Навью принято называть всё то, что находится за гранью нашей реальности, в том числе, место обитания духов болезней, неосязаемых существ, которые вооружёнными ходят по городам и сёлам, сея болезни и смерть. Порой они скачут на невидимых конях, которые быстры как ветер и у которых заметными могут быть лишь копыта.
Иногда Навьи есть собирательный образ нечистой силы или мертвецов, что нападают на людей. В "Повести временных лет" эпидемия в Полоцке описывается не иначе, как "Навьи бьют полочан...". Царство Мёртвых именовалось Кощным Чертогом, Кощным Царством, Пеклом или Адом. Есть два уровня подземного мира: первый ярус - там, где предки, второй - где всё нечистое. Правят в этом царстве боги и богини потусторонние:
Чернобог (Велес) - всякое зло находится в его власти. Аналог Сатурна. Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. В качестве Велеса (Welis (лит.) - покойник) ему приписывалось покровительство душам мёртвых животных, домашнему скоту, богатству, драгоценностям и подземным кладам. Eго образ трансформируется в богатого злодея похищающего женщин, что сближает егo с Кощеем Бессмертным.
Злебог (Кровник, Злодий, Худич), который ожидает в Пекле нехороших людей после смерти и отождествляет с собой вечные мучения.
Морена (Марена или Морана) воплощает смерть, что и прослеживается в однокоренных словах "мор" (смерть) или "морок" (мрак, ночь). Под общем именем "мары" предстают множества злокозненных духов, порождённых ночью. Морена выступает ещё в одном своём смертоносном обличии - в виде Зимы (Зима - супруга Мороза). Древнерусская форма слова "мороз" - "мразъ". Моровой девой называют всякую повальную болезнь, как и Моровую язву, которая костлявую рукою веет на все четыре стороны огненным платком и всё кругом вымирает. Маровитом, человека испачканного кровью с львиной головой и мордой быка на груди, называют злое божество, которое побоями и толчками сопровождает грешников в Ад.
Марцана - богиня смерти всех живых существ, кроме человека; её жертвы доставляют людям богатые плоды охоты, рыбалки и звероловства. Марена, Марана, Морена, Маржана, Маржена - воплощение смерти (мора) и зимы.
К подземным жителям относится Жмур, в качества бога тьмы; Кырт (Пекленец или Сатер/Сатурн/) - бог подземного огня; Жупела - мать и царица лихорадок (Жупел от лат. sulpur, позже sulphur - "сера"; в стар. слав. понимании - горящая сера); Гастон - существо подземного царства человечьего вида, но с волчьей головой и чешуйчатым телом (у русских он же - Псоглавец - похититель и пожиратель людей); Смерть - нечистая злая сила близкая понятиям мрака (ночи) и холода (зимы), то пожирает человеческий род своими многоядными зубами, то похищает души, схватывая их в расставленную сеть, то поражает людей стрелами или другим убийственным оружием; Касьян (Ный / Вий) - бессмертный старик, сторожащий адские ворота и грозный судья, чьего взгляда боятся живые, и мертвые - Hий (зап.-слав) или Вий (вост.-слав.) - бог навьего подземного мира и посмертный судья, соотносится с Плутоном: Плутона прозывали Hыя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест." "Плутона же, бога пекельного, которого звали Hыя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды. Лад (Ладо, Лядо, Ладон) - бог войны, бог веселья, бог брака, бог пекельный.
Баба Яга - персонификация смерти, хозяйка мира тьмы и мёртвых. Её сопровождает темнота под покровом леса, иногда слепота и костяная нога. Все дефекты тела указывают на признак смертоносности или вредоносности. У неё три сестры - Ягишны, а сыновья (или братья): - Змеи, о - шести, -девяти или - двенадцати голов. Иногда говорят о её сыне, которого кличут Олешка - коротенькая ножка, или упоминают её трёх сыновей: Сини, Вези и Пузи, которые подобны чертям. Дом Бабы Яги или избушка на курьих ножках, как и жилище богини смерти у германцев, стоит в лесу, вдали от людей. "...В дремучем лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо - повёртывается". Символика дремучего леса, который всегда ассоциировался с иным миром, подчёркивает навью сущность Яги. "... забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо верей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами". Её почитали как привратницу между миром живых и мёртвых, избушка - врата в мёртвое царство. Как всякое божество, она то злая, то добрая, но, как и от всякой непонятной силы, от неё исходит много мудрости.
Иная сущность или злой дух, насылаемый колдунами, звался Заразой или Язвой. Он приносил неизлечимые болезни. Иначе его называли поветрием, стрелами, икотой. Само название образовано от слова "разить" и указывало на раны, которое наносило острое оружие зловредных сил.
Поветрие наносится злым ветром. Оно разъезжает в летучей колеснице запряженной привидениями-страшилами, которых ей одалживает Морена - погибель или сама Смерть. Поветрием в народе также называли и оспу.
Лихо Одноглазое. Великанша, несущая увечье и смерть. Лихо - верзила, который скачет, как сумасшедший: "... С Лихом родственны и Лихорадки, демоны, материю которых является Царица Жупела. Ранее, термин "лихорадка" применялся к множеству болезней и был синонимом самой болезни. Имя происходит от слова "лихо радеть", то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь с злобным намерением, с лихостью; иначе её называли: лиходейка, лихоманка ("манья" - приведение, "манить" - лгать, обманывать), а также и скрытым или запретным именем: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка, в том числе: Белая, Переходная, Причудница, Противна, Расслабеня, Скорбная, Тайная.... Лихорадок существует множество. Некоторые отмечают, что их может быть девять или двенадцать, а домом их является мрачное подземелье Ада. Лихорадки представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, постоянно голодными, порой слепыми и безрукими. Есть у них и крылья, похожие на крылья летучих мышей, но могут выглядеть и обычными женщинами, чаще всего обнажёнными. Различия между злобными сёстрами определялось цветом: белая, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная и т.д. Чёрная лихорадка - вирус Эбола.
По характеру воздействия на человека лихорадки именовались: Тресея (дрожь всех членов), Огнея (жар в теле), Гнетея (давит рёбра, гнтёт утробу, лишает аппетита и вызывает рвоту), Грынуша (давит дгудь и сердце, вызывает храп и харканье), Ломея (ломит кости и спину), Пухнея (способствует выпячиванию и жжению брюха, отёку конечностей и тела, творит чахотку и кашель, гноение и запор, душевные расстройства), Глухея (ухудшает слух, творит боли в голове), Глядея (причиняет бессонницу), Коркуша (корчит человека, сводит ему ноги и руки, лишает аппетита), Жёлтая (желтит)....
Сидят лихорадки до поры до времени в мрачных подземных вертепах на цепях. Срываясь с цепей, они нападают на людей, гонимые Морозом или Зимой, особенно 2 января (16 января по н. с.). Старшая сестра всех лихорадок, по чьему приказу прочие сёстры распространяются по всей земле, является Невея (Мертвящая, Огнеястра, Поясавица). Она вселяется в человека и причиняет ему самые тяжёлые болезни и доводит до смерти, говорит о себе: "Коего человека поймаю старого, тот не может жив быти".
Птица-Юстрица, так называли в народе страшную болезнь - холеру - птица огромная и чёрная, крыло железное, а головы и хвост её змеиные.
Иная напасть, Чума. Она точит свои стрелы и стреляет издали в одиноких странников, а уже потом поражает людей массово, зачищая все деревеньки, сёла и города. Представляется огромной женщиной в белой одежде (саване) с растрёпанными волосами. Чума боится собак, они при её приближении ворчат, воют и с визгом бросаются на незваную гостью. Петухов она лишает голоса и хвоста, а кошек старается изничтожить, её старшая сестра была кошкой и досаждала ей в детстве.
Уже в христианский период считалось, что если есть Древо Жизни, то должно быть и Древо Смерти. И как знать, может быть, по факту деяний первого человека согласно текстам Писания, это Древо - аналог Древа Познания Добра и Зла? Тем ни менее, на Дереве Смерти висят колокола семи смертных грехов, и в эти колокола бьёт сам Сатана. Это единственные колокола, боя которого не пугаются демоны. Каждый из колоколов имеет лик и подписан. Эти грехи вытекают из десяти заповедей и звучат из уст Христа богатому юноше: "не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать" (Мк.10:19)31, а в редакции Св. Фомы (Аквинского) именуются как: superbia (гордыня), avaritia (алчность), luxuria (похоть), invidia (зависть), gula (обжорство), ira (гнев), acedia (уныние).
Баал ( Ваал - букв. "бог, благой, владыка, великий", сын Дагона) был олицетворением солнечного света и творцом всего мира (что связывает его с Зевсом). Во времена христианства и Средневековья он определён как злобный демон, управляющий более чем 66 легионами.Также, Баала сравнивают с Люцифером ("сыном зари"и с Дьяволом) или с Вельзевулом, защитником людей от мух и их повелителем, а затем, у христиан, злым духом и демоном всего нечистого.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/navb/2733/