Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 29 Марта 2024, 05:14:13


Автор Тема: Беседа с крестьянами о книжке под названием: "Сон Богородицы" 1895г  (Прочитано 2279 раз)

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
—  Если праздновать  пятницы—не  слѣдъ,  откуда  же взялось  это  обыкновеніе?— возразилъ  одинъ  крестьянинъ. „Мы  по  старинѣ.., знамо; старики такъ  дѣлали"... Заговорили  другіе.
—  Я  скажу  вамъ,  откуда  пошло  обыкновеніе  празд­новать  пятницы.  Не  забывайте,  что  предки  наши  были народъ  темный  и  суевѣрный;  ихъ  всегда  можно  было сбить  съ  толку  разными,  даже  нелѣпыми,  росказнями, такъ  какъ  темнота и  излишняя  довѣрчивость  ихъ  не всегда позволяла имъ  отличить истину отъ вымысла. 

—  А  какъ  же  сказано  въ  спискѣ,  что  написалъ  его папа  римскій?— спрашиваетъ  грамотный  крестьянинъ.—  Мы  уже  говорили  о  томъ,  какъ  авторъ  „Сна  Бого­родицы"  злоупотребляетъ  именемъ  Климента,  папы  рим­скаго.  Повторяемъ  еще  разъ,  ни  въ  книгахъ  св.  писанія, ни въ святоотеческихъ  твореніяхъ, ни въ  писаніяхъ Климента  въ  частности, нигдѣ  нѣтъ положительно  ни одного  слова  о  12-ти  пятницахъ.

Итакъ, ни  отъ  свящ.  Писанія,  ни  изъ  святоотече­скихъ  твореній  и  устава  церковнаго  нельзя  предстивить никакихъ  соображеній  въ пользу  празднованія  12-ти пятницъ,  и  только  въ  вашемъ  спискѣ  приводятся  на  это свои  основанія,  которыя  мы  и  разсмотримъ.  Но  предвари­тельно  остановимся  на  одномъ,  чисто  деревенскомъ соображеніи  въ  пользу  празднованія всякой пятницы (12-ти пятницъ  въ  особенности). 

Многіе  изъ  васъ  говорятъ: «есть  же  пятница —Параскева  мученица,  которой  сама Церковь  празднуетъ".  По  Параскева  и  пятница совсѣмъ не одно  и  тоже.  Св.  Параскева—это  подвижница,  принявшая за  исповѣданіе  имени  Христова  мученическій  вѣнецъ—а пятница  не  что  иное,  какъ  одинъ  изъ  дней  недѣли.  Дѣло въ  томъ,  что  Параскева—-слово  греческое  и  по  нашему — по  русски— значитъ  „приготовленіе".  Словомъ  же „пригото­вленіе"  на  греческомъ  языкѣ  евреи,  какъ  видно  изъ евангельскаго  разсказа  о  послѣднихъ  дняхъ  земной жизни Спасителя,  называли  пятый  день  недѣли,  по  нашему, пятницу.  Отсюда  и  произошла  путаница  понятій,  смѣши­вать  которыя  и  не  различать  пятпицы  отъ  св.  мученицы Параскевы  не  разумно. 

Въ  честь  св. великомуч.  Параскевы православная  Церковь  празднуетъ  одинъ  только  день  въ году,  и  празднуетъ  ежегодно  не  въ  пятницу  непремѣнно, а  въ  тотъ  день  недѣли,  на  который  упадетъ 28-е октября, день  памяти  мученицы.  И  опять  это  число  не  присут­ственнымъ  днемъ  не  считается,  слѣдовательно,  работать на  него  совсѣмъ  не  грѣшно,  если,  разумѣется,  въ  честь св.  мученицы  не  посвященъ  мѣстный  храмъ. 

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
„А  зачѣмъ же св.  мученицу Параскеву  родители  ея  называли иногда  пятницей?"—Несомнѣнно  потому,  что  она родилась въ  пятницу,  а  также потому, что  и  родители  и сама великомученица Параскева, какъ пишется въ житіи угодницы, по  пятницамъ  хлѣба  не  вкушали,  но  постились и молились Господу  Іисусу,  вспоминая  Его  крестныя страданія за насъ  грѣшныхъ.  (Житія  свят.  28-е  окт.).

Изъ всего сказаннаго можете сами уразумѣть, какъ  несправедливы  тѣ  женщины, которыя  говорятъ,  что по  пятницамъ прясть  не  слѣдуетъ,  а иначе-де св.  мученица строго  накажетъ  „своихъ  оскорбителей".   Св. мученица Параскева  никакого отношенія  къ  пятницамъ не  имѣетъ.

Но  еще  болѣе  нелѣпы  и  не  разумны основанія, которыя приводятся  авторомъ  „Сна  Богородицы"  для  защиты   не­обходимости  празднованія   12-ти  пятницъ.   Разсмотримъ всѣ  эти  основанія  по  порядку,  при  этомъ  будемъ  дѣлать попутныя  замѣчанія  и  относительно  тѣхъ  обѣщаній,  кото­рыя  даются  авторомъ  за  почитаніе  пятницъ.

„Первая  пятница—на  первой  недѣлѣ  великаго поста: въ ту  великую  пятницу  убилъ  братъ  брата,  Каинъ  Авеля. Кто оную  постится,  тотъ  человѣкъ  отъ  наглой Смерти избавленъ  будетъ".
Выходитъ, что  первая  и  самая вели­кая  пятница  не  та,  въ которую пострадалъ за насъ Господь  Іисусъ  Христосъ, а  въ которую Каинъ убилъ брата  Авеля.  И откуда  взялъ авторъ, что  Авель  былъ  убитъ  именно  въ  пятницу? Возьмите книгу Бытія,  прочитайте  разсказъ  объ  этомъ  братоубійствѣ  и  вы увидите,  что  день  братоубійства  тамъ  не  указывается.  За­тѣмъ  авторъ  утверждаетъ,   что   пятница,   въ   которую вспоминается  убійство  Авеля,  приходится на  первой недѣлѣ великаго  поста.  Не  думаетъ  ли  онъ,  что  великій   постъ идетъ  отъ  самого  Адама,  а  не  учрежденъ  апостолами,  въ память  сорокадневнаго  поста  Іисуса  Христа.   
Наконецъ, что  такое  за   „наглая  смерть“,  отъ   которой   избавленъ будетъ  почитающій  первую  пятницу?  И  откуда  онъ  взялъ, что  почитаніе  пятницы  спасаетъ  отъ  этой „наглой" смерти?

„Вторая  пятница   предъ   Благовѣщеніемъ   Пресвятыя Богородицы...  Кто  оную  постится,  тотъ  человѣкъ  отъ  не­пріятеля  сохраненъ  будетъ". 

„Третья  пятница  на  страш­ной  (страстной)   недѣлѣ  великаго  поста...Кто оную постится,  тотъ  человѣкъ  отъ  напраснаго  убійства  сохра­ненъ  будетъ".

„Четвертая   пятница  супротивъ   Вознесенія Господа  Нашего  Іисуса  Христа.  Кто  оную постится,  тотъ отъ  потопленія  сохраненъ  будетъ". 

„Пятая  пятница супро­тивъ   Троицы  Живоначальной...  Кто  оную  постится,  тотъ человѣкъ  отъ   муки  вѣчныя,  и  отъ   громоваго ударенія сохраненъ  будетъ". 

„Шестая  пятница  предъ   рождествомъ св.  пророка  Іоанна  Предтечи. Кто  оную  постится,   тотъ человѣкъ  напрасною  смертію  не  умретъ".

Сколько   же  неправдопобнаго наговорилъ въ этихъ строкахъ  авторъ! Но  кромѣ  того,  онъ  утверждаетъ,  будто тѣ  свящ.  событія,  которыя  празднуются за перечисленными имъ  пятницами, всѣ  случились также  по пятницамъ.   

„Седьмая  пятница  супротивъ  Иліи  пророка  Божія: въ ту  великую  пятницу  взятъ Илія  пророкъ  на  небеса.  Кто оную  постится,  тотъ  человѣкъ  отъ  трясавицъ  и  огневицъ сохраненъ  будетъ".
Откуда  узналъ  авторъ,  что  св.  Илія пророкъ  взятъ  былъ  на небо  въ  пятницу?  Какое  имѣютъ отношеніе  къ  седьмой   пятницѣ  трясавицы  (лихорадки)  и огневицы  (горячки)?  И  почему  тутъ  помянуты эти болѣзни, а  не  другія  напасти?

Замѣтимъ, что  Ильинская  пятница,  о  которой  идетъ рѣчь, пользуется у  крестьянъ  особымъ  почетомъ;  это  пятница  изъ  пятницъ. „Кто  въ  эту  пятницу  работаетъ, - говорятъ  старушки, - того грозой  непремѣнно   убьетъ". 
За  что?  За то,  что  человѣкъ  добрымъ  и  благословеннымъ   отъ   Бога трудомъ  занимается?  Ну,  а  кто  не  работаетъ,  но   пьян­ствуетъ  и  безчинствуетъ—тому  и  награды  разныя?

Невольно  вспоминается мнѣ  славная   жизнь  св.  пророка  Иліи,   этого   строгаго обличителя  пороковъ  и  современнаго  ему  нечестія.  А  кого онъ  обличалъ?  Нечестиваго  царя  Ахаза  съ  его развратной женою,  и  также  подданныхъ  этого  царя,   уклонившихся въ  нечестіе.  Съ  другой  стороны,  на  кого  пророкъ  Божій призывалъ  милость  и   благословеніе  Господни?  На  домъ бѣдной,  но  трудолюбивой  и  сердобольной  вдовы   Сарептской...  Пусть  подумаютъ  объ  этомъ  люди,  не  стыдящіеся утверждать,  что  „кто  ильинскую   пятницу  постится,  тотъ человѣкъ  отъ  трясавицъ  и  огневицъ  сохраненъ  будетъ,  а кто  въ  эту  пятницу   работаетъ,  того  непремѣнно   убьетъ грозой"!

„Осьмая  пятница  предъ  Успеніемъ   Пресвятыя   Бого­родицы.  Кто  оную  постится,  тотъ  человѣкъ  отъ  великаго искушенія  сохраненъ  будетъ".

„Девятая  пятница  предъ  днемъ святыхъ безсребренниковъ Козьмы  и  Даміана.   Кто  оную  иостится,  тотъ  человѣкъ отъ  великихъ  грѣховъ  сохраненъ  будетъ".

„Десятая пятница суиротивъ  Михаила  Архангела.  Кто  оную  иостится,  тотъ человѣкъ  при  смерти  своей  узритъ  Божію  Матерь во снѣ".

„Въ   первуюнадесять  пятницу   народился Самъ Іисусъ Христосъ. Кто  оную  постится,  тотъ  человѣкъ,  при  смерти своей,  узритъ  Самого  Господа  нашего Іисуса   Христа. Втораянадесять  великая  пятница:  въ  ту  великую  пятницу окрестился  Самъ  Іисусъ Христосъ.  Кто оную   постится, того  человѣка   написано  имя  будетъ  у   Самого Іисуса Христа  въ  книгахъ животныхъ,  и  отъ  муки  вѣчныя   из­бавленъ  будетъ"

Смотрите, маленькій  списочекъ, а сколько  въ  немъ  лжи  и  невѣжества! Откуда авторъ узналъ,  что  I.  Христосъ  родился  и  крестился  въ пятницу? Умоляю  васъ— не  вѣрьте  этимъ  выдумкамъ.

 

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 925
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
V.

Осталось  сказать  нѣсколько  словъ   о  заговорахъ и  наговорахъ,  помѣщенныхъ   въ   „Богородичномъ  Снѣ“. Я ограничусь лишь однимъ заговоромъ  и  кратко  скажу, какъ  нужно  смотрѣть  на  него  истинному  послѣдователю Христову.

Вотъ,  напримѣръ,  заговоръ  отъ лихорадки:   „Святыми   отцами   „Сіяніемъ,,   и „Сиханіемъ"   четыремъ  евангелистамъ:   Матвѣю,  Маркѣ, Лукѣ  и  Іоанну   явися  столбъ  огненный   отъ  земли  и  до неба  и  видѣ  изъ  онаго  столба  семь  дѣвъ  простоволосыхъ, вельми страшныхъ и ужасныхъ:    первая — синяя, вторая— зеленая,  третья— желтая,   четвертая— аки   левъ рыкая,  пятая—красная,  шестая—студеная,  седьмая  огнен­ная,  та  бо  есть  всѣхъ  ихъ  злѣе,   окояннѣе  и  проклятѣе. Св.  отцы  рекоша   имъ:  „что   есть   за   дѣвы?"   И   отвѣщаша  имъ  дѣвы:  „Ирода  царя  дочери".   И   вопросиша ихъ  св.  отцы:  „Куда  вы  ходили  и  что  вы  творили"?— Мы ходили  въ  міръ  православный,  рода  христіанскаго  мучити и  трясти  кости  на  нихъ,  щетить  тѣло  ихъ и знобить,  и самихъ ихъ мучити  и трясти". 

Св.  отцы  поймаша  ихъ,  били по  хребту  желѣзными  прутіями   и  даша  имъ   по  тысящи разъ,  и  заповѣда  въ  міръ  не  ходити  и  рода  христіанска­го  не  мучити,  а  раба  Божія  (имя  рекъ)  не трясти  всегда, нынѣ  и  присно,  и  во  вѣки  вѣковъ". 

Вслѣдъ  за  этими  сло­вами,  авторъ  пишетъ:   

„въ  городѣ  Вифлеемѣ,   въ  церкви Покрова,  тамъ  стоитъ  гробница  и  въ  этой  гробницѣ  ле­житъ  святая  дѣвица,  Христова  помощница,  а  намъ  грѣш­нымъ  заступница;  заступи,  помилуй  и  сохрани  меня  раба грѣшнаго  (имя  рекъ)  отъ  всѣхъ  бѣдъ  и  напастей  всегда, нынѣ  и  присно,  и  во  вѣки  вѣковъ"

Что  это  такое,  какъ  не  бредъ, въ  которомъ  нѣтъ  капли  здраваго смысла?  Замѣчательно,  что  св.  евангелисты  и  отцы  церкви, но  мнѣнію  автора  „Сна  Богородицы",  могутъ  расправляться съ  разными  лиходѣями  рода  человѣческаго,  въ  родѣ  ска­зочныхъ  семи  дочерей  Иродовыхъ,   не  только   дубинами, по  русскому  деревенскому  обычаю,  но  какими-то  „желѣз­ными  прутіями"... Можетъ  ли  здравый  человѣкъ   за­учивать  такой  вздоръ  и  морочить  имъ,   въ  видѣ  вѣрнаго средства,  довѣрчивыхъ  людей?

Мы  не  будемъ  дальше  идти  за  невѣжественнымъ  авто­ромъ  „Сна  Богородицы".  Это  было бъ  и  тяжело  и  излишне, такъ  какъ  всѣ  заговоры  написаны  въ  томъ  же  духѣ,  т.  е. также  безграмотно,  невѣжественно  и  глупо.  И  нужно  ли говорить,  послѣ  всего  этого,  что  вѣрить   въ  силу  подоб­ныхъ  заговоровъ   не  только  безполезно,   но   рѣшительно грѣшно,  грѣшно  предъ  Богомъ   и  стыдно  предъ  добрыми людьми. 

Отвѣтьте  мнѣ: что  нужно  вамъ  дѣлать,  если съ  вами  при­ключилась  лихорадка ? При  всякихъ  бо­лѣзняхъ, христіанинъ   долженъ   употреблять два  рода  лѣченія:  прежде  всего  онъ  долженъ  обратиться съ искренней  молитвой   къ  Господу   Богу, исповѣдать чрезъ  духовнаго  отца  своего  грѣхи,  ибо  корень  почти  всѣхъ нашихъ болѣзней— грѣхи  наши,— и  освятить  себя  святыми  таинствами  причащенія  Тѣла  и Крови  Христовыхъ  и  елеосвященія.  А  послѣ  этого  духов­наго  врачеванія  непремѣнно  слѣдуетъ  обратиться  къ  вра­чу  тѣлесному,  т.  е.  къ  доктору  или  фельдшеру,  которые, какъ  люди  ученые  и  понимающіе  твою  болѣзнь,   въ   сто разъ  скорѣе  могутъ  оказать  тебѣ  помощь,  чѣмъ  невѣже­ственный  сельскій  знахарь,  знающій одно  только  лѣкарство въ  видѣ  приведеннаго заговора,   а  другими  словами,  ни­чего   незнающій  и   непонимающій. 

Не  обращайтесь къ  этимъ  знахарямъ  и не вѣрьте  въ  силу  заговоровъ.  Ина­че  вы  оскорбите  величіе  Бога  христіанскаго,  унизите  свое человѣческое  достоинство,   дадите  силу  и  поддержите  не­годнаго  человѣка—знахаря  въ его  шарлатанствѣ,— короче, покажете  всѣмъ  и  каждому,  что  вы—люди  суевѣрные.

Быстров Н. Беседа с крестьянами о книжке под названием "Сон Богородицы" // Прилож. к "ПЕВ" за 1895 г. Приплетено к № 14. С. 153 - 160; к № 15. С. 161 - 168; к № 16. С. 169 - 176.