Заговор при недомогании ребенка «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Как мать сыра земля не боится ни стуку, ни бряку, так не боялся бы малый младенец (имя) ни щипоты, ни ломоты, ни заботы, ни утренние, ни вечерние, ни от волхва, ни от волхвуньи, ни от колдуна, ни от колдуньи, ни от двоеженца и троеженца, ни от двоеволоса, ни от троеволоса, ни от двоезуба, ни от троезуба, ни от сивова, ни от синева, ни от чернаго, ни от черемнаго, ни от стараго, ни от большого, ни от малого. Будьте, мои слова, крепки, лепки, долговеки и памятны, крепче крепкаго камня, вострее вострыя сабли и жарче жаркаго огня. И кой меня учитель учил и коих слов не доучил, все будьте в статье, ключом заперты, ключ в море, замок на небеси. Вовеки, аминь!»
Заговор от зубной боли «Месяц ты, месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную боль, унеси боль под облака. Моя боль ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Мне боли не перенесть, а твоей силе перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою боль. Месяц ты, месяц, сокрой от меня зубную боль!»Очень большое значение в прошлом имели различные заговоры, читающиеся перед походом на войну. Они имели своей целью предотвращение урона от какого-либо оружия и сохранение жизни и здоровья человека. Это объясняется тем, что практически вся история Руси наполнена войнами: год без войны – счастье для крестьянина. К сожалению, эта проблема остается актуальной до сих пор, поэтому данный вид заговоров не утратил своего значения.
«Месяц ты, месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную боль, унеси боль под облака. Моя боль ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Мне боли не перенесть, а твоей силе перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою боль. Месяц ты, месяц, сокрой от меня зубную боль!»
Заговор от ратных орудий «Летел орел из-за Хвалынского моря, разбросал кремни и кремницы по крутым берегам, кинул громову стрелу во сыру землю. И как отродилась от кремня и кремницы искра, от громовой стрелы полымя, и как выходила грозная туча, и как проливал сильный дождь, что им покорилась и поклонилась селитра-порох, смирным-смирнехонька. Как дождь воды не пробил, так бы меня (имя) и моего коня искры и пули не пробивали, тело мое было бы крепче белаго камня. И как от воды камни отпрядывают и пузыри вскакивают, так бы от ратных орудий прядали мимо меня стрелы и порох-селитра. Слово мое крепко!»
Заговор от пуль свинцовых, медных «В высоком терему, в понизовском, за рекою Волгою, стоит красная девица, стоит, покрашается, добрым людям похваляется, ратным делом красуется. Во правой руке держит пули свинцовыя, в левой медныя, а в ногах каменныя. Ты, красная девица, отбери ружья: турецкия, татарския, немецкия, черкасския, русския, мордовския, всяких языков и супостатов; заколоти ты своею невидимою силою ружья вражия. Будут ли стрелять из ружья, и их пули были бы не в пули; а пошли бы эти пули во сыру землю, во чисто поле. А был бы я на войне цел и невредим, и мой конь был бы цел и невредим; а была бы моя одежда крепче панциря. Замыкаю свои приговорныя словеса замком и ключ кидаю в окиян-море, под горюч камень алатырь. И как морю не высыхать, камня не видать, ключей не доставать, так меня пулям не убивать, до моего живота, по конец века».
Заговор на железо, уклад, сталь, медь «Мать сыра земля, ты мать всякому железу, а ты, железо, поди во свою матерь-землю, а ты, древо, поди во свою матерь-древо, а вы, перья, подите во свою матерь-птицу, а птица полети в небо, а клей побеги в рыбу, а ты, рыба, поплыви в море, а мне бы, рабу Божьему (имя), было бы просторно по всей земле. Железо, уклад, сталь, медь, на меня не ходите, воротитеся ушами и боками. Как мятелица не может прямо лететь и ко всякому древу близко приставать, так бы всем вам не можно не прямо, ни тяжело падать на меня и моего коня и приставать ко мне и моему коню. Как у мельницы жернова вертятся, так железо, уклад, сталь и медь вертелись бы кругом меня, а в меня не попадали. А тело бы мое было от вас не окровавлено, душа не осквернена. А будет мой приговор крепок и долог!»
Заговор ратного человека, идущего на войну «Еду на гору высокую, далекую, по облакам, по водам, а на горе высокой стоит терем боярской, а в тереме боярском сидит зазноба, красная девица. Ты, девица, зазноба молодеческая, иду за тебя во рать на супостатов моих, врагов-злодеев. Вынь ты, девица, отеческий меч-кладенец; достань ты, девица, панцирь дедовской; отомкни ты, девица, шлем богатырской; отопри ты, девица, коня ворона. Мне, меч-кладенец, будь другом, мне, панцирь дедовской, будь родным братом, мне, шлем богатырской, будь венцом обручальным, мне, конь вороной, будь удалым молодцом.Выди ты, девица, в чистое поле, а в чистом поле стоит рать могучая, а в рати оружий нет сметы. Закрой ты, девица, меня своей фатой: от силы вражьей, от пищали, от стрел, от борца, от кулачного бойца, от ратоборца, от дерева русскаго и заморскаго: от дуба, от вязу, от клену, от ясени, от ели, от рябины, от полена длиннаго, не длиннаго-четвертиннаго, от липы, от жимолости, от ивы, от сосны, от яблони, от курослепу, от орешины, от можжевельнику, от сена, от соломы, от кости, от железа, от уклада, от стали, от меди красной, зеленой, проволоки, от серебра, от золота, от птичьяго пера, от неверных людей: нагайских, немецких, мордвы, татар, башкирцев, калмыков, гулянцов, бухарцов, кобытей, вовулов, бумирцов, турченинов, якутов, лунасов, черемисов, вотяков, либанов, китайских людей.Вы, дерева, от меня, раба Божьего (имя), воротитесь; вы, железо, и медь, и сталь, и золото, отлетайте; вы, люди неверные, отбегайте. А буде я ворочусь поживу и поздорову, ино буду, красна-девица, тобою похвалятися, своею молодеческою поступью выказыватися. Твоя фата крепка, как камень горюч алатырь; моя молодеческая поступь сильна, как вода мельничная. Дух духом, всех пинком, нет никого, я один, поживу, поздорову».
«Еду на гору высокую, далекую, по облакам, по водам, а на горе высокой стоит терем боярской, а в тереме боярском сидит зазноба, красная девица. Ты, девица, зазноба молодеческая, иду за тебя во рать на супостатов моих, врагов-злодеев. Вынь ты, девица, отеческий меч-кладенец; достань ты, девица, панцирь дедовской; отомкни ты, девица, шлем богатырской; отопри ты, девица, коня ворона. Мне, меч-кладенец, будь другом, мне, панцирь дедовской, будь родным братом, мне, шлем богатырской, будь венцом обручальным, мне, конь вороной, будь удалым молодцом.
Выди ты, девица, в чистое поле, а в чистом поле стоит рать могучая, а в рати оружий нет сметы. Закрой ты, девица, меня своей фатой: от силы вражьей, от пищали, от стрел, от борца, от кулачного бойца, от ратоборца, от дерева русскаго и заморскаго: от дуба, от вязу, от клену, от ясени, от ели, от рябины, от полена длиннаго, не длиннаго-четвертиннаго, от липы, от жимолости, от ивы, от сосны, от яблони, от курослепу, от орешины, от можжевельнику, от сена, от соломы, от кости, от железа, от уклада, от стали, от меди красной, зеленой, проволоки, от серебра, от золота, от птичьяго пера, от неверных людей: нагайских, немецких, мордвы, татар, башкирцев, калмыков, гулянцов, бухарцов, кобытей, вовулов, бумирцов, турченинов, якутов, лунасов, черемисов, вотяков, либанов, китайских людей.
Заклинания: единство волшебства Большинство людей, обладающих хотя бы незначительными сведениями о магии, понимают принципиальное различие черной и белой магии. Обряды и ритуалы черной магии обращены к силам зла и дьявола. В белой магии, напротив, идет обращение к силам добра – к добрым началам, силам природы, т. е. к духам леса, воздуха, воды. Не случайно в заговорах и заклинаниях неоднократно встречаются такие обращения: «Заря-зарница, красная девица…» и т. п.Иногда при подробном анализе различных заговоров и заклинаний, которые используются в белой магии, можно сделать вывод о том, что любое вербальное действо представляет собой не что иное, как своеобразный синтез христианских молитв и языческих верований. Иначе говоря, заклинатель одновременно может обращаться как к святым и ангелам, так и к духам леса, деревьев, трав. Любое заклинание имеет конкретного адресата, т. е. святого или духа, к которому, собственно, и обращается заклинатель за помощью. Помимо того, в заклинании содержится четкая формулировка, а именно – цель обращения. В некоторых случаях заклинания могут варьироваться – одна и та же формулировка произносится разным вербальным способом. Не случайно существуют самые разные заговоры от порчи, сглаза и т. д.Исходя из этого, можно сделать вывод, что зачастую в заклинании важна не сама форма. Важны как слова, которые используются заклинателем, так и смысл, передающийся этими словами. Иначе говоря, в белой магии не существует незначительных мелочей. Человек должен с вниманием относиться не только к магическим ритуалам: гораздо большее значение для него приобретают собственные мысли. Слова заклинания важны прежде всего потому, что они призваны влиять на мысли человека, направляя их в нужное русло.Простейший пример – перед заклинателем стоит задача помочь человеку избавиться от зубной боли. Соответственно, маг должен сконцентрировать все свои силы, на время отрешиться от своих повседневных дел и задач ради того, чтобы помочь другому. Кроме того, не стоит забывать – маг действует не своими силами, у него их просто нет достаточно для того, чтобы помочь страждущему. Он призывает на помощь высшие силы, ангелов или силы природы. Поэтому он должен настроить свои мысли таким образом, чтобы они полностью соответствовали стоящей перед ним задаче.В некоторых случаях маг вполне мог бы ограничиться мысленным обращением за помощью. Но это возможно только в том случае, если в его мыслях нет собственных забот и волнений. Поскольку маг или колдун – такой же человек, как и все люди, живущие на Земле, следовательно, он тоже находится под гнетом повседневных проблем. И ему, может быть, не так-то легко переключить свое сознание на обращение за помощью к высшим силам. Именно поэтому он прибегает к так называемому «вербальному действу», т. е. к собственно заговору или заклинанию.При произнесении заговора или заклинания маг или колдун заставляет свое сознание на время отрешиться от всех забот и волнений. В данный момент его интересует только стоящая перед ним задача, например помощь человеку, страдающему от зубной боли. В дальнейшем ситуация может развиваться следующим образом. Колдун входит в состояние транса, или медитации. Немалую роль в этом играет повторение заговора или заклинания. Мысленно все свое внимание колдун концентрирует на проблеме, стоящей перед ним. При этом он обращается за помощью к высшим силам, к Богу, к святым или к духам природы.