Кукиш (шиш, фига, дуля) — жест, символизирующий коитус и имеющий обеценную семантику. Согласно правилам этикета, кукиш является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того, кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением. В магической практике кукиш, наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу.
Кукиш входит в число жестов, распространенных у вост, и зап. славян. У юж. славян, за исключенисм словенцев, кукиш почти не известен и осмысляется как заимствование из в.слав, традиции. Южно-славянскими жестами, синонимичными кукиш, являются "кур" — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое кукишу охранительное значений имеют т. н. "рога", или "шипак", — ю.слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.
Кукиш — жест, отвращающий сглаз и порчу, а также нечистую силу. Чтобы защитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш (в.слав.).
В Полесье, чтобы предотвратить порчу ткущегося полотна, хозяйка сквозь кросна показывала кукиш вошедшему в дом постороннему человеку, а когда он выходил из хаты, она показывала кукиш ему вслед; иногда в подобном случае показывали два кукиша через нити (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто не сглазил работу при сбивании масла, следовало плюнуть в маслобойку и показать кукиш. Демонстрация кукиша в охранительных целях часто сопровождалась другими отгонными действиями, например, вслед обладателю "злого" глаза бросали уголь, соль, кусок кирпича от печки и т. п.
В полесской традиции показывание кукиша было средством отгона вихря — при его приближении складывали кукиш правой рукой; впрочем, в некоторых случаях существовал запрет показывать кукиш вихрю, чтобы не разозлить его еще больше. При встрече с волком, чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться, а левой рукой показать ему кукиш (брест.); кукиш показывали и для того, чтобы отогнать собаку (гомел.). Для ограждения себя от возможного зла при встрече на дороге с незнакомыми людьми предписывался более сложный прием (на Рус. Севере его называли свечкой) - следовало, повернувшись задом к встречным людям, наклониться и показать им кукиш между ног (с.рус.). Согласно полесской быличке, кукиш отгоняет даже смерть — женщина не могла умереть, потому что показывала кукиш пришедшей за ней Смерти, но когда разжала руки, сразу умерла.
У вост. и зап. славян кукиш — способ опознания ведьмы и колдуна, а также их обезвреживания. Кукиш или два кукиша показывали всдьме, чтобы она не смогла испортить человека (полес.) или сглазить девушку (с.пол.), два кукиша показывали колдуну, чтобы он не наслал на человека икоту (рус. архангел.). Часто при встрече с ведьмой или колдуном предписывалось показывать кукиш тайно — в рукаве или в кармане (бел.). Считалось, что колдун или ведьма не могут спокойно пройти мимо человека, сложившего в карманах два кукиша, и обязательно чем-нибудь выдадут себя, например, начав ругать или задирать этого человека (укр.). В другом случае, чтобы опознать ведьму, следовало накануне воскресенья пойти к дому предполагаемой ведьмы, стать спиной к глухой стене, повернуть назад
голову, плюнуть, подуть и показать кукиш в сторону стены. На следующее утро ведьма придет к этому человеку и спросит его, зачем он показывал ей кукиш (укр.).
Часто демонстрация кукиша источнику опасности сопровождалась приговором типа: "На тобе, штоб до пары, да иди" (ровен.); "Ражон табе у горла, дзяркач у зубы, соль у вочы". В Полесье, показывая кукиш вихрю, говорили: "Ось тоби дуля, куда дуля, туда й ты" (житомир.), или: "Вихор, вихор, ні табе дуля" (гомел.). Приговор с упоминанием кукиша мог заменять соответствующий жест в охранительных целях. Например, чтобы предотвратить т. н. "знос" (болезнь ребенка, возникающую при встрече детей одного возраста), вынося ребенка на улицу, мать говорила: "А знос Бог понёс, а матерам дуля под нос" (гомел.).
Имеется одно полесское свидетельство о том, что кукиш мог быть не только жестом, но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно от сглаза (брест.).
В медицинской практике глазную болезнь "ячмень" лечили, поднося к глазу кукиш (в.слав.) и произнося: "Глазной кукиш, на тебе шиш" или: "Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, / Купи себе топорок, / Руби себя поперек". После чего на глаз плевали (рус.). Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно поднести кукиш к глазу больного должен был посторонний. Кукиш упоминается в некоторых фольклорных текстах. Например, в полес. веснянках говорится, что весна принесла "Девкам цибули, а хлопцам по дули" .
Е. Е. Левкиевская
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/raznoe/217/kukish/2222/