Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 03 Декабря 2024, 20:30:01


Автор Тема: Гостеприимство травы обычной  (Прочитано 789 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Гостеприимство травы обычной
« : 23 Апреля 2019, 16:22:28 »
 У славян многие цветы посвящались языческим богам. Перуну — лютик, борец, волкобой, чертополох, папоротник. Любовь к цветам — характерная черта украинского народа. Этнограф Ф. Cумцов писал: “Достаточно самого поверхностного знакомства с малорусским селом, чтобы убедиться в живой любви малоросса к растениям. В народных песнях постоянно упоминается душистый василек, зеленый барвинок, тонкий тополь, белая береза, зеленый явор, лилия, розмарин, терн и калина (…). Если в доме есть девушка на поре выхода замуж, то за тыном появляются синие и лиловые чашечки крученых паничей, ярко красные цветочки королевого цвиту, желтоцветная парасолька, высокий мак” (Сумцов, 1889).

Но спросите, к примеру, украинцев, кто сейчас сможет отыскать такие растения как адамове, чортове ребро, адамова голова, богородишна коса, божа ручка, божа благодать, борода чортова, дiвоча кров, ивасик, миколайчик, Петрiв хрест, Петрова закуска, ручка Божої матерi, черевички Божої матерi, чоловiчий вiк, чортiв хлiб, чортова веселка, чортова вишня, бiсове ребро, чортове яйце и много когда-то говорившее народному чувству и воображению. Большинство легенд и сказаний об этих травах уже не воскресить. Постараемся же сделать возможное.

Один раз в году, по народному поверью, в ночь под Ивана Купала (23 июня по старому стилю), папоротник цветет маленькими, как на крапиве, цветочками, которые горят, как огонь.

Кому удастся раздобыть цветок папоротника (кочедыжника), для того нет ничего невозможного: он будет знать, где находятся клады в земле (подбрось цветок и он упадет звездою как раз на сокровища), и сможет доставать их без труда; ему начнут отпираться сами все замки без ключа, при одном только прикосновении рукою; он может влюбить в себя всякую девушку.

В старинных книгах много сказочного говорится об этом растении. В глухую ночь из куста папоротника показывается цветочная почка. Она то движется вперед и назад, то заколышется как речная волна, то запрыгает, как живая птичка. Это старается оберечь свою дорогую траву от взора людского лесная нечисть. “Что ни миг, то выше поднимается чудодейный цвет — расцветет — уголь-углем пылает-светится. В самую полночь лопается цветочная почка, лопнет — свет из себя такой разольет вокруг до около, что ровно белый день загорится красною зарею. И в то же мгновение обрывает златоогненный цвет нечистая сила” (Русь народная, 1834).

Раздобыть цветок папоротника очень трудно, так как он цветет всего только один миг и зорко охраняется от людей чертями. К замеченному заблаговременно кусту папоротника смельчак отправляется с вечера. Разостлавши около растения освященную 12 раз скатерть, он очерчивает около себя круг столько же раз освященным ножом, окропляет последний освященной водою и затем начинает молиться. После девяти часов черти пробуют всевозможные средства, чтобы испугать смельчака: ползут на него ужами, набрасываются зверями, оглушают свистом и ревом, кидаются камнями, деревьями, стреляют и т.д. Стерегущему цвет папоротника советуют не бояться ничего этого и не оглядываться, потому что черти имеют силу только до круга, очерченного освященным ножом. В двенадцать часов папоротник расцветает, и в тот же миг цветок слетает на разостланную скатерть, которую нужно быстро свернуть и спрятать цветок туда и затем бежать, не оглядываясь и не останавливаясь, невзирая ни на какие ужасы (Булашов, 1909). У мордвы папоротник также почитаемо растение, посвящен богу Вирь-Аве.

Большим уважением пользовались у славян васильки. Цветы васильков затыкали за иконы. У украинцев василек является символом святости и чистоты, приветливости и учтивости. Цветок сей специально разводят у домов. С васильком связана греческая легенда о том, что на месте, где был закопан крест Спасителя, выросла целебная и пахучая трава, названная васильком.

О подсолнечнике в Украине говорили, что без него и двор — не двор.

Дорогой травой лечиться не следует, ведь когда Господь по земле ходил, все травы перед ним преклонились, не поклонилась одна дорогая трава. Однако самыми уважаемыми и важными считались девять: трава-колюка, Адамова голова, трава-прикрыш, сон-трава, кочедыжник, трава-тырлыч, разрыв-трава, нечуй-ветер, плакун-трава.

Адамова голова (Адам-трава, кукушкины сапожки) полезна от всякой болезни, от всякого зла, отделывает порчу, отгоняет темную силу. Собирают ее в Иванов день, и хранят скрыто до великого четверга. Чародейство травы распространяется на диких уток. Ею охотники окуривают свои снаряды, употребляемые при ловле уток.

Трава колюка. Собирается в Петровки, во время вечерней росы, засушивается в коровьих пузырях и раздается по особенному расположению птичьим охотникам (Забылин, 1880). Окуренное этой травой ружье метко стреляет.

О тырлыч-траве рассказывают в Украине такое. В одну девушку влюбился черт. Мать, приготавливаясь к отъезду, украсила ее головку цветами тырлыча-травы, которой боялся черт. Когда он пришел, то никак не мог взять девушку и стал просить, чтобы она скинула цветы. Девушка, не понимая, что от нее требуют, стала скидывать с себя одежду, одну за одной, до гола, пока не запели петухи. Чем и спаслась.

“Тырлыч, тырлыч, десятех покличь, из десятех одного — Петра милого мого”, — зазывали украинские девчата. Траву тырлычь собирают под Иванов день на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом. Эта трава обладает возможностью превращений. Из тырлыча выжимается сок, которым натирают оборотни свои подмышки при совершении чар. Ведьмы, зная ценность этой травы, стараются ее истребить. Люди, обладающие тырлычем, дорожат ею, как сокровищем.

Легенда о синем ломоносе (забый-круча) такова. Как-то бились казаки с татарами, и татары стали побеждать. Вот часть казаков и бросилась врассыпную, оставив одного атамана. Тот видит, что пропал, и ударил себя копьем. Вдруг прилетел снежный вихрь, поднял всех неверных казаков в небо, разметал в клочья. Из них и вырос забый-круча. Говорят, если бы ребята все вместе цветы забый-кручи за пояс заткнули, то те казаки ожили бы.

О белозоре (царские очи, ясные очи, ясновидна, белоцветка, однолист, сердечник) рассказывают, что лесные люди украшали его цветами голову и трон своего царя Берендея и с их помощью узнавали душевные качества любого человека.

О чернике говорят такое. Как-то люди узнали о несметных богатствах гномов и стали их донимать. Заметались гномы по лесу, прося у цветов спасения. Первым спрятал их меж своих корней куст черники. В благодарность гномы расселили чернику по всему свету.

А эта легенда — об ирисе. На одной опушке расцвел чудо-цветок. Стали лесные звери и птицы спорить, кому он принадлежит. Четыре дня спорили и спор сам собой разрешился. Созрели семена ириса, и ветер разнес их в разные стороны.

По одному старинному преданию, многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим другом — вороном, которого он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон летал над лесом и оплакивал своего друга. Где роняла птица на землю слезы — весной вырастал цветок — вороний глаз (воронья ягода, одноягодник, ранник, крест-трава, четырехлистник).

Цветы тюльпанов очень любили турецкие султаны, желая иметь в своих садах ковры из живых цветов. Во времена ночных пиршеств под открытым небом по велению владык на обширные клумбы тюльпанов выпускали черепах с прикрепленными к панцирю зажженными свечами. Блуждающие огоньки среди красивых цветов были великолепны. Персидский поэт Гафиз писал о тюльпане: “С его девственной прелестью не может сравниться даже сама роза”. В одной старинной рукописи сказано: “Этот цветок не имеет запаха, как красивый павлин — песен. Зато тюльпан прославился красочными лепестками, а важный павлин — необычным опереньем”. Рассказывают, никто не мог раскрыть бутон золотистого тюльпана. Даже самые сильные богатыри. Не помогли и денежные вознаграждения. Один маленький мальчик со смехом подбежал к чудо-цветку и золотистый бутон раскрылся. За луковицы тюльпанов раньше давали большие деньги. В Амстердаме в 1634 г. два каменных дома были куплены за три луковицы тюльпана.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/travnik/190/gostepriimstvo-travy-obychnoy/1155/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Гостеприимство травы обычной
« Ответ #1 : 23 Апреля 2019, 16:34:27 »
О незабудке придумано много грустных сказаний. В Австрии рассказывают, как невеста с женихом пошли гулять по берегу Дуная. Девушка увидела на самом обрыве синий цветок и попросила парня сорвать его. Тот оступился и упал в воду, прокричав — “не забудь меня!” Цветок теперь так и называется — незабудка.

Евшан-трава знаменита тем, что напоминает в чужом краю о родине.

Трава галаган тепла, суха и пригодна, имеет в себе много силы: хочешь кровь пускать, возьми галаган в рот свой, своей силою выганивает (Забылин, 1880).

Трава прикрыш собирается чародеями от 15 августа до 1 октября и применяется против свадебных наговоров. Когда невесту привезут из церкви в женихов дом, тогда знахарь забегает вперед и кладет траву прикрыш под порог. Невеста, предупрежденная вперед родными о действии знахаря, приходя в дом, должна перепрыгивать через порог, если же она наступит на эту траву, тогда все эти наговоры обрушатся на невесту.

Петров крест помогает одолеть демонскую вражескую силу. Если кто несчастлив, должен носить этот корень на кресте, закатанным в виде порошка с воском от свечей, стоявших во время молебна пред Спасителем и Богоматерью.

Разрыв-трава (прыгун, скакун) — очень редка. Она может разрушать и разрезать железо, сталь, золото, серебро, медь на мелкие клочки. Помогает найти клад. Добывается эта легендаpная трава таким способом. Отыскивается гнездо черепахи, и когда ее там нет, вход забивается гвоздями. Черепаха не может пролезть и уходит за разрыв-травой. С ее помощью она-то и сбивает гвозди. Тут нужно выйти из засады, отобрать у нее траву. Ее врезают в ладонь левой руки, ведь правой держат оружие. Разрыв-трава помогает и арестантам освободиться из темницы.

Трава нечуй-ветер растет зимой по берегам рек и озер. С ее помощью можно остановить ветер на воде, избавить себя и судно от утопления, ловить рыбу без неводов. Собирают нечуй-ветер 1 января (по старому стилю), под Васильев вечер, в глухую полночь. В это время нечистая сила оставляет нечуй-ветер для уничтожения бури. Зрячие не могут найти это растение, только слепые. Когда они наступают на нечуй-ветер, им кажется, что их слепые глаза кто-то колет иглами. Схватить растение нужно не руками, а ртом.

Девясил добывается накануне Иванова дня, до восхода солнца. Высушенную и истолченную траву носят в ладанке. Она заключает в себе девять сил, помогает от болезней сердца.

Трава железняк. Говорят, будто порошок этой травы, брошенный между разговаривающими, заставляет их поссориться.

Ятрышник (кукушкины слезы) — делает бег лошади быстрым и неутомимым.

Чистотел. По народному преданию, кто носит эту траву при себе, будет жить всегда со всеми в мире и при суде.

Трава блекота. Если держать ее в руке, то можно не бояться никакой опасности. Брошенная в воду, она привлекает рыб и делает их ручными.

Дурман используют мошенники, дабы легко и просто обобрать простака, а ветреные жены — чтобы усыпить бдительность мужей.

О траве переступень в Галиции существовало предубеждение, что ее нельзя брать, выкидывать, иначе будет мстить.

Плакун-трава (дербенник иволистный — В.Б.) — всем травам мати, от пречистых слез Пресвятой Богородицы зародилась, когда Христа распяли, святую кровь его пролили. От плакун-травы бесы и колдуны плачут, смиряет она силу вражию, рушит злое чародейство, сгоняет с человека притку, открывает доступ к заклятому кладу. Собирали плакун-траву на утренней заре в Иванов-день с шестого на седьмое июля. При выкапывании корня никаких железных вещей иметь при себе не полагалось. Существовало и особое заклинание: “Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебя покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же мое слово при тебе крепко и твердо. Век веком!” (Красиков, 1989).

Стародавние сказания упоминают о корне “обратим”, дававшемся молодушкам для приворота любовного. Этот корень кладут на зеркало, и пристально, не отводя глаз, шепчут наговор. Такой же силой наделены тpавы кукоос и одоен. Приворотную траву симтарин собирают в Иванову ночь. Трава полотая нива помогает в суде и в бою. Излюдин-трава помогала от яда — “кто тое траву ест, и тот человек живущ, никакая скорбь не узрит телу и сердцу”. Трава осот была в большом ходу у торговых людей — “хочешь богатым быть: носи на себе”. Попутник — подорожник вывешивался пучками на дворе — для отогнания всяких гадов. Если из перекос-травы вынуть “сердечки” да пойти в воду — “вода расступится и пройдешь ты по морю — как по суху”. Укрой-трава — спасала человека от “кликушества”, посланного злыми людьми.

Рута, мята, шалфей и отчасти лебеда у украинцев в народной поэзии — символы девственности, строгости нравов, женской неподатливости, разлуки и одиночества. Рута среди этих трав занимает первое место. Сеять руту, поливать ее — символы девичьей чистоты.

Барвинок у украинцев связан со свадьбой. Барвинковый венок — это символ кроткого и поэтического состояния девушки-невесты. Барвинок может означать также и молодца-любовника. Барвинок — любимый цветок Жан-Жака-Руссо. Не знать барвинка, цветка Руссо, в Швейцарии считается недостатком образования. Немцы говорят — кто посадит у дома барвинок — дождется счастья. По другому поверью, барвинок охраняет дом от удара молнии. У укpаинцев баpвинком тpадиционно обсаживают могилы. Известно, что из 6 тысяч наpодных укpаинских песен в каждой 10-15 упоминается баpвинок.

Чертогон-трава — гонит бесов, порчу, всякие болезни целит и девичью зазнобу унимает.

Одолень-трава (кувшинка белая) одолевает всякую силу нечистую; мать сыра земля с сырой водой тот цветок породили, оттого равна у него сила на водяницу (водяную нечисть) и на поляницу (полевую).

Старинные лечебники рекомендовали особенно осторожно собирать одолень-траву: срывать ее только к ночи, и непpеменно в висячем положении, так как иначе лекарственное начало не перейдет в тело больного и не будет в состоянии изгнать из него болезнь. С одолень-травой можно ходить по судам, чтобы выиграть тяжбу, победить сердце молодой девушки.

Известен такой старинный заговор: “Еду я из поля в поле, в зеленые луга, в дальние места, по утренним и вечерним зорям: умываюсь медвяною росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь чистыми звездами. Еду я во чисто поле, а в чистом поле растет одолень-трава. “Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя Сыра-Мать-Земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверно-то не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колодцы. Иду я с тобою, одолень-трава, к океан-морю, к реке Иордану, а в океан-море, в реке Иордане, лежит бел-горюч камень алатырь. Как он крепко лежит предо мною, так бы у злых людей язык не поворотился, руки не подымались, а лежал бы им крепко, как лежит бел-горюч камень алатырь. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке!” (Русь народная, 1834).

“Да и вообще”, — писал известный знаток цветов Н.Ф. Золотницкий, — “собирая цветы кувшинки с лечебной целью, надо было поступать совсем иначе, чем с другими цветами: рвать в известные лишь часы, заткнув уши и обратившись к ним предварительно с ласковыми словами. Переговорив таким образом, следовало внезапно протянуть руку и сорвать цветок. Отрезать же ножницами, ножом или вообще чем-то острым строжайше запрещено, так как иначе стебель начнет истекать кровью, отрезавший будет преследоваться тяжелыми снами или даже будет втянут в воду возмущенными таким поступком водяными духами” (Золотницкий, 1912). По одному древнегреческому преданию в белую лилию превратилась прекрасная нимфа Нимфея, ожидавшая красивого юношу на поверхности воды. Да так и не дождалась, став цветком.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Гостеприимство травы обычной
« Ответ #2 : 23 Апреля 2019, 16:35:43 »
Цветы же белых кувшинок (лилий) вообще не следовало ради красоты никогда приносить в дом, ибо это грозило гибелью всего домашнего скота. Считалось, что сломавший лилию лишает невиности девушку. Так народная мудрость охраняла это красивое растение от массового сбора. У немцев кувшинка еще называлась лебединым цветком или русалочьим, так как в нее иногда превращались русалки. Русалки берегли свой цветок. И горе был тому смельчаку, что вздумал сорвать растущие на озере кувшинки. Hимфы схватывали его и увлекали в воду. А кто убегал, то все-равно сох от горя. Древние греки считали, что белые лилии появились из пролитого молока Геры. По римскому преданию, из лилии вырос Марс.

В призрачную белую лилию превратилась одна из нимф, спасаясь от бога Посейдона. Согласно славянской легенде, лилия выросла из сердца казака, погибшего в бою с татарами.

Прострел-трава (лютик): когда Михаил Архангел согнал сатану с неба на землю, он со своими демонами за прострел-траву спрятался, а Михаил Архангел кинул в него стрелою громовою и сатана провалился в преисподнюю; и боится бесовская сила с тех пор прострел-травы и бежит от нее на двадцать верст.

Царь-трава (купальница) прогоняет силу нечистую. Всех известней сказочная “разрыв-трава” — она же “Иван-цвет”, которая зацветает в ночь под Иванов день и держит цвет лишь столько времени, сколько нужно, чтобы прочесть “Отче наш”, “Богородицу” и “Верую”. Узнать разрыв-траву можно по следующей примете: на которой траве в Иванову ночь коса переломится, та и есть разрыв-трава. “Иванов-цвет” обладает силой делать человека, который его нашел и носит при себе, невидимым, она дает возможность отыскивать всякие “заклятые клады”, разрывает на мелкие кусочки кандалы и решетки. Ведьмы и знахарки собирают в Иванову ночь траву орхилин, что растет при большой реке и обладает разными чудодейственными свойствами” (Ермолов, 1905).

Пивники (украинское название) оберегают хату от злой силы, ибо пiвень (петух) всегда страж дома от всякой нечисти.

 

Сон-трава собирается в мае при желто-голубом цветении, с разными обрядами и приговорами. Она предсказывает людям во время сна добро и зло. Собранная с утренней росою, опущенная в холодную воду, вынимается при полнолунии и начинает шевелиться. Сон-трава, положенная под изголовье, может показать человеку судьбу в его сновидениях. Счастье представляется во сне либо молодой девушкой, либо добрым молодцем, беда — дряхлой старухой с горбом за спиной, с клюкой в руке, с развевающимися по ветру космами седых волос.

 У всех цветов есть мать, только у сон-травы злая мачеха. Она и выгоняет ежегодно бедный цветок весной из земли ранее, чем покажутся другие цветочки.

Ковыль рвать и приносить в дом нельзя — может случиться несчастье. Такое же поверье есть и о пролесках. О ковыле А.С. Рогович записал и другое: “Поки ковиль був, то й хлiб був, як ковиля не стало, то й хлiба немає” (1874).

 

Вообще о цветах в разные времена и разными народами сложена масса легенд. Почти все они — о любви. О любви несчастной. И прав Ауэрбах, как-то заметивший, что в истории цветов заключается часть истории человечества. Многие цветы связаны с именами великих людей. Жан-Жак Руссо был без ума от барвинка, Гете, выходя на прогулку, брал с собой семена фиалки и рассаживал их где только мог. И, наверное, от него пошел обычай дарить любимым не букеты, а поляны лесных цветов.

 

Очень много легенд посвящено подснежнику, который в Украине еще называют снегурка, скоророст, мартека, козульки, скоролиски, мартивки, билявки, снижички, козодрист, кропоцей, москалики, анимона, ярнык, годзинка, помороззя и просторенки.

 

Богиня Флора раздавала как-то цветам костюмы для карнавала. Подснежнику достался белый. Снег тоже хотел принять участие в веселье, но у него не было наряда. Маленький неприметный подснежник помог ему, отдав свой костюм. С тех пор они всегда неразлучны — снег и “снежный цветок”.

 

В другой легенде рассказывается, как падающие с неба снежинки вдруг стали превращаться в цветы. Это был счастливый знак для людей, конец морозам — пришла весна. В Англии подснежники сажали у самых дверей, чтобы злые духи не могли переступить через порог.

 

Есть цветок, который несколько похож на связку старинных ключей. Это — примула. У украинцев примула — талисман, берегущий жизнь. По датским преданиям, в примулу превратилась принцесса эльфов, из-за любимого юноши не желавшая возвращаться домой.

 

Однажды, рассказывается в средневековой легенде, когда апостол Петр находился на посту у райских ворот, ему сообщили пренеприятнейшее известие: кто-то подделал ключи от рая и собирается напустить туда разную нечисть. Апостол перепугался и выронил настоящие ключи. Из упавших на землю ключей и выросла примула.

 

Огромной любовью пользовалась примула в Англии. Ее называли волшебным цветом и считали, что в примуле укрываются от непогоды крошечные феи и гномы. Дождь идет, а из цветка доносится приятное пение, но редко кому удается его услышать. Англичане цветок примулы связывали с образом родины. Расселяясь в других странах, они увозили с собой это растение и высаживали в своем саду. Дом англичанина можно узнать по растущей в его саду примуле. В 1889 г. в Англии была утверждена “Лига примулы”.

 

По старинной легенде, один юноша достал золотой ключ, дабы отворить небеса и достигнуть вечности. Но одновременно он забывал бы родной дом, близких, свою землю. Рука его дрогнула в ответственный момент, и он упал на землю. Долго лежал, а когда проснулся, увидел в своей руке вместо золотого ключа цветок примулы.

 

Хризантема — национальный символ в Японии. С VIII века она украшает государственный герб, печать, высший орден Японии, ее знамена, монеты, марки. Одно время изображение хризантемы имели право носить только члены императорской семьи.

 

О траве спорыш рассказывают такое. Ходила как-то старая колдунья в горы за травками. Смотрит, а навстречу ей поднимается малая зеленая травка. И жалуется, что вытеснили ее отовсюду люди: леса сводят, луга распахивают, совсем житья не стало. Решила колдунья досадить людям и сделала так, что травка эта стала расти рядом с человеком везде, да еще вытесняя другие. Более того, оказалась она целебной, и стала полезной человеку. Так и просчиталась колдунья. Думала насолить, а на самом деле помогла человеку.

 

О крапиве есть чудесная сказка Андерсена “Дикие лебеди”. Принцесса Эльза могла только одним способом спасти своих братьев — диких лебедей, сплетя для них кольчуги из стеблей крапивы. Желание спасти братьев было таким сильным, что ничто не могло остановить девушку. Не теряя времени, она все ночи и дни напролет плела кольчуги, за что была обвинена в колдовстве и осуждена на казнь. Уже по пути к месту казни в последний момент она успевает накинуть на диких лебедей кольчуги из крапивы и все одиннадцать лебедей превращаются в прекрасных принцев, и только у младшего, которому Эльза не успела доплести рукав, остается вместо руки лебединое крыло.

 

По индийской легенде, Бpахма, споpивший с Вишну о кpасоте цветов, сначала пpедпочел лотос, но увидев pозу, извинился пеpед Вишну и отдал пеpвенство pозе. В Конгpессе США около 100 лет длились дебаты по “избиpательной кампании цветов”, на котоpой было отклонено 70 кандидатов, и только в 1986 г. пpизнано считать национальным цветком стpаны pозу. По пpеданию, Лакшми, самая кpасивая женщина на свете, pодилась из pаскpывшегося бутона pозы, котоpый состоял из 108 больших и 1008 мелких. Пpаpодитель Вселенной Вишну pазбудил кpасавицу поцелуем, и она стала его супpугой. В дpевности индусы связывали с pозой любовь, pадость, тайну и тишину.

 

Эвенки почитали некотоpые виды мхов и лишайников. У китайцев волшебные гpибы чжи — символ долголетия, они pастут на вековых деpевьях.

 

Лотос в дpевневосточных мифах имеет массу символов. Это — место заpождения жизни, плодоpодие, пpоцветание, потомство, долголетие, здоpовье, жизненная полнота, слава, вечное pождение, бессмеpтие и воскpесение, чистота, духовность, смиpенномудpие, согласие, мечтательность, миp, тишина, твеpдость, непpеpывность, солнце, Кpасный лотос — эмблема совpеменной Индии. Только в дpевнеиндийском языке лотос имеет более 100 названий. Западное небо в китайской живописи изобpажается как “лотосовый pай” (Мифы…, т.2, 1992).

 

Тpостник в Восточном Сpедиземномоpье считается эмблемой цаpской власти, в хpистианстве — символ смиpения и спpаведливости. Роза — символ кpасоты, совеpшенства, изящества, pадости, любви, удовольствия, хвалы, славы, пышности, блаженства, аpомата, пламенности, гоpдости, мудpости, молитвы, медитации, тайны, таинства, тишины, солнца, звезды, богини любви и кpасоты. Hедаpом много женских имен связано с pозой — Роза, Розина, Розетта и т.д. В хpистианстве pоза обpетает значение милосеpдия, милости, всепpощения, божественной любви, мученичества, победы, небесного блаженства, считается, что когда сpывают pозу — вскpикивает соловей, ибо она кpасна от кpови влюбленного в нее соловья. У геpманцев pозы находились под защитой гномов и фей. Кpасная pоза — символ хpистианского миpа, эмблема Адониса, Афpодиты, Венеpы, Сафо, а также символ востоpга, стыдливости, желания, объятия, стpасти, матеpинства и мученичества. Белая pоза — это чистота, девственность, духовность, тишина. Кpасная и белая pоза — единство, союз. Гиpлянда pоз — атpибут Эpоса, Купидона, утешение в хpистианской веpе (Веселовский, 1939, Мифы…, т. 2, 1992).

 
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Гостеприимство травы обычной
« Ответ #3 : 23 Апреля 2019, 16:36:16 »
По китайским повеpьям одуванчики являются гномиками, маленькими гномиками добpого духа земли.

 

У многих наpодов действовали особые запpеты на сбоp цветов. У маpийцев их было запpещено pвать до Семика. Поpой охpанялись не только тpавы, но и луга в целом. Рязанцы беpегли Окский луг, что находился неподалеку от Рязани, как важный сенокосный участок. Ходить чеpез него pазpешалось только по тpопам и только босиком. В pимской мифологии все цветы находились под покpовительством богини Флоpы.

Омела особенно почиталась в Древней Греции и Риме, где ее считали священным растением, символом смерти и возрождающейся жизни и посвящали Персефоне, богине подземного царства. Своего высшего pазвития культ омелы достиг у кельтов и геpманцев. В омеле они усматpивали огненную пpиpодную связь с солнцем.

Об одуванчике рассказывают такое. Он был самым любимым цветком, ибо давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.

Любопытное поверье существует о ромашке в Карпатах. Весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки становятся снежинками.

Очень красивый цветок магнолия. Есть такая китайская легенда. На небольшое селение напали разбойники — хунхузы. Они перебили всех, оставив 100 красивых девушек, которых убивали постепенно. Когда подошла очередь последней, она взмолилась: “Родная земля, не допусти, чтобы мы погибли совсем, оставь нам хоть часть жизни!” И случилось чудо. Наутро на этом месте стояло дерево со ста крупными белыми цветами. Разбойники начали было его рубить, но куда ни падали ветки, вырастало новое дерево со ста большими белыми цветами.

По другой японской легенде, старый попугай открыл бедной цветочнице Кейко секрет, как оживлять сделанные ею бумажные цветы. Для этого достаточно окропить их каплей своей крови. Цветы, сделанные Кейко, стоили дорого, и у девочки появились деньги. Однажды на балу она познакомилась со студентом Аротуми, довольно корыстным юношей. Тот хотел жить в богатстве, и все больше своей крови отдавала ради жениха Кейко. Настал момент, когда она отдала свою последнюю каплю. Цветок оказался самым красивым из всех, какие когда-либо делала девушка. И назвали его Магнолией, а о Кейко осталась сказка.

О фиалке в Латвии сложена грустная легенда. Девушка Занэ пошла в Черный бор на поиски чудного цветка. В лесу она почувствовала чудесный аромат и только хотела сорвать невиданный цветок, как схватил ее леший и превратил в ночную фиалку. Леший нарочно заманивал прекрасным цветком самых красивых девушек и превращал их в ночные фиалки. Долго искал Янис-жених Занэ — свою любимую, да так и не нашел. Однако ночью, когда расцветает душистая ночная фиалка, Яниса охватывает непонятная тревога. Он идет в лес и ищет поляну с фиалками. А найдя, ложится вблизи и любуется цветами. Но ни разу ни одного стебелька не сорвал, ибо хрупкие стебельки фиалки напоминают его невесту.

Но, наверное, самая загадочная легенда сложена о траве чернобыль. Есть два ее варианта — русский и украинский. Мне больше нравится последний.

Отправилась как-то девочка в лес за грибами. И заблудившись, свалилась в глубокую яму, где увидела много гадюк и большой светящийся камень. Змеи ничего не ели, но когда их начинал морить голод, подползали и лизали его. Захотелось и девочке есть, лизнула камень, и голод сразу пропал. Так просидели они в яме до весны, когда настало время змеям расползаться. Твари переплелись в лестницу, по которой выбралась их царица, затем и девочка. Царица змей дала на прощание ей совет: “Ты теперь знаешь язык всех трав, разбираешься, которая от чего лечит. Но не говори “чернобыль” — все сразу забудешь”.

Девочка обрадовалась, что скоро будет дома, и побежала в село. Вдруг кто-то сзади спросил: “Что это за трава с черными листьями?” Та, не задумываясь — “чернобыль”. Только вымолвила, как сразу всю науку и забыла. Оттого трава чернобыль зовется еще и забудкою.

Природа наделила человека разумом, однако имеются законы, которые не велено переступать и ему.

Есть такая украиская народная быличка. Каждому растению хочется жить на свете. Вот станешь рвать маленькую травинку, а она упирается — не хочет, чтоб ее рвали, а станешь крепко тянуть, то ей больно, и она скрипит в руках.

Маргаритки для своего младенца из шелка сшила Богородица. Искусственные цветы привели ребенка в восторг и Бог-отец оживил их, дабы славили цветы святое семейство.

Божественная слава цветка не спасла его от указа, изданного в Германии в 18 веке, по которому маргаритка объявлялась ядовитым растением и подлежала уничтожению. Однако ретивость властей, бросившихся уничтожать цветок, не увенчалась успехом.

Ландыш символизирует скрытую любовь. Старинная русская легенда повествует о любви Волховы к прекрасному юноше Садко. Но Садко любил Любаву. Узнав об этом, гордая Волхова решила навеки погрузиться в холодное водяное царство. И только луна была свидетельницей, как слезы девушки, жемчужинами упавшие на землю, превратились в звонкие ландыши.

Сказки утверждают, что ландыш — это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки, или серебристый смех Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, или ароматные капельки пота, упавшие со знойного тела охотницы Дианы. А может — солнечные зайчики: по ночам гномы часто пользуются ими, как фонариками.

Нежные и привлекательные колокольчики среди восточнославянских народов получили обилие названий: балаболки, звонцы, звоночки, адамов посох, котелки, чеботочки, бубны, голубки, орлики, горлачки, кавалерийский цвет, пичужницы, ключики. А сборный колокольчик еще именуют и приточной травой, понимая под “притоком” недуг.

Древнеславянские легенды утверждают, что колольчики вместе с другими цветами — ландышами, гвоздиками, васильками любят по ночам, при факелах цветка ясенца водить хороводы. Соберутся, запалят дюжину-другую ясенцев и тихо веселятся. Зрелище до того любопытное, что даже звезды начинают моргать от удивления.

Орхидей насчитывают несколько десятков тысяч видов. И как считал известный немецкий натуралист Александр Гумбольдт, “целой жизни художника не хватит на то, чтобы нарисовать все роскошные орхидеи”.

Происхождение мака у древних греков связано с кровью убитого человека. В обрядах вызывания дождя во время засухи в белорусском Полесье в колодец “сеяли” зернышки мака, освященного в день Маковея, колотили или мешали воду киечками, приговаривая: “Макарка-сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле”. Маком при этом осыпали хату и хлеб. До сих пор в Белорусии живет древний свадебный обряд — раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую счастье. Мак считали на Укpаине обеpегом.

У некоторых народов дикие цветы имели своих божественных покровителей. Так, Миндорт Батони в грузинских мифах — покровитель полей и дикорастущих цветов. Его дочь-красавица ходит по цветам и питается их пыльцой. В румынских поверьях прекраснейшая из волшебниц, Иляна Косынзяна считается покровительницей цветов, которые она наделяет ароматом.

В корейской мифологии существует “четверо благородных” (Сагунджа) — священных растений. Это — слива, орхидея, хризантема и бамбук, символизирующие мужество, дружбу, честность и творческую молодость.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Гостеприимство травы обычной
« Ответ #4 : 23 Апреля 2019, 16:36:45 »
Народы Дальнего Востока с большим почтением и благоговением относятся к женьшеню или панцую.

“Царь лесных зверей — тигр, царь морских зверей — дракон, а царь растений — панцуй”, — говорится в древневосточном изречении. Женьшень еще именуют “божественной травой”, “даром бессмертия”, “солью земли” и “чудом мира”.

Считается, что женьшень рождается от молнии. Если она ударит в чистую зеркальную воду горного источника, то источник уйдет под землю, а на его месте появится панцуй, таящий силу небесного огня. В одну из ночей во время цветения женьшень светится волшебным светом, и если добыть тогда целебный корень, то можно им воскресить даже мертвого. Однако отрыть светящийся женьшень трудно, ведь стерегут его тигр и дракон. Рассказывают, что женьшень обладает такой сверхъестественной силой, что может превратиться не только в зверя лесного, но и в человека.

Собирая женьшень, необходимо выполнить настоящий экологический обряд. Обычно сборщик, найдя женьшень, почтительно становился на колени и ласково заговаривал его заклинаниями: “Не уходи от меня, панцуй! Я пришел сюда с открытым сердцем и добрыми мыслями. Дай мне прикоснуться к тебе чистыми руками, не запятнанными ничем худым. Пусть свидетельствует небо, что жил я честно, ни разу не совершил греха. Моя любовь к ближнему не знает предела” (Красиков, 1989).

Убедившись, что его слова приняты, сборщик разгребал вокруг женьшеня траву, доставал особую костяную палочку и бережно откапывал корень. А зерна рассыпал вокруг для нового урожая. По традиции, женьшень копали только вечером перед закатом, чтобы он меньше находился на солнце, и причем, только зрелые десятилетние корни. Зная, что женьшень размножается семенами, сбор его начинали в августе, когда семена созреют и начинают опадать.

Древние греки рассказывали, как боги обратили в дерево девушку Дриолу за то, что она обрывала лепестки лотоса. Многими народами почитался лотос. Связывая лотос с плодородием, древние египтяне говорили: “Много лотоса на воде, великий будет урожай”. В Индии лотос считался священным растением. В особые дни женщины шли поклониться лотосу.

“Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение”, — говорили в Индии. Священным цветком открытой сердечности считался лотос и в Китае. Индейцы майя поклонялись некоторым видам грибов. Гордый нарцисс называли любимцем Магомета. Сам Магомет сказал про него: “У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб — пища для тела, а нарцисс — пища для души”. Персидский царь Кир назвал его “созданием красоты, бессмертной усладой”. В Пруссии нарциссы были символом счастья в браке.

Культура и разведение пионов считалось в Китае всегда занятием благочестивым, покровительствуемым богами. В одном из народных китайских сказаний говорится: “Тот, кто любит цветы и охраняет их — увеличивает свое счастье и получит блаженство. А тот, кто обходится в ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!”

Известны случаи, когда любовь к цветам облагораживала целые сословия. Знаток цветов Н.Ф. Золотницкий (1912) писал о том, как в Бельгии гвоздика сделалась любимицей бедняков, простонародья. Они ухаживали за цветами, стараясь перещеголять соседей красотой форм и цвета.

“Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им в ней новую цель, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат — все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего в заметной степени ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли: и таким образом, скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения”.

Каждый цветок у древних имел свое значение. Фиалка — недоброжелательность, колокольчик — болтливость, тюльпан — гордость, роза — любовь, чертополох — защиту, тростник — нерешительность, вереск — одиночество, лопух — навязчивость, незабудка — постоянство, лаванда — непонимание, василек — доверие, лилия — чистоту, резеда — сердечную привязанность, гвоздика — страсть, астра — печаль, клевер — ожидание.

У многих народов издавна существовали праздники цветов. В Париже — праздник роз, в Швейцарии — нарциссов, в Англии — незабудок, первоцветов и анютиных глазок, маков. В середине мая происходит фестиваль тюльпанов в американском городе Холенд, заселенном потомками голландцев.

Обилие праздников цветов в Китае и Японии: в феврале — праздник цветения слив, в марте — персиков, в апреле — вишен, в июне — пионов, в октябре — хризантем. Звучит музыка, песни, поэты посвящают цветам стихи и прикалывают их на длинных полосках бумаги к цветущим кустам и деревьям. Два цветочных праздника справляют в Индии. В Германии в первое воскресенье марта отмечается день фиалок, во Франции — ландышей.

У славян таким цветочным праздником считался знаменитый Иван Купала, именуемый кое-где еще и Иваном Травником. Его отмечали в разгар летнего равноденствия, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. У трав кончался буйный рост, начинали вызревать злаки, и люди считали, что нечистая сила именно в эту пору попытается погубить урожай. В эту самую короткую ночь в видных местах разжигались большие костры. Между кострами проводили скот, прыгали через огонь, стараясь отогнать злых духов. Водили хороводы, плясали, пели, играли в игры. Девушки гадали, пускали по рекам венки. Шли в баню париться с новым “ивановским” веником. Собирали лекарственные травы, веря, что они в этот час самые целительные.

Экологические народные традиции по отношению к лекарственным растениям издавна существовали в Литве.

Ботаник Э.П. Шимкунайте пишет: “Народная медицина к заготовке лекарственного сырья относилась как к обряду — прося разрешения как у самого растения, так и у матери деревьев и трав. Обещают не обижать заготавливаемое растение и брать только из-за большой нужды, употреблять растения лишь по назначению и очень бережно, остатки не выбрасывать, а почетно захоронить или отдать животному. Такое отношение само по себе порождает и бережное отношение к участкам растений” (Шимкунайте, 1986).

“Котики” ивы заготавливались литовскими сборщиками не более 5 штук с одной ветки, из стеблей дягиля аптечного вырезались только меньшие, клюква собиралась только “при красной щеке” и всегда в “один след”. При сборе росянки собиравший обязан на выбранной куртине поставить предупредительный знак — шесток с травяной меткой, мол, здесь заготовка уже велась.

Собирая плакун-траву (дербенник иволистный), русские сборщики становились лицом к востоку и говорили: “Небо — отец, земля — мать, а ты, трава, позволь себя рвать”. Причем так, “чтобы траве не было больно” и от “многого брать немножко”. Это особое уважение подчеркнуто в поэме неизвестного автора, помещенной в средневековом произведении “О свойствах трав”.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Гостеприимство травы обычной
« Ответ #5 : 23 Апреля 2019, 16:38:18 »
Собирая лекарственные растения, сборщики многих народов старались повлиять на их душевное состояние. Собираемому растению говорились комплименты, оно называлось царем или царицей, целебную траву обнимали и целовали — все это, по поверьям, усиливало целебное свойство растений. Без соблюдения такого обычая считалось, что целебная сила травы будет слабой или вообще исчезнет. Даже простую, не лекарственную траву рвать нельзя — будет ветер, говорят украинцы.

У славянских народов перед сбором лекарственных трав полагалось помыться, надеть чистую одежду. У украинцев считалось, что лекарственные травы собирать должен не каждый, а только тот, кто их знает: старухи, которым разрешалось брать с собой девочек-подлеток. В Закарпатье при сборе трав говорили: “Не бануй, землице, що зметя оголили, ми та тя, землице, хлiба положили”.

Древние эстонцы, собирая болотный розмарин, говорили: “Здравствуй, лесной царь! Царь этой земли просит у тебя помощи”. Собирая хмель, нужно было сказать: “Встаньте, все веселящие”. На Галичине считалось, что само название целебного растения может меняться в зависимости от того, копают ли его с добрым или злым намерением. Копать такие растения шли женщины, они брали с собой водку, хлеб, пряники, сахар, пировали на месте, где растет эта трава, потом приступали к копке, приговаривая “моя царичко!”, целуя ее и обнимая. “Не зiлля копаю, а матерi Божiй ванну копаю”, — говорят в Украине.

Исследовательница украинских экологических поверий и традиций киевский педагог В. Скутина подметила, что даже народные украинские названия трав придумывались так, дабы воспитать у людей любовь и уважение к растениям. Некоторые из них носят поэтические названия, или же происходят от девичьих или ребячьих имен (ивасики, миколайчики). Иные — упоминают Бога или его окружение (божа ручка, божа благодать, Петров хрест). Третья часть трав имеет “предупредительные” названия (трава-колюка, нечипай-трава, плакун-трава).

Мудрый обычай существует в Японии. Японец, срезая растение, пусть даже самое никудышнее, шепчет: “Прости, меня, цветок!” Украинцы считают, что если рвать без нужды цветы, то выпадут волосы.

Тростник в Египте считался символом царской власти. Кстати, его использовал и Прометей, принеся огонь людям в его полости. Зыряне считали, что человек произошел от соединения дерева и травы.

Интересный обычай появился во Владивостоке (не от японцев ли?). Как рассказал мой знакомый Андрей Кубанин, там существует клуб японской борьбы у-шу “Лотос”. Дабы оправдать свое название, а может, из природоохранных побуждений, его активисты очистили одно из местных озер и засеяли семенами лотоса. Пример, достойный подражания.

Сорняки. На них есть две точки зрения. Сорные травы черт посеял, — говорят на Херсонщине. Что такое сорняк? Растение, достоинства которого пока еще не открыты, — считал американский философ Ральф Эмерсон.

Рассказывают, когда Рабиндранату Тагору исполнилось 12 лет, его спросили в школе: что достойного сделали англичане за последнее десятилетие? Маленький индус ответил: поработили Индию, открыли силу пара и полюбили орхидеи.

В заключение — еще одна украинская легенда. Один солдат мучился в плену. Под страхом смерти ему было запрещено дотрагиваться до еды, приготовленной из змей. Не послушался заключенный, поел, и стал понимать язык животных и растений. Удалось ему бежать из плена. Едет он чистым полем, и с ним стала разговаривать каждая травинка, сообщать, от чего может вылечить. Видит, растет коровяк. Подъезжает к нему, думает — “этот уж совсем бесполезный”. А коровяк ему: “Не наступай на меня, я — тоже целебная трава, помогаю от грыжи”. И все травы, таким образом, оказались полезными. Недаром украинцы считали, что на Благовещение (7 апреля) Бог благословляет все без исключения растения.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".