Новости: 🖤 Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман 🖤

  • 03 Декабря 2024, 20:10:29


Автор Тема: Втыкание  (Прочитано 469 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Втыкание
« : 27 Февраля 2020, 07:13:04 »
Втыкать — ритуальное действие преимущественно апотропейного и профилактического характера в календарных обрядах и некоторых окказиональных ситуациях. Как правило, символический объект этого действия — некое зло (град, непогода, болезнь, нечистая сила, ходячий покойник), которое должно быть остановлено, пригвождено к какому-либо месту или погребено там; иногда с помощью втыкания в землю определенный участок культурного пространства ограждают от проникновения злых сил (см. Огораживать). Апотропейное значение самого действия усиливается за счет магических свойств втыкаемых предметов: это острые, колющие предметы, ветки, а также предметы, имеющие высокий сакральный статус (креста, освященные растения и др.).

Чаще всего втыкание в землю совершается в обрядах весенне-летнего периода у зап., юж. и — реже — вост. славян, таких как обходы полей, украшение зеленью, защита от града и непогоды, от нечистой силы и т. д.

У юж. и отчасти зап. славян втыкание — прежде всего способ защиты полей и виноградников от града и непогоды. В Юрьев день или на Вознесение ореховые или другие ветки (а также креста, сделанные из этих деревьев) втыкают в поля и виноградники (иногда по углам участка) и оставляют там до жатвы. Считается, что они не только защитят посевы от града, но и обеспечат высокий урожай, ср. символику лесного ореха как апотропея и плодового дерева одновременно (см. Орешник). Ореховые и буковые ветки и кресты в Юрьев день и на Вознесение втыкают также в дома, хозяйственные постройки, источники и другие объекты культурного пространства. С целью защити от града у юж. славян принято втыкать в землю головешки от бадняка и креста, из них изготовленные (см. Головня), а также косы, топоры, ножи, вертелы и др. (см. Град). У вост. славян в этих целях изредка использовалась освященная в Вербное воскресенье верба, ср. гроднен. "Святи вербич зборониць моє поле от града".

Однако чаще зап. и вост. славяне использовали ритуал втыкания для защиты культурного пространства от нечистой силы в Вальпургиеву и купальскую ночи, считавшиеся временем, когда нечистая сила была особенно опасна. В эти ночи оберегали скот: русские втыкали освященную вербу на пастбищах, на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе, чтобы ведьмы не "отобрали" у коров молоко; ветки втыкали в навозные кучи, в углы хлева и на его пороге (пол., словац., чеш.). В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали не только скот, но также и посевы, "каб ведзьми не адняли спор". Для защиты от нечистой силы принято также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери и т. п. У вост. славян при входе в дом ведьмы и т. п. снизу в стол втыкали нож, чтобы помешать ей выйти из дома; у юж. славян нож или ветки боярышника, воткнутые в дверь, оберегали от вампира или моры (см. Змора). В купальскую и Вальпургиеву ночи вост. и зап. славяне в окна и двери домов и хлевов втыкали снаружи косы, вилы, ножи, а также ветки определенных деревьев, защищая "свое" пространство от проникновения нечистой силы (см. Предметы-обереги, Веник). Заговоренный нож, воткнутый в землю, ограждал человека или скотину от нападения волков (бел.); если же скотина, заблудившись, оставалась на ночь в лесу, хозяин втыкал нож а порог или стену дома, считая, что этим убережет ее от волков (бел.); если же воткнуть в стену дома колышки из дерева, срубленного в Страстную пятницу, волки оставят в покое эту деревню (бел.). Польские и белорусские крестьяне, чтобы оградить себя от вихря и утихомирить его, втыкали нож в землю или в рукоять плуга.

Для защиты полей и огородов от полевых вредителей и насекомых в землю втыкали освященные ветки, кости пасхального поросенка, а также головешки от бадняка или из обрядового костра. Эти же функции могло выполнять и закапывание в землю (см. Закапывать) аналогичных предметов, остатков освященной пищи и т. п. Ср. ритуальные функции пугала.

В разных славянских традициях ветки и прутья втыкали также в посевы льна и конопли, чтобы они уродились высокими. У чехов, напр., на Новый год дети обходили дома со специальными прутиками, украшенными лентами и фруктами; хозяин выкупал этот прутик у детей, а летом втыкал его в лен, чтобы он вырос таким же высоким.

В Полесье, а также в некоторых других восточнославянских регионах до Благовещения запрещалось "трогать" землю: копать, рыть, а в особенности "городить" заборы, т. е. втыкать в нее палки и колья, ср. "До Благовешчання даже и палочки у земле не утыкне, бо земля спыть" (брест.). Нарушение запрета грозило бездождием ("загородить хмару"), поэтому летом во время засухи заборы, построенные до Благовещения, принято было вырывать из земли, ср. обычай вырывать при засухе крест на старой могиле или могиле залежного покойника (см. Дождь). У сербов роженице не позволялось ничего втыкать в землю в течение 40 дней после родов.

Втыкание, вбивание кола в гроб, могилу (иногда и в труп) представляет собой распространенный у славян способ помешать умершему превратиться в ходячего покойника или стать вампиром. Как правило, колья вбивают в могилы заложных покойников, так же поступают и в тех случаях, когда умерший беспокоит домашних своими посещениями. У восточных славян в этих целях используют осиновые колья, у западных — дубовые и осиновые, у южных — обычно колья из боярышника и терна.

Забивание осиновым колом ходячего покойника напоминает широко распространенные у славян методы народной медицины и ветеринарии, при которых аналогичному воздействию подвергается болезнь. При детской эпилепсии, лихорадке и некоторых других болезнях в дверном косяке или дереве проделывают дыру, в которую вкладывают ногти и волосы, состриженные у больного, его мерку (см. Мерять), кусочек одежды, или же больнй просто плюет (дует) в это отверстие, после чего помещенную в отверстие "болезнь" затыкают специальным колышком. У вост. и зап. славян при кровавом поносе у скота осиновый колышек втыкают в то место, где помочилась корова, и т. д.

Втыкание в землю широко практикуется и в других магических процедурах. Украинский знахарь втыкал осиновые веточки вокруг завитки (см. Залом), а иногда тут же и сжигал ее. Если в деже не удавался хлеб, в ее дно нужно было воткнуть нож (полес.). У сербов забивание в землю ножа или топора было заключительным эпизодом некоторых магических форм лечения. При болях в спине и ревматизме до больного несколько раз дотрагивались ножом или топором, после чего втыкали их в землю, как бы загоняя туда болезнь (ср. аналогичный способ защиты от града) Втыкание в землю пяти (иногда трех) осиновых колышков, через которые перекувыркивался колдун, было известным у славян способом превращения в волколака; считалось также, что если кто-либо вытащит из земли один из колышков, колдун не сможет вновь обрести человеческий облик. Превратить волколака снова в человека можно, воткнув нож в хлебное тесто, еще не вынутое из дежи (укр.). Сербская девушка, желая приворожить парня, втыкала вечером нож в землю, говоря при этом: (Я втыкаю этот нож не в землю, а в его сердце], — и держала там нож до утра. В славянских любовных гаданиях девушки втыкали в землю растения и цветы и по тому, в какую сторону они склонились, завяли или остались свежими, загадывали о своей судьбе. Втыкание применялось и во вредоносной магии: колдун, чтобы "отнять" молоко у коровы, втыкал нож в дерево (бел., укр.карпат.), а чтобы поссорить семью, втыкал спицу, которой плели лапти, в угол дома (гомел.). Если в след вора, обокравшего дом, воткнуть нож, которым резали рождественский хлеб, тогда вор придет просить, чтобы его отпустили (хорв.). В погребальном обряде X—XII вв. у вост. славян железные орудия и оружие втыкали в кострище и дно могилы.

Т. А. Агапкина, Е. Е. Левкиевская


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/vtykanie/2169/


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?