Адамова глава - по русским поверьям - волшебная трава. В.И. Даль идентифицирует это растение (не отмечая его магические свойства) как мандрагору или черный осот Centaurea scabiosa.
В некоторых травниках "адамова голова" именуется "царь во всех травах". Согласно древним травникам, "трава адамова голова... растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12 в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом". Как и другие чудесные травы, "адамову голову", по мнению знахарей, следовало собирать с крестом и молитвой: "И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже...".
Траву "адамова голова" издавна использовали как оберег и лекарство от многих болезней. Отвар из нее в некоторых местах давали пить людям, на которых наслали порчу, а также беременным женщинам, которым пришло время родить (чтобы облегчить роды).Ее использовали как присыпку на раны: "А когда кто ранен или сечей - приложи к ране, в три дня заживет". В Нижегородской губ. "адамову голову" вместе с корнем травы "петров крест" зашивали в рубашку по швам и особенно в воротник, а также привязывали эти травы к нательному кресту, почитая это универсальным средством от всякой болезни. В Пермской губ. "адамову голову" вместе с "петровым крестом" зашивали в ладанку вместе с травой и вешали коровам на шею "в предостережение от чумы".
Согласно поверьям разных мест, трава "адамова голова" внушает храбрость и избавляет от страха высоты: "кто хочет высоко лазить - с ней ужаса нет и земля кажется близко". Собранной в Иванов день и тайком сохраняемой до Великого четверга "адамовой головой" охотники окуривали свое охотничье снаряжение (силки, сети и ружья с пулями), полагая, что после этого оно будет надежно защищено от порчи и никакая добыча не уйдет от охотника. В некоторых местах "адамову голову" использовали и при строительстве плотин и мельниц: ее клали "на подушку к запруде", полагая, что после этого "запруда во веки нерушима будет".
Помимо этого, траву "адамову голову" в народе применяли для того, чтобы получить определенную власть над нечистыми духами. Крестьяне верили, что человек, желающий видеть всю "отпадшую силу", должен настоять корень этой травы на освященной воде и пить полученный настой, а также положить траву "адамову голову" в церкви под престол и оставить ее там на сорок дней, после чего она, по народному убеждению, приобретет такую чудодейственную силу, что если ее держать в руке, то можно видеть дьявола, чертей или бесов: "А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить - держи при себе".
При этом в некоторых местах такой обряд освящения советовали проделывать не над травой, а над цветком "адамовой головы", зацветающим к Иванову дню: его клали на 40 дней под престол, полагая, что если после этого взять его в руку, то можно увидеть разных нечистых духов: "тогда можно сорвать с лешего шапку (т.е. шапку-невидимку, которой, по поверьям, обладают нечистые духи - леший, банник и пр.), надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший".
"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".
Адамова голова - (Cypripedium calceolus) другое название "кукушкины слезки", он же - ятрышник пятнистый, цветок имеет форму черепа, под ним крестообразно 4 лепестка в виде костей; ему приписывается чудодейственная сила, это трава стрелков и охотников. Время сбора ее — Иванов день (24 июня), окуривание охотничьих снарядов, чтобы добыча не могла от них уйти, — Великий четверг на Страстной неделе. Беречь ее надобно в укромном уголке, скрытно от всех. Лучше всего действует адамова голова при охоте на диких уток.Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток - в великий четверток.
В старинных "Травниках" встречаются и другие советы: "Рвать ее с крестом Господним и говорить "Отче наш", и другие триста молитв, и принести ее в дом, в котором человек порчен, и дать ему пить, и дать жене чреватой, как ей время и скоро родить. А кто дьявола или еретика хочет видеть, корень настоять в освященной воде и выпить, а потом носить при себе сорок дней, и увидишь в воздушных волнах демонов. А кто хочет строить мельницу водяную, положи ту траву на подушку к запруде, и та запруда вовеки нерушима будет; а кто хочет высоко лазить — с ней ужаса нет, и земля кажется близко. Она же к посеку и ко всякой ране присыпать годна".
Акация
Акация – дерево, зарождающее жизнь. Именно у акации просят о рождении ребенка, но общаться с ней супругам необходимо вдвоем. Влияние акации способствует плодородию, пробуждает инстинкт продолжения рода в равной степени, как у мужчин, так и у женщин. Цветы и смола акации используются для защиты, спокойствия, и в денежной магии. Смола акации (катеху) применяется для натирания алтаря.
Алоэ древовидное
Повышает иммунитет, защищает от болезней, укрепляет силу духа, помогает перенести одиночество.
Алфалфа
Благосостояние, изобилие, деньги.
Приносит деньги и защищает против финансовых неудач. Сожгите небольшое количество в ритуальном котле, соберите пепел и поместите его в магический амулет.
Амбер
Окаменевшая смола.
Успех, фортуна, счастье. Мощное средство очищения и заживления. Поглощает отрицательную энергию. Помогает восстановить семью, сдержать клятвы и обещания. Приносит удачу воинам. Усиливает стихию огня в организме, согревает сердце, делает его добрым и отзывчивым. Улучшает взаимопонимание между людьми.
При сжигании дает аромат, обладающий очищающими свойствами.
Анис
Защищает вас и ваш дом от всех негативных воздействий, включая враждебность извне и неприятные сновидения. Мешочек с анисом, подвешенный к кровати, сохраняет молодость спящему.
Архилим.
Есть трава на земле, именем "архилим", ростом в локоть; тонка, а видом синя, на сторонах листков по девяти, на ней четыре цвета: червлен, багров, синь, желт. Та трава вельми добра: кто ее рвет и носит на себе, тот не боится дьявола, ни во дни, ни в ночи, ни злого человека, а на суде сопротивника одолеет, и люди его любят. Растет она по берегам реки, при болотниках. А корень ее добр, у которых жены детей нет, и ты истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети; а у кого старая порча, хоть за тридцать лет — выйдет вон (В. Губерти).
Асафетида
Экзорцизм, очищение, защита.
Для изгнания злых сил достаточно сжечь небольшое количество асафетиды. Будучи брошеной в огонь или кадильницу, разрушает отрицательное воздействие злых духов во время проведения магических обрядов.
Астры
Астры воплощают в себе принципы Веры (алые и пурпурные), Надежды (розовые, сиреневые, лимонные), божественной Любви (белые) и Мудрости-Софии (лиловые). Эти цветы хранят от дурных помыслов, укрепляют душу в испытаниях, облегчают нравственные страдания.
Багульник (Ledum), род вечнозелёных низкорослых кустарников семейства вересковых.
Багульник Русское название "багульник" происходит от старинного глагола "багулить", что значит "отравлять", а забытое в наше время производное от него прилагательное "багульный" значит: ядовитый, одуряющий, терпкий, крепкий.
Название Ledun произошло от древнегреческого имени Леда. Имя дано растению за красоту и дурманящий запах цветков. Леда своей дурманящей красотой покорила Зевса. Влюбившись в красавицу, он в образе лебедя явился к Леде. После чего Леда снесла яйцо, из которого вышла на свет Елена, ставшая в последствии причиной Троянской войны.
В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь.
На Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.
Согласно В.Далю багульник носит также и название "пьяная трава". Цветы багульника издают сильный дурманящий запах, так что в жаркую безветренную погоду в его зарослях можно "опьянеть". Пьянящим свойством багульника пользовались иногда пивовары и трактирщики, добавляя его в пиво для большей "хмельности".
Листья багульника болотного используются в быту и сельском хозяйстве для борьбы с вредными насекомыми.
В Чистый четверг жилище окуривали багульником для защиты и изгнания нечистых бесов.
Базилик
Дарует радость, любовь, мужество и исцеление, повышает экстрасенсорные способности. Защищает дом, предотвращает квартирные кражи. Поддерживает мирную обстановку в доме и способствует примирению после ссоры. Так же используется для очищения, исцеления и наделения жизненной энергией.
Колдуны пользуются им для добывания ядовитой, лунной жидкости. Символ сил и явлений, требующих осторожного и благоразумного управления, иначе они производят обратное действине. "Если базилик сильно мять или перетирать в руках, он будет издавать зловонный запах".
Латинское название базилика происходит от древнегреческого слова basilikohn, которое переводится как «королевский», намекая на отношение древних греков к этому растению как к благородной пряности. Древние римляне называли базилик «королем пряных трав».
Во многих христианских странах существует обычай в пасхальную неделю украшать базиликом кресты, находящиеся в доме. Появление этой традиции объясняет древнегреческая легенда о том, что на могиле Христа вырос базилик, который указал его ученикам на место погребения Учителя.
Однако на острове Крит существует другая легенда, объясняющая этот обычай. В ней говорится о том, что запах базилика, указал святой Елене путь к кресту, на котором был распят Христос. Теперь на этом месте расположен один из самых древних и знаменитых христианских православных монастырей — Ставровуни.
Индусы считают, что если в гроб с усопшим положитъ лист базилика, то он поможет ему попастъ в рай.
Бальзам Гилеада
В магических целях используются почки.
Любовь, защита от злых сил, заживление ран, интеллектуальные способности.
Почки носят с собой, чтобы успокоить "разбитое" сердце или привлечь новую любовь, сжигают для создания материальной основы появления духов при совершении соответствующих ритуалов, а также кладут в мешочки с сухими травами с целью обратить на себя внимание любимого человека и защитить себя от злых сил. Другие названия: тополь индейский бальзамический, бальзам Мекки.
Бальзамин
Сглаживает в доме напряжение, оберегает от уныния, развивает способность видеть хорошее.
Бархатцы
Бархатцы защищают от злых сил, зажигают любовный интерес, переходящий в страсть. Хранят от чужого глаза во время тайных свиданий - достаточно поставить на окно и у входной двери букетики бархатцев, и нежданные гости, направлявшиеся к Вам, вспомнят о неотложном деле и пройдут мимо.
Бегония королевская
Полезна для медлительных людей, тех, кто не умеет принимать решения.
Белладо́нна, или Краса́вка обыкнове́нная (лат. Atropa belladonna — сонная одурь, сонный дурман, немица, бешеная вишня, бешеница), уже в средние века было окутано ореолом мистической тайны. Римская богиня войны Беллона предпочитала, чтобы ей молились и просили помощи жрецы, выпившие настой белладонны. Отвар этого растения помогал им войти в особое состояние и получать от нее советы и распоряжения.
С помощью белладонны женщины на протяжении многих сотен лет пытались стать красивее. Причем иногда даже с риском для своей жизни, ведь белладонна — растение ядовитое. Оно содержит яд атропин, который может вызвать тяжелейшее отравление. В результате у человека начинается сильное возбуждение, доходящее до бешенства, отчего в народе это растение и получило название "бешеница".
Научное название рода atropa дано по имени Атропы, одной из трех мойр, богинь человеческих судеб. Мойры — Клото, Лахесис, Атропа — были дочерьми Зевса и богини правосудия Фемиды. Клото (Прядильщица) пряла нить человеческой жизни, Лахесис (Дарительница жребия) вела ее сквозь все превратности судьбы, распутывая узелки, а Атропа (Неотвратимая) перерезала нить человеческой жизни, не глядя на возраст, состояние и пол человека, то есть обрывала жизнь.
Уже в древнем Риме женщины применяли сок белладонны для того, чтобы расширить зрачки, и тем самым сделать глаза выразительнее и привлекательнее. Соком же ягод римлянки румянили себе щёки. В Средние века белладонна также использовалась модницами в качестве косметического средства.
Белладонна использовалась как напиток; наряду с беленой и позднее дурманом являлась одной из составляющих знаменитой мази колдунов — летучей мази, токсические элементы которой проникают в организм через поры кожи. В 1903 году немецкие ученые, изучающие историю колдовства, пытались апробировать обнаруженный ими в документе XVII века рецепт мази, состав которой был им неизвестен.
При втирании этой мази в кожу испытуемые засыпали, и их сон длился двадцать четыре часа. Во время этого сна они чувствовали, что с непреодолимой силой вовлечены в неистовый воздушный круговорот, степенные люди в необыкновенном наслаждении бросались танцевать. Проснувшись, они считали, что действительно участвовали в колдовском шабаше. Подобное ощущение полета было результатом действия белены, в этом на собственном опыте убедился немецкий токсиколог Густав Шенк. Надышавшись дыма зажженных семян белены, он был охвачен необыкновенным возбуждением, его пронзило странное состояние блаженства, происходившее от совершенно безумного впечатления невесомости ног, увеличившихся в объеме и отделившихся от тела. В то же самое время он почувствовал себя опьяненным мыслью о том, что летит.
Однако двойственная натура белладонны проявляется не только в особенности быть ядом и лекарством одновременно. Несмотря на то, что красавку считали ведьминой травой, она также использовалась и для защиты от злых чар. Человек, который боялся, что его разумом может завладеть колдунья, носил венок из бела-донны, а животным надевали ошейники из того же растения.
Было у белладонны еще одно страшное применение. Из нее готовили зелье, которое давали ведьме, приговоренной к сожжению на костре. Выпитое зелье притупляло боль и это облегчало ведьме путь в мир иной.
В старинных легендах говорится, что это растение принадлежит дьяволу, который ухаживает за ним в свободное время, и поэтому заполучить белладонну можно только в одну ночь в году — Вальпургиеву, когда он готовится к шабашу. Белладонну всегда собирают накануне первого мая.
Название белладонны некоторые относят к древнему поверью, что в определённое время цветок может превратиться в женщину волшебной красоты, но смертельно опасную для человеческого взгляда. Она посвящена богине Г скате, богине мрака, ночных видений.
Белена проявляет разнообразные магические свойства. Но есть определенные виды магии, где данное растение приобрело особенную популярность. Очень много сведений можно найти, говорящих о применении белены в любовной магии. Считается, что человек, который носит на теле траву белену, становиться весел и приятен. Белена в этом случае притягивает всеобщую любовь к человеку.
В русских народных травниках и цветниках белена именовалась "травой-блекотой", "зубником", "коростой". "Этой траве приписывают такие могущественные свойства, что кто держит ее в руке, то не боится никакой опасности. Она же может, будучи брошена в воду, привлекать рыб и делает их ручными".
Белена считалась в народе волшебным растением. С ее помощью можно было вызвать дождь после долгой засухи. Верили, что если высушенную и истолченную в порошок белену смешать с кровью молодого зайца, завернуть в его шкуру и положить на лесной опушке, то к ней соберутся все зайцы и не разбегутся до тех пор, пока траву не уберут.
Белена, месте со своим родственником — смертоносным пасленом — был главным компонентом, "открывающим душу" ведьмы. Позволяла вызывать духов и общаться с преисподней.
Бог дал человеку по имени Василь семена пахучего растения и велел посеять их на том же месте, где росли дурман (Datura stramonium L.) и белена (Hyosciamus Niger L.), посеянные евреями на месте, где они закопали Крест Господень. Различаются растения, появившиеся от Бога (добрые) и от дьявола (злые). Первые посеяны Богом, вторые выросли из семян, брошенных по ветру рукою врага человеческого. [Коринфский 1901: 621].
Ядовитое растение белена изгоняет "волос" из тела, помогает от зубной боли.
Съесть любую часть белены, особенно корень, и в самом деле очень опасно, полагали, что от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс, из которого удается выйти только с большим трудом. Из этого последнего верования проистекает, вероятно, современное валлийское - о том, что если ребенок уснет близ растущей белены, он уже не проснется.
Если английское поверье трактует белену как сильно действующее снотворное, то в России, наоборот, белена считалась средством, возбуждающим нервную систему и могущим привести к временному умопомешательству. От суда и поговорка: "Он белены объелся".
В древнерусской мифологии Люб — это дух-хранитель брачного ложа. Людям он порой являлся в образе большеухого златовласого кота. Его антипод — Нелюб — это черный, злобный кот с веткой белены в хищной пасти.
Еще в древнем травнике говорилось о том, что человека, надышавшегося дымом семян белены, охватывает сильное головокружение, и он теряет рассудок.
По древнерусской мифологии, белена — растение Ярилы, бога буйной, весенней, мужской оплодотворяющей силы природы.
В народной медицине белену часто применяли как болеутоляющее, особенно при зубной боли. Во многих сельских районах семена и семенные коробочки использовали в этих целях для курения с весьма печальными порою последствиями. Другой, более, пожалуй, безопасный способ — бросить семена белены на угли и ловить ртом поднимающийся дым. В "Herbal" Джерарда рекомендуется подержать во рту (не глотая, конечно) горячий отвар белены на уксусе. Джерард добавляет, что дантисты-шарлатаны того времени прибегали к вышеописанному способу с углем, после чего демонстрировали пациенту кусочки лютневой струны и выдавали их за червей, причинявших боль и извлеченных из зуба этим способом.
Горячая ванна для ног из отвара белены перед сном применялась как средство против бессонницы.
Стебли этого растения, завернутые в шкуру молодого зайца и закопанные на перекрестке, соберут собак со всей округи. Они но уйдут, пока не будет вырыта из земли приманка. Надетая на себя, способствует любви. Белые женщины с незапамятных времен известны во Франции. Жили они внутри холмов, которыми изобилует эта страна. Это — зловредная фея, проводившая время в том, что выслеживала путников, заманивая их в свои подземелья. Гораздо реже они завлекали женщин и детей. Если кто-либо всходил на такой холм, то седел от воплей, которые Они слышали.
В народной медицине белена известна с древности как сильное болеутоляющее и противоспазматическое средство. Еще в I в. до н. э. о ее лечебных свойствах упоминал Диоскорид. Листья белены применяли от кашля, бронхиальной астмы, головной боли, спазмов желудочно-кишечного тракта, бессонницы, истерии, при болезненных менструациях. Водочный настой листьев - как втирание при ревматизме, подагре, ушибах, а отвар в растительном масле закапывали в ухо при воспалении. Дым от сжигаемых семян вдыхали при зубной боли, а мазь из них использовали при туберкулезе костей.
Бель. Есть трава именем бель, растет в воде, концом стоит против воды, а как сорвешь и кинешь на воду, то поплывет против, а вниз не пойдет. И та трава вельми добра, носить при себе против всякого еретика и сопротивпика и кто на тебя зло мыслит. А коренья добры: возьми и положи в замок, то отомкнется. (В. Губерти.)
Береза
Береза – любимое дерево нашего народа, олицетворяющее русскую душу, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни. C березой эзотерическое учение деревьев связывает две руны Старшего Футарка - Беркана и Уруз. Береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных. Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Береза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих заклятиях, заклятиях, направленных на упрочение урожая. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей). Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.
Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых духов.
Бессме́ртник, или Цмин (лат. Helichrysum) — крупный род многолетних, реже однолетних, трав, полукустарников и кустарников семейства Астровые (Asteraceae).
Этот цветок называется так потому, что и сорванный, долго не вянет. Цветок любит селиться на холмиках, образующихся при рытье ям и канавок, когда песок выбрасывается на поверхность из более глубоких слоев почвы. Древние люди наделили его сверхъестественными свойствами, предполагая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с живущими родственниками и друзьями.
В народе бессмертник часто называют кошачьими лапками за то, вероятно, что нежные соцветия его по форме схожи с кошачьими лапками, и мягки, как их подушечки. Есть у бессмертника и легендарное имя — "нечуй-ветер". По преданиям, нечуй-ветер помогает слепым открывать заклятые клады. В ночь на Ивана Купалу с нечуй-ветром, водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать цветок разрыв-травы и гулять по лесу, лужайке до тех пор, пока не появится резь в глазах. А как только она появится, взять в руки заступ и быстро разрывать землю: заклятый клад должен быть под ногами.
По древней индейской легенде, бессмертник появился на свет следующим образом: в одном селении поженились парень и девушка. Отправляясь после свадьбы из вигвама отца невесты к родителям мужа, молодые повстречали диких зверей, которые их тут же растерзали. Жители похоронили молодоженов на берегу реки. А весной на месте их захоронения неожиданно появился светло-сиреневый цветок. Охотник, проходя мимо него, растроганно воскликнул: "Живи вечно!", и природа приняла доброе пожелание. С тех пор эти цветы в народе называют бессмертниками.
Бобы Тонка
Исполняют желания, дают любовь, храбрость. Известны еще как "бобы исполнения желаний".
Носимые с собой, бобы Тонка привлекают деньги, приносят удачу, дают храбрость и отражают болезни. Семь бобов, брошенные в реку или ручей, заставляют желание исполниться. Используются в ритуалах языческой магии и магии Вуду.
Семена дерева рода Dipteryxin, произрастающего в тропической Южной Америке. Содержат кумарин, ароматическое возбуждающее вещество, которое применяется в изготовлении благовоний, духов, мыла, табака и др.
Богородская трава. Есть трава, именем Богородицы, растет кустиками, ростом мала, как дикая маленькая мята, цветок синек. Добра та трава, от уроков человеку и скоту окуривать всякий живот.
Боярышник
Боярышник, с которым эзотерические учения связывают руны Турисаз и Одал, считался "деревом богини плотской любви". Народные поверья считали это дерево заколдованным и предрекали злую участь всякому, кто достаточно безрассуден, что бы посягнуть на него. Смерть детей или падеж скота, потеря накопленных денег - удел тех, у кого хватило дерзости уничтожить этот колючий куст. И все же то ли в силу обычая, то ли из должного уважения к самому боярышнику к его ветвям привязывают полоски материи, явно напоминающие приношения богине. Подобный обычай до сих пор сохранился в Ирландии и некоторых землях Германии. Одновременно боярышник почитали и как растение защитное: на его цветах заваривали чай, снимающий беспокойство, улучшающий аппетит и кровообращение. В древней Греции в боярышнике видели символ надежды и брака. И лишь с наступлением средних веков его стали связывать с колдовством. Особенно полезен боярышник в защитной и любовной магии, в заклинаниях, которые должны ускорить вступление в брак или упрочить его.
Боя́рышник (лат. Crataegus, о. слав. +glogъ, или сближено с глода́ть) — колючее растение, в народной ботанике апотропей (болг., серб., макед., словац. Карпат., укр. карпат.).
Латинское название рода происходит от двух греческих слов cratos — "сила, крепость", ugigos— "вести", что отражает твердость древесины и наличие защитных колючек.
Легенда
Сейчас трудно установить, откуда происходит русское название "боярышник": говорят, оно связано с легендой об одной боярыне и происходит от слова "боярыня".
Как бы ни было на самом деле, но из поколения в поколение народ передает одну старую легенду про боярышник и боярыню. Жила на Руси молодая девушка, была она помолвлена с красным молодцем. Любила молодого боярина и ждала свадьбы. Но в то время на Киевскую Русь пришло нашествие монголо-татар — войско Хана Батыя из Золотой Орды. Внук Чингис Хана облюбовал красавицу, всячески пытался войти в доверие и привлечь внимание, чтобы после — соблазнить. Но красавица отвечала отказом, храня целомудрие и верность суженому, заручившись помощью боярышника: из его цветущих веток плела и носила на голове венок. Долго оставались свидетелями событий и односельчане, и ордынское войско, пока внук Чингис Хана не выдержал и решил насильно овладеть красавицей. Он выследил девушку и начал преследование. Убегала славянка, пока хватало сил, а когда изнемогла — прижалась спиной к дереву боярышника, и пригрозила, что убьет себя, если тронет ее Хан Батый. Что сказала — то и сделала, как только двинулся к ней полководец, вынула нож и вонзила в свое сердце. Так и умерла под боярышником. С тех событий прошло много тысячелетий, имя девушки уж никто и не вспомнит, но с тех самых пор на Руси стали вылечить всех девушек, достигших возраста для замужества, боярышнями или боярынями.
Ритуальные функции
Ритуальные функции боярышника обусловлены главным образом его колючестью (см. Колючий), что сближает боярышник с ежевикой, шиповником, терновником, а также жгучими растениями типа крапивы. Вместе с тем, в отличие, напр., от базилика, боярышник не является универсальным апотропеем и применяется преимущественно в похоронно-поминальных и календарных обрядах, а также окказионально.
Считается, что с помощью боярышника можно помешать покойнику стать вампиром (у сев. и зап. славян в этой функции чаще выступает осина). Чтобы умерший не превратился в вампира, его тело (живот, пятку) пробивали шипом боярышника, втыкали в могилу шипы боярышника, сажали боярышник на могилу, рядом с кустом в землю втыкали маленький колышек из боярышника, ограждали могилу боярышником или другими колючими кустами. Если это не помогало и покойник становился вампиром, тело откапывали и пробивали сердце колом из боярышника. У болгар этот обряд совершал глогът (глогинковец) — сын вампира (ср. болг. диалектное вапирче 'боярышник’). У украинцев Карпат так же поступали с самоубийцами и двоедушниками. Кроме. того, боярышник клали двоедушнику в гроб, на могилу, набивали им рот, глаза (укр. карпат.). Ведьму-упырицу или упыря сжигали на костре из веток боярышника (болг., карпат.).
Ветки боярышника и его шипы использовали как отгонно-апотропейное средство и в повседневной практико, и в календарные периоды, признававшиеся наиболее опасными. Считалось, что прогнать дьявола можно палкой из боярышника, а убить — ножом, рукоятка которого сделана из боярышника. Из боярышника изготавливали амулеты (чаще всего крестики). Клин из боярышника забивали в крылья мельницы, чтобы их ночью не останавливали самодизы (болг.); жительницы Боснии затыкали в головною убор ветки боярышника, когда отправлялись на кладбище; ветки боярышника помещали в дымоход, если подозревали, что вампир через него попадает в дом; при эпидемии чумы ветки боярышника клали на окна и ставили перед домом (закарпат., босн., герцеговин.). От сглаза, порчи, ветки боярышника клали под подушку, так же, оберегались от демонов болезней, от вештицы, моры, носили при себе от полудницы (з.слав.). В Чехии в Вальпургиеву ночь хозяйки втыкали ветки боярышника в навоз и в порог хлева, чтобы ведьмы не навредили скоту. У гуцулов в Юрьев день при входе в хлев жгли костры из веток боярышника "аби уроки маржини [скот] не чіпали сї як глогу не чіпаесь нїчоі". Палка из боярышника оберегала от "злой" встречи в пути (особенно ночью), от змей и т. п. В с.вост. Болгарии на Иванов день собирали ветки боярышника, чтобы с их помощью уберечься от укуса змеи в лесу, и т. п. У юж. славян ветки боярышника входили в состав зелени, которой в день св. Георгия украшали дома, и т. п. Ветки боярышника втыкали в окна и двери на масленицу, когда вештицы вели себя наиболее активно. В канун Рождества, срубая в лесу дерево для бадняка, приносили в дом и боярышник, полагая, что он "выгонит" из дома дьявола. Чтобы вернуть корове молоко, "отнятое" ведьмой, корову кропили водой, а остаток воды выливали на боярышник со словами: "О боярышничек, по Богу ты мой брат, прими Бога и св. Иоанна, верни мне сыр, молоко и сливки, как было у меня раньше, а то, что не годится, дай той, чье оно".
Как и всякое другое растение-апотропей, боярышник в то же время считался местом обитания демонов. В Софийском окр. Болгарии боярышник называют гялово дърво 'дерево дьявола', в юж. Сербии его считали деревом вилы и полагали, что поэтому боярышник не горит, ср. также верхнелужицкое название боярышника "чертова яблоня".
Боярышник в народной медицине
При укусе змеи место укуса прокалывали шипом боярышника, так же поступали с чирьем, бородавкой. Больного водили к боярышнику, проводили по его телу топором, затем ударяли им по боярышнику либо относили к боярышнику вещи больного или специальный калач, "перенося" на боярышник болеань. Чехи забивали колышком из боярышника дырку в дереве, в которую клали кусок одежды, клок волос больного. Придя к боярышнику, больной трижды прикасался к нему калачом, приказывая (прося) своей болезни выйти из тела и войти в боярышник ("у глог улог, а у тело одлог"). На Благовещение и Иванов день знахарки ходили в лсс за боярышником, с которым позже заговаривали раны от укуса ядовитых змей (Стара-Загора, Велико-Тырново). В новолуние знахарка несла под боярышник булочку, вино, воду и др., чтобы демон, обитающнй в нем, принял жертву и оставил больного в покое. Боярышник упоминается в сербских заговорах, ср. напр.: "Ты (болезнь) не можешь здесь жить, здесь много терна и боярышника".
Шип боярышника вкалывали в хвост больной скотине, на которую, как считалось, наслала болезнь нечистая сила (закарпат.). Боярышник используют в магической профилактике. Так в Шумадии на Рождество хозяйка кладет на пол угли от бадняка и кол из боярышника, после чего все домашние перелезают через разложенные на полу предметы со словами: "В огне были — не обгорели, в болезни были — не заразились". В Малопольше в канун Рождества плоды боярышника съедали перед ужином, "чтобы рот не болел", чтобы не болеть дизентерией.
Вбиванне в землю кола из боярышника символизирует "замыкание" некоего пространства. Так, если в доме кто-нибудь умер, "дом се затвара", для чего хозяйка вбивает перед порогом колышек из боярышника. Если в округе начиналась эпидемия, домочадцы связывали вместе свои пояса или платки, связку растягивали от дома на всю длину, а там, где она кончалась, вбивали колышек со словами: "До кола дошла (болезнь), а через кол не перешла и в мой дом не попала".
У юж. славян запрет долго спать в Юрьев день (чтобы не лениться затем в течение года) объясняет обычай класть в эту ночь под голову боярышник. Колышек из боярышника (как "мужского" растения) вбивают в ствол плодового дерева, если оно перестает давать плоды.
Будра. В Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) нарвать этой травы, сплести венок и, надев на голову, пойти на следующий день в церковь. Тогда увидишь, что все присутствующие ведьмы стоят спиной к алтарю.
Бузина
Во всех странах Северной Европы это дерево почитается за великую волшебную силу. С бузиной мастера рун связывают, как правило, руны мира людей - Феху и Одал. Новые ветви на бузине легко вырастают взамен обломанных старых, и любая ветвь, оказавшаяся на земле, способна пустить корни. На цветах бузины заваривают чай "для очистки крови", из коры получается успокаивающий настой, но испарения, исходящие от этого растения, слывут болезнетворными и даже смертельными для тех, кто замешкался под его сенью. Согласно Старшей Эдды, черную бузину избрала своим домом богиня Фрейя. Народные поверья предостерегают не сжигать древесину бузины в доме, так как это приносит неминуемые несчастья. В средние века бузина считалась ведьмовским деревом, прутья которого ведьмы использовали для ночных полетов. Бузина - это тьма Нижнего мира. Она предоставляет возможность активной агрессивной защиты, и потому считается, что когда бузина растет у ворот дома - это хорошо, а вот вносить ее в дом - не стоит. И потому стоит серьезно подумать, прежде чем сломать ветвь бузины и вырезать на ней руны.
Бук
В эзотерической традиции Севера бук, с которым связывают руны Наутиз и Перт, выступает как символ древнего знания, открываемого в реликтах, древних капищах, заклинаниях и рукописях. Бук предстает здесь проводником из знания прошлого к обретению знания будущего.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/travnik/190/magicheskie-svoystva-rasteniy/1871/