, как огонь над трубой, и все. А она умерла. Задушил ее тот злой дух.

Люди видели, как летал змей в трубу. Недалеко от речки есть хата. Умер муж, а к жене черт летал. Видели: стрелой огненной, веревкой огненной влетал в трубу и через нее попадал в хату. Он мучил ту женщину. Если бы она призналась, люди бы сразу подсказали, что делать, чтобы он не приходил. Он как человек — приходит и уходит, он в трубу вылетает. Надо маком обсыпать хату и травой безвершником умываться. А если женщина ничего не говорит людям, она высыхает да и умирает.

Рассказывали, что были нечистые. Сосед пошел в армию, а жена ждала его и сильно плакала. Так нечистый дух приходил к ней как ее муж, змей этот. Он до того замучил ее, что эта женщина чуть не умирает. А он ходит и говорит: «Душечка моя!» А люди ей подсказали: «Садись на пороге и расчесывай волосы. И ешь конопляное семя». Его ешь, а оно трещит. А нечистый приходит в первом часу ночи и спрашивает ее: «Что ты делаешь?» — «Косу чешу». — «А что ешь?» — «Вшей». Так он развернулся к трубе, обернулся змеем и вылетел. Это нечистый был.

Чтобы изгнать змея, надо изловчиться и накинуть ему на шею крест либо недоуздок. А над жертвой читают молитвы от блудного беса по требнику Петра Могилы. Женщина, к которой летал змей, должна спать вместе с ребенком или с кем-нибудь из родственниц. Оберегами от змея служат трава одолень (валериана), отвар репейника или его стебли, воткнутые в стены. В доме, куда летает змей, нужно читать Псалтырь, а окна, двери, печную трубу закрещивать. Власть змея над его жертвой длится до тех пор, пока женщина не расскажет об этом постороннему человеку.

По многим поверьям, змей приносит богатство женщине, к которой летает. Подобный случай в середине XVIII века стал даже предметом разбирательства Священного Синода: некто Федор Щедров «говорил слова, якобы живет змей и летает к жене белгородского президента Осипа Селиванова сына Морозова, и носит к ней тот змей, летаючи, немалое богатство: деньги, злато и серебро и жемчуг, отчего оный Морозов обогател, и оборачивается оная нечистая сила человеком оной жене, а как прилетает, то оного Морозова обмертвит, а при том свидетели были…» А вот как об этом рассказывают современные полесские былички.

"Мужа у той ведьмы не было. Говорили, что она с чертом живет, с нечистой силой, как с мужем. И сын этот от него был. Говорили, к этим ведьмам летал змей. И он, змей этот, им все богатство носил. Гуляют девки, парни и видят: змей летит. Огонь с хвостом. Шумит, летит. Это я лично видела.

Раз хлопцы шли с гулянки около полночи и видели, что у одной женщины в хате из трубы валило пламя, как бы пожар. А это нечистый летал к ней и жил с нею и теперь летел из трубы огненным змеем. Как они летают к ведьме, то ничего — живут себе, и она здорова и ничего ей не делается. А если станет к простой женщине летать, то она станет желтой и умрет".

Обычных людей черти чаще всего подкарауливают на дорогах и перекрестках, где под видом случайных прохожих, путников или солдат, идущих на побывку домой, пристают к человеку, уговаривают его выпить, а потом заводят в непроходимую чащу, на обрыв или в болото. Если человек вовремя перекрестится или вспомнит о Боге, черт оставит его в покое, в противном случае несчастного ждет смерть. Очень любит черт проделывать такие шутки с музыкантами, когда они возвращаются с деревенской свадьбы. Их он заводит в лес и заставляет играть на поляне для ведьм и чертей.

"Там был дедка Проня, скрипач. А раньше, знаешь, где свадьба, там музыкант — первая фигура. Так вот в Глинкине свадьба была, его увезли на эту свадьбу. Ну вот, он там свадьбу отыграл, а утром хватились: дедки Прони нету. Что такое? Куда делся старик? Где-нибудь бы не замерз. Пошли. А пороша пала утром, и на след напали: ага, пошел старик. И вот семнадцать километров прошел, и там его нашли в лесу. Сидит на пне и наяривает, на скрипке играет. «Дедка Проня, что ты тут?» — «Не мешайте, видите, ребята только растанцевались!» Это черти, наверно. «Крестись. Что ты тут? Что с тобой?» — «Они меня за руки держат!» Ну, насилу его уговорили. Все же взяли этого деда Проню. Он после-то рассказывал: «Незнакомые какие-то ребята нарядные: «Пойдем, нам поиграй». Вот я только пришел, только устроился, они танцуют, я играю».

Черт глумится над человеком, являясь ему на дороге в виде какого-либо животного, чаще всего ягненка или барана. При попытках его поймать и взвалить на телегу мнимый ягненок разражается хохотом и исчезает.

"Дед Иван ставил сети рыбачить. Ехал домой вечером. А за ним ягненок увязался. Бежит и бежит. «Наверное, отстал», — подумал дед. Положил на телегу, пологом прикрыл. Смотрит: а лошадь-то вся в пене! «Что ж это такое? Неужели ты так тяжело везешь пустую телегу? Бог с тобой!» А ягненок как соскочит да захохочет! И побежал вперед, в речку упал. А деду речку переезжать надо. Пока ехал, все молитвы вспомнил. Сильно испугался".

Былички рассказывают, как черти под видом парней приходят к девушкам на гулянки или являются к ним во время святочных гаданий.

"В бане собрались ворожить девки с парнями. А к одной, Нюрке, привязался братишка, Андрюшка: «Я пойду с тобой тоже ворожить». Она никак не могла отвязаться и тоже повела его. Они в предбаннике ворожили, и этот парнишка-то, Андрюшка, за ними подглядывал, как они ворожить будут. Сели на стулья, закрылись тряпками. Колечко золотое в стакан положили и смотрят. А потом что-то вдруг зашумело. И они все бросили, не стали ворожить, засмеялись: ну, дескать, нам уже чудится. Вдруг заходят в дверь три парня. Такие красивые парни! Сели на порог двое, а один на прилавок. Сидят, разговаривают. Те думают: «Сроду у нас таких парней не было. Откуда эти взялись?» Андрюшка заметил у них что-то и говорит: «Нянька, пойдем домой!» Она: «Ты что?» А парни: «Ну, никуда вы не пойдете, мы вас не отпустим». А ребенок: «Я на улицу хочу, я на улицу хочу!» — «Ну, иди». — «Я один боюсь, пойдем с тобой». — «Ну ладно, пойдем». И вот они вышли. Парнишка знал, что надо сказать «Господи, благослови», чтобы они не выскочили, не догнали. «Нянька, бежим. У парней-то сзади хвосты, а на ногах копыта!» Они бежать, давай Бог ноги, и успели добежать до дому. Дверь захлопнули. Всю ночь не спали. Рассказали дедушке и бабушке. Ну а старуха сразу сказала: «Это нечистая сила пришла! Что теперь будет с теми?» Там еще осталось пятеро: три парня и две девки. Наутро собрался народ, и все пошли к бане. И оказалось, что там лишь шкуры ободранные висят".

Чтобы заполучить себе человеческую душу, черти подбивают людей на самоубийство. Девушек-самоубийц черти берут себе в жены.

"Ехали два мужика по лесу и немного заплутали. Попадает им знакомый мужик из другого села и приглашает в свое село на свадьбу. Сказал, что невеста из их села. Вот приехали, привязали коней. Зашли в дом. Гости сидят, невесту ждут. Мужики-то торопятся домой, а им говорят: «Подождите, сейчас невесту уже привезут». Вот привезли, заводят в хату, а эти двое ее узнали — из их села, Гашка. Узнали и думают: «Чего же это у нее голова так криво?» Началась свадьба. Один из мужиков взял баян и стал играть. Умаялся и вытерся занавеской и… все исчезло. Столы — не столы, а пни, а вся еда — конский навоз. Это их черти возили. Сели они на коней и до дому быстрей. Приезжают, а им говорят: «Гашка на току повесилась». Это ее черти запихали. Чертям душу отдала. Таких раньше на кладбище не хоронили. Тот срок, что им дожить осталось, они на чертей батрачили".

По одним поверьям, черти одиноки, они шатаются по свету и вступают в связь с земными женщинами, доводя их до гибели. По другим поверьям, у черта есть жена — чертовка , и она рожает ему детей — чертенят . Поэтому черт вынужден бывает приглашать обычную бабу-повитуху, чтобы она помогла его жене во время родов.

"Мне тетка рассказывала моя. Она была бабка-повитуха. Она и говорит: «Я только что у черта детей принимала». Вот приезжает к ней ночью мужчина на коне. Привозит в дом, а там женщина рожает. Приняла бабка мальчика. Муж и говорит: «Ну, давай отплачу, ты хорошо детей принимаешь». И насыпал ей в фартук золота. На коня ее посадил и через речку перевез. И только он через речку перевез, на нее такой сон напал. А конь у него такой красивый, под седлом. Она легла на берегу и заснула. Утром идет женщина по воду и говорит: «Ты что, Семеновна, здесь лежишь?» — «Да вот, — говорит, — я у кого-то ночью роды принимала, так он мне золота дал». Развернула фартук — а там угли.

Черт не выносит креста, молитвы, святой воды и упоминания имени Божьего. Он не останется в доме, где все окна и двери закрещены, а стены окроплены святой водой — черта жжет, и он стремится убежать из такого помещения.

"Тетя Шура с одной женщиной пошли по полю и услышали колокольчик и конский топот. И вот все ближе и ближе! А никого не видно. Они испугались и побежали домой. Прибежали домой и бабушке сказали, что за ними кто-то скачет и не видно никого. Бабушка взяла, пошептала, святой воды в углы и на дверь налила. А когда на дверь-то полила, выскочил черт с конскими копытами и сказал: «Хитра, бабушка!» Повернулся, сделал дыру в полу и в нее ускакал.

Черти забирают то, что отдано им неосторожным словом, вот почему нельзя, ругаясь, поминать черта — он услышит и придет потребовать «свою» вещь. В одной из быличек черт приходит к старику за лаптем, который тот под горячую руку ему пообещал.

"Мама рассказывала. Раньше в лаптях-то ходили, бедно народ жил. Ну и старик сидит, заплетает лапоть. И пришел сосед-старик: «Ты кому это такой большой лапоть заплетаешь?» — «Черту», — говорит. Ну и засиделся до двенадцати. Двенадцать часов уже подходит. Подъезжает на сивой лошади человек. Высокий, прямо под окно и говорит: «Ну-ка, дедушка, ты мне пообещал лапти сплести. Так давай!» А он уже у последнего лаптя концы обрезает. «Сейчас, — говорит, — готов будет второй лапоть». Закончил, обрезал концы, связал парой и в окошко подал. Тот забрал и поехал. Слышно было, как конь топает ногами. Это, говорят, сущая правда. Черт! Он его помянул, тот и приехал.

©
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Фрау Марты | Школа гадания на картах Таро | fraumartha@mooncatmagic.com

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Черти
« Ответ #6 : 24 Февраля 2020, 14:19:30 »
Антипка (Антип, Антий, Антит, Антипка Беспятый) — в русской мифологии — одно из названий черта, нечистого духа. "Произносить слово антихрист считается грехом, вместо него говорят антий" (Пермская область).

Антип, Антипка — результат народной переделки имени противника христианского Бога — Антихриста. В Пермской, Костромской и Вологодской губерниях антипода христианского Бога называли Антий, Антихрист — Антит. Так же называли и подручных Антихриста — чертей. Чёрт, "антибог", приобрёл имя собственное Антип ещё и потому, что называть чёрта его настоящим именем было небезопасно, произнесение имени как бы материализовывало своего носителя.

Прибавка "беспятый" характеризует одну из существенных деталей во внешнем облике чёрта, который "потусторонен", "неполон" — и похож на человека, и отличен от него. "Нечеловеческие" ноги чёрта в представлении крестьян напоминают лапы животного или птицы.

Согласно несколько иной трактовке, название "антипка" может быть связано с переосмыслением имени библейского Ирода-Антипы, казнившего Иоанна Крестителя, а также соотносится с народной трактовкой образа святого Антипия (Антипы), властного над разрушительной стихией половодья (ср. Антип—половод, антипы—полеводы — Ярославская и Новгородская области). "Антипа в овражке топит", "Антипа воду распустил" и др. (Даль, 1880 год). По мнению И.И. Зубова, "имеющиеся материал позволяет трактовать мифологические названия антипка, Анцибол (болотный чёрт) как славянский языческий субстрат (представления о враждебных болотных духах, центром кристаллизации которого стало личное имя Антипий, вошедшее в святцы православного христианства" (Зубов, 1994 год).

Антипками в народе называли всякую нечистую силу: не только чертей и бесов, но иногда и некоторых водяных, лесных, банных и тому подобных духов.

Согласно несколько иной трактовке, название "антипка" может быть свяэано с переосмыслением имени библейского Ирода—Антипы, казнившего Иоанна Крестителя, а также соотносится с народной трактовкой образа святого Антипия (Антипы), властного над разрушительной стихией половодья (ср. Антип—половод, антипы—полеводы (Яросл., Новг.), "Антипа в овражке топит", "Антипа воду распустил" и др. Можно трактовать мифологические названия антипка, анцибол как славянский языческий субстрат (представления о враждебных болотных духах), центром кристаллизации которого стало личное имя Антипий, вошедшее в святцы православия". У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо антипка, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1947
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Черти
« Ответ #7 : 24 Февраля 2020, 14:26:40 »

Анчутка (анчут, анчутик, антипка беспятый, анчутка беспятый, производное от «антихрист», «антип») — в восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят.

Первоначально анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком, однако, под влиянием христианства, все локальные родовые духи были постепенно превращены в бесов и чертей. Отсюда и возникли его более поздние обычные его эпитеты — "беспятый" ("беспятая"), "роговой", "беспалый" — означают его принадлежность к "нечистой силе".

На юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах. Анчутка обитал в омутах, в реках и прудах и на болоте. Он считался помощников водяных и болотных. Согласно народным рассказам, анчутка мог быстро передвигаться с места на место и даже летать, появляясь в самых неожиданных местах и изменяя свой облик. Как и другие нечистые духи, он, по народному убеждению, мгновенно отзывается на упоминание собственного имени и немедленно является к человеку, неосторожно призвавшему его, чтобы подшутить над ним (толкнуть человека в воду, заставить блуждать по болоту и т.д.). При этом в быличках почти не встречаются свидетельства об исключительной злонамеренности анчуток: если черти стараются погубить человека, то анчутки скорее "шутят" — подчас зло, но обычно не смертельно для человека.

Полевые анчутки
Полевые анчутки имеют вид маленьких женщин и мужчин. Среди них есть овсянники, ленники, конопельники, просонники, рожники, картофельники, дикушники и др. В каждом растении живет свой особый дух, носящий имя того растения, в котором находится (Калужская губ.). Все растительное царство представлялось воплощенным в духах природы. В летнюю пору на нивах обитают житные духи. Когда хлеб поспеет и крестьяне начнут жать или косить его. полевые духи бегут от людей и прячутся в тех последних колосьях, которые еще остаются на корню. С последним снопом такой дух попадает в руки жнеца, поэтому дожиночный сноп украшали и с почетом вносили в дом (Афанасьев). С той же целью — почтить растительного духа — оставляли в поле несколько несрезанных колосьев, в саду — несорванных яблок, в поле — немного картофеля или нескошенной травы, в которых сохранятся рожники, картофельники и прочие полевые анчутки; не исполнившие этого обряда могут потерпеть убытки в урожае (см. Полевик).

Банные анчутки
Банные анчутки имели обыкновение пугать стонами парящихся в бане людей, доводить их до умопомрачения. Девушки, ходившие в баню, где жили анчутки, заболевали, выбегали нагишом на дорогу и бесновались, плясали и пели похабные песни, катались друг на дружке верхом, хрюкали. Полевые анчутки имели вид маленьких мужчин и женщин; банные — мохнатых, с лысыми головами духов. Банных анчуток также называли кикиморами, антипками беспятыми (наименование "антип" — производное от "антихрист"). Чтобы излечить заболевшего от чар анчуток человека, необходимо в течение недели отпаивать его парным молоком с медом. Существовала примета, что если в чьей-нибудь бане поселятся анчутки, то в доме каждый год будет кто-нибудь умирать. Поэтому бани, о которых шел такой слух, следует сломать и на этом месте построить новую, из свежих бревен.

Одну девушку выдавали замуж, на девичник баню истопили. Зашли туда девушки, а спустя некоторое время все выскочили из бани нагишом на дорогу и давай безобразничать и беситься: кто пляшет и поет похабщину, кто друг на дружке катается верхом, кто хрюкает по-меринячьи. Их перехватили, смирили, отпоили парным молоком с медом. Девки неделю хворали, жаловались на головную боль.

Один печник — сорвиголова, смельчак и кутила — решил попариться в бане, про которую все знали, что она — с анчутками. Поддал пару, подержал в пару веник, вытащил — а он весь в сосульках. Мужик голышом домой прибежал; сходили за его рубахой и штанами — они а клочья порваны. Баню эту забросили. Но и в доме стало твориться неладное — что ни год, то покойник. Как весна наступит, видят: то утром, то в полдень, то вечером по саду бегает здоровенная нагая баба. Бросятся с дубьем ее ловить — она убежит в баню. Ищут, ищут — нет ее нигде. Пришлось и дом, и баню сломать и все перебрать заново, чтобы блазнить перестало (Садовников.).

На Смоленщине анчутик — название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенной им пугают детей и подростков.
На Орловщине и Тамбовщине анчуткой именовали домового, а в Калужской губернии — лешего.

Анчутка
Анчутка — в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса, русский вариант чертенка. По Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля, анчутки — чертенята.

Анчутка представляется беспятым либо беспалым, что обычно характеризует нечистую силу. Существует сказ о том, что беспятый анчутка потому, что "однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку".

Анчутки бывают банные и полевые. По легенде они, как и всякая нечисть, мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Поэтому считается, что лучше о них помалкивать, "не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут".

Банные анчутки по легенде "мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум, хорошо умеют изменять свой облик". Полевые — "росточком совсем крохотные и более мирные". Считается, что они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т. д.

Также считается, что в воде тоже есть свой анчутка — помощник во дяного или болотника. Легенда наделяет его необычайно свирепым нравом, кроме того, он представляется еще и противным.

По примете, если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно. Оттого-то еще с древних времен "всякому пловцу советуют иметь при себе булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится железа".

А. Ремизов писал: "Всякой бане есть свой баенник. Не поладишь — кричит по-павлиньи. У баенника есть дети — банные анчутки: сами маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы. Душа, девка бесстрашная, пошла ночью в баню. "Я, — говорит, — в бане за ночь рубашку сошью и назад ворочусь". В бане поставила она углей корчагу, а то шить ей не видно. Наскоро сметывает рубашку, от огоньков ей видно. К полуночи близко анчутки и вышли. Смотрит. А они маленькие, черненькие, у корчаги уголья — у! — раздувают. И бегают, и бегают. А Душа шьет себе, ничего не боится. Побоишься! Бегали, бегали, кругом обступили да гвоздики ей в подол и ну вколачивать. Гвоздик вколотит: "Так. Не уйдешь!" Другой вколотит: "Так. Не уйдешь!" — "Наша, — шепчут ей, — Душа наша, не уйдешь!" И видит Душа, что и вправду не уйти, не встать ей теперь, весь подол к полу прибит, да догадлива девка, начала с себя помаленьку рубаху спускать с сарафаном. А как спустила всю, да вон из бани с шитой рубахой, и уж тут у порога так в снег и грохнулась. Что и говорить, любят анчутки проказить, а уж над девкой подыграть им всегда любо. Выдавали Душу замуж. Истопили на девичник баню, и пошли девки с невестой мыться, а анчутки — им своя забота, они тут как тут, и ну бесить девок. Девки-то из бани нагишом в сад, и высыпали на дорогу и давай беситься: которая пляшет да поет что есть голосу невесть что, которые друг на дружке верхом ездят, и визжат, и хихикают померинячьи. Едва смирили. Пришлось отпаивать парным молоком с медом. Думали, что девки белены объелись, смотрели — нигде не нашли. А это они, эти анчутки ягатые, нащекотали усы девкам!"


"Дух, одно из древних русских названий черта. Анчутка живет то в воздухе, то в воде и мгновенно откликается на упоминание своего имени. Лучше о нем умолчать, ибо этот беспятый, рогатый, противный будет тут как тут!"
("Словарь русской мифологии". Н. Новгород, 1995).

Анчутка, антипка, анциборик, анциболотник — злой дух, бесенок, который живет в болоте, имеет крылья. Помощник водяников и болотников, пугает прохожих. Как и всякая нечисть, кривой на левую ногу. Говорят, волк ему пятку откусил, или же, что убегал от людей и ему дверью пятку отбили.

Этот хромой чертенок, согласно народным преданиям, вылупливается из куриного сноска — маленького яйца. Когда вихрь подвеет курицу, она сбрасывает недоношенное яйцо — сносок. То яйцо нужно положить под мышку и носить девять дней. Так можно выносить анчутку.
Детская кричалка:

    Шел анциборик
    Через попов дворик,
    Нес секиру и топорик
    И малеванную торбу с пирожками.

В народе верили, что есть анчутки полевые, которые выступают в подобии маленьких людей, есть овсяники, конопельники, просяники, житники, картофельники и др. В каждом растении живет свой анчутка, носящий название того же растения. Больше всего эти духи любят жить в заболоченных местах.

В восточнославянской мифологии анчутка — одно из названий чертенка. Возможно, это название происходит от балтийского "аnciute" — "маленькая утка". В камышах возле водоемов и болот, на лугах живет много птиц, а особенно разных видов маленьких уток. Вечерней порой рыбака или прохожего такая птица могла напугать, неожиданно взлетев из-под ног или шурша в кустах невидимо для глаза. Отсюда, вероятно, и возник маленький болотный дух анчутка.


© Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Черти
« Ответ #8 : 27 Февраля 2020, 07:00:31 »
Вражок (вражко, вражишка, вражонок, кривой вражонок) — бесенок, чертенок.
"Кривой вражонок как схватит лозину, да как вскрикнет... и повалил скот на дороге" (Новг.).

Вражком, вражонком во многих районах России именуется бесенок, чертенок, нечистая сила, вмешивающаяся в жизнь человека, но часто именно нечто "маленькое и неодолимое": "Вражонок попутал — забыла перекрестить жбан"; "Не мог найти дороги — вражонок спутал" (Вятск.).

Кривой вражонок — чертенок, бесенок, нечистый дух, чей облик "крив", подобен облику человека, но и не похож; на человеческий, неполон, принадлежит иному миру (черти, бесы часто кривы — одноглазы, хромы, а также беспалы, беспяты). Кроме того, кривой — не только "искривленный", "отличающийся от обычного", но и "обманчивый, лукавый, криводушный" [Черепанова, 1983], что вполне соответствует образу и занятиям сбивающего человека с толку вражонка.

М. Власова. Новая абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь 1995

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Черти
« Ответ #9 : 28 Февраля 2020, 11:42:27 »
Игрец — одно из названий нечистого духа, беса, черта; домового.

"Игрец её знает!" (Ворон.); "Игрец с тобой!" (Ряз.); "Игрец их расшиби!" (Тамб.).

Название игрец ("играющий, игривый", а может быть, и "играющий на музыкальных инструментах") характеризует "причудливую" природу многих нечистых духов, которые, согласно распространенным представлениям, любят шутить бессмысленно и зло, озорничают, устраивают шумные сборища с музыкой и т.п.

По поверьям Орловской губернии, игрец (домовой) "шутит" над людьми и скотиной. Игрецом мог именоваться и бес, вошедший в больного, припадочного человека и безжалостно им "играющий".

В Центральной и Южной России название черта игрец чаще всего употребляется в бранных выражениях.

М. Власова. Новая абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь 1995 г.

Игрец, грец — припадок кликушества; нечистый дух, бес, черт; домовой.

«Игрец ее знает!» (Ворон.); «Игрец с тобой!» (Ряз.); «Игрец их расшиби!» (Тамб.)

Название «игрец» («играющий, игривый», а может быть, и «играющий на музыкальных инструментах») характеризует «причудливую» природу многих нечистых духов, которые, согласно распространенным представлениям, любят шутить бессмысленно и зло, озорничают, устраивают шумные сборища с музыкой и т. п. По поверьям Орловской губернии, игрец (домовой) «шутит» над людьми и скотиной.

Игрецом мог именоваться и бес, вошедший в больного, припадочного человека и безжалостно им «играющий», ср.: «…игра недоброй силы вводит человека в болезнь» <Буслаев, 1861>. Игрецом мог именоваться припадок кликушества.

В числе других угрожающих человеку существ игрец упоминается в заговорах: «Сохрани, Господи, и помилуй, раба твоего, больного [имя], от черного глаза, от мужского, от женского, от денного, от полуденного, от часового, от получасового, от ночного, от полуночного, от всех жил, от всех пожилков, от всех суставов, от белого тела, от желтой кости, от родимца, игреца, от черной печени, от горячей крови. Спаси, Господи, и помилуй яго. Не я яго придуваю, не я прикалываю, а Матушка, Пресвятая Богородица, Своею рукою, Своею пеленою, Своим крестом и животворящею силою. Во имя Отца и Сына, и Духа Святого. Аминь» (Ворон.).

В Центральной и Южной России название черта «игрец» чаще всего употребляется в бранных выражениях.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Черти
« Ответ #10 : 28 Февраля 2020, 12:36:34 »
Корноухий, корнохвостик — нечистый дух; черт.

«Не ходи ночью в подпол: там корноухий» (Влад.).

«Корноухость» — уши с какими-либо изъянами, очень маленькие, вплоть до отсутствия одного из них (чаще всего правого) — традиционная характеристика показывающихся в человеческом облике нечистых духов, которая отличает их от обычных людей. Соответственно, корнохвостик — нечистый дух с маленьким, куцым или ободранным хвостиком. В заонежской сказке названный корноухим черт едва спасается от настырной и ленивой бабы: «Матрена пошла к милому в гости к Троице. Идет Матрена по дороге. А дорога через рецку. Пришла к рецке, а перевоза нет. А ей поскорей хоцется. Ходит она, тоскует. Потом и говорит:

— Хоть бы корноухий меня через рецку перевез.
А он, послухмянный, сейчас является:
— Звала, — говорит, — Матрена? Ну, садись на меня.

Уселась Матрена корноухому за спину, и он понес ее через рецку. Она и заснула за спиной. Он через рецку перенес и по дороге потащил. А Матрене снится, что она уже в гости пришла, угощается. А корноухий ее по дороге тащит. Стало ему тяжело. Плечами шевелит:
— Матрена, потронься, Матрена, подвинься.

А она и не шевелится. Надоела корноухому — замучился.
— Дай, — говорит, — пойду в чащу леса, прутьями ее заденет, упадет.
Пошел в чащу леса, ходил-ходил, морду всю обцарапал. Матрена не валится.
— Дай, — думает, — пойду на высокую гору взлезу, да в овраг скочу — свалится.

Забрался на высоку гору, когти свои обломал, как спрыгнул — Матрена не шевелится. Вышел из оврага, пошел по почтовой дороге. Идет и плачет. Едет в город горшечник с горшками. Видит — идет бес, несет бабу, а сам плачет.
— Что ты, бесовская морда, идешь да плачешь?
Корноухий говорит:
— Попал на бабу и сбыть не могу.
— А что мне дашь, я тебя сбавлю от бабы?
— Чего пожелаешь, только сбавь меня.
Горшеня подошел, Матрену за плечи обхватил.
— Ты что, Матрена, спишь!
Она проснулась, соскочила, по дороге и побежала» <Карнаухова, 1934>

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Черти
« Ответ #11 : 28 Февраля 2020, 15:31:28 »
Кромешники (кроменики) — общее название нечистых духов.

Кромешный, крайний, либо внешний. Тьма кромашная, или  просто кромешная ж. место душ внешних или грешных, ад. Кромешник  м.  обитатель кромешной; | стар. опричник. В. Даль

"Кромина", "кромка" означает "край", "граница", поэтому кромешники не только нечистые духи, порожденные кромешной (адской) тьмой, но и "иные" существа, находящиеся "на краю" или "вне, кроме" за пределами здешнего мира.

Согласно легенде, сущестует целое семейство нечистых духов, которое тоже может поселиться в доме. Ходят они только втроем. Это действительно папа, мама и ребеночек. Папа — Кроменик, мама — Луканька и ребеночек — Недобрик или Недобряшка. Кто же они такие? Собственно, стремление этого семейства — страсти человеческие. Их цель — утащить человека за край человеческой жизни. Но в данном случае речь идет не о смерти, а о таких излишках, как алкоголь или азартные игры: "Снимутся кромешники в карты резаться, так наш все просадит — и воду, и рыбу, а под конец и сам себя" (Волог.).

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Черти
« Ответ #12 : 29 Февраля 2020, 09:56:06 »
Лембой, лемба (лембай), лембей, лембуй, лембый, лямбой — мифические существа, встречающиеся в сказаниях северно-русских, чаще всего олонецких: силы, посредствующие между духами воздушными и человеком.

"Лемба в лесе живет" (Муры.); "Такой урод страшный, чисто лембый" (Арх.); "А ну тя к задану, ну тя к лембою, ну тя к лешему, скажешь" (Лен.); "Ох лембей, совсем про рыбник забыла!" (Онеж.).

Лембой, лемба, леман — табуированное наименование нечистой силы, которое в разных районах России относится к различным нечистым духам (само слово, по-видимому, заимствовано из финно-угорских языков — карельск. Lemboi, lempo — "злой дух, черт, нечистый"; сринское lembo или Lemmes — "лесное божество, отец земли, лесной черт").

Собирателями начала XX в. наиболее полно охарактеризованы олонецкие поверья о лембоях: лембои — "низшие из бесов", "силы, посредствующие между духами воздушными и человеком. Воздушные пищи не принимают, а эти пьют и едят" [Барсов, 1874]. Лембои, по поверьям, похищают детей, "давят людей и насылают на них болезни", причем могут "доступить к человеку" лишь две минуты в сутках, в полдень и на закате. Иногда они делают людям добро.

Е.В. Барсов считает лембоев нечистыми духами, произошедшими из проклятых, заклятых детей, людей, которые похищены и выпестованы лешими. Лешие посылают лембоев "на доброе или злое делание" [Барсов, 1874].

По мнению Е.В. Барсова, лембои вездесущи, могут быть не только лесными, но и водяными, банными и т.п., то есть смешиваются и с лешими, и с водяными, банниками.

Н.Н. Рыбников толкует олонецкие поверья несколько по-иному, отличая лембоев от водяных и леших и отождествляя их с чертями: "Кроме лесовиков, водяников и их собратий, есть особое сословие нечистой силы или чертей (лембоев): им подневольны заклятые и с ними водят дружбу клохтуны или ерестуны. <... > Эта нечистая сила везде водится, но ее любимые жилища на Ишь-горах и Мянь-горах". На этих горах "живут целые полчища нечистой силы, у них там целые села с переселками и города с пригородками. Лембои женятся между собою, распложаются, а все им мало: дня не проходит, чтоб они не похищали людей, в особенности детей, которые закляты [прокляты] родителями" [Рыбников, 1910]. Проклятых, похищенных людей лембои посылают к людям (например, похищать неблагословленную еду, чего не могут сделать сами лембои).

Таким образом, обоими исследователями подчеркивается связь лембоев с проклятыми, их вездесущность, некоторая неуловимость, расплывчатость облика, характеристик. Так же неоднозначно и само название лембои. "Точного определенного значения этого слова нет. Применяется оно в тех случаях, как и слово "черт" — но ясного представления чего-нибудь похожего на черта в этом слове нет" [Фомин-Светляк, 1930].

Лембои — скорее всего, обобщающее наименование нечистой силы, в северных и северо-западных районах России чаще всего относимое к лесным духам и проклятым.

М. Власова. Новая абевега русских суеверий.

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Черти
« Ответ #13 : 29 Февраля 2020, 10:32:05 »
Лукавый, лукавый чёрт, луканька — нечистый дух, черт; Дьявол, Сатана; леший.

«Потом приходят мужики, а он [умерший колдун] на лавке сидит, ноги поджал и руки сложил. А один мужик не растерялся и говорит: „Ложись, Васька, а то топором башку отрублю“. Это его лукавый и черт подняли» (Волог.); «Луканька, поиграй, да назад отдай!»; «Луканька хвостом накрыл» <Даль, 1881>; «В нашем лесу луканька заводит» (Яросл.); «Куда тебя луканька занесла!» (Оренб.); «Лукавай и виде ие пряма чиряз реку; идуть па ваде, а ня топнуть» (Курск.); «Наоборот» читают молитву Господню, с целью снять зубную боль: «Лукавого от нас избавь!» (Смол.); «Вся неправда от лукавого» <Даль, 1881>.

Иносказательным луканька именуют принимающего различные облики нечистого духа, черта, который стремится слукавить, обмануть, заморочить человека: «Луканька, лукавый — соблазнитель, бес» <Даль, 1881>.

В одной из версий популярного повествования о сотворении земли (содержащейся в рукописи Соловецкой библиотеки) лукавым именуется пытающийся обмануть Бога черт: «Стал Господи мир творить, где народу жить. Распустил он море-окиян: надо землю сеять. Прибежал лукавый черт да и говорит Господи: „Ты, Господи, все творишь: весь мир сотворил, окиян-море напустил, дай мне хоть Землю насеять!“ — „Сей!“ — сказал Господи. Сеял, сеял лукавый — никакого толку! — „Опускайся ты, лукавый, — сказал Господи, — на самое дно моря, достань ты, лукавый, горсть земли“. Опустился лукавый на дно моря, захватил лукавый горсть земли; вынырнул: глядь — всю землю водою размыло. Опустился в другой раз — тоже: в горсти нет земли. Опустился лукавый в третий раз, и, по Божьему повеленью, осталась за ногтем песчиночка. Бог взял ту песчиночку и насеял всю землю, с травами, с лесами, со всякими для человека угодьями».

Луканька, возможно, не только лукавый, но и луковый, т. е. с головой, напоминающей луковицу <Мокиенко, 1986>.

«Лукавой силой» называют нечистую, дьявольскую силу: «Да что она есть за лукавая сила, за мать, что он, нечистый дух, за отец!» (Дон).

Власова Марина. Энциклопедия русских суеверий

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Черти
« Ответ #14 : 29 Февраля 2020, 12:32:00 »
Маленькие — нечистые духи, черти — помощники колдуна.

«Маленькие — это чертенята»; «И еще про одну говорили, что у ей маленькие были. Покажутся в красных шапках с торчками. Живут-то они при ней, и держит их при себе. Делать-то все и помогают. Сядет есть, а она по три ложки под стол <…> Кормила она их» (Новг.).

В поверьях маленькие характеризуются сходно с другими «мелкими нечистыми духами» — шишками, кузутиками, шутиками, помощниками и т. п. (см. Помощники). Помогая знающемуся с нечистой силой человеку, они беспрестанно докучают ему, способны даже сгубить. «У этих ворожей есть маленькие, наверно. У нас был такой старик, все ране коров пас, у него медна труба была. К земле наклонится и закричит по-своему, и все придут, и буренки, и пеструшки. Так у ёго были маленькие. Есть маленькие, так и из-за леса достают скотину, если за лес уведут. Им работу дают, какую хошь. <…> А не дашь работу, они тебя затерющат, жива не будешь. У кого есть, они сами знают, как от них избавиться. Есть платки кладут на родник. Раз платок взяла, так и примешь маленьких. На платок их кладут, платок свёрнутый как следоват» (Новг.) <Черепанова, 1996>.

Как и другие «нечистые духи-помощники», маленькие особенно опасны для своего хозяина в момент смерти (см. Колдун, Помощники), поэтому в поверьях XIX–XX вв. упоминаются многообразные способы избавления от них, от «купли-продажи» до передачи посредством посоха, палочки, чашки, иных предметов, заключающих в себе незримую нечистую силу.