Блуждать, заблудиться — действие и состояние, связываемые с вмешательством нечистой силы.
Считалось, что заблудиться можно чаще всего ночью, в "глухой час", "до петухов", что происходит в наказание за неосторожное вторжение человека в пределы опасного, "нечистого" места, принадлежащего демонам, поэтому основной предупредительной мерой было стремление предотвратить контакты с нечистой силой.
В восточнославянской традиции путников "водят" чаще всего леший, черт, лесной или болотный человек (которые могли принять облик старика, солдата, соседа, попа, ямщика, барана, кобылы и др.), русалка, полуночница (иногда в облике животного), полудница, пивденный чорт (которые "водили" в полдень). Могли заманить на бездорожье также блуждающие огни, души умерших, особенно висельник и утопленник. В южнорусских областях верили, что во время метели ночью выходят из могил колдуны и сбивают людей с пути. Наиболее широко распространен тип славянских быличек о том, как некто встречает путника ночью и ведет его за собой, а затем исчезает, в результате чего путник оказывается в непроходимых местах. В восточнославянском фольклоре известны также рассказы о музыканте, возвращавшемся поздно с гулянья, которого встречный зазывает поиграть на свадьбе; музыкант идет, играет, пирует, а после пения петухов обнаруживает, что сидит в болоте (на дереве, на пне, в зарослях), откуда не может выбраться, а свадебное угощение оказывается пометом, гнилушкамн и т. п. Особый тип быличек бытовал на Русском Севере и в Вост. Сибири: ругая ребенка, мать посылает его к лешему, к черту, и ребенок исчезает, когда же его удается найти (часто сидящим на дереве, на скале, на крыше), он рассказывает, что его "водил дедушка" (или кто-нибудь из умерших родственников), что они ходили по верхушкам леса, по глухим местам и т. п.
По западнославянским поверьям, сбивали с пути многие лесные и болотные духи, некоторые персонажи, вредящие беременным и роженицам (пол. богинка, мамона). Кроме того, в заладнославянской мифологии известна большая группа особых духов блуждания. Они появлялись по ночам (чаще обычного в Адвент, накануне Рождества, на святки, весной или осенью), поодиночке или группами в нечетном количестве, в виде людей, животных, маленьких человечков, могли быть невидимыми. Лужичане представляли их в виде человека с фонарем, с горящей метлой, одноногого или безголового, ребенком, светящейся конской головой и т. п. Происхождение этих духов и блуждающих огней часто связывали с душами умерших; самоубийц, некрещеных младенцев, умерших до брака девушек, грешников (поджигателей, землемеров, обманувших при наделе земли), и т. п. Некоторым духам приписывалась способность "водить" только в строго ограниченное время. Иногда в поверьях отмечалось, что, принуждая людей блуждать, они мстят им за прижизненные обиды: души младенцев - родителям, не окрестившим их, души покинутых девушек — обидчикам.
В меньшей степени распространены такие поверья в южнославянской традиции. По представлениям сербов, могли "водить" духи, появлявшиеся обычно в святочный период по ночам в виде людей или животных (козленка, кошки, свиньи, курицы), в виде девушек с распущенными волосами и на козьих ногах. В Хорватии считали, что сбивают с пути сметеньяк в виде животного или женщины в белом.
Чтобы не заблудиться, перед выходом в путь рекомендовалось; перекреститься, помолиться; взять с собой кусок хлеба (в.слав.) или т. н. забутний хлеб, т. е. забытый в печи при выпечке хлебов (укр.); иметь при себе чсснок, металлический предмет, коровий или конский помет (серб.); в башмак положить четырехлистный клевер (серб.); перед выездом со двора трижды обойти вокруг воза (луж.); надеть рубашку или другую одежду наизнанку (чеш., серб.); если случится миновать могилу самоубийцы — бросить на нее ветку, камень, ком глины (в.слав.); запрещается громко смеяться и кричать в лесу, свистеть, аукаться, откликаться на зов и т. п. Предосторожности соблюдались также в пути. Считалось, что человек собьется с пути, если; дорогу ему перейдет баран, перебежит заяц (в.слав., з.слав.); человек перешагнет через упавшее без ветра или, наоборот, поваленное бурей дерево (в.слав.), через "блудный корень" или "блудную траву" (чеш., морав.); наступит на след лешего, приблизится к его любимому дереву, перейдет его любимую тропу (рус.); дотронется до камня, в котором обитает "блуд" (пол.). При встрече с духами следовало остерегаться, чтобы черт не дмхнул на человека (бел.), чтобы лесной дух (осеньа) не увидел открытым лоб и переносицу путника, т. е. место на лбу, называемое крет на челу (серб.). Считалось, что от нечистой силы можно откупиться, предлагая сыр или пообещав какую-нибудь награду (чеш.). Оберегаясь от воздействия духов, нужно было осенить их крестом, бросить в них крошки освященного хлеба, освященной или кладбищенской глины (з.слав.); лечь лицом на землю — тогда они не тронут и уйдут (чеш.).
Если при всех предосторожностях человек все же сбивался с пути, то, чтобы найти дорогу, ему следовало: помолиться или выругаться, сказать "Господи" (рус.) или "приди вчера" (рус. рязан.); произнести формулу "Святы хрен, выведь меня на дорогу" (чернигов.); подумать о том, что накануне Нового года варят свиную галову (смолен.); припомнить, в какой день было Рождество (карпат.), с кем стоял рядом в церкви на Всенощной (волын.), с кем вместе ел крашеное яйцо на Пасху, яблоко в Рождественский сочельник (чеш.), какое Евангелие читали в ближайшее воскресенье (луж.); вывернуть одежду наизнанку (о.слав.), один карман наружу (чеш.), передник наизнанку (чеш.); надеть рубаху задом наперед (рус.), шапку козырьком назад (карпат., рус.); переобуться, поменяв обувь с одной ноги на другую (о.слав.), перевернуть стельки в сапогах (карпат.), разуться или снять один башмак и бросить его за спину (чеш.); повернуть пояс узлом на левый бок (рус.); заткнуть юбку за пояс (укр.); перепрячь коня, чтобы кольцо дуги было не спереди, а сзади (рус.); сесть на землю с закрытыми главами (луж.); поесть взятый с собой хлеб (бел.); лечь лицом вниз (укр., пол., луж.); сесть и подержать руки перед глазами (луж.); сделать из дерева девять крестиков и бросить их перед собой (укр.) и т. п. Помочь человеку найти дорогу могли и его домашние, если они выкликали его имя в дымоход (полес.). Известны поверья о том, что сами духи, сбивающие с пути, тоже могли помочь: выводили на дорогу, за что их следовало отблагодарить (пол.); если им пообещать грош, хлеб с сыром или кашу, то они приведут заблудившегося к самому его дому (луж.). У белорусов таким добрым духом, выводящим из леса, считался белун.
©
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/bluzhdanie/2145/