Кто не знаетъ, какъ распространенъ между простымъ народомъ такъ-называемый „Сонъ Пресвятыя Богородицы". Рѣдкая старушка не знаетъ его и не употребляетъ для своихъ цѣлей. Иная читаетъ его отходя ко сну, думая предохранить себя отъ вражескихъ искушеній; другая заговариваетъ имъ червей въ скотинѣ лѣтомъ; третья читаетъ его отъ лихихъ людей. Представляю здѣсь „сонъ Богородицы" изъ тетрадки, которую я случайно досталъ въ домѣ одного прихожанина.
Сонъ Пресвятыя Богородицы и Дѣвы Маріи
„Опочивала Пресвятая Богородица во святомъ градѣ Виѳліемѣ іудейскомъ и пріиде къ ней Господь нашъ Іисусъ Христосъ, и рѣче Ему Пресв. Богородица:
-Сыне мой возлюбленный, Ісусъ Христосъ, спала я въ мартѣ мѣсяцѣ и видѣла я возлюбленнаго Сына моего у жидовъ пойманнаго и осужденнаго, на крестѣ распятаго, крестъ же взяша изъ трехъ деревъ: певки, кедра и кипариса: тогда окаянные жиды распати тя, не милостиво биша цѣпію желѣзною и въ руку твою святую трость даша и приведоша на гору Голгофу,— на лобное мѣсто и гдѣ крестъ погруженъ быстъ, тогда іудеи ризы подѣлиша съ тебя, сняша и разодраша и меташа жребій, и оставивша тя нага. Тогда іудеи вскричали на Пилата: возьми, распни его, и глагола имъ Палатъ: кого я распну, царя или кесаря? Глагола ему іудеи: распни Ісуса Назарянина, царя іудейскаго. Глагола имъ Пилатъ: я не обрѣлъ въ немъ вины, распните его сами. Глагола ему іудеи: по закону нашему да распятъ будетъ. И видя кровь неповиннаго, умый руцы свои. И взяша тя воины и возведоша на крестъ, руце и нозе ко кресту пригвоздиша и на главу твою святую терновъ вѣнецъ возложиша, и уста твои желчью напоиша.
Тогда одинъ воинъ приступи ко кресту, не милостиво копьемъ своимъ въ ребра твои святыя прободоша, изъ ребръ твоихъ изыде кровь и вода на изцѣленіе душамъ нашимъ. Тогда бысть тьма по всей вселенной отъ 6-го часа до 9-го, и возсія солнце, и бысть свѣтъ тогда. Тогда Сынъ мой возлюбленный на крестѣ изволилъ умрети; въ руце твои предаю духъ мой. Тогда солнце затмися, луна въ кровь обратися, земля потрясеся, камни распадеся, церковная завѣса раздрася отъ верхняго края до нижняго, и тогда возлюбленный Сынъ мой предаде духъ свой святый. А на утро пріиде благообразный Іосифъ съ Никодимомъ, и выпроси у Пилата пречистое тѣло твое со креста сняти, плащаницею чистою обвиша и во гробѣ новѣ покры и положи. Тогда іудеи на гробъ желѣзныя обручи возложиша и печатьми запечаташа, и ко гробу твоему камень великъ привалиша и стражу приставиша. Въ третій день полуночь бысть и сниде съ небеси Ангела Божіи, посланные отъ Бога, отвали камень отъ гроба. Тогда стражи падоша на землю, яко пьяни умертвиша ихъ. Тогда возлюбленный Сынъ мой воскресъ изъ мертвыхъ, сошедъ во адъ, Адама и Еву воздвигъ, и адъ разруши, и вся мертвыя воскреси, и даровавъ животъ вѣчный.
И рѣче ей Господь Ісусъ Христосъ:
-О мати моя возлюбленная Пресвятая Богородица, во истину Сонъ твой праведенъ".
За тѣмъ слѣдуютъ наставленія о пользѣ „сна“.
„Аще кто сонъ твой въ дому своемъ имать, къ тому дому и человѣку не прикоснется діаволъ, ни огонь, ни вода, никакая злая напасть, и будетъ въ томъ дому здравіе и благополучіе.
Аще кто пойдетъ въ судъ, и сей сонъ при себѣ имѣть будетъ, къ тому человѣку никакое зло не прикоснется; во всемъ пути его будетъ благополучно. А плавающимъ по морямъ водная буря не потопитъ.
Аще кто при смерти своей сей сонъ помянетъ, или прочитаетъ, тогда придутъ Ангелы Божіи и возьмутъ душу его и понесутъ къ Аврааму въ рай. А сей листъ бысть у гроба Господня, во градѣ Іерусалимѣ.
Папа римскій освятиши его брату своему королю противъ непріятеля и сей листъ такую имѣетъ силу: аще кто хощетъ его читать, или переписывать, и кто его со вниманіемъ слушаетъ, и тотъ человѣкъ будетъ избавленъ муки вѣчной.
Аще въ которомъ дому будетъ жена беременна, и сей сонъ имѣть будетъ, то она легко дѣтище породитъ и сохранитъ ее Господь отъ муки и скареднаго духа."
Въ той же тетрадкѣ есть еще слѣдующія наставленія православнымъ христіанамъ:
„Послушайте людіе мои, оставите вы злыя дѣла творить, воскресеніе Христово и праздники Господни почитайте. Ибо я вамъ далъ шесть дней работать, а седьмой день, воскресеніе Христово, на упокоеніе. А ежели повелѣніе мое не будете исполнять, то сошлю на васъ гладъ и моръ, и буду васъ морить злымъ повѣтріемъ, и тогда востанеть царь на царя, король на короля, отецъ на сына, дочь на мать, братъ на брата, другъ на друга, и будетъ между вами великое кровопролитіе, и пищу отъ васъ отыму.
Еще буду васъ наказывать огнемъ я молніемъ, и пущу на васъ птицы съ желѣзными носами, которыя поядятъ сердца ваши лукавыя. А кто моему Божественному писанію не будетъ вѣрить, тотъ человѣкъ да будетъ мною проклятъ, А кто будетъ вѣрить писанію и заповѣди мои соблюдетъ, тотъ человѣкъ, если имѣетъ грѣхи, яко звѣзды на небѣ, всѣ грѣхи ему простятся, и царстіе небесное получитъ. Аминь".
Наконецъ, въ тетрадкѣ сообщается свѣдѣнія о мукахъ, показанныхъ архангеломъ Михаиломъ Пресвятой Богородицѣ:
„Приведе Михаилъ Архангелъ Пресвятую Богородицу къ мукамъ.
1-я мука—желѣзному древу, а листвіе на немъ огненное, тутъ многіе людіе мучатся, кто мужа съ женою разлучилъ, и блудъ сотворялъ.
2-я мука—гдѣ наполнено народомъ, которыя по воскреснымъ днямъ идолослужили и блудъ творили.
3-я мука—желѣзныя палаты, и тамъ народы мучатся, которые судъ неправеденъ творили и праваго обвиняли.
4-я мука—рѣка огненная, которая течетъ отъ востока до запада, тамъ народъ посреди пламени мучится, дѣти отцовъ и матерей бранили, отроки съ дѣвицами блудъ творили.
5-я мука—рѣка темная, тамъ визгъ и плачъ, тутъ мучатся жидови, что Христа распяли.
6-я мука—рѣка огненная, тамъ въ бѣлыхъ ризахъ патріархи, митрополиты и священники, и весь причтъ церковный мучатся за неисполненіе заповѣдей Господнихъ.
7-я мука— черви неусыпающія, тамъ многіе народы мучатся, которые постовъ не почитали, тѣла и крови Христовой не почитали.
8-я мука— къ зміямъ лютымъ, скрежатъ зубами тѣла человѣческія, которыя милостыни не творили.
9-я мука—къ зміямъ лютымъ, сосутъ лица человѣческія, которыя не поклонялись святымъ иконамъ.
10-я мука— къ діаволамъ, точатъ тѣла человѣческія, которыя были чародеи и разбойники.
11-я мука—къ діаволамъ, рогами желѣзными проницаютъ тѣла человѣческія, которыя Бога забыли, идоламъ служили.
12-я мука—къ аду преисподнему, которые Бога хулили и зло мыслили.
Въ этихъ мукахъ выражены воззрѣнія народныя на муки и на грѣхи человѣческіе. Каждому грѣху соотвѣтствуетъ извѣстное наказаніе въ адѣ. Одному огненное пламя, другому желѣзныя палаты, третьему зміи люты. Въ самомъ перечисленіи грѣховъ замѣчается также особенность; нѣтъ вовсе грѣховъ внутреннихъ, душевныхъ, каковы, напр, зависть, гордость, осужденіе и проч.,—народъ считаетъ эти грѣхи маловажными, но ставятся на видъ исключительно грѣхи великіе, чувственные.
У простаго народа, напр., проглотить въ постный день каплю молока признается величайшимъ грѣхомъ, въ которомъ на исповѣди непремѣнно каются. Мнѣ не разъ доводилось слышать такого рода признаніе въ грѣхахъ: „нѣтъ, батюшка, какіе на мнѣ грѣхи", но потомъ, какъ будто нечаянно, вспомнитъ: „вотъ, окаянная, и забыла великій грѣхъ: кормила я маленькаго въ пятняцу и проглотила кашку молошную". Вообще, простой народъ заботится болѣе о наружномъ выполненіи предписаній церкви, но относительно внутренняго богопочтенія имѣетъ самое смутное представленіе.
Свящ. А. Масловскій. Пензенские епархиальные ведомости. 1881 №2
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/sny-bogoroditsy/192/son-presvyatoy-bogoroditsy-pev-1881/1210/