Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 13 Апреля 2021, 16:23:07


Автор Тема: Аспид и Василиск  (Прочитано 249 раз)

Фрида

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1602
  • Репутация: 469
  • Фрида Фрида
Аспид и Василиск
« : 24 Февраля 2020, 14:28:50 »
Аспид, аспик, аспида — змея или змей; камень.

«Раб Божий Федор вошел в жилище змея и там нашел свою мать, убранную как дева и украшенную золотом и серебром. Двенадцать больших змей обвили ее, а перед ней была мерзкая змея аспида» (Житие Федора Тирона).

Упоминания об аспидах, «пестрых змеях», «баснословных змеях аспиках» встречаем в старинных азбуковниках и заговорах: «Аспид есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит».

Одно из наиболее подробных описаний аспиды приведено М. Забылиным: «На мрачном, суровом, лесистом севере народная фантазия помещала змею аспиду <…>; эта змея, по народному мнению, жила в печерских горах, не садилась на землю и на камень». Заговорить, уничтожить разрушающую все вокруг себя аспиду могли, по поверьям, колдуны, «знахари-обаянники», которые использовали нелюбовь аспиды к «трубному гласу»: «Пришедше же обаянницы, обаяти ю, и копают ямы, и садятся в ямы с трубами, и покрывают дном железным и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее: да разжигают клещи и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горы потряситися, и прилете к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнет хоботом… Мечущуюся „от трубного гласа“ аспиду знахари-обаянники хватали и держали раскаленными клещами, пока она не погибала» <Забылин, 1880>.

Некоторые исследователи (Н. Сумцов) считают, что змеи-летавцы и упыри (см. Змей, Упырь) народных поверий — существа, сходные с «книжным» аспидом.

Аспида — одно из названий змей в заговорах.

Аспид — не только змея, но и камень. Его описание приводится в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.):

«1. Аспид есть камень многими и различными цветы бывает, а из них лучше и сильнее светлозеленый, чтобы в нем струи червленыя проходили сквозь.

2. Того камени крест кто носит на себе, сохраняет того человека от потопления в воде.

3. Такоже кто его носит на себе в чистоте пребывает; трясавичное биение уймет и водоточную болезнь изгонит.

4. Тог же камень помощен женам во время рожения их и всякое ночное и стенное нахождение отгоняет и от соблазнства охраняет.

5. Тот же камень утробу кроваву уймет и у жен лишнее течение менстрово заключает, и разуму острость подает, а коли тот камень обделан серебром, тогда силою своею исполнен есть» <Флоринский, 1880>.

Старинное значение слова «аспид» — «яшма, пестрый плитняк», — очень отдаленно, но перекликающееся с уральскими поверьями о змеях-«хозяйках» подземных недр, которые таятся среди камней, — приводит и В. Даль <Даль, 1880>.
Нательный крест из камня аспида оберегал от лихорадки (см. Лихорадки).

У крестьян Архангельской губернии аспид — «ехидный», но опять-таки «связуется с представлением о змее».


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/aspid-i-vasilisk/2118/

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1745
  • Репутация: 1845
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
  • Хозяйка форума
Re: Аспид
« Ответ #1 : 27 Февраля 2020, 07:21:08 »
Выхованок — в украинской мифологии, демонический дух, обогащающий своего господина. Также называется "годованец" и "хованец".

Сказки и легенды о выхованке были особенно распространены среди гуцулов Прикарпатья: выхованком мог стать выкидыш через 7 лет после аборта.

Выхованок живет в доме на чердаке, питается только несоленой пищей, в еде отдает предпочтение пшеничному хлебу, молоку и сахару. Обеспечивает богатство хозяину и процветание дому, заботится о скоте. Иногда в доме имелось несколько выхованков, распределявших между собой работу: один сторожил дом от воров (подобно другому духу — скарбнику), другой заботился о пасеке (подобно духу пасечнику), третий работал в поле.

Человек мог вывести для себя выхованка из яйца, снесенного черной курицей или петухом. Яйцо следовало носить под левой мышкой 9 дней, в течение которых нельзя умываться, стричь ногти, молиться и креститься. Если выхованка недонашивали, он мог замучить человека до смерти. Выхованка можно было купить, отрекаясь при этом от Христа и Богородицы, глумясь над крестом и иконами. При выведении и покупке выхованка человек продавал свою душу дьяволу.

Выхованок обижался на своего господина, если тот давал ему соленую пишу: перебивал всю посуду, мог выколоть хозяину глаза, навсегда уйти из дома, унося с собой счастье, мог замучить хозяина так, что тот вешался. Со смертью хозяина выхованка исчезает и богатство в доме. Смерть хозяина выхованка мучительна: его душу выхованок относит в ад самому старшему дьяволу, который загоняет ее в яйцо, а из яйца вылупливается еще более злобный дух.

Как и черта, выхованка мог убить гром. Чтобы очистить дом от выхованка, священник должен был трижды освятить хату, перебросить выхованка через крышу, отнести его за девятую межу. Человек мог убить выхованка сильным ударом наотмашь, но, если после этого выхованка ударяли буковой палочкой, он воскресал.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Элины Зорич | elinazorich@yandex.com

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1745
  • Репутация: 1845
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
  • Хозяйка форума
Re: Аспид
« Ответ #2 : 27 Февраля 2020, 07:23:18 »
Василиск - (греч. "маленький царь", "царёк") обладающее богатой символикой мифическое существо полупетух-полузмея, со змеиным телом, остроконечной головой и гребнем с тремя шипами. Упоминается во многих легендах как "страж сокровищ", "царь змей".

Это существо выглядит похожим на гигантскую ящерицу с четырьмя парами ног. Пристальный взгляд Василиска превращал любое живое существо в камень.

Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк) — зооморфное мифологическое существо убивающее взглядом или дыханием.

Василиск Образ василиска широко распространен в фольклорных легендах зап. славян под влиянием латинских бестиариев. Поляки считают, что василиск сотворен дьяволом; василиск величиной с петуха, с головой индюка, имеет змеиный хвост, глаза жабы, крылья летучей мыши, на голове белый гребень, под крыльями окраска ярко-желтая, ходит на двух ногах, обитает в расщелинах скал, пещерах. У лужичан василиск — петух с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла, на голове красная корона, по всему телу черная щетина (чешуя), глаза зеленые. Василиск может выглядеть и как большая ящерица (ниж.луж.).

Восточнославянские описания представлены в основном книжными источниками (рукописные сборники, азбуковники): "Василиск зме. Родится в части африке. образом аки петух. кожа мышя. хвост змеин <...> зеркало пред ним поставляют. и как он увидит в зеркале. образ сво’ то умирает, о том василиску сказывают что в Риме при леоне папе в старых некиих каменных стенах жили, и от тог(о) долгое время великая шкота в людех чинилас" (Писк. 198, 17 об., XVII в.). Описання XVII в. показывают неоднородность и расплывчатость представлений о василиске. Космографии упоминают некий антропоморфный тип: "Вторый же остров над востоком солнца, тут живут василиски лице и власы девичьи, от пупа хобот змиев и крилата". Литературный образ ехидны ("змия велми велика, от глави до пояса якож ест девица. от пояса ж коркодилов образ имат. имат хобот велии змиев", Писк. 198, 55 об.) смешивается с образом василиска, от которого в описание включается только имя.

Южнославянские представлення о василиске также имеют книжную основу. По рукописным источникам XVII в., василиск — змей, имеющий на голове подобие серебряной короны, чем и объясняется его название "царь змей" (ЭДА 1:214).
Взгляд василиска смертелен, если василиск увидит жертву прежде, чем она его (Дамский К. Краткое любопытнейшее показание удивительных естеств и свойств животин*. СПб., 1795. С. 34—35). Взор василиска проникает сквозь стены и обращает все живое в камень (пол.). Взгляд василиска смертелен и для него самого: василиск умирает, увидев свое отражение в зеркале. Губительним для василиска может быть вид (крик) петуха: "Всяк отправившись в дорогу берет с собою петуха и таким образом бывает что спасется от василиска" (рус.). Возможно, это представление оставило след в поверье о том, что чумаки, отправляясь в путь, берут с собой петуха-царика, которому не страшен сам дьявол.

Функции василиска
Василиск — хранитель кладов (человек, оказавшийся во власти василиска, тоже становится подземным сторожем сокровищ); василиск не нуждается в пище, ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод (пол.).

Дыхание василиска ядовито. Компилятивный сборник "История о животных бессловесных..." (1612) сообщает, что смертельно даже прикосновение к трупу василиска; дыханием василиск отравляет окрестный воздух. Русский рукописный сборник указывает, что василиск "прочая животная устрашает и прогоняет, дыханием опаляет <...> дыханием своим привлекает и пожирает птиц".

Западнославянские сказания о василиске часто имеют локальный оттенок (рассказы о василиске из подземелий Кракова, Вильно, подвалов старых домов Старого Мяста в Варшаве, замка Люббенау и т. д.). Локальная привязанность подкреплялась включением легенд о василиске в городские хроники.

Происхождение василиска
Василиск рождается так: спаривают желтого или черного петуха и курицу в возрасте семи лет, курица сносит яйцо с двойним желтком; вылупившихся цыплят (петуха и курицу) растят до семи лет; полученное от них яйцо с двойним желтком закапывают в конский навоз. Из этого яйца появляются петух — василиск и курица, которую василиск убиваст взглядом, а затем скрывается в подземную нору (пол.). Более широко распространено представление, что василиск рождается из яйца, снесенного семи или девятилетним петухом, закопанного в конский навоз и высиженного жабой (пол.). По нижнелужицкому поверью, василиск появляется из яйца, снесенного в алтаре и высиженного петухом; василиск может снести яйцо, из которого вылупляется гадюка. Русским также известно поверье, что "из петушьего яйца высиживается василиск" (Даль 1:167; ср. дворового в виде змея с петушиной головой — псков.; СРНГ 7:300). Хорваты и сербы считают, что из яйца семи или девятилетнего петуха может появиться "чудо", "страшило", которое называется базилиск, и т. д. У юж. славян базилиск — это также одно из названий домашних духов, появляющихся из петушиного яйца в результате магических действий. Сербам известен 'полупетух-полузмей, внешие схожий с василиском'.

Во фразеологизмах подчеркивается особенность взгляда василиска: пол. и чеш. ’злой взгляд’, ср. рус. ехидный взгляд; чеш. [смотреть, как василиск] — о мрачном, неприветливом человеке; польская пословица [И чего это я уставился своим прелестным взором, прямо как василиск, убивающий взглядом]. Ср. также фразеологизмы, связанные с другими баснословными существами: пол. [плачет, как василиск] (ср. [лить крокодиловы слезы]), [язык, как у василиска].

О. В. Белова

Василиск в Античном мире
Как и имя, наше представление о василиске пришло из Греции. Для греков василиск был одним из чудес "заморской пустыни", однако до нашего времени греческие литературные источники о василиске не дошли. Статья о василиске содержится в "Естественной истории" римского писателя Плиния Старшего (I век н.э.), в том числе написанной и на основе трудов греческих историков и хронистов".

"У гесперийских эфиопов бьет источник Нигер, который, как многие полагают, является истоком Нила <..> Поблизости от него обитает зверь катоблепас, у которого все члены тела небольшие, однако голова огромная и тяжелая, а поэтому всегда склоненная к земле, иначе роду человеческому грозило бы уничтожение, ибо все, на кого он посмотрит" тут же погибают. Подобной же силой обладает и змей василиск. Его родина — это провинция Киренаика, в длину он не более двенадцати дюймов*, на голове у него белая маковка наподобие диадемы. Свистом он обращает в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как остальные, но шествует поднимая кверху среднюю часть. Одним своим запахом он истребляет кустарники, выжигает травы, уничтожает камни, вот какова его зловредная сила. Говорят, что однажды его удалось проткнуть копьем с лошади, но прошедшая через это копье смертоносная сила уничтожила не только всадника, но и саму лошадь. Для подобного чудовища, которое цари страстно желали увидеть дохлым, смертельно семя ласки. В природе всему находится пара".
Плиний Старший. Естественная история. VIII, 77—79. (356: c.186-187)

Далее Плиний пишет, что "если бросить василиска в нору ласки, ласка убьет его своим зловонием — но и сама погибнет". Как можно бросить куда-нибудь существо, к которому нельзя прикоснуться, Плиний не объясняет.

Таков "настоящий" василиск. Главная его черта, закрепленная в имени, — царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян). Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе. Слово "василиск" можно в определенном контексте перевести и как "маленький тиран". Неудивительно, что василиск несет в себе в основном негативные качества "царственного существа".

Василиск практически не упоминается в литературе древности. Исключение составляют только пара отрывков из Ветхого завета и поэма грека Полиодора "Эфиопика", в которой существование "злого глаза" подтверждается тем, что "василиск одним лишь взглядом и дыханием убивает все, что попадается ему на пути". В "Деяниях" Аммиана Марцеллина (IV век н.э.) один из персонажей сравнивается с василиском, "который опасен даже на расстоянии". В "Фарсалии" Лукана описывается битва армии Катона со змеями. Василиск обращает змей в бегство и в одиночку противостоит армии. Солдат поражает василиска и избегает участи всадника, описанного Плинием, только благодаря тому, что отрубает себе руку, державшую копье.

В каждом из этих отрывков василиск заслужил упоминание не своей "короной" или поднятой головой, а своим ядом. Также и сам Плиний не ограничился исследованием загадочных свойств самого животного, но и отметил, что его кровь имеет особое значение для тех, кто занимается черной магией:

"Крови василиска, от коего и змеи бегут, ибо некоторых из них он убивает своим запахом, и чей взгляд, как говорят, смертелен для человека, волхвы приписывают удивительные свойства: сжиженная, она напоминает цветом и консистенцией слизь, очищенная становится прозрачнее драконовой крови. Говорят, что она может исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавляет от недугов, наделяет амулеты магической и вредоносной силой. Ее называют еще кровью Сатурна".
Плиний Старший. Естественная история. XXIX, 66. (356: c.187)

Эпитоматор "Естественной истории" и составитель книги "О вещах достопримечательных" Солин (III в.) добавил к рассказу Плиния следующие сведения:

"Пергамцы для того приобрели останки василиска за большие деньга, чтобы в храме, расписанном Апеллесом, пауки не ткали свои сети и не залетали птицы".
Солин. "О вещах достопримечательных"

В "Физиологе", написанном в Александрии между II и IV веками, василиск — уже не маленькая змейка, как у Плиния, а чудище с туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха. Убить его можно, направив зеркалом солнечные лучи ему в глаза; в других вариантах он окаменевает, увидев своё отражение в зеркале .

Далее Плиний пишет, что "если бросить василиска в нору ласки, ласка убьет его своим зловонием — но и сама погибнет". Как можно бросить куда-нибудь существо, к которому нельзя прикоснуться, Плиний не объясняет.

Таков "настоящий" василиск. Главная его черта, закрепленная в имени, — царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян). Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе. Слово "василиск" можно в определенном контексте перевести и как "маленький тиран". Неудивительно, что василиск несет в себе в основном негативные качества "царственного существа".

Василиск практически не упоминается в литературе древности. Исключение составляют только пара отрывков из Ветхого завета и поэма грека Полиодора "Эфиопика", в которой существование "злого глаза" подтверждается тем, что "василиск одним лишь взглядом и дыханием убивает все, что попадается ему на пути". В "Деяниях" Аммиана Марцеллина (IV век н.э.) один из персонажей сравнивается с василиском, "который опасен даже на расстоянии". В "Фарсалии" Лукана описывается битва армии Катона со змеями. Василиск обращает змей в бегство и в одиночку противостоит армии. Солдат поражает василиска и избегает участи всадника, описанного Плинием, только благодаря тому, что отрубает себе руку, державшую копье.

В каждом из этих отрывков василиск заслужил упоминание не своей "короной" или поднятой головой, а своим ядом (248). Также и сам Плиний не ограничился исследованием загадочных свойств самого животного, но и отметил, что его кровь имеет особое значение для тех, кто занимается черной магией:
"Крови василиска, от коего и змеи бегут, ибо некоторых из них он убивает своим запахом, и чей взгляд, как говорят, смертелен для человека, волхвы приписывают удивительные свойства: сжиженная, она напоминает цветом и консистенцией слизь, очищенная становится прозрачнее драконовой крови. Говорят, что она может исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавляет от недугов, наделяет амулеты магической и вредоносной силой. Ее называют еще кровью Сатурна".
Плиний Старший. Естественная история. XXIX, 66.

Эпитоматор "Естественной истории" и составитель книги "О вещах достопримечательных" Солин (III в.) добавил к рассказу Плиния следующие сведения:
"Пергамцы для того приобрели останки василиска за большие деньга, чтобы в храме, расписанном Апеллесом, пауки не ткали свои сети и не залетали птицы".
Солин. "О вещах достопримечательных"

В "Физиологе", написанном в Александрии между II и IV веками, василиск — уже не маленькая змейка, как у Плиния, а чудище с туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха. Убить его можно, направив зеркалом солнечные лучи ему в глаза; в других вариантах он окаменевает, увидев своё отражение в зеркале.
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Элины Зорич | elinazorich@yandex.com

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1745
  • Репутация: 1845
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
  • Хозяйка форума
Re: Аспид
« Ответ #3 : 27 Февраля 2020, 07:24:14 »
Василиск в христианстве
В Ветхом Завете, этот зверь выступает в типичных для дьявола (в его средневековом понимании) ролях: в качестве орудия Божественного мщения ("Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь" — Иер. 8:17); враждебного демонического стража пустыни ("Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие" — Втор. 8:15); врага, которого ждет уничтожение ("на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона" — 11 с. 90:13). В итоге в демонологии василиск стал символом открытой тирании и насилия дьявола. "Василиск означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных", — писал Храбан Мавр (Об универсуме. Col. 231).

Вейер, включая василиска в номенклатуру имен дьявола, объясняет смысл этого имени в том же духе: дьявол, подобно аспиду и василиску, способен "одерживать победу при первой же встрече", и если аспид сразу убивает укусом, то василиск — взглядом (Об обманах, гл.21, "24)" (459: с.90).

Как следствие и характерное для средневековья изображение василиска, коего попирает Христос или Божья Матерь.


Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Элины Зорич | elinazorich@yandex.com

Фрау Марта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2216
  • Репутация: 1514
  • Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта Фрау Марта
Re: Аспид и Василиск
« Ответ #4 : 07 Апреля 2021, 05:43:38 »
"Василиском он именуется по-гречески, по-латыни — regulus, царь змей, которые, видя его, уползают, ибо запахом своим он убивает их. И человека убивает, когда глядит на него. Ни одна летящая птица не минует невредимой его взгляда, — и на расстоянии он пожрет ее огнем своей пасти. Его, однако, побеждает ласка, и люди пускают ее в пещеры, где он прячется; при ее виде он бежит; она же его преследует и убивает... Василиски, как и скорпионы, любят безводные местности, а когда приходят к водам, то распространяют там водобоязнь и безумие."

Откуда же берется это чудище? Считается, что василиск появляется из яйца, снесенного престарелым петухом, и высидеть это яйцо обязательно должна жаба. Кстати, алхимики по всему миру пытались получить василиска, но все было безуспешно.

В длину василиск достигает до 17 футов, на голове существа гребень (но не куриный, не путайте!) и белые пятна, напоминающие корону, Считалось, что своим дыханием василиск сокрушал камни, смотрим выдержку из книги, василиск все же огнедышащий, да и запахом всех змей он отпугивал. Взгляд же василиска смертелен, правда, некоторые источники утверждают, что если человек первым увидит существо, то погибает змей, если же первым увидит змей человека, то погибает человек. Такая вот игра в гляделки.

Василиск уничтожает не только людей и прочих живых тварей, но даже землю делает смертоносной и оскверняет повсюду, где только находит себе пристанище. Кроме того, он губит травы и деревья своим дыханием, уничтожает плоды, заражает воздух, так что ни одна птица не может там пролететь. Его свиста страшатся все змеи и, как заслышат, тут же устремляются в бегство. Укушенную им жертву не доедают звери, к ней не притрагиваются птицы.

Но вернемся к привычному нам василиску.

Позже внешний вид змея претерпел изменения, эволюция это, или же генно-модифицированные петухи, но василиск стал похож на обычную змею, правда, очень огромную, с белым пятном на голове, гребень пропал, но взгляд его был по-прежнему убивающим, да и дыхание ядовито, а вот огнем дышать он уже не умел. Так же ядовиты были и его клыки, а яд проникал в организм жертвы практически моментально, жить жертве оставалось десяток минут после укуса, ну может иногда чуть больше везло. Кстати, по сравнению с ядом акромантула, который имеет ценность только в первые минуты после смерти существа, яд василиска сохраняет свои свойства долгие годы.

Вес взрослого василиска может составляет две и более тонны, а длина этого вида василиска достигает 50 футов. Все тело существа покрыто чешуйчатой кожей, устойчивой к заклинаниям, хотите попасть заклинанием - цельтесь в глаз или пасть (если не окаменеете)=) Периодически василиск сбрасывает с себя кожу, линяет, то есть. В первые дни новая шкурка василиска не достаточно прочная, уязвимая к заклинаниям, кстати.

Сам василиск боится пения петуха, которое для него губительно. Продолжительность жизни этого существа составляет примерно 900 лет, но встречаются и долгожители. Питаются василиски мелкими грызунами.

Как мы помним, по классификации Министерства василиск относится к категории ХХХХХ, то есть, смертельные, не поддающиеся приручению, но все же маг, владеющий парселтангом, может приручить существо. Однако, не достаточно просто знания парселтанга, важна еще и магическая сила, василиск чувствует равного себе, и подчинится только сильному магу, вспомним, например, как Том Реддл мог в школьные годы контролировать змея, а Гарри Поттеру парселтанг не помог.
Блажен кто верует... Силён кто ведает!...