Мы остановимся только на тѣхъ сказаніяхъ о растеніяхъ, которыя основаны на апокрифической литературѣ. Въ названія многихъ растеній скрывается уже намекъ на то, что съ ними связаны религіозныя или апокрифическія сказанія. Такъ, въ "Опытѣ словаря народныхъ названій растеній юго западной Россіи" А. Рoroвича, мы находимъ названія "Божье дерево", "Божа ручка", "Божа благодать", " Богородычна коса", "чортивъ хлибъ", "чортова веселка", "чортoве ребро", "чортови орихи". Можно думать, что съ нѣкоторыми изъ этихъ растеній связаны народнопоэтическія сказанія, коментирующія ихъ названія.
Сосна всегда зелена по благословенію Божію, потому что древесина ея оказалась негодною на гвозди при крестномъ страданіи Христа Спасителя.
Осина проклята Богомъ за то, что не поклонилась пресв Богородицѣ во время бѣгства св Семейства въ Египетъ, потому что шелестѣла листьями, когда воины искали Спасителя во время бѣгства съ семейства въ Египеть, потому что она не соблюла тишину, когда Спаситель скрылся подъ нею отъ жидовъ передъ своей крестной смертью, потому что на ней повѣсился Иуда.
Ива проклята Богомъ за то, что изъ нея дѣлаемы были гвозди, которыми сколачивали крестъ Спасителя, или за то, что ивовыя иголки забивали Спасителю подъ ногтя. Господь сказалъ, что черви будутъ ее точить отъ молодости до старости, отъ корня до верхушки.
Береза побѣлѣла отъ испуга, потому что Иуда хотѣлъ на ней повѣситься.
Бузина проклятое дерево, потому что на ней повѣсился Иуда, по другому варіанту повѣсили св Варвару, по третьему, потому что подъ нею постоянно сидитъ чортъ.
Камышъ принадлежитъ чертямъ. Черти завладѣли имъ во время земной жизни Спасителя. Однажды чортъ встрѣтивъ Спасител,я началъ просить Его отдать ему въ распоряженіе гречиху и овесъ на томъ основаніи, что онъ пособлялъ Богу творить міръ. Господь исполнилъ его просьбу. Чортъ не поблагодаривши Бога, побѣжалъ. Онъ неожиданно встрѣтилъ волка, испугался, и на вопросъ волка: чего такъ скачетъ, позабылъ о полученномъ подаркѣ и сказалъ: Богъ мени давъ очеретъ и осетъ, и потому черти владѣютъ только очеретомъ и осетомъ.
Осетъ, Осотъ. Подъ этимъ названіемъ извѣстны Сircaсa lutitiana- Видьмино зиллье, Сirsium arvense Sсор- наголоватки, жербій, и Sonhus arvensis молочакъ. Въ народныхъ разсказахъ осотъ принадлежитъ чорту по извѣстной уже намъ причинѣ.
Куколь Аstartema situtо - чортово зелье, полученное чертомъ вмѣсто овса. Разсказъ о куколѣ сходенъ съ разсказомъ объ осотѣ. Дьявола испугалъ человѣкъ.
Хлѣбный колосъ во время земной жизни Спасителя шелъ отъ земли. Ап. Петръ общморгалъ его въ гнѣвѣ за то, что одна женщина дала Спасителю въ дорогѣ грязный блинъ.
Табакъ заимствованъ отъ чертей.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/travnik/190/apokrificheskya-skazanya-o-rastenyakh/2496/