Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола (В. Бонч-Бруевич), 1909
Несмотря на то, что все печатаемые здесь "Сны Пресвятой Богородицы" являются вариантами известного апокрифического сказания, мы все-таки сочли за необходимое записать и опубликовать их все, так как сами духоборцы строго отличают один вариант от другого и считают каждый из них за самостоятельный "Сон Пресвятой Богородицы". Полезно сравнить с записями этого же сказания, опубликованными в труде П. Бессонова "Калеки перехожие".
Сны Пресвятой Богородицы.
1.
Господи, благослови сей сон Пресвятой Богородицы.
Кто хочет читать или слушать должен быть с верою, со вниманием и с усердием.
Сон Пресвятой владычицы нашей Богородицы присной девы Mapии.
"Пресвятая Богородица, спала еси ты во святом граде Вифлееме в Иудейском. Придеша к ней Господь наш Иисус Христос спаситель миpy сему и речет ей Господь наш Иисус Христос: о, мати моя возлюбленная, пресвятая изо всех родов госпожа Богородица, владычица, присная дева Mapия, спала еси ты, пресвятая Богородица, что во сне видала? Речет ему пресвятая Богородица со слезами: о, чадо моя, возлюбленный, сладчайший Иисус Христос! Спала еси и видела сон в Вифлееме, престрашный сон. Не могу тебе проглаголить от него уязвилась утроба моя и лютый оружий колет в сердце мое. Объявляю тебе важнеющую страсть: будто бы тебя, Господа моего, Ииcyca Христа умника, -- Иуда Искариотский за тридцать серебрянников продал, apxиepeям жидовским (1) и поведоша тебя к Понтийскому Пилату (2) к гемону (3). Повелеша apxиeреям терновый венец сплести на главу твою святую, и тростью по тебе, по голове твоей святой биша, на лицо твое святое плеваша (4), уста твои святые желчью напояша (5) и много, много тебя, Господа моего, поругаша. И сделали крест из трех древ купаресовых и возложили крест сей на рамена твои святые; повелеша несть его (6) и ты, сын мой возлюбленный, вознемог несть его, с тем крестом упадох на землю от убиения жидовского и тут идущий некоторый человек, именем Симеон, подаша им крест сей, который он принял (7), и с честию поставили его во граде в Ерусалиме на лобном месте, на горе Голгофе; и тут, тебя, Господа моего, жидовcкиe apxиepeи с понтийским Пилатом с гемоном, распяли и с тобой двух разбойников (8). Один получил от тебя прощение за уверование в тебя; и рек он: во истину, Господи, напрасно страдаешь; нам осуждено по делам нашим, -- помяни меня, Господи, когда приидеши во царствие Твое. А другой погиб за неуверование в тебя. И тут ты, сын мой возлюбленный, на кресте умер. (9).
В cиe время придоша от воинов, в ребра Твои святые копием прободаша, отчего изыдет кровь и вода на исцеление христиан, на спасение душам грешным (10). И в тоже время завесы церковные разодралися на двое от верхнего края и до нижнего. Бысть тьма по всей земле от шестого часа до девятого; вся земля потряслась, солнце померкло, луна в кровь приобратилася (11). Тогда жидовие рекли сами про между собою: мы не чаяли сына Божьего, а мы чаяли пророка. И в тоже время придоша ночию благообразный Иосиф с Никодимом приступили к понтийскому Пилату, к гемогу и прося его, дабы позволил им взять тело твое святое, сына Божьего. Они его сняли с креста, чистою плащаницею обвили, разными благодухами окурили (12). Тогда жидовие великий камень привалили, стражу приставили римлянскую и Иудеев (13).
И тут утром рано придоша жены мироносицы Марфа и Mapия и сестра Лазарева ко гробу Твоему помазать тело твое святое. Сыну Божьему купили драгоценный аромат, сосуд миpa и, горько плачущие, они во гробе твоего святого тела не нашли. И возведша глаза от него увидех и услышах се ангел Божий речет к ним: жены, что вы ищите живого в мертвых и помышляете о тленном. Пойдите вы в Галилею и проповедуйте ученикам его, яко в третий день Христос воскрес (14). Тогда ангелы небесные и херувимы запеша на облацех небесных: Христос Воскрес! Прочие подошли к радости небесной и читали: даровал всему христианскому роду велии милости. Тогда ты, сын мой возлюбленный, вошел в преисподний ад, двери и ворота адовы железные одним словом сокрушил, силу дьявола разогнал, сатану связал на век; заставил ангелов божиих безотходно и с оружием-крестом из ада всех грешных и святых пророков, Адама -- освободил, поздравил все праведные души и он их вывел во царствие небесное и с разбойником в раю поставил (15). Там Илья пророк глаголет разбойнику: не ты ли был великий злодей-мытарь, а в рай идешь прежде всех?
Тогда ответил ему разбойник: о святой пророче Божий! И меня того ради Господь наш пришед на велию страсть, не ради одних праведных, а ради и нас грешных сшед с небес, святым духом уплотившись в утробу пресвятой Богородицы и родившимся от нее ради нашего спасения. Тогда замолчал Илья пророк, отворил рай и повел всех праведных во царство небесное и войдоша. Сын мой возлюбленный по четыредесятнице с ангелами и серафимами вознесся на небеса, сидит на престоле одесную Отцу (16) и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Речет к ней Господь наш Иисус Христос, спаситель миру сему: о, мати мои возлюбленная, изо всех родов при благословлении Пресвятая госпожа, владычица Богородица дева Мария, -- воистину сон твой не ложен, а праведен есть и все твои святые видения да много сбудутся. Аще глаголю тебе, кто хочет сон Богородицкий иметь и станет у себя в доме держать в чистоте, то никакие злые напасти вредить не могут; от грома и молнии, от огня и меча, от нападения врагов, от напрасной смерти, от смертоносной язвы, от злого духа сохранен будет; и тот дом земными плодами и всякими благостями Господними наполнен будет; и в том доме скот от зверя, от злого человека сохранен будет.
За сон твой богородицкой и за страсти те Христовы, еще кто пойдет в путь, тому человеку в пути здоровие легко возвращается со счастием и с прибытком, в радости получит скорое счастие; аще кто пойдет пред царем или пред господином, -- сей сон с собою имеет, будет тот от царя пожалован; будет тот же от судьи или господином прощен; будет во всяких напрасных наговорах или кто вступит в законный брак и сей сон с собой при себе иметь будет, то в дороге и на распутьях от злых людей сохранен будет. Аще случится женщине родить, должна сей сон при себе иметь, того отрока родит легко без всяких мук и младенец тот от меча великим счастием наделен будет; должно каждому человеку сей сон богороцицкий иметь и будет каждую неделю читать, то все грехи прощаются. Аще который человек при смерти своей сей сон богородицкой воспомянет или попросит кого прочитать, а сам с верою послушает, то отпущение грехов получит; пошлется от меня ангел Божий и возьмет душу его от тела и послание с ним будет в недра к праведным, к Аврааму, Исааку и Иакову в рай вечный и там будет веселиться в царстве небесном, в неизреченной радости за сон твой Богородицкой и за страсти мои Христовы во веки веков. Аминь".
1. В "Евангелии" Матфея гл. 26, ст. 14, 15 говорится: "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников".
2. В "Евангелии" Матфея гл. 21, ст. 2 говорится: "И связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату правителю".
3. Слово "гемон" надо читать "игемон".
4. В "Евангелии" Матфея гл. 27, ст. 29 и 30 говорится:"И сплетши венец из терна, возложили ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и взявши трость, били Его по голове".
5. В "Евангелии" Матфея гл. 27, ст. 34 говорится: "Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и отведав, не хотел пить".
6.В "Евангелии" Иoaннa, гл. 19, ст. 16 и 17 говорится: "Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисyca и повели; И, неся крест Свой, он вышел на место, называемое лобное, по еврейски голгофа".
7. В "Евангелии" Луки, гл. 23. ст. 26 говорится: "И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом".
8. В "Евангелии" Луки, гл. 23, ст. 33 говорится: "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону".
9. В "Евангелии" Луки, гл. 23. ст. 39, 40, 41, 42 и 46 говорится: "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И cиe сказав, испустил дух".
10. В "Евангелии" Иоанна гл. 19, ст. 34 говорится: "Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода".
11. В "Евангелии" Луки, гл. 23, ст. 44 и 45 говорится: "Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого; И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине".
12. В "Евангелии" Иоанна, гл. 19, ст. 38, 39 и 40 говорится: "После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, на тайный -- из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи".
13. В "Евангелии" Матфея, гл. 27, ст. 66 говорится: "Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать".
14. В "Евангелии" Луки, гл. 24, ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 10 говорится: "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые дpyгие; Но нашли камень отваленным от гроба, И вошедши не нашли Тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих. "И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, -- сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, Сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников и быть распяту, и в третий день воскреснуть. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам".
15. В "Евангелии" Луки гл. 23, ст. 43 говорится: " И сказал ему Иисyс: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
16. В "Евангелии" Марка, гл. 16, ст. 19 говорится: "И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога".
Этот "сон" мною списан из рукописного "молитвенника", принадлежащего духоборцу Григорию Семеновичу Рыбину.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/sny-bogoroditsy/192/sny-presvyatoy-bogoroditsy-iz-rukopisey-raskolbnikov-dukhoborov/2485/