Выворачивание одежды — ритуальное действие, частный случай ритуального переворачивания предметов (см. Переворачивать). Применяется в целях защиты от нечистой силы, болезней, града, выхода из трудного положения и т. п.
Защита от нечистой силы
Выворачивание одежды как способ обороны от вампира применялось сербами в Хомолье. Для этого следовало, выходя ночью, выворачивать шапку, кафтан или иную одежду, т. к. "вампир на вывернутое не идет" (вампира отваживали также переворачиванием посуды). В Лесковацкой Мораве считали, что никакое колдовство не может повредитъ человеку, если он наденет рубаху наизнанку.
Одежду выворачивали, чтобы отогнать нежелательного попутчика (витеб.) Если за путником неотвязно шли собака, лошадь, овца, следовало снять платье или шапку, вывернуть их, отмахнуться ими от провожатого и затем, надев их в вывернутом виде, продолжать путь. У русских на Пинеге считалось, что, "если заблудиться, одежду вывороти — и найдешь" или "заблудиться в лесу, поворотать надо стельки, чтоб выйти". Таким образом противодействовали нечистой силе, "перекинувшейся" животным или водящей по лесу.
Лечебная магия
Выворачивание одежды как средство лечения детей от болезней ("уроков") было известно у белорусов на Витебщине. Если у ребенка "твердел" живот или, наоборот, случалось расстройство, на него надевали вывороченную рубашечку — "кошульку", вывороченную шапочку и в таком виде трижды переносили задом наперед через дорогу. От ночниц на ребенка надевали вывороченную рубашечку рукавами на ноги, днем завешивали окна, а ночью усиленно освещали помещение, где спал ребенок, чтобы обратить день в ночь и ночь в день.
Выворачивание одежды как знак траура
Выворачивание одежды как знак траура было известно у сербов (ю.вост. и ю.зап. Сербия, Босния) и у русских (Олонецкий кр.). В Боснии мужчины носили наизнанку куртку и кафтан, а женщины — безрукавку; в Лесковацкой Мораве женщины носили вывороченную одежду, а мужчины — только вывороченную шапку. В Петрозаводском у. русские после смерти чахоточного (туберкулез) запирали в доме плотно двери и окна, выворачивали одежду наизнанку и опрокидывали горшки вверх дном, "чтобы смерть не могла спрятаться или покинуть помещение".
Семейная обрядность
У вост. славян выворачивание одежды известно во всех семейных обрядах. Так, на Рязанщине и Черниговщине младенца перед крещением клали на разостланную, вывернутую наизнанку шубу, осыпали его хмелем и оставляли рядом с ним хлеб с солью. Белорусы Витебщины и украинцы в Воронежской губ., встречая молодых в доме невесты, застилали порог вывороченной шубой, через которую следовало перейти новобрачным. Сажание молодых на вывернутую волосом вверх меховую шубу должно было, по представлению славян, предвещать богатство, богатое житье. В некоторых украинских свадебных обрядах после венчания в доме молодого свекровь в вывороченной шубе встречала с хлебом-солью новобрачных, и так же их встречала в своем доме теща. При этом говорилось: "Вийшла мати в кожусі, / Як цей кожух мохнатий, / Так буде зять богатий" (Чуб.ТЭСЭ 4:300). На Полтавщине покойника могли положить и на вывороченный волосом вверх кожух, который оставляли лежать девять дней после смерти покойника; затем его клали и на сороковины (40 дней), "чтобы душа на нем отдыхала".
Другая обрядность
Переворачивание портянок (ср. с переворачиванием стелек) совершалось и для нейтрализации мифологически опасной ситуации. У белорусов Могилевской губ., когда на двух соседних полях крестьяне сеяли одновременно (см. Два), один из сеятелей перематывал портянку нижней частью кверху (см. Верх — низ), чтобы его сосед не переманил весь урожай на свое поле.
Болгары выворачивание одежды воспринимали как стимул к обратному движению и его символ: нельзя вывешивать вывороченную детскую одежду, потому что от этого у ребенка "все пойдет назад". Вывороченной одеждой отгоняли градовую тучу в зап. Сербии, чтобы туча вернулась назад ("да се облак врати") и не побила градом поля.
Вывороченный кожух у славян был атрибутом многих обрядов с ряжением: святочных, масленичных и др. Он должен был создать облик нечистой силы и в то же время являлся защитой от нее, т. к. "свой своих" не должны были трогать (см. Ряженые, Шуликуны).
Согласно легенде, медведь произошел из человека, надевшего вывороченную одежду, чтобы испугать Христа. Христос в наказание велел этому человеку всегда носить вывороченный тулуп, и тулуп прирос к телу (пинск.).
Н. И. Толстой
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/vyvorachivanie-odezhdy/2170/