Собственно-русское изменение первоначального бусор > мусор ( б > м, ср. диал. мерлога вместо берлога). Сущ. бусор в значении "хлам, дрянь, мусор" употребляется в современных диалектах. Бусор - производное с суф. -ор от сущ. бус — "мелочь, сор, хлам". Слово бусы считается заимств. из арабск. яз. Слово бисер — заимств. из ст.-слав. яз. Ст.-слав. бисьръ, в свою очередь — заимствование из тюркск. яз., где оно является переоформлением арабск. busra — "фальшивый жемчуг".
Святыня может стать мусором, мусор — святыней. "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас" (Матф. 7,6). Бусами назывались шарики четок, служащих для отсчитывания прочитанных молитв.
Мусор, сор — в народных представлениях атрибут домашнего пространства, тесно связанный с судьбой домочадцев; символ родовой "доли" и принадлежащего дому общесемейного "блага"; часто используется в продуцирующей магии. Вместе с тем, мусор — воплощение всех видов "нечисти": (домашних насекомых, вредоносных духов, болезней, несчастий, старых вещей), подлещих удалению за пределы жилья. При переезде в новый дом, чтобы не оставить на старом месте своей "доли", хозяева захватывали с собой горсть мусора и бросали его в передний угол нового жилья (з.рус., укр.). У русских перенесение новоселами мусора (либо печной золы, старого веника) могло символизировать акт "переселения своего домового".
Запреты и предписания
Отношение к мусору как сакральному и в то же время вредоносному объекту объясняет разработанную систему правил и предписаний, согласно которым метение и выбрасывание мусора из дома имело строгую временную приуроченность.
В повседневной жизни запрещалось выбрасывать домашний мусор после захода солнца, так как это грозило опасными последствиями: вынесешь свое счастье (пол. мазовец.); отвратишь от дома сватов (укр.); в хате начнутся ссоры (полес.); наступивший во дворе на мусор заболеет, будет страдать болями в ногах или у него появятся язвы (закарпат.); недоброжелатель сможет с помощью мусора, выброшенного после заката, навредить семье и хозяйству и т. п. Недопустимым считалось бросать мусор где попало (его нужно было сбрасывать на "сметник"); высыпать его по направлению к востоку или стоя лицом к солнцу, иначе "засоришь глаза солнцу", заболеешь куриной слепотой, ослепнешь и т. п. (полес.). Нельзя выкидывать мусор из дома через окно — это большой грех (в.полес.).
Особую опасность представлял мусор для беременной женщины. Ей не следовало перешагивать через мусор (болг. пирин.); выметать сор через порог дома (у новорожденного будет частая рвота); выносить мусор в своем фартуке и приближаться к мусорной куче (Босния и Герцеговина).
В случае смерти члена семьи повсеместно запрещалось выносить мусор из помещения, где лежит покойник, чтобы не навредить душе умершего; не вынести из дома "счастье", "долю", "удачу"; не "вымести" кого-либо из жильцов (т. е. чтобы не спровоцировать очередную смерть). Сразу после выноса тела или после погребения мусор выметали и выбрасывали подальше от жилья, чтобы "душа не осталась в доме" (пол., словац.), чтобы умерший нс вернулся обратно (в.слав.), чтобы не умирали люди (о.слав.) и т. п. Мусор относили в глухие места, где не ходят люди и скот, "чтобы не втоптать покойника в землю" (Покутье); бросали мусор в проточную воду (ю.слав.); выносили за границу села или на кладбище (см. также Веник). В некоторых полесских селах не выбрасывали мусор в течение 12-ти дней после смерти домочадца, пока "душа еще остается в хате"; затем собранный сор закапывали во дворе с той стороны дома, где "красный угол" (гомел.). По некоторым пол. и укр. представлениям, души умерших "пребывают в мусоре" или "укрываются в венике".
Об обычае сжигать мусор для обогревания душ умерших предков упоминается в "Слове св. Григория Богослова" (XVI в.): "и сметье у ворот жгуть в Великой четверг, молвящ тако у того огня душе приходяще огреваются".
Запрет выносить домашний мусор действовал также в поминальные дни и в некоторые календарные праздники и периоды года: его сохраняли возле порога, под печной лавкой, в углах избы. В зап. Белоруссии на Новый год не выносили во двор мусор, чтобы вместе с ним "не вышло бы из дома счастье". На Гродненщине в период с Вербного воскресенья до Чистого четверга запрещалось выбрасывать мусор — "чтобы не вынести богатства", его следовало отнести в огород и разбросать по грядкам. Пролежавший в доме в сакральное время мусор наделялся особой продуцирующей силой. Словаки в Рождественский сочельник относили мусор в хлев, "чтобы коровы хорошо доились". У гуцулов было в обычае на Новый год сжигать мусор в своем огороде, при этом хозяйка говорила: "Господи, будь ласкав уродити жита-пшениці, усьикої пашниці". В Македонии выметенный в Игнатов день (20.XII) мусор бросали в ручей, чтобы год прошел легко, "как по воде". В Полесье накопившийся в святочные дни ("колядный") мусор сыпали под садовые деревья для урожая фруктов; у словаков сжигали его в саду с такой же целью — "чтобы было столько плодов, сколько мусора". Ради плодородия и защиты от сорняков на Новый год выносили мусор на поля (укр., бел.). Скопившимся за праздники мусором обсыпали скот, предназначенный к продаже, "чтобы было много покупателей" (в.словац.; з.словац.).
Символическое очищение
Удаление мусора из жилья нередко осмыслялось как символическое очищение, изгнание насекомых-паразитов, грызунов, змей, лягушек, либо служило формой превентивного отгона нечистой силы, болезней, "злыдней" и т. п. Собранный в особые дни (прежде всего в праздники весеннего цикла, для которых характерна очистительная семантика) домашний мусор подбрасывали "на чужое подворье", чтобы блохи перешли к соседям (бел.); относили на печной заслонке на перекресток (рус. смолен.); бросали через дорогу (полес. брест.); выносили за границу села (луж.); сжигали в своем дворе (ю.слав.). У белорусов Виленской губ. в Страстную пятницу мальчик лет восьми, пока все еще спали, раздевался донага, выметал пол и относил сор в "скотный сарай", чтобы в доме не было блох. У сербов в Чистый понедельник рано утром женщины выметали дом; одна из них относила мусор на межу чужого поля; там она окликала по имени хозяйку поля и говорила: "Вот тебе блохи и клопы!", после чего бросала мусор на землю и бежала домой, не оглядываясь.
Жители Моравии сметенный в Великую пятницу мусор бросали в ручей для избавления от блох. Так же поступали в ровенском Полесье: "великочетверговый" мусор бросали "на бегучу воду, шоб нияка погань не была у хаты". В Моравии не подметали и не выносили мусор из дома в день св. Агаты (5.II): куда бы ни выбросили сор в этот день, из него в дальнейшем выведется столько змей, сколько было сора.
По другим объяснениям, мусор выносили в праздничные дни из дома, "чтобы в нем не остался чертенок" (рус. енисейск,); чтобы прогнать "злыдней" (бел., укр.); чтобы отогнать болезни (болг.) и т, п. (см. Изгнание ритуальное).
Лечебная магия
В лечебной магии особое значение придавалось мусору, который выметали из углов дома или из-под порога, т. е. из наиболее сакрализованных мест домашнего пространства, принадлежащих духам-опекунам. Если младенец долго не спал и плакал по ночам, мать собирала сор из всех углов и высыпала его в угол колыбели (пол. краков.). В других вариантах ритуала братья новорожденного выметали мусор из четырех углов и в каждом углу переговаривались: "Чего ищешь? — Чтоб ребенок спал, а волк бы убежал!"; собранный мусор сыпали на ночь под подушку младенцу. Поляки в сходной ситуации тоже "искали по углам мусор", чтобы избавить детей от бессонницы. В Полесье сметали мусор под колыбель и оставляли там на всю ночь. Украинцы Волыни собирали мусор из трех углов дворовой ограды; его заваривали кипятком, процеживали и мыли голову страдающему бессонницей. Словаки Верхнего Грона лечили сглаз и порчу собранным в четырех углах дома мусором, который поджигали и окуривали им больного. Чтобы избавить ребенка от "сухоты", поляки Куявского воев. клали его под порог, выметали на него мусор из углов дома, затем сор сбрасывали во дворе, а младенца передавали обратно в дом через окно. На Рус. Севере изгоняли бессонницу, подметая пол от угла к порогу и выбрасывая мусор через порог дома, По представлениям поляков Краковского воев., страдающий кожными болезнями должен трижды вымести мусор через порог.
Целебной силой наделялся также мусор, взятый из-под порога костела или из-за алтаря: словаки делали отвар из такого мусора и купали в нем ребенка "от сглаза и от бессонницы". Во время крещения новорожденного, "ради хорошего сна", женщины старались собрать мусор за алтарем и клали его в колыбель младенцу (з.словац.).
Мусор, похищенный с чужих дворов, мог использоваться для избавления от порчи и болезней: мальчик лет восьми-девяти бежал сначала на "шуметник" (мусорную кучу) соседнего двора, расположенного справа от его дома; там он захватывал правой рукой горсть чужого мусора и перебегал в соседний двор, расположенный слева; там левой рукой опять хватал мусор; вбегая на свой двор, он двумя руками пытался ухватить еще и мусор со своего "шуметника"; принесенное передавал матери, которая готовила отвар из этого мусора и поила им больного ребенка ( бел.). Чтобы облегчить трудные роды, женщину поили водкой, в которую добавляли мусор, собранный возле печи, порога и из углов собственного дома (пол.). Для избавления от тоски человек должен был бросить мусор через плечо, а затем собрать и выбросить в печь со словами: "Сор в печь, да и тоска с плеч" (рус. архангел., пинеж.).
Гадания
Мусор часто использовался для гаданий. Загадывая о замужестве, девушка сама собирала мусор и выносила его на мусорную кучу; стоя там, прислушивалась к "вещим" звукам. Девушки-словачки относили мусор на перекресток, спрашивая по дороге встречного мужчину, как его зовут, чтобы узнать имя суженого. На рассыпанный во дворе мусор девушка опускалась на колени и смотрела на небо: в какой стороне больше звезд, оттуда ожидались сваты (словац.). Мусор вместе с веником подкладывали на ночь под подушку, чтобы приснился жених (рус. рязан.). В пинском Полесье девушка выносила сор в горшке, во дворе садилась на него и прислушивалась к собачьему лаю, чтобы определить, с какой стороны придет жених. По представлениям жителей Черниговской обл., если во время гаданий высыпать мусор под плодовое дерево, оно непременно засохнет. Когда хотели узнать, жив ли отсутствующий родственник, выметали мусор из углов или из-под порога: если обнаруживали в нем насекомое, верили, что человек жив.
Общественное осуждение
В качестве негативного символа мусор служил для выражения общественного осуждения, высмеивания, наказания. Его высыпали на свадьбе перед матерью "нечестной" невесты (полес. ровен.); саму невесту, оказавшуюся "нечестной", свадебные гости в наказание водили на мусорную кучу (с.рус.). У болгар в подобной ситуации свекровь посылала родителям невесты завернутый в ее свадебный фартук мусор, который был сметен в комнате, где ночевали новобрачные. Горшки с мусором и пеплом бросали во двор дома родителей опозоренной невесты (болг.). В пародийной свадьбе на "сметнике" ряженый "поп" венчал "молодых" (полес.). Если ряженые во время масленичных обходов не находили в доме на столе предназначенного для них угощения, то они в знак осуждения скупых хозяев собирали домашний мусор и высыпали его на середину стола (словен.).
Вредоносная магия
Подобно венику, мусор часто использовался во вредоносной магии. С помощью похищенного с чужого двора мусора ведьмы отбирали молоко у коров: они переносили его из тех хозяйств, где коровы славились удойностью, и подсыпали в хлев к своим коровам (пол.). Подброшенный к дому "чужой" мусор был средством для наведения порчи на домочадцев. Чтобы поссорить супругов или разлучить влюбленных, сор тайком закапывали под порогом дома (полес.). Хозяева следили, чтобы кто-нибудь из недоброжелателей не похитил мусор с их двора; для этого в ночь накануне 1 мая затыкали в мусорную кучу березовые или можжевеловые ветки как оберег от ведьм (з.слав.). Если выметенный на Благовещение мусор подбросить в огород соседям, то это вызовет буйный рост сорняков (полес. брест.).
Апотропейные свойства
Наряду с зтим. "свой" домашний мусор выступал в роли оберега или средства, способного обеспечить удачу. В рождественскую ночь чешские хозяйки оставляли возле порога мусор для защиты дома от ведьм. В Полесье так же защищали молодых на свадьбе: мусор сметали ко входу в дом, чтобы гости, перешагивая порог, не смогли испортить новобрачных. Рыбаку, первый раз в году отправившемуся на ловлю, бросали вслед мусор (либо метлу, кочергу), чтобы никто не сглазил его удачливости (пол.), Если во время тканья часто рвались нитки, кросна окуривали собранным в доме мусором. Вошедший в дом, где происходило снование, должен был быстро схватить мусор из-под порога и бросить его на основу, чтобы защитить работу от сглаза (полес.).
Мусор и нечистая сила
Мусор, по народным поверьям, привлекает к себе нечистую силу. На Рус. Севере полагали, что кикимора сидит за печью в углу, куда обычно сметают домашний мусор. Поляки утверждали, что "чаровницы" якобы умеют делать из мусора червей и других насекомых-вредитслей, которых они напускают на поля и огороды. По представлениям жителей Смоленщины, домовой обитает там, "куда сбрасывают мусор". В сибирских быличках повествуется, как ведьма "из трубы вылетела сорокой и полетела по сорам, мусор где", чтобы, захватив его, можно было навредить чужим коровам. Пытаясь распознать ведьму, испортившую корову, хозяева обливали сор в своем дворе парным молоком в уверенности, что это заставит ведьму немедленно прибежать к этому месту.
Мусорная куча в любом дворе воспринималась как место, на котором любят собираться злые духи, покойники, самодивы, вештицы. В Черногории считалось, что 1 марта происходят "сборища вештиц", поэтому во всех дворах люди жгли мусор, говоря при этом, что в таком костре "сгорает вештица". Чтобы не стать жертвой порчи, избегали приближаться к свалке мусора в неурочное время. Вообще не рекомендовалось ходить по рассыпанному мусору, чтобы не внести его на ногах обратно в дом (словац.).
Вместе с тем, именно на мусорной куче совершались многие ритуалы, направленные на "снятие порчи". Сербы заговаривали там болезни перед заходом солнца. В Полесье ребенка, страдающего бессонницей, специально носили "на сметник"; одна женщина ходила с ребенком на руках по мусорной куче, а другая следом мела старым веником (гомел.). У поляков и украинцев Закарпатья на куче мусора били веником подменыша, чтобы нечистая сила вернула людям похищенного ребенка. Во время масленичных обходов хозяйка танцевала с ряженым "Медведем" на мусорной куче, считая, что если в дальнейшем подсыпать такой мусор в коноплю, то будет хороший урожай (пол.). В вост. Словакии сюда же выливали воду после купания новорожденного, чтобы ребенок рос так же быстро, как куча мусора.
М. М. Валенцова, Л. Н. Виноградова
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/musor/2252/