Лишь знание pун дает настоящее владение мастеpством волшебника.
Уpсула Ле Гуин, "Волшебник Земномоpья".
Само слово runa означает "тайна", восходя к древнейшему индогерманскому корню со значением "прятать, скрывать". Его следы сохранились и в современных языках, сравним, например, немецкое raunen - "нашептывать", латышское runat - "говорить" или финское runo -"стихотворение, заклинание". Кстати, русское "хранить" связано, по всей вероятности, с тем же корнем.
Руны - магические и алфавитные знаки, использовавшиеся народами Европы от черноморского побережья до далекой Гренландии. Руны высекали на камнях или вырезали на дереве, ими украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинания над входом в дом и на носах кораблей. Первые из сохранившихся рунических надписей относят к III в. н.э., однако многие знаки имеют гораздо более древнее происхождение, восходя к магическим символам кельтских жрецов-друидов.
С течением веков начертание и значение знаков менялись. Долгое время они служили только для магических целей и для гадания: древние кельты, скандинавы и готы не знали письменности. Значение букв алфавита руны приобрели относительно поздно, после вторжения кельтов в Италию (IV в. до н.э.). Одни знаки были переосмыслены, другие добавлены в подражание знакам латинского или, возможно, даже этрусского письма. Третьи так и не вошли в алфавит и для письма не использовались: их значение осталось чисто магическим и держалось в секрете от непосвященных.
От кельтов рунная грамота перешла к германским, а потом и к скандинавским племенам. Разные племена создали разные модификации алфавита: так, на британских островах он состоял из 33 букв, в германских землях - из 24, а в далекой Исландии всего из 16 букв. Знатоки рун были магами и врачевателями; они носили особую одежду, учили молодежь и пользовались всеобщим уважением. Впрочем, в той или иной мере рунной грамотой владели все представители племени.
Каждая руна имела собственное имя и связывалась с тем или иным божеством, предметом или явлением. Выкладывая руну из деревянных палочек или нанося ее изображение на березовую кору или камень, на древко копья или на поверхность глиняного сосуда, врачеватель, воин или охотник обращался непосредственно к той сущности, которую руна обозначала, чтобы воздействовать на нее определенным образом. Врачеватель изгонял болезнь, воин просил победы в бою, охотник привлекал добычу. Для усиления воздействия имя руны произносили или распевали в особой песни. Желая вызвать бурю, наслать болезнь или гибель на врага, пели т.н. "злую песнь" или совершали зейд - магический обряд, включавший пение и танец.
Магией владели не только мужчины, но и женщины. Так, зейд вообще полагалось исполнять только женщинам; предсказанием будущего у древних норманнов занимались особые прорицательницы - волюры. С помощью песен и рун заклинали также духов и домовых, мертвецов и троллей.
С приходом христианства рунический алфавит был признан "языческим" и быстро вытеснен из употребления. Попытка (вест-)готского епископа Вульфилы использовать руны для передачи текстов Священного Писания (IV в. н.э.) не помогла: его труд был забыт даже раньше, чем погибло вестготское королевство. Латинский алфавит был удобнее.
В среднем от принятия христианства до полного забвения рунных знаний проходило от трех до пяти столетий. Принципы "языческой" магии и древние легенды объявлялись вредным колдовством, дьявольским наущением и истреблялись всеми доступными средствами. Дольше всего знание рун, как алфавитных, так и магических, сохранялось в Исландии: христианство проникло туда лишь в Х в. Однако и там к концу XV в. не осталось ни одного "рунекендера" (мага). Легенда гласит, что они стали эльфами, духами, кобольдами, изредка посещающими людей, чтобы помочь (или, наоборот, помешать) им выбраться из сложных жизненных ситуаций. Но эльфы не делятся своими тайнами со смертными: с последним живым "рунекендером" ушло и знание.
В XIX в. руническая грамота изучалась главным образом историками и археологами. Лишь недавно, уже в XX в., когда были открыты многие памятники исчезнувших было культур, и интерес к древним знаниям начал возрождаться, для рун также наступила пора "второго рождения". Многое, конечно, оказалось утеряно безвозвратно; однако современным исследователям, в первую очередь американцам Ралфу Эллиотту и Ралфу Блуму, удалось в значительной мере воссоздать утраченное.
Ралф Эллиотт собрал и систематизировал все известные сведения о рунах и дал первое их описание в терминах современной оккультной науки (1959). Ралф Блум (1982) унифицировал написание рун, предложил свой порядок их расположения, во многом отличающийся от Футарка (древнего алфавита), восстановил старые и разработал новые способы расклада, аналогичные применяемым в других системах гадания.
При этом Ралф Блум использовал только алфавитные руны, заведомо неспособные, как он пишет, причинить кому-либо вред, даже будучи использованы в магических целях. Он сделал это не потому, что магические руны были ему не знакомы (хотя из всех когда-либо использовавшихся рун именно они понесли от пролетевших веков наибольший урон), а чтобы они не попали в недобрые руки.
Он же добавил к двадцати четырем германским рунам двадцать пятую, пустую, считая необходимым учесть классический "фактор неопределенности" или, попросту говоря, волю Божью, когда исход событий зависит не от самого спрашивающего (см. выше). Он назвал ее "руной Одина", верховного бога древних германцев.
Чтобы совершать с рунами простые магические действия, профессиональным магом быть не обязательно. Однако при выполнении этих действий следует придерживаться ритуальных предписаний более строго, чем при гадании. Эти действия нужно выполнять в одиночестве, рано утром (лучше на рассвете), по возможности исключив шум и иные посторонние влияния, в состоянии полного спокойствия и душевного равновесия, для чего рекомендуется предварительно провести сеанс медитации. Любое недомогание, стресс, повышенные эмоции препятствуют совершению магических операций.
Для успешного выполнения этих операций нужно знать имена рун и те сущности, которые они обозначают. При работе с каждой руной следует четко произнести ее имя и сосредоточиться на символизируемом ею образе. Все руны чертятся только в прямом положении. После завершения работы нужно провести цикл очищения, форма которого также может быть различной. Из принятых средств очищения приведем два наиболее простых: медитация и холодная вода. Получасовая медитация по любой из известных методик, прохладный душ или просто омовение рук холодной водой (ведь гадателю приходится действовать руками) "стирают" если не всю, то, по крайней мере, значительную часть информации, оставшейся от проведенного сеанса.
Руны перечисляются в современном алфавитном порядке. Их начертание и названия приводятся в (северо)германском варианте. В книгах вы можете найти примеры иного начертания и произношения, что никоим образом не меняет сущности дела. Здесь следует еще добавить, что руны подразделяются на "энергетические" и "магнетические": несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что использование первых прибавит вам сил, а обращение к последним, наоборот, потребует от вас приложения значительных усилий.
A B D E F G H I J K L M N O P R S T U W Z EI NG TH
а: АНЗУС. Послание. Энергетическая руна. Эту руну следует использовать с осторожностью: она посвящена богу Локи, совершающему как добрые, так и злые дела. Обращаясь к ней, следует просить милости и вразумления. Лучше всего она помогает в осуществлении дел, требующих коллективных усилий; одному человеку она может и не принести пользы. Будучи использована в добрых целях, она вызывает в человеке внимательность и чуткость по отношению к другим. Может означать также рот или устье реки.
b: БЕРКАНА. Береза. Энергетическая руна. Способствует росту, плодородию, рождению и возрождению. Может помочь при бесплодии, облегчает роды и отношения с детьми. Способствует обновлению личности и духовному росту, творчеству, а также росту и плодородию растений.
d: ДАГАС. Энергетическая руна. День, светлое время суток. К ней обращаются, желая приблизить конец периода неудач, болезни или печали. Она помогает также преодолеть препятствия на пути к завершению какого-либо дела.
e: ЭВАС. Конь. Зодиак. Энергетическая руна. Помогает сдвинуть с места застрявшее дело, разбавить загустевшее, размягчить затвердевшее. Может способствовать исцелению хронических, застарелых заболеваний. Странствующим и путешествующим облегчает путь по воде.
f: ФЕУ. Феод, владение. Деньги. Первоначально - "скот". К этой руне обращаются главным образом нуждающиеся в материальных благах или обладатели таковых, беспокоящиеся за их сохранность. Она способствует получению денег, приобретению товаров (главным образом "долговременного пользования", а также недвижимости) и оберегает собственность, во-время указывая человеку на открывающиеся перед ним шансы или возникающую опасность. Однако действовать он должен сам. В любви помогает лишь установлению физической близости.
g: ГЕБО. Дар. Эта руна помогает выбрать партнера, будь то в браке или каком-либо совместном предприятии, и наладить с ним прочный и длительный контакт. К ней обращаются, желая завязать или укрепить долговременные отношения. В вопросах "отношений человека с самим собой" помогает найти правильное решение, выбрать лучший из нескольких вариантов.
Н: ХАГАЛАС. Град. Энергетическая руна. Олицетворяет силы природы, помогая человеку вернуться к наиболее естественным проявлениям своего "Я". Ее чертят, когда чувствуют, что "что-то неладно", когда глубокий душевный разлад заводит человека в тупик, заставляя совершать все более нелепые поступки. Она вызывает "кризис", помогая выйти из заколдованного круга и вновь обрести душевное равновесие.
i: ИИСА. Лед. Застывание, холод. Помогает остановить какой-л. неблагоприятный процесс, болезнь, охладить страсти, "заморозить" ситуацию, чтобы выиграть время. Эта руна посвящена великану Имиру, рожденному изо льда и символизирующему начало или обновление после долгого "периода застоя".
j: ЙЕРА. Урожай. Эту руну чертят перед началом какого-л. важного и долгого дела, чтобы обеспечить ему ровный ход и успех в итоге. Ею можно пользоваться и во время осуществления самого дела, когда одолевают сомнения и кажется, что не хватит сил довести его до конца.
k: КАНО. Факел. Энергетическая руна. Посвящена богине Нерт, покровительнице охоты и рыболовства. Усиливает восприимчивость, обостряет чувства. Применяется женщинами в период зачатия, чтобы придать будущему ребенку желаемые качества, а также вообще людьми творческими, желающими наиболее полно воплотить свои замыслы. Охотникам, геологам и др. помогает найти искомое.
l: ЛАГУС. Проточная вода. Обостряет интуицию, помогает развитию и проявлению оккультных способностей. Облегчает процесс познания и проникновения в тайну, понимание законов Космоса. В обычной жизни способствует заключению брака, окончанию разлуки или преодолению размолвки с партнером. Ученым помогает завершить исследование, разрешить проблему.
m: МАННАС. Человек, его "Я". Применяется для воздействия на какого-л. человека, группу людей или организацию, чтобы привлечь их внимание к идее, взгляду или точке зрения, отличным от их собственной, и завоевать их на свою сторону. Умиротворяет врагов.
n: НАУТИС. Нужда. Энергетическая руна. Придает сил в трудную минуту, помогает пережить сложный период. В древности ее чертили прямо на руке или на ногте большого пальца.
o: ОТИЛА. Отчуждение (собственности). Энергетическая руна. Может применяться в самых крайних случаях, когда человек говорит, что готов отдать "полцарства за коня", то есть выбраться из своей ситуации любой ценой. Тогда эта руна поможет, но потом потребует платы: чего-то придется лишиться.
р: ПЕРТ. Спрятанное. Энергетическая руна. Помогает преодолеть прошлое, вытеснить тяжелые воспоминания. Облегчает переход к новому уровню сознания, "посвящение" (ученика) в следующую степень (мастера). В практическом плане может на какое-то время прервать привычное течение жизни, превратив ее в игру, в которой, однако, выигрыш и проигрыш равно вероятны.
r: РАЙДО. Путешествие. Энергетическая руна. Ею пользуются, когда желают, чтобы путешествие состоялось и прошло благополучно. Часто изображается на амулетах, которые берут в дорогу.
s: СОУЛУ. Солнце. Целостность. Помогает "найти себя", обрести уверенность в неясной или неопределенной ситуации, указывает выход, подводит итог. Дает "подсказку" на жизненном пути.
t: ТЕЙВАС. Воин. Посвящена богу войны Тиру (у германцев - Зиу). В древности воины наносили этот знак на рукоять меча и рисовали на своих щитах перед битвой. Помогает в любом бою, в т.ч. и с самим собой, когда человек желает преодолеть в себе какие-то черты или свойства. Укрепляет решимость.
u: УРУС. Тур (дикий бык). Энергетическая руна. Укрепляет дух, придает мужчинам силу, а женщинам - привлекательность. Пробуждает в человеке лучшие чувства. Ею пользуются, желая завоевать или восстановить дружбу и любовь.
w: ВУНЬО. Радость. Ее имя восходит к корню wyn - "побеждать". Эту руну чертят, когда желают себе и другим праздника, хорошего настроения, здоровья и счастья. Она утешает в печали и поддерживает в минуту слабости. Если вы ждете приезда или хотя бы известий от далекого друга, эта руна помогает приблизить долгожданную минуту.
z: АЛЬГИС. Лось. Из растений - осока или тростник. Защищенность. Если вы опасаетесь чего-либо, если ожидаете нападения или умышленного вреда от кого-то, начертите эту руну, и она не даст никому застать вас врасплох.
ei: ЭЙВАС. Защита. Эта руна посвящена богу зимы Уллю, выносливому бегуну и меткому стрелку. Ее чертят, когда хотят оказать кому-то покровительство и защиту. Еще она помогает довести любое дело до конца, особенно на завершающем этапе, и хорошо помогает спортсменам в соревнованиях.
ng: ИНГУС. Плодородие, производительность. Энергетическая руна. Она посвящена Ингу, богу мира, плотских радостей и имбирного пива. Помогает снять напряжение, расслабиться; приближает наступление периода отдыха. Усиливает потенцию у мужчин.
tН: ТУРИЗАС. Врата, также башня. Энергетическая руна. Руна размышления. Ее пишут, желая поразмыслить перед решающим шагом, еще раз все обдумать, взвесить все "за" и "против". Она помогает сосредоточиться, оценить свои поступки, избежать поспешного решения, оберегает от обмана и самообмана.
Руны можно чертить на любом предмете, изготовленном из естественных материалов - дерева, глины, металла, камня. В древности их выкладывали из гладко обструганных деревянных палочек на специально расчищенной площадке где-нибудь в лесу или ином малолюдном месте или просто чертили на земле. Еще их вырезали ножом на куске древесной коры или высекали на камне. Кору оставляли в лесу, подперев деревянной палочкой, воткнутой в землю, или помещали где-нибудь в жилище. Камень устанавливали на возвышенном месте.
Оберегающие руны чертят над входом в дом, на косяке двери или на самой двери. При этом их не обязательно вырезать ножом или рисовать углем или краской: руна может быть невидимой, достаточно начертить ее пальцем, можно даже просто в воздухе. Однако следует учитывать, что знак, имеющий материальную основу (нанесенный ножом или краской), действует дольше.
Для ношения с собой изготавливают амулеты и талисманы из естественных материалов, оснащая их одной или несколькими подходящими по значению рунами. (Разница между амулетом и талисманом интересует нас здесь только в том смысле, что на талисмане, кроме рун, может быть изображено что-либо еще). Если под рукой нет камня, древесной коры и ножа или красок, их можно нарисовать и обычной ручкой на кусочке бумаги, но действовать такой талисман также будет недолго.
Если вы сделали талисман для себя, он будет действовать все время, пока нужда в этом не отпадет. Делая талисман для других, нужно помнить, что его действие ограниченно (срок утраты талисманом влияния легко установить опытным путем), поэтому время от времени талисман следует "обновлять", подержав его у себя некоторое время (какие-либо манипуляции с ним при этом проводить не обязательно) или изготовив новый.
"Старые" талисманы, утратившие действие или необходимость, не принято выбрасывать: их лучше возвращать природе, стихиям (поэтому, в частности, пластмасса - материал, для их изготовления не подходящий), то есть сжигать, бросать в воду или закапывать в землю.
Чтобы достичь желаемого или оградить себя от вредных влияний, можно выбрать одну руну, подходящую по значению, и начертить ее один раз. Если требуется усилить или ускорить действие руны, ее можно повторить дважды или трижды (больше повторять не рекомендуется, т.к. дальнейшего усиления эффекта не происходит).
Из неалфавитных магических рун можно упомянуть знаки Свастики и Колеса, использовавшиеся в качестве символов зимнего и летнего солнцеворотов (21 декабря и 22 июня): первый чертили, желая себе и другим счастливого нового года, второй - доброго урожая. Большинство других сохранившихся неалфавитных символов представляют собой изображения разных видов оружия, орудий труда или календарные знаки.
Алфавитные руны могут быть также использованы для работы с именами или просто словами. Попробуйте написать рунами свое имя ("первое имя", как говорят англичане). Скорее всего, вы обнаружите, что для каких-то букв (точнее, звуков) вашего имени в руническом алфавите нет соответствий. Придется обойтись имеющимися знаками, испробовав несколько вариантов или комбинаций. Не бойтесь, что запишете свое имя "неправильно": любой вариант записи имеет смысл.
Остановившись на каком-то варианте, изучите руны, его составляющие: это - характеристика вашей личности, точнее, одна из возможных ее характеристик. Попробовав записать свое имя иным образом, вы получите и несколько иную характеристику, хотя основные ее черты, скорее всего, сохранятся.
Из нескольких получившихся вариантов нужно выбрать тот, который кажется вам оптимальным, который "больше нравится". Это - ваше идеальное представление о самом себе, о том, каким вам хотелось бы быть. Он и будет основным, рабочим.
Возьмите лист бумаги. Писать можно чем угодно - главное, чтобы знаки получались четкими и красивыми. Напишите свое имя рунами в любом месте листа и немного подумайте, "помедитируйте" над ним. Ведь медитация - это тоже магия. Если вы написали имя слева направо, попробуйте теперь написать справа налево, и наоборот. Что получится, если сделать знаки шире или уже, выше или ниже? А если переставить буквы? Какие ассоциации вызовет у вас эта новая надпись?
О каких образах или предметах напоминает начертание рун? Попробуйте увидеть в каждом знаке то, что они напоминают: дерево или дверь, рыболовный крючок или рыбку. Как соотносятся эти образы с чертами вашей личности, с тем, что вы думаете о самом себе?
Подумайте и об образах, скрывающихся за именами каждой руны. Конь и лед, вода и факел, бог Тир и богиня Нерт: представьте себе их, найдите связь, соединяющую их с вами. Объедините их в одну общую картину. Что в ней преобладает, какой образ кажется главенствующим, доминантным?
Такая медитация помогает человеку лучше понять самого себя, точнее определить свои возможности и желания. Кроме того, подобное размышление над теми или иными чертами своей личности, переведенными в образы, помогает усилить лучшие из них и преодолеть те, которые вас не удовлетворяют.
Таким же образом можно медитировать над именем другого человека, если вы хотите лучше узнать его, понять, что он из себя представляет. Рунами можно записывать и названия неодушевленных предметов, чем-то вас заинтересовавших, однако в этом случае лучше записывать их на одном из языков, "понятных" рунам: английском, немецком, норвежском. Желая, например, (себе или другому человеку) успешно сдать экзамен, напишите trial, Рruefung или рroeve (слово examen, которое тоже есть в этих языках, - латинское, им лучше не пользоваться). Если надпись сделана на листе бумаги, его можно оставить у себя в комнате, на видном месте; можно записать эти руны и на страничке записной книжки или листе отрывного календаря, соответствующим дате экзамена. Можно изготовить и специальный талисман с этой надписью.
В основе этих простых магических действий лежит тот же принцип, что и в основе гадания, только применяемый "в обратном порядке". Человеческое сознание (то есть, попросту говоря, наши мысли) составляет лишь небольшую область (план, уровень, измерение) нашей целостной сущности, ее пространственно-временного континуума. Однако именно эта область нам наиболее ясна и подвластна. И если при гадании руны (и вообще любые символы) помогают перевести некую мыслеформу, уже существующую во внесознательных областях, в область сознания, где ее до того не было (и где она становится более мыслью, нежели формой), то натуральная магия при помощи тех же символов позволяет перевести мысль, возникшую в области нашего сознания, в другие области, придать ей форму, а вместе с формой и действенность.
История рунической системы
Руны - это магическая и алфавитная система. Система знаков, использовавшаяся как в целях магических, так и в чисто информативных. Первый вариант употребления, понятное дело, предшествовал второму. Какое-то время оба варианта сосуществовали одновременно. И об этом периоде известно достаточно, для того, чтобы наблюдать какие-то правила и закономерности составления рунических формул и заклинаний. Но именно наблюдать, объяснение и трактовка увиденного - этап уже следующий.
Ученые относят возникновение рунического алфавита к 5 в. н. э. При этом они довольствуются только останками материальной культуры. Многое же могло и не сохраниться, или вовсе не наноситься на материально стойкий носитель. Передача же подобных систем в древности большей частью была устной. Чтобы понять логику и смысл надписей, необходимо понимать мировосприятие тех людей и того времени. Чтобы использовать те же руны сейчас необходимо трансформировать подчас оттенки смысла самих знаков.
Но если академические рунологи подчас весьма огорчаются "эзотерическим" интересом публики к рунам, считая его более чем профаническим, то наиболее находчивые из рунологов-практиков обращаются к плодам научных изысканий в этой области. Впрочем, бывают подобные заигрывания и обратной стороны. К примеру, знаки делились на "руны богов", "руны человека", "руны природы". Но никаким образом не связывались это деление с эттирами. Результат - хаотичность смысла. Наиболее удачный представитель ученых рунологов и практиков - Стефен Флауерс (SteрНen Flowers).
Смысловые связи слова "руны" указывают на некую тайную устную магическую традицию. Это однокоренное слово с "шептать","тайна", "жребий". В древне-исландском, кстати, слово руны существовало только во множественном числе, то есть самого слова "руна" в единственном числе не существовало. Однокоренные слова находят, впрочем, не только в германских, но и кельтских языках: старокельстком, средневаллийском. Это может говорить о некотором влиянии и кельтов на руническую систему.
Происхождение рунической системы весьма спорно. Ее выводили от финикийского, греческого, готского, этрусского письма. Предложу другой вариант.
Очевидно, что руническая система изменялась и изменяется в своем развитии (не прогрессирует-регрессирует, а просто изменяется). Это видно и по различиям скандинавского и англо-саксонского футарка, и по возникновению системы Armanen. То есть когда-то все могло начинаться с весьма небольшого количества сакральных знаков, применявшихся и в магии. "Но, в отличие от многих древних магических систем знания, где понятия были жестко сформулированы в далеком прошлом, руническое учение развивается до сих пор." По крайне мере так представляется. Руника действительно ближе к интуитивной магии, к шаманизму, к магии "сейдр" (связанной с оборотничеством и сменой пола), и довольно далека от "научной магии" Средних веков и Нового времени.
Также следует заметить, что отчетливые рунические системы сохранились у скандинавов (северной ветви древних германцев) и в Британии, а не на континенте. Причем в обоих случаях можно наблюдать наиболее длительное сохранение древних традиций, хотя и различным способом. Англо-саксонский футарк, как он есть, возник в результате переселения англо-саксов (германских племен) в Англию.
Так вот, другой вариант происхождения. Возможно, какие-то знаки использовались древними жителями Европы, в роде праиндоевропейцев. Какие-то знаки забылись, какие-то потеряв свой смысл остались в орнаментах (почему и можно найти "руну Гебо", "руну Ингуз", "руну Альгиз" в орнаментах и др.) Третьи знаки, сохранив смысл, употреблялись отдельно, например, свастика. Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с буквами средиземноморских алфавитов тоже говорит о возможных, общих или близких источниках.
По тем или иным причинам, система внятно оказалась сформулирована у германских народов. Ну и ладно.
Интересно возможное происхождение системы от способа гадания, описанного Тацитом. Кидали палочки-веточки определенных деревьев и смотрели, какие фигуры получались. Характерно то, что у германских племен не было жреческой касты. Таким образом система не была достоянием только узкого профессионального слоя.
В некоторых случаях и основательно подозревают кельтское влияние на руническую систему, это влияние могло относиться и к "континентальному периоду" германских племен. Обычно тут упоминают руну Тиса, Eiwaz.
"На протяжении всей истории алфавитов, магических и не-магических, отдельные ученые мистики и правители играли важную роль в составлении нового порядка этих алфавитов... Осуществление такого синтеза отображено в мифе о жертве Одина... Этот миф напоминает о ритуалах северных шаманов; об архаичной магико-религиозной традиции, которая некогда была существенной частью культуры многих народов - от Скандинавии и Центральной Азии до Северной Америки. В мифе об открытии рун Один прибегает к шаманской практике". [Найджел Пенник. Магические Алфавиты. - Киев:1996 - с.109-110] Хотя, конечно, наивно представлять это все буквально.
Индивидуальное значение каждой руны может варьироваться. И дело не только в разных уровнях ее восприятия. Значение может иметь смысл только в системе. (Руны - только множественное число в древне-исландском.) Соответственно, при изменении системы, меняться может и количество знаков, и написание некоторых из них, и разные нюансы смысла. Видимо в этом особенности англо-саксонского футарка в отличие от скандинавского. Этим можно объяснить и некоторую локальную действенность непритязательных современных систем. У некоторых свой порядок, бывают изменения в начертании знаков. При убогих трактовках - они все равно вполне способны работать в убогих ситуациях. Применяются, например, в гадании, где служат некими подсказками.
Явно не возбраняется видеть в рунических знаках "пиктографическую сущность", но опять же, наивно и бесплодно воспринимать это совершенно буквально. Может быть "Иса" и похожа формой на сосульку, но смысл в том, что именно эта узкая, вертикальная простая линия как нельзя лучше представляет сам принцип Льда как одного из двух первопринципов скандинавской космологии. Может быть, противоположенная ей руна Кано, Кен в одной из своих поздних вариаций и похожа на лучину, но это и лучина могла напоминать руну Кен.
"...каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности... Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта чрез специфические предметы или процессы, характеризуемые руной." [Найджел Пенник... с 113] Благодаря тому, что руны выражают некие определенные принципы, пользуясь комбинациями рун, можно описать и исследовать многие аспекты реальности. Это может даже привести к связи объектов своего внимания с конкретными руническими комбинациями.
Старший Футарк - самый старый рунический ряд. Порядок знаков в нем четко фиксирован. Хотя иногда встречались смены мест двух последних рун Оттила и Дагаз. Этот вариант признается общегерманским и имеет 24 знака. Они объединены в 3 группы по 8 рун; такая группа называется эттиром. Возможно, каждый эттир связан с 1/8 частью горизонта, своего рода направлением. Современные авторы связывают каждый эттир с определенной парой мужского и женского божества "первой руны ряда", то есть, первый эттир - эттир Фрейи-Фрейра, второй эттир - эттир Хеймдалля и богини Мордгуд, третий эттир - эттир Тюра и супруги его Зисы. Скорее всего, это только названия, способ определить общий смысл и суть отличий каждого ряда через сущность божества.
С употреблением рунической системы в качестве обычного алфавита исчезают некоторые буквы Старшего Футарка (руна Йару, руна Тиса (Eiwaz) и др.) изменяется написание некоторых остальных, добавляются новые знаки, некоторые старые знаки приобретают новый фонетический смысл. В это же время меняется и сам язык, древне-исландский, появляются новые правила фонетики. Так появляется Младший Футарк, и его различные варианты.
Фонетическое значение руны могло меняться с течением времени: это касается рун Младшего футарка. Также и ключевое слово руны могло быть различным. О многих рунах до сих по этому поводу активно спорят или же смирившись негласно договариваются о произношении. В то же время имеет смысл практика индивидуального нахождения имени руны, медитативное упражнение. Это имя будет вполне работать в своей системе.
В это же время, уже во время возникновения и активного использования "младших рун" старались не употреблять без толку руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Шли и на особые уловки. Так называемые "шифрованные руны". Когда смысловая руна Старшего Футарка изображалась в виде вертикальной мачты с некоторым количеством "отростков" справа и слева. Один ряд означал номер эттира, другой - номер руны в нем. Места того и другого менялись. Такой знак мог идти после буквенного заклинания.
Потом же за руническое колдовство в Скандинавии стали жечь на костре.
Рунические ряды существовали в народе вплоть до 19 века, но были сплошь буквенными, алфавитными, а не смысловыми - магическими. Впрочем, полагалось, что заговор, написанный руническими буквами имеет большую силу, что и использовалось. Также руны сохранились в календарных таблицах скандинавских и даже прибалтийских народов.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/teoriya/207/chto-takoe-runy/5183/