Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 12:17:22


Автор Тема: Часть 1. Домовые.  (Прочитано 260 раз)

Raven

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 971
  • Репутация: 397
  • Raven
Часть 1. Домовые.
« : 02 Мая 2023, 02:23:52 »
Часть 1. Домовые.

В словаре Даля приводится такие названия, бытовавшие в отношении героев нашего рассказа: домовик, дедушко, постень, лизун, доможил, хозяин, суседко, братанушко. В целом, домовой воспринимался как персонаж скорее положительный, нежели отрицательный, хотя и с норовом.
Впрочем, лучше обратимся к первоисточникам.

Использованные материалы:
Михаил Чулков, "Абевега русских суеверий", Москва, 1786;
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
П.Ефименко, "Демонология жителей Архангельской губернии", Архангельск, 1864;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
"Материалы по народным верованиям великоруссов", "Этнографическое обозрение", 1896, №29;
"Верования крестьян Тульской губернии", "Этнографическое обозрение", 1899, №42.


Домовой, или дедушко домовой: верят, что во всяком доме живет чорт, под именем домового, он ходит в доме по ночам во образе человека и когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и переведется, что называется "не ко двору". Говорят, что он тем лошадям, которых любит, заплетает на гриве косы и подкладывает сено, завивает также и мужикам в бородах косы, коих любит. Но коих не любит лошадей, у тех расплетает, и почти всю гриву выдергивает, также будто подбивает лошадей под ясли, отчего лошадь поднимает в конюшне великий стук, иногда же находят ее в великом поту, или мыле.

Когда домовой покажется ночью без огня спящим людям, что делает особливо во образе монаха, то смельчаки спрашивают: к добру или худу, и он ответствует, что будто и сбывается. Ежели кого в доме не полюбит, то делает ему всякие страхи и беспокойства, бросает в него всячиною, однако не попадает, хлопает дверьми, наваливается на спящих, так что никоим членом двигнуться не возможно, хотя память и есть, наконец щиплет до синя, но боли на том месте не бывает. Когда ж хозяину умереть, то домовой по всякую ночь воет.


"Абевега русских суеверий"


О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь, при сотворении мира, сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людское жилье тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих. или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним' привыкла, так примирилась с ними, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую отдельную добрую породу.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Теперь рассмотрим варианты описания внешности домового. Однозначное представление об его облике по этим описаниям сформировать довольно трудно. Видимо, домовой, располагая возможностями представляться в разных образах, предпочитал виды, наиболее уместные для момента, в зависимости от той цели, с которой он появлялся перед человеком. Или, может быть, в разных местностях и в разное время среди домовых существовала определенная мода на внешний вид. А впрочем, бес его знает...

Хотя человек привык считать домового духом-нечистиком, правда, не имеющим принадлежностей нечистика — рогов, когтей. крыльев,— однако, он способен принимать одушевленные образы, но только мужские. Чаще всего домовик принимает человеческий вид; тогда он — плотный, среднего роста мужчина, с полуседой лопатистой бородой, с красивым, добродушным лицом, голубыми открытыми глазами; волосы на голове врассыпную, частью спускающиеся на лоб. За исключением пространства вокруг глаз и носа, все тело его, даже ладони и подошвы, покрыты, точно пушком, мягкою шерстью; вполне человеческие ногти его несколько длинны и как-то особенно холодны, что ощущается, когда домовой гладит. Иногда же он — глубокий старик, в рост пятилетнего ребенка, с морщинистым лицом, белою как снег бородою, седо-желтыми волосами на голове, с фосфорическим блеском глаз, от которых идут в стороны световые полосы. В любом возрасте домовик — первостатейный щеголь.

Бывает, что домовик часто и подолгу удерживает принятый человеческий вид. Тогда, применительно ко времени года и погоде, он носит то теплую, то легкую одежду, по праздникам сменяет будничную одежду. Но и летом, и зимой он ходит босиком, без шапки, которую домовой одевает только перед смертью хозяина. Остается ли в доме достойный заместитель умирающего хозяина, или нет, домовой не выразит скорби, не перестанет благодетельствовать до тех пор, пока к нему будут сохраняться добрые отношения. Но если в управление домом вступила женщина, и оно затягивается, домовой ослабляет свою благую деятельность, а нередко и совершенно прекращает ее, оставаясь лишь свидетелем упадка благополучий дома.


"Нечистики"



В Смоленской губ. (в Дорогобужском уезде) видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губ. он одет в свитку желтого сукна и всегда носит большую лохматую шапку, волоса на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, «словно обрубок или кряж», но с большой седой бородой и неповоротливый: всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов. В тех же местах, под Пензой, он иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Что касается образов, в которых является домовой, то их можно разделить на два разряда: или домовой имеет вид человека, или вид животного. В первом случае домовой представляется часто старым-престарым стариком, иногда лохматым, иногда домовой — человек среднего роста, сутуловатый, широкоплечий, коренастый, обросший длинной шерстью: гнедой, вороной, белой или пегой; одет в старый зипун и лапти.

Помимо образа человека вообще, преимущественно старого, домовой является в виде какого-либо известного человека, принадлежащего к той семье, на дворе которой он живет. Так, в нашем материале мы встречаемся или с представлением домового в виде отсутствующего члена семьи (мужчины), или в образе хозяина дома, старшего члена семьи, как живущего, так и умершего. Похож на хозяина он цветом волос, одеждой, ростом и может явиться в таком виде самому же хозяину.

Наряду с человеческим видом, домовой может принимать образы кошки, собаки, зайца. Насколько естественными являются представления домашнего духа в образе домашних животных, настолько малопонятным представляется упомянутый образ зайца. „Два брата разделились: один переселился в новое жилище. Вскоре после этого соседи заметили, что из прежнего дома выскочил заяц, ударился бежать и пропал в новом жилище. Это был, по их мнению, хозяин-домовой. Брат, который остался на старом месте, скоро овдовел и переселился к брату, уже отделенному" (с. Лебяжье, Ранненбургского у.)


"Материалы по народным верованиям великоруссов"



Заметим, что и у художников, изображающих домового, нет единого мнения о его внешнем виде. Хотя доминирующей является тенденция изображать домового в виде бородатого старикашки, существуют и иные видения.

Теперь попробуем разобраться, в каких закоулках избы обитал домовой.


Обычным местопребыванием домового считается запечный угол, откуда он заходит в подполье (под нары), в подпечье, где коротает досуг с мышами и курами. Излюбленным же местом его в запечном углу служит именно линия соединения запечных стен, откуда он надзирает за семьей во время полного сбора ее при еде или приеме гостей, для чего он высовывается над поверхностью печи по грудь. Вне этой надобности домовой спускается на самый низ запечного угла, где обычно дремлет. Кроме мест в хате, домовой ютится в сенях, на чердаке и в клети, когда в сих местах летнею порою больше пребывает и семья.

"Нечистики"


При выборе в избе определенного места для житья, домовой неразборчив: живет и за печкой, и под шестком, поселяется под порогом входных дверей, и в подызбице и на подволоке, хотя замечают в нем наибольшую охоту проводить время в голбцах (дощатых помещениях около печи со спуском в подполье) и в чуланах. Жена домового, «доманя», любит жить в подполье, причем крестьяне при переходе в новую избу зовут на новоселье и ее, приговаривая: «дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу — как умею, награжу».

"Нечистая, неведомая и крестная сила"

Итак, мы видим. что домовой старается селиться возле печки, не брезгуя при этом подпольными помещениями ("подзыбица") и чердаками ("подволока"). Жену, если таковая имеется (подробнее об этом аспекте – чуть дальше), домовой предпочитает держать в подвале. Ниже приведена примерная схема русской печи, на которой отмечены места излюбленного пребывания домового.



Теперь поговорим о матримониальном и социальном статусе домового. Относительно семейных дел "доможила" существуют разные мнения, как, по большому счету, нет единства и в описании иных его проявлений.

В большинстве случаев домовой одинок или, по крайней мере, о семье его ничего неизвестно. В нашем материале есть только одно косвенное указание, где сказано, что домовые «плодятся», и одно вполне ясное, идущее из Смоленской губернии, свидетельство о том, что домовой (там он называется хозяином) женат, что жена его называется домовичкой и что они имеют детей, плач которых иногда можно слышать.

"Материалы по народным верованиям великоруссов"



У домовика только одна жена. За смертью ее, он может жениться до четырех раз, но не на родственницах, иначе он обязан оставить домовую службу и поступить, например, в лешие, водяные, болотники. От своей всегда безличной жены домовик имеет сыновей и дочерей. По достижении возраста, сыновья обыкновенно поступают в домовые других новоотстроенных домов; дочери же выдаются замуж за домовых, хотя некоторые из них остаются девственницами навсегда. В сем случае они вечно юные красавицы, чем и изводят домашних парней; склоняя в связь с собою, но в то же время немилосердно мстят парням при нарушении верности. Домовые справляют свадьбы своих детей, смотря но дому, где живут, то богато, то скромно, причем стараются приурочить их к свадьбам хозяйских детей, дабы не тратиться отдельно на музыкантов. Время еды, сна и работы домовые опять же распределяют применительно к принятому в доме распорядку.

"Нечистики"



Иногда бывает в доме не один, а два-три домовых, и тогда происходят между ними ссоры и драки. Это считается неблагоприятным в доме: от ссор и драк домовых между собою происходят пожары, болезни и падежи лошадей и скота. Опытный домохозяин может домовых примирить и тем спасти себя от несчастий, или же выгнать, кроме своего домового, остальных. Для этого нужно, когда между домовыми поднимется драка, выйти на двор, взять метлу и ударять ею по стене избы, приговаривая: «бей наш чужого», или бросить наотмашь дугу туда, где слышится шум, с теми же словами. Свой домовой, как более сильный, выгонит чужих вон. При драке их всегда слышится стон и сильный стук. Дерутся и ссорятся они большею частью ночью. Чужих домовых люди по злобе напускают колдовством.

"Верования крестьян Тульской губернии"

Но все же конкурентные отношения между домовыми одного дома были скорее исключением. А вот случаи отсутствия домового, ухода его или отказа от переселения на новое место бывали достаточно часто.

Ввиду того, что без домового обойтись нельзя, и что он не всегда обнаруживает свое пребывание в доме, предусмотрительный хозяин старается призвать его. Призыв происходит в Пасхальную полночь, когда семья в церкви, приблизительно так: „Извини, дедька (или браток) за турбацию (тревогу), али только приди ко мне ни зёлен, как листина, ни синь, как волна на воде, ни понур, как волк, приди такой, как я сам!" Явится двойник зовущего — человек того же роста, склада и в тождественной одежде, который прежде всего обусловливает тайну свидания: ни наяву, ни во сне, ни отцу. ни матери, ни на исповеди зовущий ие должен выдавать этой тайны, под опасением, что домовой не только прекратит посылку добра, но и сожжет дом. Иные домовики обусловливают, что их гнев и месть продлятся до четвертого хозяйского поколения. Все они мстят вероломному хозяину, почему-либо отступившемуся от них, да и за всяческое оскорбление от домашних гневаются и взыскивают не с обидчика, а с хозяина.

Призыв домового налагает довольно тяжкие обязательства; посему, гораздо лучше не прибегать к призыву и, для наблюдать, есть он в доме, или нет, по домашним благополучиям и неблагополучиям. Да и не во всякий дом войдет призываемый домовик, а только в тот, который пришелся ему по нраву и вкусу. Это сказывается, например, при переходе хозяев в новый дом: как бы ни склоняли его к переходу, он остается в старом доме, пока тот не разрушится, и тогда перемещается в избранный, к новым хозяевам, но не родственным прежнему, все время негодуя на оставивших его сожителей и мстя им.


"Нечистики"


Если при переходе из старой рассыпавшейся избы во вновь отстроенную не сумеют переманить старого домового, то он останется жить на старом пепелище среди трухи развалин в холодной избе, несмотря на любовь его к теплому жилью. Он будет жить в тоске и на холоде и в полном одиночестве, даже без соседства мышей и тараканов, которые вместе со всеми другими жильцами успевают перебраться без приглашения. Оставшийся из упрямства, по личным соображениям, или оставленный по забывчивости недогадливых хозяев, доможил предпочитает страдать, томясь и скучая, Так страдал, к примеру, домовой, которого забыли пригласить с собой переселенцы в Сибирь. Он долго плакал и стонал в пустой избе, — и не мог утешиться. Такой же случай был и в Орловской губ. Здесь, после пожара целой деревни, домовые так затосковали, что целые ночи были слышны их плач и стоны. Чтобы как-нибудь утешить их, крестьяне вынуждены были сколотить на скорую руку временные шалашики, разбросать подле них ломти посоленного хлеба, и затем пригласить домовых на временное жительство: «Хозяин-домовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего».

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


В принципе. существуют способы вступить в контакт с домовым или увидеть его, но здесь надо быть предельно осторожным, иначе неприятностей не миновать.

Для того, чтобы войти в сношения с домовым, надобно ему подарить первое яйцо, полученное от попа в первый день Пасхи. Передача яйца происходит перед отворенною дверью хлева. Домовой явится в образе того человека, который вызывает его. Здесь заключается договор: домовой обязуется во всем помогать крестьянину, а тот обязан держать в секрете их свидание и знакомство. Если же крестьянин не сдержит слова и проболтается, тогда все его хозяйство расстроится, а он с отчаяния сам наложит на себя руки.

"Демонология жителей Архангельской губернии"

Домового обычно можно видеть через хомут или через хомут и борону, или через хомут, при котором непременно есть гужи: «чтоб вышел крест». Можно также увидеть его на святой неделе, смотря по углам со свечой от светлой заутрени: от этой свечи домовой не может укрыться. Днем домовой не виден. Стараться увидать его вообще не следует, потому что он очень страшен и потому еще, что он не любит любопытных, «гладит» их, обдирая лицо или спину, или, наконец, толкают их в яму, погреб, сталкивает с лестницы, с сеновала. Поэтому, из боязни рассердить домового, не следует выказывать излишнего любопытства и выходить из дому на шум, если при этом не лают собаки, друзья домового.

"Материалы по народным верованиям великоруссов"

Если человек захочет увидеть домового, то может сделать это в Светлое Воскресение в церкви. Надо надеть на себя все новое, платье и обувь, помазать голову маслом, взятым от семи перводойных коров, войти в церковь и во время службы оглянуться. Домовой покажется в настоящем виде и погрозится. От этого человеку, видевшему домового, приключается шестинедельная болезнь. Можно также видеть домового в этот же день между утренею и обеднею дома в своем дворе. Стоит только взять фонарь и осмотреть четыре угла двора, — непременно в каком-либо углу увидишь его: он будет лежать, свернувшись калачом, как собака, и похожим на нее.

"Верования крестьян Тульской губернии"


Сношение с домовым не считается преступным в той мере, как сношение с другими нечистиками, и получаемое при содействии его добро не идет прахом. Однако же, это сношение оттеняет человека: он становится задумчивым, молчаливым, или говорит кратко, больше рифмою,— тем бестолковее, чем глубже сношение,— уединяется и кончает или сумасшествием, или самоубийством.

"Нечистики"

Итак, получается, что в прямые сношения с домовым без крайней надобности лучше не вступать. Но это не означает, что домового надо вовсе игнорировать. К нему надо относиться уважительно, потакать его слабостям и прихотям, угождать по возможности. Да и хозяйство свое надо в порядке содержать, и вести себя стараться прилично.

Выстроив и освятив дом, переселяются в него следующим образом: кто-нибудь из домашних вносит в дом какое-либо животное: кошку, собаку, чаще всего петуха или курицу. Принеся в дом, спускают его на пол, и, обращаясь к домовому, произносят слова: "вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор"! Затем кто-нибудь идет с хлебом и солью, а позади несут растворенную квашню и муку.

"Демонология жителей Архангельской губернии"



При хороших отношениях с хозяином, домовой — благодетельный слуга дома, которому достаточно лишь высказать вслух свои желания, но без свидетелей. Тогда он проявляет необыкновенную деятелыюсть и чуть не ежечасно просит работы, что, по-видимому, так необычно в этом увальне: он чистит, моет стены и мебель, справляет работы наиболее любимых им лиц — шьет, прядет, стирает, мелет, производя работу по ночам; тогда он завивает любимчикам кудри, плетет косы. отгоняет от спящих насекомых... В то же время домовик караулит дом и добро, предостерегает о грядущих несчастьях — пожаре, воровстве или болезни: то особым стуком, то смехом или плачем, то глаженьем головы и лица спящего, то появлением животного. Больше всего он оберегает от нечистиков, с которыми даже дерется. Усиленный стук домовика, его плач и стон пророчат обыкновенно болезнь в доме, появление же в своем подлинном виде — смерть хозяина.

За все бескорыстные труды домовик требует от покровительствуемых всегдашнего почтения и того, чтобы они не забывали благодетеля в торжественные для семьи дни. Признательные хозяева чествуют домовика просьбою пожаловать за стол (в поминальные дни), постилая ради него чистую холстину от порога до стола. Подобное, но безмолвное приглашение делают они и при крестинном, свадебном, гостевом сборе. Как в этих случаях, так и при будничном употреблении, имя домовика произносится ласково, заискивающе — „деденька, дяденька, браток, самый набольший".


"Нечистики"


Домовой дает знать о каком-нибудь счастливом или несчастном приключении тем, что давит кого-нибудь из семейства во время ночного сна. Если кто желает знать, к чему он давит, тот должен спросить его: к добру, или к худу. Он всегда дает правдивый ответ. В случае пожара домовой будит ночью хозяина дома. Домовой смотрит за хозяйским скотом, но только за таким, который имеет любимый им цвет шерсти. О таком животном говорят, что оно пришлось ко двору. У такого животного всегда здоровый вид, шерсть всегда приглажена, стойло в порядке и чистоте. Скотина "не ко двору" скоро чахнет н умирает.

"Демонология жителей Архангельской губернии"


Все хорошо знают, что домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких кто-нибудь забудет, например, замесить коровам корм, задать лошадям сена, то домовой сам за него позаботится. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить: заезживает лошадей, мучает и бьет скотину, забивает ее в угол яслей, кладет ее вверх ногами в колоду, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи и полатей на пол хозяина, хозяйку, и детей их, и т.д. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно — для этого стоит только положить ему под ясли нюхательного табаку, до которого он большой охотник. или вообще сделать какой-нибудь подарок, вроде разноцветных лоскутьев, старинной копейки с изображением Егорья на коне, или просто горбушки хлеба, отрезанной от непочатого каравая. Однако, иногда бывает и так, что, любя хороших хозяев, он, между тем, мучает скотину, а кого любит — на того наваливается во сне и наяву, не разбирая ни дня, ни ночи, но предпочитая, однако, сумерки.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Как „набольший" в доме, домовой капризен, даже привередлив, и не мирится с тем, что идет против его воли, вкусов и привычек. Так, он не выносит присутствия в доме зеркал, масок, скоморошных сборищ; не любит, когда у порога лежит какой-нибудь предмет а тем более — живое существо, что мешает его переходам из хаты в сени, и обратно. Тогда он начинает проказничать и тем предостерегает жильцов от своего дальнейшего гнева: ночью сваливает всю посуду в лохань, перемещает стряпные и утварные предметы, поставив, например, кочергу и ухваты в кут, скамьи и табуреты — в порожний угол, или все это сваливает грудою под лавку, под нары, в подпечье, причем оставляет нетронутыми иконы, хлеб и соль на столе. Нечто подобное делает домовик и во время своих подшучиваний и заигрываний с жильцами, выражая тем свое расположение: толкает, даже щиплет спящих, отчего у них бывает немало синяков, которые, однако, не болят. Особенно часто он подшучивает над супругами и любуется временными их распрями, ради чего незримо подбавляет в их пищу и питье „раздорное зелье". Домовой любит рядиться в одежду хозяина, которую, однако, спешно кладет на место, коль скоро она понадобится.

"Нечистики"


Домовой не всегда добр. В перемене же отношений его к людям виноваты бывают обычно последние. Обидеть его можно божбой, бранными словами, произносимыми за едой и т.п. Обиженный домовой или вымещает свою злобу на скотине или чаще, по своему миролюбивому характеру, просто уходит из дому, на беду семье: обитатели дома по его уходе болеют, умирают, на здоровых людей находит уныние, скотина худеет и мрет. Кажется, единственная неприятность, которую он причиняет людям без видимой причины, это то, что он наваливается на них во время сна и душит, причем принимает вид кошки или лохматого старика.

Так как обида, причиненная домовому, не влечет за собой ничего хорошего, то его стараются всячески ублажать и в случае ссоры — восстановить с ним добрые отношения тем или иным способом. В Медынском у. Калужской губ. в чистый четверг втыкают на дворе можжевельник, под верею льют святую воду, курят ладаном, — все это домовой очень любит. В Мещовском уезде той же губернии перед масленицей в заговенье ему выносят остатки скоромной пищи. В Рыльском у. Курской губ. после ужина в хороших семьях на столе всегда оставляется на ночь харч для домового.

Рассерженного домового умилостивляют обыкновенно тем, что отправляются во двор с хлебом-солью. В Ельнинском у. Смоленской губ. это называется «относить относы», причем там названный обряд совершается следующим образом: берут кусок хлеба, посыпанный солью и завернутый в чистую белую тряпку, прошитую красной ниткой, выходят в сени или на улицу (на перекресток) и, положив на что-нибудь хлеб-соль в тряпке, кладут четыре земных поклона на все стороны, читают «Отче наш», а также заклинания, призывающие «хозяина» возвратиться в дом и переложить гнев на милость. Кроме «Отче наш» читаются еще молитвы к Божьей Матери, Миколе, Прасковее Пятнице, а также к семи сестрицам, к бел-горюч-камню; текстов этих молитв и заклинаний собирательнице не удалось записать.


"Материалы по народным верованиям великоруссов"


Заботы и любовь свою к семьям иной «доможил» простирает до такой степени, что мешает тайным грехам супругов и, если не поспеет вовремя. наказывает виноватого тем, что наваливается на него и каждую ночь душит. При этом, так как всей нечистой силе воспрещено самим Богом прикасаться к душе человеческой, то, имея власть над одним телом, домовые не упускают случая пускать в ход шлепки до боли и щипки до синяков. Не успеет виновная, улегшись спать, хорошенько забыться, как почувствует в ногах тяжесть, и пойдет эта тяжесть подниматься к горлу, а там и начнет мять так сильно, что затрещат кости и станет захватывать дыхание. В таких случаях есть только одно спасение: молитва, да и то надо изловчиться, суметь собраться с духом и успеть проговорить вслух ту самую, которую не любят все нечистые: «Да воскреснет Бог».

"Нечистая, неведомая и крестная сила"


Являясь духом не злым, домовой — большой шутник и любит попугать девушек, особенно занятых гаданьем. Кроме того, он является даже сластолюбцем и не стесняется пользоваться чужими женами, на что, впрочем, последние не особенно жалуются. Эта черта является мне непонятной.

"Материалы по народным верованиям великоруссов"

Что ж тут непонятного — ничто человеческое, как говорится... Кстати, заметим, что в... так скажем, адюльтерных ситуациях домовой принимает облик отнюдь не маленького старичка, а вполне крупного дядьки.



На ночь от домового всякую посуду с питьем, с пищей и даже одежду надо закрывать. Иначе они могут в нее напакостить, и человек, хотя и не видит и не сознает этого, а может сильно заболеть и даже умереть, если потом напьется из нее, или съест, или будет носить такую одежду. Умные люди на ночь все закрывают и закрещивают.

"Верования крестьян Тульской губернии"


Домовой „от чертей отстал — и к людям не пристал" (или наоборот: от людей отстал — и к чертям не пристал): он живет по старине незапамятной, мыслит и смотрит на все так, как это было в момент превращения; то же наследуют и его сыновья. Посему домовой не уживается с новшествами, а ютится и благодетельствует там, где живут проще, по старине.

Сколько времени живут домовые — никому не известно, хотя всякий знает, что единственная гибель их — от громовых ударов, возможна тогда, когда сам он, во всех случаях весьма осторожный, почему-либо сплошал. Как и все нечистики, пораженный домовой обращается в прах, причем даже дети не собираются оплакивать отца.


"Нечистики"

Завершать рассказ о домовых на столь грустной ноте было бы как-то неправильно. Поэтому в заключение предлагаю посмотреть еще несколько забавных картинок про домовых.





Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/russkaya-demonografiya/409/chastb-1-domovye/6539/
Услуги диагностики и обрядовой магии | Кабинет Raven | raven@mooncatmagic.com


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?