Замена (обмен) души и Жертвование душ божествам или духам с целью избавления от болезней и смерти.
Кровавые жертвоприношения, замена души – все это конечно звучит довольно зловеще, выглядит порой не самым привлекательным образом, но, как и любые другие воззрения, любые другие шаманские техники имеют право на существование и от осуждения и порицания их не становятся менее действенными. Каким бы ни было наследие предков, оно заслуживает уважения и пристального изучения.
Пока существуют шаманы, как хранители культурного наследия, пока они хранят свои знания, мы можем наблюдать устойчивость взглядов целого этноса, культуру и обычаи которого поддерживают шаманские обряды.
Верования, влияющие на формирование обрядовой практики
Верования, существующие на определенной родо-племенной территории играют важную роль в формировании религиозно-обрядовой практики, поскольку именно из легенд и воззрений народа о том, как устроен мир, где обитают души, каким образом происходит кругооборот душ людей формируются шаманские представления о том, какие именно действия следует совершать, что бы избавить человека от смерти и произвести замену души или жертвоприношение духам таким образом, чтобы получить нужный результат от совершаемых действий.
На большинстве территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока России, люди верили в существовании души у человека, о том что она имеет свои составные части. Что вся огромная Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Срединного и Нижнего, каждый из которых населен своими божествами и духами.
Люди верили в то, что человеческая душа подвижна, что она может перемещаться, самостоятельно и с помощью шаманов. Что возможны путешествия между мирами и путем принесения жертв, можно духов задобрить и уговорить совершить то или иное действие.
В данной статье я предлагаю обратиться к обрядовой практике, применяемой в те моменты, когда человек смертельно болен или ему угрожает опасность, в результате которой он рискует лишиться жизни.
Шаманские практики различных народов знают самые разнообразные способы, каким образом душу можно отвоевать, украсть, выкупить у духов и божеств. Но в подобных случаях, когда не наблюдается вмешательство зловредное (говоря простым языком – чужеродного колдовства), и душу человека не нужно отбивать у другого шамана (колдуна) или вести переговоры с духами, укравшими душу, искать душу потерявшуюся, а просто ясно, что судьба человека предрешена. Что ему при рождении был отмерян именно такой срок для пребывания в Срединном мире. Возможно он был длиннее, но человек совершил тяжкий грех и должен искупать его лишь ценой собственной жизни. Бывают такие ситуации, что именно этого члена семьи духи избрали в качестве жертвы. Или, например, человеку колдовством нанесен такой вред (всем его тонким оболочкам и физическому телу), что никакие обычные манипуляции нетрадиционной медицины, никакие самые современные достижения официальной медицины не помогают, а обычные практики (шаманские или колдовские) для продления его жизни бесполезны.
И тогда шаманы применяют жертвование души человека или животного и замену (обмен) души.
Со времен далеких веков эти методы считаются одними из самых действенных, но и самых опасных. Рассмотрим их подробнее
Замена (обмен) души
Замена (или обмен) души чаще всего практиковалась (и практикуется) в той местности, где особенно сильны представления о том, что количество душ живущих, находящихся в мире мертвых и идущих на воплощение примерно одно и то же. Просто в данный момент времени, душе пришло время покинуть этот мир и встроиться в систему другого мира. Соответственно, на место этой души приходит душа (как правило предка, но не всегда), подлежащая новому воплощению (то есть в данном случае мы видим прямое влияние мифа и верований на формирование структуры обряда).
По сути своей, Замена – это один из видов жертвования. Однако, имеющая свои особенности, а потому мне захотелось выделить ее отдельно.
Что же мы наблюдаем в данном случае?
Для примера я хочу привести обряд, который практиковался на Алтае и называется он – Толынты. В переводе «толынты» означает обмен, размен.
Наименование обряда говорит само за себя. После проведения обряда в загробный мир уходит не душа больного человека, а душа «заместительного» животного или человека. При этом замена на душу жертвенного животного считается менее действенной, так как не является равноценной, и соответственно, не всегда удается получить желаемый результат.
У любого человека может возникнуть вопрос, а в чем вообще смысл подобного действия? Зачем совершать столько телодвижений, зачем (как посчитают некоторые) брать грех на душу, напрягать шамана, силы за ним стоящие, вмешиваться в устройство мира, ведь нарушается порядок движения душ, изменяется судьба не одного человека, а нескольких и то, что подобный обряд заденет весь род, риски очень велики. Тем боле для замены самым подходящим был ближайший кровный родственник.
А все просто. Мы ведь понимаем, что обряд пришел из глубины веков, а мышление наших предков было гораздо проще и практичнее. Пришел, к примеру, мор в семью, косит всех подряд без разбора. И если есть угроза потери члена семьи, который кормит, который уже способен помогать по хозяйству, матери, которая еще нарожает детей, жертвовали обычно самым слабым ребенком, тем который менее пригоден для хозяйства.
Однако, были ситуации, когда духи указывали на то, что в замену примут только определенного взрослого или ребенка, и тогда уже приходилось решать, пустить ли в жертву его или отказаться от проведения обряда вообще.
Жертвование души животного
В принципе, любое ритуальное убийство, связанное с посвящением души убитого живого существа духам или богам, будет жертвоприношением.
Теме жертвоприношений посвящено множество исследований, в большом количестве литературы описано, что применялось оно в самых разных областях, для самых разнообразных целей и адресат (то есть тот, кому оно посвящалось) мог быть самый различный.
В акте жертвоприношения важен момент отделения души. Именно этот момент и является его сутью.
Обычное кормление духов, конечно же, тоже является жертвой, даром духам, способом умилостливить их. Существует великое множество бескровных жертв и способов их принесения. Но даже если вы используете при кормлении духов вареное мясо животного, или может быть кровь и сырое мясо (принесенное с собой на обряд), вы не получаете такого эффекта, какой дает ритуальное отделение души жертвы.
Это не идет ни в какое сравнение с энергией, выделяемой из тела жертвы в момент ритуального убийства. Тем более для обряда животное специально покупается, либо выращивается, оно соответствует определенным параметрам (вид животного, его масть, возраст и т.д.), подготавливается пространство для обряда, призывается соответствующий дух, которому делается жертва.
И этот дух поглощает энергию (равно душу) принесенного в жертву животного, уплотняясь при этом, наполняясь силой и получая большие возможности для своего существования и своей деятельности.
Несколько примеров из литературы.
«Ритуальное убийство оленя сопровождалось обращениями участников обряда к духам. Собака являлась вторым по значению жертвенным животным после оленя. При тяжелом заболевании, когда другие меры не помогали, на улице, напротив изголовья, лежащего в доме больного, душили собаку. По магическим верованиям, ее душа отправлялась взамен души больного хозяина. Удавкой в данном случае служила подвязка от кисов (обуви) больного, которую после совершения ритуала вешали на шест над его головой».
«Практика замещения человека животным в древних тотемических обрядах жертвоприношения на севере Западной Сибири известна и по археологическим находкам. Обычай принесения в жертву собаки является более древним, чем принесение в жертву оленя».
Из личной практики
В качестве примера я хочу привести случай, когда жертва принята не была.
Один из моих обрядов был связан с принесением жертвы духам нижнего мира, с целью умилостливить их и не забирать душу больного подростка.
История больного мальчика была непростой, отягченной негативной кармой рода и в частности его отца. Подросток тяжело болел, при этом с глубокого детства, сам обладал духовным видением, и когда я приехала его смотреть, он сразу вспомнил меня, вспомнил, что видел меня с самого раннего возраста, безошибочно описал место и сопровождающих духов.
Ситуация была очень тяжелая, а самое главное очень и очень запущенная, и окончание ее изначально не сулило особых надежд. Но я решила взяться, хотя бы только потому, что человек, который когда-то учил меня говорил, что шаман борется до последнего, до самого последнего вздоха человека. Нет ничего страшнее, но при этом и приятнее, чем схватка со Смертью.
В качестве жертвы духами было избрано животное (определенной масти и возраста), который был найден и выкуплен у его хозяев, и был совершен обряд жервоприношения.
Обряд шел очень тяжело, растянулся на долгие часы, было много сил пытающихся противодействовать ему. Но он все-таки шел, несмотря на все препятствия, пусть и с тяжелыми пробуксовками. Кульминация наступила в конце обряда, когда стало понятно- духи жертву не приняли. После обряда было ясно, что течение жизни подростка идет уже не на годы, а на дни и часы. Так и оказалось по итогу.
Родители ребенка испытали огромное разочарование. Пока шло наше с ними общение, еще до проведения обряда, стало ясно, что они совершенно устали от борьбы, они утратили веру, их внутренние метания были настолько сильны, что влияли негативно и на их больного ребенка. В какой-то момент, они хотели демонстрации чуда больше, чем выздоровление мальчика. Они настолько себя энергетически исчерпали, что ждали взрыва эмоций для притока дополнительных сил и поддержки себе.
Это все совершенно нормально для людей в их положении. Но как вы считаете, приятно богами и духам слышать следующее: «Я поверю в их существование и их силу, только если они мне что-то докажут? Пусть они сначала сделают, а потом я уже буду думать, верить мне или нет» Я так думаю не только духи, но и люди не захотели бы работать под условием, работать, по сути, фокусниками. Факирами.
Я не исключаю, что эту семью подвергли подобным испытаниям не зря. В последующем общении стало понятно, что родители продолжают искать веру в потустороннее, как опору. Но ведь, как известно, по вере дается. Сразу, изначально. Безо всяких условий и условностей.
Они продолжают искать того, кто покажет им фокусы, а не поможет в духовных исканиях. Они продолжают предпочитать иллюзии. И это тоже их право. Человек может проснуться только сам, никто не сделает это вместо него.
Шаману всегда нужно стремиться сделать максимальное из возможного, но кроме этого, нужно знать о существовании определенных законов и правил. И понимать, что жертву могут и не принять. Не потому что ты слаб или не заслужил. А потому как у природы свои законы и свои правила, и если тебе позволили поучаствововать, дали добро на обряд, значит, тебе для чего-то это путешествие пройти нужно, иначе бы тебя туда просто не пустили.
Не нужно забывать и о том, что даже вытянув самый тяжелый обряд, можно не получить желаемого результата, потому что силы так решили. Я сейчас не говорю о схватке шаманов, где все решает сила, стоящая за спинами мастеров. Я говорю о ситуации, когда ты принес дары с целью умилостливить духов, но они не приняли жертву или решили, что оставят все как есть, что в текущий порядок не нужно вносить изменения.
Что же делать в подобной ситуации?
Понять и принять. Пережить ее. Узнать у духов причину произошедшего, поблагодарить за возможности, и жить дальше. С новым, пусть и самым тяжелым опытом. Смирение перед силами, перед их знанием того, как «нужно», а не как «хочется» — это ведь тоже очень важный опыт. А для кого-то это будет опыт главный, который принесет понимание того, что проявив гибкость, понимание и принятие, ты не сломаешься. Ты станешь сильнее.
В моей практике, так уж сложилось, нет четко сформированного списка (да я думаю, что так происходит у многих шаманов) какие именно животные приносятся в жертву. Нет определения — только это и больше никакое. Бывает, что едешь в местность, где барана ты не сыщешь днем с огнем, и тогда духи выбирают в жертву другое животное из числа тех, которых обычно они просят. То есть духи сами назначают момент того, какому духу, когда и какую жертву принести.
Не буду рассматривать в этой статье тему о жертвах людских. Не нужно думать, что на сегодняшний день от них полностью отказались. Ну, конечно же, на сегодня это не реки крови, расчлененка и вырванные сердца. Просто по сути своей, каждое убийство колдовским способом – это жертва. Жертва продуманная, определенная духами и имеющая конкретного адресата.
Приведу в качестве примера человеческой жертвы, отрывок из алгышей шаманки, посвященные взаимосъеданию враждебных шаманок (взято из книги М.Б. Кенин-Лопсана «Алгыши тувинских шаманов»):
Твоя ступня черной станет от моих мощных ударов,
Твоя стоянка пустой станет после битвы со мною,
Твоя тропа без следов останется после боя со мною,
Знай, шаманка «пожирающая», от меня не жди милости.
Я та шаманка, кто стала матерью девяти мальчиков,
Когда надо свою жизнь спасти, отдам в жертву сыновей,
Я та шаманка, кто стала матерью шести девушек,
Когда надо свою жизнь спасти, отдам в жертву дочерей.
Я та шаманка, кто умеет вызвать бедствие,
У меня характер прямой, грубый и суровый,
Когда кипит гнев, я становлюсь карающей,
И вот я веду камланье со смертельным заклинанием.
записано от от Балгана Кужугета Ленчаевича 1913г.р., с Кара- Холь Бай-Тайгинского района 1 июня 1974г.
Здесь нас интересует исключительно четверостишие о том, что шаманка в случае смертельной для нее опасности отдаст в жертву дочерей и сыновей.
Все написанное в этой статье, все примеры, взятые из этнографических исследований, из собственной практики, говорят о том, что черный шаманизм жив. Сохранены традиции, особенности его использования, естественно все эти обряды передаются от учителя к ученику (чаще всего преемственность внутри семьи), точно также как и сила и духи передаются из поколения в поколение. Конечно же, со временем, все претерпевает изменения, но сама суть, законы существования остаются неизменными.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/zamena-dushi-dlya-izbavleniya-ot-bolezney/4123/