ЧЁРТ — злой дух, общее название для многочисленных нечистых духов.
Вероятно, сам образ черта имел дохристианское происхождение, но христианские представления о дьяволе оказали сильное воздействие на его позднейший облик. Судя по всему, наименование «черт» сменило название «бес», которым после принятия христианства стали обозначаться самые разнообразные нечистые существа и силы «дохристианского происхождения» («Бес — дух, демон в самом общем понимании»). В народных поверьях черти могут отождествляться с бесами и демонами; черта могли также именовать дьяволом или сатаной. Однако нередко все эти «нечистики» воспринимались и как разные духи, «заведующие» разными злыми деяниями: так, по народному убеждению, «черт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих»; согласно народной поговорке, «черт чертом, а Дьявол сам по себе».
Собственно, само слово «черт» в народной речи употреблялось довольно редко, так как считалось, что «слово черт произносить грех, не то он привяжется и будет причинять зло». По этой причине слово черт обычно заменялось различными прозвищами, характеризующими различные черты внешнего облика и характера этого демонического персонажа: нечистый, немытик, некошной, недобрик, лукавый, грешок, враг, рогатый, черный, плохой, шутник, шут, шишок, окаяшка и т.п. Нередко использовались также указательные наименования: «он», «тот» и т.п.
Легенды о происхождении черта, бытующие в народе, как правило, восходят к апокрифической литературе и базируются на представлениях о борьбе светлого и темного начал в мироздании, о борьбе сил Бога и Сатаны. По некоторым легендам, черти — это вышедшие из повиновения божей воли ангелы, которых архангел Михаил сбросил с неба и которые упали на землю, но не прошибли ее насквозь, как Сатана, а остались на поверхности. По другим поверьям, черти произошли от плевка Бога или от Сатаны (так, по некоторым поверьям, Сатана создал чертей, ударив молотом по камню).
Облик черта в народных поверьях был весьма разнообразен. Так, в фольклоре и на народных картинках черт изображался обычно как антропоморфное существо, покрытое черной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. В русской средневековой живописи черт отличается от человека остроголовостью или волосами, стоящими дыбом, — шишом (отсюда названия типа «шиш», «шишига»); иногда — крыльями за спиной, и т.п. В поверьях многих мест традиционный облик черта, в общем, схож с обликом бесов: он — черное (синее или темное) мохнатое существо с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами; глаза его горят, как угли, голос зычный и сиплый, «каркающий»; он «востроголов, как сыч», может быть кривым, лысым, хромым (по поверьям, черти сломали себе ноги во время падения с неба) и т.д.
При этом, однако, по мнению некоторых исследователей, подобному образу беса-черта, напоминающего фантастическое животное, предшествовал (или сопутствовал) образ обнаженного женообразного юноши с женскими (часто поднятыми над головой и спутанными) волосами. Такой облик прослеживается в памятниках древнерусского и средневекового искусства: так, демон старинной живописи был даже не страшен по своему виду, а пугал только идеей вечной погибели; мастера же XVII в. «стали намеренно ухищряться в вымышлении отвратительных очертаний бесовских фигур».
Характерной особенностью черта в народных поверьях является его способность к оборотничеству, особая склонность к разнообразным метаморфозам. Так, по поверьям, черти могут принимать любой облик; наиболее же часто они превращаются в черную кошку или собаку, в человека (странника, ребенка, кузнеца или мельника, знакомого, монаха, священника, солдата и т.п.), в змея или змею, в свинью, мышь, лягушку, рыбу, сороку, козла, барана, лошадь, зайца, волка, а также в клубок ниток, ворох сена, камень, вихрь, огненное колесо или шар, куст бузины и т.д. Так, в быличках и рассказах самых разных мест черт «каркает вороном, стрекочет сорокой»; принимает вид «животного с черной шерстью, человека с рожками»; «летает вихрем»; является «огненным помелом», и т.д. Согласно многим поверьям, «черти являются людям в разных видах, смотря по цели. Если нечистому, черту, надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя; если «самустить» (совратить) на худое дело — в виде человека; коли подурачиться, поглумиться над людьми — то в виде кошки, собаки и т.д. Столб пыли, поднимаемый вихрем, производят черти, когда они «водятся между собой». Помимо этого, черти, по народному убеждению, любят принимать неопределенный, но «страшный» облик, либо быстро менять обличья.
При всем при этом, однако, считалось, что черти почти никогда не принимают облика коровы (самого дорогого домашнего животного), петуха (вестника приближения светлого дня), голубя (самой чистой и невинной птицы, воплощения Святого Духа), а так же осла (на котором сам Господь ехал во святой град). Не принимают черти и облика святых предметов (т.е. креста и т.п.). Остальные же обличья черт принимает с легкостью, и узнать его в этих обликах бывает весьма сложно.
Обычно считалось, что черта-оборотня можно узнать по каким-либо аномальным, нетипичным для данного облика признакам. Так, по некоторым поверьям, черт, даже обернувшись человеком, имеет едва заметные рожки и копытца (которые он обычно прячет, например, под шапкой и в сапогах), а также горящие глаза, хвост и зычный или сиплый голос. У него может быть подоткнута правая пола одежды; он мол<ет носить красную шапочку (реже — красную рубашку или пояс). Кроме того, он может быть кривым или хромым, иметь рыжие волосы, хвост и т.д. Черта-зверя также молено узнать, обычно по черному или рыжему цвету шерсти.
Во многих местах (по большей части — у восточных славян) черт — родовое понятие, включающее вообще всю нечистую силу («нежить», «нечистиков»), т.е. водяных, леших, домовых и пр. По некоторым поверьям, водяные, лесные, домовые и прочие духи — это водяные, лесные и т.д. черти, в которых «поделались» свергнутые с неба ангелы. Так, в народных легендах происхождение нечисти часто связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах: сброшенные с неба Богом, они летели сорок дней и попадали в леса, на поля, в реки и дома, превратившись в духов отдельных урочищ (т.е. в водяных, леших и т.д.). Вместе с тем, собственно черти в народных поверьях отличаются от прочей нечисти своей повсеместностью, свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), а также местами своего обитания.
В отличие от других персонажей нечистой силы, традиционное местообитание чертей во многих поверьях — ад, преисподняя, подземные вертепы, где они мучают грешников: «У них (чертей) есть дома глубоко в земле, и называемые адом... Там все черти живут, там и Сатана». В тех местах, где леших, водяных и пр. считали лесными, водяными и т.д. чертями, считалось, что «в аду живут «насыльные», самые «лихие» черти, существующие кроме постоянной нечистой силы, живущей на земле, в воде, лесах, оврагах, домах». При этом, однако, по поверьям некоторых мест, «до Страшного Суда чертей в аду очень мало: они все почти на земле, около людей». Нередко считалось даже, что «много чертей в аду увечных, потому что Сатана беспощадно бьет их, жарит на сковородах, обрывает уши, хвосты и т.д., если они не исполняют в точности его поручений — не вылезают на землю соблазнять людей»; по этой причине черти большую часть времени пребывают на земле, занимаясь своими «бесовскими делами», а в ад спускаются лишь на время (за указаниями и т.д.).
Самые излюбленные места обитания чертей в народных поверьях — болота и глухие места, бездонные трясины, уходящие глубоко под землю: «На трясинах или заглохших и заросших озерах, где еще уберегаются пласты земли, сцепленные корнями водорослей, человеческая нога быстро тонет. Еще зияют кругом и около сохранившиеся во множестве окна — те места, где вода открыта и глубока, но где уже завязалась моховая поросль и скопились плывучие зыбуны. Здесь отвердевающая почва еще зыблется; из-под ног выступает вода и ходить очень опасно: упругий пласт захлестывает ямки, намеченные ногой человека. Неосторожного охотника и дерзкого путника, очутившихся беспомощными и в одиночестве, засасывает вглубь подземная сила и прикрывает сырым и холодным пластом, как гробовой доской. Тут ли не водиться злой дьявольской силе и как не считать чертям такие мочаги, топи, ходуны-трясины и крепи-заросли благоприятными и роскошными местами для надежного и удобного жительства?»
Один из народных рассказов о сотворении мира объясняет местопребывание чертей в болотном подземно-подводном мире так: «Черт за щеку спрятал глину (при творении мира). Архангел донес на пего. Черту пришлось выплюнуть — образовались горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глубокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже слышать можно, как они там стонут, визжат и хохочут».
Кроме того, по народным представлениям, черти любят жить не только в болотах, но и вообще в воде, особенно в воде стоячей. Так, по некоторым поверьям, молодые черти до 30-тн лет живут холостыми в речках; потом переселяются в болота и омуты, где женятся и «распложаются»; старые же черти живут в море. Попав в человеческое жилье, черт может забраться в воду, предназначенную хозяевами для питья и т.д.; так, повсеместно считалось, что если не закрыть посуду с водой если не дощатой крышкой или тряпицей, то, в крайнем случае, двумя лучинками, положенными крест накрест, и особенно если оставить сосуд с водой непокрытым на ночь, то в него непременно заберется черт. Одна из великорусских легенд повествует, что некий святой подвижник (по некоторым преданиям — Андрей Блаженный) встретил черта, всего перепачканного, и посоветовал ему: «Иди, обмойся водой речной, что ты таким пакостным ходишь?»; черт же ответил ему: «К реке меня не пускает ангел, а велит идти в ту первую избу, где стоит непокрытая кадка с водой и где она не ограждена крестным знамением. Туда я и иду. Мы все там всегда и обмываемся».
Нередко считалось также, что черти любят появляться в сумрачных лесных дебрях, непроходимых пущах; по некоторым поверьям, черти по зорям собираются на советы на опушках глухого леса, а в жару прячутся в тени больших елей. В некоторых местах (преимущественно на севере) считалось, что черти больше всего любят селиться в глухих, непроходимых В болотистых лесах, там, где дремучий лес перемежается с бездонными трясинами болот.
Кроме того, повсеместно считалось, что черти любят появляться, собираться на перекрестках, на росстанях, где они играют, пляшут и дерутся, а на Пасху катают там крашеные яйца. Считалось также, что черти часто появляются в пустых, нежилых или неосвященных строениях, особенно на чердаках, где они устраивают свои собрания (по некоторым поверьям, если в это время войти с огнем, все они превратятся в черных кошек и разбегутся). Традиционным местом обитания чертей в народе считались и бани, а также мельницы, особенно старые и заброшенные; повсеместно считалось, что черти собираются там по ночам и устраивают гуляния и посиделки. Так, во многих местах верили, что «на мельницу, в баню нельзя ходить около полуночи — черти задавят»; повсеместно считалось, что «если оставить на ночь непокрытый сосуд с водою, то черти непременно войдут в него, а если оставить в бане воду, после того как вымоются люди, и не заамниить ее, то черти будут мыться этою водою».
В некоторых рассказах черти появляются не только в банях, по и в других дворовых постройках; так, иногда полагали, что черт может поселиться в овине, на гумне и т.д. Кроме того, черти, по народному убеждению, свободно проникают в дома (преимущественно через трубы) и могут поселиться иод полом, под полатями, в трубе, в голбце, под столом, под печью и т.д.; они «приходят в деревню ночью и уносят то, что не благословясь положено». В некоторых местах вообще полагали, что «у каждой хаты, т.е. у каждого строения, как и у каждого человека, есть свой нечистый дух».
По различным поверьям, черти могут также жить на погостах и на церковных колокольнях (так, по поверьям Новгородчины, черт покидает колокольню лишь во время звона, при третьем ударе колокола). Согласно поверьям некоторых мест, черти иногда появляются и в церкви; они даже отправляют там по ночам свои службы. Так, в быличке из Симбирской губернии мужик, ночью проходящий мимо церкви, видит, что «церковь стоит, освещена, и в церкви служба идет»; он входит, начинает молится и в этот момент замечает, что «у попа и у причта лица какие-то неподходящие»; мужик догадывается, что это нечистые, черти, и спасается тем, что выходит из церкви, пятясь задом (нечистые, бросившись за ним в погоню, видят, что «из церкви назад да одного следа нет, а только в церковь», и ищут мужика в церкви).
«Домашний быт» чертей, устройство их жизни в поверьях описываются по-разному. Согласно многим верованиям, черти могут жить семьями и иметь жен и детей; при этом, однако, считалось, что «в законный брак черти не вступают, потому что у них нет священника и их некому венчать». Женятся черти на чертихах, а также на ведьмах, удавленницах, утопленницах и т.п.; от такой связи, по поверьям, рождаются бойкие чертенята-хохлики, черные, мохнатые и в шерсти, с двумя острыми рожками на макушке головы и длинным хвостом. Кроме того, повсеместно считалось, что черти нередко соблазняют женщин, которые потом рожают от черта уродливых детей, упырей или кикимор; по некоторым поверьям, черти также женятся на душах вдов, а от брака их родятся гномы.
В некоторых местах считалось, что черт, будучи существом вездесущим, как бы бездомен, но в то же время дома повсюду; у него нет семьи, хотя он нередко сожительствует с женщинами и женскими демоническими существами (чертихами и пр.).
По другим поверьям, дом, семья и даже сама жизнь черта схожи с человеческими: он живет в добротной избе, у него есть хозяйство; жизнь его и его семьи протекает почти так же, как и у обычного человека (главное отличие в том, что черти не молятся, не ходят в церковь и т.д.).
Согласно поверьям, черти подвержены многим человеческим привычкам и даже слабостям: они любят ходить в гости друг к другу, не прочь «попировать с развалом», с музыкой, вином и плясками. Часто считалось, что черт очень любит музыку и даже может обучить игре на гармони; в быличках он нередко приглашает людей-музыкантов к себе на свадьбу. На пирах, устраиваемых по случаю особенных побед над людьми, равно как и на собственных свадьбах, старые и молодые черти охотно пьют вино и напиваются; напившись, они любит поплясать и подраться, а во время пляски после попойки поднимают вихрь. Желая «погулять от души», черт нередко заходит в кабаки и даже приглашает выпить с собой прохожих: так, в одной из быличек черт приглашает пастуха в кабак (но пастуху при этом приходится скинуть лапти, так как они плетутся крестиками); в другой быличке черт справляет в кабаке поминки по теще, и т.д. По народному убеждению, черти «любят курить табак, получаемый в дар от догадливых и трусливых людей». Однако самое любимое занятие чертей — игра в карты и кости: в игре они не знают удержу и «проигрывают все, что есть за душой (а душа им полагается настоящая, почти такая же, как у людей)».
Близость черта к человеку проявляется и в некоторых его отношениях с людьми. Так, часто считалось, что с чертом, как и с обычным человеком, можно вступить в соглашение (особенно после оказанной ему услуги: так, в быличке спасенный от грозы нечистый идет вместо спасшего его мужика в солдаты). Черт поддается на обманы и хитрости, его можно напугать. Так, например, общераспространен сюжет о том, как мужик пугает чертей тем, что вьет у озера веревку или «морщит» воду (обведение водоема веревкой — один из старинных способов колдовства, «подчиняющий» воду). По другому известному сюжету, мужик, делящий с чертом репу, предлагает отдать репу тому, кто приведет наиболее удивительного зверя; черт приводит льва, которого мужик узнает; мужик же приводит свою жену, которая идет на четвереньках, задом наперед, распустив волосы и свесив их на лицо (черт не может узнать ее и репа достается мужику).
Распоряжается чертями (особенно обитающими в преисподней) старший нечистый дух — Дьявол, Сатана или «старшой дедушка», «чертов дед», который руководит всеми чертями, «дает советы и требует отчета». Такой «старшой» черт обычно помещался где-то в подземном мире, в аду; иногда считалось, что он сидит на железном троне, к которому прикован цепями («а как сорвется — тут конец света и наступит»).
Черти, по народному убеждению, владеют различными волшебными предметами: шапкой-невидимкой, неразменным рублем и т.д.; все это у них можно получить хитростью или купить. Так, для того, чтобы добыть шапку-невидимку, человек должен был найти цветок «адамову головку», который расцветает около Иванова дня; такой цветок следовало положить в церкви под престол, чтобы он пролежал там сорок дней. Считалось, что если после этого держать его в руке, то можно видеть дьявола, чертей и бесов, всю нечистую силу; тогда можно сорвать с черта шапку-невидимку, надеть ее на себя и стать невидимым. Но перед смертью эту шапку нужно бросить в реку, чтобы черти взяли ее обратно, иначе черти в аду замучают душу человека, который забрал и не отдал обратно их добро.
В сказках черт нередко выступает замороченным простофилей, которого легко обмануть; подобные сказки обычно бывают шутливо-ироничными. Однако в бытующих поверьях и быличках отношения человека с чертом обычно достаточно серьезны и нередко «равноправны»: с чертом заключаются договоры и сделки; к нему иногда обращаются за помощью, нанимаются к нему в работники или, наоборот, нанимают его на работу сами; его призывают в гаданиях, и т.д. При этом черт в поверьях часто является источником непредсказуемой и неуловимой, вызывающей различные события и беды силы; иногда чертом именовалась даже не столько злая, сколько двойственная в своих проявлениях сверхъестественная сила вообще («демон в самом общем пониманье). При этом, однако, вступая в те или иные отношения с чертом, человек все время должен был помнить, что черт (в большей или меньшей степени) все-таки является носителем зла, и общение с ним может привести к различным бедам.
По народным представлениям, черти постоянно вмешиваются в жизнь людей; причиняют различные мелкие неприятности; насылают мороки; провоцируют на преступления или самоубийство и т.д. По поверьям, «затем они на землю и являются, чтобы ввести человека в грех или нанести какой-либо вред». Так, например, повсеместно считалось, что черт «водит» и «носит», сбивает с пути людей; толкает под руку, а также похищает и прячет разные вещи; портит и похищает неблагословленную еду и питье; толкает, незримо присутствует за столом и ест еду за тех, кто шумит и болтает за столом, бросает недоеденные куски, крошит хлеб и т.д. Действию чертей часто приписывались как практически все более или менее мелкие несчастья (например, неловкие движения, потери), так и более серьезные опасности.
Согласно народным верованиям, черт, как и ангел-хранитель, дается человеку при рождении и всегда, в течение всей человеческой жизни, присутствует за левым плечом человека (тогда как ангел-хранитель находится за правым); очевидно, в этих поверьях нашло отражение представление о черте как о представителе злого начала, всегда неизбежно сопутствующего началу доброму. По народным поверьям, черт всегда нашептывает человеку в левое ухо, подталкивая его к «злым и греховным деяниям». В некоторых местах верили, что когда звенит в левом ухе — это черт «летел сдавать Сатане грехи того человека, сделанные за день, и вот теперь прилетел назад, чтобы снова стать на страже и выжидать случая и повода к соблазнам». По народному убеждению, между ангелом-хранителем и чертом-соблазнителем всегда идет борьба и вражда, каждый из них зорко следит за другим, уступая первенство противнику лишь в зависимости от поведения человека. Ангел записывает все добрые дела человека, а черт учитывает злые, и когда человек умирает, ангел спорит с чертом о его душе.
Черт, в народном представлении, — существо более злое, чем другие представители нечистой силы — леший, водяной и пр. Он любит подшутить над человеком и может подшутить очень зло; наиболее же опасен черт для пьяниц, особенно припозднившихся в пути. Так, по народному убеждению, черт так любит пьяных по той причине, что пьяного человека ему легче «наманивать на всякий грех, внушать дурные мысли, подсказывать черные и срамные слова, наталкивать на драку и на всякие такие поступки, для которых у всех, за неимением верного, есть одно дешевое и вечное оправдание: "черт попутал" ».
Подшучивать над пьяными — любимая забава черта. Существует немало рассказов о мужиках, возвращавшихся домой «навеселе, изрядно выпивши» и повстречавших черта. Как правило, черт является пьяному мужику в облике его знакомого или родственника и приглашает выпить с ним; мужик, согласившись, отправляется с чертом, выпивает и закусывает с ним, а потом вдруг оказывается где-то в совсем незна-комых местах и обнаруживает, что пил воду из проруби, закусывал сухими листьями, вместо рюмки держал шишку, а сидел на пеньке, на дереве и т.д. Так, например, в одном из рассказов пьяный мужик стараниями черта оказался в колодце: «Позвал сват пить чай да пиво. Выпил чашку пива и увидал, что не у свата я в гостях, а в колодце, да и не пиво пью, а холодную воду. И не стаканчиком ее пью, а прямо взахлебку». При этом замороченный чертом человек может оказаться на краю гибели: так, в одном из рассказов мужик, по дороге домой заглянувший в «чертов кабак», оказывается вдруг на перилах моста ( «Шагнул бы еще разок — и оказался бы в реке, так что и следа не нашли бы»).
Человека, попавшего к ним, черти могут не только «заморочить», но даже и задавить, погубить. Так, в быличках многих мест люди, зашедшие в баню, на мельницу или в другое место, где водятся черти, оказываются задушенными, разорванными и т.д.; в популярном рассказе о чертях, в человеческом облике пришедших на девичью вечеринку, убитыми оказываются все девушки, кроме одной, случайно заметившей, что у «парней», зашедших в избу, есть рожки, и успевшей убежать.
Поверья о том, что черти любят приходить на девичьи вечеринки и сожительствовать с девушками и женщинами, были распространены повсеместно. Так, считалось, что черт может явиться девушке в облике красивого парня, и если она не распознает в нем нечистого духа, то он соблазнит ее и станет сожительствовать с ней. Во многих местах верили, что черти летают к тоскующим женщинам, принимая облик их отсутствующих мужей или любимых. При этом женщина, к которой ходит черт, вскоре начинает богатеть, но при этом сохнет, чахнет, болеет и может вскоре умереть. Если она забеременеет, то родит ребенка-урода, чертенка; например, в рассказе из Вологодской губернии женщина описывала родившегося от черта ребенка так: «Катается что-то черненькое, маленькое, а как поглядела — увидала хвостик, а над лобиком махонькие рожки». Иногда считалось, что от связи чертей с женщинами рождаются черные, глупые и злые дети, которые обычно живут очень недолго, «так что их даже никто не видит».
По общераспространенным представлениям, черти всегда стараются заполучить душу человека; «вводя во грех», они надеются, что душа грешника после его смерти достанется им. Души самоубийц также достаются чертям; так, по народному убеждению, «черту баран» «в равной мере и тот, кто прибегает к насильственной смерти, и тот, кто совершает преступление поджога, убийства по злой воле (по внушению дьявола), и те, которые попадают в несчастие от неравновесия душевных сил переходного возраста». Так, любой самоубийца, по народному убеждению, — «черту лошадь», «черту баран» (реже — «черту свечка» или «черту кочерга» — уголья мешать в геенне огненной). Согласно поверьям, все самоубийцы находятся в полюй власти нечистой силы; черти возят на них воду и ездят сами. Так, в различных быличках черт ездит верхом на удавленниках, вихрем летит по дорогам и гонит душу самоубийцы, толкает человека в петлю, помогая тому повеситься, и т.д. Согласно многим поверьям, сам Сатана на том свете запрягает одних самоубийц вместо лошадей, других сажает вместо кучера, а сам садится на главном месте вразвалку, понукает и подхлестывает; временами он ездит и по земле и тогда заезжает в кузницы, чтобы подковывать своих «коней» (так, в одной быличке кузнец, собираясь подковать лошадь черта, вдруг обнаруживает, что вместо лошадиного копыта держит человеческую руку).
Нередко считалось, что многие самоубийцы не сами решились наложить на себя руки, а им помогли черти. Так, например, согласно поверьям, если человек много пьет, то черт на него «напустит жуть, либо тоску, так и незнамо что представится. Со страху да тоски руки на себя наложишь, а он и рад: начнет под бока подталкивать, на ухо нашептывать. Ты только петлю накинь, а он под руку подтолкнет — и затянет». В одном из народных рассказов мужик, решивший покончить с собой, идет в лес; один деревенский старик, поняв, что тот задумал недоброе, советует мужику, когда тот станет давиться, сказать: «Душу свою отдаю Богу, а тело черту». В лесу мужику встречаются черти, которые подхватывают его под руки и подводят к осине, у которой уже «собралось великое сборище всякой нечисти: были и колдуны, и ведьмы, и утопленники, и удавленники»; едва мужик подошел к осине, как она наклонила макушку, а черти «на радостях кинулись навстречу, приняли из рук вожжи, захлестнули на крепкий сук — наладили петлю; двое растопырили ее и держат наготове, третий ухватил мужика за ноги и подсадил головою прямо к узлу». Тут мужик вспомнил старика и сказал, как тот советовал; черти закричали: «Ишь, велико дело твое мясо, что мы с ним будем делать? Нам душа нужна, а не тело вонючее», — вытащили мужика из петли и швырнули его в сторону. Вернулся мужик в деревню; а старик, что ему совет дал, потом ему и сказал: «Пошла бы твоя кожа им на бумагу. Пишут они на той бумаге договоры тех, что продают чертям свои души, и подписывают своей кровью, выпущенной из надреза на правом мизинце».
По народному убеждению, свои души черту продают в первую очередь колдуны и ведьмы. Так, по поверьям, человек, желающий научиться колдовству, должен заключить договор с чертом; подписав этот договор своей кровью, он становится колдуном и на всю свою жизнь получит в свое распоряжение нескольких чертенят, которые станут помогать ему. Однако после смерти колдуна черти придут за его душой и заберут ее себе; если же колдун перед смертью не передал своей силы, то черти, пока он еще не умер, будут мучить его, набиваться в его внутренности и т.д. Так, например, про одну ведьму рассказывали, что она, не передав своей силы, умирала две недели: «Вот уж совсем вроде померла... На стол ее положат, а к утру она на полу окажется, или вовсе где под печью али под порогом. И все кричала, сильно мучилась. Посинела вся, холодная стала, а умереть никак не могла. Черти все ее мучили. Потом-то уж кто-то посоветовал — разобрали крышу, так и померла наконец. А дом, где жила, сожгли вместе с ней, так там, в огне-то, шибко что-то верещало».
Согласно народным поверьям, черти часто похищают людей и особенно детей, в первую очередь проклятых. Так, считалось, что черт непременно утащит человека, которого вольно или невольно послали «к черту». Особенно же часто черти похищают детей, оставленных без должного присмотра пли проклятых родителями; иногда таких детей они подменивают чуркой, поленом, веником и т.п. Так, повсеместно считалось, что если младенца до крещения оставили одного (особенно в бане), если дали ему заснуть, не перекрестив, не пожелали ему роста и здоровья при чихании и т.д., то черт непременно придет и похитит ребенка, оставив на его месте свое уродливое дитя или чурку, полено и т.д., которым злые чары придали облик похищенного ребенка. Считалось также, что черт непременно утащит к себе ребенка, которого в сердцах прокляла мать или которому «в недобрый час сказали неладное слово» (например: «Хоть бы тебя черти взяли!», «Иди к черту!» и т.п.). К черту, по народному убеждению, попадают и души «присланных детей» (т.е. случайно задушенных матерями во время сна); такие дети в народном сознании приравнивались к проклятым.
Похищенных детей черти забирают себе, растят и воспитывают, могут сделать их колдунами или обратить в своих подневольных слуг; так, по некоторым поверьям, таких детей черти заставляют раздувать пожары, воровать неблагословленную еду, сторожить клады и т.д. В некоторых местах считалось также, что похищенного ребенка черт (дьявол) помещает в темную и сырую темницу, где ребенок будет навсегда лишен света и станет вечно проклинать свою мать за то, что она не уберегла его. Во всех этих случаях душа ребенка считалась погибшей, если мать не спасла ее постоянными молитвами в течение 40 дней при строжайшем посте. Подобным образом можно было вернуть себе ребенка: так, в одной из быличек проклятое и похищенное нечистой силой дитя по молитве матери является на своем месте и, по окроплении святой водой, остается невредимым. Однако в некоторых местах считалось, что так можно вернуть ребенка только в том случае, если его похитили «тайные люди»; если же похитителем был черт, то матери «предстоит много хлопот».
Так, по некоторым поверьям, душу погубленного (присланного и т.д.), т.е. попавшего во власть чертей ребенка мать может спасти только одним способом: три ночи подряд простояв в церкви на молитве (правда, не всякий священник разрешал это). По поверьям, в первую ночь черти будут бесноваться вокруг женщины, поднимут позади нее хохот и свист, шум, возню, она услышит также детский плач и проклятия, а черти станут уговаривать ее обернуться, обещая в этом случае отдать ребенка; однако если она оглянется, то по-
губит и ребенка, и себя (черти разорвут на части): если же она выдержит это испытание, то перед первыми петухами черти покажут ей ее ребенка, черного, как уголь. На вторую ночь произойдет то же самое, только ребенок уже не будет проклинать свою мать, а станет уговаривать ее молиться дальше; после вторых петухов он покажется матери наполовину белым. Третья ночь — самая опасная: черти станут дразнить женщину, кричать детскими голосами и умолять взять их на руки и т.д.; однако если женщина выдержит это, то после третьих петухов черти бросят перед матерью совершенно белого ребенка, мертвого, но спасенного. В одном из рассказов женщине, отмаливавшей таким образом свое присланное дитя, посоветовали очертиться кругом; в первую и вторую ночи черти, беснуясь за пределами круга, пытались выманить мать, показывая ей дитя, а в третью ночь замучили ребенка у нее на глазах, однако с первым криком петухов исчезли, оставив дитя, и мать увидела, как ангел в белом взял ребенка на руки и вознесся с ним на небо.
Вмешательству черта часто приписывались болезни, особенно болезни душевные, сопровождающиеся истерическими припадками психические расстройства: так, по народному убеждению, «все душевнобольные и ненормальные суть люди порченые, волею которых управляет нечистая сила, кем-либо напущенная и зачастую наталкивающая на злодеяние — себе на потеху». При этом многие болезни, происходящие от неизвестной причины, объясняли тем, что в человека проник или посажен черт («на несколько лет или на смерть»). Черт в этом случае мог действовать самостоятельно, а мог быть напущен колдуном, недобрым, «лихим» человеком «на питье, еду» или «но ветру». От того, что в нем находится черт, человек, по народному убеждению, заболевает и начинает кликушествовать, у него случаются припадки, и т.д.
Внутрь человека черт мог попасть разными способами. Так, по поверьям, «во время грозы непременно следует перекреститься, иначе в человека может войти черт, спасающийся от ангела». Человек мог также «выпить» черта вместе с водой: так, если человек пьет воду прямо из ручья или из сосуда, простоявшего какое-то время непокрытым, то в него, по народному убеждению, может войти черт, который сидит в этой воде. Считалось также, что черт может войти в человека, если тот не перекрестил рот во время зевка: ел и пил неблагословленное и не благословясь; не услышал «Будь здоров!» при чихании, и т.д. В одной из быличек Новгородчины черт вселяется в жену крестьянина, который поссорился с ней и сказал: «Чтоб тебя черти-то взяли от меня». Жена после этого легла на печку, а через несколько минут встала и сказала, что ей нужно ехать в город и ее уже ждет у ворот приехавший за ней мужичок, а после этого стала рвать на себе платье; испуганный мужик попробовал ее успокоить, но она отшвырнула его в сторону. Женщина отказывалась от святой воды, не признавала своих детей, плевала на иконы, не понимала ни слова из воскресной молитвы; собравшийся народ решил, что в нее «вселился Дьявол». Для того, чтобы изгнать его, стали «кадить ладаном», и когда дыму набралось много, женщина начала сильно волноваться, упала на лавку и уснула, а спустя час проснулась здоровой.
Часто считалось, что черт может вселяться не только в живых людей, но и в мертвых, покойников, прежде всего скончавшихся безвременно или умерших насильственной смертью; может он войти и в тело мертвого колдуна или большого грешника, «нечистого» покойника или человека, по которому сильно плачут родные. Так, во многих местах верили, что с покойника, по которому долго убивается жена, черти сдирают кожу и один черт залазит в нее, после чего начинает в таком виде ходить к жене покойного и сожительствовать с ней. Считалось также, что в умершего колдуна может вселиться черт, который станет вставать по ночам из могилы и бродить по миру, преследуя и заедая людей, насылая засуху, град и т.д.