Оммёдо или японское колдовство было позаимствовано в V-VI вв. н.э. вместе с буддизмом у корейских гадальщиков, приверженцев учения Инь-Ян. Именно они познакомили японцев с тысячелистником, «Книгой перемен», физиогномикой и прочими мистическими практиками. А вот само понятие колдун-«оммёдзи» появилось в начале VII в., когда магами Инь-Ян всерьез заинтересовался императорский двор: оммёдзи умели определять, исходит от земли дурное влияние или нет, давали дельные советы по планировке помещений.
В середине X века учение оммёдо достигло расцвета, и появились особо умные и харизматичные лидеры. Именно они сформировали образ колдуна-чудотворца, борющегося со злыми силами. Один из таких известных оммёдзи — Абэ-но Сэймэй.
Еще одна сильная сторона оммёдзи — всевозможные толкования и гадания. Государство интересовалось прежде всего толкованием небесных знамений, аристократы же — разъяснением снов и гаданиями на конкретные ситуации. Сны и знамения истолковывались с помощью китайских трудов по астрологии.
Мировую славу последователям оммёдзи учения Инь-Ян принёс экзорцизм. Боролись же они, прежде всего, с горё — мстительными духами несправедливо отправленных на тот свет людей. В эпоху Хэйан к горё, как правило, причисляли души аристократов, умерших в результате политических интриг и, в жажде жизни, насылающих на живых стихийные бедствия и болезни. Вычислить горё можно было при помощи специальных гадательных ритуалов, и многих из них впоследствии ублажали тем, что назначали ками (горё:-син).
Духи, которых призывает себе на службу практикующий оммёдо. Ближайший по значению западный термин — фамильяр.
Большинство людей не может увидеть сикигами; оммёдзи периода Хэйан описывали их похожими на небольших они. По команде оммёдзи некоторые сикигами могут принимать облик человека или животного, околдовывать людей, или же наносить физические повреждения и даже убивать.
Абэ-но Сэймэй — один из известных оммёдзи; считалось, что он мастерски умел управлять сикигами.
Сикигами (Шикигами) — это термин, обозначающий призванного японскими магами "оммёдзи" духа. Сикигами используют для защиты и служения своему хозяину, чем то похожи на духов-хранителей у западных магов. В легендах описано много разных типов шикигами, чаще всего это магические бумажные страницы, которые могут создавать иллюзию другого реального объекта. Сикигами в Тохо-мире — это отдельные существа, не напрямую созданные онмиодзи, но по каким-то причинам согласившиеся быть связанными с ними и работать на них.
Всякий человек, живущий в Японии, знает, что магия существует. Магия – это способность влиять на мир, изменяя естественный ход событий. Такими способностями обладают колдуны-оммёдзи, а также сверхъестественные существа, исключая ками. Чудесные деяния ками, жрецов и монахов не классифицируются как магия, так как имеют иную природу, несмотря на зачастую сходные проявления.
Оммёдзи (мастер инь-ян) – это человек, постигший законы мироздания и баланс сил, управляющих вселенной. Оммёдзи может предсказывать будущее (не на уровне конкретных событий, а на уровне тенденций), взаимодействовать на равных со сверхъестественными существами, определять благоприятные места и направления, очистить человека или место от порчи, наваждения, болезни, а также их навести. Действия оммёдзи могут быть направлены как на конкретного человека, так и на должность, род, государство в целом.
Оммёдзи не столько творит чары, сколько умело оперирует уже имеющимися в мире силами. Соответственно, на каждое его действие есть противодействие. Вся его деятельность регламентирована известными законами, и само его искусство заключается в том, чтобы хорошо знать эти законы и пользоваться ими в своих целях. Большинство действий оммёдзи воплощается в материальных символах (фудах, специальных начертаниях, построениях из священных веревок, амулетов и т.д.) и основывается на взаимодействии пяти стихий: Металл, Вода, Дерево, Огонь, Почва. Чары обычно сопровождаются особыми жестами и чтением мантр. Это сведения, доступные всем; все остальное есть специфика работы, которую колдуны, разумеется, держат в тайне.
Колдовское искусство – вещь опасная. Поэтому в империи официально дозволено колдовать только тем оммёдзи, которые находятся на государственной службе. Оммёдзи, практикующие магию «без лицензии», преследуются властями. Правда, не очень интенсивно – пока не натворят чего-нибудь такого, на что закрыть глаза просто невозможно. Оммёдзи в собственной семье или по соседству – человек, безусловно, полезный, и стоит поддерживать с ним хорошие отношения. Но в то же время это человек, чья жизнь основана совсем не на том, на чем бывает основана жизь обычного человека; вокруг него всегда какие-то тайны, духи, шикигами и прочая небезопасная шушера; колдуна трудно понять, мало кто осмеливается водить с ним дружбу, еще меньше тех, кто рискнет, к примеру, выдать замуж за оммёдзи любимую дочь. Однако в отдельных случаях колдун просто незаменим. Соответственно, услуги оммёдзи обычно стоят недешево – в деньгах ли выражается цена, в каких-то обязательствах или в чем-то еще. Способ оплаты всегда бывает на усмотрение оммёдзи – или уж как он сторгуется с заказчиком.
В некоторых случаях – при взаимодействии с нечистью, например, или при тяжелой болезни – конкуренцию оммёдзи составляют синтоистские жрецы и мико и буддийские монахи. Впрочем, из них только те, кто наиболее близко подошел к полной святости, сделают что-то за бесплатно...
Что касается нечисти, то о ней обычные люди знают немного. Всякая нечисть умеет наворожить что-нибудь нехорошее, почти всякая может изменить облик. Неупокоенный дух способен уморить человека. Большинство нечисти умеет становиться невидимой (любая невидимость, кроме как у свежего покойника, направляющегося в мертвятник, отыгрывается накидкой из органзы, кристалона, шифона любого цвета, полностью закрывающей голову и плечи). В общем и целом, ничего хорошего от таких существ ждать не приходится, хотя всем известны сказки о том, как лисица или тэньо может стать примерной женой, тэнгу – обучить боевым искусствам, дух – указать зарытый клад и т.д. И магия их считается опасной, соприкасаться с ней лучше не надо, а уж разбираются в ней разве что оммёдзи, да и то не все.
*****************
Со времен эпохи Нара (7 век), онъмедзи, как и синтоистские священники не меняют покрова своих одежд.
Были приближены к императорской семье, которая считалась живым воплощением ками на земле. Задачей магов, было защищать столицу от проникновения демонов и всяческих угроз, запечатывать демонические врата –鬼門«онимон», которые по преданию находятся на севере. Также контролировать ночное шествие сотни демонов «хяккиякоу» 百鬼夜行. Там же онъмёдзи могли добыть себе шикигами.
Путь онъмёдзи 陰陽師 – онъёдо, инъёдо 陰陽道(おんみょうじ、おんようじ)– это синкретизм синтоизма, даосизма и буддизма.
Есть черные и белые онъмёдзи.
Идущие по светлому пути, прибегают к помощи светлых ками и держат в подчинении светлых шикигами 式神 (служащих ему духов-демонов).
Идущие по темном пути, действуют с помощью недружелюбных ёкаев- шикигами.
По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, демоны и души умерших живут рядом, каждая сущность определяет своё место в жизни своими чувствами и поступками.
Главная истина синто – «добро и зло относительны», оценка конкретного деяния зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его человек.
Тем не менее, зло — это болезнь мира и человека, демоны заражают их злом. Человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей.
Но это отнюдь опять же не смертный грех, а «обстоятельства», добром будет считаться помощь такому человеку обрести себя, а не его полное изничтожение.
Онъмёдзи носят четки-оберег, на которых обычно написано самое известное боевое заклинание от демонов: 臨、兵、闘、者、皆、陳、烈、在、前 – рин, бёу, тоу, ся, кай, дзин, рэцу, дзай, дзэн. ( «все, что движется ко мне, пусть движется от меня»)
Широко используют бумажную и соломенную магию.
Например, магия фигурок человека (варанингё или хитогата), вроде Вуду.
Одновременно применяют буддийские мантры и знаки, известные и в Европе.
Знаки называются «сэмандоман» セーマンドーマン (или «домансэман» ドーマンセーマン) – это, прежде всего пентаграмма (五芒星 - гобоусэй) - «сэман» セーマンи решетка - «доуман» ドーマン.
Они чертятся на бумаге или в воздухе, сэман - чтобы поймать или запереть духа, доуман – отразить атаку.
Пентаграмма является самым частым символом онъмёдо, как отражение 5 элементов У Син.
Также навыки онъмёдзи включают в себя:
Дзюдзюцу 呪術 - искусство заклинаний, проклятий, обрядов - можно сказать, это магия в целом.
Некоторые заклинания:
1. Заклинание о помощи к ками (самое древнее, даже японцы его прочесть затрудняются):
元柱固具、八隅八気、五陽五神、陽動二衝厳神、
(Гантюу кошин, хатигуухацуки, гоёу гошин, онмёу нисёу гэншин)
Твердая причина есть, 8 углов – 8 ки - души (триграммы), свет движется, есть две оппозиции (вращение инь-ян) божественного порядка.
害気を攘払し、四柱神を鎮護し、五神開衢、悪鬼を逐い、
(Гайки о юдзури харайши, шитюушин о тингоши, гошин кайэй, акки о харай)
Загрязненное ки должно очиститься, 4 столпа священных богов, защищающих город (зверей), 5 божественных элементов, помогите избавиться от демона.
奇動霊光四隅に衝徹し、元柱固具、安鎮を得んことを、
(Кидоу рэйкоу шигуу ни сёутэцуши, гантюу гошин, антин о эн кото о)
Духи света с 4-х сторон, помогите исправить причину случившегося зла, ради безопасности города.
慎みて五陽霊神に願い奉る
(Цутомитэ гоёу рэйшин ни нэгаи татэмацуру)
Явите 5 светлых ян душ богов, почитаю, поклоняюсь.
2.くわばら、くわばら (кувабара, кувабара) – охранные слова от сглаза, неприятностей и т.п.
3.Мантры от демонов, зла, болезней. Яп. транскрипция с санскрита:
「ぎゃーてい、ぎゃーてい、はーらーぎゃーてい、はらそーぎゃーてい、ぼーじーそわか」
(Гяатэй, гяатэй, хаараа гяатэй, харасоо гяатэй, боодзии совака)
「おんころころ、せんだりまとうぎ、そわか」
(Он коро-коро, сэндари матоуги, совака)
「おん、あろきや、そわか」
(Он, арокия, совака)
「おんばざら、あらんたんのう、そわか」
(Он бадзара, аран тан ноу, совака)
「のうまく、さんまんだばざらだんかん」
(Ноу мак, сан ман да бадзара тан кан)
「おんまからぎゃ、ばぞろうしゅにしゃ、ばざらさとば、じゃく、うん、ばく」
(Он макарагя, бадзороу сюнися, бадзара сатоба, дзяк, ун, бак)
「おん、まゆら、きらんでい、そわか」
(Он, маюра, киранъдэй, совака)
「おん、さらそばてぃえ、そわか」
(Он, сарасобатэйэ, савака)
Оберегающие заклятия, часто пишут на бумаге либо на дощечках с пентаграммами или китайскими печатями, развешивают в домах или носят с собой.
Сэндзэй 占筮 – гадания, как свои, так и китайские, типа И-Цзин - Экигаку易学, Уранай сайкоро 占筮用骰子 – гадание на костях.
Тэнмонгаку 天文学, Тэнтайкансоку 天体観測 – управление, предсказание погоды.
Сэйшин 星辰, Уранайбоши 占星– астрология.
Коёмигаку/Рэкигаку 暦学 - составление японского календаря, на основе китайского о благоприятных и неблагоприятных днях, расположении луны, разливы/приливы и т.п.
Добавлено: 19 Мая 2023, 06:09:27
Оммёдо (яп. 陰陽道, досл. «учение об инь и ян») — традиционное японское оккультное учение. Основные умения её приверженцев — всевозможные гадания, изгнание злых духов, защита от проклятий и призыв духов-сикигами, заточённых в бумаге. Практикующий оммёдо называется оммёдзи.
Оммёдо пришло в Японию из Китая в V—VI вв. Постепенно магами этого учения заинтересовался императорский двор, так что многие из них стали получать видные государственные должности. Также было создано Оммё-рё — государственное бюро оммёдо. Рассвет учения пришёлся на эпоху Хэйан. Одним из самых известных оммёдзи того времени был Абэ-но Сэймэй, который, как считалось, мастерски умел управлять сикигами. Когда императорский двор пришёл в упадок, терять своё влияние в массах начало и оммёдо.
Различные практики учения постепенно на протяжении веков стали проникать в синтоизм и буддизм. Таким образом, в некоторых аниме и манге иногда можно увидеть, как мико может создавать и управлять сикигами.
Важным умением оммёдзи является гадание. Поэтому в прошлом маги оммёдо часто помогали, к примеру, с выбором пути передвижения. Также в период Хэйан они были ответственны за создание календарей.
Сикигами — духи, которых призывает себе на помощь оммёдзи. Они используются в основном для защиты и служения своему хозяину. Чаще всего это магические бумажные фигурки, которые могут создавать иллюзию другого реального объекта. Близкий аналог сикигами в западной культуре — фамильяр.
В основе оммёдо лежит китайская концепция инь-ян и 5 первоэлементов, фэн-шуй, астрология 12 животных, китайская медицина, использование 4-х священных зверей: дракона, тигра, черепахи и феникса.
Принцип инь-ян не делит, однако, оммёдзи на черных и белых магов, а включает их совместное использование, не нарушая баланс. Тем не менее, есть черные и белые оммёдзи. Идущие по светлому пути, прибегают к помощи светлых ками и держат в подчинении светлых сикигами 式神 (служащих ему духов-демонов). Идущие по темном пути, действуют с помощью недружелюбных ёкаев-сикигами.
По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, демоны и души умерших живут рядом, каждая сущность определяет своё место в жизни своими чувствами и поступками.
Главная истина синто — «добро и зло относительны», оценка конкретного деяния зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его человек.
Тем не менее, зло — это болезнь мира и человека, демоны заражают их злом. Человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей.
Но это отнюдь опять же не смертный грех, а «обстоятельства», добром будет считаться помощь такому человеку обрести себя, а не его полное изничтожение.
Именно поэтому, в аниме, злые персонажи — прекрасны и зрителей часто заставляют сочувствовать им, понимать их психологию и находить им оправдание, ставить на путь истинный, так сказать.
Оммёдзи носят четки-оберег, на которых обычно написано самое известное боевое заклинание от демонов: 臨、兵、闘、者、皆、陳、烈、在、前 — рин, бёу, тоу, ся, кай, дзин, рэцу, дзай, дзэн. (Типа, «все, что движется ко мне, пусть движется от меня»).
Широко используют бумажную и соломенную магию. Например, магия фигурок человека (варанингё или хитогата), типа Вуду.
Одновременно применяют буддийские мантры и знаки, известные и в Европе. Знаки называются «сэмандоман» セーマンドーマン (или «домансэман» ドーマンセーマン) — это, прежде всего пентаграмма (五芒星 — гобоусэй) — «сэман» セーマンи решетка — «доуман» ドーマン.
Они чертятся на бумаге или в воздухе, сэман — чтобы поймать или запереть духа, доуман — отразить атаку. Полосы доуман, называются иероглифами, как на четках.
Пентаграмма является самым частым символом онъмёдо, как отражение 5 элементов У-Син.
Также навыки онъмёдзи включают в себя:
Дзюдзюцу (呪術) — искусство заклинаний, проклятий, обрядов — можно сказать, это магия в целом.
Некоторые заклинания:
1.Заклинание о помощи к ками (самое древнее, даже японцы его прочесть затрудняются):
元柱固具、八隅八気、五陽五神、陽動二衝厳神、
(Гантюу кошин, хатигуухацуки, гоёу гошин, онмёу нисёу гэншин)
Твердая причина есть, 8 углов — 8 ки — души (триграммы), свет движется, есть две оппозиции (вращение инь-ян) божественного порядка.
害気を攘払し、四柱神を鎮護し、五神開衢、悪鬼を逐い、
(Гайки о юдзури харайши, шитюушин о тингоши, гошин кайэй, акки о харай)
Загрязненное ки должно очиститься, 4 столпа священных богов, защищающих город (зверей), 5 божественных элементов, помогите избавиться от демона.
奇動霊光四隅に衝徹し、元柱固具、安鎮を得んことを、
(Кидоу рэйкоу шигуу ни сёутэцуши, гантюу гошин, антин о эн кото о)
Духи света с 4-х сторон, помогите исправить причину случившегося зла, ради безопасности города.
慎みて五陽霊神に願い奉る
(Цутомитэ гоёу рэйшин ни нэгаи татэмацуру)
Явите 5 светлых ян душ богов, почитаю, поклоняюсь.
2. くわばら、くわばら (кувабара, кувабара) — охранные слова от сглаза, неприятностей и т.п.
3.Мантры от демонов, зла, болезней. Яп. транскрипция с санскрита:
「ぎゃーてい、ぎゃーてい、はーらーぎゃーてい、はらそーぎゃーてい、ぼーじーそわか」
(Гяатэй, гяатэй, хаараа гяатэй, харасоо гяатэй, боодзии совака)
「おんころころ、せんだりまとうぎ、そわか」
(Он коро-коро, сэндари матоуги, совака)
「おん、あろきや、そわか」
(Он, арокия, совака)
「おんばざら、あらんたんのう、そわか」
(Он бадзара, аран тан ноу, совака)
「のうまく、さんまんだばざらだんかん」
(Ноу мак, сан ман да бадзара тан кан)
「おんまからぎゃ、ばぞろうしゅにしゃ、ばざらさとば、じゃく、うん、ばく」
(Он макарагя, бадзороу сюнися, бадзара сатоба, дзяк, ун, бак)
「おん、まゆら、きらんでい、そわか」
(Он, маюра, киранъдэй, совака)
「おん、さらそばてぃえ、そわか」
(Он, сарасобатэйэ, савака)
Оберегающие заклятия, часто пишут на бумаге либо на дощечках с пентаграммами или китайскими печатями, развешивают в домах или носят с собой.
Сэндзэй (占筮) — гадания, как свои, так и китайские, типа И-Цзин: Экигаку (易学), Уранай сайкоро (占筮用骰子) — гадание на костях.
Тэнмонгаку (天文学), Тэнтайкансоку (天体観測) — управление, предсказание погоды.
Сэйшин (星辰), Уранайбоши (占星) — астрология.
Коёмигаку/Рэкигаку (暦学) — составление японского календаря, на основе китайского о благоприятных и неблагоприятных днях, расположении луны, разливы/приливы и т.п.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/aziatskaya-magiya/403/ommedo-yaponskoe-koldovstvo/5636/