Заключительная часть этого цикла посвящается существам хоть и демоническим по своей сути, но при этом имеющим чисто человеческое происхождение. Колдуны и колдуньи, ведьмаки и ведьмы − это люди, имеющие сношение с нечистой силой, но при этом сохраняющие свои человеческие свойства. Между колдунами и ведьмами есть определенная разница. Колдуны в меньшей степени связаны с бесовским племенем, свои способности они получают либо по рождению, либо от других колдунов. Их сфера деятельности − заговоры, ворожба, порча (и ее снятие), «присуха» и прочее чародейство.
С ведьмами же всё сложнее: они тоже умеют насылать порчи и болезни, но любимое их занятие − это доение коров, также они любят поэкспериментировать с бурями, метелями и ветрами, кроме того, они наделены сверхчеловеческими способностями: они могут преодолевать гравитацию, умеют оборачиваться в животных и предметы. Соответственно, ведьмы значительно в большей мере, нежели колдуны, связаны с нечистой силой и находятся с ней в постоянном контакте.
Баба-Яга попала в этот обзор, скорее, в качестве бонуса, как своеобразная квинтэссенция представлений о ведьмах. Персонаж этот чисто сказочный, и в реальность ее никто особо никогда не верил.
Использованные материалы:
Д.Зеленин, "Очерки русской мифологии", СПб, 1906;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
М.Орлов, "История сношений человека с дьяволом", 1904;
Н.Будур, «Повседневная жизнь колдунов и знахарей», 2008;
"Верования крестьян Тульской губернии", "Этнографическое обозрение", 1899, №42.
Колдуны чаще люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. В большинстве случаев, они люди безродные и всегда холостые, заручившиеся, однако, любовницами, которые к таким сильным и почетным людям очень прилипчивы. Избенки колдунов, в одно окошечко. маленькие и побоченившиеся. ютятся на самом краю деревень, и двери в них всегда на запоре. Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными палками, у которых на конце железный крюк. Как летом, так и зимой надевают они все один и тот же овчинный полушубок, подпоясанный кушаком. По наружному виду они всегда внушительны и строги, так как этим рассчитывают поддерживать в окружающих подавляющее впечатление."Нечистая, неведомая и крестная сила"
В то же время они воздерживаются быть разговорчивыми, держат себя в стороне, ни с кем не ведут дружбы и даже ходят всегда насупившись, не поднимая глаз и устрашая тем взглядом исподлобья, который называется «волчьим взглядьем». Даже и любовниц своих они не любят и часто меняют их. В церковь они почти никогда не ходят и только, страха ради иудейска, заглядывают туда по самым большим праздникам. Все это, взятое вместе, с одной стороны, совершенно порабощает напуганное воображение захолустных обитателей, а с другой, придает самим колдунам необыкновенную уверенность в своих силах."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Колдуны бывают природные и добровольные, но разницы между ними нет никакой, кроме того, что последних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Природный колдун имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая приносит третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка колдуньей или ведьмой.Помимо этих двух категорий колдунов, существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и мать-сыра земля его не примет. Поэтому знающие и осторожные люди тщательно избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь, даже самые близкие родные стараются держатся подальше, и если больной попросит пить, то не дадут из рук, а поставят ковшик так. чтобы он сам мог до него дотянуться. Рассказывают. что один колдун позвал девку и говорит: «На тебе!» — Та догадалась:— «Отдай тому, у кого взял». Застонал он, заскрипел зубами, посинел весь, глаза налились кровью. В это время пришла проведать его племянница; он и к ней:— «На, говорит, тебе на память!» — Та спроста приняла пустую руку,— захохотал он и начал кончаться."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Для «невольного» колдуна возможно покаяние и спасение: их отчитывают священники и отмаливают в монастырях. Для «вольных» же нет ни того, ни другого.Посвящения в колдуны сопровождаются обрядами, смысл которых сводится к одному — к отречению от Бога и царствия небесного, и затем к продаже души своей черту. Для первого довольно снять с шеи крест и спрятать его под правую пятку, или положить икону на землю вниз ликом и встать на нее ногами, чтобы затем в таком положении говорить богохульные клятвы, произносить заклинания и выслушивать все руководящие наставления сатаны. Лучшим временем для этого, конечно, считается глубокая полночь, а наиболее удобным местом — перекрестки дорог, как излюбленное место нечистой силы. Удобны также для сделок с чертом бани. При заключении договоров иные черти доверяют клятвам на слово, другие от грамотных требуют расписки кровью, а неграмотным велят кувыркаться ведомое число раз через сколько-то ножей, воткнутых в землю."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Считалось, что способности к колдовству могли возникать в связи с профессией: мельник, лесник, кузнец, коновал легко становились колдунами. Колдовством, ворожбой, заговорами, знахарством занимались не только колдуны-мужчины, но и колдуньи. Можно сказать, в этой сфере занятости был гендерный паритет.
Южане пытаются установить различие в типах колдунов. У них знахарем называют специалиста, отгадывающего будущее по картам и звездам; чаривником — того, кто дьявольской силой творит всяческие пакости людям; ворожбитом — того, кто лечит волшебными средствами. Есть еще у них характерники — это колдуны, знающие заговоры решительно на все случайности и опасности, так что такой человек ничего на свете не боится. Такого человека можно убить лишь серебряной пулей, над которой отслужено двенадцать обеден."История сношений человека с дьяволом"
Почти все деревенские напасти имеют прямую или косвенную связь с кознями чародеев. Они вредят человеку и скотине. Колдуны, например, «насаживают килы» на людей, т. е. устраивают так, что здоровый человек заболевает грыжей или злокачественными темно-синими нарывами, сопровождаемыми невыносимой болью и необъяснимой тоской: человек просто на стену лезет. Запои также насылаются колдунами, когда несчастный бросает семью, уходит куда глаза глядят, иногда налагает на себя руки. Колдуны же отнимают у человека разум, делают его припадочным, возбуждают у мужа отвращение к жене и обратно.Крестьяне, купив новую скотину, стараются укрывать ее подальше от недобрых глаз колдуна: стоит ему провести рукой по спине коровы, чтобы отнять у нее молоко, или по спине лошади, чтобы посадить ее на задние ноги. Над лошадьми, особенно в свадебных поездах, влияние колдунов безгранично: захочет — не пойдут с места, или падут на пути во время движения поезда в церковь. Повальные падежи скота относятся также к работе колдунов."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Для изобличения колдунов в Пензенской губ. знают три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Или стоит истопить в великий четверг осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка, помогает опознавать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят задом к иконостасу.В Новгородской же губернии колдунов опознают несколько иначе. Для этого советуют взять в руки первое яйцо молодой курицы и, во время светлой заутрени, стоять на таком месте, откуда видно было бы всех молящихся: тогда у колдунов удается заметить даже рога на голове. В Калужской губ. колдуны узнаются по тому, что на св. Пасху приходят в чужую избу огня просить. Еще можно положить нож острием кверху и прочитать молитву «Да воскреснет Бог» с конца: тогда колдун либо заревет, либо начнет скверно ругаться.В Сарапульском уезде Вятской губ. используют ладан, пролежавший на престоле во время сорокоуста. Если такой ладан растереть в порошок и всыпать в вино, пиво и дать подозрительному человеку выпить, то он начнет ходить по избе из одного угла в другой и дверей не найдет. Этот способ тем хорош, что если в это время дать колдуну напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет и затем потеряет всю силу."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Все эти заботы о приискании средств против колдунов вытекают из непоколебимой народной веры «в порчу». В этой порче и сосредоточена, собственно, вся деятельность чародеев, и ею же объясняется их влиятельное значение в деревенской среде, наружное уважение к ним, почетные поклоны при всякой встрече и угощения водкой в виде отступного. Тем не менее, под наружными признаками заискивающего почтения, скрытно таятся зародыши глубокой ненависти, которая и вспыхивает всякий раз, как только отыскивается смельчак-обличитель, который выведет на свежую воду все чародейские штуки. В тех же случаях, когда озлобление копилось долгое время и вызвалось неудачею злобных выходок чародея,— общее негодование сопровождается жестокими побоями."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Темное дело «порчи», в какой бы истерической форме она не выражалась: в форме ли кликушества, падучей, беснованья, и даже пляски св. Витта,— производится «сглазом», заговорами, «напуском» и «относом». Наговаривают на хлеб, соль, воду, напускают по ветру и по следу, посылают порчу на «относ», т.е. подкидывают наговоренные вещи, и кто их поднимет, тот и захворает.Приемы, к которым прибегают, насылая порчу, очень разнообразны. Сильному колдуну довольно взглянуть своим недобрым косым взглядом, чтобы заставить чахнуть. Колдуну послабее нужен заклятый порошок, чтобы бросить его на намеченную жертву по ветру: дело сделано, если хоть одна крошка попадет на человека или скотину. Через наговоренную сильным колдуном вещь достаточно перешагнуть, на зачарованное место стоит сесть, чтобы захворать. Иной колдун только лишь слегка ударит по плечу, ан смотришь — человек испорчен.Тот колдун, который причинил порчу, снять ее уже не в силах, надо искать другого, хотя бы и слабенького. И наоборот: если свой колдун успел обезопасить от всяких чар, то чужому тут нечего делать. Последнее всего виднее замечается на свадьбах, около которых преимущественно и сосредотачивается деятельность колдунов."Нечистая, неведомая и крестная сила"
Но были ситуации, когда колдун был желанным гостем и искренне привечался, более того, он его присутствие считалось просто необходимым. Это − свадьбы. Считалось, что если не позвать на свадьбу колдуна, то либо он сам, либо другие колдуны и ворожеи непременно наведут порчу на молодых и на гостей, а то и подстроят какое-нибудь несчастье.
По сути, распорядителем на свадьбе был колдун.Его необходимо было встретить со всеми возможными почестями еще в дверях избы и непременно с чаркой водки. Вторую чарку чародей просил сам и только затем приступал к осмотру дома и двора. Он брал из рук хозяина хлеб и разламывал его на кусочки, посыпал их крупной солью и разбрасывал по всей усадьбе. Плюнув три раза на восток, он входил в избу, осматривал весь дом, дул и плевал в углы, а затем в одном из них сыпал рожь, в другом — траву, а в остальных двух — золу: рожь и золу — против порчи, а траву — на здоровье молодых. Обязательно осматривал чародей и печь — нет ли там опасного порошка на загнетке с углями, потому что бывали случаи, когда от смрада и зловония этих зелий у всех гостей и молодых кружилась голова, и свадьбу приходилось откладывать.Затем колдун вновь выходил во двор и смотрел, нет ли под хомутом у предназначенных в свадебный поезд лошадей репьев, а затем обводил их трижды вокруг двора. Вернувшись в дом, чародей обсыпал молодых рожью и заставлял перейти через разостланный под ноги черный полушубок. Колдун отправлялся в церковь вместе со всеми и на каждом перекрестке и под каждыми воротами произносил заговоры и заклинания. Обратно из церкви домой, по приказу колдуна, возвращались другой дорогой."Повседневная жизнь колдунов и знахарей"
Хотя порой трудно провести грань между колдовством и ведьмовством, ведьмы, безусловно, обладают гораздо в большей степени, чем колдуны, демонической сущностью и брутальностью. Кроме того, они существенно более колоритны и живописны.
Верными служителями бесов, исполнителями их воли и врагами людей справедливо признаются ведьмаки и ведьмы, у которых удержался один лишь людской облик. Но и тот чаще всего жалок, карикатурен: ведьмак и ведьма нередко имеют кривизну, телесный порок, в виде неуместной бородавки, пучка волос, лишнего или недостающего числа пальцев, двойного ряда зубов. Они сутуловаты; мужчины не имеют растительности на губе и подбородке, женщины - могут иметь усы и бороду; у тех и других отрастают из конечного позвонка хвосты длиною в добрую пядь.Истинное положение дела обязывает отметить, что мужчины менее восприимчивы к ведьмачеству, чем женщины, а потому и ведьмаков существенно меньше, чем ведьм.Ведьмы узнаются еще и по следующим особенностям: у них мутный, свирепый взгляд исподлобья, то упорный и сосредоточенный, то блуждающий, небрежная прическа, или таковой вовсе нет; морщинистый лоб, сросшиеся густые брови, свинцово-серое не улыбающееся лицо, или же дающее злую до передергиванья улыбку; гортанный, иногда и хриплый голос, неразговорчивость или неумолчное бурчанье, говор про себя, задумчивость, неосмысленная походка и многое другое.На поверхностный взгляд ведьмы не отличаются днем от обыкновенных женщин, тем более, что в это время они занимаются людскими делами. Зато от сумерек до сумерек ведьмы узнаются по фосфорическому блеску глаз, причем обычное безобразие лица и предательские особенности бесовства обнаруживаются наиболее резко."Нечистики"
В народе бытует мнение, что ведьмы умеют готовить особое зелье из трав и кореньев, с добавлением лисьего сердца и кошачьей печени, имеющее свойство придавать ведьме молодость и чудную красоту. Или же. не изменяя в реальности ее внешности, это зелье способно сообщать ведьме необыкновенную привлекательность, неотразимую для простого смертного.
Ведьмы имеют неудержимое притяжение к водке и табаку; пьют и едят наиболее вычурное; одеваются смешанно, сочетая в уборе роскошь и убожество; спят и работают в различную с людьми пору; безучастно относятся к людским радостям и горю, не делятся и своими; не молятся Богу, не ходят в церковь; избегают общественных сборищ и даже уединяются от собственной семьи."Нечистики"
Прирожденные ведьмы, «родимые», как их называют хохлы, считаются существами далеко не столь вредными, как ведьмы «ученые». При этом родимые ведьмы, в сущности, ни в чем не повинны сами по себе, ибо родятся они такими на свет потому, что были либо прокляты, либо заколдованы в то время, когда были еще в утробе матери. Иное дело ведьма ученая. Эта сделалась ведьмой по собственной злой воле с очевидной целью делать зло людям. Родимая же ведьма иногда и вовсе пользуется своими врожденными талантами или если и пользуются, то несравненно умереннее, нежели ученая.Отбор учениц ведьмы производят так. Старая ведьма дает своей ученице кусок творога и сама берет кусок и ведет ее к колодцу. Она велит ученице раскрошить творог, бросить его в воду и смотреть. Ученица смотрит и ничего не видит особенного. Тогда ведьма крошит свой кусок и бросает крошки в воду колодца. И тотчас же на творог со всех сторон набегают гады и чудища, хватают его. Тогда ведьма, указывая на это своей ученице, говорит ей, что коли она хочет быть ведьмой, то должна знать, что ее душу точно также черти разорвут на том свете. Если ученица этого не испугается, тогда ведьма начинает ее обучать всем тонкостям искусства."История сношений человека с дьяволом"
Укрываясь, по возможности, от людей в течение дня, в темную пору суток ведьмы поневоле принуждены еще более укрываться, чтобы не выдавать себя. Для сего они превращаются в живые предметы непременно женского пола, или же, сохраняя свой обычный облик, пользуются подсобными предметами для передвижения. Так, многие видели их разъезжающими верхом на козле, на волке или медведе, в горшке, в ступе, на помеле, или метле, на скамье, простой доске, изгородном колу. Как бы ни перемещалась ведьма, при ней неотлучно находится помело, или метла, веник, чтобы заметать след. Без такой предосторожности ведьмин путь, как и место следования, могут быть открыты людьми. Также их могут обнаружить другие ведьмаки и ведьмы, всегда враждующие друг против друга, строящие всяческие козни противницам."Нечистики"
Обычный талант ведьм — это прежде всего способность превращаться, перекидываться во что угодно: в собаку, кошку, птицу. Главным же образом их деятельность сводится к доению чужих коров, задержанию дождя, управлению бурями и ветрами. Иные сосут кровь у людей, похищают и поедают детей и в этом отношении сходятся с упырями. Какими способами ведьмы проделывают все эти свои штуки, о том доподлинно никому не известно. Подсматривать же за ними в высшей степени опасно, потому что у того, кто хоть чуть-чуть проникнет в их тайны, они высасывают кровь, и любопытный человек быстро погибает."История сношений человека с дьяволом"
По общему убеждению, ведьмы, отправляясь из дому по делам, поступают так. Раздевшись, они намазывают все тело какой-то мазью, потом ставят в печку горшок с какой-то жидкостью. Когда эта жидкость разогреется, от нее начнет валить густой пар, поднимающийся через трубу. В эту минуту ведьма схватывает кочергу или помело, садится на него верхом. Пары, идущие из горшка, подхватывают ее и выносят через трубу. С этого момента ведьма может перекидываться во что хочет, может носиться под облаками, переменять ветер, задерживать тучи."История сношений человека с дьяволом"
В Литинском уезде записан рассказ, содержание которого очень напоминает случай, описанный в известной балладе Пушкина («Гусар»). Героем является тоже солдат, квартировавший у ведьмы. Солдат замечал, что его хозяйка по ночам куда-то исчезает, а к утру возвращается совсем усталая. Однажды он, подстрекаемый любопытством, подсмотрел, что она делает, и увидал, как она намазывалась мазью, кипятила жижу в горшке и как улетела в парах этой жижи через трубу. Солдат проделал над собой то же самое и помчался на шабаш. Сначала, испугавшись, он спрятался за камень, но когда ведьмы начали между собой обычную битву мялками, это зрелище его подзадорило, и он, выхватив свой тесак, сам кинулся в битву. И случилось так, что в пылу драки отрубил палец у своей хозяйки. Но та, конечно, узнала его и в наказание за любопытство высосала из него кровь, так что солдат умер."История сношений человека с дьяволом"
Доение чужих коров, как известно, одно из главнейших злодейств ведьмы. У нас на юге полагают, что для того, чтоб овладеть чужой коровой, ведьма ее доит либо на Благовещенье, либо в первый день Пасхи. Если ей это удастся — дело кончено: корова после того хозяевам уже не дает молока. Есть и волшебный способ доения: у себя дома ведьма пробуравливает где-нибудь в столбе, косяке или в стене дырочку в держит ее заткнутой; а когда ей надо молока, она вынимает из дырочки затычку, произносит заклинательное слово, и молоко струей течет из дырочки в подставленную посудину.Иные хозяева, заметив пропажу молока у своих коров, начинают сторожить их по ночам, и им удается укараулить ведьму, поймать ее с поличным. Но заметив, что ее открыли, ведьма сейчас же пропадает из глаз. Один из таких хозяев в Ковельском уезде видел, как ведьма ночью доила его корову, и хотел на нее кинуться, чтоб ее поймать, но она мгновенно обратилась в лягушку. Мужик бросился на гада с топором и ему удалось обрубить у него лапы. На другой день у бабы, которую все считали ведьмой, оказались руки отрубленными."История сношений человека с дьяволом"
Ведьму можно поймать, но для этого надо на нее накинуть шнур из новых, еще не надеванных шаровар. Этот «очкур», как его называют хохлы, надо освятить вместе с пасхой во время светлой заутрени и с ним караулить ведьму в скотном хлеву. Как только она войдет, надо ей накинуть очкур на шею и держать крепко, не обращая внимания на то, что она будет перекидываться и в кошку, и в собаку, и в птицу, и т.д. А потом уже можно с ней и расправиться по-свойски."История сношений человека с дьяволом"
Судебное преследование ведьм на Руси в средние века не носило столь массового характера, как в Европе. С 1760-х годов, с установлением «просвещенного абсолютизма», возобладала политика осмеяния предрассудков и суеверий, и доносы с обвинениями в колдовстве по большей части игнорировались властями. Но народ мог учинить и собственную расправу над ведьмой. Так, в Малороссии одно время было популярным «испытание водой»: подозреваемую в ведьмовстве связывали и бросали в воду − если утонет, значит не ведьма, а не потонула − стало быть, и впрямь ведьма...
Но до таких крайностей доходило все же редко. А вот затравить предполагаемую ведьму могли запросто. Как, например, в описанном ниже случае.
В деревне Теребень Калужской губ. 9-летняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору: «Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее — и полетим. На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поить. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело — свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие, а я одна маленькая».То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье: «Безбожница, зачем ты мне дочь испортила?» Заступился Марьин муж: вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся — и к старосте. Подумал, подумал староста и говорит: «Нет, я тут действовать не могу, — иди к попу».Отец надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать. От исповеди, однако, девочка сама отказалась: « Ведьмы не молятся и не исповедуются!» И в церкви повернулась к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался, заругался на отца: «Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?» — и посоветовал девчонку хорошенько выпороть. Отец так и сделал, но и порка не помогла — девчонка продолжала болтать свой вздор.Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки следить за каждым ее шагом, припоминать и подмечать всякие мелочи. Одна рассказывала, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог на улицу; другая — что Марья черпала воду на сутоках, третья — что Марья в ночь на Ивана Купалу собирала травы и т.п. Каждый шаг несчастной женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла начали в нее камнями бросать. Ни ей, ни мужу нельзя стало на улице показываться — чуть в глаза не плюют. Священник пробовал убеждать толпу и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и, в конце концов, невинная и кроткая Марья умерла в чахотке.С того времени прошло лет 12. Саша уже давно выросла, давно уверяет, что рассказ ее — чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка она ладная, красивая, но ни один жених за нее не сватается: никому нет охоты жениться на ведьме. Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как и в старину, живет в людях вера в «присуху»."Очерки русской мифологии"
В этой истории жалко всех: и несчастную Марью, и дурёху Сашу… Но это при условии, что девчонка и впрямь всё выдумала. А там − кто его теперь знает, что было на самом деле.
Но все-таки большей частью не ведьмы страдали от людского непонимания, а окружающие их люди от ведьминских проделок. Вот еще ряд свидетельств.
Вредя обыкновенным людям всеми доступными средствами и с разных сторон, ведьмы имеют силу превращать их в разные предметы. Так, иной внезапно и неожиданно для себя очутится медведем, волком, ястребом, другой — вороной, свиньей, кошкой, мышью. Приданный ведьмой или ведьмаком вид сохраняется относительно недолго — одну ночь, редко — целые сутки. Но этого краткого срока достаточно, чтобы оставить на человеке неизгладимый след: многие усваивают не только привычки, но и голос того животного, в которое были превращены. Если превращение выдержало животное, оно еще разительнее воспринимает чужие особенности: так, курица начинает плескаться в воде и крякать по-утиному, если она была превращена в утку. Из всех живых существ только одни кузнецы не могут быть превращены ни в одно животное."Нечистики"
Природные ведьмы-девушки часто мстят своим женихам, если те на них не женятся — обманут, или она умрет, а жених останется, то она старается утащить его к себе.У одного парня умерла невеста, а она была ведьма. Чтобы она не замучила парня, народ посоветовал ему ходить к ней на кладбище и сидеть на кресте могилы ее три ночи, тогда она оставит его в покое и ничего не сделает ему. Парень ходил на могилу ведьмы три ночи и каждую вочь ее видел до первых петухов. Она все три ночи выходила из могилы и искала его. В первую ночь — одна, во вторую — со своими подругами-ведьмами, а в третью они принесли с собой младенца с хвостиком, который и указал им, где парень сидел. Но, к счастью, в это время петухи прокричали — и ведьмы разбежались. Младенец так и остался с протянутой рукой и по нему нашли его родителей; а это важно, потому что с этими людьми обращаются с осторожностью и за ними наблюдают, чтобы чего скверного не сделали православным.Узнал о всем случившемся священник того села, велел народу раскопать могилу покойницы и поднять крышку гроба. Тогда увидели ведьму, лежащую в гробе вниз лицом. Священник приказал затесать осиновый кол и забить его в спину покойницы против груди. Когда кол заколачивали в спину, девка начала сильно голосить и кровь лилась ручьем, а священник все это время читал Евангелие и держал крест в руках, чтобы нечистая сила не похватала кого-нибудь из народа."Верования крестьян Тульской губернии"
Самым главным ведьмовским мероприятием считается шабаш. Это и своеобразная тусовка, и место знакомств, развлечений, плясок и игр. Но в то же время на шабашах творились и серьезные дела: делались отчеты о проделанной работе, проводился инструктаж, разбирались конфликты, посвящались в ведьминское сообщество новые адепты. В Европе традиционным временем для шабаша считалась Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая. На Руси этой ночи соответствовала Юрьевская (на 6 мая по н.ст.). Главные шабаши происходят в ночь на 7 июля и на 31 января по новому стилю.
Для того, чтобы в их деятельности был известный порядок, ведьмы время от времени собираются на совещание под председательством ведьмака. Эти собрания, очевидно, и есть не что иное, как шабаши. Рассказывают, что ведьмы на своих собраниях предаются игрищу, напоминающему бой мечами, и потому, отправляясь на шабаш, они захватывают с собой грабли, ухваты, конопляные мялки. Этими предметами они и дерутся между собой."История сношений человека с дьяволом"
По воздуху, при помощи метлы ведьмы перемещаются на бесовские сборища, для обсуждения общих дел и для отправления шабашей, из коих главными почитаются: Купальский (в ночь 24 июня) и мясоедный — 18 января (на 24 день после христианского праздника Р.X.). Кроме циничных деяний, на первом шабаше бывает свальное купанье ведьм и чертей в молоке, которое ведьмы успели к этому времени отнять от чужих коров, а на втором скоп нечисти приносит дикую жертву — закалывается младенец, иногда извлеченный из материнской утробы, и, при неистовых криках радости, съедается участниками шабаша."Нечистики"
На ведьминских шабашах происходят циничные акты разврата. Ведьмы неизбежно состоят в сожительстве с вольными представителями нечисти, от которых имеют даже детей. Как самая связь, так и плоды ее носят характер цинизма: ведьмы сжирают таких своих детей, угощая поджаренным мясом их и сожителей."Нечистики"
Здесь же происходит посвящение новичков в тайны ведьмачества, снимаются отчеты, делаются расправы с виновными и ведутся нескончаемые бесовские танцы. Случается, что иная ведьма или ведьмак больше не возвращается с шабаша, или возвращается с каким-нибудь органическим повреждением, очевидно, подвергшись бесовской расправе."Нечистики"
Напоследок вспомним о нашей старой знакомой — Бабе-Яге. Конечно, она имеет лишь косвенное отношение к теме нашего обзора. Ей всё ж ближе компания Кощея бессмертного, Змея Горыныча да Соловья-разбойника. Если в домовых и леших, водяных и русалок, там более — в ведьм и колдунов народ на Руси верил, да и были на то основания, то Баба-Яга воспринималась как существо в чистом виде сказочное.
Это существо, несомненно, демоническое. Баба-Яга, громадная старуха, страшная, грязная, черная, растрепанная, длинноносая. По нашим сказаниям, она ездит в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом; белорусы же представляют себе бабу-ягу ездящей по поднебесью в огненной ступе с огненной метлой в руке.Баба-Яга артистически распознает «русский» дух, т.е. запах человеческого мяса, что и неудивительно, т.к. она людоедка. Еще любит она женское молоко и эта черта сближает ее с ведьмой. В одной сказке она сосет белые груди красавицы, которая от этого едва не погибает. Баба-Яга — существо по преимуществу злобное, но, однако, в некоторых сказках она выступает как покровительница героя, предупреждает его об опасностях, снабжает волшебными предметами, оружием, конем, дает ему ковер-самолет, указывает путь и т.д."История сношений человека с дьяволом"
Интересно, что во многих старых описаниях Баба-яга предстает именно «громадной старухой», тучной и с огромным бюстом. Однако, на иллюстрациях ее принято изображать напротив, худой до изможденности. Хотя и страшной.
А вот в таких местах обычно обитает Баба-яга…
Ну, и совсем уж в заключение — пара картинок, где Баба-яга не выглядит страшной. На одной — она, хоть и одноглазая, но смотрится вполне привлекательно, а на другой — она и вовсе запечатлена в свои молодые годы.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/russkaya-demonografiya/409/chastb-10-kolduny-vedbmy-baba-yaga/6556/