Спиритизм – вызывание умерших знаменитостей.
В принципе, спиритизм – возрождение древней магии. Это учение также основано на вере в бессмертие души, которая после смерти тела может общаться с людьми через особо одаренного посредника, то есть медиума. После 1850 года в Европе спириты верили, что в присутствии медиума духи будто бы стучат ножками стола и отвечают на заданные вопросы, указывая количеством ударов порядковые номера букв в азбуке, или двигают блюдце со стрелкой по бумаге, на которой написан алфавит. У особо квалифицированных медиумов духи сами писали на бумаге или на аспидной доске слова, завязывали и развязывали узлы, перемещали предметы и даже, позируя перед фотографом, снимались на пластинках. По утверждению многих спиритов, духи могли предсказывать будущее. А в этом нуждались в то время многие.
Ведь в первой половине девятнадцатого века повсеместно разражались жестокие экономические кризисы, закрывались промышленные предприятия и тысячи людей оставались без работы. Вакханалия биржевых спекуляций давала возможность за один день разбогатеть или разориться дотла. И именно в эту пору всеобщей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне люди пытались расспрашивать духов, в надежде узнать свое будущее. А все достижения спиритизма были основаны на иллюзионных трюках. Например, знаменитый профессиональный медиум американец Генри Слейд устраивал публичные спиритические сеансы и получал за это большие деньги. Пользуясь изобретением Буатье де Кольта, Слейд демонстрировал, как духи "писали": показывал чистую доску, на которой возникали отдельные слова или короткие предложения – ответы на вопросы, задаваемые зрителями. Но всё же потом обманщик был разоблачён. На одном из сеансов Слейда, когда иллюзионист опустил под стол "чистую" аспидную доску, профессор выхватил эту доску из его рук и показал всем присутствующим, что на ней уже написан ответ "духа" на вопрос, который еще не был задан.
Всем стало ясно, что трюк Слейда был основан на умении медиума выбирать из множества вопросов, задаваемых зрителями "духам", такие, которые соответствовали ответам, заранее написанным на его доске, а подмена одной доски другой – самая примитивная манипуляция, которую выполнит любой желающий. Разоблачения медиумов последовали одно за другим. Во второй половине девятнадцатого века во время сеансов "материализации духов" медиумы Уильямс и Рита были уличены в том, что сами изображали духов. А два года спустя в Мюнхене произошло скандальное разоблачение медиумов Эллингтона и Кука, которые долгое время водили за нос крупного ученого Крукса, которому демонстрировали мнимую "материализацию духа" в виде специально подготовленной девушки по имени Кэти, сообщницы медиума. Ф. Энгельс в статье "Естествознание в мире духов" высмеял Крукса и подобных ему слишком доверчивых людей, увлекающихся спиритизмом. Еще через год разыгрался новый скандал вокруг медиумов супругов Флетчер, и в том же году вышла нашумевшая книга Чепмена "Исповедь медиума" с его саморазоблачением. Между тем артисты-иллюзионисты вскоре стали использовать всеобщее увлечение спиритизмом, выдавая себя за медиумов. Одним из самых интересных иллюзионов является "шкаф братьев Давенпорт", изобретённый американцами Давенпорт – Айра Эраст и Уильям Генри. Они гастролировали по всему миру и мистифицировали публику всех странах, где выступали.
На сцене демонстрировался шкаф с тремя дверцами, установленный на козлах, чтобы изолировать его от пола. В шкафу за дверцами находилась деревянная скамейка. Зрителей приглашали на сцену, они связывали артистам руки за спиной и братья садились в шкаф, на скамейку. Их еще привязывали и к скамейке, пропустив веревку через отверстия, сделанные в сиденье. На стенке внутри шкафа находились гитара, звонки, барабанчики. Связанный человек никак не мог бы до них достать. Но как только дверцы шкафа запирались, сразу же раздавался ужасный шум: все инструменты, которые были в шкафу, издавали звук одновременно. Когда шкаф открывали – все зрители убеждались, что оба артиста также сидят, привязанные к скамейке. Для большего впечатления одному из зрителей предлагали войти в шкаф, при этом связав и привязав его к скамейке посередине между двумя братьями. Затем шкаф запирали, и внутри него заново начинался шум. Дверцы открывали – зритель, как и братья, по-прежнему сидел привязанный, но на голову его был нахлобучен барабан, между колен втиснуты две гитары, галстук развязан, а сорочка расстегнута. Братья Давенпорт утверждали, что они – медиумы и что адский шум в их шкафу, так же как и беспорядок в костюме приглашенного из зала зрителя, производили духи. В английской и французской прессе не раз высмеивали мнимый спиритизм братьев. Однако их номер произвел сенсацию, публика валом валила, чтобы увидеть пресловутый "шкаф, в котором живут духи".
Другой иллюзионист, на этот раз француз Эжен Вербек, стал копировать Слейда. Спиритические трюки показывал и Луи Депре, от одного взмаха руки которого карты таинственным образом поднимались со стола. В его английской афише говорится: "Загадочный сеанс в темноте: будет играть музыка, возникнут светящиеся изображения, руки будут появляться и исчезать среди зрителей. Прозвучат голоса духов, и ужасающий, кошмарный дух покажется среди других явлений, которые нужно увидеть, чтобы иметь возможность поверить в их спиритическую природу". Английский иллюзионист Альфред Сильвестер демонстрировал "летающую даму" и "Появление духов". Немец Иоахим Беллахини показывал "доски духов" по Слейду. Афиши возвещали о "грандиозном явлении духов и призраков, которых показывает во всей Германии только Эрнст Баш". Так как демонстрация "духов" стала весьма доходным делом, даже известный французский спортсмен Луи Лафонтен, бегун-чемпион, тоже объявил себя "королем магнетизеров" и показывал "вызывание духов, каталепсию и внушение". Чтобы выводить на сцену "живых" духов, был специально изобретен сложный оптический иллюзион: огромное зеркальное стекло, наклоненное к зрителям под углом в сорок пять градусов. Его края были закрыты кулисами, а верх – падугой.
В оркестровой "яме", между сценой и зрительным залом, на косо установленном подвижном станке лежал актер, одетый в белое и ярко освещенный невидимым для зрителя светом. Наклонное стекло отражало его движения. Иллюзионист выходил на сцену позади стекла. Зрители видели рядом с ним отражение "духа". "Дух" плыл по воздуху, размахивая белым саваном. Иллюзионист мог проткнуть его шпагой или пройти сквозь него. Когда источник света выключался, "дух" неожиданно исчезал и вдруг столь же неожиданно появлялся в другом месте. Иллюзион пользовался таким успехом, что уже через год его воспроизвели в Лондоне, причём тогда его и запатентовали. Освальд Уильямс, сидя на стуле перед черным занавесом, вытягивал в сторону руки, и на его ладони появлялась фигура девушки, закутанная в белое. Облако табачного дыма, которое иллюзионист выпускал изо рта, обволакивало девушку, и она исчезала. Типично ему выступал и другой англичанин, "таинственный чужеземец" Хеймек: при выходе на сцену он делал вид, будто загипнотизирован. Шатаясь, отбрасывал шляпу, перчатки и трость, но, будто их тянуло какой-то силой, перчатки вновь оказывались у него на руках, шляпа была на голове, а трость снова вертелась между пальцами. Затем его серый костюм становился черным, изменяли свой цвет также и перчатки, и трость, и ботинки, а шляпа становилась и вовсе другой формы, создавалось впечатление, что Хеймек мгновенно стал другим человеком. Иллюзионист изображал скелет человека на доске, стоящей на мольберте. Звучала музыка, и скелет начинал двигаться, скакал, танцевал. Когда Хеймек удалял тряпкой часть рисунка, оставшаяся часть продолжала так же двигаться.
Обман зрения состоял в том, что доска и невидимый на черном фоне картонный паяц, были просто обтянуты черным бархатом, а паяца дергали за веревочку. Зрители же могли видеть только скелет, изображенный мелом на паяце. Но необычайный успех мнимых спиритов вызывал зависть и раздражение среди других иллюзионистов. "Подогреваемые" искренним недовольством здравомыслящей части публики, которая устала видеть постоянные мелькания скелетов и привидений, иллюзионисты начали выступать с разоблачением медиумов. Они представляли те же спиритические трюки часто даже лучше, чем спириты, а после давали объяснения, как "духи" производят на самом деле "таинственные явления". Первым начал эту антиспиритную компанию английский иллюзионист Джон Невиль Маскелайн, который основал в лондонском "Египетском зале" на Пиккадилли иллюзионный театр "Дом тайн". Разгадав секрет "шкафа братьев Давенпорт", он сделал такой же шкаф и выступал с разоблачением обманщиков. Позже он использовал нашумевший эпизод со спиритом "доктором" Монком, одурачившим богача-простака, некоего Колли. Иллюзионист изображал Монка, а его помощник – Колли. Во время, когда помощник опускал руку на плечо Маскелайна, из его тела начинал исходить пар. В паровом облаке была видна фигура человечка, выплывавшая в горизонтальном положении из груди иллюзиониста. В последствии она начинала плавно выпрямлялась, вставала на пол и начинала говорить. В этой сценке одураченный Колли был изображен в комическом виде. Маскелайн еще раз посмеялся над суеверными современниками и любителями сенсационных ужасов, использовав старинный трюк "обезглавливание", из которого он сделал комический скетч, где главную роль играл его помощник – отличный комик Кук. Сам Маскелайн исполнял в этом скетче роль американского врача.
Врач принимал в своем кабинете фермера, страдающего головными болями, и после исследования заявлял, что требуется внутренний ремонт. Фермер решал терпеть и отказывался от наркоза. Врач пробовал на листке бумаги лезвие большого блестящего ножа и, засучив рукава, кидался с ножом на фермера. Тот в ужасе начинал кричал. "Если боитесь, выпейте, и тогда ничего не почувствуете", – уговаривал врач. Фермер, превозмогая страх, выпивал наркотическую жидкость и быстро засыпал. Врач тем временем медленно и аккуратно отрезал ему голову.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/spiritizm/14/spiritizm-vyzyvanie-umershikh-znamenitostey/4614/