Необыкновенно тяжелый вес — одна из устойчивых характеристик тела «оживающего мертвеца». Этим же качеством обладает тело пастуха Глама в «Саге о Греттире» (гл. XXXII). В ночь под Рождество он присматривает за овцами на выгоне, и не возвращается домой. Люди находят его тело, видят вокруг следы борьбы и полагают, что он погиб в схватке со злым духом, чьи огромные следы ведут в горы. О том, что Глам мертв, судят на основании некротических трансформаций, которым подверглось его тело: «Hann var dauðr og blár sem hel, en digr sem naut» «Был он мертвый и синий как Хель, а толстый как бык» (Gr., cap. 32). Мертвое тело Глама пытаются отнести в церковь, но людских сил оказывается не достаточно, поэтому его хотят везти на лошадях. Некоторое время лошади везут его со спуска, но как только спуск заканчивается, труп уже не могут сдвинуть с места. По этой причине тело Глама хоронят вне пределов церковного двора, как уже было принято в Исландии в то время. Через некоторое время после погребения начинаются его «оживания».
В одном из фрагментов текста «Саги о Битве на Пустоши» (гл. IX) рассказывается о путешествии траурной процессии с телом могущественного хёвдинга Стюра Убийцы. Его надлежало похоронить возле церкви на Лавовой Пустоши, построенной им самим, которая находилась достаточно далеко от места гибели Стюра, для этого и было предпринято это путешествие. Но внезапное увеличение веса мертвого тела помешало дальнейшему продвижению процессии, и его пришлось предать временному погребению в пустынном и безлюдном месте. «Когда день клонится к вечеру, лошади больше не могут тащить труп и злобно огрызаются. Труп сделался таким тяжелым, что они оставили его на песчаном холме возле какого-то заброшенного дома, принесли туда камни и засыпали его» [Исландские саги].
О смерти Стюра известно, что она стала следствием смертельной раны, нанесенной ему мстителем: «Тогда Гест … со всей силой рубит секирой ему [Стюру] голову возле правого уха, так что секира вошла по рукоятку. Стюр упал прямо в огонь. Торстейн подбегает к нему и когда видит, что он зарублен насмерть и уже не дышит (курсив наш), то выбегает наружу и бежит за Гестом». [Исландские саги].
Здесь не приходится сомневаться в том, что Стюр действительно умер. Моментом смерти является момент нанесения смертельной раны. О нем в саге говорится весьма подробно: упоминается оружие, которым был нанесен смертельный удар, и разрушение тела, последовавшие за ним. Симптомы, позволяющие стороннему наблюдателю зафиксировать факт смерти также упомянуты: обширная рана и отсутствие дыхания. Присутствует и единый субъект, фиксирующий этот факт и выносящий смертельный приговор — это некий Торстейн, который, убедившись в том, что Стюр мертв, бросается в погоню за убийцей. Весьма примечательно, что в данном эпизоде для фиксации факта смерти одного и даже двух свидетелей из среды очевидцев произошедшего оказывается недостаточно — убийство должно быть засвидетельствовано юридически. Для этого хозяин хутора, также убедившись в том, что Стюр мертв, посылает за третьим лицом, которое должно освидетельствовать нанесенные ранения: «Пока они гнались за Гестом, хозяин на хуторе прикрыл тело Стюра до того, как явится Снорри и осмотрит его раны, как полагается по закону.
Тогда как можно скорее послали сообщить Снорри. Он приехал, назвал свидетелей при ранах Стюра и укрыл тело». Затем люди везут мертвое тело к месту постоянного захоронения, при этом они обращаются к ним как с вещью, никогда не бывшей живым человеком: волоком тащат через реку, в доме укладывают у очага для просушки. Тем страшнее кажется последующее «оживание» мертвеца, обращающегося с висой к девушке, пожелавшей взглянуть на его труп. После этого похоронная процессия продолжает свой путь, и в пути мертвое тело становится необыкновенно тяжелым. Из-за этого его приходится хоронить не у церкви, как подобало, а в случайном месте.
Увеличивается не только вес, но и все тело «оживающего покойника». В «Саге о людях из Флоуи» (гл. XIII) из кургана выходит человек, погребенный недавно. Ночами он приходит на хутор, где жил раньше. Когда один из людей, гостивший там, выходит в такую ночь, когда покойный пытался разломать крышу дома, на двор, то видит перед собой огромного мертвеца. Тело мертвого пастуха «Глама из Саги о Греттире» (гл. XXXII) огромно, как у быка. В одну из ночей, когда Глам приходит на хутор, там оказывается Греттир, который вступает с ним в схватку. Их битва сначала происходит в доме, мертвец просовывает голову в дверной проем, и она кажется Греттиру необычайно огромной, войдя в дверь Глам достает головой до самой крыши. В «Саге о людях с Песчаного Берега» (гл. LXIII) «оживание» Торольва Скрюченной Ноги продолжается и после захоронения его трупа в месте, далеком от дорог и пастбищ. Тогда труп решают сжечь, и для этого разрушают могильник, извлекая из него мертвое тело. Он толстый, как бык (digr sem naut), и по виду походит на тролля (tröllslegasti).
Итак, насколько можно судить, основываясь на данных примерах, один из векторов трансформаций, происходящих в сфере человеческой телесности после смерти, направлен в сторону увеличения различных физических параметров тела — его веса, объема и величины роста. Наивно было бы полагать, что при этом сага стремится воссоздать реальную биологическую картину некротических изменений. Эти изменения заставляют людей, встретившихся с «ожившим покойником» или увидевших его тело узнавать в том, кто раньше был человеком, жившим с ними бок о бок представителя иного, нечеловеческого, потустороннего мира.
В этом отношении стоит специально выделить замечание, сделанное хозяином хутора, где остановился Греттир, о том, что внешний вид Глама не похож на человеческий (hann er ólíkr nokkuri mannlegri mynd). Огромный рост и вес тела, ужасный вид «оживающего мертвеца» заставляет вспомнить о великанах Старшей Эдды, не случайно в «Саге о людях с Песчаного берега» (гл. LXIII) отмечается сходство внешнего вида «оживающего мертвеца» с обликом тролля [В более поздней древнеисландской традиции великаны (þurs, risi, jötunn) часто именуются троллями (tröll)].
Прямое соотнесение «ожившего мертвеца» с мифологическим персонажем прослеживается и в описании изменений, которым подвергается цвет тела мертвого. Как мы видели, синий цвет тела мертвого в саге сравнивается с цветом великанши Хель — хозяйки мира мертвых: и о Торольве Скрюченная Нога, и о Гламе (Gr., cap. 32) говорится, что они blár sem hel. Примечательно, что синий цвет маркирует не только тело «оживающего мертвеца», но и мертвое тело его жертвы: о пастухе, убитом Торольвом, говорится: var hann allur kolblár (он весь был черно-синий).
Как можно видеть из этих примеров, некротические трансформации, происходящие в теле после смерти, являются знаком того, что сама телесность с этих пор утрачивает человеческую природу, и тот, кому она присуща, не принадлежит больше Мидгарду, но становится сродни обитателям Ётунхейма и Хель. Однако при всех рассмотренных нами изменениях структура тела «оживающего мертвеца» остается подобной структуре человеческого тела. Именно эта антропоморфность облика «оживающего мертвеца» позволяет очевидцам узнать в нем человека, некогда жившего рядом с ними — в сагах никогда не идет речь об анонимном «оживающем мертвеце», все эти персонажи сохраняют имена, которыми назывались при жизни.
Вместе с тем некоторые эпизоды саг, дополняя описанную выше картину некротических трансформаций, открывают перспективы своеобразной мифопоэтической энтропии мертвого тела, в результате которой оно все больше и больше утрачивает человеческие качества, и облик человека в начале становится подобным все еще антропоморфному облику великанов и хозяйки царства мертвых Хель, а затем полностью разрушается сама структура человеческого тела, и оно становится зооморфным.
Так, например, в «Саге о людях из Лососьей Долины» (гл. XVIII) рассказывается, что возле корабля, на котором новые владельцы плывут к хутору, купленному у наследников мертвого хозяина, которого звали Храппом, появляется необыкновенный тюлень. Он отличается от других животных большим размером, людям кажется, к тому же, что у него глаза человека. Новый хозяин хутора, по имени Торстейн, велит убить тюленя, но это не удается. Вслед за тем поднимается сильная буря и переворачивает корабль, никому из переселенцев не удается спастись. Отчего же люди пытаются убить это необычное животное с человеческими глазами, и это намерение влечет за собой столь ужасные последствия? Их страх объясняется тем, что бывший владелец хутора, на котором им предстояло поселиться, после смерти также не лежал в могиле спокойно и убивал своих домочадцев и соседей. По этой причине они были вынуждены покинуть и продать доставшийся им в наследство хутор. В саге не говорится, в каком именно виде показывался мертвый Храпп, но, судя по тому, что это не оговаривается специально, можно предположить, что он имел антропоморфный облик. Вероятно, единственная антропоморфная деталь в облике странного животного заставляет людей узнать в нем мертвого хозяина хутора, превратившегося в тюленя для того, чтобы воспрепятствовать их переселению.
В тюленя превращается и женщина, по имени Торгунна («Сага о людях из Лососьей Долины», гл. L, LIV, LV). Причина ее появления — нарушение обещания, данного ей хозяином хутора, где она жила прежде. Он обещал ей сжечь после ее смерти принадлежавшую Торгунне роскошно отделанную кровать — его родственница зарится на это богатство, и, уступая ей, он уничтожает лишь одеяло из гагачьего пуха, а покрывало и богатый полог забирает алчная женщина. Некоторое время спустя люди слышат, что из сарая, в котором держали вяленую рыбу, доносится какой-то шум. В дверях торчит хвост, покрытый тюленьей шерстью. Этим событиям сопутствует большая эпидемия, из-за которой умирает множество людей. После люди, сидящие в доме, видят, как из-под пола в комнату просовывается голова тюленя, один из бывших при этом гонит его прочь, ударяя железной палкой.
Колдун Халльбьёрн Дырка в Точильном Камне («Сага о людях из Лососьей Долины», гл. XXXVIII) является некоему человеку, вышедшему ночью на поиски пропавшей коровы в образе этого животного. Своим видом он приманивает его как можно ближе, и как только человек подходит к тому месту, где, как ему кажется, стоит корова, оказывается, что под личиной животного скрывается мертвый Халльбьёрн.
Способы избавления от назойливых посещений и губительных действий «оживающих мертвецов», описываемые в «сагах об исландцах» подтверждают высказанную нами выше мысль о том, что функционирование мертвого тела, которое имеет место в рассказах об упомянутых выше персонажах, является онтологическим основанием существующего в текстах саг временного зазора между биологическим фактом смерти и ее констатацией, Меры, при помощи которых людям удается нейтрализовать активность могильных жителей или вовсе уничтожить их, в первую очередь направлены на их тело: они либо блокируют возможность его функционирования, либо стремятся к разрушению его целостности.
Уже само захоронение мертвого тела, изолирующее его в погребальной камере, до некоторой степени способно предотвратить возможное «оживание» или прекратить этот процесс. Упоминавшееся нами выше «оживание» Гримхильд из «Саги о гренландцах» (гл. VI) прекращается после ее захоронения и после него не возобновляется. То же самое происходит и с хёвдингом по имени Стюр, убийцей в «Саге о битве на Пустоши» (гл. XI), ставшим причиной сумасшествия дочери хозяина хутора. В пользу этого предположения говорят и препятствия в виде внезапного увеличения веса мертвого тела, мешающие поначалу осуществить захоронение в пределах церковного двора, как того требовал обычай, людям приходится попросту завалить тело Стюра камнями в случайном месте (важно отметить, что рассказы о ведущих к трагическим для людей последствиям «оживаниях» мертвых обычно бывают связаны с процедурой погребения в так называемом дисе (др.-исл. dys) — пирамиде из камней или земли, прикрывающей труп, место для которой не выбирают специально, чаще всего это случайное захоронение на скорую руку).
_________________
Изображение
Cпасибо сказано
Вернуться к началу Профиль
Vannadis
Заголовок сообщения: Re: Тело как граница: «Оживающие мертвецы»Новое сообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 04:45
Администратор
Аватара пользователя
Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 34582
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 49
Cпасибо сказано: 7613
Спасибо получено:
84542 раз в 23225 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 28097
Спасибо!Спасибо!Спасибо!Спасибо!Спасибо!Спасибо!Спасибо!Спасибо!Спасибо!Спасибо!
Добавить
По этой же причине вне кладбища хоронят тело «Глама из Саги о Греттире» (гл. XXXII). Кроме того, мертвое тело Глама внезапно исчезает, когда на хутор приходит священник, чтобы отпеть его, это также препятствует осуществлению христианского погребального обряда и отчасти становится причиной будущего «оживания» Глама, описанного в гл. XXXV.
Другим способом блокировки и устранения губительных действий «оживающего мертвеца» является эксгумация трупа и перенесение могилы в такое место, куда обычно не заходит ни одно живое существо, будь то человек или домашнее животное. В «Саге о людях с Песчаного Берега» (гл. XXXVI) рассказывается о том, что разбирают могильник мертвого Торольва Скрюченной Ноги, а его тело вывозят на дальний высокий мыс. Там его хоронят под грудой камней, а поперек мыса возводят высокую непреодолимую ограду, через которую не могут перелететь даже птицы, отделяющую место захоронения опасного покойника от всего остального жизненного пространства, освоенного людьми.
Хозяина хутора Храппа в «Саге о людях из Лососьей долины» (гл. XVII) перед тем, как он появляется в образе тюленя, по его настоятельной просьбе хоронят под порогом собственного дома, что позволяет ему причинять впоследствии множество неприятностей домочадцам и соседям. Люди жалуются на бесчинства Храппа некоему Хёскульду, который выкапывает мертвое тело и хоронит его вновь в таком месте, «где реже всего проходил скот на пастбище или люди». После этого он почти не является.
Изображение
Эффективность этого способа заключается в механическом удалении могилы, а вместе с нею и тела опасного мертвеца из тех мест, где он может беспрепятственно вступать в контакт с людьми, животными и другими живыми существами. Таким образом, тело мертвого находится вне пространства, осваиваемого людьми в процессе повседневной жизнедеятельности, и в рамках мифопоэтической системы относимого к миру живых (эддический Miðgarðr), это, по-видимому, должно исключать саму возможность таких контактов.
В тех случаях, когда человек вступает с «ожившим мертвецом» в схватку один на один, ему часто удается одержать победу, отрубив противнику голову. Так, в «Саге о Греттире» (гл. XVIII), главному герою, проникшему в курган, чтобы похитить сокровища могильного жителя, приходится выдержать битву с хозяином склепа. Греттир срубил ему голову и приложил ее к ляжкам. Сходным образом Греттир поступает и с обезглавленным им мертвым пастухом Гламом (гл. XXXV). Результатом такого разрушения целостности мертвого тела, сопряженного с нарушением семантической оппозиции телесного верха и низа, является, по-видимому, устранение потенциальной возможности его функционирования, приводящее тело в состояние абсолютного покоя.