Дух-обитатель бани известен не только как банник. В разных местностях он называется баенник, байник, баянник, жихарь, лазник, обдериха. Правда, касательно обдерихи есть мнение, что это все же отдельное создание. Иногда банника считают существом женского пола, и тогда именуют его баннихой, байницей, банной матушкой и даже шишигой, хотя на самом деле, шишига — это, конечно, совсем другая сущность.
Но, как бы там ни было, вне зависимости от названия и гендерной идентификации, главный фигурант нашего сегодняшнего рассказа — тип, безусловно, малоприятный и куда менее респектабельный, нежели наш предыдущий герой, домовой. Баня вообще не лучшее место для дурацких шуток и приколов, самым безобидным из которых у банника числится блокировка двери из парной, баня — это еще и опасное место: здесь и раскаленная печь с каменкой, и бак с кипятком. И ладно бы всё ограничивалось шутками и "пугалками", но ведь нет! Всё обстоит намного серьезнее, и читатель сможет убедиться в этом, ознакомившись непосредственно со свидетельствами очевидцев.
Использованные материалы:
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
Шапарова Н.С., "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
"Мифологические рассказы Архангельской области", сост. Н. В. Дранникова, И. А. Разумова, 2009;
"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера", сост. О.А.Черепанова, 1996;
"Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири", сост. Зиновьев В.П., 1987;
Власова М., "Новая АБЕВЕГА русских суеверий", 1995.
Хотя баня призвана служить делу чистоты и гигиены, испокон веку она считалась местом нехорошим, нечистым и опасным. Ветхие, закопченые баньки стояли обычно на отшибе деревенской усадьбы, а то и за ее пределами — во всяком случае, вне порядка деревенских строений. Бани обычно строились из бросовых материалов, об их сохранности особо не заботились. Чаще всего бани топились по-черному; о прочности и долговечности банной печи тоже заботились не слишком, оттого бани часто горели.
Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня всё исправит», она издревле признается нечистым местом, а после полуночи считается даже опасным и страшным: не всякий решается туда заглянуть, и каждый готов ожидать какой-нибудь неприятности, какой-нибудь случайной и неожиданной встречи. Такая встреча может произойти с тем нечистым духом из нежити, который под именем баенника поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Верят, что банник всегда моется после всех, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется — станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т. е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час дух считает своим и позволяет мыться только чертям; для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается около 5—7 часов пополудни.
После трех перемен посетителей, в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню. то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о четвертой роковой банной смене распространено на Руси повсеместно."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Опытные люди отвращают злые наветы своих баенников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла, веники же никогда не уносят в избу. Многие рассказывают, как, проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно бы разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: «поприбавьте пару!» — и вдруг все затихло, а у него у самого мороз пробежал по телу, и волосы встали дыбом.
Заискивают расположение банника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба. круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подогнать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу ее.
Банник стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Свидетельства о внешнем виде банника разрозненны и противоречивы. Большинство людей, контактировавших с банником или пострадавших от него, самого банника не видели. а чаще только слышали или испытывали на себе результаты его деятельности.
Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый хозяин бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями. Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье — это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом, он превращается в собаку, лягушку, в белого зайчика и даже в веник, уголь.
Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью. В другом рассказе начала ХХ в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку."Новая АБЕВЕГА русских суеверий"
В сущности, банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют. что видали его, и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и в русском мире такое неисчислимое количество лет.
Впрочем, хотя этот дух и невидим, но движения его всегда можно слышать в ночной тишине — и под полком, и за каменкой, и в куче свежих неошпаренных веников. Особенно чутки к подобным звукам роженицы, которых по этой причине никогда не оставляют в банях в одиночестве: всегда при них неотлучно находится какая-либо женщина. Все твердо убеждены, что банник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю, как водится у богатых и добрых мужиков."Нечистая, неведомая и крестная сила"
С одной стороны, баннику, вроде бы, нравилось, когда роженица с ребенком жили в бане. А с другой стороны, он представлял для них немалую опасность. Поэтому роженицу с ребенком не оставляли одну в бане без присмотра. Считалось, что либо сам банник, либо другой банный дух — обдериха — могли обменять ребенка на своего безобразного детеныша. Обдериха вроде бы как в общем случае в бане не жила, а появлялась там только после того, как там обмоют новорожденного ребенка. Хотя некоторые считают, что обдериха — это жена банника. Может, и так: а иначе откуда у нее детишки-то для подмены берутся. Функции обдерихи, помимо подмены детей, точно и исчерпывающе определяются ее названием. А вот что касается ее внешнего вида, здесь неопределенности еще больше, чем с банником.
И вот вам ряд свидетельств о злокозненной деятельности обдерихи.
В бане обдериха, обдериха, говорят. Это все тоже пугали. Волосами-то завесилась, зубы-то длинны, глаза-то широки. Это все пугали. Не ходи поздно в баню, обдериха задерет. Она живет не в чистой силы, а баня-то хоромина погана, так там уж нету икон.
Обдериха-то как кошка в байне появляется. Говорят, как первый раз ребенка в бане вымоешь, так обдериха завяжется. Нельзя по одному в баню ходить. Родит женка, с ребенком в бане моется, так кладет камешек и иконку, а то обдериха обменит, и унесет, и унесет и не найдется. А вместо ребенка окажется голик. А бывает, что и ребенок окажется, но он не такой, как все настоящие. Он всем лошадям и коровам заглядывает под задницу, да руку по локоть в рот запихивает. До пятнадцати лет живет, а потом куда-то девается.
Баня погана, там и обдериха должна быть, икон там-от нет. Обдериха может человека задрать.
В баню две девки побежали и в бане хохотали. И вдруг, конина голова. И-и-и... И не мылись! Они домой! А голова и укатилась, А батька пошел и ничего не видел.
В двенадцать часов в баню ходить нельзя, обдериха задерё. Если ребенка оставишь одного в бане, бестолковый будет. Обменили как-то в бане ребенка, обдериха, наверно. Мати оставила, за чем-то убежала, его и обменили. Говорили ей, брось его через порог, обменится обратно, дак пожалела его, не бросила. Дак глупый был!
В бане детей нельзя оставлять, там баянной, он переменит. Как перемен ребенок сделается, ревет и не растет, ли растет да ницо не понимат. В Березнике был слуцай. Раз оставили роженицу в бане, а она в каменицу затянута и ребенок с живота вынут. Мертвы оба. Роженицу нельзя в бане оставить, и с малыми ребятами может что сделать."Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"
В Малороссии, Белоруссии, в западных губерниях России банника еще именовали лазником. Впрочем, это не меняло его зловредной сущности.
Лазник гораздо злее других усадебников и терпеть не может праздных, а тем более — несвоевременных посетителей, которых распугивает неестественным храпом, шипеньем, поименным зовом, визгом. стуком в стену, ворочаньем камней на банной каменке, хохотом. Этот хохот злораден и сопровождает вьпугивание запоздалых в бане женщин, принужденных убегать нагишом. Но от выпугивания лазника несвободны и все, кто вздумал бы мыться в бане позже полночи: он бросает в моющиихся мусором, даже камнями и, при остром случае, может погубить нарушителя покоя.
Немало злобного беспокойства доставляет лазнику первоначальная обработка пеньки и льна — мятье и трепанье — как и предварительная сушка их в самой бане, когда лазнику приходится переносить смрад и пыль. Хуже всего, что эти предметы остаются в бане подолгу, и это еще больше озлобляет лазника против посетителей, которым он мстит банным пожаром, как известно, чаще других случающимся среди усадебных построек."Нечистики"
В бане, где пребывала нечистая сила, нередко занимались гаданиями. Так, например, во многих местах был распространен такой способ гадания: девушки приходили в полночь к бане, завертывали подол платья на голову, чтобы обнажить ягодицы, и, пятясь, входили в баню со словами: «Мужик богатый, ударь рукой мохнатой!»: считалось, что если к телу прикоснется волосатая и мягкая рука, жених будет богатым и с мягким характером, а если голая и жесткая рука — жених окажется бедным и лютым."Краткая энциклопедия славянской мифологии"
В Костромской губ. девушки во время святок, при огне, приходили в баню, снимали пояс, крест, распускали косы и расстегивали все пуговицы; затем ставили одну девушку в середину, а вокруг нее водили черту и поочередно смотрели в зеркало со словами: «Придите сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест». Черти должны были «показать» суженого или показаться в его облике; по при этом считалось, что если девушке покажется, будто в зеркале черт выходит по пояс, то ей надо срочно «расчертиться»; если же черт явится в полный рост, то девушкам грозит гибель.
В Забайкалье был известен схожий способ гадания: там смелые девушки ставили в бане (обычно перед каменкой) зеркало и настойчиво просили: «Суженый-ряженый, приходи, приходи, в зеркало погляди»; считалось, что в зеркале после этого должно появиться изображение суженого, но девушка при этом ни в коем случае не должна оглядываться, «а то нечистый задушит».
В Сургутском крае на святки баню топили специально для нечистого, полагая, что он придет париться, после чего либо поблагодарит ожидающую у дверей девушку, попросит подать ему чистое белье (к замужеству), либо потребует подать гроб (к смерти)."Краткая энциклопедия славянской мифологии"
Все подобные гадания считались в народе чрезвычайно опасными, так как при малейшей оплошности со стороны гадающих вызываемый нечистый дух мог погубить их. Впрочем, имелись и менее опасные гадания, совершаемые в банях: так, например, в некоторых местах девушки оставляли на ночь в бане свой гребень (иногда — с приговором, например: «Суженый-ряженый, скажи мне сущую правду, какие волосы у моего жениха»), а наутро смотрели, нет ли в гребне волос и какого они цвета."Краткая энциклопедия славянской мифологии"
Козни банников могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина. В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни мертв и читает молитву: "Да воскреснет Бог". А они услышали и ему в ответ: "Да растреснет лоб". Он читает дальше: "Да расточатся враги Его". А они: "Да раскачается осина". И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит — и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь - а на нем лежит рогожа»."Новая АБЕВЕГА русских суеверий"
Предотвратить каверзы банника можно было только при соблюдении определенных правил. Прежде всего, нельзя было пользоваться баней после полуночи. Четвертый (по некоторым сведенииям — третий) пар надо было оставлять для самого банника, как уже отмечалось выше. Нежелательно было оставаться в бане одному, торопить друг друга при помывке. Очень не рекомендовалось при мытье снимать нательный крестик. К баннику следовало относиться с почтением, перед заходом в баню желательно было "попроситься".
— Мужик рассказывал: «Мыться один раз в баню пришел и не попросился. Помылся и смотрю: из-за печки кошка черная на меня глядит, и глаза-то у неё зеленые. Испугался. А они под потолок и в передний угол. А я задом пячусь. Так и вышел. Не кинулась она на меня. Надо в глаза этой кошке смотреть и спиной нельзя поворачиваться к ней». А он-то так голым домой и убежал.
— У нас женщина пошла в баню мыться одна и не попросилась. Так и выбежала из бани без волос. Обдериха все волосы-то выдрала. Одна баба баню топила, и говорит ей кто-то: «Топи жарко, я твою кожу сушить буду». А она не видела, кто говорил. Все помылись, только молодка нет. Все не хотела идти, а потом послушалась старших и пошла мыться. И слышит: «Вот теперь твое тело будет бело». И кожу-то содрала и на пол бросила. А парень пошел посмотреть, что так долго, а там кожа виснет, а тело мертво на камнище. И нет никого."Мифологические рассказы Архангельской области"
Нарушающих установленные им правила и требования баенник немедленно наказывает своим судом. Рассказчик из пензенских мужичков как-то запоздал в дороге и забрался в свою баню после полуночного часа. Но, раздеваясь, второпях, вместе с рубахой, снял и крест. Когда он полез на полок париться, то никак не мог оттуда слезть подобру-поздорову. Веники сами собой так и бьют по бокам. Кое-как, однако, слез и сунулся в дверь, а она так притворена. что и не отдерешь. А веники все свое делают — хлещут. Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать — не откликается, начала ломиться в дверь — не поддается. Вызволила она ревом соседей. Они рубили дверь топорами — только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку баба-знахарка: окропила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежит без памяти; насилу оттерли его снегом."Нечистая, неведомая и крестная сила"
— Это с бабкой моей было. Она молодая еще была. Один раз мылись все, а она опоздала. Пришла, а уже все сходили, и мужики, и бабы. Ну, она смелая была — одна побежала в третий-то пар, лишь дитенка свово взяла. Думает: светло еще. Ну, пришла. Разделась в предбаннике-то, малого-то в пеленке взяла и в баню. Дверь открыла, ногой-то одной лишь переступила через порог, глядь, а там на полке баба сидит, зеленоватая такая вся, и волосья чешет, длинные да зеленые. А эта ей, банница-то: «Как зашла, так и уйди». Ну, она баба-то была понятливая, как стояла, так и, не поворачиваясь, ногу-то обратно за порог, да дверь скорей закрыла. Схватила свою одежку да бежать.
— Парень один у нас был, шальной был, старших-то никогда не слушался. Бабка его ему твердила: «Не ходи в баню после полуночи, банница шашками закидает, спину в кровь исцарапает». А он все поперек. Пошел мыться, над бабкиными словами посмеялся. Пошел, помылся. Домой пришел, спина ужасно чешется: «Почеши, говорит, бабка, спину мне». Рубаху задрал, а у него вся спина в царапках. Видно, банница его обняла. С тех пор покладистым стал, старших стал слушаться.
— Вот на берегу у нас раньше рядом с избушкой баенка была. Так вот пошел у нас один мальчонка мыться, да и пошел после полунощи. Долго мы его ждали, не выходит все. Тогда уж и в баню к нему стучались, и двери бревном вышибали, а там звук-то, будто моется кто да веником хлещется. Но мальчонка-то не выходит, шаловитый был парень. Так ничего мы и не могли сделать. Всю нощь не спали. А к утру-то слышим, дверь открывается, заходит он, в порточках да в нательной рубахе: нем и глух. Но дай Бог, через неделю очухался, но что произошло, так никому и не сказывал. Так и уехали они потом с отцом куда-то, ведь приезжий был."Мифологические рассказы Архангельской области"
Раньше ведь строили бани по-черному. Ну, вроде зимовейку построят и такую примитивную печь из камня. Ну, чтоб стена-то не горела, эту печь вплоть не ставят ко стене, а там щель остается, ну, примерно, сантиметров где-то двадцать.
Так вот, нам все старики говорили: «Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит». Вот такой, дескать, случай был.
Один мужик мылся, а второй:
— Ну че ты там, скоро или нет? — Раза три спросил. А потом из бани-то голос:
— Нет, я еще его обдираю только!
Ну, он сразу это... побоялся, а потом открыл дверь-то; а у того мужика, который мылся, один, ноги торчат! Ои его, банник-то, в эту щель протащил. Такая теснота, что голова сплющена. Сам же он не мог бы так полезть, что-бы голова-то сплющилась.
Ну, вытащили его. А ободрать-то он его не успел."Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири"
Короче, это было в Макарово, в деревне. Женщина одна пошла в баню. Ну и потом она оттуда — раз! — выбегает. Ну, голая вся — пока разделась, мылась... Выбегает, че-то вся в крови, в общем. Прибежала домой, отец на нее: че, мол, случилось? Она ни слова, ничего не может сказать. Пока водой ее отпаивали... Отец в баню забежал. Ну, ждут час, два — нету его, три — нету. Раз! — опять туда забегают: там шкура на каменке натянута, а его самого нету. Это банник! Вот, он, короче, побежал с ружьем, раза два успел выстрелить. Ну и, видать, рассердил его шибко... Ну, и шкура, говорят, там натянута на каменке. Старики рассказывали. Это давно ишо было.
Это тоже рассказывали. Спорились парни. Один парень говорит:
— Я ночью в баню схожу и кирпич возьму с печки. Ему говорят:
— Нет, не возьмешь.
— Почему не возьму? — И он пошел ночью. Но и только стал брать кирпич-то, нечистый тут и выскочил:
— Ты что здесь -делаешь? Зачем?!
— Вот, мол, мне нужно взять кирпич.
Ну, банник его и задавил тут. Его ждали, ждали, ждали... Пошли, а он там лежит задавленный."Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири"
У нас в Еремино дед один... Константин, кажется, попался баннику. Они с бабой в баню ходили. Баба-то уже оделась, а дед взади остался. Ему шапку да тулуп одеть осталось. Баба ему и говорит:
— Я уж пойду, а ты догоняй.
Домой пришла, а деда пятнадцать минут нет, двадцать... Побежала она в баню. А старик-то в предбаннике лежит, весь голый. Ну, живого его захватили еще. Он потом сам рассказывал: схватили его, раздели, на полок утащили, а потом с полка стаскивать начали. Кто за ноги, кто за голову тащит. И душат, и мнут... Вот отсюда-то и идет: ходи в свой пар!
А вот с моей подругой дело было. Старики ей говорили, что одной баню замывать нельзя. А она то ли забыла, то ли посмеялась. Пошла в баню-то одна мыться, последней. В девках еще была. Зашла, голову намылила да за водой-то нагнулась, глядь: а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать — и выскочила! Нашли ее братья на снегу. Еле откачали. А так кто знат, было это или причудилось ей..."Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири"
— А вот еще, я как-то в баню пошел в субботу, пьяный пришел и пошел туда. Баба уже вымылась, а я един там. Ну, лег там и заснул, прямо голый. Потом просыпаюсь, дергает кто-то. Ну, слез, хочу выйти, а не дают, не пускают. И стали кидать, дергать, а с бани не пускают. Ну, стал я бабу кричать, чтоб пришла. Она прибежала, сунула мне руку, так я схватил да и выскочил, да и побежал домой, прямо по снегу голый.
— А вот в бане есь свой, то уж не домовой, а байник, хозяин бани он, там живет, тоже безобразит, говорят. Вот слыхивала, затопили баню, стали воду носить. Сколько ни носят, принесут, нальют, вроде много. Пойдут еще, ан, а воды опять нет, будто выливает кто. И так раз пять носили, потом догадались; банный хозяин, видать, не хотел, чтоб сегодня мылись. Так оно и было. Той день праздник был какой-то, так ведь в праздник мыться нельзя. Ну, что делать, и не стали мыться, так и ушли, и баню-то зря топили.
— А вот тоже одна рассказывала. Муж ейный мылся в бане, и она следом за ним пришла, разделась, пошла туда. Он-то оделся и ушел, а она выходит, глядь, а одежды и нет. Ну, думает, мужик мой пошутил, сейчас, видать, принесет. Ждет, все нет. Уж ночь почти. Вдруг идет кто-то. Входит муж, смотрит на нее. «Ты что, черт старый, глумиться надо мной надумал! Куды дел одежку мою?» Так и кричали. Сходил он домой, принес ей другое. Утром пошла она туды, в баню, а одежка на лавке лежит, где и свечеру была. Вот как он шутит над людями. Смех да и только."Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"
Банник мог пакостничать еще и в том случае, если ему не нравилось место, где стояла баня.
Дед Тимофей рассказывал. Построили одни баню, а в это время заболела у них дочка. А под подушкоіі каждое утро мать находила кусочки сахара. Уже и покупать стали сахар песок, а все равно каждое утро мать находила сахар. А девочка все хуже и хуже себя чувствует.
В это время в их доме остановился старик проезжий. У него-то и спросил отец, почему девочка болеет. Тот посмотрел и сказал сходить в двенадцать часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него две рюмки и бутылку водки. Причем рюмки должны быть не граненые, не с рисунком, а простые, светлые. Все так и сделал отец. Стоит и ждет. Вдруг слышит: водка наливается. Он повернулся, а никого не видит. Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто-то говорит:
— Баня у тебя не на месте.
Послушался его отец и стал разбирать баню. А девочка помаленьку стала выздоравливать. Вядно, правду говорил он, что баннику место не понравилось."Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири"
Также на месте сгоревшей или разрушенной бани никогда не строили жилищ — банник по своей вредной натуре все равно выжил бы хозяев...
Все бесспорно верят, что банища — места поганые и очень опасные, и если пожару приведется освободить их и очистить, то ни один добрый хозяин не решится поставить тут избу и поселиться: либо одолеют клопы, либо обездолит мышь и испортит весь носильный скарб. В северных же лесных местах твердо убеждены, что баенник не даст покоя и передушит весь домашний скот: не поможет тогда ни закладка денег в углах избяного сруба, ни разводка муравейника среди двора."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Ну, и в завершение рассказа про вредного банника, чтобы как-то сгладить жутковатое впечатление от его злоехидных деяний — несколько забавных картинок, где наш персонаж предстает совсем в другом свете...
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/russkaya-demonografiya/409/chastb-2-banniki/6541/