Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 08 Сентября 2024, 07:50:16


Автор Тема: О колдовских растительных атрибутах  (Прочитано 628 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3504
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
“Почитают ее приворотною травою...” О колдовских растительных атрибутах. (Н.А. КРИНИЧНАЯ)

При  упоминании  о  привораживании  посредством  волшебных  трав  всплывает в памяти картина М.В. Нестерова “За приворотным зельем”  (1888  г.),  написанная  с  полным  знанием  крестьянского  быта  и  народ­ных верований.  На переднем плане девушка в старинном сарафане-костыче, в парчовой душегрее, на голову накинут шитый белый плат. По­тупившись, сидит она  на  скамье  возле  вросшей  в  землю  избушки.  Во­круг цветение трав.  “Героиня  моей оперы-картины  отличается глубо­ко симпатичной наружностью, -  отмечал в одном из писем художник, -  лицо  ее  носит,  несмотря на  молодые  годы,  отпечаток страданий.  Она рыжая (в народе есть поверье, что если рыжая полюбит раз, то уже не
разлюбит) (...) мне мою героиню жаль от души” (Нестеров М.В. Из пи­сем. 1968). 

На  втором  плане  выразительная  фигура  седобородого колдуна. Распахнув “на пяту” дверь, блеснувшую кованым “секирным” замком, и согнувшись под притолокой, чтобы переступить через высо­кий порог, он пристально  всматривается  в лицо девушки из-под низко надвинутого колпака, догадываясь о цели ее прихода:  к порогу ведуна струится тропинка, натоптанная многими ее предшественницами...

Приворотное зелье или приготовленный из него напиток -  устойчи­вый атрибут колдовства в мировом фольклоре, в мировой литературе. Как  наиболее  яркий  пример,  ставший  со  временем  знаком-символом, вспомним один из сюжетов европейского средневековья.  Мать Изоль­ды (Исольды) предназначает волшебный любовный напиток Изольде и Марку перед их брачной ночью. Но на корабле по ошибке его выпи­вают Тристан  и  Изольда.  Их  охватывает  страсть,  непреодолимая,  не­подвластная человеческой воле и разуму. Аналогичные  коллизии,  где приворотное зелье или любовный на­питок нередко выступают в роли едва ли не основного действующего лица, обнаруживаются и в русских мифологических рассказах, загово­рах, поверьях.  В них фигурируют свои тристаны и изольды, не уступа­
ющие европейским по силе накала страстей. Неразделенная или угасшая любовь, разрушенная гармония в семей­ных отношениях -  основные поводы для обращения одной из сторон к колдунам  и  знахарям,  в  чьей  власти  находится  могущественная  сила волшебных  приворотных  зелий.  Вот  как  об  этом  повествует  один  из рассказчиков:
«Призйрила девка Савелья, да так призарила, что в ту же пору хоть камень на шею да в воду; и сватов подзасылал он к отцу Ан­ны, и сам-то плакался ей: “пойди да пойди за меня: тебе хуже на будет!”
Нет:  девка  шутит, хохочет, а пути  нет;  и к знахаркам-mo ходил, что  в неделю  пересватывают  свадьбы, за присушными зельями»
(Харито­нов А. Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда // Отечествен­ные записки.  1848. Т. IV.  Отд. VIII.).

Или же муж с женой “чё-то начали скандалить”, и дело едва не дошло до развода. То­гда  Зина  (так  звали  эту  женщину)  направилась  к “знающему”,  чтобы “наладить” -  присушить  к себе  своего  Митьку  (Мифологические  рас­сказы  русского  населения  Восточной  Сибири.  Сост.  В.П.  Зиновьев.
Новосибирск,  1987. No 280). 

В  другой бывальщине некая Мария Леон­тьевна, красивая, богатая, но бездельница -  потому муж “изменял и из­менял”, не жил с ней -  также не нашла иного выхода, как прибегнуть к чарам колдуна, по имени Евлентия Евламповича (Там же. No 281).

В  народном  представлении  “знающий”  человек  может  с  помощью зелья (часто в сочетании с водой и огнем) моделировать любовные от­ношения.  Программируя тот или  иной  их вариант, он  подбирает соот­
ветствующие  травы.  Одна  из  таких  ведуний  и  фигурирует  в  северно- русском заговоре-присушке. В диалектах она называется вещица, вештица, а  приготовленное ею снадобье  (в данном случае -  приворотноезелье) -  однокоренными словами веща, вешти, вешетинье:
 
“В  чистом поле сидит баба сводница, у тоё у бабы у сводницы стоит печь кирпична, в той печё кирпичной стоит кунжан Литр; в том кунжане Литре вся­кая  вещй  кипит-перекипает,  горит-перегорает,  сохнет  и  посыхает...”
(Харитонов  А.  Из  записок  шенкурца  (нравы,  обычаи,  поверья,  суеве­
рия) // Отечественные  записки.  1847.  Т.  54. No 9-10). 

Причем сила,  за­ключенная  в приворотном зелье, посредством вербальной магии прое­цируется  на  объект  присушивания  и  ответное  чувство  оказывается предопределенным.У колдуна  или  знахаря  травы  припасены  на  любой случай.  И сове­ты,  какими  из  них  и  каким  образом  следует воспользоваться,  переда­ются в их среде из поколения в поколение. Об этом бытует множество
рассказов и поверий. Так, согласно одному из них, парень, потерявший всякую надежду на ответное чувство со стороны пленившей его девуш­ки,  в отчаянии  испытывает как последнее  средство силу травы
одоленя (она отождествляется с водяными растениями из семейства кувшин­ковых, с белой кувшинкой Nymphaea alba, с желтой кубышкой -  Nuphar lutea  либо  с  растением  из  семейства  молочайных  Euphorbiaceae  (Под­робнее см.: Криничная Н.А. Травы-обереги: к семантике растительных
образов  //  Фольклористика  Карелии.  Петрозаводск,  1998). 
Отчасти дублируя действия самого колдуна, он парит зелье в горшке и дает пить непреклонной  (Харитонов  А.  Врачевание,  забавы  и поверья  крестьян Архангельской  губернии,  уездов  Шенкурского  и  Архангельского  // Отечественные записки.  1848. Т. 58. No 5-6. Отд. VIII. Смесь; Терещен­
ко А.  Быт русского народа. СПб.,  1848. Ч.  V).

Но,  пожалуй,  наиболее  действенным  средством  приворота  служит любка двулистная, или ночная фиалка (Platanthera bifolia) из семейства орхидных (Orchidaceae). Вот почему это растение нередко называют се­верной орхидеей. В народе же она именуется любка, ночница, люби ме­ня, не покинь.
 
Обладает тонким, приятным запахом, усиливающимся к ночи  и  перед  дождем.  Благоухание  ночной  фиалки,  по  признанию Ф.И. Тютчева,  наполняет душу “невыразимым  чувством таинственно­сти”. Атмосферу некой загадочности, исходящей от запаха этого расте­ния,  передает и В.  Солоухин:  “Не отцветая пахнет любка сильнее  все­го, а  в первые минуты  цветения, когда  в ночной темноте раскроет она каждый из своих фарфорово-белых цветочков (зеленоватых в лунном луче) и в неподвижном, облагороженном росой лесном  воздухе  возни­кает  аромат  особенный,  какой-то  нездешний,  несвойственный  нашим лесным  полянам”.  В  соответствии  с  народными  верованиями  именно
это  зелье  применяется  в  любовных  чарах.  Его  собирают  “знающие” люди в ночь накануне  Ивана Купалы.

Как следует из вятских материалов, травку любку заваривают -  при­готовляют  любовный  напиток  и  спаивают  предмету  привораживания со словами:  “Как эта травка свои листочки любит, так чтоб и он меня любил”  (Вятский  фольклор:  Заговорное  искусство.  Котельнич,  1994.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/travnik/190/o-koldovskikh-rastitelbnykh-atributakh/1160/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3504
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: О колдовских растительных атрибутах
« Ответ #1 : 30 Апреля 2019, 06:58:28 »
Посредством  приворотного  зелья  и  магических  слов,  по  по­верьям, можно  вызвать ответное чувство у “любых,  по ком сохнешь”. Коллизия,  не  уступающая  рассказам  о древнеримском  писателе  и  фи­
лософе Апулее (около  124 г. н.э.), согласно которым, он, подав богатой красивой  вдове  Агнисе  вместо  воды  любовный  напиток,  покорил  ее сердце.  Правда,  будучи  привлеченным к суду за  колдовство и отрицая свою виновность в чародействе, он утверждал, что причина увлечения Агнисы -  его красивая, приятная внешность, и был оправдан.Такого же  эффекта  может достичь  и тот,  кому  удастся добыть ко­
рень травы пересьяки.
 
Возможно, в самом названии этого растения за­ключена  магия  присушивания.  На  наш  взгляд,  это  искаженное  слово, образованное  от  глагола пересякать,  что  значит  “иссохнуть”.  Нося­щий  при себе  корень пересьяки становится совершенно неотразимым: его  любят “женка  и  девка”.  Чтобы  завладеть  сердцем  красавицы,  ис­пользовались и другие, более изощренные средства приворота. Вот од­но из  них. 

В  платье “любимой  особе” да  так,  чтобы  ей  было  и  невдо­мек,  нужно  зашить  ладанку,  в  которой  содержится  высушенный  на полдневном  солнце  и  истолченный  в  порошок девясил  (Inula):  по  по­
верьям, он имеет девять волшебных сил (“девять сильных вещей”), что отражено  в  русском  названии.  Используемая  для  приворота  трава должна  быть сорвана  накануне  Иванова  дня  и  смешана  с “росным ла­даном”, т.е.  с пахучей смолкой дерева стиракса(Stirax benzoin).  Перед тем  как  употребить  этот  растительный  атрибут,  имеющий,  помимо прочих, тонизирующее свойство, парень должен был носить его у себя на теле девять дней, не снимая. Магическая сила растения, подкреплен­ная  сверхъестественными  свойствами  пота,  заключающего  в  себе часть жизненной силы самого человека, оказывалась спроецированной на  предмет  воздыханий.  Такой  же  результат  якобы  достигался,  если
ладанка была незаметно подсунута в подушку привораживаемого.

Как  повествуется  в  мифологических  рассказах  и  поверьях,  есть  и иные средства приворота. Например, если за парня не отдают девушки или,  наоборот,  парень от нее “отбегает”, то дело для  владеющего  ма­гической силой зелий поправимо. Стоит только положить корень тра­вы визил (вязиль,
вязель) под порог или “под воротню”, как жених пой­дет и невесту с собой возьмет.  Если же он попытается уйти без невес­ты,  то  не  сможет  выехать со двора  (Самолечение  простого  народа  по травникам // Олонецкие губернские ведомости.  1884. No 43). “Вязелем” в  народе  именуется  несколько  трав.  Их  же  называют  и  “горошком”. Действительно,  в  основном  это  растения  из  семейства бобовых (Leguminosae):  например, люцерна  (Medicago  sativa), чина(Lathyrus), разного рода горошек (Vicia). 

“Вязелем” в народе  называются  и неко­торые  растения  из семейства розоцветных(Rosaceae),  и  прежде  всего лапчатка, калган (Potentilla).  По-видимому,  вяжущие свойства некото­рых из “вязилей” (например, калгана), равно как и сильный  приятный запах (например, чины, душистого горошка), играют в любовной магии не  последнюю  роль.  По  законам  приворота,  они  призваны  привязать, привлечь друг к другу привораживаемого к привораживающей или на­оборот.

Правда,  в некоторых случаях оказывается неважным, какое из рас­тений  используется  для  присушки.  Так,  девушка,  вырвав  клок  травы (“все равно какой”)  “из-под правой ноги, из-под пятки” парня, чью лю­бовь к себе она  хотела  бы  вызвать,  кладет его под  матицу -  потолоч­ную балку, приговаривая слова заговора-присушки: “Как трава сия бу­дет сохнуть во веки  веков, так чтоб и он, раб Божий (имярек), по мне, рабе Божией (имярек), сохнул душой и телом и тридесятью суставами” (Нижегородские заговоры / Сост., вступ. статья и коммент. А.В.  Коро- вашко. Нижний Новгород,  1997. No  172). Однако в этом случае вырван­ный из-под пяты клок травы  приравнивается по своей семантике к вы­ниманию следа.  Именно в этом плане и осмысляется исполняемый об­ряд присушивания, основанный на гомеопатической, или имитативной, магии.

У  южных славян  роль магии  цветов, сочетающейся с магией  выни­мания  следа,  проявляется  более  определенно.  Девушка  берет  землю из-под  следов  своего  возлюбленного  и  наполняет  ею  цветочный  гор­шок.  Она  сажает в него бархатцы— цветы,  которые не  увядают.  Лю­бовная магия и в данном случае основана на подобии -  на преднамерен­ной  имитации  искомого  результата:  как  растут,  цветут  и  не  увядают эти  золотистые  цветы,  так  будет  неувядающей  и  любовь  ее  милого
(Фрэзер Д.Д.  Золотая  ветвь:  Исследование магии и религии.  М.,  1980).

Кроме  того,  в  арсенале  ведунов-зелейников  есть  множество  трав, которые  применяются  для  восстановления  гармонии  семейных  отно­шений.  Если, случается, между мужем и женой нет согласия, кто-либо из ссорящихся должен нарвать цветков травы царевы, или царские очи,и принести их в дом: “сварливая и вздорная хозяйка мгновенно сделает­ся доброю и пословною” или же между ними водворится тишина и спо­койствие  (Харитонов  А.  Врачевание, забавы  и поверья  крестьян..; Ля-метри  П.  Некоторые  черты  из  крестьянского  быта  в  Мещовском  уез­де // Экономист.  1862. Т. 5.  Кн.  5-6).  Кстати, траву царские очи как раз и имел в виду Н.Я. Озерецковский, когда писал: “(...) некоторые невеж­
ды,  слывущие  ворожеями,  почитают ее  приворотною  травою  и  обма­нывают  ею  влюбленных  слепцов”  (Озерецковский  Н.Я.  Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. 2-е изд.  Петрозаводск,  1989). 
На практике  это  волшебное  растение  нередко  соотносится  с росянкой круглолистной (Drosera rotundifolia).Иногда в зависимости от цели использовалась та или иная часть при­воротного растения.  О мифической траве синтариме, которую “знаю­щие” люди даже не пытаются соотнести с каким-либо реальным расте­нием, рассказывают: у той травы корень-человек. Если из него вынуть сердце  и дать тому,  чьей любви добиваешься,  привороженный “изгаснет по тебе”. Если же у этого корня-человека взять голову и поставить ее  перед разлюбившим мужем -  он  полюбит свою жену пуще прежне­го. 

Десную  (правую) же  его руку,  истерши  мизинцем,  дают пить тому из  супругов,  кто  был  не  верен, -   согласие  восстановится  (Буслаев  Ф. О народной поэзии в древнерусской литературе. М.,  1859).
Голова, сердце, рука -  вместилища жизненной силы, поэтому они ос­мысляются  как  некие действенные  мифические  существа.  Однако  ча­ще  в таких случаях  используются  растения  одного  вида,  но с разными по цвету и половой принадлежности корнями: “Буде муж жены  не лю­бит -  дай  мужу  черного  [вариант: серого. -  Н.К.], а ежели  жена мужа не любит -  дай жене белого (кореня) -  и станут друг друга любить [тра­ва кукуй, или кокуй]” (Самолечение простого народа по травникам).

Если предположить, что наименование данной травы является тож­дественным  таким  народным названиям  растений,  как кокушка,  ко­ку шник (кстати, в Орловской губ. его отвар считают любовным напит­ком), кукушка, кукушкины слезки и пр., то в круг предполагаемых ори­гиналов попадут самые разные растения, и в первую очередь принадле­жащие к обширному семейству орхидных. В их ряду, в частности, и тра­ва, известная  в  народе  под названием кукушкины слезки  (Orchis macu- lata).  Иные  ее  названия: корешки, два корешка, кукушка, любим  ко­рень, сердечник и т.д.  Это растение снабжено корневищем  в виде  при­плюснутых  клубеньков.  Именно  такой  корень  крестьянки  носят  с  со­бой  в  качестве  приворотного  средства  в  случае  раздора  с  мужьями. Аналогичное  воздействие оказывает и корень некой иной травы: “Ко­гда  муж жены не любит,  и дай ему жёночку съесть,  и будет любить, а
ежели  жена  не  любит  мужа,  дай  ей  мужичка  [корень.  -  Н.К.]  съесть, будет любить  [трава копус]”
 (Там же).  Одна из попыток  восстановить подобным  способом  семейное  счастье  была  зафиксирована  докумен­тально.
По свидетельству очевидцев,  в  1635  году  мастерица  по  вышиванию золотом Антонида Чашникова,сидя за работой в дворцовой палате, не­чаянно выронила  из кармана корень неведомо какой.
  Обладательницу этого корня заподозрили в колдовстве и по приказу самого царя Миха­ила  Федоровича пытали.  Выяснилось, что обнаруженное зелье извест­но в среде  ведунов под названием обратим(оборотим) -  от слова об­рат.  В  этом  названии  заключены  мифологические  представления  о
магических  свойствах  некоего  растения  возвращать  утраченное,  дать ему обратный ход. Действительно, по народным верованиям, такое зе­лье “располагает мужа к жене любовью”. Этим свойством растения не­счастная и хотела воспользоваться в надежде, что муж, подобрев, пере­станет ее бить. Тем не менее и сама А.  Чашникова, и женщина (“ведо­мая ведунья”), давшая ей обратим, были подвергнуты опале за колдов­ство и сосланы  в разные стороны, правда, вместе с мужьями
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3504
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: О колдовских растительных атрибутах
« Ответ #2 : 30 Апреля 2019, 07:02:14 »
Аналогичный  случай  отмечен  и  позднее,  уже  в  XVIII  веке.  Жена князя А.В. Долгорукого, пытаясь возвратить привязанность своего му­жа,  добыла  у  знахарей  “приворотный  корень”  и  “наговор”.  Услышав об этом, князь А.В. Долгорукий счел необходимым обратиться в гроз­ный  Преображенский  приказ с жалобой  на жену.  Использование  вол­шебных корешков считалось в то время достаточно веским предлогом для  обвинения  и  розыска  (Забелин  И.Е.  Сыскные  дела  о  ворожеях  и колдуньях при царе Михаиле Федоровиче // Комета:  Учено-литературный  альманах.  М.,  1851;  Русская  женщина  XVIII  столетия:  Историче­ские этюды В.  Михневича. Киев,  1895).
В применении зелья, как следует из мифологических рассказов, воз­можны  трагические  ошибки,  когда  оно  оказывает  воздействие  не  на того,  кому  было  предназначено,  а  на  того,  кто  случайно оказался  ря­дом и вкусил приворотного снадобья. Именно такая коллизия и присут­ствует в бывальщине. Уже упомянутый колдун Вася Сучок, по просьбе Зины, “изладил” на чай или на суп приворот, чтобы  вернуть к ней лю­бовь Митьки. Однако, догадываясь о колдовстве, Митька отказывался есть поданную ему пищу. Тогда Зина попросила его друга пообедать за компанию с ее мужем. В результате присушили не Митьку, а его друга: “Ну вот, этот дядя Вася ходит, ладит. Кушаем вместе. Я раньше эту Зи­ну как и не замечал, а тут!  (...)  и  вот всё подумкиваю это,  всё она это передо  мной  как  (...)  в  глазах  эта  Зина”  (Мифологические  рассказы русского населения Восточной Сибири. No 280). Вспыхивает греховная,
плотская,  непреодолимая  страсть.  И  модель,  маркированная  именами Тристана  и  Изольды,  реализуется  на  новой  почве  очередной  версией.

Правда,  в  отличие  от  Тристана,  крестьянский  парень  обращается  к колдуну  и  возвращает  ситуацию  к  исходному  положению  с  помощью отворота: «Вот так и так, мол, вы Митьку присушали, а присушили ме­ня. -  “Ну ладно.  С завтрашнего дня не будет этого”» (Там же).Однако описываются  и случаи,  когда  власть  ведуна-зелейника  ока­зывается  бессильной  над человеческим чувством.  Правда,  у “знающе­
го”  всегда  найдутся  уловки  для  оправдания:  “Ты  не  так  сделал,  как должно было сделать, утратил то или другое; если же ты и в точности выполнил наказ мой, то, верно, кроме той, у тебя на уме бродит еще ка­кая-нибудь  девка”  (Харитонов  А.  Очерк  демонологии  крестьян  Шен­курского уезда).
Вопрос о том, насколько реальна привораживающая сила растений, недавно  обсуждался  ботаниками.  Выяснилось,  что  травы,  используе­мые в гомеопатической, или имитативной, магии по принципу: как при­
станет колючка  или  пух определенного растения, так  бы  и  избранник (избранница) пристал(-а) ко мне -  на самом деле не оказывают ожида­емого  воздействия на  человека.  Имеются  в  виду травы:
лопух, череда, репешок, подмаренник, гравилат, причем последний в “травниках” на­зывается любимник, любим-трава, любь. Их роль как присушного зелья  не  выходит  за  рамки  мифологии.  Другое  дело,  когда  речь  идет  о растениях -  стимулянтах,  тонизирующих  деятельность  человеческого организма или воздействующих на него подобно алкоголю. То же мож­но сказать в отношении растений-гипнотиков, повышающих восприим­чивость  человека  к  внушению  и  самовнушению.  Однако  наибольшее
применение, и особенно при составлении любовных напитков, в стари­ну получили растения-афродизиаки (от греческого  afrodisiatikos -  воз­буждающий любовную страсть).  В  числе  таких растений и различные
дикие  орхидеи -  любка, ятрышник,  уже  нами  упоминавшиеся.  Среди этих трав  есть  возбуждающие  нервную и мышечную систему или,  на­оборот, снимающие излишнюю скованность и напряженность.
Немаловажную роль в любовной магии играют и чарующие арома­ты.  Они исходят от эфирных масел и смол, содержащихся в приворот­ных зельях, и оказывают влияние  через органы  обоняния на привора­
живаемых.  Посредством  любовного  аромата  можно  возбудить  и  уси­лить эротическое  чувство  (Головкин Б.  Любовный напиток,  или  Кое- что о приворотных травах // Флора.  1998. No 2;  Он же. Любовный аро­мат, или Еще раз о приворотных травах // Флора.  1998. No 3).
Средства же, используемые для отворота, в мифологических расска­зах фигурируют гораздо реже. Они скорее характерны для лирики, по­вествующей об утраченной либо находящейся под угрозой любви:
Ягодиночкина мать
Ходила по полю гулять.
Она искала той травы.
Чтобы расстались с милым мы
 
(Частушки  в  записях советского  времени / Изд.  подгот.  З.И.  Власова,
А.А. Горелов. М.-Л.,  1965. No 771)
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".