Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 29 Марта 2024, 10:05:09


Автор Тема: Белая баба  (Прочитано 914 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Белая баба
« : 04 Апреля 2019, 13:55:44 »
Поехал один крестьянин в город на ярмарку и взял с собой дочку. Вдруг выходит из лесу на дорогу какая-то баба и стоит молчком. Глаза закрыты, а из них слезы льют ручьем. А сама вся в белом с ног до головы.
 - О чем ты, тетенька, плачешь? - спросила девушка. Отец дерг ее за руку: молчи, дескать! - да поздно.
     
Открыла белая баба глаза - а они как два раскаленных уголька, так и жгут!
- Отец, купи дочери материи на белое платье, - только и сказала она - и исчезла, будто не было. Только ветер по лесу пошел.
Перекрестился крестьянин.
- Чего ты испугался, батюшка? - смеется дочка. - Наверное, замуж выйду, а венчаться пойду в белом платье - в точности как городские барышни. Непременно купи мне белой материи, да самой что ни на есть дорогой.
     
Молчит отец, только слезы утирает. Он-то знал, что им явилась сама Белая баба, предвестник чьей-то неминучей смерти. Не на венчальное платье, знать, материю дочери покупать, а на саван... Но дочке ничего не сказал, ни слова.
Долог был базарный день, но ни единой минуты покоя не знал мужик. Глаз с дочки не сводил, уж и не помнил, как расторговался. На душе тоска тоскучая! И ведь не знаешь, когда беда подкрадется, как от нее уберечься. Настал вечер, и вспомнил он, что где-то поблизости от рыночной площади живет старый знахарь.
Пришел к нему с дочерью, рассказал все как было, посулил хорошую плату.
     
- Не надо мне никаких денег, - сказал знахарь. - Я тебе так, задаром помогу, потому что много лет назад точно так же повстречал я Белую бабу и посулила она смерть моей невесте. Красавица была - в точности твоя дочь. Тогда я не знал, как спастись, а теперь знаю. Сильно ли ты дочку любишь? Не пожалеешь ли жизнь за нее отдать?
Побледнел мужик весь, но голос его звучал твердо:
- Одна она у нас с женой. Помрет - и мы помрем. На все готов, чтобы ее спасти!
- Тогда слушай, - говорит знахарь. - Ночь проведи в городе, а завтра с утра купи самой красивой и дорогой белой ткани и поезжай той же дорогою. Как доедешь до места, где бабу повстречал, возьми нож и начинай ткань в клочки кромсать. Ну а дальше... Богу молись ради грехов твоих.
     
Так и сделал мужик - все в точности исполнил. Только начал посреди дороги белую материю кромсать-резать, как явилась из лесу Белая баба и ну его бранить:
- Что ж ты делаешь, смертный? Разве не знаешь, зачем я велела тебе купить материю на белое платье?
- То-то что знаю, - отважно отвечает мужик. - Ништо! Дочку мы и в домотканом под венец сводим, ни к чему нам шелка-атласы всякие. Возьми их себе, белая бабища, злобная ягища!
Смотрела-смотрела баба на лоскутья белые, наконец не выдержала - бросилась к мужику, выхватила белую материю, а потом исчезла - и больше никогда, никому на той дороге не являлась.
На другой год девица вышла замуж, но венчалась не в белом платье, а в крестьянском наряде. И ничего, всю жизнь счастливо жила да батюшке спасибо сказывала.

     
Белая баба — злой дух судьбы, предсказательница болезни или самой смерти. Ведь белый цвет в исконном своем значении — цвет снега, символизирующего смерть живой природы, цвет самой смерти.
В последние мгновения умирающий иногда видит смерть в образе женщины, одетой во все белое.
Белая баба — вестница судьбы; со свечкой в руках она появляется перед путниками и предсказывает будущее. Не случайно, что смерть предрекает именно женщина: женщина дает человеку жизнь, но может и отнять ее.
В некоторых сказаниях Белая баба не преследует человека и даже не заговаривает с ним, а молча стоит поперек пути и льет горькие слезы.
Чтобы Белая баба не вошла в дом и не причинила несчастья, под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/belaya-baba/1091/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1950
  • Репутация: 729
  • Фрида Фрида Фрида
Re: Белая баба
« Ответ #1 : 24 Февраля 2020, 19:25:13 »
Белая (баба, девка, женщина) — явление смерти в образе женщины, девушки, предвестница несчастья, носительница болезни, близкая лихорадке, призрак, угрожающий жизни человека.

«Белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет». Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыки крестьян.

Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одно временно принимающих женское обличье персонажей — мара, русалка) образ белой женщины все же наиболее устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы — неудачи, болезни, смерти.

Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. Он предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.

В крестьянских рассказах белая женщина чаще все же не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды (иногда подобным образом описывается появление Богородицы, также вещающей бедствия, перемены).

Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь

В Вологодской губернии под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову. Здесь рассказывали, что белая баба жила у моста через реку Крутец и пугала по ночам людей

Зеленин. Очерки.

Белая (баба, девка, женщина) — явление смерти в образе женщины, девушки; покойница; предвестница несчастья; водяной дух; видение, призрак, угрожающий жизни человека.

«Белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет» (Ворон.); «После бани помрочило — бела, высока показалась. Я воскресну молитву зачитала, и все исчезло» (Мурм.); «Стоит белый человек — простыня вот так накинута» (Новг.).

«Предвестник в белом» (в белых одеждах, белом балахоне, чаще всего очень высокий) — один из самых популярных персонажей поверий в XIX и XX вв. В рассказе начала XX в. из Архангельской губернии явление женщины в белом на повети предшествует кончине девушки. В современном повествовании одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее: «Слух пустил кто-то… Будто один шофер ехал, вдруг машина резко остановилась, он видит: женщина идет. Одета во все белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.

— А как купишь, сюда же приезжай. Потом рассчитаемся.

Он съездил, купил. <…> А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Спрашивает его:

— Купил? — Он отдал материал. — Что хочешь теперь проси, все исполню.

Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:

— Война будет?

Она отвечает:

— Войны не будет» (В. Сиб.).

Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», является отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина… и все голосом читает. Высо-о-кая — высо-о-кая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка номер. Вот мама все говорила, что это Смерть ему пришла» (Новг.).

Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Умерший, по поверьям, может прийти за живыми и «увести», погубить их — он несет с собой смерть, воплощает ее.

Белый цвет в одном из своих основных значений — цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь — и может ее отнять (сходное значение иногда приобретает образ женщины в черном или красном одеянии).

В поверьях XIX–XX вв. фигура в белом именуется и не вполне определенно («бела», «высока») и прямо называется смертью и, например, в современных рассказах Новгородской области трактуется как «обернувшийся простыней покойник».

Образ белой женщины предполагает и несколько иные трактовки. В поверьях ряда губерний России он связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчесывает себе волосы». Женщина в белом появляется у проруби: «…Мы только подошли — стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Все у нее горит около головы так. У этой проруби конской стоит и грозит пальцем: „Вы знаете, что в двенадцать часов на прорубь ходить нельзя?“ Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи» (В. Сиб.).

В повествовании из Костромской губернии белая женщина — покойник-колдун, «речной дружок» полупомешанной девушки: «…уж мы спать полегли, слышу я, стучится кто-то в окно, встала, глянула, <…> да так и обмерла со страху: стоит у окна Аксинья, вся, как есть, мокрая, и уж чего-чего нет у ей в подоле: и раки, и лягушки, и трава какая-то водяная… <…> Взбудила я помаленьку мужика своего, рассказала ему, в чем дело, — ён палку узял, а я — иконочку, родительское благословение, и пошли мы с ним вон из хаты, поглядеть, что будет. Только мы к углу подходим, женщина, вся в белом, метнулась было к нам, да, верно, благословение-то мое помешало — назад, да и пропала за углом. Только ента пропала, откель не возьмись Аксинья вывернулась, зубищами ляскает, глянула на нас и говорит: „Графенушка, пусти меня заночевать, дуже я замерзла“. А я говорю: „Зачем ты ко мне пойдешь? Ведь твоя хата вон, рядом“. А она как захохочет, да пустилась бежать вниз, туда, к речке, да причитать: „Марья! Марья!“ — Это она энтого-то, дружка-то своего звала… да энтого, речного-то… ну, ведь это ён женщиной-то белой обернулся, да за углом ее поджидал…»

Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыки крестьян: «Давай, говорю, Лавруш, подерем етта лык! Он отошел эдак в сторонку от меня, срубил березу, дерет сибе лыка, я тоже. Вдруг как закричит во все горло! Еле-еле пришел в себя и говорит: „Пришла, говорит, ко мне девка, высокая, белая, косы распущены, да как схватит меня рукой за галстук (шарф) и галстук сорвала“. Я посмотрел, а у ево на шее пятно большущее багровое… „Ну, говорю, Лавруш, побежим скорие домой, это леший с нами шутит, щобы чево худова не сделал, видно, березняк-ать — это ево“» (Волог.).

В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над эти курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».

Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала; или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал» (Ворон.) <Селиванов, 1886>.

Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одновременно принимающих женское обличье персонажей — см. МАРА, РУСАЛКА) образ белой женщины все же наиболее устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы — неудачи, болезни, смерти.

Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу высокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.

В крестьянских рассказах конца XX в. белая женщина чаще все же не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды (иногда подобным образом описывается появление Богородицы, также вещающей бедствия, перемены).

© Власова М. Энциклопедия русских суеверий

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Белая баба
« Ответ #2 : 15 Февраля 2021, 22:34:41 »
Белая Баба, Девка - предвестница несчастья.

Внешне Белая Баба - это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую ткань, а взамен предсказывает будующее. Исчезает также внезапно, как и появляется.

Своим появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".